Научная статья на тему 'Ю. А. Жданов и его междисциплинарный Издательский проект реализации гуманистической миссии науки (к 25-летию журнала «Научная мысль Кавказа»)'

Ю. А. Жданов и его междисциплинарный Издательский проект реализации гуманистической миссии науки (к 25-летию журнала «Научная мысль Кавказа») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / Ю.А. ЖДАНОВ / В.И. ВЕРНАДСКИЙ / НАУКА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НАУКИ / НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERDISCIPLINARY / Y.A. ZHDANOV / V.I. VERNADSKY / SCIENCE / RESEARCH TEAM / STATE SUPPORT OF SCIENCE / SCIENTIFIC AND PUBLISHING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Титаренко Инна Николаевна

В статье рассматривается роль Юрия Жданова в становлении междисциплинарного подхода в науке и развитии научно-издательской деятельности на Юге России. Показано, что отсутствие в собственном научном словаре этого мыслителя термина «междисциплинарный подход», его представления о методах и организации научного исследования укладываются в современное понимание междисциплинарности. Ждановский интегративный подход к решению актуальных научных проблем требовал объединения, консолидации усилий ученых различных областей и направлений в рамках одного исследовательского коллектива, как правило, высшего учебного заведения. Междисциплинарный подход нашел свое выражение и в создании журнала «Научная мысль Кавказа», который стал тем объединяющим изданием, в котором публиковались результаты исследований в области естественных, гуманитарных и технических наук. Анализируя содержание статей, опубликованных в первом номере журнала «Научная мысль Кавказа», автор указывает на глубокий философский подход к формированию редакционной политики этого издания, определенный идеями самого Ю.А. Жданова и представлениями близкого ему по духу выдающегося русского ученого В.И. Вернадского. Редакционная политика журнала, несмотря на все трансформации в течение прошедших со дня его основания двадцати пяти лет, сохраняет приверженность идеям Жданова. Журнал по-прежнему проникнут стремлением к междисциплинарности и выступает дискуссионной площадкой для ученых Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Y.A. Zhdanov in Formation of Interdisciplinary Approach and Development of Scientific and Publishing Business: to the 25th Anniversary of the Journal Scientific Thought of the Caucasus

The article considers the role of Yuri Zhdanov in the formation of an interdisciplinary approach in science and the development of scientific and publishing activities in the South of Russia. The author uses historical and philosophical methodology to identify the possibility of applying the concept of "interdisciplinary approach" to Zhdanov 's methodological ideas. Despite the lack of such a term in this thinker's own scientific dictionary, his ideas about the methods and organization of scientific research fit into the modern understanding of interdisciplinary. Zhdanov was characterized by an integrative approach to solving topical scientific problems. This approach required combining, consolidating the efforts of scientists of different fields and directions within one research team. At the same time, he considered the basis of such solidarity activities to solve topical scientific problems to be a higher educational institution, where specialists of different subject areas of science work. The interdisciplinary approach was also expressed in the creation of the journal "Scientific Thought of the Caucasus" where results of researching work of integrative scientific collectives were published. The journal topics covered the natural, humanities and technical sciences. Analyzing the content of the articles published in the first issue of the journal "Scientific Thought of the Caucasus," the author points to a deep philosophical approach to the formation of the editorial policy of this publication, defined by the ideas of Yu.A. Zhdanov himself and the Russian scientist VI. Vernadsky close to him in spirit. The editorial policy of the journal, despite all the transformations during the twenty-five years since its foundation, remained committed to Zhdanov's ideas. The journal continues to be imbued with the desire for interdisciplinary. "Scientific Thought of the Caucasus" acts as a discussion platform for scientists of the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «Ю. А. Жданов и его междисциплинарный Издательский проект реализации гуманистической миссии науки (к 25-летию журнала «Научная мысль Кавказа»)»

УДК 14

Ю.А. ЖДАНОВ И ЕГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ

МИССИИ НАУКИ (к 25-летию журнала «Научная мысль Кавказа»)

И.Н. Титаренко

DOI 10.18522/2072-0181-2019-100-4-9-15

Ушедший 2019 г. в научно-образовательном пространстве Юга России ознаменовался многими памятными датами, которые отмечены с разной степенью размаха и освещения в масс-медиа: 105 лет назад, в 1914 г., были открыты Классы рисования и лепки, ставшие впоследствии Ростовским художественным училищем им. М.Б. Грекова; 90 лет назад, в 1929 г., в Ростове-на-Дону был образован институт инженеров путей сообщения (РГУПС); 75 лет назад открылся инженерно-строительный институт (РГАС, РГСУ); 50 лет назад создан Северо-Кавказский научный центр высшей школы... В юбилейном календаре 2019 г. есть две даты, которые невозможно обойти вниманием, -столетие Юрия Андреевича Жданова и 25-летие журнала «Научная мысль Кавказа». О связи этих дат долго говорить нет необходимости: Ю.А. Жданов был идейным вдохновителем, инициатором создания журнала и его главным редактором (1995-2006).

Столетний юбилей Ю.А. Жданова нашел отражение в различных мероприятиях текущего года. Ростовской школе №115 присвоено имя этого ученого. В августе на канале «Россия-24» прошел посвященный ему выпуск программы «Культурная среда». В Донской государственной публичной библиотеке с конца августа работала выставка «Гражданин Вселенной: к 100-летию со дня рождения Ю.А. Жданова». В апреле в Институте социологии и регионоведения ЮФУ состоялась V Всероссийская конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Путь в науку», тематически связанная с идеями этого мыслителя, а в сентябре там же - XIV Ждановские чтения. В Ростовском государственном экономическом университете

Титаренко Инна Николаевна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, e-mail: innatag@mail.ru, т. 8(8634)371615.

(РИНХ) проведен круглый стол, посвященный его столетию. 20-22 июня 2019 г. в рамках Года столетия Юрия Андреевича Жданова в Южном федеральном университете была организована и проведена IV международная научная конференция «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании», в пленарном заседании которой прозвучал доклад Ю.Г. Волкова «Культура и наука - "остров вечного спасения человечества". Мысли о Ю.А. Жданове». Не перечисляя все многочисленные мероприятия, отметим состоявшийся в ноябре и посвященный юбилейной дате форум южнороссийской научной общественности «Потенциал региональной науки как ресурс повышения эффективности реализации национальных проектов на Юге России». И хотя порой все же казалось, что в них не хватает самого приветливого, улыбчивого, вдумчивого Юрия Андреевича, а также совсем немного - его внимательного, чуткого отношения к докладчику и слушателю, дань уважения, тем не менее, юбиляру была отдана.

На фоне этих ярких событий достаточно тихо проходит двадцатипятилетие журнала «Научная мысль Кавказа», заслуживающее, как кажется, особого внимания: ведь именно это научное издание, зарегистрированное Комитетом Российской Федерации по печати 21 декабря 1994 г., было любимым детищем Жданова и, как метко подметил Х.Г. Тхагапсоев, «прибежищем от чудовищной несуразности происходящего в ту пору» [1, с. 42], спасением от обусловленных экономическими реалиями дезинтеграционных процессов в науке и образовании. А еще журнал стал воплощением идей Ю.А. Жданова о методологии научного исследования, междисципли-нарности, роли гуманизма в науке, об организа-

Inna Titarenko - Southern Federal University, 44, Nekra-sovskiy per., Taganrog, 347928, e-mail: innatag@mail.ru, tel. +7(8634)371615.

ции научной работы на Кавказе. Этот вывод сделается ясным до очевидности, стоит только взять в руки самый первый номер журнала. В нем умело задана редакционная политика на много лет вперед. И в основе этой политики - весьма актуально звучащие идеи.

Начнем с того, что в первом номере журнала имелось небольшое обращение к читателю, кратко определяющее программу этого издания. В нем сообщается, что в «Научной мысли Кавказа» можно будет найти материалы по результатам исследований в области гуманитарных, естественных и технических наук, по проблемам высоких технологий, биотехнологии, по вопросам современной науки, культуры, общественной жизни и политики Юга России и Кавказа. Это значит, что журнал изначально задумывался как междисциплинарный, а не узконаправленный, хотя второй вариант, бесспорно, осуществить было бы проще. Для Ю.А. Жданова сомнений, похоже, быть не могло, поскольку только междисциплинарный журнал способен отразить те тенденции в науке, которые мыслитель прозорливо отмечал еще в конце 70-х гг. прошлого века: «Употребляя выражение Тимирязева, полчища "истов" и "логов" раздробили единый мир на множество научных феодов, разгороженных еще многими крепостными стенами. Однако сегодня мы с несомненностью констатируем постепенно идущее сближение наук, в том числе синтез знаний о природе и обществе. Эта тенденция к синтезу проявляет себя и в современной физической картине мира, и в учении о биосфере, и в постепенной трансформации нашего земного, геоцентрического естествознания в космическое...» [2]. Идеи эти удивительно схожи с ёмкой мыслью В.И. Вернадского из статьи «Задачи науки в связи с государственной политикой в России», напечатанной в этом же первом номере «Научной мысли Кавказа»: «Наука едина и нераздельна» [3, с. 7].

Сейчас, конечно, вполне уместным будет вопрос от историков философии, не чрезмерно ли модернизируются идеи Ю.А. Жданова и программа одного из основанных им изданий применением современного, если не сказать модного термина «междисциплинарность». Вопрос не праздный и обоснованный: во времена Жданова в отечественной науке этот термин практически не употреблялся. Несмотря на данный факт, методологические подходы к решению научных проблем и организации крупных интегративных исследовательских коллективов, свойственные ему как ученому и как руководителю, вполне

укладываются в понятие междисциплинарнос-ти. Сам Ю.А. Жданов применяет для обозначения своих методологических принципов другие, нередко составные или описательные характеристики: синтетический подход, кооперирование усилий, системный подход, интеграция, солидарность, консолидация работы и т.п. Однако при использовании любых терминов или описательных характеристик смысл ждановского подхода к решению проблем остается неизменным - объединение усилий ученых разных направлений в решении научной проблемы в рамках одного исследовательского коллектива, что облегчает обмен научной информацией и способствует развитию «стыковых областей знания» [4, с. 72]. Вот поэтому в качестве базовой единицы солидарной или, как сказали бы сегодня, междисциплинарной научной деятельности Ю.А. Жданов определял вузы, где в пределах единого профессорско-преподавательского и студенческо-аспирантского объединения представлен целый комплекс различных наук. В качестве примеров таких успешных междисциплинарных научных сообществ он нередко называл Ростовский государственный университет, Таганрогский радиотехнический институт, Ростовский инженерно-строительный институт, Краснодарский и Новочеркасский политехнические институты [4, с. 72-73; 5, с. 95]. Без солидарной работы названных и сопоставимых с ними междисциплинарных коллективов оказывается невозможным решать актуальные научные проблемы в условиях обозначившегося синтеза знания: «Поучительный, а иногда и печальный опыт говорит о том, что ныне невозможно решить серьезную проблему без системного, синтетического подхода, без использования преимущества кооперирования усилий, создания научно-практических комплексов» [5, с. 100]. И пусть термин «меж-дисциплинарность» не употреблен, сущность описанного подхода очевидна, и обозначить его уместнее всего именно как "междисциплинар-ность". Давайте задумаемся вместе: то, что в XVI веке не знали понятий «колонизация» и «колониализм» вовсе не означает, что в это время не начались сами колонизационные процессы, равно как не означает и того, что современный ученый не может использовать эти понятия для описания реальных процессов, происходивших в то время и достигших позднее угрожающих масштабов. Вот так и с междисциплинарностью: то, что во второй половине прошлого века в отечественной науке этот термин практически не употреблялся, не означает, что с его помощью мы не можем

описать сегодня вполне реальный междисциплинарный характер ждановского подхода к научному исследованию и организации науки в целом.

Более того, современные методологи науки склонны рассматривать междисциплинарность не только как практику установления взаимосвязи, «стыков» между различными направлениями науки, но и как стратегию внутреннего единства культуры. «В этом смысле широко трактуемая "междисциплинарность" - это особая свойственная науке форма объединения культуросози-дательных сил, необходимого, чтобы расколы и трещины культуры не углублялись, а заделывались, а еще лучше - вообще исчезали» [6, с. 9]. При таком подходе междисциплинарность науки выступает объединяющей силой в культуре в целом. Эти актуальные идеи коррелируют с идущим от В.И. Вернадского и в полной мере свойственным Ю.А. Жданову убеждением в интегра-тивном потенциале научного знания. Последний, в частности, писал: «В нашем все более взаимосвязанном и взаимодействующем мире наука, природа которой универсальна, является естественным интегрирующим фактором» [7, с. 264]. Данные представления оказываются созвучны той оценке, которую давал науке В.И. Вернадский. Он отмечал, что процесс создания целостной, единой мировой культуры, начался исключительно тогда, когда научное знание получило свою современную форму. Вследствие этого для формирования духовной связи нет ничего лучше и сильнее «научной творческой работы, ибо среди разнообразия других проявлений духовной жизни человечества, бесконечного разнообразия искусства, литературного творчества, религии, и даже философии, единственным единящим и неизменным в человечестве является наука, в основах своих независимая от всяких человеческих отличий» [3, с. 8]. Случайно ли такое совпадение взглядов? Бесспорно, нет. Два ученых, в своей научной работе постоянно осознававших необходимость интеграции усилий научного сообщества в решении конкретных проблем и видевших все её преимущества, просто не могли прийти к иным выводам.

В связи с этим вернемся к первому номеру «Научной мысли Кавказа» и постараемся осмыслить размещение в нем речи В.И. Вернадского «Задачи науки в связи с государственной политикой в России». Написана она была для несостоявшегося по «независящим от автора обстоятельствам» выступления в Научном институте в Москве в феврале 1917 г., а опубликована позднее - в 1922 г. Поставлена эта небольшая

работа, к слову сказать, практически в самое начало журнала. Логично предположить, что сделано это не случайно, ведь номер продуман до последних мелочей. В нем мы найдем статьи по вопросам естественных наук (о химической и динамической эволюции галактик, о молекулярной геологии, о зональной научной конференции «Проблемы геологии, оценки и прогноза полезных ископаемых Юга России»); гуманитаристи-ки (об истории возрождения промышленности Дона и Северного Кавказа в условиях Великой Отечественной войны; о сармато-аланах в Британии; о незнакомых страницах теории локальных цивилизаций А. Тойнби); проблемы технических наук (о роли А.С. Попова в развитии инженерного знания). Дает этот показательный номер возможность познакомимся также с различными аспектами интегративного сотрудничества ученых Юга России (материалы круглого стола «Научное сотрудничество: диалоги и размышления», информация об открытии Научно-исследовательского института Кавказа). Большое место отведено кавказской тематике (статьи о самобытности кавказской цивилизации, о сохранении многонациональности Кавказа, о государственной политике начала 90-х в Чеченской республике). Сопоставление этих разнообразных и, казалось бы, слабо связанных друг с другом статей с содержанием речи В.И. Вернадского позволяет понять, что эта речь является своеобразным манифестом журнала, задавая идейную связь всех материалов первого номера между собой и одновременно с этим - будущую тематическую направленность и редакционную политику «Научной мысли Кавказа».

Готовясь выступить с речью в Научном институте в феврале 1917 г., В.И. Вернадский исходит из сложности положения современной ему России и собственного осмысления вызванных в ней войной изменений материального положения и страданий населения. Он поднимает важнейший для нашей страны вопрос о переоценке силы науки не только и не столько в создании средств истребления, сколько в обеспечении защиты и в организации будущей жизни. Эта переоценка связана с осознанием необходимости государственной поддержки науки. При этом Вернадский специально останавливается на вопросе о «нераздельности» науки, доказывая, что речь должна идти не только о поддержке научной техники, но в целом о поддержке свободного научного творчества [3, с. 7]. Однако объективность требовала признать, что наука не только нераздельна, но еще и безгранична, из чего

мыслитель делал вывод о неизбежности четко определять приоритеты, из бесконечного числа научных задач выбирая лишь безусловно нуждающиеся в поддержке. По мнению В.И. Вернадского, текущий момент требует поддержать три научных области, определенные: во-первых, необходимостью глубокого изучения естественных производительных сил нашей страны, во-вторых, - особенностями мирового положения России, в частности, ее положения в Азии, в-третьих, - чрезвычайным разнообразием как естест-венноисторического, так и этнического состава русского государства [3, с. 7-8]. Описывая первую область, ученый говорит о необходимости раскрытия нам принадлежащих, но еще неузнанных богатств - месторождений каменного угля, никелевых руд, селена, цинка, ванадия. Важно не только понять объем имеющихся в наличии производительных сил, но и уметь «перевести их из потенциальной в активную форму энергии», для чего нужно серьезное научное исследование. Здесь Вернадский указывает на потребность создать государственную сеть исследовательских институтов [3, с. 8].

Эта идея выдающегося русского ученого об изучении наличных производительных сил, следование которой объединяет сразу несколько материалов первого номера (включая, в том числе, материалы по вопросам геологии и химии), была настоящей путеводной нитью в деятельности Ю.А. Жданова. В особой мере характерна она его усилиям по созданию на Юге России Северо-Кавказского научного центра высшей школы и сети научно-исследовательских институтов; по активизации научной работы на базе вузов; по изучению производительных сил южнороссийского региона. В 1993 г., переживая затронувший науку кризис и возвращаясь мысленно к идеям предшественника, Жданов напишет: «Выход из кризиса возможен лишь на основе возрождения государственности в России и восстановления государственной политики в сфере науки, что имеет свою историческую традицию. При этом должна найти свое воплощение мысль Вернадского о том, что государство должно дать средства, вызвать к жизни научные организации, поставить перед ними задачи» [8, с. 35]. К чести Жданова нужно сказать, что он не только уповал на государственную поддержку, но иногда, вопреки ее явной недостаточности, выдвигал новые эффективные формы креативной деятельности, а его потенциал в их конструировании был почти безграничен [9, с. 29]. Свидетельством ждановской креатив-

ности в изучении мощного потенциала Юга России стало издание обширного труда «Природные ресурсы и производительные силы Северного Кавказа»; работа по определению перспектив экономического развития республик и областей региона; разработка «Комплексной программы научно-технического прогресса», исследование проблем Азовского и Черного морей; выработка «Программы изучения высокотемпературной сверхпроводимости» и многие другие проекты.

Анализируя вторую область исследований, Вернадский напоминает, что корни духовных сил России уходят вглубь не только европейского, но и азиатского былого, а производительные силы, которыми она пользуется, более связаны с Азией. Русский естествоиспытатель, раскрывая задачи данной области исследования, мечтает об объединении в высшей школе усилий азиатских молодых ученых с опытом русских ученых по исследованию Азии - этой огромной, еще неизведанной территории [3, с. 8]. Вернадский обращает внимание на недопустимость ограничиться лишь предоставлением азиатской молодежи возможности учиться в вузах европейской России. Он высказывается за открытие соответствующих государственных образовательных учреждений на местах: «В этом отношении наша государственная политика была удивительно близорука, я бы сказал антинациональна, шла вразрез с интересами России. Лучшей иллюстрацией этому является долгая борьба кавказского общества, всех живущих в нем национальностей, в том числе и русской, с русским правительством за высшую школу на Кавказе» [3, с. 8-9].

Намного позже, в других исторических условиях, но с неменьшей убежденностью, говорил о необходимости объединения на базе вузов работы молодых ученых разных национальностей и областей знания в изучении проблем Кавказа Ю.А. Жданов. Не случайно же мысль о близорукости государственной политики в сфере высшей школы была процитирована Ждановым неоднократно, в том числе в статьях «Центр Северо-Кавказской науки» [4, с. 73], «Обучая -исследовать» [10, с. 163] и др. Следуя идее Вернадского, он приложил максимум усилий к расширению и преобразованию научно-образовательного пространства, результатом чего стало открытие на базе действовавших в регионе педагогических институтов Кабардино-Балкарского, Кубанского, Северо-Осетинского, Ставропольского, Чечено-Ингушского университетов, создание нескольких политехнических институтов, организация новых НИИ. Думается, до-

живи Жданов до наших дней, он непременно из всех памятных дат 2019 г. выбрал бы в качестве важнейших и достойных своего участия юбилеи южнороссийских вузов и научных центров, некоторые из которых были упомянуты выше. Рост и качественная трансформация научно-образовательного пространства Юга России оставалась бы не более чем мечтой Ю.А. Жданова, если бы ему не удалось практически реализовать свой проект интеграции науки и высшей школы как составляющей общей задачи развития производительных сил этого перспективного региона.

И здесь мы переходим к третьей обозначенной В.И. Вернадским области научной деятельности. Она связана с сохранением единства Российского государства и уменьшением центробежных сил. «Мы должны смело и решительно стремиться к государственной организации взаимного ознакомления составляющих Россию народностей, к государственной организации их изучения, к государственному содействию их стремлениям в этом направлении», - пишет Вернадский [3, с. 10]. Не вызывает сомнений, что эта мысль стала движущей силой для Ю.А. Жданова, при личном участии которого были реализованы не только уже упомянутые выше научные проекты, но также проделан огромный объем работы по изучению и популяризации культуры населяющих Юг России народов. В числе составляющих этой разноплановой работы создание «Фонда развития науки, культуры и образования»; издание библиотеки «История Северного Кавказа и Дона в свидетельствах современников, дневниках и воспоминаниях»; выпуск поэтического сборника «Кавказ в русской поэзии»; сборника пословиц и поговорок народов Северного Кавказа «Пригоршня жемчужин»; организация Съезда ученых-кавказоведов; проведение огромного числа научных конференций. Жданов был твердо убежден, что единства и гармоничности межнациональных отношений не построить на основе взаимных обещаний, на подачках и уступках, на простой терпимости. Единство и подлинная интеграция народов вырастают из общих задач, общих ценностей, общей научной работы и деятельности. «Такое совместное действие может быть осуществлено лишь на реальной базе, там, где объективные условия требуют совместных усилий для решения общих проблем. Застольная дружба не долговечна, говорят в Осетии. На взаимных подачках дружба не строится, откликаются кабардинцы. Она строится на совместных делах» [7, с. 262]. Видимо, в этом мудром замечании ученого и нужно искать рецепт

разрешения любых напряженных ситуаций в сфере межнациональных отношений. Не просто «вливание» денег в проблемные регионы, не просто превращение отдельных республик в «стройки века», способные поглотить многие бюджетные миллиарды, а поиск тех реальных дел, в которых можно и нужно объединить усилия наций и народностей во имя общего блага, воспитывая на практике взаимное уважение и привычку к сотрудничеству. Тех сложных и важных дел, которые не оставят времени и места экстремизму, терроризму, шовинизму, взаимным обидам. Тех дел, которые будут способствовать созданию универсальной научной культуры. «Люди могут и должны заниматься общим делом, иметь единую программу, общаться друг с другом, издавать труды, готовить кадры. Вот вам и конкретное дело, и на конкретных делах нужно людей объединять, чтобы снимать угрозы, опасности и подозрения, которые могут в той или иной степени возникать» [11, с. 293]. И хотя Северный Кавказ, конечно же, хранит память о национальных конфликтах, он обладает и мощнейшим потенциалом в формировании культурного единства. По убеждению Жданова, сложно найти другой регион, где жили бы длительно и совместно сотни народов (причем, не только собственно кавказские народы) - кабардинцы и курды, таты и балкарцы, адыги и русские, евреи и азербайджанцы, кумыки и даргинцы, чеченцы и ингуши, осетины и карачаевцы... Эта поражающая разум многонациональность является драгоценным сокровищем всего человечества [12, с. 345]. Народы Кавказа веками жили в условиях культурного сотрудничества. Создавали нартский эпос, объединяющий различные народы - чеченцев, осетин, кабардинцев, балкарцев, адыгов, абхазцев, ингушей, карачаевцев. Учились религиозной терпимости в мирном сосуществовании представителей разнообразных конфессий. Любили и защищали свободу, заветную вольность. Северный Кавказ - это мост между Востоком и Западом, Азией и Европой, место переплетения национальных традиций. Возможно, именно поэтому Кавказ оказал сильнейшее влияние на русскую культуру. Его легко уловить в лучших шедеврах Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Толстого, Рубинштейна и Римского-Корсакова. Кавказский дух свободы во многом способствовал формированию русского свободомыслия.

Тем не менее, особое положение Кавказа определяет не только огромный культурный потенциал, но еще и его «болевые точки». Здесь,

в Северо-Кавказском регионе, сходятся многие геополитические и экономические интересы. В результате в период, когда на планете, как говорил Ю.А. Жданов, «бушуют страсти национализма», Кавказ стал мишенью для деструктивных сил, и ему не удалось избежать «инъекции суверенидазы» [12, с. 344-345]. Искренне переживая за судьбу кавказских народов, негодуя на тех, кто сознательно разжигает религиозную и национальную рознь, Юрий Андреевич верил, что традиции сотрудничества окажутся сильнее этой инъекции. Он призывал к реальным совместным делам, к решению сложных научных проблем, к живой созидательной деятельности, в которой преодолеваются все национальные противоречия. Постоянно ставил все новые научные и хозяйственные задачи, решаемые лишь путем интеграции усилий - изучение угленосных толщ Восточного Кавказа, использование солевых запасов Прикаспия; проработка кратчайшей железнодорожной магистрали «Центр - Кавказ»; исследование предкавказских черноземов. Ведь совместная работа должна привести не только к интернационализации культуры и установлению взаимопонимания, но и к развитию каждого отдельного народа. «Нужно думать не о том, чтобы все разрушить и до конца разбить, а о том, чтобы создать общественные социальные связи на разных уровнях - межнациональных, интернациональных, возрастных, профессиональных, чтобы формировать структуру действенных связей между людьми. Мне представляется, для нашего региона нет более важной задачи, чем задача поддержания здоровых начал, традиций культуры в нашем Южном округе» [11, с. 292-293]. Эти очень простые и понятные слова, созвучные идеями В.И. Вернадского из речи «Задачи науки в связи с государственной политикой в России», выразили опыт ученого, стремившегося к гармоничному межкультурному сотрудничеству и междисциплинарному научному синтезу на Юге России. Сопоставление идей двух ученых позволяет с достаточной долей уверенности заключить, что размещение этой небольшой работы Вернадского в первом номере «Научной мысли Кавказа» стало не только манифестом редакционной политики издания, но также манифестом жизненной и профессиональной позиции его главного редактора.

С момента выхода в свет этого самого первого номера утекло много воды. Менялись составы редакционного совета и редакционной коллегии, трансформировался список специальностей, по которым журнал включался в Пере-

чень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ для защиты кандидатских и докторских диссертаций, развивалась в ногу с потребностями времени проблематика статей, приходили новые авторы. Было ли в этом потоке журнального времени и рутинной редакционной работы что-то неизменное? Ответ, кажется, просится сам собой. Журнал все так же верен ждановским идеям. Приноравливаясь к требованиям ВАК РФ, принципу экономической эффективности и тенденции к узкой направленности научных изданий, он стремится, тем не менее, к междисци-плинарности. В нем по-прежнему можно обнаружить обращение к идеям Вернадского, анализ различных аспектов столь любимой Ждановым античной культуры, интересные методологические работы, глубокий философский подход к решению современных проблем. Он так же, как и раньше, остается излюбленной дискуссионной площадкой для ученых Северного Кавказа, реализуя предложенную своим основателем стратегию объединяющей интернациональной научной работы. Подтверждением тому - свежий номер «Научной мысли Кавказа» (№ 3, 2019), в котором большой объем материалов посвящен столетию Жданова и проникнут «несомненным и подлинным уважением, пиететом к этому незаурядному человеку» [13, с. 5]. Традиционно найдем в этом номере статьи, содержащие результаты разноплановых исследований культуры и традиций народов Кавказа. Журнал и его авторы тем самым отдают дань уважения Юрию Андреевичу Жданову и его идеям, напоминают нам о вкладе этого ученого в научно-издательскую деятельность южнороссийского региона. Говоря спасибо учредителям, редакционному совету и редакционной коллегии «Научной мысли Кавказа» как за этот номер, так и за многие годы плодотворной работы, поздравляя журнал, коллектив его сотрудников, авторов и читателей с наступившим юбилеем, подумаем всё же вместе о том, каким будет журнал в свои следующие двадцать пять. А давайте-ка вместе организуем на страницах «Научной мысли Кавказа» актуальные дискуссии - о месте его в многоголосии периодических изданий, в том числе интернет-изданий; о возможной трансформации формы издания; о перспективах выживания серьезного научного журнала в условиях коммерциализации издательского процесса, о междисциплинар-ности и опасном научном дилетантизме, об ин-тегративных исследованиях Северного Кавказа, о научном гуманизме. Или, может быть, круглый стол о межкультурном сотрудничестве и сохра-

нении национальных традиций в нынешнюю

экономически непростую эпоху глобальных перемен? Юбилей журнала к тому располагает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тхагапсоев Х.Г. Юрий Жданов - гражданин Вселенной и патриот Кавказа // Научная мысль Кавказа. 2019. № 3. С. 38-43.

2. Жданов Ю.А. Толстой и социальная роль науки // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т. 2. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. 368 с. С. 146.

3. Вернадский В.И. Задачи науки в связи с государственной политикой в России // Научная мысль Кавказа. 1995. № 1. С. 5-10.

4. Жданов Ю.А. Центр Северо-Кавказской науки // Ю.А. Жданов о роли науки и образования в развитии Юга России: Сборник статей. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2019. 432 с. С. 69-90.

5. Жданов Ю.А. О Северо-Кавказском центре высшей школы // Там же. С. 91-105.

6. Порус В.Н. «Междисциплинарность» как тема философии науки // Epistemology&Philosophy of Science. 2013. № 4. С. 5-13.

7. Жданов Ю.А. На путях межнационального сотрудничества // Жданов Ю.А. Избранное: В 3 т. Т. 2. С. 255-265.

8. Жданов Ю.А. Взаимодействие государства и науки // Ю.А. Жданов о роли науки и образования в развитии Юга России: Сборник статей. С. 32-40.

9. Колесников Ю.С. Ю.А. Жданов и Северо-Кавказский научный центр высшей школы: замысел, стратегии и драмы реализации // Научная мысль Кавказа. 2019. № 3. С. 29-37.

10. Жданов Ю.А. Обучая - исследовать // Ю.А. Жданов о роли науки и образования в развитии Юга России: Сборник статей. С. 161-166.

11. Жданов Ю.А. Некоторые проблемы кризиса сознания // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т. 3. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. 412 с. С. 290-294.

12. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т.2. С. 328-361.

13. ДрачГ.В. Юрий Жданов: ученый, философ, гражданин // Научная мысль Кавказа. 2019. № 3. С. 5-12.

REFERENCES

1. Tkhagapsoev Kh.G. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2019, no. 3, pp. 38-43.

2. Zhdanov Yu.A. Tolstoy i sotsial'naya rol' nauki [Tolstoy and the social role of science]. In: Yu.A. Zhdanov. Izbrannoe [Selected Works]. In 3 vol. Vol. 2. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2009, 368 p. P. 146.

3. Vernadskiy VI. Naucnaa mysl'Kavkaza, 1995, no. 1, pp. 5-10.

4. Zhdanov Yu.A. Tsentr Severo-Kavkazskoy nauki [North Caucasus Science Center] // Yu.A. Zhdanov o roli nauki i obrazovaniya v razvitii Yuga Rossii: Sbornik statey [Y.A. Zhdanov on the role of science and education in the development of the South of Russia: Collected articles]. Rostov-on-Don, Fond nauki i obrazovaniya, 2019, 432 p., pp. 69-90.

5. Zhdanov Yu.A. O Severo-Kavkazskom tsentre vys-shey shkoly [About the North Caucasus Center of Higher School]. In: Yu.A. Zhdanov o roli nauki i obrazovaniya v razvitii Yuga Rossii: Sbornik statey [Y.A. Zhdanov on the role of science and education in the development of the South of Russia: Collected articles]. Rostov-on-Don, Fond nauki i obrazova-niya, 2019, 432 p., pp. 91-105.

6. Porus V.N. Epistemology and Philosophy of Science, 2013, no. 4, pp. 5-13.

7. Zhdanov Yu.A. Na putyakh mezhnatsional'nogo sotrudnichestva [On the way of inter-ethnic cooperation]. In: Yu.A. Zhdanov. Izbrannoe [Selected Works]. In 3 vol. Vol. 2. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2009, 368 p., pp. 255-265.

8. Zhdanov Yu.A. Vzaimodeystvie gosudarstva i nauki [Interaction between the State and Science]. In: Yu.A. Zhdanov o roli nauki i obrazovaniya v razvitii Yuga Rossii: Sbornik statey [Y.A. Zhdanov on the role of science and education in the development of the South of Russia: Collected articles]. Rostov-on-Don, Fond nauki i obrazovaniya, 2019, 432 p., pp. 32-40.

9. Kolesnikov Yu.S. Yu.A. Naucnaa mysl'Kavkaza,, 2019, no. 3, pp. 29-37.

10. Zhdanov Yu.A. Obuchaya - issledovat' [Training -to Investigate]. In: Yu.A. Zhdanov o roli nauki i ob-razovaniya v razvitii Yuga Rossii: Sbornik statey [Y.A. Zhdanov on the role of science and education in the development of the South of Russia: Collected articles]. Rostov-on-Don, Fond nauki i obrazovaniya, 2019, 432 p., pp. 161-166.

11. Zhdanov Yu.A. Nekotorye problemy krizisa soz-naniya [Some Problems of Consciousness Crisis]. In: Yu.A. Zhdanov. Izbrannoe [Selected Works]. In 3 vol. Vol. 3. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2009, 412 p., pp. 290-294.

12. Zhdanov Yu.A. Solnechnoe spletenie Evrazii [Solar Plexus of Eurasia]. In: Yu.A. Zhdanov. Izbrannoe [Selected Works]. In 3 vol. Vol. 2. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2009, 368 p., pp. 328-361.

13. Drach G.V Naucnaa mysl'Kavkaza, 2019, no. 3, pp. 5-12.

30 ноября 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.