Научная статья на тему 'Ю. В. Каминским, П. А. Мотавкин. Первым медицинским университет Дальнего Востока'

Ю. В. Каминским, П. А. Мотавкин. Первым медицинским университет Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ю. В. Каминским, П. А. Мотавкин. Первым медицинским университет Дальнего Востока»

Боткина, поставившего клиническую медицину на научную основу, деятельность Г. А. Захарьина, И. М. Сеченова, А. П. Бородина и др.

Новой эпохой в развитии отечественного здравоохранения было введение в 1864 г. земской медицины, приблизившей врачебную помощь к населению. В совершенствовании земской медицины важную роль играли губернские съезды земских врачей, Пироговские съезды, научные медицинские общества.

В главе IV «Всемирное признание русской медицины» автор монографии подчеркивает важную роль крупных научных медицинских школ, завоевавших высокий международный авторитет. В книге анализируется деятельность школы С. П. Боткина и школы Г. А. Захарьина, говорится о достижениях русской хирургии, приводятся сведения о становлении русской научной офтальмологии, оториноларингологии, стоматологии, акушерства, педиатрии, психиатрии и невропатологии, бактериологии, анатомии, гистологии, дерматологии, фармакологии, физиологии, гигиены, патологической анатомии и патологической физиологии. Автор монографии указывает на большие успехи русской медицинской науки и здравоохранения, о чем свидетельствует присуждение Нобелевской премии И. П. Павлову и И. И. Мечникову.

Книга написана хорошим языком и богато иллюстрирована. К сожалению, автор не избежал устоявшейся гиперболы, что М. И. Шеин, заслуги которого перед русской медициной огромны, издал первый русский анатомический атлас (с. 45). Как указывает Я. А. Чистович в «Истории первых медицинских школ в России» (СПб., 1883, с. 292, CCCXVIII), предисловие атласа написано И. Ф. Шрейбером, текст таблиц - И. Б. Гангартом и Я. фон Мелленом. Рисунки к таблицам атласа изготовлены Мартыном Шеиным, Трофимом Ульяновым и Петром Михайловым. Издание атласа осуществлялось по инициативе архиатера И. Б. Фишера. Нельзя не сказать также о противоречивом утверждении, что «родоначальником российского научного акушерства» признается Н. М. Макси-мович-Амбодик и что «в Петербурге основоположниками научного акушерства были профессора ИМХА» А.-Л. А. Китер и А. Я. Крассовский (с. 155). А ведь Н. М. Максимович-Амбодик препо-давл акушерство в госпитальных школах Петербурга.

В целом же монография В. О. Самойлова должна заинтересовать историков науки, историков медицины, врачей разных специальностей, студентов-медиков.

А. Е. Доросевич Н. А. Романов

Ю. В. КАМИНСКИЙ, П. А. МОТАВКИН. ПЕРВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.- Владивосток, 1997

В рецензируемой книге, посвященной истории Владивостокского государственного медицинского университета, анализируется также история здравоохранения и среднего медицинского образования в Приморье.

В главе I «Истоки» авторы напоминают о подготовке во Владивостоке сестер милосердия обществом Красного Креста. Первый выпуск сестер милосердия состоялся в 1895 г. Работа курсов медсестер активизировалась в период русско-японской войны. Однако существовавшая система здравоохранения была почти полностью ликвидирована за годы первой мировой и гражданской войн. Перед молодой советской властью встала задача создания новой государственной системы здравоохранения. 21 декабря 1922 г. по распоряжению Дальревкома организуется Приморский губернский отдел здравоохранения и районные отделы здравоохранения - первые органы управления здравоохранением Приморья. 1 ноября 1923 г. во Владивостоке открылись курсы по повышению квалификации ротных фельдшеров и курсы для подготовки аптечных работников. В ноябре 1924 г. аптечные курсы реорганизованы в фармацевтическую школу. 1 апреля 1924 г. открыт акушерский техникум, в декабре этого года превращенный в фельдшерско-акушерский техникум. В 1932 г. создается зубоврачебная школа. К 1940 г. значительно выросла медицинская сеть Приморья. В сравнении с 1913 г. количество больниц увеличилось в 5 раз, а фельдшерско-акушерских пунктов - в 30 раз. В 1942 г. фельдшерско-акушерский техникум, зубоврачебная школа и фармацевтическая школа объединены в краевой учебно-медицинский комбинат. В 1959 г. было создано единое краевое медицинское училище. В 1996 г. на базе медучилища открыт медицинский колледж.

Глава II «Медицинский факультет». В 1956 г. во Владивостоке на базе педагогического института создан Дальневосточный университет, в составе которого открыт медицинский факультет. Авторы подчеркивают, что период становления медфака сопровождался активизацией научно-исследовательской работы.

Глава III «Институту быть» посвящена созданию в 1958 г. Владивостокского медицинского института на базе медфака Дальневосточного университета. Она написана первым ректором медицинского института проф. В. М. Живодеровым. Автор повествует о трудностях становления меди-

цинского института, о решении кадровых проблем, о развитии материальной базы, о выполнении планов научно-исследовательской работы, помощи лечебно-профилактическим учреждениям. Подчеркивается, что лидирующее положение в научно-исследовательской работе заняла кафедра гистологии, где проводились фундаментальные исследования. Автор особо останавливается на первой защите кандидатской диссертации в стенах ВГМИ. Первым диссертантом стала ассистент Г. И. Холошина.

Глава IV «Годы роста». В 1983 г. отмечалось 25-летие Владивостокского медицинского института. К своему первому официальному юбилею институт выпустил 9700 врачей. К этому времени основная масса организаторов здравоохранения, руководителей ЛПУ края и 75 % врачей - это выпускники Владивостокского мединститута. Многие выпускники института защитили докторские диссертации и стали заведовать кафедрами: Ю. В. Каминский, А. Ф. Малышев, Л. А. Олофин-ский, Л. П. Яцков и другие. В 1983 г. из 51 кафедры института 23 возглавляли доктора наук. На кафедрах и курсах работали 218 кандидатов наук. По уровню «остепененности» ВГМИ опередил ряд вузов страны.

В институте успешно разрабатывалось научное направление «Медицинские проблемы использования ресурсов морей и океанов», ставшее частью государственной программы «Мировой океан». Значительное место в научно-исследовательской работе института занимало изучение фундаментальных проблем теоретической медицины. Особенно крупным здесь явилось открытие нейро-паракринного и интимального механизмов регуляции (кафедра гистологии, зав. - проф. П. А. Мотавкин). Тесное взаимодействие между теоретическими и практическими разделами медицинской науки характерно для кафедры патологической анатомии (зав. - проф. Ю. В. Каминский), где изучались патогенез и патоморфология иммунного воспаления при ревматических заболеваниях. Были обобщены данные об особенностях течения и распространенности ревматических заболеваний в Приморье, отмечено преобладание их висцеральных форм, отличающихся высокой агрессивностью процесса и неблагоприятным исходом. Успеху исследовательской работы способствовало сотрудничество института с научно-исследовательскими учреждениями АН СССР и АМН СССР. Тесная связь науки с лечебными учреждениями создавала предпосылки для скорейшего внедрения научных разработок в лечебную практику.

В главе V «Мы стали первыми» указывается, что ВГМИ первым среди вузов Дальнего Востока и Восточной Сибири был преобразован в медицинский университет. С 1984 г. Владивостокский мединститут / университет возглавляет проф. Ю. В. Каминский. В университете функционируют 58 кафедр и 4 самостоятельных курса. На 1 мая 1996 г. из 472 преподавателей 51 имел ученую степень доктора наук и 286 - кандидата наук, 18 преподавателей избраны действительными членами и членами-корреспондентами различных российских и международных академий. Университет подготовил свыше 20 тысяч врачей. В этой главе характеризуется, в частности, методическая работа медицинского университета. Подчеркивается, что в обеспечении учебно-методической работы одну из решающих ролей играет университетская библиотека с общим фондом 400 тысяч книг. На кафедрах университета ведется интенсивная работа по созданию методических пособий. Издано 68 учебно-методических пособий по отдельным блокам дисциплин. Проводится целенаправленная работа по компьютеризации учебного процесса. С 1989 г. функционирует компьютерный класс, эксплуатируемый рядом кафедр.

Раздел «Наука» главы V свидетельствует, что при планировании научно-исследовательской работы взят курс на разработку профилактики и лечения основной региональной патологии: параго-нимоза, дальневосточной скарлатиноподобной лихорадки, клещевого энцефалита, патологии у моряков и др. Университет участвует в разработке 15 центральных программ. Организация научной работы, координация изобретательской и рационализаторской деятельности находится в компетенции научной части университета. Координирующие и контролирующие функции по организации НИР отведены проблемным комиссиям: по морфологии, биохимии, физиологии, микробиологии, эпидемиологии, иммунологии, внутренним болезням, хирургии и др. В результате многолетней интенсивной деятельности ведущих ученых университета в нем созданы научные школы, широко известные как в нашей стране, так и за рубежом. Это коллективы, возглавляемые профессорами П. А. Мотавкиным (нейроморфология), Ю. В. Каминским (патоморфология), Н. С. Мотав-киной (микробиология и иммунология) и др. По инициативе ВГМУ на базе университета, НИИ климатологии и НИИ эпидемиологии в 1995 г. создан Дальневосточный научно-медицинский центр Сибирского филиала РАМН. При университете функционирует филиал Республиканского центра наркологии МЗ РФ, филиал НИИ пульмонологии СО РАМН РФ, межрегиональный центр лазерной педиатрии, региональный иммунологический центр, региональный профпатологический центр. Эти структуры позволяют сосредоточить усилия ученых университета на самых актуальных направлениях медицины, повысить уровень и эффективность научных исследований. К выполнению НИР широко привлекаются студенты - члены СНО.

В формировании научно-педагогических кадров, в развитии научного потенциала региона большую роль играют 8 специализированных ученых советов по защите диссертаций, принимающие работы по 12 специальностям: микробиология, гистология, хирургия, педиатрия, пульмонология, аллергология и иммунология и др. Один из советов полномочен принимать к рассмотрению докторские диссертации. За 4 года спецсоветы рассмотрели 82 диссертации.

Раздел «Материально-техническая база» свидетельствует, что сегодня ВГМУ располагает пятью учебными корпусами, тремя благоустроенными общежитиями, санаторием-профилакторием на 100 коек. Клиническая база университета размещена в 30 ЛПУ Владивостока.

Раздел «Здравоохранение» говорит о том, что организация во Владивостоке мединститута оказала влияние на все стороны деятельности лечебных и профилактических учреждений города и края. Мединститут стал кузницей врачебных кадров для практического здравоохранения. Коллективы клинических кафедр университета активно участвуют в оказании квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению города и края. На основе творческого сотрудничества ВГМУ и ЛПУ созданы и успешно функционируют центр гемодиализа, отделение ангиографии, ожоговый центр и др. Совместно с японскими специалистами в 1996 г. создан эндоскопический центр с возможностью проведения закрытых полостных операций.

Глава VI «Факультеты и кафедры» посвящена истории создания факультетов ВГМУ. Здесь сообщается, что лечебный факультет организован в 1958 г. Педиатрический факультет открыт в 1969 г. Медико-профилактический (бывш. санитарно-гигиенический) факультет открыт в 1966 г. Факультет переподготовки и последипломного образования (бывш. ФУВ) открыт в 1981 г. Характеризуется деятельность этих факультетов.

Глава VII «Страницы памяти». Здесь названы имена ушедших из жизни сотрудников ВГМУ, приводятся годы их жизни, научные интересы и научные труды. Названо 18 доцентов и профессоров.

Глава VIII «Годы и люди» - хронология основных событий деятельности Владивостокского медицинского института / университета.

В «Приложении» называются имена докторов наук и профессоров, работающих в ВГМУ. Приводятся имена сотрудников ВГМУ - заслуженных деятелей науки РФ и заслуженных врачей РФ, кавалеров орденов и медалей, лауреатов государственной премии РФ, отличников высшего образования, действительных членов и членов-корреспондентов академий. Перечислены имена выпускников, получивших диплом с отличием.

Завершает рецензируемое издание библиография научной продукции ВГМУ. На заключительных страницах этого издания приведен список докторских диссертаций, защищенных сотрудниками ВГМУ. Список диссертаций составили 65 работ. Данное издание снабжено именным указателем и оглавлением. Книга написана хорошим языком, богато и рационально иллюстрирована. Эта книга формально посвящена созданию и деятельности ВГМУ, но ее содержание выходит далеко за рамки данного вуза. Описанные в ней события - часть истории России.

Итак, книга Ю. В. Каминского и П. А. Мотавкина «Первый медицинский университет Дальнего Востока» представляет развернутую картину становления и развития здравоохранения, среднего и высшего медицинского образования в Приморье.

А. Е. Доросевич Н. А. Романов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.