Научная статья на тему 'Ю. А. Жданов - элитарная личность Всероссийского масштаба'

Ю. А. Жданов - элитарная личность Всероссийского масштаба Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ю.А. ЖДАНОВ / ЛИЧНОСТЬ ДЕЯТЕЛЯ / НАУЧНАЯ ЭЛИТА / УНИВЕРСИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ / YU.A. ZHDANOV / PERSONALITY / SCIENTIFIC ELITE / UNIVERSITY / STATE PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кислицын Сергей Алексеевич, Колесник Григорий Иванович

Характеризуется личность Ю.А. Жданова как представителя научной элиты, обладавшего выдающимся интеллектом, системным мышлением и умением выделять задачи и тот потенциал, который позволяет воплотить эти задачи в жизнь. Все качества гармонично сочетались с его высокими амбициями и элитарностью поведения, что создавало впечатление особой предназначенности и харизматичности. Масштаб личности Ю.А. Жданова можно понять и по достоинству оценить по количеству и качеству преобразований, инициированных и реализованных в коллективе РГУ, возглавляемом им в течение 33 лет. В советских условиях он обеспечивал значительное конкурентное преимущество коллективу РГУ, включавшему в себя личность ректора как ориентир. Через Ю.А. Жданова реально проецировались судьбы множества ученых и политиков его поколения. Будучи марксистом, он пытался убедить общественность в правоте марксизма, в неизбежности возрождения в каком-то будущем идеалов коммунистического общества. Это личность всероссийского масштаба, обладающая подлинно государственным мышлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Y.A. ZHDANOV IS THE ELITE PERSONALITY OF NATIONAL SCALE

The article attempts to characterize the personality of Yu.A. Zhdanov using a number of specific examples. It was natural for him to be a representative of the scientific elite, first of all due to his outstanding intelligence, and secondly, because of systemic thinking and the ability to allocate tasks and the potential that allows to implement these tasks. Thirdly, all these qualities were harmoniously combined with his high ambitions and elitism of behavior, which created the impression of special purpose and charisma. The scale of the personality of Yu.A. Zhdanov can be understood and appreciated when considering the number and quality of reforms had been initiated and implemented in the RSU team, led by him for 33 years. In Soviet conditions he provided a significant competitive advantage to the staff of RSU, which included the personality of the University rector as a landmark. Yu.A. Zhdanov really projected the fate of many scientists and politicians of his generation. Being Marxist, he tried to convince the public of the rightness of Marxism, the inevitability of the revival in some future ideals of Communist society. He was a person of the all-Russian scale with a truly state thinking.

Текст научной работы на тему «Ю. А. Жданов - элитарная личность Всероссийского масштаба»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2

К 100-ЛЕТИЮ Ю.А. ЖДАНОВА TO THE 100TH ANNIVERSARY OF YU.A. ZHDANOV

УДК 94 DOI 10.23683/0321-3056-2019-2-113-121

Ю.А. ЖДАНОВ - ЭЛИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ ВСЕРОССИЙСКОГО МАСШТАБА

© 2019 г. С.А. Кислицын а, Г.И. Колесник а

а Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Ростов-на-Дону, Россия

Y.A. ZHDANOV IS THE ELITE PERSONALITY OF NATIONAL SCALE

S.A. Kislitsyn a, G.I. Kolesnik a

a South-Russian Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia

Кислицын Сергей Алексеевич -

доктор исторических наук, профессор,

Южно-Российский институт управления -

филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы,

ул. Пушкинская, 70/54, г. Ростов-на-Дону,

344002, Россия.

Е-mail: kislizins@yandex.ru

Колесник Григорий Иванович -кандидат экономических наук, профессор, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, ул. Пушкинская, 70/54, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия

Sergey A. Kislitsyn -

Doctor of History, Professor,

South-Russian Institute of Management,

Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration,

Pushkinskaya St., 70/54, Rostov-on-Don,

344002, Russia.

E-mail: kislizins@yandex.ru

Grigory I. Kolesnik -

Candidate of Economics, Professor,

South-Russian Institute of Management,

Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration,

Pushkinskaya St., 70/54, Rostov-on-Don,

344002, Russia

Характеризуется личность Ю.А. Жданова как представителя научной элиты, обладавшего выдающимся интеллектом, системным мышлением и умением выделять задачи и тот потенциал, который позволяет воплотить эти задачи в жизнь. Все качества гармонично сочетались с его высокими амбициями и элитарностью поведения, что создавало впечатление особой предназначенности и харизматичности. Масштаб личности Ю.А. Жданова можно понять и по достоинству оценить по количеству и качеству преобразований, инициированных и реализованных в коллективе РГУ, возглавляемом им в течение 33 лет. В советских условиях он обеспечивал значительное конкурентное преимущество коллективу РГУ, включавшему в себя личность ректора как ориентир. Через Ю.А. Жданова реально проецировались судьбы множества ученых и политиков его поколения. Будучи марксистом, он пытался убедить общественность в правоте марксизма, в неизбежности возрождения в каком-то будущем идеалов коммунистического общества. Это личность всероссийского масштаба, обладающая подлинно государственным мышлением.

Ключевые слова: Ю.А. Жданов, личность деятеля, научная элита, университет, государственный патриотизм.

The article attempts to characterize the personality of Yu.A. Zhdanov using a number of specific examples. It was natural for him to be a representative of the scientific elite, first of all due to his outstanding intelligence, and secondly, be-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2

cause of systemic thinking and the ability to allocate tasks and the potential that allows to implement these tasks. Thirdly, all these qualities were harmoniously combined with his high ambitions and elitism of behavior, which created the impression of special purpose and charisma. The scale of the personality of Yu.A. Zhdanov can be understood and appreciated when considering the number and quality of reforms had been initiated and implemented in the RSU team, led by him for 33 years. In Soviet conditions he provided a significant competitive advantage to the staff of RSU, which included the personality of the University rector as a landmark. Yu.A. Zhdanov really projected the fate of many scientists and politicians of his generation. Being Marxist, he tried to convince the public of the rightness of Marxism, the inevitability of the revival in some future ideals of Communist society. He was a person of the all-Russian scale with a truly state thinking.

Keywords: Yu.A. Zhdanov, personality, scientific elite, University, state patriotism.

Масштаб лидера определяется, как известно, его способностями видеть ситуацию целостно, системно, умением четко фиксировать реальные проблемы и перспективы для развития руководимого им объекта. В литературе под масштабом личности ученого понимается совокупность таких качеств, как талант, знания, личные амбиции, кругозор, эрудиция, интуиция, общественные мотивы и потребности, опыт, профессиональные качества. Ю.А. Жданов был энциклопедически образован, профессионально занимался химией, философией, культурологией, историей, экологией... З. Фрейду приписывают афоризм, что масштаб личности во многом определяется «величиной проблемы, которая способна вас вывести из себя». Ю.А. Жданов в силу раннего приобщения к политической деятельности в советское время был всегда озабочен интересами всего общества, мыслил государственными и глобальными категориями. Приведем примеры его мышления и деятельности, почерпнутые из воспоминаний и его трудов.

В 1977 г. Ю.А. Жданов предложил научной общественности обратиться к своим правительствам и принять «Декларацию об абсолютной ценности человеческой жизни, мыслящего духа и культуры» и попытаться утвердить ее в ООН. Он был уверен, что «время требует быстрых, смелых решений и действий во имя сохранения высших ценностей: человеческого рода, разумного духа, жизни на Земле». Жданов видел в человечестве «высший продукт развития Вселенной», был убежден, что «мыслящий дух -высший свет мироздания», подчеркивал, что «каждая индивидуальная жизнь имеет бесконечную ценность». Эти и другие идеи Ю.А. Жданова об опасности новых форм терроризма, о нарастании проблем, которые затем в науке были названы глобальными, о важности совместных исследовательских проектов ученых разных стран и иные опережали свое время [1]. Ю.А. Жданов приглашал зарубежных ученых в свой университет и сам ездил с аналогич-

ными визитами за границу. Памятен визит в РГУ по личному приглашению Ю.А. Жданова знаменитого английского ученого и писателя Ч. Сноу, сыгравшего немалую роль в присуждении донскому писателю М.А. Шолохову престижной Нобелевской премии.

Ю.А. Жданов придавал большое значение роли научной общественности как составной части гражданского общества. Участие в руководстве многочисленных организаций было для ученого не дежурным процессом и тем более не удовлетворением его личных амбиций, а реализацией внутренней потребности всемерно способствовать консолидации прогрессивных общественных сил. Ю.А. Жданов подчеркивал, что гражданское общество есть элемент нравственной субстанции, который включает и семейные отношения, общество и даже государство. Поэтому в гражданском обществе заложены противоречия, которые могут привести к расколу, распаду, утрате нравственного единства [2]. Такой инновационный подход сегодня оказался более чем актуальным.

Масштаб личности Ю.А. Жданова можно понять и по достоинству оценить по количеству и качеству преобразований, сознательно инициируемых и реализуемых в РГУ, возглавляемом им в течение 33 лет. В советских условиях он обеспечивал значительное конкурентное преимущество коллективу университета, включавшему в себя личность ректора как высокий ориентир. Следует отметить, что Ю.А. Жданов руководил РГУ исходя из требований так называемой «передовой социалистической культуры». Он понимал эту проблему гораздо шире и глубже идеологов КПСС типа М.А. Суслова, которого он на дух не переносил. Писал, что надо творчески отстаивать достижения культуры советского общества в борьбе с теми, кто стремится «подменить подлинную культуру дешевенькими суррогатами, так называемой массовой культуры» с ее антигуманизмом, мещанством, стяжательством, низменными идеалами.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2

Ю.А. Жданов считал, что именно коллективам университетов надо идти в первых рядах борцов за культуру. Поэтому в РГУ была организована первая среди университетов страны кафедра теории культуры. Ю.А. Жданов и В.Е. Давидович написали совместно книгу «Сущность культуры», где дано теоретическое обоснование сущности культуры на основе концепции деятельности, освещена история понятия «культура», определено его место в системе категорий исторического материализма, дан анализ феномена культуры, рассматриваемого как развивающаяся система [3].

Ректор не требовал жесткой идеологической ангажированности от своих сотрудников, хотя уделял много внимания и парткому, и профкому, и кафедрам общественных наук. Когда в РГУ возникла идея добиться присвоения университету звания «вуз высокой социалистической культуры», началась тщательная кропотливая подготовка. Нужно было показать, каких успехов достиг университет на данный момент и выработать программу дальнейшего роста. Ее обсуждение и принятие могло осуществить только общее собрание сотрудников с участием представителей всех структурных подразделений. Была создана комиссия парткома РГУ, которая аккумулировала данные о количестве изданных монографий, защищённых кандидатских и докторских диссертаций, проведенных научных конференциях, об участии студентов и преподавателей в спортивных соревнованиях, художественной самодеятельности и культурных мероприятиях. Самым ответственным моментом было обсуждение данного вопроса, от выступающих требовалось высказать своё мнение и внести конкретные предложения. По существовавшим тогда правилам выступающих необходимо было подготовить, представить в письменном виде тезисы каждого выступления, которые затем направить в райком партии. Нельзя было отступать от заявленного текста.

Собрание проходило в нормальной атмосфере. Все выступавшие подчёркивали необходимость такой акции, вносились конкретные предложения, которые вписывались в протоколы собрания. Вести собрание поручено было одному из авторов этой статьи. Когда выступил последний участник собрания, ведущий объявил, что повестка собрания исчерпана и необходимо подвести черту. В этот момент из зала раздался голос одной из участниц собрания с просьбой предоставить ей слово. Она не значилась в

списке выступавших, и на какое-то мгновение в зале установилась мёртвая тишина, все ожидали, чем закончится такой неожиданный момент. Ведущий был в растерянности, ведь по общему правилу слово в таком случае не предоставлялось. Но сказать об этом прямо было нельзя, поэтому он обратился к сидевшему рядом представителю горкома партии, но он ничего не мог сказать, просто не хотел брать на себя ответственность. Тогда ведущий попросил совета у Юрия Андреевича, как поступить в данной ситуации. Не колеблясь, тот сразу сказал тихим и спокойным голосом: «Надо предоставить». Преподавательница одного из факультетов университета начала своё выступление, которое было похожим на крик души:

«О чём мы сейчас говорим? - сказала она, - о каком вузе высокой социалистической культуры может идти речь, когда всё помещение на нашем факультете утопает в грязи, полы в таком состоянии, как будто их никогда не мыли, доски, предназначенные для занятий, ободраны, туалеты в запущенном состоянии. Нет даже таких элементарных вещей, как мел и тряпка. Не лучше ли было вначале навести порядок в наших помещениях, создать необходимые условия для нормальной работы, а тогда уже и вести речь о том, чему посвящено сегодня наше собрание». Её выступление вызвало бурю аплодисментов, ведь она говорила правду, не думая о том, что это кому-то может не понравиться. К счастью, этот случай не имел негативных последствий для выступавшей, а наоборот её мнение, высказанное от всего сердца, послужило толчком к наведению элементарного порядка. Конечно, такой поворот в проведении собрания мог иметь место лишь благодаря Юрию Андреевичу, который, не раздумывая, принял решение [4].

Ведущему того собрания пришлось в течение многих лет участвовать в заседаниях ректората, что давало возможность прислушиваться к каждому слову Юрия Андреевича, понимать его жесты, задумываться над его размышлениями о науке. Все поражались его высокой культуре общения, обширным познаниям в различных областях человеческого бытия. Особенно интересно было присутствовать на ректорских совещаниях, где всегда обсуждались конкретные проблемы, связанные с улучшением учебного процесса, научными исследованиями, воспитанием у студентов чувства патриотизма и гордости за своё Отечество. Юрий Андреевич проявил себя как крупный организатор науки, про-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2

водя огромную работу по открытию новых факультетов и лабораторий. Возвращаясь из командировок в Москву, он рассказывал о том, как приходилось ему общаться с министерскими чиновниками разных рангов, а также использовать собственный опыт, приобретённый в ЦК КПСС, работая там заведующим отделом науки.

Благодаря масштабу элитарной личности, через Юрия Андреевича реально проецировались судьбы множества ученых и политиков его поколения, а в случае занятия им высокого поста в руководстве партии и страны (а это было возможно) могла проецироваться будущее целого народа.

Занимая большое количество почетных общественных должностей и став фактически лидером научного сообщества Юга России, Ю.А. Жданов и сам вносил вклад в науку. Будучи марксистом, он пытался убедить общественность в правоте марксизма, в неизбежности возрождения в каком-то будущем идеалов коммунистического общества. Писал, что на Западе за внешним благополучием и рекламной видимостью прослеживаются черты критического развития американской цивилизации, включающие как стремительный рост, так и признаки упадка. По его мнению, на новом современном материале подтверждается выдвинутая им концепция «комплекса Эрисихтона» -печальной участи такого социума, который основан на антагонистической и паразитической парадигме. Эрисихтон в греческой мифологии -сын фессалийского царя Триопа - вырубает священную рощу Деметры. За это богиня наказывает его чувством неутолимого голода. В мифе также фигурирует дочь Эрисихтона, которую тот, пользуясь ее способностью принимать разные обличья, многократно продает, а вырученные деньги проедает. Так продолжается до тех пор, пока Эрисихтон не начинает поедать собственное тело и погибает [5]. Ю.А. Жданов считал, что именно такую участь ждет капитализм и противопоставлял обществу «барыша и брюха» социалистические идеи.

Профессор, доктор исторических наук Г.Г. Бауман рассказывал, как он встречался с Ю.А. Ждановым по поводу своей монографии о развитии западноевропейского коммунистического движения, в частности зарождении социал-демократической партии Нидерландов -«трибунистов». Ю.А. Жданов согласился с мнением Г.Г. Баумана, что будущее российское общество обязательно синтезирует в себе дости-

жения и социализма и западного общества. Двухчасовая беседа завершилась «хоровым» пением немецких революционных песен на немецком языке, который оба прекрасно знали.

Проректор РГУ В.И. Седлецкий вспоминает, как министр высшего образования СССР В.П. Елютин предложил Ю.А. Жданову возглавить Ленинградский университет. Дело в том, что этот университет сильно просел и так и не смог оправиться от потерь после войны. На Политбюро возник вопрос - как же быть, Ленинградский университет имени А.А. Жданова и ректор Ю.А. Жданов? Тогда решили, что вроде бы не совсем корректно. Позже член Политбюро ЦК КПСС Е.К. Лигачев предложил ему возглавить институт естествознания АН СССР. На заседании Политбюро ЦК КПСС кандидатуру Ю.А. Жданова утвердили, и теперь требовалось только его согласие. Юрий Андреевич рассказывал, что от Москвы до Ростова, пока он ехал в поезде, он не спал ни одной минуты. Он все думал - бросить Ростовский университет и пойти на повышение, или остаться? Ему, конечно, очень хотелось получить это повышение. У него было много корней в Москве. Он был вхож в любые кабинеты, обладал большим авторитетом в партии и государстве. Ему хотелось быть и действительным членом Академии наук. Но, приехав в Ростов, он принял решение все-таки остаться. Победила безграничная любовь к университету. 30 лет своими руками он возводил его. И бросить все, уехать, да еще вопрос, кому оставить университет - он не смог [6].

Личность Ю.А. Жданова не ограничивается проявлением его высоких духовных качеств только в научной среде. Его размышления с большим интересом могли слушать люди самых разных должностей, званий и профессий. И он стремился слушать людей. Приведем пример. На собраниях областного партийно-хозяйственного актива, в которых принимали участие партийные, советские, хозяйственные и представители трудовых коллективов, всегда обсуждались жизненно важные вопросы, касающиеся различных сфер деятельности нашей области. По существовавшим правилам избирался президиум собрания, в числе которого постоянно был Юрий Андреевич. Причем зал всегда бурно его приветствовал. Выступления Юрия Андреевича отличались глубоким анализом обсуждавшихся проблем, в общедоступных формах предлагались конкретные меры, направленные на их улучшение. И, как правило, его слова сопро-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2

вождались участниками собраний неоднократными аплодисментами. Следует сказать, что свои выступления он не готовил заранее, а просто внимательно слушал участников собрания, анализировал их и вносил конкретные предложения по устранению тех или иных недостатков. Юрий Андреевич являлся неутомимым борцом с пошлостью и равнодушием. Известный философ Г. Померанц сказал, что личность определяется не только тем, на что она способна, но и тем, на что она решительно не способна. Это определение в полной мере можно отнести в адрес Юрия Андреевича.

Несмотря на свое неприятие нового социально-политического строя, он оставался государственником. Когда Полпредство федерального округа решало проблемы сепаратизма и терроризма на Северном Кавказе, Ю.А. Жданов был во главе Совета Старейшин округа и работал в составе экспертной группы по подготовке стратегии России на Кавказе. Ему удалось способствовать преодолению постмодернистского представления о невозможности теоретически обоснованной стратегии развития России, в том числе ориентации исключительно на ситуативные, реактивные методы и технологии политики. К 250-летнему юбилею Ростова-на-Дону Юрий Андреевич подготовил доклад «Кавказский вектор в развитии Ростова», в котором, опираясь на идеи Вернадского, призвал ученых объединиться для общей и планомерной работы с целью духовного возрождения России и защиты российской нации. Ю.А. Жданову принадлежит идея разработки «Концепции кавказской политики России», включавшая всестороннее сотрудничество этносов, межнациональное согласие, совместные усилия в области человеческих взаимоотношений, науки, культуры, образования, экологии, спорта и др.

Необходимо помнить, какую огромную работу проделал Юрий Андреевич по созданию Северо-Кавказского научного центра высшей школы и многопрофильного журнала «Известия СКНЦ ВШ», которые стали с 1969 г. связующими звеньями вузов на Северном Кавказе (позднее им был открыт дополнительный журнал «Научная мысль Кавказа»).

Он постоянно держал в центре внимания подготовку фундаментального исследования «История народов Северного Кавказа». По его мнению, Кавказ является «солнечным сплетением Евразии», всей России, которая была (по Вернадскому) «государством-континентом».

Ю.А. Жданов отдал должное истории донского казачества и призвал восстановить в Новочеркасске памятник атаману Платову. Он входил в инициативную группу граждан по присвоению городу Ростову-на-Дону почетного звания «Город воинской славы».

Вся деятельность донского просветителя на заключительном этапе его жизни была направлена на укрепление гражданского общества на Юге России. Сам Ю.А. Жданов в своей мемуарной книге «Взгляд в прошлое» подчеркивал неразрывную связь научно-организационной деятельности в Ростове-на-Дону со своим партийно-политическим прошлым: «чтобы судить о правительствах и их делах, надо подходить к ним с меркой их эпохи и понятий их современников» [7]. На наш взгляд, некорректны попытки абстрактно характеризовать творчество этого выдающегося организатора науки в отрыве от его общественно-политической деятельности, его личной биографии, так как она тоже была тем конкретным полем, в котором реализовыва-лись его проекты и идеи.

Ю.А. Жданов как креативный марксист с радостью встретил начало социалистической перестройки. Думается, он был «сталинистом» только для личного пользования, отдавая дань уважения Сталину как соратнику своего отца и тестю. Он никогда не предлагал реанимировать и продвигать политические рецепты сталинизма. В беседах с авторами этой статьи он высказывал положительные оценки И.В. Сталина, но при этом запрещал их цитировать и афишировать. Приведем пример его видения перспектив социализма. В малоизвестной статье «Цель общественного производства» он отмечал: «Размышляя о грядущем обществе, Маркс писал о том, что в условиях социализма все будут иметь настоящее богатство - такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для свободной деятельности и развития. Чтобы этого времени у людей становилось все больше, необходимы значительные усилия общества, всех его сфер производства. Если же потребности индивида не удовлетворены или удовлетворяются с трудом, с очередями, с перебоями и т.п., если он не находит необходимых условий для самосовершенствования, для всестороннего своего развития, то это сказывается на производстве, сдерживает его, обрекает на застой, на рутину, на топтанье. Ключ к произ-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2

водственному прогрессу - человек. Так ставит вопрос партия, говоря о человеческом факторе. Его надо освободить от материальной неустроенности, необходимо предоставить каждому достаточно досуга для восприятия всего того, что действительно ценно в исторически унаследованной культуре - науке, искусстве, формах общения и т.д. Не следует думать, что речь идет о крайне отдаленной перспективе. Напротив. Мы успешнее решим проблемы царства необходимости, т.е. сферы собственно материального производства, если будем активнее способствовать развитию сущностных человеческих сил через соцкультбыт, через благосостояние, через разумный отдых, через непрерывное образование, через развертывание демократии, через научно-технический прогресс. Итак, цель социалистического общества - производство во имя человека - раскрывается в сложной формуле. В первую очередь речь идет о развитии производительной силы труда путем развития нового человека. Этому служит научно-технический прогресс, непрерывное образование трудящихся, развитие массового научно-технического творчества... Ускоренным темпом пойдет демократизация всего общественного организма путем участия каждого трудящегося в общественном и производственном целеполагании, в учете и контроле, в управлении производством и распределении его продуктов. Не стихийные столкновения и уравновешивания локальных, частных интересов, а организующий все общество коллективный разум ассоциированных производителей возникнет на этой основе. Но это перспектива дальняя» [8].

Но перестройка закончилось широкомасштабным кризисом, что доставило много огорчений Юрию Андреевичу. Пресловутые «прорабы перестройки» как могли мешали его работе только из-за фамилии Юрия Андреевича. Появились нигилистические статьи о его отце А.А. Жданове. Профессор В.И. Седлецкий писал, что сезон охоты на Жданова был открыт статьей «Стоит ли наступать на грабли?» одного писателя-демократа. И министр высшего образования Г.А. Ягодин предложил Юрию Андреевичу в 1988 г. уйти с поста ректора РГУ.

Но Ю.А. Жданов не сдался, не сломался... Он продолжал работать и мыслить, отстаивать свое марксистское мировоззрение в новых условиях. Он писал, что настоящий российский интеллигент - обязательно патриот своей Родины. Чувство Родины - великое и святое чувство, а по-

тому нет прощения демагогам, которые заимствовали у буржуазных политологов и публицистов бессодержательные клише и штампы о наличии у нас унитарного государства, об «империи зла». Мещане и обыватели не могут вместить в свои мозги идею Маркса и Ленина: мы сторонники централизованных государств. Государств, свободных от затхлого партикуляризма и обывательского провинциализма. Только такие государства творят историю, ибо они соответствуют ноосферному идеалу. Ю.А. Жданов считал, что Советский Союз как централизованное и в то же время интернациональное многосоставное государство отвечало в значительной мере этому идеалу. Он был солидарен с утверждением В.В. Путина 2005 г., что распад СССР явился «геополитической катастрофой». Свою политическую и научную позицию в наиболее открытом виде Ю.А. Жданов выразил в цикле статей в журнале украинских коммунистов «Марксизм и современность». После государственного переворота на Украине 2014 г. этот журнал прекратил существование, как и все коммунистические и антифашистские организации в этой стране. Зная негативное отношение Ю.А. Жданова к нацизму и к антикоммунизму, можно с полной уверенностью утверждать, что он безусловно осудил бы правоэкстремистский режим на Украине и горячо приветствовал бы воссоединение Крыма с Россией.

Личностный масштаб Ю.А. Жданова - это также способность выходить за рамки научной элиты и собственного ЭГО и видеть простых людей. Он всегда интересовался жизнью друзей, коллег и даже студентов. Выпускник истфака РГУ И. Сизов написал: «Мы учились в главном корпусе, на втором этаже которого находился его ректорский кабинет. Много раз приходилось с ним "сталкиваться" на лестнице. Он первым здоровался с каждым встречным студентом (не говоря о преподавателях). Ему можно было тут же задать вопрос, и он никогда не "отмахивался", ссылаясь на занятость. Он внимательно выслушивал вопрос, и если ответ на вопрос требовал времени, которого у него в данный момент не было, он спрашивал фамилии и факультет и просил подойти к его секретарю на следующий день. И когда ты приходил, - тебя действительно ждал ответ (понятное дело, он не мог на все вопросы отвечать лично), при этом он никогда не записывал фамилий. Запоминал» [9].

Социолог Л. Блехер вспоминает о Ю.А. Жданове: «Необычный был человек. Он попал в Ро-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2

стов, как помнится, по высшей немилости, и будучи уже разведенным мужем дочери Сталина Светланы Аллилуевой. Он был очень нехорош к преподавателям университета, они его не любили. И милостив к студентам, которые его почитали отцом родным и всегда к нему прибегали, когда необходимо было его распоряжение насчет стипендии, общежития или чего похуже. Меня он дважды спасал от изгнания из alma mater. Один раз выгоняли меня из комсомола за опубликование в стенгазете мехмата "Сигме" стихов Иосифа Бродского (я тогда был, вместе с Лешей Рыжовым и Петей Мостовым, редакторами этой самой "Сигмы", и оттягивался по полной). Второй раз на военной кафедре издали указ о том, чтобы студентам сбрить бороды, а мне по романтическим причинам никак это делать было невозможно. Ну, меня и исключили с военной кафедры, с последующим выгоном с факультета. Я - к отцу родному ректору. Он заступился, и меня оставили в первобытном состоянии. А потом романтическая надобность прошла, в смысле с девицей я поссорился, и бороду сбрил. У одного студента кто-то увидел в заднем кармане брюк книжечку Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Что тут началось! На заседании парткома РГУ его чуть не съели вместе с книжкой. Слово берет Ю.А. Жданов. Обращаясь к студенту, он начинает мягко, но с укоризной отчитывать: "Вы думаете только о себе. А вы о нас подумали сколько проблем вы нам создаете?"» [10]. Заметив какого-нибудь понравившегося ему студента, Ю.А. Жданов иной раз держал его в поле своего зрения вплоть до защиты им докторской диссертации.

Высочайшая культура Ю.А. Жданова проявлялась не только в разработке теории культуры или в его личной культуре. Он постоянно заботился о всех проявлениях культурной деятельности, в том числе о развитии художественной самодеятельности. Этому вопросу уделял много внимания, помогая не только дельными советами, но и конкретными делами. Один из авторов этой статьи помнит, что репетиции студентов проходили в главном корпусе университета. Во время одной из таких репетиций к ним зашёл Ю.А. Жданов. Он поинтересовался репертуаром, завязалась тёплая непринуждённая беседа, последовали конкретные советы. Затем он сел за рояль и стал играть вальс, который студенты молча слушали, но никто не знал автора музыки. Видя заинтересованность, он сказал, что автор-

ство принадлежит ему. Потом он присутствовал на заключительном концерте студентов университета во дворце Ростсельмаша. В конце выступления поднялся на сцену и поздравил участников самодеятельного коллектива. Кроме того, рассказал о том, как в предчувствии надвигавшейся Второй мировой войны в стране стали придавать большое значение созданию музыкальных произведений, кинофильмов и других видов искусства, которые поднимали дух населения нашей страны. В результате появилось много жизнерадостных песен, музыкальных и литературных произведений, кинофильмов, которые и сейчас радуют и волнуют наши сердца. Потом он сыграл ещё несколько лирических песен и романсов, продемонстрировав обширные познания в музыке.

Ю.А. Жданов отличался необыкновенной любовью к природе. Широко известны его новеллы о животном и растительном мире. Вспоминается такой эпизод. В июле 1984 г. отмечался 70-летний юбилей М. Эсамбаева, народного артиста СССР, исполнителя танцев народов мира. В г. Грозном проходили пышные торжества, посвящённые этому событию. Ю.А. Жданова и одного из авторов этой статьи поселили на правительственной даче, расположенной у подножья Кавказских гор. Уже к вечеру собралось много гостей с разных концов нашей страны. В основном это были представители культуры, науки, образования, искусства, литературы, партийные и советские работники. Можно было видеть, насколько высок авторитет Юрия Андреевича, к нему подходили многие из присутствующих лиц, между ними завязывались оживлённые разговоры. Было ясно, что он уже давно с ними знаком. К ужину собралось около ста человек, после чего многие разбрелись во дворе дачи, продолжали общение друг с другом, все были в приподнятом настроении. Через некоторое время Юрий Андреевич предложил спутнику пройтись в рощу, находившуюся рядом с дачей. Пройдя метров сто, Юрий Андреевич вдруг остановился, жестом показывая в сторону леса, и почти шёпотом говорит: «Смотрите, какой заяц!».

И удивительно, что, находясь от нас примерно в 30 метрах, заяц спокойно сидел на задних лапках и перебирал передними. Минут пять мы стояли, не шевелясь, а заяц продолжал сидеть, не обращая на нас никакого внимания. Затем Юрий Андреевич специально кашлянул. Заяц привстал на задние лапки, посмотрел в нашу

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2

сторону и сделал прыжок, умчавшись в глубину рощи. Шли дальше, и Юрий Андреевич, всё ещё восхищаясь этим зайцем, приговаривал: «Почему он так спокойно себя вёл, находясь вблизи от нас? Видимо, ему уже неоднократно приходилось встречаться с людьми, которые его не трогали».

Так реагировать на дикое существо, любоваться им может только человек, который любит природу в самых разных её проявлениях. Уже возвратившись в Ростов, при каждой встрече он с детским восторгом говорил: «А помните, какой был заяц!?» [4].

Не так давно в нашем городе обсуждался вопрос о присвоении Южному федеральному университету (РГУ) имя конкретного человека. Предлагались три кандидатуры: Ю.А. Жданов, М.А. Шолохов и А.И. Солженицын. Если быть объективным, то ЮФУ должен носить имя Ю.А. Жданова. Что касается М.А. Шолохова, то он непосредственно не участвовал в прямом становлении университета, а А.И. Солженицын хотя и закончил РГУ, в его развитии участия не только не принимал, но оставил о себе сложное впечатление [11].

Ростовский государственный университет стал расти высокими темпами лишь тогда, когда его ректором стал Ю.А. Жданов. Один из авторов работал в университете с поступления до пенсионного возраста и был свидетелем того, как шёл процесс развития университета. До вступления Ю.А. Жданова в должность ректора в университете было всего 4 факультета, а через 10 лет количество факультетов увеличилось более чем в 2 раза. В дальнейшем были созданы научно-исследовательские институты и лаборатории как структурные подразделения, а также несколько учебно-научных комплексов. По его инициативе для сотрудников и студентов был создан спортивно-оздоровительный комплекс «Лиманчик» на побережье Чёрного моря. Корпуса трех НИИ, новые здания физфака и химфака... Это лишь часть того, что было сделано при нём. Он мечтал построить на месте сквера перед физфаком (так называемая «университетская поляна») 22-этажный главный корпус РГУ и даже курировал создание его конкретного проекта... Но не суждено. Заслуги Ю.А. Жданова в развитии университета, безусловно, велики, и, не будь его, вряд ли бы в Ростове появился и современный ЮФУ.

Кстати, Ю.А. Жданов вспоминал, что когда ему присудили звание почетного профессора

Московского госуниверситета, он с ректором МГУ В.А. Садовничим обсуждал вопросы развития образования. Оба оказались не сторонниками Болонского процесса и внедрения ЕГЭ в систему народного образования России. Для Жданова образование - это рост просвещения, повышение его внутренней содержательной стороны. Он говорил, что современная наука сильно расширила картину мира - она очень меняется. Стали совершенно иными, чем лет 20-30 назад, представления о Вселенной. Но где это преподается в школе? Молекулярная биология, биохимия, генетика вторглись в области глубинных структур устройства всего живого. Где это в образовании? В ходе модернизации образования Ю.А. Жданова чрезвычайно беспокоила потеря содержательной научной глубины образовательного процесса.

Главными в личности Ю.А. Жданова, на наш взгляд, являются три основных параметра. Во-первых, выдающийся интеллект, во-вторых, системное мышление и умение выделять задачи и тот потенциал, который позволяет воплотить эти задачи в жизнь. В-третьих, все эти качества гармонично сочетались с его высокими амбициями и даже определенной элитарностью поведения, что создавало впечатление некоей особой предназначенности и харизматичности. Он иногда вспоминал мудрость: «Горе народу, которым правят те, кто должен ходить в лакеях». Сам он был элитарным политическим мыслителем и практиком, одновременно крупным ученым-технократом с аналитическим складом ума, развитым логическим мышлением, абсолютно научным антирелигиозным мировоззрением. Ю.А. Жданов - это не только известный ученый и выдающийся организатор науки, но искренний и глубоко убежденный патриот-государственник. В отличие от деятелей оппозиционного типа личности, это была личность этатистского типа и масштаба, обладающая подлинно государственным мышлением. Ю.А. Жданов относится к числу людей, которые ставят интересы своей державы выше партийных, корпоративных и собственных интересов, которые, по правде говоря, были фактически тождественны с государственными.

Литература

1. Жданов Ю.А. Избранное : в 3 т. Ростов н/Д., 2009. Т. 1.

2. Жданов Ю.А. Противоречия гражданского общества и глобальный кризис сознания // Совре-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

менное общество на Юге России: основные тенденции развития. Ростов н/Д., 2001.

3. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1979.

4. Из личного архива профессора Г.И. Колесника.

5. Жданов Ю.А. Роковой комплекс Эрисихтона // Научная мысль Кавказа. 1997. № 2.

6. Кислицын С.А. Юрий Жданов: рядом со Сталиным, Шолоховым, Ильенковым... М., 2013.

7. Жданов Ю.А. Во мгле противоречий // Вопросы философии. 1993. № 7. С. 65-92.

8. Из личного архива Г.И. Колесника, получившего статью Ю.А. Жданова на рецензию из редакции журнала «Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки».

9. URL: http://www.rostov-in-myheart.ru/index. php?option=com_k2&view=i tem&id =25:% (дата обращения: 11.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Вечерний Ростов. 2012. 11 мая.

11. Кислицын С.А. А.И. Солженицын: студент РГУ, разоблачитель сталинизма, антагонист М.А. Шолохова // Изв. вузов. Сев. -Кавк. регион. Обществ. науки. 2018. № 4.

References

1. Zhdanov Yu.A. Izbrannoe [Selected]. In 3 vol. Rostov-on-Don, 2009, vol. 1.

2. Zhdanov Yu.A. [Contradictions of Civil Society and the Global Crisis of Consciousness]. Sovremennoe

2019. No. 2

obshchestvo na Yuge Rossii: osnovnye tendentsii razvitiya [Modern Society in the South of Russia: Main Development Trends.]. Rostov-on-Don, 2001.

3. Zhdanov Yu.A., Davidovich V.E. Sushchnost' kul'tury [Essence of Culture]. Rostov-on-Don: Izd-vo Rost. un-ta, 1979.

4. From the Personal Archive of Professor G.I. Kolesnik.

5. Zhdanov Yu.A. Rokovoi kompleks Erisikhtona [Fatal Complex of Erisichton]. Nauchnaya mysl' Kavkaza. 1997, No. 2.

6. Kislitsyn S.A. Yurii Zhdanov: ryadom so Stalinym, Sholokhovym, Il'enkovym... [Yuri Zhdanov: Next to Stalin, Sholokhov, Ilyenkov...]. Moscow, 2013.

7. Zhdanov Yu.A. Vo mgle protivorechii [In the Mist of Contradictions]. Voprosy filosofii. 1993, No. 7, pp. 65-92.

8. From the Personal Archive of G.I. Kolesnik, who received the article by Yu.A. Zhdanov for review from the editorial office of the journal "Izvestiya SKNTs VSh. Social Sciences".

9. Available at: http://www.rostov-in-my heart.ru/ index.php?option=com_k2&view=item&id=25:% (accessed 11.05.2018).

10. Vechernii Rostov. 2012, May 11.

11. Kislitsyn S.A A.I. Solzhenitsyn: student RGU, razoblachitel' stalinizma, antagonist M.A. Sholokhova [Solzhenitsyn: a Student of RSU, a Debunker of Stalinism, an Antagonist of M.A. Sholokhov]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki. 2018, No. 4.

Поступила в редакцию / Received 11 марта 2019 г. / March 11, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.