Научная статья на тему 'Языковые средства выражения частной кульминации'

Языковые средства выражения частной кульминации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
508
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Разоренова Ю. А.

Рассматриваются языковые средства выражения частной эмоциональной, логической и количественной кульминации, в основе которой лежит стилистический прием градации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковые средства выражения частной кульминации»

УДК 802.0

Ю.А. Разоренова (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЧАСТНОЙ КУЛЬМИНАЦИИ

Рассматриваются языковые средства выражения частной эмоциональной, логической я количественной кульминация, в основе которой лежит стилистический прием градации.

Частная кульминация - эмотивное средство авторской запрограммированности экспрессивности. Подобное понимание кульминации основано на стилистическом (точнее риторическом) приеме градации, при котором напряженность создаетст не на ууовне целого художественного произведения, а на уровне диктемы («элементарной единицы тематизации текста») [1, с. 120]. Частная кульминация имеет более локальный характер и по силе своего экспрессивного воздействия, безусловно, уступает напряжению, ведущему к кульминации целого текста (общей кульминации) в его диктемном развертывании.

Реаизуясь на уровне диетемы или диктемной группы, частная кульминация характеризуется следующими функционаьно-языковыми аспектами: номинацией, предикацией, тематизацией, стилизацией,

выявляющимися в диктеме как непосредственном и синтаксически релевантном звене перехода от слова через предложение к целому тексту. В рамках этих аспектов частна кульминация обеспечивает посредством именования, или наывания препозитивных событий-ситуаций (номинация) их отношение к действительности (предикация) определенными языковыми средствами (стилизация), снабжающих текст коннотациями, необходимыми для адекватной передачи содержания тем участком текста, который разворачивается перед сознанием реципиента, скрепляя эти препозитивные значения в осмысленное целое (тематизация) [1, с. 123].

Основываясь на приеме градации, частна кульминация опирается на лексические средства языка и выявляется в определенных синтаксических конструкция, требуя того или иного синтаксического рада. Однако она выходит за рамки выразительного средства (градация - фигура лексико-синтаксическа) и расценивается нами как изобразительно-выразительное средство экспрессивности текста, играющее важную, хотя и вспомогательную, роль в толковании и интерпретации целого текста.

В основе стилистического приема градации лежит понятие сравнения, включающее xaрaутeтиcтиуу предметов, фактов, ситуации с точки зрения интенсивности, степени проявления признака, последовательности, а также выделения говорящим более важного,

существенного по сравнению с менее важным, менее существенным. Термин градация основан не только на перечислении компонентов градационного ряда, он опирается на общее логическое выявление «гаммовых» отношений: «Градация - последовательность, постепенность в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому» [2, с. 131]. Градацию можно соотнести с процессом подъема пооога ожидания, то есть усилением значения, веса, силы каждого последующего элемента в порядке и возрастающего значения (восходяща градация) или в порядке убывающего значения (нисходяща градация) [3, с. 80]. Дистрибутивный, синтаксический и коннотативный компоненты являются обязательными составляющими частной кульминации. Компоненты градационного ряда (их количество должно быть не менее трех) характеризуются непосредственной близостью и располагаются в параллельных конструкциях в порядке увеличения или уменьшения их значимости, сочетаясь с возможными лексическими повторами, а сумма их стилистических покаателей дает возможность понять смысл градации в контексте определенного произведения и интерпретировать как одно стилистическое средство.

Основанная на стилистическом приеме градации, частная кульминация, рассматриваемая нами как изобразительно-выразительное средство языка, содержит в себе элемент преднамеренности, специаьного построения, сознательного расчета на выраительный эффект. По мнению Т.Г. Винокур, «различие между понятиями «стилистическое средство» и «стилистический прием» осознается, прежде всего, с точки зрения большей или меньшей степени преднамеренности, специальной обдуманности процесса отбора, результатом которого является стилистический эффект» [4, с. 70]. И.Р. Гаьперин рассматривает стилистический прием двояко: «и как некую систему форм, присущих стилистике как одному из аспектов языка, и как комбинаторную способность по-раному сооетать слова и конструкции» [5, с. 201-202]. С этой точки зрения соотношение понятий «прием» и «средство», раграничивает термины «обща кульминация» и «частна кульминация». Мы имеем дело не с включением приема градации в средство (частная кульминация), а с совмещением или наложением приема и сседства. С другой стороны, использование приема общей кульминации происходит с непременным участием частной кульминации. Таким обраом, если и можно говорить о включении одной единицы в другую то скорее, в обратном порядке: средство включается в прием. Частна кульминация это система значений, отличающася возможностью комбинаторных вариаций (климакс и антиклимакс), позволяющих обслуживать широкий диапаон экспрессивно- смысловых вариаций, отвечающих определенному речевому заданию.

Экспрессивность текста не возникает на пустом месте и неожиданно, следовательно, предпосылки к ее возникновению должны быть заложены как в единицах языка, так и в композиционной структуре текста. Экспрессивность стремится к максимальному языковому рлноо6рллю, к не-нейтраль ной языковой номинации с целью наибольшего воздействия на адресата сообщения посредством градации. Анализ фактического материала показывает, что экспрессивность как оценочно-эмоциональная окраска не имеет своих собственных средств представления. Экспрессивность - это совокупный продукт, производящий «выделительный» эффект за счет экспликации оценочно-эмоционального отношения говорящего к обозначаемому. Оценочное значение единицы языка само по себе не является стилистическим, однако отношение субъекта речи к обозначаемому «наслаивается» на смысловую структуру наименования и создает то усиление, которое и производит экспрессивный эффект, формируя у представленных градационно единиц языка стилистического значения с оценочной семантикой.

Нами установлено, что основной пласт эмотивной лексики составляют языковые единицы, содеежащие в своих значениях эмоциональную оценку обозначаемых предметов и явлений (названия эмоций; слова, в семантической структуре которых содержится эмоционально-оценочны компонент; оценочные слова), которые не только описывают, выражают, но и непосредственно оценивают обозначаемое в порядке лх вoзуacтaющeгo или убывающего значения.

Частная эмоциональная кульминация достигается эмоциональной напряженностью, производимой словами с ярко выраженной эмоциональной окраской, чаще положительной, реже отрицательной. Эмоцлонаьный градационный ряд состоит из цепочки слов с однооодным эмоциональным значением, котооое, однако, может вызывать нeуoтoрыe семантические раличия. Это наблюдается, например, у стилистических синонимов, У0T0рыe, обознача одно явление или предмет, имеют разную стилистическую окраску. К эмотивному фонду частной эмоциональной кульминации можно отнести также междометия и примыкающие к ним аффективы (бранные слова, ругательства, обращения к Богу), эмоциональную лексику, отражающую чувственные явления в виде понятийных знаков, а также обозначения эмоций, употребляемые субъектом речи в понятийной форме для выражения своего внутреннего состояния.

Частна логаческа уyуьминaцдя основана на сравнительной важности определенной структурной части произведения с точки зрения концептов, выраженных в ней. Эта относительна важность может быть выражена объективно и субъективно в зависимости от авторского отношения к описываемому явлению. Говоря о роли лексических единиц в процессе создания логической градации, следует отметить особенности

значения сополагаемых единиц и особенности лх расположения в составе выcкрывaния.

Большинство слов, участвующих в создании напряженности, расположены в пооядуе постепенно возрастающей степени смысловой насыщенности присутствия какого-либо качества. Лексические единицы, составляющие градационный ряд обладают семантической

однооодностью, синтаксической сооазмеренностью и структууной уравновешенностью.

Анализ фактического материала покаывает, что частна логическа кульминация создается за счет возможностей синонимии. Расположение предложений, лх синтаксическа организация является маркетами постепенного отражения все возрастающего напряжения в развитии мысли, действия или явления. Рас пред еление лексических единиц, нейтральных и стилистически окрашенных, в виде логической градации, делают каждый последующий элемен важнее предшествующего. В качестве репрезенантов частной логической кульминации мы рассматриваем эмотивно-оценочную лексику, участвующую в вербализации эмоций, имеющую своей целью непосредственное выражение отношения говорящего к предмету речи и связывающую ее со стремлением произвести впечатление наличия эмоций.

Экспрессивность частной количественной кульминации достигается не только за слет простого численного увеличения или уменшения количества описываемых понятий, но и за счет меры признака, проявляющейся в той или иной степени. Выбор языковых средств определяется эмотивной интенцией субъекта речи репродуцировать свое эмоциональное состояние посредством меры проовления признака. Количественный способ усиления сигнала об отношении субъекта речи к обозначаемому создаетст за счет языковых средств, выполняющих экспрессивную функцию, но не воздействующих на эмоциональную сфету. Интенсификаторы порождают в сознании читателя ощущение чувства меры, а ее превышение или преуменьшение создает необходимый эмоциональный фон.

Таким обраом, экспрессивность частной кульминации во многом зависит от ее стилизации, котоа регулирует выбор языковых средств, представленных в виде восходящего или нисходящего градационного ряда, снабжающих текст коннотациями, необходимыми для выражения эмоций, переживаний, чувств по отношению к обозначаемому в виде образноассоциативных представлений.

Стилистический прием градации и обраованное с его помощью изoбрритeльнo-выррдтeльнoe средство - частна кульминация, находятся в состоянии взаимного наложения, при котоом средство исчерпывает сам прием, а прием совмещаетст со средством, с художественно-изобраительной целью - повышенной выраительности.

Библиографический список

1. Блох, М.Я. Теоретические основы грамматики [Текст]/ М.Я. Блох М.: Высш. шк., 2000.- 239 с.

2. Ожегов, С.И. Словааь русского языка [Текст]/ С.И. Ожегов. - М., 1975.- 750 с.

3. Марузо, Ж. Словарь лингвистических терминов [Текст]/ Ж. Марузо. - М., 1960. -436 с.

4. Винокур, Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц [Текст]/ Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1980. - 119 с.

5. Гальперин, И.Р. Является ли стилистика уровнем языка? //Проблемы языкознания/ [Текст]/ И.Р. Гальперин. - М., 1967. - С. 198205.

УДК 802.0

И.В. Тивьяева(Тула, ТулГУ)

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ РАЗРЫВА И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО КОНТИНУУМА ТЕКСТА

Посвящяется стилистическим и графическим сигналам разрушения хронологической последовательности изложения я художественном тексте и возвращения к основному повествованию. Особое внимание уделяется иу роли в интеграции уетуоспективныу свеухфуазовыу единств в текст.

Ретроспекция как форма текстового дисконтинуума получила широкое распространение в литературе ХХ века, которая характеризуется ломкой хронологической последовательности событий, сознательной перестановкой временных пластов, смешением прошлого с настоощим и т.п. Одним из средств реализации ретроспекции в художественном тексте является ретроспективное сверхфразовое единство, которое представляет собой свободно функционирующее в тексте образование из двух или более предложений, объединенных микротемой ретроспекции. Ретроспективное сверхфразовое единство (РСФЕ) нарушает хронологию повествования, разрывает пространственно -временной континуум и отсылает читателя в определенную точку в прошлом по отношению к базисному времени текста.

По мере линейного, поступательного развертывания текста во времени и пространстве органичный ввод РСФЕ в повествование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.