Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1
УДК 327
Павел КАНДЕЛЬ
ЮБИЛЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ КОСОВО: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Сегодня Косово de jure - полупризнанная республика. Получить желаемое место в ООН мешает пока сопротивление Сербии, которую поддерживают Россия и Китай. Но можно предположить: ради обещанного приёма в ЕС сербские власти готовы едва ли не на всё. Ради той же цели лидеры Косово и Албании готовы воздержаться от осуществления «великоалбанского» идеала, но считают полезным шантажировать этим проектом Брюссель и Вашингтон. Двум албанским государствам не скоро удастся попасть в ЕС. Но полного международного признания Косово может добиться довольно быстро. Его полукриминальную репутацию это признание не поправит, не решит его острых социально-экономических проблем и не повысит эффективность управления. Но в мире достаточно государств, чья состоятельность условна.
Ключевые слова: Косово, независимость, Сербия, ЕС, «Великая Албания».
Через десять лет после провозглашения независимости Косово её можно считать свершившимся фактом. Она признана 106 (по сербским данным) и 114 (по косовским данным) членами ООН, 23 членами ЕС (за исключением Греции, Кипра, Испании, Словакии и Румынии) и всеми соседями по региону (кроме Сербии и Боснии и Герцеговины - из-за сопротивления Республики Сербской). Укреплению позиций Косово способствовало и решение Международного суда ООН (22 июля 2010 г.). При помощи крайне двусмысленной казуистики суд смог вынести вердикт, что декларация о независимости Косово не нарушает международное право. Дополнительным признанием со стороны Брюсселя стало Соглашение о стабилизации и ассоциации между ЕС и Косово (подписано 27 октября 2015 г. и вступило в силу 1 апреля 2016 г.). Однако республике ещё долго предстоит доказывать свою государственную состоятельность.
Новоиспечённое государство сталкивается с прежними структурными проблемами, их порождало не отсутствие независимости, а уровень социально-экономического и социо-куль-турного развития края. Архаичная экономика плодит экстремально высокую безработицу (особенно среди молодёжи) - благоприятную питательную среду социально-политического радикализма, преступности международных масштабов и растущего исламистского экстремизма. Не меньше усилий потребуется, чтобы избавиться от сложившейся репутации всеевропейского мафиозного центра транзита наркотиков, «живого товара» и контрабанды. Не украсит её и деятельность начинающего работу Специального международного суда по расследованию преступлений Армии освобождения Косово в 1998-1999 гг.1 Хотя Сербия, при поддержке России и Китая, пока отказывается признать независимость Косово de jure, многое позволяет усомниться в твёрдости и долговременности её упорства.
© Кандель Павел Ефимович - ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, кандидат исторических наук. Адрес: РФ, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: xpekan@yandex.ru
Размещено на сайте РСМД 21.02.2018: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yubiley-nezavisimosti-kosovo-itogi-i-perspektivy/
1 ЕС потребовал от Косова не вмешиваться в работу Спецсуда по военным преступлениям // ТАСС. 12.01.2018. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4870302.
Косово и Сербия
Сербия под властью Сербской прогрессивной партии А. Вучича и Социалистической партии Сербии И. Дачича, слывших националистами и русофилами, по соглашению 2013 г. о принципах нормализации отношений, уже признала Косово de facto, передав Приштине ранее ей неподконтрольную северную часть края, населённую сербами, ради начала переговоров о вступлении в ЕС. Взамен она получила лишь обещание косовской стороны создать довольно декоративное Сообщество сербских муниципалитетов, что пока так и не реализовано.1 Не меньшие авансы Белград сделал Брюсселю и по другим аспектам своей балканской политики. Видя, как безоглядно и без сколько-нибудь адекватных компенсаций руководители Сербии сдают одну позицию за другой в проходящих под патронатом Брюсселя переговорах с Приш-тиной, правомерно предположить: для приёма в ЕС они готовы едва ли не на всё. «Внутри-сербский диалог» по косовской проблеме, начатый президентом А. Вучичем, и готовящиеся изменения конституции (где Косово пока обозначено как часть Сербии) призваны устранить последние юридические препятствия для признания независимости Косово Сербией. Поскольку вступление в ЕС провозглашено внешнеполитическим приоритетом в Белграде (а в этом единодушны и правящие, и подавляющее большинство оппозиционных партий), другого исхода и нельзя ожидать. Для Брюсселя обязательным условием приёма Сербии в ЕС является «юридически обязывающий договор о полной и всесторонней нормализации отношений» между Белградом и Приштиной. Желая поторопить А. Вучича и дополнительно стимулировать его, в Евросоюзе заявили: Сербия сможет быть принята в его ряды в 2025 г., если не позднее 2019 г. закончит предвступительные переговоры и нормализует отношения с Косово. Невелика надежда, что у сербских властей будет достаточно воли и дипломатического искусства противостоять давлению Брюсселя и Вашингтона.
В пользу решения «косовского вопроса» есть немало рациональных аргументов. Сохранение «бумажного» суверенитета над Косово лишь делает Сербию на обозримую перспективу заложницей «замороженного» конфликта, оставляя её в окружении действующих и потенциальных членов ЕС и НАТО. Вернуть край, с 1999 г. фактически отрезанный от неё, ей не под силу. При трезвом анализе это и не нужно из-за нерешаемых демографических, экономических и политических проблем. В случае возвращения края в состав Сербии высокий уровень рождаемости среди косовских албанцев - постоянный генератор демографической экспансии - грозил бы серьёзно изменить национальный состав сербского государства, как это ранее произошло в Косово. Край, ещё в СФРЮ считавшийся наиболее экономически неразвитым и дотационным, для сербской экономики - непомерная ноша. Косово - постоянный источник этнополитических конфликтов и в «королевской», и в «титовской», и в «милошевичев-ской» Югославии, таковым бы и остался. При обилии собственных социально-экономических трудностей тратить ограниченные ресурсы на Косово у Сербии нет ни возможности, ни не-
1 Текст соглашения между Сербией и Косово.20.04.2013. URL:http://ostkraftru/ru/documents/536.
2 COMMUNICATION FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT, THE COUNCIL, THE EUROPEAN ECONOMIC AND SOCIAL COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS. A credible enlargement perspective for and enhanced EU engagement with the Western Balkans.URL:http://wb-csf.eu/wp-content/uploads/2018/02/A-credible-enlargement-perspective-for-and-enhanced-EU-engagement-with-the-Western.pdf.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1
обходимости, ни стимула. Фактическим признанием этого было предложение сербской стороны в ходе переговорного процесса о статусе Косово в 2007 г. Оно предоставляло краю широкую самостоятельность, равную независимости, лишь без её международно-правового оформления. Но не предусматривалось представительства края или косовских албанцев в институтах власти Сербии, частью которой его хотели бы считать в Белграде.
Правда, «сдача» святыни национальной истории («колыбели» средневекового сербского государства и места исторической битвы с турками на Косовом поле) крайне непопулярна. Она посягает на запечатлённое в народном эпосе косовское предание - краеугольный камень национальной мифологии. Сильное недовольство политикой властей в косовском вопросе существует и во влиятельной Сербской Православной Церкви. Между тем внутри неё нет единства, и, как показала практика, руководство церкви не готово вступать в открытый конфликт с государством. Политические силы, требующие в выборе между ЕС и Косово предпочесть второе, крайне слабы и находятся в Скупщине в подавляющем меньшинстве.
Международные последствия
Признание независимости Косово значительным числом членов ООН, нарушавшее резолюцию №1244 СБ ООН, основополагающие документы ОБСЕ, и принципы, которые декларировал сам ЕС по отношению к новым независимым государствам на территории СССР и СФРЮ1, создало международно-правовой прецедент, который мог «сработать» и в других конфликтных зонах. Ведь он дал дополнительные стимулы, поводы и правооснования сторонникам сепаратизма добиваться того же, что и Косово, в схожих ситуациях или противодействовать повторению подобного у себя, коль скоро такая угроза выглядит актуальной. Сам список «диссидентов» в ЕС, воздержавшихся от признания Косово, показывает, какие государства желали предохранить свои страны от сходных вариантов, опасаясь их небезосновательно.
Как и предупреждало руководство РФ, уже первые разговоры о возможности независимости Косово вызвали живейший отклик в «непризнанных» постсоветских государственных образованиях - в Приднестровье и в Карабахе, в Абхазии и Южной Осетии. С другой стороны, государства - члены ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) поспешили заявить, что «независимо от того, каким будет результат окончательного урегулирования косовской проблемы, он не должен создавать прецедента на будущее»2. Грузии и Украине пришлось убедиться, что российские предостережения были не напрасны.
Было бы, конечно, упрощением ожидать автоматической «реакции домино» во всех регионах, где есть сепаратистские движения. Каждый конфликт имеет собственные причины и следствия, самостоятельную динамику развития и уникальное соотношение задействованных в нём сил. Ни одно из сепаратистских движений в Западной Европе не апеллирует к косовскому случаю. Скажем, для каталонских сепаратистов привлекательнее пример Словении, а испанские власти подчёркивают, что случай Каталонии не имеет ничего общего с Косово. Но
1 Guidelines on the Recognition of New States in Eastern Europe and in the Soviet Union // Bull. of the European Communities Comission.1991. Vol. 24. №12. P. 119.
2 Окончательное решение о будущем Косово не должно привести к созданию международного прецедента, считает ГУАМ. 20.01.2006. URL: http:// https://news.un.org/ru/story/2006/01/1081491.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1
сегодня стало особенно явно, что Испания не признала его независимость не случайно.
Более близким примером и прецедентом косовский казус мог бы оказаться для Республики Сербской (РС) в Боснии и Герцеговине (Б и Г) и поборников «Великой Албании» в Македонии. Президент РС М. Додик время от времени стращает Вашингтон и Брюссель референдумом о её выходе из состава БиГ, ссылаясь в том числе на случай Косово1. Парламент Республики Сербской уже дважды пугал этим в 2008 г. в связи с провозглашением независимости Косово. Но угроза так и осталась нереализованной, и причины этого очевидны. Отделение Республики Сербской невозможно и бессмысленно без активной поддержки Белграда. Однако на это рассчитывать не приходится, учитывая стремление Сербии в ЕС. Поэтому очередной приступ подобной риторики был всего лишь способом наращивания рейтинга накануне местных выборов в РС (состоялись 02.10.16). Они подтвердили эффективность тактики М. Додика: его партия Союз независимых социал-демократов (СНСД) на треть увеличила число контролируемых ей местных органов власти. Нет причин отказываться от успешного приёма и на предстоящих в 2018 г. всеобщих выборах в БиГ. Это и наиболее сильное средство в борьбе против ограничения прав Республики Сербской и повторяющихся попыток централизации БиГ. Впрочем, искушённый политик уточнил, что референдум об отделении РС пока не стоит на повестке дня2.
Длившийся год македонский внутриполитический кризис на первый взгляд создавал самые подходящие условия для реализации давнего «великоалбанского» националистического идеала. Но албанские лидеры и в Албании, и в Македонии, удержались от соблазна им воспользоваться, удовлетворившись укреплением институциональных и политических позиций на политической сцене Македонии. Глава правительства Албании Э. Рама пригласил в Тирану лидеров албанских партий Македонии (от их позиции после внеочередных парламентских выборов 11.12.2016 г. зависело, кому из двух соперничающих македонских партий достанется власть). Консолидировав их на общей платформе, Э. Рама сыграл ключевую роль в определении победителя затяжного политического кризиса в этой стране. Электоральные мотивы поведения Э. Рамы не сложно угадать. Албанию ожидали президентские и парламентские выборы. Основной соперник правящих социалистов - Демократическая партия - с февраля 2017 г. бойкотировала парламент, угрожая неучастием в выборах. При избрании президента угроза была реализована. В сложившихся условиях у Э. Рамы возникла острая потребность продемонстрировать «крутизну», представ в выигрышной роли «лидера всех албанцев». Лишь вмешательство США вынудило две основные партии Албании к соглашению о парламентских выборах. После победы на них и в ожидании начала переговоров о приёме Албании в ЕС Э. Рама несколько смягчил риторику.
Внутриполитическая ситуация в Косово
Вынужденное сожительство в коалиционном кабинете Демократической партии президента Х. Тачи с их основным соперником - Демократической лигой во главе с премьером И.
1 Милорад Додик: БиХ нема шансе да успе, решеае je у мирном разлазу две енитета. 08. jaHyap 2017. URL: http://www.nspm.rs/hronika/milorad-dodik-bih-nema-sanse-da-uspe-resenje-je-u-mirnom-razlazu.html.
2 Милорад Додик: БиХ не може да преживи у политичком смислу. 18. март 2017. URL: http://www.nspm.rs/hronika/milorad-dodik-bih-ne-moze-da-prezivi-u-politickom-smislu.html.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1
Мустафой тяготило главу государства. Давление радикально-националистической оппозиции нарастало. «На европейском треке» значимых прорывов не просматривалось (Косово, в отличие от соседей, пока не имеет ни статуса кандидата в ЕС, ни безвизового режима). Брюссель настаивал на выполнении взятых, но непопулярных обязательств: ратифицировать уже подписанный договор о демаркации границы с Черногорией, создать Сообщество сербских муниципалитетов, возобновить диалог с Сербией, приостановленный по вине Приштины. Ожидаемое начало работы Специального международного суда нервировало и бывшего руково-дите-ля Армии освобождения Косово, и его боевых соратников. Для Х. Тачи настало самое подхо-дящее время отобрать у оппозиции монополию на патриотизм и напомнить всем, кто здесь хозяин. Потребовался сложный политический кульбит: при голосовании 10 мая 2017 г. по внесённому оппозицией вотуму недоверия правительству входившая в него Демократическая партия поддержала оппозицию. Кабинет И. Мустафы пал, были объявлены досрочные парла-ментские выборы. Главной заботой Х. Тачи стало придание власти такой конфигурации, которая гарантировала бы иммунитет бывшим боевикам. Поэтому на выборы Демократическая партия пошла в т.н. «коалиции пистолетов» вместе с Альянсом за будущее Косово одиозного Р. Харадиная, выдвинув его кандидатом на пост главы правительства. В прошлом полевой ко-мандир, обвиняемый Сербией в военных преступлениях, но дважды оправданный Гаагским трибуналом «за недостаточностью доказательств» (запуганные свидетели отказывались от данных показаний или скоропостижно уходили из жизни при неясных обстоятельствах), и экс-премьер в 2004-2005 гг., успел отметиться рядом жёстко националистических заявлений1.
Прошедшие 11 июня 2017 г. досрочные парламентские выборы показали низкое доверие населения правящей политической элите и популярность воинствующего национализма. «Коалиция пистолетов» завоевала 39 мест из 120. На второе место впервые выдвинулась всегда бывшая в оппозиции радикально националистическая партия «Самоопределение», удвоив число депутатов (32 вместо 16). Возглавлявшей прежний кабинет Демократической лиге достались 29 мест. «Сербский список», сформированный из кандидатов, поддерживаемых Белградом, получил 9 (из 10) мандатов и роль значимого балансира на политических весах. И хотя молодой лидер «Самоопределения» в союзе с Демократической лигой уже примерял на себя роль премьера, сложилось иначе. Р. Харадинай переманил из противоположного лагеря «Новый косовский альянс» во главе с крупнейшим косовским бизнесменом Б. Паццоли, предоставив ему пост министра иностранных дел. При благословении властей Сербии «коалицию пистолетов» поддержал «Сербский список» (как и другие национальные меньшинства). Его представители даже вошли в кабинет Р. Харадиная, хотя за пару недель до этого Белград требовал его выдачи как военного преступника. В итоге удалось сформировать хрупкое коалиционное большинство (61 мандат) и правительство, которое в любой момент может быть обрушено каждым из участников. После энергичных внушений из Вашингтона и Брюсселя (новому премьеру поначалу даже отказали во въездных визах в США и Великобританию) Р.
1 Харадинай пообещал создать армию Косова через 90 дней после формирования правительства. ТАСС. 23.05.2017. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4273438.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1
Харадинай начал постепенно отказываться от запальчивых предвыборных деклараций.
Косово и Албания
Между двумя государствами заключено соглашение о сотрудничестве и стратегическом партнёрстве (22.01.2014). Регулярно проводятся совместные заседания правительств (в 2014, 2015 и дважды в 2017 гг.). Высказывалось намерение объединить дипломатические представительства Албании и Косово в ряде стран «в целях экономии». Албанцам Косово и Южной Сербии в Албании предоставлена возможность трудоустройства без получения дополнительных разрешений. В апреле 2017 г. албанские лидеры сообща (и не в первый раз) стали недвусмысленно шантажировать Брюссель и Вашингтон: Х. Тачи и премьер Албании Э. Рама, к которым присоединился и лидер албанцев Южной Сербии Й. Муслиу, практически синхронно высказали общее мнение, что «если перспектива интеграции Западных Балкан в ЕС продолжит бледнеть», нельзя исключать объединения Албании и Косово, да и всех албанцев в одном государстве1. Э. Рама разъяснил, что Албания предпочитает приём в ЕС «Великой Албании». Но он, как и другие балканские лидеры, не раз возвращался к излюбленной мысли: затягивание с приёмом в ЕС грозит дестабилизацией региона - оказавшийся удачным приём «пришпоривания» евроинтеграции явно будет применяться ещё не раз. И хотя идея объединения всех албанцев активно используется политиками в предвыборных кампаниях и для давления на западных покровителей, они вряд ли осмелятся реализовать её без санкции США и ЕС. Но в Вашингтоне и Брюсселе не одобрят подобную акцию, опасаясь, что в этом случае трудно сохранить целостность БиГ.
Косово и ЕС
Для восстановления пошатнувшегося авторитета в регионе Брюсселю пришлось сменить стратегию, провозгласив одним из приоритетов расширение ЕС на Западные Балканы в 2020-2025 гг. Сербия и Черногория названы ведущими кандидатами на приём. Другие претенденты, с традиционной ревностью следящие за соперниками, постараются изменить очерёдность. Соревновательность призвана стимулировать их к большей лояльности Брюсселю, что позволит ему эффективнее управлять регионом и укрепить его стабильность. Но местные лидеры уже убедились: угроза дестабилизации - сильное средство воздействия на ЕС. Косово ещё и поэтому останется слабым звеном региональной стабильности. Сроки и темпы «ев-роинтеграции» будут предметом не только словесных дискуссий между Брюсселем и кандидатами, между «старыми» и «новыми» членами ЕС. Логично ожидать продолжения более или менее скрытой политической конфронтации, при которой претенденты будут доказывать неотложность ускорения их приёма в Евросоюз, в том числе и периодическими приступами «неевропейского» поведения, что особенно свойственно албанским политикам как в Косово, так и в Албании. Всё это, однако, не отменяет приверженности элит стран региона курсу на вступление в ЕС, который своей новой Стратегией для Западных Балкан подтвердил намере-
1 RAMA OPASNO PRETI: Ako nas ne prime u EU, Albanija ce se ujediniti sa Kosovom! 18.04.2017. URL: http://informer.rs/vesti/balkan/326183/rama-opasno-preti-ako-nas-ne-prime-u-eu-albanija-ce-se-ujediniti-sa-kosovom. Лидер Косова: республика объединится с Албанией, если Приштине откажут во вступлении в ЕС. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4196001.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1
ние закрепить их за собой. США также не собираются уходить из региона. Косово предстоит пройти не простой путь, чтобы добиться желаемого приёма в Евросоюз, и о сроках не стоит даже гадать. Но вожделенное место в ООН ему может быть предоставлено довольно скоро. Сущностных проблем Косово это не решит, но в мире достаточно государств, состоятельность которых проблематична.
Список литературы
ЕС потребовал от Косова не вмешиваться в работу Спецсуда по военным преступлениям // ТАСС. 12.01.2018. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4870302.
Милорад Додик: БиХ нема шансе да успе, решеше ]е у мирном разлазу две енитета. 08 ]ануар 2017. URL: http://www.nspm.rs/hronika/milorad-dodik-bih-nema-sanse-da-uspe-resenje-je-u-mirnom-razlazu.html.
Милорад Додик: БиХ не може да преживи у политичком смислу. 18 март 2017. URL: http://www.nspm.rs/hronika/milorad-dodik-bih-ne-moze-da-prezivi-u-politickom-smislu.html.
Лидер Косова: республика объединится с Албанией, если Приштине откажут во вступлении в ЕС. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4196001.
Окончательное решение о будущем Косово не должно привести к созданию международного прецедента, считает ГУАМ. 20.01.2006. URL: http://https://news.un.org/ru/story/2006/01/ 1081491.
Текст соглашения между Сербией и Косово. 20.04.2013. URL: http://ostkraft.ru/ru/docu ments/536.
Харадинай пообещал создать армию Косова через 90 дней после формирования правительства. ТАСС. 23.05.2017. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4273438.
References
COMMUNICATION FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT, THE COUNCIL, THE EUROPEAN ECONOMIC AND SOCIAL COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS.
A credible enlargement perspective for and enhanced EU engagement with the Western Balkans. URL: http://wb-csf.eu/wp-content/uploads/2018/02/A-credible-enlargement-perspective-for-and-enhanced-EU-engagement-with-the-Western.pdf.
ES potreboval ot Kosova ne vmeshivat'sya v rabotu Speczsuda po voenny'm prestupleniyam // TASS. 12.01.2018. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4870302.
Guidelines on the Recognition of New States in Eastern Europe and in the Soviet Union // Bull. of the European Communities Comission. 1991. Vol. 24. №12. P. 119.
Lider Kosova: respublika ob''edinitsya s Albaniej, esli Prishtine otkazhut vo vstuplenii v ES. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4196001.
Milorad Dodik: BiX ne mozhe da prezhivi u politichkom smislu. 18 mart 2017. URL: http://www.nspm.rs/hronika/milorad-dodik-bih-ne-moze-da-prezivi-u-politickom-smislu.html.
Milorad Dodik: BiX nema shanse da uspe, resheae je u mirnom razlazu dve eniteta. 08 januar
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1
2017. URL: http://www.nspm.rs/hronika/milorad-dodik-bih-nema-sanse-da-uspe-resenje-je-u-mirnom-razlazu.html.
Okonchatel'noe reshenie o budushhem Kosovo ne dolzhno privesti k sozdaniyu mezhdunarodnogo precedenta, schitaet GUAM. 20.01.2006. URL:
http://https://news.un.org/ru/story/2006/01/ 1081491.
RAMA OPASNO PRETI: Ako nas ne prime u EU, Albanija ce se ujediniti sa Kosovom! 18.04.2017. URL: http://informer.rs/vesti/balkan/326183/rama-opasno-preti-ako-nas-ne-prime-u-eu-albanija-ce-se-ujediniti-sa-kosovom.
Tekst soglasheniya mezhdu Serbiej i Kosovo. 20.04.2013. URL: http://ostkraft.ru/ru/docu ments/536.
Xaradinaj poobeshhal sozdat' armiyu Kosova cherez 90 dnej posle formirovaniya pravitel'stva. TASS. 23.05.2017. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4273438.
Kosovo Independence Anniversary: Results and Perspectives
Author. Kandel P. Leading Researcher. Cand. Sci. (Historical). Address: 11-3 Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russian Federation. E-mail: xpekan@yandex.ru.
Abstract. Kosovo is now de jure a semi-recognized republic. The resistance of Serbia supported by Russia and China still prevents Kosovo from getting the desired membership in the UN. Nevertheless, it can be assumed that there is almost nothing the Serbian authorities won't do for the sake of the promised admission to the EU. Toward the same end, the leaders of Kosovo and Albania look willing to hold back from implementing the «Greater Albania» ideal, although find it helpful to blackmail Brussels and Washington with this project. Meanwhile, both Albanian states will not be able to get to the EU soon, while full international recognition of Kosovo can be gained quite quickly. It will neither restore Kosovo's semi-criminal record nor tackle its acute socio-economic problems, nor improve the effectiveness of its governance. However, there are other examples of the states over the world known for their nominal sustainability.
Key words: Kosovo, independence, Serbia, the EU, the «Great Albania».
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1