УДК 802.0
Ю.А. Разоренова (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЧАСТНОЙ КУЛЬМИНАЦИИ
Рассматриваются языковые средства выражения частной эмоциональной, логической я количественной кульминация, в основе которой лежит стилистический прием градации.
Частная кульминация - эмотивное средство авторской запрограммированности экспрессивности. Подобное понимание кульминации основано на стилистическом (точнее риторическом) приеме градации, при котором напряженность создаетст не на ууовне целого художественного произведения, а на уровне диктемы («элементарной единицы тематизации текста») [1, с. 120]. Частная кульминация имеет более локальный характер и по силе своего экспрессивного воздействия, безусловно, уступает напряжению, ведущему к кульминации целого текста (общей кульминации) в его диктемном развертывании.
Реаизуясь на уровне диетемы или диктемной группы, частная кульминация характеризуется следующими функционаьно-языковыми аспектами: номинацией, предикацией, тематизацией, стилизацией,
выявляющимися в диктеме как непосредственном и синтаксически релевантном звене перехода от слова через предложение к целому тексту. В рамках этих аспектов частна кульминация обеспечивает посредством именования, или наывания препозитивных событий-ситуаций (номинация) их отношение к действительности (предикация) определенными языковыми средствами (стилизация), снабжающих текст коннотациями, необходимыми для адекватной передачи содержания тем участком текста, который разворачивается перед сознанием реципиента, скрепляя эти препозитивные значения в осмысленное целое (тематизация) [1, с. 123].
Основываясь на приеме градации, частна кульминация опирается на лексические средства языка и выявляется в определенных синтаксических конструкция, требуя того или иного синтаксического рада. Однако она выходит за рамки выразительного средства (градация - фигура лексико-синтаксическа) и расценивается нами как изобразительно-выразительное средство экспрессивности текста, играющее важную, хотя и вспомогательную, роль в толковании и интерпретации целого текста.
В основе стилистического приема градации лежит понятие сравнения, включающее xaрaутeтиcтиуу предметов, фактов, ситуации с точки зрения интенсивности, степени проявления признака, последовательности, а также выделения говорящим более важного,
существенного по сравнению с менее важным, менее существенным. Термин градация основан не только на перечислении компонентов градационного ряда, он опирается на общее логическое выявление «гаммовых» отношений: «Градация - последовательность, постепенность в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому» [2, с. 131]. Градацию можно соотнести с процессом подъема пооога ожидания, то есть усилением значения, веса, силы каждого последующего элемента в порядке и возрастающего значения (восходяща градация) или в порядке убывающего значения (нисходяща градация) [3, с. 80]. Дистрибутивный, синтаксический и коннотативный компоненты являются обязательными составляющими частной кульминации. Компоненты градационного ряда (их количество должно быть не менее трех) характеризуются непосредственной близостью и располагаются в параллельных конструкциях в порядке увеличения или уменьшения их значимости, сочетаясь с возможными лексическими повторами, а сумма их стилистических покаателей дает возможность понять смысл градации в контексте определенного произведения и интерпретировать как одно стилистическое средство.
Основанная на стилистическом приеме градации, частная кульминация, рассматриваемая нами как изобразительно-выразительное средство языка, содержит в себе элемент преднамеренности, специаьного построения, сознательного расчета на выраительный эффект. По мнению Т.Г. Винокур, «различие между понятиями «стилистическое средство» и «стилистический прием» осознается, прежде всего, с точки зрения большей или меньшей степени преднамеренности, специальной обдуманности процесса отбора, результатом которого является стилистический эффект» [4, с. 70]. И.Р. Гаьперин рассматривает стилистический прием двояко: «и как некую систему форм, присущих стилистике как одному из аспектов языка, и как комбинаторную способность по-раному сооетать слова и конструкции» [5, с. 201-202]. С этой точки зрения соотношение понятий «прием» и «средство», раграничивает термины «обща кульминация» и «частна кульминация». Мы имеем дело не с включением приема градации в средство (частная кульминация), а с совмещением или наложением приема и сседства. С другой стороны, использование приема общей кульминации происходит с непременным участием частной кульминации. Таким обраом, если и можно говорить о включении одной единицы в другую то скорее, в обратном порядке: средство включается в прием. Частна кульминация это система значений, отличающася возможностью комбинаторных вариаций (климакс и антиклимакс), позволяющих обслуживать широкий диапаон экспрессивно- смысловых вариаций, отвечающих определенному речевому заданию.
Экспрессивность текста не возникает на пустом месте и неожиданно, следовательно, предпосылки к ее возникновению должны быть заложены как в единицах языка, так и в композиционной структуре текста. Экспрессивность стремится к максимальному языковому рлноо6рллю, к не-нейтраль ной языковой номинации с целью наибольшего воздействия на адресата сообщения посредством градации. Анализ фактического материала показывает, что экспрессивность как оценочно-эмоциональная окраска не имеет своих собственных средств представления. Экспрессивность - это совокупный продукт, производящий «выделительный» эффект за счет экспликации оценочно-эмоционального отношения говорящего к обозначаемому. Оценочное значение единицы языка само по себе не является стилистическим, однако отношение субъекта речи к обозначаемому «наслаивается» на смысловую структуру наименования и создает то усиление, которое и производит экспрессивный эффект, формируя у представленных градационно единиц языка стилистического значения с оценочной семантикой.
Нами установлено, что основной пласт эмотивной лексики составляют языковые единицы, содеежащие в своих значениях эмоциональную оценку обозначаемых предметов и явлений (названия эмоций; слова, в семантической структуре которых содержится эмоционально-оценочны компонент; оценочные слова), которые не только описывают, выражают, но и непосредственно оценивают обозначаемое в порядке лх вoзуacтaющeгo или убывающего значения.
Частная эмоциональная кульминация достигается эмоциональной напряженностью, производимой словами с ярко выраженной эмоциональной окраской, чаще положительной, реже отрицательной. Эмоцлонаьный градационный ряд состоит из цепочки слов с однооодным эмоциональным значением, котооое, однако, может вызывать нeуoтoрыe семантические раличия. Это наблюдается, например, у стилистических синонимов, У0T0рыe, обознача одно явление или предмет, имеют разную стилистическую окраску. К эмотивному фонду частной эмоциональной кульминации можно отнести также междометия и примыкающие к ним аффективы (бранные слова, ругательства, обращения к Богу), эмоциональную лексику, отражающую чувственные явления в виде понятийных знаков, а также обозначения эмоций, употребляемые субъектом речи в понятийной форме для выражения своего внутреннего состояния.
Частна логаческа уyуьминaцдя основана на сравнительной важности определенной структурной части произведения с точки зрения концептов, выраженных в ней. Эта относительна важность может быть выражена объективно и субъективно в зависимости от авторского отношения к описываемому явлению. Говоря о роли лексических единиц в процессе создания логической градации, следует отметить особенности
значения сополагаемых единиц и особенности лх расположения в составе выcкрывaния.
Большинство слов, участвующих в создании напряженности, расположены в пооядуе постепенно возрастающей степени смысловой насыщенности присутствия какого-либо качества. Лексические единицы, составляющие градационный ряд обладают семантической
однооодностью, синтаксической сооазмеренностью и структууной уравновешенностью.
Анализ фактического материала покаывает, что частна логическа кульминация создается за счет возможностей синонимии. Расположение предложений, лх синтаксическа организация является маркетами постепенного отражения все возрастающего напряжения в развитии мысли, действия или явления. Рас пред еление лексических единиц, нейтральных и стилистически окрашенных, в виде логической градации, делают каждый последующий элемен важнее предшествующего. В качестве репрезенантов частной логической кульминации мы рассматриваем эмотивно-оценочную лексику, участвующую в вербализации эмоций, имеющую своей целью непосредственное выражение отношения говорящего к предмету речи и связывающую ее со стремлением произвести впечатление наличия эмоций.
Экспрессивность частной количественной кульминации достигается не только за слет простого численного увеличения или уменшения количества описываемых понятий, но и за счет меры признака, проявляющейся в той или иной степени. Выбор языковых средств определяется эмотивной интенцией субъекта речи репродуцировать свое эмоциональное состояние посредством меры проовления признака. Количественный способ усиления сигнала об отношении субъекта речи к обозначаемому создаетст за счет языковых средств, выполняющих экспрессивную функцию, но не воздействующих на эмоциональную сфету. Интенсификаторы порождают в сознании читателя ощущение чувства меры, а ее превышение или преуменьшение создает необходимый эмоциональный фон.
Таким обраом, экспрессивность частной кульминации во многом зависит от ее стилизации, котоа регулирует выбор языковых средств, представленных в виде восходящего или нисходящего градационного ряда, снабжающих текст коннотациями, необходимыми для выражения эмоций, переживаний, чувств по отношению к обозначаемому в виде образноассоциативных представлений.
Стилистический прием градации и обраованное с его помощью изoбрритeльнo-выррдтeльнoe средство - частна кульминация, находятся в состоянии взаимного наложения, при котоом средство исчерпывает сам прием, а прием совмещаетст со средством, с художественно-изобраительной целью - повышенной выраительности.
Библиографический список
1. Блох, М.Я. Теоретические основы грамматики [Текст]/ М.Я. Блох М.: Высш. шк., 2000.- 239 с.
2. Ожегов, С.И. Словааь русского языка [Текст]/ С.И. Ожегов. - М., 1975.- 750 с.
3. Марузо, Ж. Словарь лингвистических терминов [Текст]/ Ж. Марузо. - М., 1960. -436 с.
4. Винокур, Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц [Текст]/ Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1980. - 119 с.
5. Гальперин, И.Р. Является ли стилистика уровнем языка? //Проблемы языкознания/ [Текст]/ И.Р. Гальперин. - М., 1967. - С. 198205.
УДК 802.0
И.В. Тивьяева(Тула, ТулГУ)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ РАЗРЫВА И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО КОНТИНУУМА ТЕКСТА
Посвящяется стилистическим и графическим сигналам разрушения хронологической последовательности изложения я художественном тексте и возвращения к основному повествованию. Особое внимание уделяется иу роли в интеграции уетуоспективныу свеухфуазовыу единств в текст.
Ретроспекция как форма текстового дисконтинуума получила широкое распространение в литературе ХХ века, которая характеризуется ломкой хронологической последовательности событий, сознательной перестановкой временных пластов, смешением прошлого с настоощим и т.п. Одним из средств реализации ретроспекции в художественном тексте является ретроспективное сверхфразовое единство, которое представляет собой свободно функционирующее в тексте образование из двух или более предложений, объединенных микротемой ретроспекции. Ретроспективное сверхфразовое единство (РСФЕ) нарушает хронологию повествования, разрывает пространственно -временной континуум и отсылает читателя в определенную точку в прошлом по отношению к базисному времени текста.
По мере линейного, поступательного развертывания текста во времени и пространстве органичный ввод РСФЕ в повествование