Научная статья на тему '«Чем больше ты сделал, тем дольше ты жил». К 95-летию со дня рождения П. А. Мотавкина'

«Чем больше ты сделал, тем дольше ты жил». К 95-летию со дня рождения П. А. Мотавкина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Чем больше ты сделал, тем дольше ты жил». К 95-летию со дня рождения П. А. Мотавкина»

УДК 611(092)

001: 10.17238/РшД609-1175.2017.1.98-100

«Чем больше ты сделал, тем дольше ты жил»

К 95-летию со дня рождения П.А. Мотавкина

В.М. Черток1, В.Н. Швалев2, Ю.И. Пиголкин3

1 Тихоокеанский госудпрственный медицинский университет (690950, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2),

2 Институт клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова (121552, г. Москва, 3-я Черепковская ул., 15а), 3 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (119991, г. Москва, ул. Трубецкая, 8/2)

Вынесенные в заголовок слова Э. Канта как нельзя лучше характеризуют Павла Александровича Мотавкина - педагога и ученого, одного из основателей медицинского образования Приморья, чье 95-летие со дня рождения мы отмечаем.

Действительный член РАЕН, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор Павел Александрович Мотавкин прожил долгую, плодотворную и очень яркую жизнь, которая вместила целую череду заметных событий. Война, учеба в мединституте в непростое послевоенное время, аспирантура, приезд во Владивосток, создание кафедры, научной лаборатории, воспитание многочисленных учеников, которых можно встретить в различных уголках земного шара. Основные вехи жизни П.А. Мотавкина описаны в его стихах и прозе о детстве, юности, годах войны, послевоенной жизни: «Командир санвзвода», «Автобиография», «Истории и легенды деревни Дорское», «Экзаменов прекрасная пора», в воспоминаниях его учеников и соратников, хорошо знавших и любивших этого человека [15, 22-24].

В наиболее тяжелое и ответственное время формирования Владивостокского медицинского института он был назначен проректором по учебной и научной работе. Не хватало учебных площадей, с большими трудностями формировался преподавательский коллектив, не было учебников, приборов для практических занятий, лабораторной посуды и реактивов. Понятно, что вся эта многотрудная деятельность почти целиком легла на плечи проректора. Сложность организационной работы заключалась еще и в том, что преподаватели, приехавшие из разных уголков страны, представляли разные педагогические школы и имели в большинстве своем недостаточный опыт работы, а местные врачи, также привлеченные для обучения, были мало ориентированы и слабо подготовлены для преподавания в высшей школе. Но не привыкший пасовать перед трудностями молодой проректор находил решение этих проблем. В кратчайшие сроки была создана система организации учебного процесса, которая выдержала проверку временем. На самом ответственном, первом государственном экзамене, студенты ВГМИ выглядели весьма достойно. Решая учебные вопросы, проректор по учебной и научной работе не должен забывать о делах научных. П.А. Мотавкин был инициатором и активно участвовал в организации выездной сессии Академии

медицинских наук. Доклады, сделанные ведущими учеными страны на ученом совете вуза, стали образцом научных достижений и послужили примером для подражания преподавателям и студентам.

Несмотря на огромную занятость, П.А. Мотавкин успевал заниматься и собственными научными исследованиями. В совете при президиуме АМН СССР он защитил первую в институте докторскую диссертацию, после чего полностью сосредоточился на заведовании кафедрой гистологии. Однако вскоре его организаторский талант вновь оказался востребованным, на этот раз для создания Института биологии моря АН СССР, где П.А. Мотавкин возглавил основанную им лабораторию гаметогенеза. И вновь лидирующие позиции - теперь в научном учреждении. Приведем слова первого руководителя научного института академика А.В. Жирмунского: «...Лаборатория гаметогенеза из года в год демонстрирует высочайший уровень научных исследований, а количеством научной продукции являет своего рода институт в институте».

Но основной интерес его жизни - кафедра гистологии, которую он возглавлял в течение 55 лет и любил всей душой! Кафедра - это часть мира и сам маленький мир со своими правилами и законами жизни, удачами и достижениями. Эффективность ее работы определяется, прежде всего, личными качествами руководителя. Многие отмечали высокие человеческие качества и педагогический дар Павла Александровича. Это действительно был блестящий лектор и педагог. Здесь можно было бы бесконечно цитировать слова благодарности тех, кто является самыми взыскательными нашими судьями, - студентов. Но ограничимся одним высказыванием: «...Нам по восемнадцать. Всего. Но мы все стоим на ступеньку выше, чем люди, которые не знакомы с вами. В каждом из нас вы оставляете частичку себя. Для меня великая честь и счастье быть знакомой с вами. Вы не просто умный, вы - мудрый».

П.А. Мотавкин щедро передавал свои знания и богатый педагогический опыт молодому поколению. Вслед за опубликованными им учебными пособиями «Введение в нейробиологию», «Гистология человека в ответах на вопросы», «Курс лекций по гистологии» [1, 2, 5], он создал серию учебных пособий для молодых преподавателей: «Лекция в вузе», «Основы дидактики» и подлинно научно-историческое исследование - «Летопись студенческой науки Тихоокеанского

PMJ 2017 No. 1

Anniversaries

99

На читательской конференции, 2006 г.

государственного медицинского университета 19582013 гг.» [3, 11, 26]. К сожалению, серия таких нужных и интересных публикаций прервалась с уходом из жизни этого замечательного человека и педагога.

Подготовка педагогических и научных кадров всегда в центре внимания руководителя. Но для П.А. Мо-тавкина это была особая забота: он лично направлял научные исследования своих многочисленных учеников - докторантов, аспирантов, соискателей, студентов-кружковцев. Под руководством П.А. Мотавкина было защищено 129 диссертаций, из них 32 докторских и 97 кандидатских. За его работой видится нечто большее, нежели отдельные весьма результативные достижения - формирование собственной научной школы. Научная школа П.А. Мотавкина быстро получила широкую известность и признание у нас в стране и за рубежом. За относительно короткий исторический период под руководством П.А. Мотавкина - талантливого педагога и ученого - были сделаны выдающиеся научные открытия.

Среди крупных достижений научной школы, созданной П.А. Мотавкиным, следует отметить работы по

На лекции, 2007 г.

мозговому кровообращению, которые сформировали весомую базу для понимания важности сосудистой иннервации в обеспечении работы мозга. Накопленный за годы исследований обширный фактический материал позволил не только раскрыть основные закономерности функционирования этой регуляторной системы в обычных условиях жизнедеятельности организма, но и решить ряд проблем, имеющих отношение к коррекции ее расстройств при сосудистых заболеваниях [6-8,10-14].

Непрост и тернист путь открытий. В одной из своих статей П.А. Мотавкин описывал долгую дорогу раздумий, надежд, сомнений и разочарований - неизбежных спутников так называемого «озарения» [4]. Открытие неизвестной ранее эндокринной железы, сделанное Павлом Александровичем вместе с А.П. Бахтиновым, до сих пор занимает умы и побуждает к исследованиям ученых многих стран. Эта железа, получившая название «интраспинальный орган», у человека располагается в пояснично-крестцо-вом отделе спинного мозга. Ее развитие начинается во время полового созревания и характеризуется активным влиянием на сердечно-сосудистую систему [4].

Важно подчеркнуть, что инволюция интраспиналь-ного органа обычно начинается после 40 лет, что совпадает по времени с начальными проявлениями инволюции симпатического отдела вегетативной нервной системы, создавая опасность наступления внезапной сердечной смерти [25].

Новый всплеск научной активности был связан с изучением гистофизиологии оксида азота - проблемы, работу над которой также возглавил в университете профессор П.А. Мотавкин. Интерес к ней стремительно охватил специалистов, работающих в различных областях медицины и биологии, и побудил его учеников к изучению роли нового класса медиаторов нервного импульса - газотрансмиттеров - в центральных и периферических механизмах регуляции гемодинамики [16-20].

Результаты научных исследований кафедры стали достоянием широкой научной общественности. По различным вопросам фундаментальной и клинической медицины написано 30 монографий, опубликовано около 300 журнальных статей. Основные научные достижения кафедры вошли в руководства, учебники и курс лекций по гистологии, цитологии и эмбриологии. Монография «Гистофизиология сосудистых механизмов мозгового кровообращения» [6] удостоена диплома премии им. Б.И. Лаврентьева президиума АМН СССР, а ее содержание о наличии трех механизмов управления гемоциркуляцией включено в учебники по гистологии. Работы по изучению капилляров мозга, вышедшие из его лаборатории, являются логическим продолжением проведенных ранее исследований церебральной гемодинамики [18, 21]. Некоторые итоги этих исследований подведены в монографии П.А. Мотавкина, написанной совместно с А.В. Ломакиным и В.М. Чертоком [9]. Авторы книги были удостоены премии ДВНЦ АН СССР «За вклад в развитие дальневосточной науки».

Научные и жизненные достижения П.А. Мотавки-на отмечены званиями «Заслуженный деятель науки РСФСР», «Заслуженный изобретатель СССР». Он был почетным членом нескольких научных обществ, почетным гражданином города Владивостока. За ратные подвиги был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени и многими медалями. Уже в мирные годы его грудь украсили ордена «Знак Почета» и «Трудового Красного Знамени».

Давайте все мы - ученики, преподаватели и студенты - еще раз вспомним добрым словом Павла Александровича Мотавкина - талантливого педагога, ученого и человека в день 95-летия со дня его рождения. Литература

1. Мотавкин П.А. Введение в нейробиологию. Владивосток: Медицина ДВ, 2003. 250 с.

2. Мотавкин П.А. Курс лекций по гистологии. Владивосток: Медицина ДВ, 2007. 360 с.

3. Мотавкин П.А. Лекция в вузе. Владивосток: Медицина ДВ. 2012. 76 с.

4. Мотавкин П.А. Долгая дорога к истине // Тихоокеанский медицинский журнал. 2012. № 2. С. 9-16.

5. Мотавкин П.А., Матвеева Н.Ю. Гистология человека в ответах на вопросы. Владивосток: Медицина ДВ, 2005. 240 с.

6. Мотавкин П.А., Черток В.М. Гистофизиология сосудистых механизмов мозгового кровообращения. М.: Медицина, 1980. 200 с.

7. Мотавкин П.А., Черток В.М. Борьба с нарушениями мозгового кровообращения. М.: Знание, 1986. № 9. 64 с.

8. Мотавкин П.А., Черток В.М. Иннервация мозга // Тихоокеанский медицинский журнал. 2008. № 3. С. 11-24.

9. Мотавкин П.А., Ломакин А.В., Черток В.М. Капилляры головного мозга. Владивосток: Изд-во ДВНЦ АН СССР, 1983. 140 с.

10. Мотавкин П.А., Пиголкин Ю.И., Каминский Ю.В. Гистофизиология кровообращения в спинном мозге. М.: Наука, 1994. 232 с.

11. Мотавкин П.А., Шуматов В.Б., Крукович Е.В. Основы дидактики. Владивосток: Медицина ДВ, 2013. 132 с.

12. Мотавкин П.А., Пиголкин Ю.И., Ломакин А.В. [и др.]. Ре-цепторные клубочки и их ультраструктурная организация в артериях мягкой мозговой оболочки человека // Морфология. 1989. Т. 97, № 9. С. 14.

13. Мотавкин П.А. Черток В.М., Ломакин А.В. [и др.]. Возрастные изменения нервного аппарата сосудов головного и спинного мозга // Судебно-медицинская экспертиза. 2012. № 3. С. 27-30.

14. Пиголкин Ю.И., Черток В.М., Мотавкин П.А. Возрастная характеристика эфферентной иннервации артерий мягкой оболочки мозга человека // Морфология. 1982. Т. 83, № 8. С. 14-23.

15. Реутов В.П., Черток В.М. Новые представления о роли вегетативной нервной системы и систем генерации оксида азота в сосудах мозга // Тихоокеанский медицинский журнал. 2016. № 2. С. 10-19.

16. Старцева М.С., Коцюба А.Е., Черток В.М. Пространственная организация газотрансмиттерных нейронов в мозге // Тихоокеанский медицинский журнал. 2015. № 2. С. 39-43.

17. Черток В.М., Коцюба А.Е. Нейрохимическая организация внутриядерных нейронов продолговатого мозга у нормо-и гипертензивных крыс // Нейрохимия. 2016. Т. 33, № 3. С. 244-252.

18. Черток В.М., Черток А.Г. Регуляторный потенциал капилляров мозга // Тихоокеанский медицинский журнал. 2016. № 2. С. 72-80.

19. Черток В.М., Коцюба А.Е., Старцева М.С. Межъядерные интернейроны в стволе мозга человека // Вестник Российской академии медицинских наук. 2015. № 5. С. 608-613.

20. Черток В.М., Коцюба А.Е., Старцева М.С. [и др.]. Иммуноло-кализация газотрансмиттеров в межъядерных интернейронах продолговатого мозга у крыс // Нейрохимия. 2016. Т. 33, № 2. С. 95-102.

21. Черток В.М., Пиголкин Ю.И., Мирошниченко Н.В. Гистохимическая характеристика сосудисто-капиллярного русла головного мозга при старении и атеросклерозе // Ж. невро-патол. и психиатрии. 1984. Т. 84, № 7. С. 997-1000.

22. Черток В.М., Реутов В.П., Охотин В.Е. Павел Александрович Мотавкин - человек, педагог, ученый // Тихоокеанский медицинский журнал. 2012. № 3. С. 7-8.

23. Черток В.М., Рыжавский Б.Я., Целуйко С.С. Памяти Павла Александровича Мотавкина // Морфология. 2015. Т. 148, № 4. С. 108.

24. Швалев В.Н. Вклад научной школы П.А. Мотавкина в развитие нейроморфологии в России // Тихоокеанский медицинский журнал. 2016. № 2. С. 2-10.

25. Швалев В.Н., Реутов В.П., Рогоза А.Н. [и др.]. Развитие современных представлений о нейрогенной природе кардиологических заболеваний // Тихоокеанский медицинский журнал. 2014. № 1. С. 10-14.

26. Шуматов В.Б., Мотавкин П.А. Летопись студенческой науки Тихоокеанского государственного медицинского университета 1958-2013 гг. Владивосток: Медицина ДВ, 2013. 208 с.

Pacific Medical Journal, 2017, No. 1, p. 98-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.