сти подростков к различным профессиям. — М.,
1977.
3. Мамедов А. М., Амиров 3. Р., Кадыров А. Г. // Вопросы гигиены и физиологии труда нефтяников моря и суши. - Сумгаит, 1985. — С. 155—159.
4. Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному отбору / Под ред. И. Д. Карцева и др. — Свердловск,
1978.
5. Мехрабов М. А.. Амиров 3. Р., Рубанов В. И. Ц Охрана труда и здоровья нефтяников: Материалы науч.-практ. конференции. — Баку, 1997. — С. 16—17.
6. Панов Г. Е. Охрана труда при разработке нефтяных месторождений. — М., 1982.
7. Славина С. Э., Маку шин В. Г. Медико-физиологическая классификация работ по тяжести (межотраслевые рекомендации). — М., 1974.
8. Смирнов К. М. Физиологические исследования на производстве в разработках по охране, организации и гигиене труда: Метод, рекомендации. — Л., 1984.
9. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. - М., 1982.
10. Статистические методы обработки эмпирических данных / Грешников В. А., Волков Б. Н., Кубарев А. И., Плескачева Д. Б. - М., 1978.
Поступила 20.11.03
Summary. То protect health and to warn future workers against the choice of a petroleum job that was not in accord with their psychological and physiological features of their organism, studies (such as sanitary and psychophysiological ones) were conducted to create criteria for the professional selection of drilling technicians who provided the sinking of oil wells. The studies have been systematized and mathematically analyzed. This made it possible to reveal the significant psychophysiological properties (8 parameters) in a drilling technician. By taking into account these properties, the author derived a linear equation that estimates the fitness of a candidate for a job as a drilling technician.
Гигиена детей и подростков
О С. м. ДРЮЦКАЯ. Н. Г. ГРИГОРЬЕВА, 2005 УДК 613.95:616.899-02:546.151-008.64-07
С. М. Дрюцкая, Н. Г. Григорьева
ЙОДНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск
В настоящее время йоддефицитные состояния (ЙДС) являются одним из наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека. В целом около 1,5 млрд человек проживают на территориях, потенциально опасных для возникновения ЙДС. Проблема йодного дефицита актуальна и для России: более 60% территории имеет недостаток йода в связи с особенностями геохимического состава почвы и более 100 млн человек подвергаются риску развития ЙДС [3, 4].
Самыми распространенными проявлениями йодной недостаточности является эндемический зоб и кретинизм. Количество людей, пораженных зобом, составляет 655 млн, а число страдающих явным кретинизмом превышает 11 млн. Дефицит йода обусловливает снижение интеллектуального потенциала всего населения, проживающего в зоне йодной недостаточности. Исследования, выполненные в последние годы в разных странах мира, показали, что средние показатели умственного развития в регионах с йодным дефицитом на 15—20% ниже, чем без такового [6].
Цель исследования — выявление степени влияния йодной недостаточности на психическое и умственное развитие ребенка на территории Хабаровского края. Для ее решения необходимо было решить следующие задачи: во-первых, определить распространенность ЙДС у детей обследуемой группы; во-вторых, с помощью тестов изучить умственное и психическое состояние ребенка; в-третьих, выявить наличие или отсутствие корреляционной зависимости между йодной недостаточ-
ностью в организме ребенка и особенностями психического и умственного развития детей.
В ходе исследования проанкетировано и протестировано 234 (104 (44,4%) мальчика и 130 (55,6%) девочек) ребенка в возрасте 10—12 лет, из них 66 — жители пос. Переясловка и 168 — жители Хабаровска. Интеллектуальное развитие детей определяли с помощью теста возрастающей трудности Ра-вена [1], особенности опосредованного запоминания и его продуктивности, характер мыслительной деятельности, уровень формирования понятийного мышления — с помощью теста "Пиктограмма" [2], тип акцентуации личности — с помощью опросника Шмишека [5]. Для выявления уровня тревожности использовали методику "Шкалы социально-си-туационной тревоги" Кондаша (1973 г.) [2]. Для оценки личностных особенностей ребенка был проведен тест "Несуществующее животное" [1].
У всей группы тестируемых детей была исследована моча на предмет содержания в ней йода. Концентрацию йода определяли церий-арсенитным методом, рекомендованным Международным комитетом по контролю за ЙДС в модификации, предложенной J. Dunn и соавт. (1993 г.), Ю. Г. Ковальским и соавт. (1996 г.). Содержание йода в моче выражалось в микрограммах на 1000 мл мочи (мкг/л) [7].
В целом по обследуемой группе медиана йоду-рии составила 93 мкг/л, что соответствует легкой степени тяжести йодного дефицита. Причем у 12,8% детей наблюдался тяжелый йоддефицит (концентрация йода менее 20 мкг/л), у 11,9% — умеренный (20—49 мкг/л), у 16,6% — легкий (50—
Таблица 1
Балльная оценка у детей в исследовании по методике Равена
Таблица 3 Уровень сформированности понятийного мышления
Баллы
Количество детей пос.
Количество детей Ха-
Переясловка баровсха
8 (12,12) 18 (10,71)
10 (15,15) 10 (5,95)
14 (21,21) 18 (10,71)
16 (24,24) 52 (30,95)
16 (24,24) 42 (25,00)
2 (3,04) 16 (9,53)
0 8 (4,77)
0 4 (2,38)
Примечание. Здесь и в табл. 3—6 в скобках указан процент.
99 мкг/л), у 58,7% нет дефицита йода (концентрация йода более 100 мкг/л), т. е. 41,3% обследуемых детей имеют недостаток йода в своем организме.
Проанализировав интеллектуальное развитие детей с помощью теста возрастающей трудности Равена, выявили, что высокий балл (от 4 до 8) получили 77,3% детей с нормальным содержанием йода в организме, а недостаточно высокий балл (от 1 до 3) — 65,5% детей с недостаточным содержанием йода (табл. 1).
Наиболее убедительно о зависимости интеллектуального развития ребенка от дефицита йода в его организме указывает средний балл, который получили различные группы детей, стратифицированные нами по норме и различным уровням недостаточной концентрации йода в моче (табл. 2).
При изучении у детей парциальных функций мозга, ответственных за интеллект, установлено, что существует отчетливая взаимосвязь между функциональным состоянием щитовидной железы и качественным состоянием памяти у детей. В то же время при недостатке йода в организме ребенка происходит снижение воспроизведения слуховой информации, ухудшение зрительной памяти, другой психической деятельности, а также затруднение адаптационных возможностей центральной нервной системы.
Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления с помощью теста "Пиктограмма" выявило значительное снижение этих функций у детей с недостаточным содержанием йода в организме (табл. 3).
Для диагностики типа акцентуации личности использовали опросник Шмишека. Теоретической основой опросника является концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда, который
Таблица 2
Балльная оценка у детей, стратифицированных по норме и разным уровням недостаточной концентрации йода в моче
Концентрация йода в моче, мкг/л пос. Переясловка Хабаровск
количество детей средний балл количество детей средний балл
Менее 20 14 2,34 16 1,75
20-49 16 3,38 12 3,83
50-99 14 3,71 24 4,25
Более 100 (норма) 22 4,55 116 4,47
Пониженное содержание йода в организме Нормальное содержание йода в организме
Уровень мышления пос. Переясловка (л = 44) Хабаровск (л = 52) пос. Переясловка (л = 22) Хабаровск (л= 116)
Низкий (до 50%) 24 (54,55) 12 (23,08) 10 (45,45) 26 (22,41)
Средний (50-70%) 12 (27,27) 12 (23,08) 6 (27,27) 27 (23,28) Выше среднего
(70-90%) 8 (18,18) 26 (50,00) 4 (18,18) 57 (49,14)
Высокий (90-100%) 0 2 (3,84) 2 (9,10) 6 (5,17)
считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, "ядро" личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом "акцентуированными". Термин "акцентуированные личности" занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не рассматриваются в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Количество акцентуированных личностей в группах детей с пониженным содержанием йода в организме и в пос. Переясловка, и в Хабаровске в 1,4 раза больше. Данное соотношение доказывает существование определенной закономерности (табл. 4).
Кроме этого, из 10 типов акцентуированных личностей, выделенных Леонгардом, в нашем исследовании чаще всего встречается гипертимиче-ский тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Это люди с повышенной самооценкой, поверхностные. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда встречают сильное противодействие, терпят неудачу, они склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям, трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Для выявления уровня тревожности использовали методику "Шкалы социально-ситуационной тревоги" Кондаша (1973 г.). Результаты данного исследования приведены в табл. 5.
Если в общей и школьной тревожности убедительных закономерностей в группах детей с нор-
Таблица 4
Акцентуированные личности в группах детей с пониженным и нормальным содержанием йода в моче
Содержание йода в организме
Количество "акцентуированных личностей"
Пониженное
пос. Переясловка (л = 44) Хабаровск (л = 52) Нормальное
пос. Переясловка (я = 22) Хабаровск (п = 116)
42 (95,45) 46 (88,46)
15 (68,18) 74 (63,79)
Таблица 5
Уровни тревожности в группах детей с нормальным н пониженным содержанием йода в организме, выявленные по методике Кондаша
Таблица 6
Результаты исследования личностных особенностей детей, полученные по методике "Несуществующее животное"
Нормальное содержание Пониженное содержание
йода в организме йода в организме
Тревожность пос. Переясловка (л = 22) Хабаровск (л = 116) пос. Переясловка (л = 44) Хабаровск (л = 52)
Общая
нормальная 14 (63,64) 76 (65,52) 24 (54,55) 32 (61,54)
повышенная 4 (18,18) 14 (12,07) 14 (31,82) 8 (15,38)
высокая 2 (9,09) 4 (3,45) — —
очень высокая — — — 2 (3,85)
чрезмерное
спокойствие 2 (9,09) 22 (18,96) 6 (13,63) 10 (19,23)
Школьная
нормальная 12 (54,55) 74 (63,79) 30 (68,19) 28 (53,85)
повышенная 2 (9,09) 20 (17,24) 8 (18,18) 8 (15,38)
высокая 4 (18,18) 12 (10,34) 6 (13,63) 6 (11,54)
очень высокая 2 (9,09) 2 (1,93) — 2 (3,85)
чрезмерное
спокойствие 2 (9,09) 8 (6,70) — 8 (15,38)
Самооценочная
нормальная 14 (63,64) 74 (63,79) 19 (43,18) 13 (25,00)
повышенная 2 (9,09) 12 (10,34) 14 (31,81) 18 (34,62)
высокая 2 (9.09) 2(1,93) 7 (15,91) 12 (23,08)
очень высокая — — 2 (4,55) 4 (7,69)
чрезмерное
спокойствие 4 (18,18) 28 (23,94) 2 (4,55) 5 (9,61)
Межличностная
нормальная 16 (72,73) 70 (60,34) 24 (54,55) 8 (15,38)
повышенная 4 (18,18) 20 (17,24) 8 (18,17) 30 (57,69)
высокая — 8 (6,70) 10 (22,73) 12 (23,08)
чрезмерное спокойствие
2 (9,09) 18 (15,72) 2 (4,55) 2 (3,85)
мальным и пониженным содержанием йода в организме в пос. Переясловка и Хабаровске не обнаружено, то в самооценочной и межличностной тревожности соответствующие закономерности явно прослеживаются. Например, высокая самооценочная тревожность в группе детей с пониженным содержанием йода в организме встречается в 1,8 раза чаще в пос. Переясловка и в 12 раз чаще в Хабаровске; если очень высокая самооценочная тревожность в группах детей с нормальным содержанием йода в организме не обнаружена, то в группах детей с пониженным содержанием йода в организме такая тревожность зарегистрирована. Аналогичные результаты прослеживаются и по межличностной тревожности.
Таким образом, результаты проведения методики Кондаша подтверждают существование высокой самооценки в группах детей с пониженным содержанием йода в организме и чрезмерную заинтересованность их в получении удовлетворения в личностном комфортном состоянии при реализации межличностного общения.
Данные исследования показывают, что на фоне хронической йодной недостаточности наряду со снижением парциальных интеллектуальных функций проявлялись эмоциональные, поведенческие отклонения, нарушалось формирование личности. Для оценки личностных особенностей ребенка был предложен тест "Несуществующее животное".
Из табл. 6 видно, что высокая самооценка в группах детей с пониженным содержанием йода в организме встречается в 2 раза чаще в пос. Пере-
Личностные проявления Нормальное содержание йода в организме Пониженное содержание йода в организме
пос. Переясловка (л = 22) Хабаровск (л = 116) пос. Переясловка (л = 44) Хабаровск (л = 52)
Самооцснка
высокая 4 (18,18) 56 (48,28)
нормальная 16 (72,73) 56 (48,28)
низкая 2 (9,09) 4 (3,44)
Шизоидность — 8 (6,70)
Творчество 4(18,18) 6(5,17)
Рационализм — —
Впечатлительность — 2 (1,72)
Незащищенность — —
16 (36,35) 28 (63,65)
2 (4,55)
36 (69,23) 10 (19,23) 6 (11,54) 4 (7,69) 2 (3,85) 2 (3,85) 8 (15,38) 2 (3,85)
ясловка и в 1,4 раза чаще в Хабаровске. Проявление творчества в данных группах детей, наоборот, встречается реже соответственно в 4 и 1,3 раза.
Впервые установлено, что проявление эгоцентризма и агрессии увеличивается пропорционально росту степени тяжести йодного дефицита.
Многие ученые утверждают: где нет дефицита йода, практически нет экономической отсталости. В связи с этим медико-социальное и экономическое значение йодного дефицита в России состоит в существенной потере интеллектуального, образовательного и профессионального потенциала нации. Стоимость этих потерь еще предстоит серьезно оценить.
Выводы. 1. Тестирование выявило низкую долю (13,6%) школьников, имеющих гармоничное психическое развитие, особенно среди детей с низким содержанием йода в организме.
2. Раздельный анализ и сравнение личностных характеристик у детей с недостатком йода в организме и с нормальным содержанием его позволили установить, что на фоне недостатка йода реже (34,5%), чем в группе детей с нормальным содержанием йода (77,3%), встречались дети со средним и высоким уровнем интеллектуального развития.
3. На фоне хронической йодной недостаточности наряду со снижением парциальных интеллектуальных функций у детей проявлялись эмоциональные, поведенческие отклонения, нарушалось формирование личности.
Литература
1. Альманах психологических тестов. — М., 1996.
2. А&чеджанов Э. Р. Психологические тесты. — М., 1996.
3. Йод и здоровье населения Сибири / Савченков М. Ф., Селятицкая В. Г., Колесников С. И. и др. — Новосибирск, 2002.
4. Пьянкова Е. К. // Деловой доктор. — 2001. — № 2. - С. 12-13.
5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. — М., 1998.
6. Щеплягина Л. А. // Загрязнение продуктов питания, дефицит йода и здоровье населения России. — М., 2000. - С. 108-136.
7. Dunn J., Van der Haar F. // WHO/UNYSEF Techn. Manual. - 1990. - N 3. - P. 154.
Поступила 20.11.03
Summary. Iodine deficiency in child is one of the factors that diminish his/her mental and intellectual development.
The impact of the severity of iodine deficiency on both intellect and memory has been studied. It has been established that reproduction of verbal information diminishes and visual memory and other mental activity deteriorate in iodine deficiency. The number of accentuated personalities increases in
the groups of children with decreased iodine levels. Self-over-estimation occurs more frequently in these groups than that in a group of children with normal levels of this trace element. The manifestation of egocentrism and aggression increases in proportion with the more severity of iodine deficiency.
© И. Ю. КОКЛЕВЛ. 2005 УДК 613:378
И. 10. Кокаева
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, Владикавказ
Известно, что фундамент здоровья закладывается в детском возрасте. Основную информацию о здоровом образе жизни и гигиенических навыках дети получают в дошкольном и младшем школьном возрасте. Поэтому важная роль в формировании гигиенической культуры, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста принадлежит учителю начальных классов. В "Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе" подчеркивается, что учитель должен научить первоклассника не только осознанно читать, писать и считать, но и привить ему здоровьесберегающие навыки, обучить маленьких детей основам безопасной жизнедеятельности [2].
Особое значение приобретает гигиеническая подготовка учителя в условиях развивающего обучения. При гуманизации современного образования ответственность педагогических вузов за профессиональную и гигиеническую подготовленность будущих специалистов значительно возрастает [3]. Если у педагога не сформировано гигиеническое мышление, не хватает гигиенических знаний, то он не сможет привить необходимых гигиенических навыков учащимся.
Статистика свидетельствует о постоянном ухудшении здоровья детей: уже в раннем школьном возрасте наблюдаются расстройства нервной системы, зрения, слуха, опорно-двигательной системы, болезни сердца. Вместе с тем объем знаний о человеке, сообщаемых студентам педагогических вузов, в последние десятилетия неуклонно сокращается.
С целью разработки системы гигиенической подготовки будущих учителей было проведено предварительное исследование с использованием методов анкетирования и самооценки. В эксперименте приняли участие 70 студентов Северо-Осе-тинского государственного университета, обучающихся по специальности "Учитель начальных классов в русской и национальной школах".
Больше половины опрошенных (73%) считают, что учитель начальных классов несет большую ответственность за состояние здоровья своих учеников и поэтому должен иметь хорошие анатомо-фи-зиологические и гигиенические знания (см. таблицу). Однако 62% выпускников педагогического факультета считают недостаточным то количество часов, которое отводится на изучение анатомии и физиологии детского организма с основами школьной гигиены. Удовлетворены знаниями о человеке, полученными в школе, всего 18% студентоБ.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о назревшей необходимости совершенствования гигиенической подготовки студентов — будущих учителей начальной школы. По нашему глубокому убеждению, студенты, имеющие низкую гигиеническую культуру, не смогут решить задач по реализации гигиенического образования и воспитания в современной начальной школе, а значит, не смогут сберечь здоровье своих воспитанников.
Знания о заболеваниях, строении и функциях всех систем детей младшего школьного возраста студенты получают в процессе изучения дисциплин федерального компонента на I курсе: "Основы анатомии и физиологии с основами школьной гигиены" (36 ч), "Основы медицинских знаний" (36 ч). Такое же количество времени отводится на самостоятельное изучение названных дисциплин. Однако практика показывает, что на I курсе навыками самостоятельной работы владеет менее 1/3 студентов.
Учитель должен знать не только физиологические особенности младшего школьного возраста, но и особенности влияния на детский организм экологических, социально-экономических и внут-ришкольных факторов [4]. По сравнению с предыдущим (1995 г.) Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в новом (2000 г.) нет предмета "Основы здорового образа жизни", основной целью которого было получение теоретических и практических знаний по сохранению и улучшению физического и духовного здоровья. Поэтому в рамках национально-регионального компонента нами был разработан курс "Психогигиена". Его основная цель — научить второкурсников гигиенически грамотно строить учебно-воспитательный процесс в условиях современного образования, познакомить их с благо-
Результаты анонимного анкетирования и самооценки студентов педагогического факультета, проведенных в конце первого года обучения в вузе (в %)
Показатель
Дневное отделение
Очно-заочное отделение
Знание гигиенических норм организации учебного процесса 61 42 Соблюдение гигиенических норм в
процессе своей жизнедеятельности 18,5 48,1 Четкое представление о задачах гигиенического образования и воспитания в современной начальной школе 21,4 30,5 Наличие гигиенической культуры 36 37,4 Соблюдение здорового образа жизни 5,3 12