В. Е. Солдаткин
ЮБИЛЕЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАЗДНИКА
В статье рассматривается история празднования юбилейных торжеств: от древних времен до современности. Отмечается их религиозный и светский характер. Особое внимание уделяется бытующим в этом празднике традициям -своеобразному хранилищу богатейшего человеческого опыта и особому механизму его трансляции на большие исторические промежутки времени.
Ключевые слова: юбилей, праздник, традиции
The article follows the history of anniversary celebrations from ancient to modern times, pointing out their religious and mundane nature. The major focus is on the celebration traditions, which are a peculiar kind of storage of the richest human experience and mechanism of its communication through long periods of time in history.
Keywords: anniversary, celebration, traditions
Современный этап развития общества характеризуется общим упадком культуры, подменой ценностей, тысячелетиями вырабатываемых человечеством. «Звериные» законы, направленные на удовлетворение потребностей отдельного субъекта, не учитывающие правил целого сообщества, все чаще берут верх над культурой и нравственностью, более того, подчас становятся нормой в современном социокультурном пространстве. Техногенная цивилизация разрушает традиции, вследствие чего человек и человечество в целом не только теряют свою связь с историческими корнями, но и сами ориентиры дальнейшего развития, ведь традиции - это своеобразное хранилище богатейшего опыта всего человечества. Традиции, как явления, пронизывают все без исключения стороны нашей жизни. Всепроникновенность традиций обусловлена их функциональной заданностью, объективно представляющей их своеобразным механизмом, позволяющим не только хранить лучший исторический опыт, но и транслировать его на большие исторические промежутки. Исчезновение традиций грозит обществу различными социальными катаклизмами - разрушительными революциями, войнами, модернизациями и реформами. Что же является механизмом сохранения самих традиций?
Одним из таких механизмов является праздник -уникальный феномен культуры, своим рождением обязанный эпохе первобытности. Праздник выступает как особая духовно-практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей, апробированных межпоколенным общением людей, и протекающая в сакральном времени и пространстве свободно, в соответствии с регламентом праздничного кодекса [2, с. 15]. Именно деятельностная основа праздника является той благодатной почвой, на которой возникают и развиваются традиции. В пространстве праздника человек, опираясь на уже известные, проверенные модели поведения, созданные историческим прошлым, усваивает общепринятые нормы общежития. К тому же праздник - это своеобразная территория функционирования идеалов, гармоничной и радостной коммуникации, основанная на соборности, на массовой сочув-
ственности событию, на поддержании ценностей, связанных с этим событием, которые проявляют себя в идеальной форме.
В контексте наших рассуждений необходимо осознание того, что история человечества, художественно оформляя важные общественные события, накопила богатейший багаж праздников. Их так много, что исследователи до сих пор не создали универсальную классификацию всех праздничных форм. Например, классификация праздников может проводиться по разным видам человеческой деятельности и сферам бытия. При таком подходе выделяют общественно-политические, профессионально-трудовые, природно-экологические, историко-культурные, семейно-бытовые праздники.
В этом ряду значимым событием для человека и общества в целом является празднование дня рождения, особенно юбилейного. Юбилей становится рубежным праздником, подтверждающим статус человека в обществе, дающим ему ощущение определенной значимости среди людей, с которыми он, как существо социальное, так или иначе связан личностными, семейными, профессиональными и прочими узами.
Этимологически слово юбилей происходит от древнееврейского yo-bale' [йовель], которое означало звук шофара, бараньего рога, оглашавшего наступление юбилейного года - «года свободы», установленного пророком Моисеем. Он наступал каждые пятьдесят лет, после семи седьмиц (семи семилетий). Общеизвестно, число семь в древности считалось священным. Помноженное на семь, оно становилось священным в квадрате, так что год, следующий за таким сочетанием лет, обязательно должен был стать особенным. В течение всего Святого года допускалось особое отпущение грехов, проданные и заложенные земли и дома (за исключением домов в городах, обнесенных стеной) возвращались к прежним владельцам, а рабы получали свободу. Идея Священного года, как и многие другие, изначально проповедуемые в иудаизме, была принята христианством.
В Ватикане юбилейным (Jubilaeus annus) стали называть год, когда паломничество в Рим предостав-
125
ляло отпущение грехов. Католическая церковь связывала с юбилейными годами получение индульгенций и отмену наложенных епитимий. С 1470 г. по постановлению папы Павла II юбилейные годы отмечаются каждые 25 лет.
Цикличность процесса празднования круглых дат глубоко символична. Слово круглый достаточно прозрачно и в то же время очень сложно и полифонично. Сам круг - первоначальный протознак, одна из наиболее широко употребляемых фигур - символ вечности, знак абсолюта и совершенства, древний дохристианский знак колеса-солнца. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе [5, с. 240]. Это движение представляется как своеобразная спираль. А спираль, воплощающая идею одухотворенности круга, позволяет говорить о возможности такого возвращения на более высоком уровне. Конечно, этот аспект требует отдельного, более детального рассмотрения, но он, несомненно, связан с нижеследующими фактами.
В истории человечества юбилейные торжества носили не только религиозный, но и светский характер; ранее они проводились в связи с круглыми датами правителей и царствующих особ. Естественно, на заре человечества такие праздники имели совсем другие названия, но суть их оставалась той же: торжества подтверждали в первую очередь исключительность, «особость» главного героя в сакральном пространстве и времени праздника, а также лиминальность (двойственность) его состояния, связанную с окончанием одного и началом следующего жизненного периода. Например, в Древнем Египте главным государственным праздником был Хеб-сед («праздник хвоста»). Он отмечался в тридцатый год правления фараона и затем, как правило, каждые следующие три года его царствования. По мнению отдельных исследователей, праздник знаменовал магическое восстановление мужских сил царя и тем самым плодородия подвластной ему страны, заменив более древний обряд убиения состарившегося вождя. Хвост животного был в то время необходимым предметом царского облачения; позднее в церемониалах его заменил джед - в египетской мифологии фетиш, представляющий собой столб - символ деревянной колонны, в которой, согласно мифу, находился сундук с телом Осириса, бога умирающей и воскресающей природы. Зачастую празднование сопровождалось возведением особого храма, среди которых наиболее известен храмовый комплекс, построенный Осорконом II в Бубастисе.
Римские императоры, сменившие на исторической арене египетских фараонов, также широко отмечали круглые даты своего пребывания на престоле. Об этом свидетельствуют многочисленные документальные факты. Так, в Королевской академии истории (Мадрид) хранится юбилейный миссорий Феодосия Великого. Это серебряное блюдо церемониального назначения, на котором вычеканен портрет последнего государя единой Римской империи в окружении со-
правителей и стражи, было изготовлено в ознаменование десятилетия правления Феодосия, празднование которого проходило в 388 г. в Фессалониках. Можно констатировать, что возникшая в глубокой древности традиция маркировки (выделения) сакральных предметов, относящихся к юбилейным торжествам, являлась обязательным элементом таких празднований на протяжении всей истории человечества.
Традиция отмечать круглые даты своего правления была продолжена европейскими монархами в Новое время. Так, например, в 1887 г. по всему миру широко освещались торжества, связанные с пятидесятилетием пребывания на престоле королевы Виктории. А ее бриллиантовый юбилей, который отмечали в Лондоне 22 июня 1897 г., был признан одним из самых пышных празднеств, какие когда-либо видел туманный Альбион: дабы воздать должное своей монархине, со всех концов света в Англию прибыли 46 тысяч солдат и офицеров и премьер-министры одиннадцати колоний. Праздник посвящался как шестидесятилетию пребывания Виктории на троне, так и статусу сверхдержавы, который она дала Великобритании. Общеизвестно, что на тот момент в число подданных королевы Виктории входила четверть населения земного шара и пятая часть его территории (помимо Великобритании огромные территории по всему свету - Индия, Австралия, Канада, африканские, азиатские колонии, а также колонии в Южной Америке и Тихом океане).
Интересно отметить, что традиции юбилейных торжеств коронованных особ Старого света поддерживают представители и современных королевских семей. Так, 30 апреля 1996 г. граждане Швеции собрались у королевского замка в Стокгольме, где им представилась уникальная возможность не только увидеть короля Карла XVI Густава, родившегося в 1946 г., но и лично вручить ему подарки с наилучшими пожеланиями. По свидетельству информационных источников и многочисленных очевидцев, юбилейный день рождения монарха - главного символа шведской государственности - стал настоящим национальным праздником со всеми традиционными элементами: военным парадом, различными зрелищными мероприятиями, сопровождаемыми всеобщим народным ликованием.
Мы можем констатировать, что география таких праздников тоже весьма обширна - традиция празднования юбилеев существует не только в западноевропейских, но и в восточных монархиях. Например, в Токио много объектов, построенных к 50-летию правления Хирохито (1901-1989) в 1976 г. Японцы свято верили, что их государством, их жизнью управляет Император-Бог. Только после поражения Японии во Второй мировой войне Хирохито официально провозгласил своему народу: «Отныне я становлюсь человеком».
Уместно вспомнить еще одного восточного монарха. Его величество король Рама IX (Пхумипонг
126
Адульядет), коронованный в 1946 г., отмечает свой день рождения 5 декабря. Каждый юбилей этой даты -государственный праздник Таиланда. В преддверии празднования - 3 декабря на красочной и волнующей церемонии на площади Royal Plaza в Бангкоке элитные части королевской гвардии торжественно подтверждают свою присягу Его Величеству, а 5 декабря празднования проходят по всему Таиланду. По традиции все правительственные здания и сооружения украшаются разноцветными иллюминациями. В ночное время Бангкок в районе Большого королевского дворца и проспекта Ратчадамноен превращается в страну сказочных огней, а завершает праздничную программу роскошный салют [1, с. 16]. Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что оформление пространства праздника является важным традиционным элементом, входящим в структуру юбилея.
Далее обратимся к истории празднования юбилеев российских монархов. Один из известных ныне исследователей праздничной культуры, О. Л. Орлов, описывая праздничный придворный календарь, отмечает, что праздники при Дворе посвящались конкретным событиям, основная часть которых имела непосредственное отношение к царствующей семье. Например, при Анне Иоанновне Двор отмечал пять праздников: Новый год, День рождения государыни, День ее коронования, День восшествия на престол, а также День ее тезоименитства [4, с. 229]. В архивных документах отражено, что такие празднества совершались с особенной торжественностью и пышностью. Они начинались с литургии, молебна, которые сменялись пушечной стрельбой. Далее обязательно проводился парад войск на Дворцовой площади. После завершения парада государь проводил официальный прием российских вельмож и высокопоставленных иностранцев, принимая их поздравления. Свои благо-пожелания высказывали кроме того музыканты всех полков, морского ведомства и военно-учебных заведений. Каждый участник поздравления получал вознаграждение деньгами в соответствии со своим положе-
нием. После этого устраивались застолья, называвшиеся банкетами, или трактованиями. Завершались праздники иллюминацией и фейерверком [3, с. 17]. Все вышеперечисленное подтверждает факт наличия в государственном аппарате соответствующих институтов, служб и конкретных людей, занимавшихся специальной подготовкой данных мероприятий, а также определенного волевого управления всем организационным процессом. Как следует из документов, праздники царствующего Дома, в том числе и юбилейные торжества монархов, были общероссийскими. Их отмечали во всех регионах страны. В XVIII в. они уже имели устоявшиеся традиции и проводились по определенному сценарию. О. Л. Орлов отмечает, что к проведению торжеств осуществлялся дифференцированный подход: учитывалась государственная, национальная, религиозная и сословная принадлежность граждан. С учетом этих обстоятельств выбирались те или иные формы проведения торжеств [Там же, с. 18].
Традиции празднования юбилеев продолжаются и в Новейшей истории, причем современные праздники проходят не менее торжественно и пышно. Однако ныне такие мероприятия перестали быть прерогативой только царственных особ. В настоящее время любой человек имеет право отметить такое событие. Можно сказать, что юбилейные торжества, связанные с годовщиной жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, годовщиной какого-либо события, стали привычным явлением наших дней.
Таким образом, можно констатировать, что феномен юбилея имеет глубокие исторические корни и нуждается в дальнейшем основательном изучении. Результаты, полученные в ходе такого исследования, могут внести неоценимый вклад в сохранение и стать своеобразной реанимацией важных механизмов формирования и трансляции ценностей, поскольку существующие в этом празднике традиции обращения к человеку как личности, его значимости в социокультурном пространстве являются уникальным способом гармонизации целого общества.
1. Аминева, М. А. Таиланд [Электронный ресурс] / М. А. Аминева. - Режим доступа: www.znaj.ru/referats/23000/23042.zip.
2. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников: учеб. пособие / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2-е изд., испр. - Челябинск, 2004. - 278 с.
3. Орлов, О. Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов; М-во культуры РФ; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. -СПб.: Культ-информ-пресс, 2001. - 160 с.
4. Празднества при Дворе // Внутренний быт Русского государства с 17-го окт. 1740 г. по 25-е нояб. 1741 г. по док., хранящимся в Моск. архиве М-ва юстиции. - М., 1880. - Кн. 1. Верховная власть и императорский дом. - С. 217-226; 527-566).
5. Символы, знаки, эмблемы: энцикл. / В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. - М.: Астель: АСТ, 2006. - 556, [4] с., [32] л. ил. -(«ЛБ МЛЯОШЕМ»).
127