Научная статья на тему 'Йозеф Панкевич и русско-польские художественные связи'

Йозеф Панкевич и русско-польские художественные связи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО ПОЛЬШИ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / ЙОЗЕФ ПАНКЕВИЧ / . JOZEF PANKIEWICZ / POLISH ART OF THE END OF THE 19TH - BEGINNING OF THE 20TH CENTURY / PAINTING / GRAPHIC ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фаминская Нина Валериановна

The article deals with art of Polish painter Jozef Pankiewicz (1866-1940), who started his education at the Imperial Academy of Fine Arts in St. Petersburg and later became a prominent participant of Polish Modernist movement (The Young Poland), influential teacher, painter and printmaker. The article contains a survey of his art and includes some unpublished sources from Russian archives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jozef Pankiewicz and Russian-Polish Artistic Relations

Статья посвящена творчеству выдающегося мастера польского модерна Йозефа Панкевича (1866-1940). Художник мало известен в России, хотя начинал обучение в Петербургской Императорской Академии художеств. Впоследствии живописец-колорист, талантливый график-экспериментатор стал прекрасным педагогом, профессором Краковской Академии художеств, руководителем ее филиала в Париже и подготовил не одно поколение польских художников. Он много сделал для приобщения польской культуры к европейским художественным ценностям. Акцент исследования сделан на периоде конца XIX - первого десятилетия ХХ в., связанном с подъемом польского искусства, движением «Молодая Польша». В статье использованы материалы РГИА.

Текст научной работы на тему «Йозеф Панкевич и русско-польские художественные связи»

Н. В. Фаминская

Йозеф Панкевич

и русско-польские художественные связи

Статья посвящена творчеству выдающегося мастера польского модерна Йозефа Панкевича (1866-1940). Художник мало известен в России, хотя начинал обучение в Петербургской Императорской Академии художеств. Впоследствии живописец-колорист, талантливый график-экспериментатор стал прекрасным педагогом, профессором Краковской Академии художеств, руководителем ее филиала в Париже и подготовил не одно поколение польских художников. Он много сделал для приобщения польской культуры к европейским художественным ценностям. Акцент исследования сделан на периоде конца XIX - первого десятилетия ХХ в., связанном с подъемом польского искусства, движением «Молодая Польша». В статье использованы материалы РГИА.

Ключевые слова: искусство Польши рубежа XIX-XX веков; живопись; графика; Йозеф Панкевич.

N. V. Faminskaia

Jozef Pankiewicz

and Russian-Polish Artistic Relations

The article deals with art of Polish painter Jozef Pankiewicz (1866-1940), who started his education at the Imperial Academy of Fine Arts in St. Petersburg and later became a prominent participant of Polish Modernist movement (The Young Poland), influential teacher, painter and printmaker. The article contains a survey of his art and includes some unpublished sources from Russian archives.

Key words: Polish art of the end of the 19th - beginning of the 20th century; painting; graphic art;. Jozef Pankiewicz.

Среди польских художников, учившихся в Петербургской Академии художеств, Йозеф Панкевич занимает особое положение. Живописец-колорист, талантливый график-экспериментатор, он был выдающимся педагогом. Профессор Краковской Академии художеств, ставший впоследствии руководителем ее филиала в Париже, он подготовил не одно поколение польских художников. Такой известный мастер польской живописи, как, например, Ян Ци-бис, с благодарностью вспоминал уроки Панкевича. В настоящем исследовании акцент сделан на периоде конца XIX - первого десятилетия XX в., времени особой творческой активности, напряженных поисков художника, связанных в целом с подъемом польского искусства и т.н. «Молодой Польшей».

Решение отправиться на учебу в Петербург было подсказано Панкевичу его учителем Войцехом Герсоном, через его мастерскую прошли многие выдающиеся мастера польского модерна. Герсон был активной подвижной творческой личностью, выпускник Петербургской Академии художеств, он постоянно участвовал в ее выставках, был инициатором и одним из организаторов создания Общества поощрения художников в Варшаве, ему было поручено формирование польского отдела на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

При поступлении в Петербургскую Академию художеств ученики варшавских рисовальных классов, где учился Панкевич, пользовались преимуществами, как и выпускники других художественных школ Российской империи, включавшей тогда в свой состав Царство Польское со столицей в Варшаве.

Весной 1885 г. Панкевич успешно закончил учебу, а осенью того же года отправился в Петербург вместе со своим другом и ровесником Владиславом Подковиньским поступать в Академию художеств. Они были допущены к экзамену «по живописи» (подчеркнуто в прошении в Совет Академии. - Н. Ф.) и приняты вольнослушателями1.

«За слушание лекций вольнослушатели платят по 25 рублей в год»2. Пришлось представить в канцелярию Академии художеств

свидетельство о бедности, которое выдавалось в полицейском управлении. Из свидетельства Панкевича: «... проситель 19-ти лет от роду, поведения и образа жизни хорошего, состояния у него нет, имеет мать, получающую 600 рублей в год пенсии, брата - учителя музыки и 3-х сестер, живущих в Варшаве, за исключением одной, находящейся в Германии, проситель состоит вольнослушателем в Академии художеств, от матери получает 10 рублей в месяц, чем и существует, по бедному своему положению действительно лишен возможности платить за слушание лекций»3.

Панкевич рано лишился отца - врача военного госпиталя в Люблине4.

В Петербурге 19-летний Йозеф Панкевич искал покровительства и помощи состоятельных соотечественников, чтобы иметь возможность серьезно заниматься живописью, не отвлекаясь постоянно случайными заработками. Сохранилось его обращение в канцелярию с просьбой выдать ему свидетельство: «Имею честь покорнейше просить Канцелярию ИАХ о выдаче мне свидетельства о том, что я принят в число вольнослушающих, т.к. мне нужно представить его графине Марiе Пржездзецкой, от которой получаю стипендию. С.-Петербург дня 2 сентября 1885 г.»5 Искомое свидетельство было выдано «дворянину Иосифу Панкевичу», с припиской, что оно не может служить ему видом на жительство6.

Студенты старались поселиться как можно ближе к академии. «Варшавский житель Осипъ Адамов Панкевич проживал в доме № 1 по Бугскому переулку»7.

Пребывание в Петербурге дало возможность молодому художнику не только обстоятельно познакомиться с коллекциями картин старых мастеров, но и копировать их в Эрмитаже и в Академии художеств. Именно в Петербурге был заложен глубокий и прочный фундамент той большой живописной культуры, которая в дальнейшем отличала мастера.

После учебы в Петербурге следующим важным этапом стала поездка в Париж в 1889 г. Панкевич и его друг Подковиньский с восторгом знакомятся с только что открывшейся выставкой картин Клода Моне. В течение года парижской жизни они активно изучают метод

импрессионизма и стремятся немедленно применить его на практике. Панкевич пишет картину «Цветочный базар возле церкви Мадлен в Париже», пронизанную легкими голубыми тенями, «Воз сена», а Подковиньский светлые крыши «Улицы Новы Свят» в Варшаве и деревенский пейзаж с мальчишкой-рыбаком и расходящимися по воде кругами от заброшенной в пруд удочки.

Как пишет историк польского искусства Тадеуш Добровольский: «Начало перемен в польском искусстве падает на 1890 год... Эта дата совпадает с возвращением на родину Владислава Под-ковиньского и Юзефа Панкевича, которые привезли с собой из Парижа отличное знание импрессионизма. Однако их художественные идеи встретились с сопротивлением. Воздействие на художественное мнение реализма и натурализма было настолько сильно, что пленэрные штудии света и цвета должны были казаться чем-то необыкновенным. Однако, если учесть тогдашнюю художественную обстановку и существующие в стране настроения умов, то станет ясным, что упомянутая оппозиция не могла продолжаться долго»8.

В 1890-е гг. импрессионизм постепенно занимает одно из ведущих мест в искусстве и под названием «польского колоризма» продолжает существовать вплоть до начала Первой мировой войны. Но для стран Восточной Европы и для Польши, в частности, характерно, что в отличие от Франции, освоение импрессионистического метода происходит почти одновременно с появлением постимпрессионизма, даже в творчестве одного и того же мастера.

Так, Подковиньский пишет импрессионистические пейзажи и в те же годы создает полотно символического характера «Исступление порывов», а в конце пути (1895) «Траурный марш Шопена». Выспяньский наряду с импрессионистическими портретами создает витражи в стиле модерн.

На большой и представительной выставке «Польские ученики Петербургской Академии художеств», развернутой в залах музея академии в 1989, можно было увидеть две картины Панкевича: «Парк в Дубое» и «Портрет девочки Одельфельд» (обе 1897). Очертания деревьев парка, словно растворяющихся в воздухе,

написаны тонко втертой в холст краской. Все контуры смягчены. Вполне реальные предметы: деревья и часовня, отражающиеся в тихой воде, предстают окутанными романтической дымкой, кажутся таинственными. Они вызывают литературные ассоциации, создавая параллель поэзии.

Не случайно, что название движения, которое развивало вариант польского модерна, - «Молодая Польша» выдвинул поэт и художник Артур Гурский в 1898 г. как лозунг поколения - такой активной была польская интеллигенция.

Из среды адвокатов, врачей, промышленников выходили меценаты, начинавшие чрезвычайно важное дело создания частных коллекций современного польского искусства. Панкевича поддерживал известный адвокат Одельфельд, портрет его дочери-подростка и был представлен на выставке «Польские ученики Петербургской Академии художеств». Выдающихся мастеров живописи поколения «Молодой Польши» отличает интерес к внутреннему миру человека, все они были прекрасными портретистами. Стоит только вспомнить Выспяньского, Мехоффера, Мальчевского; в их ряду почетное место занял и Панкевич.

Подъем в области искусства был связан с Варшавой, где начал выходить под редакцией Зенона Пшесмыцкого журнал «Химеры» - своеобразная параллель российскому «Миру искусства». Но подлинной столицей «Молодой Польши» явился Краков. Там в 1897 г. было создано объединение «Штука» - «Искусство», куда входили не только живописцы, графики, скульпторы, но и журналисты.

Членами «Штуки» стали все профессора Краковской школы изящных искусств, реорганизованной новым ректором Юлианом Фалатом после смерти Матейко. (В 1910 г. она получит статус Академии художеств.) Профессором Краковской школы изящных искусств стал впоследствии и Йозеф Панкевич - одним из самых любимых, всегда окруженных учениками.

Атмосфера старого Кракова - древней столицы Польши с Ма-риацким костелом, королевским Дворцом на Вавеле, театрами, вдохновляла художников. Они не только изучали историю Кракова,

но и сами творили его легенду. Центрами, объединяющими людей искусства, стали кафе-кондитерские «Михайликова Яма», «Зеленый шарик». Художники оформляли их интерьеры панно, картинами, карикатурами, плакатами. Один из первых плакатов создал Выспяньский к лекции «Метерлинк и мистика» - яркое проявление связи с северным модерном. Лекции, диспуты, концерты, костюмированные балы, встречи с артистами после спектаклей давали творческий импульс. Заряд энергии художников выливался в рисунках актеров, объединенных в «Альбом Мельпомены», в продуманном до мелочей оформлении краковского журнала «Жице» - «Жизнь».

Главным редактором был талантливый, энергичный журналист Станислав Пшибышевский. Художественные задачи решал Станислав Выспяньский с вдохновением и изобретательностью, используя растительный орнамент из составленного им альбома «Травника» - скромных полевых цветов Польши. Он вникал в работу типографов Ягеллонского университета, добиваясь не только красоты и четкости шрифта, но и заботясь о его расположении на листе бумаги. С широтой и расточительностью, свойственной художникам Возрождения, мастера «Молодой Польши» занимались росписью Мариацкого костела, писали картины, оформляли интерьеры и создавали новый облик книги.

Обратился к графике и Йозеф Панкевич. Он стал работать в области офорта и сухой иглы с какой-то само собой разумеющейся легкостью, как будто занимался этим всю жизнь, хотя первые опыты относятся к 1895-1896 гг.

Зимой 1899 г. он поехал в Рим, а потом был в Неаполе, Сорренто, Амальфи, на Капри и т.д. Итальянские впечатления нашли отражение в альбоме гравюр. Тут необходимо вспомнить меценатов, поддерживающих художников, и в первую очередь Феликса Ясеньского - собирателя, страстного любителя гравюры. В его богатой коллекции, наряду с японскими гравюрами - всеобщим тогдашним увлечением, - были и первые итальянские офорты Панкевича. Ясеньский устраивал выставки гравюр, писал об искусстве, а впоследствии передал свою коллекцию в дар Краковскому музею.

В изданном в 1958 г. в Варшаве альбоме «Йозеф Панкевич. Графика» опубликованы лучшие гравюры художника9. В офортах Панкевича ярко проявлялось индивидуальное видение художника - то главное, что он смог передать своим молодым коллегам по искусству. Нередко он использовал в гравюре два приема сразу: и глубокое травление, дающее бархатистое черное пятно, и энергичные линии штихеля (сухая игла). Несомненной удачей художника явилась гравюра «Театр Марцелла». В рецензии на выставку Панкевича, опубликованной в журнале «Химера» (1901) Зенон Пшесмыцкий писал: «...Мастерски исполненное произведение. Мрачностью, холодом веет от старых стен, и тут же у развалин кипит жизнь, в маленьких лавочках идет торговля»10.

В графике Панкевича ясно прослеживается тенденция развития проблем, поднятых в живописи. Так, например, в гравюре «Ночь над Неаполитанским заливом» контраст черного силуэта берега и освещенного лунным светом залива составляет своеобразную параллель его живописным полотнам «Старого Мяста в Варшаве».

Совсем иначе решены гравюры «Улица в Сиене» (два варианта). Светлая ясная атмосфера, где архитектура слита с природой. Черепичные крыши, улочки в Сиене, старые фонари и быстро бегущие вниз ступени между домами, где второй этаж нависает над первым.

Многие годы Панкевич прожил во Франции. Впоследствии он был руководителем филиала Краковской академии в Париже. Панкевич знал и любил французскую литературу, поэзию, музыку, был близок с Боннаром и Вюйаром, что нашло выражение в его живописных произведениях. Его эрудированность, безошибочный вкус постоянно притягивали к нему учеников. Он многое сделал для приобщения польской культуры к европейским ценностям.

Уже в 1902 г. он с успехом экспонировал свои гравюры в варшавском выставочном зале «Захента». Наряду с гравюрами, посвященными итальянским впечатлениям, здесь впервые экспонировались пейзажи Парижа и широкая панорама жизни французских городов (набережная Сены, Нотр-Дам, Новый Мост, а также виды Руана, Шартра, гора Сен-Мишель и т.д.) Он варьирует

графическую технику, применяя многократное травление в пейзаже «Старые деревья под Руаном», добиваясь контраста светотени. Маленькие фигурки придают особый колорит, неповторимый аромат жизни маленького провинциального городка Динан. Дворик с курами и петухами. Улочка, круто идущая вниз, кафе, старые дома, окна со ставнями, собака, лежащая в тени...

Последовавшие затем офорты, навеянные воспоминаниями от путешествия по Бельгии и Голландии («Собор в Брюгге», «Дом под деревьями») свидетельствовали о все нарастающем мастерстве и артистизме.

Своеобразным триумфом Панкевича после десятилетия активных занятий гравюрой явилось его избрание профессором вновь организованного курса графики Краковской Академии художеств в 1909 г. Но, как у всех ведущих мастеров «Молодой Польши», талант художника проявляется многообразно.

Именно 1908-1909 гг. - время появления его знаменитых картин «Японка» (несколько вариантов), «Персидская ваза». Наиболее удачный вариант «Японки» 1908 г. Жена художника, искусно задрапированная в кимоно, с высокой прической блестящих черных волос на фоне панно с хризантемами. Умело кадрируя картину (показаны только часть низкого столика и вазы), художник создает вертикальное панно, поддерживающее стройность фигуры. Контур уверенно очерчивает широкие цветовые пятна. Увлечение искусством Японии и вместе с тем ясно выраженные декоративные приемы модерна определяют стилистику картины.

Йозеф Панкевич прожил долгую, наполненную, интересную, творческую жизнь. Но может быть, самыми яркими и запоминающимися стали годы становления мастерства, когда были заложены основы его фундаментальных знаний, в Петербурге, годы поисков и экспериментов, связанные с общим подъемом польского искусства конца XIX - начала XX в., «Молодой Польшей».

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Дело Йозефа Панкевича // РГИА. Ф. 789. Оп. 11. Д. 129. Л. 1.

2 Дело Йозефа Панкевича // РГИА. Ф. 789. Оп. 11. Д. 129. Л. 9.

3 Дело Йозефа Панкевича // РГИА. Ф. 789. Оп. 11. Д. 129. Л. 7.

4 Дело Йозефа Панкевича // РГИА. Ф. 789. Оп. 11. Д. 129. Л. 3.

5 Дело Йозефа Панкевича // РГИА. Ф. 789. Оп. 11. Д. 129. Л. 6.

6 Дело Йозефа Панкевича // РГИА. Ф. 789. Оп. 11. Д. 129. Л. 6.

7 Дело Йозефа Панкевича // РГИА. Ф. 789. Оп. 11. Д. 129. Л. 7.

8 Добровольский Т. История польской живописи. Вроцлав ; Варшава ; Краков ; Гданьск, 1975. С. 116.

9 Josev Pankievicz : Grafika / Opracowala Helena Blumowna. Warszawa,

1958.

10 Josev Pankievicz : Grafika / Opracowala Helena Blumowna. Warszawa, 1958. S. 5.

БИБЛИОГРАФИЯ

Добровольский Т. История польской живописи [Текст] / Т. Добровольский; перев. с польск. В. Носковского. Вроцлав ; Варшава ; Краков ; Гданьск : Ossolineum, 1975. 464 с.

Дело Йозефа Панкевича / Российский Государственный исторический архив. Ф. 789. Оп. 11. Д. 129.

Josev Pankievicz : Grafika [Текст] / Warszawa, 1958. 106 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.