Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВЫЕ ТЕСТЫ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)'

ЯЗЫКОВЫЕ ТЕСТЫ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВ / РЕЦЕПТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TEST / TESTING / MONITORING / FOREIGN LANGUAGE / KNOWLEDGE AND SKILLS / STAGES OF TESTS DEVELOPMENT / RECEPTIVE TYPES OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалова Светлана Васильевна, Кузнецова Людмила Николаевна

Рассматриваются основные этапы составления тестов по немецкому языку (а также разработка инструкций) как одного из объективных видов мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся старших классов в условиях средней общеобразовательной школы. Анализируются противоречия между результатами οбучения немецкому языку и недостаточностью научно-методической обеспеченности средствами тестового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE TESTS AS ONE OF THE KINDS OF CONTROL OF STUDENTS’ KNOWLEDGE AND SKILLS IN THE CONDITIONS OF SECONDARY SCHOOL (BASED ON THE GERMAN LANGUAGE)

The article deals with the basic stages of preparing tests of the German language (the development of instructions) as one of the objective kinds of the monitoring of knowledge and learning skills of students of senior school in the conditions of secondary comprehensive school. There are analysed the challenges between the results of teaching the German language and the insufficiency of the scientific and methodological support by the means of the test control.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВЫЕ ТЕСТЫ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)»

педагогические науки

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утв. приказом Мин-ва образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ffD 1d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 22.04.2020).

11. Шадриков В.Д. Интеллектуальные операции: моногр. М., 2006.

12. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1974.

13. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста // Педология юности. М.; Л., 1931.

Figurative activity as a condition of the development of visual thinking of teenagers

The article deals with the role of figurative activity in the development of the visual thinking of teenagers. There is specified the concept of the visual thinking in the context of the artistic education. There are revealed the levels of the development of the visual thinking of teenagers and the conditions of the development of the studied quality.

* * *

1. Gribovskaya A.A. Narodnoe iskusstvo i detskoe tvorchestvo. M., 2006.

2. Ignat'eva E.M. Psihologiya izobrazitel'noj de-yatel'nosti detej. M., 1959.

3. Kartavceva O.D., Anikina S.I. Tekhnologiya razvitiya sposobnostej uchashchihsya k izobrazitel'noj deyatel'nosti. Rostov n/D., 2015.

4. Maklakov A. G. Obshchaya psihologiya. SPb., 2001.

5. Melik-Pashaev A.A. Pedagogika iskusstva i tvorcheskie sposobnosti. M., 1981.

6. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fe-nomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo. M., 1997.

7. O koncepcii hudozhestvennogo obrazovaniya v rossijskoj federacii: utv. prikazom Min-va kul'tu-ry RF ot 28 dek. 2001 g. № 1403 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.businesspravo.ru/docum/docu mshow_documid_151125.html (data obrashcheniya: 22.06.2020).

8. Sitnikova E.N. Formirovanie subkul'turnoj gra-motnosti podrostka v usloviyah vzaimodejstviya shko-ly i sem'i: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2014.

9. Ramzaeva E.N. Ispol'zovanie potenciala so-vremennoj obrazovatel'noj sredy v processe razvitiya hudozhestvennoj odarennosti uchashchihsya [Elektronnyj resurs] // Grani poznaniya. 2020. № 3(68). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_430 76778_46076028.pdf (data obrashcheniya: 21.07.2020)

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya: utv. prikazom Min-va obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ffD1d34b e16ce9bafc6e0/ (data obrashcheniya: 22.06.2020).

11. Shadrikov V.D. Intellektual'nye operacii: mo-nogr. M., 2006.

12. Shpikalova T.Ya. Narodnoe iskusstvo na uro-kah dekorativnogo risovaniya. M., 1974.

13. Shpranger E. Psihologiya yunosheskogo voz-rasta // Pedologiya yunosti. M.; L., 1931.

Key words: figurative activity, development, teenage years, visual thinking, imagination, condition, level, applied and decorative arts.

(Статья поступила в редакцию 23.04.2020)

C.B. БЕСПАЛОВА, Л.Н. КУЗНЕЦОВА (Саранск)

языковыЕ тесты как один из видов контроля знаний и умений обучающихся в условиях средней школы (на материале немецкого языка)

Рассматриваются основные этапы составления тестов по немецкому языку (а также разработка инструкций) как одного из объективных видов мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся старших классов в условиях средней общеобразовательной школы. Анализируются противоречия между результатами обучения немецкому языку и недостаточностью научно-методической обеспеченности средствами тестового контроля.

Ключевые слова: тест, тестирование, мониторинг, иностранный язык, знания и умения, этапы разработки тестов, рецептивные виды деятельности.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью создания инструментов мониторинга качества знаний обучающихся, которые отличаются от традиционных форм оценивания более высокой степенью объективности и валидности. Данное требование соотно-

© Беспалова С.В., Кузнецова Л.Н., 2020

сится и с современными образовательными стандартами по иностранным языкам. Традиционные виды мониторинга и контроля знаний и умений, такие как устный опрос или письменное высказывание, не всегда являются эффективным способом контроля сформиро-ванности иноязычной языковой компетенции. Кроме того, наблюдается противоречие между результатами обучения иностранному языку на старшей ступени в условиях средней школы и системой оценивания знаний обучающихся, а также между требованиями образовательных стандартов к этим результатам и недостаточностью научно-методической обеспеченности средств тестового контроля, сопровождающих современные отечественные учебники и учебные пособия по немецкому языку для старшей ступени обучения. В современной линг-водидактике большое внимание уделяется тестированию как объективному способу контроля овладения иностранным языком. Контроль в форме тестирования должен происходить с учетом принципов легитимности, объективности, прозрачности получаемых результатов, преемственности и связи качества контроля с качеством содержания. Проблема объективной оценки качества знаний иностранного языка - одна из наиболее актуальных проблем языкового образования [2].

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему данного исследования: рассмотреть различные виды тестов как средства мониторинга уровня владения немецким языком обучающихся старших классов при обучении рецептивным видам речевой деятельности. Теоретической базой исследования послужили труды В.С. Аванесова [1], В.Ю. Пе-реверзева [5; 6], А.А. Костиной [4], Е.Н. Сено-косовой [7]. Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные схемы-инструкции и рассмотренные этапы по разработке тестов могут быть использованы в практике преподавания немецкому языку в условиях старшей школы.

В процессе активной популяризации тестирования в содержании обучения немецкому языку было разработано большое количество видов тестов. Анализируя различные подходы к разработке тестов в тестологии, можно выделить тесты, ориентированные на норму, и тесты, ориентированные на критерий. Такое разделение предлагает В.С. Аванесов [1].

Реализация тестирования как способа мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся по немецкому языку требует правильной подготовки. С целью рассмотрения тех-

нологии построения тестовых заданий по иностранному языку обратимся к краткому обзору этапов разработки и проведения тестирования, которые выделяются отечественными исследователями в современной практике преподавания [4; 6; 7].

1. Определение области содержания и целей тестирования языковых знаний, умений и навыков и отбор содержания для проведения теста. На данном этапе разработчикам необходимо составить подробную спецификацию теста, в которой должны быть отражены цели тестирования; основные области содержания и их процентное соотношение; специфическая выборка тестируемых; перечислены темы тестирования и основные измеряемые интеллектуальные умения; дано конкретное число заданий по перечисленным темам. Наряду с этим на первом этапе определяется окончательный и подробный план того, на какой вид речевой деятельности или языковой аспект нацелен тест.

2. Определение практических ограничений и выбор подходов к процессу разработки тестирования, создание плана теста и спецификации тестовых заданий. На данном этапе предполагается и создание спецификации теста, которая определяет содержание теста, его структуру, цели и задачи, область знаний, умений и навыков, условия сбора и обработки результатов и их интерпретации.

3. Составление тестовых заданий. Составление адекватных, эффективных (конгруэнтных) заданий является важной частью разработки тестирования. Валидность проверяется с помощью анализа тестовых заданий экспертами для оценки их соответствия области содержания и целям тестирования. После отбора необходимых тестовых заданий необходим этап проведения пробного тестирования и анализ его результатов. Анализ пробных заданий направлен на выявление недостатков тестовых заданий и их устранение.

4. Выбор стандартов оценки результатов. Результаты тестирования могут быть представлены в различных видах. Все зависит от направленности исследования. Для итогового тестирования выбор стандарта оценивания «удовлетворительно - неудовлетворительно», или стандартов оценивания в традиционной шкале «неудовлетворительно - удовлетворительно - хорошо - отлично» является необходимым этапом разработки теста. Именно правильно выбранный критериальный балл определяет валидность всего теста.

5. Оценка надежности теста, его содержательной, критериальной и конструктной ва-

лидности. Исследование надежности теста происходит после пробного тестирования. Проблема данного этапа в том, что приходится проводить оценку больших групп тестируемых, что требует больших материальных и временных затрат.

6. Составление окончательного варианта теста, тиражирование теста и дополнительных материалов. Данный этап является заключительным во всей технологии создания теста. Основными материалами тиражирования являются бланк заданий и ответный лист для тестируемого. Могут быть составлены инструкции, образцы и другие дополнительные материалы для преподавателя, который проводит тестирование. На этом этапе вновь предполагаются сбор информации, ее анализ, прогноз, выработка решений, рекомендаций и т. д. на ином качественном уровне [4, с. 27-36].

После достижения определенных результатов мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся на основе тестирования помогает прослеживать и изучать улучшение уровня коммуникативной компетенции, обнаруживать проблемы и трудности в обучении и корректировать их; находить наиболее эффективные пути развития умений и навыков обучающихся. отечественные тестологи выделяют следующие формы тестовых заданий: закрытого типа (множественного выбора, на установление соответствий, на установление правильной последовательности); в открытой форме, где тестируемому необходимо дополнить фрагмент [Там же, с. 38-44].

Несмотря на разнообразие тестовых заданий, мониторинг уровня подготовленности обучающихся старших классов по немецкому языку проводится, как правило, с помощью традиционных форм контроля - контрольных работ, словарных диктантов, изложений, сочинений и т. д. Это обуславливается недостаточной обеспеченностью учебно-методических комплексов заданиями тестового характера. В связи с этим нами была проанализирована специфика тестовых заданий разных типов и разработаны фрагменты собственных тестовых заданий.

Задания множественного выбора могут составляться на основе текста, аудио-материала, видеофрагмента, иллюстрации, графика и т. д. и имеют несколько вариантов ответа, из которых тестируемому необходимо выбрать один или несколько правильных в зависимости от задания. В начале задания должна быть инструкция на выбор правильного ответа. Остальные неправильные варианты ответов называются дистракторами (англ. distract -

«отвлекать»). Чаще всего используется четыре варианта ответов, которые формулируются так, чтобы не менее три были правдоподобными, похожими на правильный ответ. Таким образом, обеспечивается независимость результата от случайного выбора. Варианты ответов должны быть краткими и недвусмысленными.

Схему задания множественного выбора можно представить так:

1) инструкция (строго в начале всего теста или его блока: Выберите правильный ответ из ряда предложенных);

2) основная часть (основный текст тестового задания);

3) варианты ответов: 1)... 2)...

Задания множественного выбора могут использоваться, например, для проверки лекси-ко-грамматических навыков:

Wählen Sie die richtige Präposition / Выберите правильный предлог.

Wenn Sie sich... einen Arbeitsplatz bewerben wollen, müssen Sie einige Regeln kennen.

a) um; b) an; c) über; d) bei.

задания на установление соответствия предлагают обучающемуся восстановить соответствия между элементами двух групп. При этом второй список должен быть длиннее, чтобы усложнить задачу. Подобные задания проверяют у обучающихся ассоциативные знания. Обычно слева даются элементы задающего множества, а справа варианты, подлежащие выбору. При этом в правом столбце, как правило, дается больше вариантов ответов, чем в левом, чтобы оставить тестируемому возможность выбора до последнего элемента левого столбца:

1) инструкция (Установите соответствия);

2) основная часть (текст);

3) варианты ответов:

СПИСОК 1: СПИСОК 2:

1). 2). а) ...b) ...

Hören Sie sich den Text an. Ordnen Sie zu / Прослушайте текст и подберите подходящее соответствие.

1) Harald a) ist Roboter-Trainer;

2) Alexander" «b) arbeitet in einem pharmazeuti-

3) Sandra sehen Betrieb;

4) Adrian c) ist Abfall- und Umweltberater;

5) Maximilian d) wählt den Beruf des Ver- und

6) Stefan Entsorgers entschieden, der sich

mit Entsorgung der gefährlichen, giftigen Abfälle von einer Fabrik, von einem Kernkraftwerk;

e) ist ein diätisch geschulter Koch;

f) ist Zimmermann von Beruf.

Задания данной формы могут быть эффективны не только для контроля умений в видах речевой деятельности (аудирование, чтение), но и при проверке лингвострановедче-ских знаний:

Ordnen Sie zu /Найдите соответствие

1) Die Bundesrepublik« a) ist das Staatsoberhaupt

2) DerBundespräsident\ der BRD, das den Staat

3) DerBundeskanzler \ repräsentiert;

4) DerBundestag b) kontrolliert Bundes-

5) DerBundesrat \ und Landesgesetze;

c) ist ein Staat, der aus mehreren Bundeländern besteht;

d) ist die Vertretung der 16 Bundesländer, die nicht direkt gewählt wird, sondern aus Mitglieder der Landesregierungen besteht;

e) ist der Chef der Regierung;

f) ist die Volksvertretung der BRD, die das oberste Verfassungsorgan

ist und aus etwa 600 Abgeordneten besteht.

Задания на установление правильной последовательности чаще всего используются, чтобы восстановить по частям целый текст, выполнить задание после аудирования. В задании приводятся элементы в произвольном порядке, которые тестируемому необходимо расположить в правильной последовательности:

1) инструкция (Установите правильную последовательность);

2) основная часть;

3) список вариантов ответов.

Hören Sie sich den Text an und tragen Sie die richtige Reihenfolge von Sprechern in die Tabelle ein / Прослушайте текст и внесите в таблицу высказывания говорящих в правильной последовательности.

Тестовые задания открытого типа не содержат готовые варианты ответов. Обучающемуся необходимо дополнить недостающий элемент (слово, приставку, предлог, словосочетание, фрагмент из текста на аудирование и т. д.). Задания должны быть сформулированы в утвердительной форме. В зависимости от ответа тестируемого высказывание трансформируется в истинное или ложное.

Схема задания открытого типа может быть сформулирована так:

1) инструкция (Дополнить);

2) основная часть + отсутствующий фрагмент.

Welche Berufe passen? Schreiben Sie die richtige Variante / Какие профессии подходят? Напишите правильный вариант.

1) Ich bin_. Ich unterrichte Mathematik an

einem Gymnasium.

2) Ich habe an der Uni Jura studiert. Ich arbeite

als _ und sorge für den Schutz der

menschlichen Rechte, für die Gerechtigkeit.

Хотелось бы отметить, что рассмотренные типы тестовых заданий позволяют проконтролировать уровень знаний в разных аспектах немецкого языка. На выбор типа тестовых заданий влияют цель и содержание контролируемого материала, уровень подготовленности обучающихся, наличие технического оборудования и т. д.

Все виды тестовых заданий целесообразно сочетать между собой для того, чтобы тест стал более разнообразным. Однотонная деятельность приводит к быстрому переутомлению обучающихся, что может сказаться на конечном результате контроля. Используя разные типы тестовых заданий, можно избежать данной проблемы. Кроме того, при предоставлении ученикам теста лишь с одним видом заданий возникает риск овладения обучающимися умением работы только с этим типом заданий. Более того, для проверки различных аспектов языка необходимы разные типы заданий. Именно поэтому использование тестовых заданий разных типов делает тест более качественным [6].

Как показывает практика, вышеперечисленные типы тестовых заданий могут использоваться при проверке уровня владения навыками в четырех видах речевой деятельности. Рассмотрим отдельные задания на проверку знаний в рецептивных видах речевой деятельности.

В обучении пониманию иноязычной речи на слух упражнения делятся на три основные группы: подготовительные, речевые и контролирующие. Подготовительные упражнения -это языковые упражнения, обеспечивающие дальнейшую успешность идентификации, распознавания и восприятия текста на слух. Подготовительные задания направлены на развитие языковых навыков, психических механизмов аудирования, преодоление определенных трудностей в процессе аудитивной деятельно-

a) Maximilian b) Adrian c) Harald d) Stefan e) Sandra f) Alexander

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6

D

сти. Для нас особый интерес представляют речевые и контролирующие упражнения, т. к. они могут содержать в себе тестовые задания. Речевые упражнения - это упражнения на совершенствование навыка понимания текста на слух. Особенность речевых упражнений, направленных на контроль навыков аудирования, состоит в том, что они состоят из заданий, выполняемых на трех этапах прослушивания текста: до прослушивания, во время прослушивания и после прослушивания.

Перед прослушиванием задания выполняют мотивационную функцию. Учитель определяет цели и задачи, которые необходимо решить в процессе прослушивания текста. Предваряющие задания активизируют мозговую деятельность, акцентируют внимание обучающихся на прослушивании текста. На данном этапе можно организовать с помощью заданий тестового типа отработку лексики, используемой в тексте для аудирования, или же проверку знаний грамматических конструкций.

Füllen Sie die Lücken im Text aus, dann hören Sie sich den Text an und prüfen Sie Ihre Ergebnisse / Заполните пропуски в тексте, затем прослушайте текст и сравните результаты.

schon deshalb sondern einerseits andererseits

entweder oder bald weder noch

Schon im 18. Jahrhundert hatten viele Landesherren in den Residenzstädten ihr eigenes Hoftheater._gibt es heute nicht nur in den Großstädten, _auch in der Provinz bekannte Theaterhäuser. Die Hoffeste erreichten ihren Höhepunkt im 16./17.

Jahrhundert. _ demonstrierten sie Macht,

_dienten sie dazu, den Fürsten zu verherrlichen. Sie wurden_bei Hochzeiten,_bei

Thronbesteigungen durchgeführt und dauerten mehrere Tage oder Wochen._wurden für die Fürsten

Schauspiele, Tanz und Musik gegeben, bald nahmen sie an den Jagden und Turnieren teil._erste antike griechische Theater_erste Theater im alten Rom wurden aus Stein gebaut. Das erste steinerne Theater wurde im Jahre 55. v. Chr. bei Pompeji gebaut [3, c. 69].

Целью заданий во время прослушивания текста является мониторинг навыков и умений понимания теста на слух с помощью тестового контроля. На текстовом этапе необходимо обеспечить сознательное прослушивание текста, основанное на аналитико-синтетической обработке полученной информации. Учителем могут быть использованы различные виды тестовых заданий: тестовые задания открытого / закрытого типа; стандартизированные / нестандартизированные тесты, которые

могут содержать различные типы тестовых заданий. Задания на этапе после прослушивания текста играют контролирующую роль, а также направлены преимущественно на определение уровня коммуникативной компетенции.

Hören Sie sich den Text über den Komponisten Ludwig van Beethoven an und beantworten Sie die Fragen / Прослушайте текст про Л. ван Бетховена и ответьте на вопросы.

1) Wann wurde Ludwig van Beethoven geboren? a) 1717 b) 1770 c) 1777;

2) Zum ersten Mal auf der Bühne spielte er. a) Guitar b) Organ c) Klavier.

Третьей группой упражнений на обучение аудирования являются контролирующие упражнения. Необходимо отметить, что контролирующие упражнения должны содержать инструкцию, в которой предоставлена информация о выборе стратегии аудирования (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием, с полным пониманием содержания прослушанного материала). На данном этапе могут использоваться тестовые задания на восстановление правильной последовательности, задания множественного выбора, на установление соответствий, открытого типа.

Hören Sie sich den Text noch einmal an und bestimmen Sie, ob die folgenden Aussagen richtig oder falsch sind / Прослушайте текст еще раз и определите, какие высказывания являются верными или неверными. _

1) Sein Vater unterstützte seinen Sohn in I R seinem Bestreben, ein Musiker zu werden.

2)BeethovenwareinKompositionsschüler von Mozart und sie traten oft zusammen auf.

H

Что же касается контроля навыков чтения на немецком языке, т. е. непосредственной работы с текстом, то в последнее время при обучении данному виду речевой деятельности часто используются тестовые задания. Этапы контроля понимания текста подразделяются на предтекстовые, текстовые и послетек-стовые. При этом послетекстовые задания будут присутствовать только в том случае, если обучение чтению происходит не столько для формирования умения читать на иностранном языке, сколько для развития лингвистической компетенции.

На предтекстовом этапе преподавателям необходимо создать высокий уровень мотивации у обучающихся, определить цели и задачи, которые необходимо решить в процессе работы с текстом, снизить языковые труд-

ности перед прочтением текста. Учитель может использовать тестовые задания закрытого или открытого типа, задания на установление соответствий для работы с незнакомой лексикой, встречаемой в тексте, для лучшего понимания главного содержания текста. Основным считается текстовый этап, на котором главной задачей ставится контроль сформированности языковых умений и навыков чтения у обучающихся по немецкому языку. На этом этапе могут использоваться задания открытого типа, задания множественного выбора как с буквенной кодировкой ответов, так и с вариантами ответов на определение истинности или ложности высказывания, задания на восстановление последовательности, на установление соответствий.

Lesen Sie den Text und verbinden Sie den Beruf mit seiner Beschreibung / Прочтите текст и найдите соответствующее описание профессии.

Die freien - Sie sind im Dienst des Staates.

Berufe ----- - Sie arbeiten selbstständig.

Die Beamten - Sie arbeiten in einer Die Kaufleute Verwaltung. Die Arbeiter - Sie arbeiten mit den Händen Die Handwerker und stellen etwas mit Instrumen-Die Angestell- ten und Werkzeugen her. ten - Sie handeln, kaufen und ver-

kaufen.

- Sie machen meist schwere körperliche Arbeit.

Таким образом, процедура разработки и проведения тестирования - трудоемкий процесс, имеющий четкий поэтапный алгоритм. тесты направлены на контроль сформирован-ности иноязычной компетенции в различных видах речевой деятельности и знаний лексики, грамматики, фонетики или страноведческого материала. При разработке тестов следует учитывать вышеперечисленные этапы, имеющие конкретные задачи, вытекающие одна из другой в процессе разработки теста. К результатам исследования можно отнести собственно разработанные тестовые задания для контроля знаний в рецептивных видах речевой деятельности. Разработка теста как объективного вида мониторинга знаний в соответствии с предложенными инструкциями - качественный, стандартизированный инструмент, который позволяет объективно измерить уровень владения иностранным языком обучающихся.

список литературы

1. Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1994.

2. Беспалова С.В. Роль тестов как способа объективного мониторинга знаний в обучении не-

мецкому языку // Изв. Волгогр. пед. ун-та. 2019. № 7(140). С. 37-40.

3. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В., Лы-таева M.A. Немецкий язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. 5-е изд. M.: Просвещение, 2011.

4. Костина A.A. Mетодические рекомендации по технологии разработки педагогических тестов для оценки уровня обученности студентов СПО. Самара, 2012.

5. Переверзев В.Ю. Технология разработки тестовых заданий: справочное руководство (книга + компакт-диск с программой ItemStat 1.0 оценки качества тестовых заданий) [Электронный ресурс]. M.: НИИРПО, 2011. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

6. Переверзев П.Ю. Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации студентов. M.: Изд-во НЫЦ СПО Mинобра-зования РФ, 1998.

7. Сенокосова Е.Н. Современные тестовые технологии // Aктуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сб. науч. тр. по материалам Mеждунар. науч.-практ. конф.и 30 мая

2015 г.: в 10 т. Тамбов, 2015. Т. 3. С. 133-134. * * *

1. Avanesov V.S. Metodologicheskie i teoretiche-skie osnovy testovogo pedagogicheskogo kontrolya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1994.

2. Bespalova S.V. Rol' testov kak sposoba ob#-ektivnogo monitoringa znanij v obuchenii nemecko-mu yazyku // Izv. Volgogr. ped. un-ta. 2019. № 7(140). S. 37-40.

3. Bim I.L., Ryzhova L.I., Sadomova L.V., Lytaeva M.A. Nemeckij yazyk. 11 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: bazovyj i pro-fil'nyj urovni. 5-e izd. M.: Prosveshchenie, 2011.

4. Kostina A.A. Metodicheskie rekomendacii po tekhnologii razrabotki pedagogicheskih testov dlya ocenki urovnya obuchennosti studentov SPO. Samara, 2012.

5. Pereverzev V.Yu. Tekhnologiya razrabotki testovyh zadanij: spravochnoe rukovodstvo (kniga + kompakt-disk s programmoj ItemStat 1.0 ocenki kachestva testovyh zadanij) [Elektronnyj resurs]. M.: NIIRPO, 2011. 1 elektron. opt. disk (CD-ROM).

6. Pereverzev P.Yu. Kriterial'no-orientirovan-nye pedagogicheskie testy dlya itogovoj attestacii studentov. M.: Izd-vo NMC SPO Minobrazovaniya RF, 1998.

7. Senokosova E.N. Sovremennye testovye tekh-nologii // Aktual'nye voprosy v nauchnoj rabote i obra-zovatel'noj deyatel'nosti: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.i 30 maya 2015 g.: v 10 t. Tambov, 2015. T. 3. S. 133-134.

Language tests as one of the kinds of control of students' knowledge and skills in the conditions of secondary school (based on the German language)

The article deals with the basic stages of preparing tests of the German language (the development of instructions) as one of the objective kinds of the monitoring of knowledge and learning skills of students of senior school in the conditions of secondary comprehensive school. There are analysed the challenges between the results of teaching the German language and the insufficiency of the scientific and methodological support by the means of the test control.

Key words: test, testing, monitoring, foreign language, knowledge and skills, stages of tests development, receptive types of activities.

(Статья поступила в редакцию 22.06.2020)

Е.в. ШАржвА

(Самара)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается междисциплинарный подход в изучении профессионального имиджа и его структуры. Формулируется определение профессионального имиджа учителя в контексте стандартизации образования. Выявлены структурные компоненты профессионального имиджа учителя посредством контент-анализа системообразующих характеристик в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональном стандарте педагога, выделена сущность профессионального имиджа учителя.

Ключевые слова: профессиональный имидж учителя, структурные компоненты профессионального имиджа, сущность профессионального имиджа, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт педагога.

Возрастающие требования общества к системе образования проявляются в разработке новых образовательных и профессиональных стандартов, в обновлении квалификационных

требований и квалификационных характеристик учителя. В структуре современных стандартов образования одним из важных и востребованных компонентов, повышающих эффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж. Профессиональный имидж обеспечивает функциональную связь между профессиональными качествами и личностным развитием учителя, повышая конкурентоспособность субъекта в профессиональной среде, способствуя диверсификации образовательных услуг и вариативности содержания образования [5].

Понятие «имидж» является междисциплинарным и формировалось в категориальном поле многих наук: философии, культурологии, социологии, политологии, психологии, педагогики и других, каждая из которых оперирует собственными трактовками и толкованием, формирует понимание сущности и проявлений имиджа.

Существующие в философии определения имиджа можно свести к трем группам, где имидж понимается как модель / инструмент познания (Е.С. Кузьмина, Д.И. Спичева, И.К. Черёмушникова, Т.Ю. Быстрова, У.С. Некрасова), как форма социального управления (Т.В. Метляева, И.А. Муратова, Е.Б. Кужев-ская, Б.Ю. Эрдынеев) и как образ (Е.Г. Ка-люжная, Н.И. Григорьева). Обобщив наиболее употребляемые определения данного феномена, мы можем сказать, что имидж в философии - стереотипный, эмоционально окрашенный, индивидуальный, раскрывающий внутреннее содержание, сложившийся в сознании реципиента образ, который несет оценочную и мотивационную нагрузку, благодаря чему оказывает влияние на поведение носителей этого образа, а также на их отношение к реальным событиям.

В рамках социологии прежде всего изучается собирательный имидж социальных, профессиональных групп или институтов. Имидж характеризуется как социальный портрет, совокупность свойств, приписываемых объекту рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему (Л.Г. Бы-зов), как форма освоения и отражения познающим субъектом объектов окружающего мира (Т.В. Климова), как специально сконструированный образ, адресованный целевой аудитории с целью формирования у нее определенного социального портрета (В.А. Сагай-

О Шаруева Е.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.