Научная статья на тему 'Оформление Москвы в дни празднования 300-летия Дома Романовых'

Оформление Москвы в дни празднования 300-летия Дома Романовых Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
361
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИЧНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ГОРОДА / ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА / 300-ЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сазиков Алексей Владимирович

В статье рассмотрена специфика праздничного оформления Москвы в дни празднования 300-летия Дома Романовых, ставшего последним большим юбилеем дореволюционной эпохи. Отмечены перемены в стилистике праздничного оформления русских городов, вызванные сменой парадигмы в искусстве на смену тяжеловесности историзма приходит подчеркнутый эстетизм модерна, отличающийся поэтикой и рационализмом в трактовке декоративных мотивов, вниманием к функциональной организации пространства, повышенным интересом к применению новых материалов. Это приводит к пересмотру типологической линейки праздничных декораций: на смену триумфальным аркам, столбам-обелискам, пирамидам и павильонам приходит мягкое тканевое оформление. В статье показаны особенности праздничного оформления Санкт-Петербурга и Москвы, приведены имена художников и архитекторов, участвовавших в оформлении двух столиц. Выделена кульминационная точка праздника программа путешествия императорского дома по тем городам центральной России, в которых проходили события, связанные с воцарением Михаила Федоровича первого монарха из рода Романовых. Приведены описания праздничного оформления Москвы, засвидетельствованные современниками в периодике того времени и мемуарной литературе. В заключении еще раз подчеркнута художественная специфика праздничного убранства царских торжеств 1913 г. Отмечены стилистические, типологические и конструктивные отличия в оформлении 300-летия Дома Романовых от предыдущих крупных торжеств, связанные, прежде всего, с развитием стиля модерн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW`S DECORATION DURING THE CELEBRATION OF THE 300TH ANNIVERSARY OF THE ROMANOV HOUSE

The article considers the specifics of the festive decoration of Moscow during the 300th anniversary of the Romanov House, which came to be the last great anniversary of the pre-revolutionary era. It also traces changes in the style of the festive decoration of Russian cities caused by paradigm`s shift in art are noted heaviness of historicism is replaced by the emphasized aestheticism of modernism, distinguished by poetics and rationalism in the interpretation of decorative motifs, attention to the functional organization of space, increased interest in the use of new materials. All this led to the revision of typological line of holiday decorations: thus soft fabric design took place of triumphal arches, obelisks, pyramids and pavilions. The article is to show features of the festive decoration of St. Petersburg and Moscow and register names of artists and architects who participated in the design of the two capitals. It determines the holiday`s culmination point the program of the Imperial house travel to the cities of the Central Russia, where all the events dedicated to the reign of Mikhail Fedorovich the first monarch of the Romanov family took place. The author describes the festive decoration of Moscow, attested by contemporaries in the periodicals of that time and memoirs and, in conclusion, once again emphasizes the artistic specificity of the festive decoration for Royal celebrations in 1913. It allowed distinguishing stylistic, typological and constructive differences in the design of the 300th anniversary of the Romanovs from previous major celebrations, associated primarily with the development of modern style.

Текст научной работы на тему «Оформление Москвы в дни празднования 300-летия Дома Романовых»

шшш

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2018 г. А. В. Сазиков

г. Москва, Россия

ОФОРМЛЕНИЕ МОСКВЫ В ДНИ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации, проект 2017-го г. «Искусство праздничного оформления города. История и современность».

Аннотация: В статье рассмотрена специфика праздничного оформления Москвы в дни празднования 300-летия Дома Романовых, ставшего последним большим юбилеем дореволюционной эпохи. Отмечены перемены в стилистике праздничного оформления русских городов, вызванные сменой парадигмы в искусстве — на смену тяжеловесности историзма приходит подчеркнутый эстетизм модерна, отличающийся поэтикой и рационализмом в трактовке декоративных мотивов, вниманием к функциональной организации пространства, повышенным интересом к применению новых материалов. Это приводит к пересмотру типологической линейки праздничных декораций: на смену триумфальным аркам, столбам-обелискам, пирамидам и павильонам приходит мягкое тканевое оформление. В статье показаны особенности праздничного оформления Санкт-Петербурга и Москвы, приведены имена художников и архитекторов, участвовавших в оформлении двух столиц. Выделена кульминационная точка праздника — программа путешествия императорского дома по тем городам центральной России, в которых проходили события, связанные с воцарением Михаила Федоровича — первого монарха из рода Романовых. Приведены описания праздничного оформления Москвы, засвидетельствованные современниками в периодике того времени и мемуарной литературе. В заключении еще раз подчеркнута художественная специфика праздничного убранства царских торжеств 1913 г. Отмечены стилистические, типологические и конструктивные отличия в оформлении 300-летия Дома Романовых от предыдущих крупных торжеств, связанные, прежде всего, с развитием стиля модерн.

Ключевые слова: праздничное оформление города, дизайн городской среды, теория и история дизайна, 300-летие Дома Романовых.

Информация об авторе: Алексей Владимирович Сазиков — кандидат искусствоведения, ведущий специалист, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, Волоколамское ш., д. 9, 125080 г. Москва, Россия. E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 28.08.2017 Дата публикации: 15.09.2018

УДК 74

ББК 85.127(2-2Мос)53

Для цитирования: Сазиков А. В. Оформление Москвы в дни празднования 300-летия Дома Романовых // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. С. 320-326.

На стыке XIX-XX вв. в стилистике праздничного оформления русских городов происходят большие перемены, вызванные обновлением художественно-образного языка архитектуры и декоративно-прикладного искусства, стремлением к простоте и строгости художественных приемов в противовес царившей ранее тяжеловесности эклектики. Все это, а также новые пространственные решения оформительских комплексов, пересмотр типологии приемов и средств декора, применение новых материалов и конструктивных решений свидетельствовало о начале эпохи нового стиля — модерна. Эта эпоха закружилась праздничной суетой в череде торжественных юбилеев — 100-летие со дня рождения Пушкина (1899), 200-летие основания Санкт-Петербурга (1903), 200-летие Полтавской баталии (1909), 50-летие освобождения крестьян (1911), 100-летие Бородинской битвы (1912), 300-летие Дома Романовых (1913).

К важным юбилейным торжествам создавались специальные думские комитеты и юбилейные комиссии при городской управе, решающие целый комплекс организационных задач, в том числе и отвечающие за организацию праздничного убранства города. Приступали к украшению загодя — так, работы по оформлению Санкт-Петербурга к 200-летию были начаты за 20 дней до торжества, и надо сказать, что это убранство северной столицы отличалось особой пышностью. В Летнем саду и парках города расположились панно-диорамы на темы основания Санкт-Петербурга. Этой же тематике были посвящены картины, украсившие здание городской думы на Невском проспекте. Перед ней находились временная статуя Петра I, декоративные фонтаны, «трельяж из зелени». Фасад здания был убран полотнищами, имитирующими знамена и штандарты петровского времени. Также возводились временные арки и трибуны с иллюминированными вензелями царствующих особ. На Сенатской площади стоял «крепостной бастион с зубцами и амбразурами» и костюмированной стражей, на Неве — нарядно убранные, выполненные в натуральную величину макеты боевых кораблей петровского флота, на Троицкой площади — сценическая площадка с «живыми картинами», воспроизводящими этапы основания и строительства города [3, с. 40].

С начала ХХ в. происходит постепенный отказ от использования в праздничном оформлении города сложных, тяжеловесных конструкций, на строительство которых уходило много времени и требовались большие финансовые затраты. Так, если работы по строительству временных праздничных сооружений в дни коронации Николая II заняли более трех месяцев, на время которых весь центр города походил на большую строительную площадку, то в дни празднования 300-летия Дома Романовых все декорационные работы были завершены в течение четырех дней.

Триумфальные арки, столбы-обелиски, пирамиды, павильоны уходят из оформительской практики. Им на смену пришли плоскостные декоративные росписи (панно-картины) на фасадах зданий, обрамленные декором, лентами и гирляндами, электрической иллюминацией. Активно используются мачты-флагштоки, орифламмные полотнища и перетяжки, кронштейны и флагодержатели — словом, мягкое тканевое оформление. Вместо деревянных павильонов (фактически капитальных построек1) устанавливают быстровозводимые, обильно декорированные царские палатки.

1 Так, например, царский павильон в Сокольниках, установленный в 1883 г., в дни коронации Александра III, простоял до 1956 г., когда сгорел при пожаре.

Празднование 300-летия Дома Романовых в истории дореволюционной России стало последним большим юбилеем, торжественно отмеченным праздником общегосударственного значения. Организацией торжеств ведал назначенный в 1910 г. высочайшим указом Комитет для устройства юбилея Романовых. В его состав вошли гофмейстер императорского двора Александр Булыгин, представители министерств, ряда организаций и учреждений. В мае 1912 г. Петербургская городская дума выделила крупные средства на организацию убранства города и праздничных гуляний. Для составления проектов праздничного декора были приглашены именитые архитекторы и живописцы: Владимир Щуко, Иван Фомин, Николай Лансере, Леонид Сологуб, Иван Порфиров.

Праздничные торжества начались 21 февраля 1913 г., объявленного «днем неприсутствия» (нерабочим) для всей империи. В этот день в Москве и Петербурге, во многих губернских городах в храмах служились торжественные литургии с благодарственным молебном и крестным ходом, в военных гарнизонах прошли парады всех родов войск и флота. В Москве в этот день на крестном ходе несли самые выдающиеся святыни православной России — иконы Владимирской, Иверской и Казанской Богоматери. На Красной площади прошел большой военный парад.

В марте-апреле различные юбилейные торжества, выставки, балы, народные гулянья и другие праздничные мероприятия прошли по всей империи. Май 1913 г. стал кульминационной точкой праздника — стартовала программа путешествия императорского дома по тем городам центральной России, в которых 300 лет назад проходили события, связанные с воцарением Михаила Федоровича — первого монарха из рода Романовых.

16 мая императорский поезд прибыл во Владимир, из него — в Суздаль. На следующий день «августейшая фамилия» отправилась в Нижний Новгород, откуда последовала тем историческим путем, которым в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского шло освобождать Москву от смуты. Из Нижнего Новгорода царский кортеж пароходами и экипажами отправился в Кострому и Ярославль. 22 мая автомобили доставили «высоких путешественников» в Ростов, из него поездом в Переяславль и 24 мая через Троице-Сергиеву Лавру в Москву [5, с. 494-499].

Царский поезд по определению искусствоведа Олега Немиро представлял собой «агитационно-пропагандистское мероприятие со множеством остановок, молебствий, торжественных встреч, поднесений и приветствий, приемами и обедами, спектаклями и балами» [2, с. 258]. Празднества в Москве 25-27 мая стали финальным торжественным аккордом юбилейных мероприятий, начало ему положило «торжественное следование» парадного императорского въезда в первопрестольный град Москву, сценарий которого напоминал церемонию коронационных вшествий.

Если в северной столице в дни празднования 300-летия Дома Романовых в декоре прочитывалась идея ретроспективы стилевых направлений русской архитектуры от XVII до начала ХХ в. и вместе с тем преобладали классические символы — имперские картуши и щиты, то в Москве доминировали национальные мотивы — шлемы и щиты древних славян. Национальные мотивы праздничного декора решались уже не в рамках направления эклектики — псевдорусского стиля, а с очевидным влиянием модной стилистики модерна — неорусского стиля, характерной чертой которого стало не копирование отдельных деталей, декоративных форм или объемов, а обобщенность мотивов, тонкая и творческая стилизация стиля-прототипа.

Кульминацией праздника в Москве стала электрическая иллюминация Кремля, Москворецкого моста и Думы. Художник Михаил Нестеров так описывал световой наряд Москвы в дни празднования юбилея Романовых: «В девять часов вечера зажглась иллюминация. Началась волшебная сказка, сон наяву. Народ ходил, как очарованный, среди блестящего самоцветными камнями, миллионами огней города, Кремля, любуясь диковинным зрелищем. По деревьям Александровского сада висели огненные цветы, плоды. Все сияло, переливалось, сверкало золотом, алмазами, рубинами на темном фоне весенних сумерек» [4, с. 201]. Следует отметить, что к этому времени в праздничной иллюминации города используется уже исключительно электрическое освещение, плошки, шкалики, газовые рожки, бенгальские огни ушли в прошлое.

Газета «Московские ведомости» так описывала оформление города в дни пребывания царской фамилии в Москве:

Праздничное убранство города было закончено накануне. Столица богато расцветилась национальными флагами и разнообразными драпировками. Особенно красиво был убран Царский путь от Александровского вокзала по Тверской улицы и Красной площади до Спасских ворот древнего Кремля. На балконах и в окнах красовались во многих местах бюсты и портреты Их Императорских Величеств среди цветов и тропической зелени. На высоких многоэтажных домах развивались громадные флаги, спускавшиеся с верхних этажей. Красивую декорацию составляли гирлянды из свежей зелени. Среди украшений обращали на себя внимание надписи «Боже, Царя храни», разноцветные вензеля Их Величеств и юбилейные даты «1613-1913 гг.» Красиво был убран подъезд Императорских комнат на Александровском вокзале, обращенный в шатер, увенчанный Императорской короной. Здесь разноцветные драпировки, чередуясь с гирляндами из зелени, спускались с верху донизу. Среди драпировок были симметрично расположены даты: 300 лет и 1613-1913 гг. Выделялась надпись «Боже, Царя храни», которая ярко горела вечером электрическими огнями, привлекая взоры многотысячного народа, любовавшегося чудной иллюминацией. Начиная с площади у Александровского вокзала по всей Тверской улице, а также на Воскресенской и Красной площадях городское управление разместило частью на трамвайных мачтах, частью на специально вкопанных столбах громадные, разноцветные полотнища, на которых были нашиты блестящие Романовские и государственные гербы.

Красиво было убрано здание Городской Думы. Помимо разноцветных драпировок, здесь спускались сверху богато исполненные с рисунками в древнем стиле стяги, на которых были нашиты государственные и романовские гербы, а также вензелевые изображения Их Императорских Величеств. На фронтоне подъезда красовался большой Романовский разноцветный герб, который горел эффектными электрическими огнями при иллюминации вместе с большими вензелями Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Федоровны, размещенными по сторонам герба.

Выдается своим чрезвычайно изящным убранством здание Российского Благородного Собрания, которое в течение всего вечера служило предметом исключительного внимания многочисленной публики, любовавшейся эффектной, прямо, можно сказать, сказочной иллюминацией здания.

Наряду с казенными и общественными зданиями выделялись богатым убранством многие частные дома; особенно это нужно сказать про иллюминацию, для

которой ныне стали исключительно пользоваться эффектами электрического освещения. <.. .>

24 мая, в день Высочайшего приезда Их Императорских Величеств, Москва была роскошно иллюминована.

Иллюминация привлекла на улицы массы народа, которые двигались вереницами с одной улицы на другую, любуясь наиболее удачно иллюминованными зданиями.

Общий восторг вызывала иллюминация Российского Благородного Собрания; по долгу народ любовался иллюминацией Городской Думы, Губернского Правления, Румянцевского музея, дома градоначальника и др. [1, с. 1, 3].

Год спустя, в июле 1914 г., в Александровском саду открыли памятник в честь юбилея Романовых — на увенчанном двуглавым орлом обелиске из серого финского гранита были выбиты имена восемнадцати царей и цариц от Михаила Федоровича до Николая II с надписью: «300 лет Дому Романовых». Автор проекта памятника-обелиска — архитектор Сергей Власьев. В 1918 г., по предложению Ленина, в рамках исполнения плана монументальной пропаганды монумент решили переделать в «Памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». По проекту архитектора Николая Всеволжского на месте имен Романовых были вырезаны имена 19 революционных мыслителей всех времен и народов, остальные же атрибуты прежней власти ликвидированы. В 1966 г. монумент перенесли в центр Верхнего сада, к гроту «Руины». В 2013 г., к 400-летию Дома Романовых, обелиск был восстановлен по архивным чертежам 1913 г. скульптором Салаватом Щербаковым и архитектором Игорем Воскресенским. 4 ноября 2013 г. в День народного единства состоялось открытие восстановленного монумента.

В заключение следует еще раз подчеркнуть: стилистика праздничного убранства начала XX столетия разительно отличалась от предшествующих праздничных торжеств. В декоре появились волнообразные переплетения «текучих» линий гирлянд, стеблей, растительно-цветовых узоров с криволинейными изгибами, характерными для стилистики модерна. Убранство царских торжеств показало как немеркнущую актуальность сложившихся элементов и средств оформления праздников второй половины XIX в., так и широкий спектр новых художественных тенденции стиля модерн. Вместе с тем происходит упрощение типологического ряда элементов оформления города, стандартизация, обеднение декоративных средств и приемов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Московские ведомости. 25 мая (7 июня) 1913. № 119. С. 1-3.

2 Немиро О. В. Из истории организации и декорирования крупнейших торжеств Дома Романовых: 1896 и 1913 гг. // Дом Романовых в истории России: Материалы к докл. конф., 19-22 июня 1995 г. СПб., 1995. С. 252-260.

3 Немиро О. В. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность. Л.: Художник РСФСР, 1987. 230 с.

4 НестеровМ. В. Воспоминания. М.: Сов. художник, 1985. 430 с.

5 Романовские торжества // Нива. 1913. № 24. С. 477-480. № 25. С. 494-499.

***

© 2018. Aleksey V. Sazikov

Moscow, Russia

MOSCOWS DECORATION DURING THE CELEBRATION OF THE 300th ANNIVERSARY OF THE ROMANOV HOUSE

Acknowledgements: The reported study was partially supported by the grant of the President of the Russian Federation, research project of 2017 "The art of the festive decoration of the city. History and modernity".

Abstract: The article considers the specifics of the festive decoration of Moscow during the 300th anniversary of the Romanov House, which came to be the last great anniversary of the pre-revolutionary era. It also traces changes in the style of the festive decoration of Russian cities caused by paradigm's shift in art are noted — heaviness of historicism is replaced by the emphasized aestheticism of modernism, distinguished by poetics and rationalism in the interpretation of decorative motifs, attention to the functional organization of space, increased interest in the use of new materials. All this led to the revision of typological line of holiday decorations: thus soft fabric design took place of triumphal arches, obelisks, pyramids and pavilions. The article is to show features of the festive decoration of St. Petersburg and Moscow and register names of artists and architects who participated in the design of the two capitals. It determines the holidays culmination point — the program of the Imperial house travel to the cities of the Central Russia, where all the events dedicated to the reign of Mikhail Fedorovich — the first monarch of the Romanov family — took place. The author describes the festive decoration of Moscow, attested by contemporaries in the periodicals of that time and memoirs and, in conclusion, once again emphasizes the artistic specificity of the festive decoration for Royal celebrations in 1913. It allowed distinguishing stylistic, typological and constructive differences in the design of the 300th anniversary of the Romanovs from previous major celebrations, associated primarily with the development of modern style.

Keywords: festive decoration of the city, design of the urban environment, theory and history of design, the 300th anniversary of Romanov House.

Information about author: Aleksey V. Sazikov — PhD in Arts, Leading Expert,

S. G. Stroganov's Moscow State Art and Industry Academy, Volokolamskoe highway

9, 125080 Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Received: August 28, 2017

Date of publication: September 15, 2018

For citation: Sazikov A. V. Moscow's decoration during the celebration of the 300th anniversary of the Romanov House. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2018, vol. 49, pp. 320-326. (In Russian)

REFERENCES

1 Moskovskie vedomosti, May 25 (June 7) 1913, no 119, pp. 1-3. (In Russian)

2 Nemiro O. V. Iz istorii organizatsiii dekorirovaniia krupneishikh torzhestv Doma Romanovykh: 1896 i 1913 gg. [Excerpts from the history of organization and decoration of the largest celebrations of the House of Romanov: 1896 and 1913]. Dom

Romanovykh v istorii Rossii: Materialy k dokl. konf., 19-22 iiunia 1995 g. [The House of Romanov in the history of Russia: Materials to the report. Conf., June 19-22, 1995]. St. Petersburg, 1995, pp. 252-260. (In Russian)

3 Nemiro O. V. Prazdnichnyi gorod. Iskusstvo oformleniia prazdnikov. Istoriia i sovremennost' [Festive city. The art of decorating holidays. History and modernity]. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1987. 230 p. (In Russian)

4 Nesterov M. V. Vospominaniia. [Memories]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1985. 430 p. (In Russian)

5 Romanovskie torzhestva [The Romanov festivities]. Niva, 1913, no 24, pp. 477-480; no 25, pp. 494-499. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.