Научная статья на тему 'О мировоззрении Ю. А. Жданова'

О мировоззрении Ю. А. Жданова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
389
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ГУМАНИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / НАУКА / АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПАРТИЙНОСТЬ НАУКИ / Ю.А. ЖДАНОВ / WORLDVIEW / SPIRITUALITY / HUMANISM / PATRIOTISM / SCIENCE / ABSTRACT THINKING / THE PARTY OF SCIENCE / YU.A. ZHDANOV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Келигов Мурат Юсупович

Статья посвящена анализу мировоззрения Ю.А. Жданова: выявлению предпосылок и основных вех становления и развертывания данной формы знания, освещению истоков ждановского мировоззрения. Вскрывается неоднозначный характер и роль мировоззрения в творчестве крупного мыслителя и талантливого организатора научно-образовательной деятельности на Юге России. Показано, что формирование мировоззрения Жданова и его последующие перемены совпадают с узловыми вехами жизни и творчества этого мыслителя и ученого. К важнейшим истокам его мировоззрения относятся: его пребывание с юношеских лет в атмосфере деятельности высших должностных лиц партии и советского государства, участие в ВОВ 1941-1945 гг., работа зав. сектором науки Управления по пропаганде и агитации ЦК КПСС, зав.отделом науки и учебных заведений Ростовского обкома КППСС, в должности ректора РГУ и Председателя Совета СК НЦ ВШ. Вскрывается сущность основных мировоззренческих установок Жданова, показана их актуальность в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Outlook of Yu.A. Zhdanov

The article analyzes the Outlook of Yu.A. Zhdanov: detection of preconditions and milestones of the formation and deployment of this form of knowledge, covering the origins of the Zhdanov worldview. The author reveals the ambiguous nature and role of the worldview in the work of a major thinker and a talented organizer of scientific and educational activities in the South of Russia. The article shows that the formation of Zhdanov's worldview and his subsequent changes coincide with the key milestones in the life and work of this thinker and scientist. The most important sources of his worldview include: his stay from his youth in the atmosphere of the highest officials of the party and the Soviet state, participation in the great Patriotic war of 1941-1945, the work of the head.sector of science Management for propaganda and agitation of the CPSU Central Committee, head.the Department of science and educational institutions of the Rostov Regional Committee KPSS, rector of RGU and Chairman of the Board NCSC HE. The essence of Zhdanov's basic worldview is revealed, their relevance in the modern world is shown.

Текст научной работы на тему «О мировоззрении Ю. А. Жданова»

УДК 14

О МИРОВОЗЗРЕНИИ Ю.А. ЖДАНОВА

Келигов

М.Ю.

DOI 10.18522/2072-0181-2019-99-3-13-20

Некоторые аспекты мировоззрения Ю.А. Жданова освещены в ряде публикаций [1, 2]. При этом речь идет лишь об отдельных оценках и суждениях, затрагивающих мировоззренческую составляющую личности и творчества Жданова, а не об её специальном и обстоятельном рассмотрении. Переход к таким исследованиям ещё впереди. Считаю интересным и продуктивным поразмыслить над теми узловыми вопросами мировоззрения Жданова, которые в концентрированном виде выражают истоки, основные этапы и роль его мировоззрения в духовно- интеллектуальных исканиях этого ученого и мыслителя.

О неоднозначности мировоззренческих

взглядов Ю. Жданова На первый взгляд, понимание ждановско-го мировоззрения не представляется трудным делом. Обобщая разнообразные дефиниции мировоззрения, преобладающие в умах российских философов, приходим к следующему выводу: мировоззрение - это совокупность (система) социокультурных, естественнонаучных, технико-технологических знаний и ценностей, характеризующих сущность человека, его место в мироздании и выступающих в роли общих ре-гулятивов познания и жизненно-практической деятельности, т.е. в форме убеждений. В той или иной форме - теоретической или обыденной, понятийной или художественно образной - мировоззрение присуще всякому человеку, независимо от того, осознаёт он это или нет.

Вместе с тем решение поставленной нами задачи не сводится ни к рассуждениям о мировоззрении вообще, ни, тем более, к поискам точек совпадения мировоззрения Жданова с отвлеченно общей характеристикой бытия мировоззрения. Поэтому на вопрос: выражает ли вышеприведенная дефиниция некоторые сущностные признаки ждановского мировоззрения, скажем:

Келигов Мурат Юсупович - доктор философских наук, профессор кафедры философии Грозненского государственного нефтяного технического университета им. акад. М.Д. Миллионщикова, 364902, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. А. Авторханова, 14/53, e-mail: keligov.murat@yandex.ru.

«Да, выражает». Но достаточно ли абстрактно общей трактовки мировоззрения для освещения конкретно ждановского мировоззрения, следует ответить: «Нет, недостаточно».

Знакомство с личностью и творчеством Ю. Жданова свидетельствует о том, что он марксист и, соответственно, носитель марксистского мировоззрения. Однако он не всегда и не во всем сохраняет верность марксизму. «Твердокаменным большевиком» (выражение Орджоникидзе о Сталине) Юрий Андреевич никогда не был, как и не был он личностью, безоглядно следовавшей за классово-партийной линией. Последовательным сторонником марксистских основ Жданов является тогда, когда речь идет о ядре или ключевых составляющих мировоззрения. Так, не было у него сомнений и колебаний в истинности принципа партийности науки, а также принципа непримиримости социалистической и буржуазной идеологии. Неотступным было для него и признание бесперспективности и бесчеловечности общества, основанного на частной собственности и отчуждаемом характере труда наемных работников. В рассмотрении же неключевых мировоззренческих вопросов Ю. Жданов признает не только возможность, но и необходимость их изменения.

Примечательно в данном случае несогласие Юрия Андреевича с резкой критикой его отцом (Андреем Александровичем) творчества и морального облика А. Ахматовой: «Я не разделяю жестких эпитетов в ее адрес; в этом, видимо, мой оппортунизм» [3, с. 209]. Подобная позиция Жданова проявляется и в случае с М. Зощенко: «Склоняясь к известному оппортунизму, я ценил многие рассказы Зощенко» [4, с. 130]. Удивительным и заслуживающим уважения представляется мне отношение Юрия Андреевича к своим однажды и глубоко усвоенным идеям и ценностям. Своё мировоззренческое кредо им

Murat Keligov - Grozny State Oil Technical University named by Acad. M.D. Millionshtchikov, 14/53, Avtorhanova Street, Grozny, Chechen Republic, 364902, e-mail: keligov. murat@yandex.ru.

выражено вполне четко: «В теории не только допустима, но и необходима ортодоксальность как верность принципам» [4, с. 186]. За свою жизнь он не единожды попадал в водоворот общественно-политических и идеологических событий, которые не привели его к коренной ревизии основ мировоззрения и, тем более, к отказу от своих убеждений. Но зато происходила корректировка некоторых его воззрений и оценок. Вот довольно осторожное признание Ю. Жданова: «не меняется ли наше представление о прошлом в зависимости от ситуации в настоящем?» [5, с. 109].

Для оценки неоднозначных мировоззренческих взглядов представляется важным отказаться от абстрактного мышления, нацеленного на рассмотрение человеческих деяний и суждений в черно-белом цвете и перейти к их конкретно-историческому освещению. В свое время Гегель показал, что абстрактно мыслит тот, кто видит в убийце только убийцу и тем самым уничтожает в человеке все остальные качества, составляющие его человеческое существо, скажем, качество быть красивым [6]. Применительно к творчеству Жданова конкретно-исторический подход означает, что позитивная оценка той или иной мировоззренческой данности, взятой в определенных условиях, не исключает возможности негативной оценки этой реальности, находящейся в ином конкретно-историческом контексте.

В работах Жданова немало примеров сочетания, совмещения противоположных мировоззренческих оценок. Так, в одном случае немецкий диалектик у него выступает как «великий Гегель», а в другом - характеризуется как религиозный мыслитель, для которого «абсолютная идея была синонимом и воплощением божества» [7, с. 77, 81]. Тем самым конкретно-исторический подход препятствует разрушению цельности ждановского мировоззрения, попытку видеть в нем одну только ортодоксальность, или рассматривать его лишь как нечто переменчивое. Как справедливо заметил Н.С. Авдулов, попытка жесткого отделения мировоззренческих установок Жданова от его политико-идеологической позиции приводила к тому, что у Юрия Андреевича «всегда было больше почитателей, чем глубоких читателей, разделяющих его мировоззрение» [8].

Неоднозначность размышлений Жданова усиливается тем, что на протяжении длительного времени он был свидетелем, а нередко и участником таких противоречивых по своей сущности и последствиям событий личного, обществен-

ного и политического характера, осмысление и оценку которых можно было осуществить лишь в исторической перспективе и в определенном интервале мышления. Только такая масштабная личность, как Ю. Жданов, обладающая духовной стойкостью и внутренней цельностью, оказалась способной сохранять верность своим убеждениям и в то же время быть готовой к уточнению и обновлению отдельных мировоззренческих элементов.

Духовно-интеллектуальные основы мировоззренческих исканий Ю. Жданова

Логика формирования и последующего развития мировоззрения Жданова совпадает в основном с узловыми вехами жизни и творчества этого мыслителя и ученого. Мне видится следующий ряд личностных и судьбоносных событий, происходивших в жизни Жданова и оказавших существенное влияние на его мировоззренческие позиции.

В судьбе Юрия Андреевича, несомненно, сыграло свою роль его нахождение по факту рождения с юношеских лет в кругу высших государственных и партийных деятелей СССР. Время идейных и жестких схваток друзей и врагов социализма приводит к активному вхождению в сознание молодого Жданова не только коммунистических идей и ценностей, но и к выработке начал добра и зла, достойного и позорного, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного. И, конечно же, 30-е - начало 40-х годов ХХ в. сопряжены у Жданова с формированием своего кругозора и духовно-интеллектуальной сферы. Этому в немалой степени способствовала домашняя библиотека отца Юрия Андреевича (Андрея Александровича), в которой были собраны работы классиков науки, философии, истории, геополитики. Интерес к чтению книг лишь усилился после поступления Юрия Андреевича на химический факультет МГУ. Не случайна брошенная им фраза: «Московский университет сделал меня страстным книголюбом». [4, с. 70]. Небезынтересно и то, что именно на начальном этапе жизни и творчества Жданова формируются его духовно-нравственные установки и девизы, следовать которым он не переставал всю свою жизнь: «Не надо ныть»; «Верность товарищу, верность отечеству, верность разумной идее»; «Надо отступать. Однако не бежать»; «Надо мечтать».

Следующая веха в жизни Жданова - война. Всякая война и, тем более, такая, как Великая Отечественная (1941-1945), меняет весь образ

жизни и мировоззрение людей. Вот признание самого Жданова: «Война была высоким хребтом, отделившим события после военных лет от предвоенных» [4, с. 208]. Война стала временем массового героизма и подвигов советских людей, временем тяжелейших испытаний духовно-нравственной и идеологической прочности социалистического общества. Война вместе с тем и ужасное зло, которое сеет смерть и морально разлагает слабых. Жданов прав: «Война - величайшее испытание в жизни народа. В годину военных бурь становятся явными, очевидными физические и духовные возможности и потенции народа; война обнажает все внутренние противоречия и пороки общества, она проверяет готовность народа к борьбе» [9, с. 284].

Находясь в армии по линии 7-го отдела Глав Политического управления Красной Армии (ПУРККА), Юрию Андреевичу пришлось погрузиться в изучение трудов по немецкой идеологии, познакомиться в подлинниках с книгами по расизму. Результатом стали не только его антифашистские публикации [10], но и делается шаг к более глубокому уяснению сущности человека, его глубинной связи с природой. Не потеряли своей актуальности размышления Жданова о недопустимости смешения евгеники («челове-ководство») с генетикой, а также об опасности использования научного знания в выработке превратного мировоззрения. Нельзя не отметить и расширение мировоззрения Жданова, которое происходит благодаря его знакомству с трудами выдающихся российских ученых и мыслителей, таких как В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, И.П. Павлов, что позволило не только углубить свои знания о человеке, но и заложить духовно-интеллектуальные основы для последующего развертывания масштабного и цельного мировоззрения.

Послевоенные годы, вплоть до смерти Сталина, - третий этап в жизни Ю. Жданова и дальнейшей выкристализации его мировоззрения. В это время происходят важные для него события (назначение зав. сектором науки Управления по пропаганде и агитации ЦК КПСС в декабре 1947 г., приобщение к управлению государственными делами, женитьба на дочери Сталина и развод с ней). И, соответственно, совершаются неоднозначные мировоззренческие перемены.

Указанные годы были весьма насыщенными и поучительными для Жданова, уже хотя бы потому, что овладение опытом управления научно-образовательными учреждениями и процессами их совершенствования происходили для него

под непосредственным кураторством И.В. Сталина. Последний обратил внимание на способного и, по-видимому, симпатичного ему молодого человека еще в довоенный период. По воспоминаниям Ю. Жданова, в 1939 г. ему позвонил Сталин и посоветовал не увлекаться общественной работой в университете и сосредоточиться на занятиях по химии, поскольку стране нужны химики [3, с. 213].

Жданов не только исполнил пожелание вождя и стал химиком, но, полагаю, и хорошо усвоил мысли Сталина относительно неблагополучного положения университетов в стране и путей улучшения их деятельности, а также об опасности понижения уровня теоретических знаний у членов партии. К Сталину Жданов относится с глубоким почтением (указывает на «стратегическую прозорливость и дальнозоркость Сталина») [4, с. 187] и, на мой взгляд, это достойная позиция Жданова и как личности, и как государственно-политического деятеля, и как родственника.

Во второй половине 40-х - начале 50-х годов прошлого века значительная часть научного сообщества страны и руководящая научными учреждениями партийная система оказались втянутыми в перманентное обсуждение идейно-теоретических проблем в ряде областей знания. Это и философская дискуссия по книге Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии», и осмысление сталинских идей относительно позиции марксизма в языкознании, и доклад А.А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», и дискуссии вокруг гипотезы акад. О.Ю. Шмидта о происхождении планетных систем, и борьба двух направлений в биологии: буржуазного (менделистско-марганистского) и советского (мичуринского).

Чрезмерная политико-идеологическая насыщенность и заостренность таких дискуссий порождали неоднозначность мировоззренческих позиций. Ю. Жданов по сути признает, что требование партии руководствоваться в научных спорах исключительно классово-партийными интересами вынуждало подчас отказываться от истинности тех или иных идей и оценок даже тогда, когда объективная логика познания требовала следования им: «было и замешательство, были ошибочные по своей природе уступки» [3, с. 249]. Более того, Жданову приходилось учиться лавировать, лицедействовать, думать одно, а говорить другое, без тени сомнения поддерживать линию партийного руководства страны [там же]. Это обстоятельство усилива-

лось тем, что на протяжении второй половины ХХ в. Жданов был свидетелем динамичных и неоднозначных по своим последствиям событий личного, общественного и политического характера.

В целом о третьем этапе мировоззренческих исканий Ю.А. Жданова можно сказать, что произошло завершение формирования его мировоззрения как системно построенного и единого целого. Происходит оформление ядра мировоззрения (диалектический и исторический материализм) и существенное обогащение научными знаниями, в которых достижения русских ученных были на мировом уровне (В.И. Вернадский, И.П. Павлов, К.Э. Циолковский). Важным для всей последующей деятельности и творчества Жданова стало закрепление им своих духовно-нравственных позиций и овладение искусством совмещения мировоззренческих воззрений с партийно-государственными интересами и идеологическими задачами.

В 1953 г. начинается самый длительный и одновременно самый продуктивный по результатам этап в жизни и творчестве Жданова. Начало этого этапа связано с двумя судьбоносными для него и тесно связанными событиями: смерть Сталина и «депортация» Жданова в г. Ростов-на-Дону. Все, что происходит с 1953 г. по 2006 г., -это время, включающее весь период ростовской жизни Юрия Андреевича. Хотя для более точного освещения его творческой и партийно-политической жизни целесообразно подразделить весь период на три этапа.

Первый (1953-1957) - охватывает и включает работу Жданова зав. отделом науки и учебных заведений Ростовского обкома КПСС. Опыт партийно-идеологической работы в высших эшелонах власти, полученный в Москве, дополняется опытом руководства научно-образовательными учреждениями и процессами, происходящими в Ростове-на-Дону, что делает Жданова высококлассным и эффективным управленцем, способным решать проблемы взаимодействия научно-образовательного комплекса с партийно-государственными интересами. Вместе с тем у него вырабатывается государственное мышление и самостоятельность в принятии исторически важных и перспективных решений. Краткий этап административно-партийной деятельности в Ростовском обкоме партии характеризуется также продолжением ждановских размышлений о природе и назначении университетского образования, о путях и методах создания учебного заведения, построенного на демократических

формах управления, органичном соединении научной и образовательной сфер и создании духовно-нравственной атмосферы, максимально способствующей реализации творческих устремлений работников науки и образования.

Время работы Жданова ректором РГУ (1957-1988) - самый длительный и самый плодотворный этап в его творчестве. Глубокий анализ Ждановым состояния дел в РГУ, его усилия по превращению этого вуза в 60-80-х годах ХХ в. в первоклассное научно-образовательное учреждение, трудно переоценить. Но Юрий Андреевич думает не об одном РГУ, а, как масштабно мыслящий деятель культуры, озабочен построением современной научно-образовательной деятельности на Юге России и в стране в целом. Благотворное участие Жданова в создании региональных университетов навсегда останется в доброй памяти народов Северного Кавказа.

Характеризуя познавательную и практическую деятельность Жданова в ростовский период его жизни, следует признать, что он превратился в оригинально мыслящую и энциклопедически образованную личность, в человека принципов и убеждений. По мнению А. Бойко, в период своей «депортации» в Ростов-на-Дону Жданов стал вполне состоявшейся в различных аспектах личностью, готовой к жизни в довольно жестких условиях. Ему пришлось «заново доказывать свою личную, а не родовую самостоятельность, творить без (ненужной, но ранее как бы автоматически обеспеченной) поддержки, демонстрировать впередсмотрящую мысль и правильную речь. В результате Юрий Андреевич состоялся в Ростове-на-Дону вновь - как философ, химик, просветитель, политик, лирик, кавказовед, вузовский организатор, духовный предводитель региона» [11].

Обогащение и расширение научно-философского и практически-духовного потенциала Жданова сопровождается уточнением и обновлением его мировоззренческих позиций. Происходит развертывание его мировоззрения в целостное и системно организованное знание, включающее философские, художественно-эстетические и иные социогуманитарные знания, естественно-научные достижения, полученные в синергетике, учении о бионоосфере, астрономии и космологии, химии и биохимии, кибернетике, а также ценностные ориентации и идеалы.

Мировоззренческие установки Ю. Жданов: PRO & Contra

В числе существенных мировоззренческих измерений личности и творчества Ю. Жда-

нова, прежде всего и главным образом, мы находим во-первых, патриотизм. Это понятие неоднозначное, оно имеет различные коннотации -как позитивные, так и негативные. Патриотизм для Жданова означает наличие специфической области пространства (географического, исторического, социокультурного и духовного), с которым он связывает свое рождение и взросление. Юрий Андреевич решительно не приемлет отношения к Родине как к чему-то утилитарному, что можно забыть или отказаться от нее. Родина, Отечество - это то, чем должно гордиться, что любят, берегут и защищают даже ценой собственной жизни. Изменить Родине - значит потерять себя, свое достоинство и честь.

Особое значение в формировании привязанности и любви к отчизне, как считал Жданов, имеет «чувство Родины» (о существовании последнего он узнал от своего отца - Андрея Александровича). В этом чувстве, по мнению Жданова, заключен надежный индикатор, свидетельствующий о глубокой привязанности к Родине. Возникает и растет оно (чувство) не через рассудок и рационализм, а через художественно-эстетическое и нравственное воспитание в детские и юношеские годы. Для Жданова «чувство Родины» сложное образование; «в нем объединяются любовь к «малой Родине», родному дому, родному лесу, родной реке; постепенно оно, это чувство, впитывает в себя представление о Родине как исторической целостности» [4, с. 46-47].

Вторая составляющая мировоззрения Жданова - это творческая способность духа, которую он вслед за Гегелем характеризует как «абсолютная ценность». Нет развитого мышления и мировоззрения без богатой духовности. Е. Несмеянов верно отмечает, что суть духовного бытия для Жданова заключается в его «свободной творческой деятельности на основах научной рациональности» [12]. Соглашаясь с тем, что духовное бытие неотделимо от рационализма, сегодня Жданов, пожалуй, не стал бы жестко связывать проявление духовности только с рационализмом.

Духовный потенциал мировоззрения Жданова усиливается его глубоким интересом к художественно-эстетическому творчеству (любовь к народной песне и музыкальной культуре). Трепетное отношение у Юрия Андреевича к красоте. Его фраза «важнейший бастион человечности - красота» [13, с. 351] звучит привлекательно и созвучна лозунгу: «красота спасет мир» (Ф. Достоевский). Здесь не учитывается одно

важное обстоятельство: красота носит тонкий, субтильный характер и поэтому возникает необходимость защищать саму красоту от варварства, посредственности, пошлости. Примечателен и ждановский интерес к платоновскому мифу об острове Атлантиде, жители которой (атланты) «сформировали каллисферу Земли, область прекрасного, гармоничного, художественного, совершенного» [13, с. 347-348]. Не будь в личности Жданова богатой художественно-эстетической составляющей, он все ровно состоялся бы как даровитый мыслитель и блестящий организатор российского образования. Но тогда не было бы того Жданова - свободолюбивого, духовно богатого, тонко чувствующего гармонию мира, искрометного и глубоко владеющего искусством слова, т.е. не было бы того Ю.А. Жданова, образ которого остался в памяти его друзей и коллег.

Третья мировоззренческая установка Жданова воплощена в гуманистическом характере его творчества. Гуманизм как идейно-теоретическое воззрение и гуманность как жизненно-практическое проявление такого воззрения, несомненно, представляет важную культурно-цивили-зационную тенденцию. По мнению. Жданова, носителями гуманизма как широкого идеологического явления выступают «прогрессивные классы» и «передовые деятели науки». Выражения «прогрессивный класс» и «передовой деятель науки» довольно расплывчаты, и поэтому более широким и продуктивным следует признать истолкование гуманизма как деятельности различных субъектов, направленной на благо людей, для облегчения их труда и жизни. Тем более, что не исключено проявление гуманистических актов и представителями других классов и социальных групп. Конечно, проявления гуманизма не связаны лишь с материальными благами. Гуманизм - это и духовно-интеллектуальные ценности, в числе которых достоинство, честь, свобода, истина, право на жизнь.

Примечательным в ждановском подходе к феномену гуманизма является признание его концепции гуманизма не только достоянием со-циогуманитарных знаний, но и принадлежностью естественных наук («естесвенно-научный гуманизм»). В широком смысле гуманизм как общечеловеческое измерение бытия мыслящих существ выступает для Жданова результатом троякого синтеза: гуманизма социогуманитар-ных наук, естественно-научного гуманизма и художественно-эстетического гуманизма. Такой гуманизм не рядовое и преходящее увлечение, а

спецефически человеческая данность и одна из высших духовных ценностей.

Четвертая составляющая ждановского мировоззрения - научный рационализм. Для Юрия Андреевича рационализм, наряду с патриотизмом и гуманизмом, относится к фундаментальным измерениям его мировоззренческих позиций. Роль разума высвечивается ещё ярче на фоне решительного неприятия Ждановым таких проявлений сознания, как невежество и мещанство. В ряде публикаций Жданова («Свет рационализма», «Демоническая сила невежества», «Мощь и действенность разума») даётся глубокая по содержанию и яркая по форме критика указанных феноменов. Жесткая критика невежества и мещанства обусловлена тем, что Жданов видит в них то, что не даёт возможности для проявления подлинной духовности. Хотя через всё творчество Жданова чётко прослеживается гимн рациональности, нельзя не видеть и того, что он не сторонник рациональности как голого исчисления или только как рассудочного мышления. Жданов возвышает разум, рациональное, но при этом признаёт существование и «мудрого рационализма», сочетающегося со «светлой чувственностью», или с «сердечным рационализмом».

И, конечно же, характеризуя мировоззрение Жданова, нельзя пройти мимо его отношения к небу, горам, вершинам. «Мировосприятие каждого человека, - утверждает Жданов, - необходимо включает в себя отношение к небу, к звездам, Солнцу и Луне. Так уже сложилось от века» [14, с. 277]. Жданов справедливо отмечает, что представителям русского космизма присущ глубинный и устойчивый интерес к проблеме места человека во Вселенной, к его духовным исканиям. Обращаясь к молодежи, Юрий Андреевич пишет: «Русская культура - это прежде всего духовность, а духовность - это устремление ввысь, к небу. Выше неба нет ничего. Небо рождает богов. Боги определяют наше мировоззрение. Небо - это дух созидающий, придающий смысл человеческому существованию» [15, с. 6].

Небо, горы, вершины, Солнце, Луна не только создают иерархию ценностно-структурированного бытия, но и выступают в качестве символики, выражающей устремленность человека к высокому, возвышенному, чистому. Дух самого Жданова всегда тянуло к «вершинам», будь-то в науке или в горах. Вот одно из стихотворных признаний такого влечения Жданова:

«Нас было пятеро. Предутреннею мглою

Мы молча шли у края ледника.

Вершина, встав далекою иглою,

Манила как прожектор маяка» [15, с. 65].

Но, как заметил Ю. Г. Волков, «вершина - это для него еще и аллегория Неба, Мирового духа...» [15, с. 23]. «Вершины гор», «вершины вообще» это символ чистоты помыслов, свободного парения духа, а Небеса - царство света, сфера для обитания «безгрешных душ». В свете единства Неба, Вершины и мировоззрения Жданов предстает романтической личностью и аристократом духа. Андрей Александрович - отец Юрия Андреевича не считал себя аристократом, а вот Юрий Андреевич был убежден, что знания и смысл жизни это, суть, духовные ценности, « доступные только пассионариям, одержимым вечным поиском истины» [15, с. 29].

Таким образом, считаю возможным подчеркнуть, что мировоззрение Жданова - не одноразовый акт миропознания, а относительно длительный и сложный процесс самоконструирования им своей личности. У этого процесса было начало, связанное с усвоением духовно-нравственных ценностей социалистического общества в ходе его преобразования и воспитания. Без особых трудностей Жданов вырабатывает одну из ключевых составляющих своего мировоззрения - диалектический и исторический материализм. Наиболее трудоёмкой и вместе с тем весьма продуктивной в ждановском мировоззрении выступает его научная составляющая. Соответственно, мировоззрение Жданова следует истолковать как научно-философское. Жданов позиционирует себя как химик, но химик, мыслящий и достаточно умело реализующий методологический и эвристический потенциал философии.

Особую прочность мировоззренческим установкам Жданова придает то, что они не плод голых рассуждений, а опирающиеся на жизнь и личностно пережитые регулятивные принципы, превратившиеся в убеждения. Его мировоззренческие позиции не были однозначными, но от того, что было воспринято разумом и сердцем, он не отказывался. Ядро, суть мировоззрения, Жданова - это триединство патриотизма, гуманизма и научного рационализма. В его мировоззрении особенно привлекательны и эвристич-ны идейная и духовная стойкость, следование ценностям и идеалам своей юности, готовность к поступку (защита друзей, коллег, своего отца и др.), чувство благодарности к тем, кто принял участие в его жизни и судьбе. При всей неоднозначности взглядов и поступков Жданова он являет собой яркий пример достойного подражания человека и гражданина.

ЛИТЕРТУРА

1. «Ю.А. Жданов и его вклад в фундаментальную науку и в развитие научного потенциала СевероКавказского региона» // Международные научные чтения, посвященные 90-летию Ю.А. Жданова. 27 октября 2009 г. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2009. 301 с.

2. Седлецкий В.И., Золотарев В.С., Авдулов Н.С. Ученый, гражданин, мыслитель (штрихи к портрету Ю.А. Жданова). Ростов-н/Д: Фонд науки и образования, 2017. 88 с.

3. Жданов Ю.А. Во мгле противоречий // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т.1. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. 400 с. С. 205-269.

4. Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов-н/Д: Феникс, 2004. 448 с.

5. Жданов Ю.А. Детерминация будущим // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т. 2. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. С.108-123.

6. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? // Г.В.Ф. Гегель Работы разных лет: В 2 т. Т.1. М.: Мысль,1972. С. 389-394.

7. Жданов Ю.А. Престол Сатаны // Ю.А. Жданов. Избранное: в 3 т. Т. 2. С. 75-85.

8. Авдулов Н.С. Твердость мировоззренческих и научных взглядов Ю.А. Жданова. // В.И Седлецкий, В.С. Золотарев, Н.С. Авдулов Ученый, гражданин, мыслитель (штрихи к портрету Ю.А. Жданова). С. 75.

9. Жданов Ю.А. Судьба народного духа // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т. 2. С. 281-289.

10. См. напр.: Жданов Ю.А. Империалистическая сущность немецкого расизма // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т. 2. С. 6-28.

11. Бойко И.А. Две катастрофы - одна судьба // Ю.А. Жданов и его вклад в фундаментальную науку и в развитие научного потенциала СевероКавказского региона. С. 37-38.

12. Несмеянов Е.Е. Роль и значение диалектики в научном творчестве Ю.А. Жданова // Ю.А. Жданов и его вклад в фундаментальную науку и в развитие научного потенциала Северо-Кавказского региона. С. 126.

13. Жданов Ю.А. О структуре геосферы разума // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т.1. С. 344-363.

14. Жданов ЮА. Русский космизм // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т.1. С. 277-288.

15. Жданов ЮА. Отдай себя духу... (Из поэтических тетрадей). - Ростов н/Д: ИППК. РГУ, 2006. 70 с.

REFERENCES

1. «Yu.A. Zhdanov i ego vklad v fundamental'nuyu nauku i v razvitie nauchnogo potentsiala Severo-Kavkazskogo regiona»: Mezhdunarodnye nauchnye chteniya, posvyashchennye 90-letiyu Yu.A. Zhdanova [«Yu.A. Zhdanov and his contribution in fundamental science and in development of scientific potential of the North-Caucasian region». Int. Sci. Readings dedicated to the 90th Anniversary of Yu.A. Zhdan-

ov]. October 27, 2009. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2009, 301 p.

2. Sedletskiy V.I., Zolotarev V.S., Avdulov N.S. Uchenyy, grazhdanin, myslitel' (shtrikhi k portretu YuA. Zhdanova) [Scientist, citizen, thinker (portrait of Yu.A. Zhdanov)]. Rostov-on-Don, Foundation for science and education, 2017, 88 p.

3. Zhdanov Yu.A. Vo mgle protivorechiy [In the mist of contradictions]. In: YuA. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol.1. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2001, 400 p., pp. 205-269.

4. Zhdanov Yu.A. Vzglyad v proshloe: vospominaniya ochevidtsa [Looking back: memories of an eyewitness]. Rostov-on-Don, Phenix Publ., 2004, 448 p.

5. Zhdanov Yu.A. Determinatsiya budushchim [Determination of the future]. In: YuA. Zhdanov. Izbran-noe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 2. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2001, pp. 108-123.

6. Gegel' G.V.F. Kto myslit abstraktno? [Who thinks abstractly?]. In: G.V.F. Gegel' Raboty raznykh let [Works of different years]. In 2 vol. Vol. 1. Moscow, Mysl', 1972, pp. 389-394.

7. Zhdanov Yu.A. Prestol Satany [Throne of Satan]. In: Yu.A. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 2. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2001, pp. 75-85.

8. Avdulov N.S. Tverdost' mirovozzrencheskikh i nauchnykh vzglyadov YuA. Zhdanova [The hardness of the philosophical and scientific views of Yu.A. Zhdanov]. In: Sedletskiy V.I., Zolotarev V.S., Avdulov N.S. Uchenyy, grazhdanin, myslitel' (shtrikhi k portretu Yu.A. Zhdanova) [Scientist, citizen, thinker (portrait of Yu.A. Zhdanov)]. Rostov-on-Don, Foundation for science and education, 2017, 88 p., p. 75.

9. Zhdanov Yu.A. Sud'ba narodnogo dukha [The fate of the people's spirit]. In: YuA. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 2. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2001, pp. 281-289.

10. Zhdanov Yu.A. Imperialisticheskaya sushchnost' nemetskogo rasizma [The Imperialist nature of German racism]. In: YuA. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 2. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2001, pp. 26-28.

11. Boyko I.A. Dve katastrofy - odna sud'ba [Two disasters - one destiny]. In: «Yu.A. Zhdanov i ego vklad v fundamental'nuyu nauku i v razvitie nauchnogo potentsiala Severo-Kavkazskogo regiona»: Mezhdunarodnye nauchnye chteniya, posvyashchennye 90-letiyu YuA. Zhdanova [«Yu.A. Zhdanov and his contribution in fundamental science and in development of scientific potential of the North-Caucasian region». Int. Sci. Readings dedicated to the 90th Anniversary of Yu.A. Zhdanov]. October 27, 2009. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2009, pp. 37-38.

12. Nesmeyanov E.E. Rol' i znachenie dialektiki v nauchnom tvorchestve Yu.A. Zhdanova [The Role and importance of dialectics in scientific work of Yu.A. Zhdanov]. In: «Yu.A. Zhdanov i ego vklad v fundamental'nuyu nauku i v razvitie nauchnogo

potentsiala Severo-Kavkazskogo regiona»: Mezh-dunarodnye nauchnye chteniya, posvyashchennye 90-letiyu YuA. Zhdanova [«Yu.A. Zhdanov and his contribution in fundamental science and in development of scientific potential of the North-Caucasian region». Int. Sci. Readings dedicated to the 90th Anniversary of Yu.A. Zhdanov]. October 27, 2009. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2009, p. 126.

13. Zhdanov Yu.A. O strukture geosfery razuma [On the structure of the Geosphere mind]. In: YuA. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 1. Rostov-on-

Don, NCSC HE SFU Press, 1999, 400 p., pp. 344363.

14. Zhdanov Yu.A. Russkiy kosmizm [Russian cosmism]. In: In: YuA. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 1. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2001, 400 p., pp. 277-288.

15. Zhdanov Yu.A. Otday sebya dukhu... (Iz poet-icheskikh tetradey) [Give himself to the spirit... (poetry notebooks)]. Rostov-on-Don, IPPC. RSU, 2006, 70 p.

2 сентября, 2019 г.

УДК 8Г42

УЧЕНЫЙ И ЧИТАТЕЛИ: ДИАЛОГ НА РАВНЫХ О речевой манере Ю.А. Жданова

Л.Б. Савенкова

DOI 10.18522/2072-0181-2019-99-3-20-28

Одной из важных в изучении языковой личности является проблема ее реализации в различных дискурсивных практиках. Здесь отдельный интерес представляет речь ученого, который проявляет себя, по крайней мере, в двух ипостасях - как обычный носитель лингвокультуры, владеющий литературно-разговорным вариантом языковой системы, и как пользователь-специалист, ориентирующийся на компетентную аудиторию. При этом уровень развития языковой личности позволяет множить количество вариантов использования лингвистических средств в зависимости от характера адресата.

20 августа 2019 г. - день столетия крупного отечественного ученого Ю.А. Жданова, основная часть деятельности которого связана с Ростовским государственным университетом и Северо-Кавказским научным центром высшей школы. Ю. А. Жданов является автором (или -в немногих случаях - соавтором) более 1000 научных работ, публицистических и художественных произведений [1]. Такое масштабное творчество заслуживает пристального осмысления не только с профессиональной стороны, демонстрирующей, что он сделал в науке, в чем способствовал познанию мира и научному прогрессу, но и с позиций того, как он транслиро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Савенкова Людмила Борисовна - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, e-mail: savenkova@sfedu.ru, т. 8(863)2184000 (доб. 11593).

вал свое мировидение адресату, как вел диалог с читателем. Поэтому в настоящем исследовании сознательно игнорируются те стороны трудов Ю.А. Жданова, которые рассчитаны исключительно на специалиста - химика или философа, да и в целом созданные им тексты привлекаются избирательно - настолько, насколько этого достаточно, чтобы понять речевую манеру данного ученого. Автор статьи вполне осознает иллюзорность притязаний на исчерпывающий анализ языковой личности человека в рамках скромного изыскания, однако лелеет надежду с его помощью добавить новые штрихи к речевому портрету ученого-универсала, энциклопедиста, деятеля науки и образования, так много сделавшего для развития и самого Кавказа, и кавказоведения.

Хотя по своему основному образованию Ю.А. Жданов был химиком (именно специальность химика он получил в Московском государственном университете, именно по химии он защитил и кандидатскую, и докторскую диссертацию, именно эта область знания привела его к статусу члена-корреспондента АН СССР), однако свою первую диссертацию в 1948 г. он защитил по философии, и это, как кажется, было естественным шагом в становлении его языковой личности. Знакомство с творчеством Ю.А. Жданова заставляет согласиться с мнени-

Liiidmila Savenkova - Southern Federal University, 150 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: savenkova@sfedu.ru, tel. +7(863)2184000 (*11593).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.