Ю.А. Ишутина
О ФОРМИРОВАНИИ ЭВОЛЮЦИИ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ*
Yu.A. Ishutina Formation and evolution of moral ideals in Chinese Republic
Под воздействием процессов глобализации и вестернизации в Китае формируется тип модернизированного китайца, успешно адаптирующегося к современным экономическим и политическим условиям. Новый тип китайца, несмотря на усиленное культивирование в стране конфуцианских традиций, все заметнее проявляет качества, которые не были присущи традиционному китайцу. Насыщенность социальной жизни, стремление к повышению ее уровня способствуют появлению меркантилизма и прагматизма у представителей нового поколения, что особенно ярко проявилось в последние три десятилетия, с началом проведения политики реформ и открытости Китая миру. Это постепенно отодвигает на дальний план такие базовые понятия китайской культуры, как человеколюбие и гуманность, характерные для идеалов конфуцианства, буддизма и даосизма.
Государство делает все возможное, чтобы сохранить традиционные конфуцианские идеалы. Нравственные нормы демонстрируются эксплицитно во всех областях функционирования общества и на любом уровне (домовый комитет, собрания рабочего коллектива, ячейки
* Ишутина Ю.А. О формировании эволюции нравственного идеала в Китайской Народной Республике // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - Томск, 2017. - № 28. - С. 36-45.
Ю.А. Ишутина
КПК, общественные организации, социальная реклама на телевидении, агитационный плакат). В национальной школе с первого класса младшей ступени преподают основы традиционных китайских учений.
Национальная школа КНР демонстрирует известную широту взглядов, включая в учебники родного языка тексты из европейской литературы, в том числе русской, посвященные воспитанию моральных качеств. Большое место в школе уделяется изучению Китая. В учебниках помещаются тексты с поэтическим описанием живописных мест Китая, информацией о многонациональной семье страны, изучается классическая поэзия, а также подвиги народных героев времен Корейской войны и Большого скачка.
Поучительные истории с явным конфуцианским подтекстом акцентируют внимание на прагматизме и важности подчинения младшего старшему; мифологический компонент учебника демонстрирует правильность мироустройства китайского бытия в принципе. Дважды в неделю младшие школьники изучают предмет Пиньдэ - «Основы бытовой культуры». В ходе этого курса в течение всей начальной школы учащийся закрепляет навыки правильного бытового, социального и национального поведения.
Благодаря целенаправленной государственной политике складывается особый тип модернизированного китайца - динамичный, конкурентоспособный, но при этом не толерантный ко всему, что затрагивает зону национальных интересов. Китаец, например, будет проявлять нетерпимость ко всему японскому на севере Китая (в память о жертвах геноцида времен интервенции милитаристской Японии) или бойкотировать французский бизнес (в знак протеста против попытки гражданина Франции загасить огонь китайской олимпиады в 2008 г.).
Современный китаец, условно говоря, находится в центре воображаемого круга, состоящего из сегментов, наполненных представлениями из трех популярных учений - буддизма, даосизма и конфуцианства. Конфуцианство является конструирующим и регулирующим элементом отношений внутри китайского социума на всех уровнях. С поправкой на современность по-прежнему актуальны такие категории, как долг, ритуал, понятие чести и потери лица, благодетели и пороки. Однако самыми жизнеспособными оказались категории сыновней почтительности и преданности (Родине). Они, как наиболее продуктивные и прагматичные, широко применимы во всей воспитательной системе Китая, начиная от малой ячейки общества - семьи цзя и восходящей к государственности гоцзя. 204
О формировании эволюции нравственного идеала
Особый склад мышления, покорность младшего старшему, убежденность в правильности постулатов и в том, что когда-то и он займет место старшего (по положению или в результате естественных процессов старения), включает человека в общество, где он занимает определенную нишу, и создает ощущение гармонии.
Своеобразно у китайцев понятие верности или преданности Родине. В отличие, например, от русских, которые любое перемещение за пределы своей страны воспринимали негативно, китайские иммигранты считаются «странствующими китайцами», и те, кто уезжает на постоянное место жительства, называются «переселенцами - носителями китайской культуры».
Созидателями нового Китая активно предпринимались попытки модернизации традиционных ценностей и их приложение к современным ситуациям. В этом плане интересна эволюция образов народных героев, выходцев из класса неимущих, живущих идеей всеобщего равенства, жертвующих всем во благо общества в целом. Возникновение целой галереи портретов революционных героев обусловлено необходимостью создания чувства сопричастности для огромных масс населения и создания противовеса культу личности Мао Цзэдуна. Процесс героизации боевых товарищей начиная с 50-х годов XX в. акцентируется на великих подвигах (военных и трудовых) простых китайских бойцов во имя свободы и созидания Нового Китая, что отражено в китайском агитационном плакате.
Чрезвычайно высока в китайском обществе личность учителя. В силу того что нарождающаяся новизна бытия периода Большого скачка и Культурной революции в принципе не могла быть соотнесена со старыми идеалами и их трансляторами - учеными, учителями, интеллигенцией, возникла необходимость в культе новых учителей. Ближе к концу Культурной революции наблюдается тенденция обращения к идеалам Учителя, разделяющего взгляды Сунь Ятсена, но не ангажированного маоистскими идеями. В соответствии с этими требованиям был сконструирован образ Лэй Фэна, одного из многочисленных героизированных персонажей того времени, который оказался наиболее популярным, эффективным и долговечным. В образе Лэй Фэна воплотился идеал простого китайца, борца за интересы всего народа, социально активного, сочетающего в себе гармоничное соотношение традиционных ценностей, реализующего себя в современной жизни. Лэй Фэн - верный маоист, служивший народу и не причинивший никому вреда в силу того, что жизнь его безвременно оборвалась
Ю. А. Ишутина
до начала разгула маоистских преступлений, а потому он оказался воспринят как молодым, так и старшим поколениями. Имя Лэй Фэна стало своеобразным брендом в китайском социуме, так как его популярность заключается в соответствии традиционным китайским ценностям, в частности конфуцианским постулатам об идеальном человеке, функционирующем в категориях долга, верности, ритуала, бескорыстного служения обществу и Родине.
Таким образом, можно сказать, что насаждение нравственного идеала современной личности, воспитанной в духе конфуцианских традиций, успешно адаптирующейся к современным экономическим, социальным и иным требованиям китайского социума, происходит на разных уровнях китайского общества. При этом, актуализируя традиционные конфуцианские ценности, китайцам, благодаря современной интерпретации, удается убрать оковы догмы.
Т.А. Фетисова