Научная статья на тему 'Языковые средства ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЙНОГО ИМИДЖА СПОРТСМЕНОВ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)'

Языковые средства ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЙНОГО ИМИДЖА СПОРТСМЕНОВ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
653
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный медиа-дискурс / инфотейнмент / имидж / оценка / эмотивная лексика / метафора / сравнение / sports media discourse / infotainment / image / evaluation / emotive lexis / metaphor / simile

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трубченинова Анна Александровна

В статье рассматриваются вербальные средства формирования имиджа спортсменов в немецкоязычном спортивном медиадискурсе. Интерес к выдающимся личностям, создание системы звезд в спорте обусловлены коммерческой составляющей, а также характерной для современного общества потребностью в социально престижных образах и моделях поведения. Оценочные единицы разного плана, в том числе и метафорические номинации, сравнения выделяют имиджевые характеристики спортсменов, которые не только играют ключевую роль в данной сфере деятельности, но и являются общезначимыми. Средства обозначения и выражения эмоций, а также визуальный компонент текста стимулируют положительную эмоциональную реакцию читателя на личность спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic means for FORMING MEDIA IMAGE OF ATHLETES (BASED ON GERMAN-LANGUAGE MATERIALS)

The article discusses verbal means of forming the image of athletes in German sports media-discourse. An interest in outstanding personalities and creation of a star system in sports are due to the commercial component as well as to the demand for socially prestigious images and behavior models so typical for our modern world. Different evaluation units including metaphors and similes outline the image characteristics of athletes that not only play a key role in this sphere but also are generally valid. Means of designation and emotional expression as well as the visual text component stimulate the reader’s positive emotional response to an athlete personality.

Текст научной работы на тему «Языковые средства ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЙНОГО ИМИДЖА СПОРТСМЕНОВ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)»

УДК 81 '27

Трубченинова Анна Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики вторых иностранных языков факультета иностранных языков Московского авиационного института (Национальный исследовательский университет) [email protected]

Языковые средства

ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЙНОГО ИМИДЖА СПОРТСМЕНОВ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)

Anna A. Trubcheninova

candidate of philology, associate professor of the theory and practice of the second foreign languages.

Faculty of foreign languages,

Moscow Aviation Institute (National research university) [email protected]

Linguistic means for

FORMING MEDIA IMAGE OF ATHLETES (BASED ON GERMAN-LANGUAGE MATERIALS)

Аннотация. В статье рассматриваются вербальные средства формирования имиджа спортсменов в немецкоязычном спортивном медиадискурсе. Интерес к выдающимся личностям, создание системы звезд в спорте обусловлены коммерческой составляющей, а также характерной для современного общества потребностью в социально престижных образах и моделях поведения. Оценочные единицы разного плана, в том числе и метафорические номинации, сравнения выделяют имиджевые характеристики спортсменов, которые не только играют ключевую роль в данной сфере деятельности, но и являются общезначимыми. Средства обозначения и выражения эмоций, а также визуальный компонент текста стимулируют положительную эмоциональную реакцию читателя на личность спортсмена.

Ключевые слова: спортивный медиа-дискурс, инфотейнмент, имидж, оценка, эмотивная лексика, метафора, сравнение.

Annotation. The article discusses verbal means of forming the image of athletes in German sports media-discourse. An interest in outstanding personalities and creation of a star system in sports are due to the commercial component as well as to the demand for socially prestigious images and behavior models so typical for our modern world. Different evaluation units including metaphors and similes outline the image characteristics of athletes that not only play a key role in this sphere but also are generally valid. Means of designation and emotional expression as well as the visual text component stimulate the reader’s positive emotional response to an athlete personality.

Keywords: sports media discourse, infotainment, image, evaluation, emotive lexis, metaphor, simile.

В современном мире наблюдается устойчивая тенденция к усилению роли профессионального спорта как значимого сегмента социальной жизни. Спорт взаимодействует с такими областями социальной практики, как политика, идеология, бизнес. Спортивные состязания неотделимы от зрелищности, экономической рентабельности, имиджевой составляющей [1, c. 107].

Ключевую роль в представлении информации о спортивных событиях играют СМИ. Спортивные соревнования - это медиа-события, которые транслируются, тиражируются, рекламируются. Одной из интенциональных установок спортивного медиа-дискурса является интерпретация и оценка деятельности участников состязаний, что способствует формированию у читателя представления, мнения о спортсменах, тренерах, командах, клубах.

Для современного спортивного медиа-дискурса характерно использование развлекательной

формы подачи информации - инфотейнмента, обусловленного влиянием массовой культуры, стремлением к оптимизации взаимодействия с широкой аудиторией. При помощи этого формата акцентируются те стороны спортивного события, которые являются наиболее привлекательными для читателей, легкими для восприятия и понимания. Одним из важнейших проявлений инфотейнмента выступает повышенный интерес к выдающимся спортсменам и, как следствие, создание в спорте системы звезд, нацеленное на повышение посещаемости спортивных матчей, спроса на спортивное снаряжение и атрибутику. Необходимо подчеркнуть и характерную для массовой культуры реализацию потребности общества в адаптированных до уровня обыденного понимания социально престижных образах, моделях поведения [7]. Известные спортсмены -кумиры поколений - становятся героями общественной жизни, выступают в роли образцов для подражания - эталонных личностей, законодателей моды и экспертов в создании стиля жизни.

213

Данная статья посвящена описанию вербальных инструментов конструирования медийного имиджа спортсменов - представителей игровых видов спорта. Материалом для исследования послужили тексты, опубликованные под рубрикой «спорт» в газетах ФРГ за 2004-2015 гг., а также их онлайн-версиях.

Согласно точке зрения ГГ. Почепцова, имидж является единицей символического мира, знаковым заменителем, репрезентирующим основные черты личности [5]. Под имиджем также понимается репутация лица, объекта или явления, устойчивое мнение, складывающееся у реципиента на основе оценки морально-личностных, профессиональных качеств лица.

Имиджу, задающему апробированные пути идентификации объекта, свойственны стандар-тизированность, упрощенность, идеализирован-ность, обусловленные минимизацией характеристик и сознательным акцентированием тех или иных черт личности [4]. Приоритет тех или иных качеств определяется, в первую очередь, сферой и характером человеческой деятельности, а также условиями, в которых она протекает. Необходимо подчеркнуть целенаправленный характер конструирования медийного имиджа как создания желаемого впечатления.

Важной характеристикой имиджа является его положительная эмоциональная окрашенность, которая формируется посредством эмотивной лексики: ... Willy Sagnol strahlte, und dieses Strah-len war Ausdruck einer Verzuckung, die er kaum in Worte fassen konnte ... «Wir hatten Gott auf unse-rer Seite», sagte er, «Zinedine Zidane» (SZ

15.06.04). Передача восхищения игрока игрой товарища по сборной осуществляется посредством обозначения мимики strahlen в сочетании с прямой номинацией эмоционального состояния -существительным Verzuckung. Метафорически переосмысленная сакральная лексема Gott объективирует эмотивную оценку возвеличительно-го характера. Ее использование способствует более интенсивному воздействию на эмоциональную сферу читателя, формированию восторженного отношения к игроку, созданию мифа о великом французском футболисте.

Одним из средств формирования положительного имиджа современных звезд футбола являются лексические единицы мелиоративного характера, оценочные лексемы с основами-интенси-фикаторами, гиперболы, отсылающие читателя к эмоционально-аффективным образам: Super-

Mario (Mario Gotze), King Roger (Roger Federer), der Wunderknabe (Lionel Messi), das Juwel (Wayne Roony), portugiesischer Superlativ (Cristiano Ronaldo). Названные языковые единицы способствуют поддержанию высокого авторитета уже ставших легендами мирового футбола спортсменов, таких как Франц Беккенбауер: ein grower Held der deutschen Nation, der FuRball-Kaiser, die deutsche FuRball-Ikone.

На выделение определенных имиджевых характеристик игроков направлены разнообразные оценочные номинации. В силу особенностей

сферы деятельности приоритетными являются оценки профессиональных качеств спортсменов, в частности, их физических параметров, технического мастерства: ... Pavel Nedved - der kom-pletteste Mittelfeldspieler Europas... Ein Arbeits-pferd mit vielen Fahigkeiten. Dynamik, SchuRstarke, Zweikampfverhalten, PaRspiel, Torgefahrlichkeit zeichnen Nedved gleichermaRen aus (FAZ

1.06.04). Оценочный предикат, актуализированный прилагательным komplett в превосходной степени, уточняется далее посредством положительных утилитарных оценок, акцентирующих быстроту, силу удара и другие качества футболиста. Эти оценочные единицы способствуют формированию такой имиджевой доминанты спортсмена, как идеальный полузащитник.

Мускульная сила, мощь как неотъемлемые свойства игрока и культурно релевантные параметры «доминантной мужественности» [6, с. 143] всегда оцениваются положительно и в процессе конструирования имиджа спортсмена выходят, как правило, на первый план: der wuchtige An-greifer mit der Boxerfigur (Wayne Roony); er ist eine Naturgewalt; ... seine explosive Kraft (Roberto Carlos). Оценки физической силы бразильского игрока поясняются и посредством описания особенностей его телосложения: fast 59 Zentimeter Oberschenkelumfang bei nur 1.68 Zentimeter Kor-pergroRe.

Сила, выносливость, традиционно считающиеся «мужскими» качествами, положительно характеризуют и спортсменок, играя важную роль в создании их имиджа: eine starke Frau, sie verfugt uber erhebliche Kraft und Ausdauer (Marion Rode-wald); muskulose Powerfrau, kraftvoll, robust, ihr starker Service (Serena Williams). Положительная оценочность лексических единиц усиливается за счет демонстрации цифровых показателей, в частности, скорости теннисного мяча при подаче спортсменки: die neue Aufschlag-Weltrekord-

halterin - 201,6 Kilometer in der Stunde. Это служит прямым подтверждением тому, что феномены мужественности и женственности являются «не неизменной природной данностью, а динамическими, изменчивыми продуктами человеческого общества, поддающимися социальному моделированию» [3, с. 9].

Демонстрация положительных сторон спортсмена, превосходства над противниками осуществляется при помощи самопрезентации: Wie sehr der Sieg Venus beflugelte, machen ihre kecken Aussagen nach dem Match deutlich, in dem sie ih-ren Anspruch auf den ersten Weltranglistenplatz verkundete: «Fur mich ist es eine ausgemachte Sache. Ich habe das Talent und die Erfahrung» (FAZ 31.03.05). Сознательно подчеркивая такие ценные качества, как талант и опыт, Винус Уильямс формирует в сознании читателя образ уверенной в себе, своем успехе спортсменки, способной возглавить список лучших теннисисток планеты.

Повысить выразительность представления профессиональных качеств спортсменов (силы, скорости, выносливости) позволяют метафорические номинации, стимулирующие воображение

214

читателя: der Mann mit tausend Handen (Fabien Barthez), die niederlandische Tormaschine (Roy Makaay), der Turbo (Freddie Ljungberg).

Символический образ успешного спортсмена может связываться со спортивной организацией, в частности футбольным клубом: der treffsichers-te Bayern-Sturmer, Erfolgsgarant des FC Bayern (Thomas Muller); также вызывать ассоциации с определенным событием, например, с проигрышем сборной Германии в важном матче: Deutschland-Schreck (Mario Balotelli).

Имиджевой характеристикой некоторых известных футболистов является их внешняя привлекательность, обусловленная не только природными данными, но и создаваемая посредством определенных действий. Оценочные номинации der groftte Pin-up-Boy des Fuftballs (Freddie Ljungberg), der muskulose Modellathlet (Cristiano Ronaldo), ein Hingucker (Diego Forlan) отражают соответствие эстетической норме (отвечающее общепризнанным стандартам телосложение, правильные черты лица, ухоженная внешность и т.п.) и направлены на поддержание мифа о привлекательности футбольных звезд. Об исполнении игроками роли секс-символов сигнализирует лексема der Schwarm, объективирующая положительную эмотивную оценку: ein Schwarm der weiblichen Fans in Portugal (Nuno Gomes), Frau-enschwarm (Cristiano Ronaldo). Вкпючение традиционно закрепленных за женственностью характеристик в имидж спортсменов ведет к перераспределению параметров соответствующих гендерных стереотипов.

Эстетическим оценкам отводится значительное место в конструировании имиджа спортсменок, особенно теннисисток. Посредством оценочных единиц, указывающих на соответствие нормативным эстетическим представлениям, фиксируются как общее позитивное впечатление das russische Glamour-Girl, das neue Pin-up-Girl, das Tennismodel, так и выделяются отдельные достоинства внешности die gertenschlanke, 1,83 Meter grofte langbeinige Blondine (Maria Scha-rapowa). Таким образом, у читателя формируется представление о Марии Шараповой как об исключительно привлекательной девушке, являющейся наряду с популярными актрисами и топ-моделями одним из секс-символов современности.

В процессе создания имиджа, также, акцентируются определенные социально-психологические качества спортсмена: die launische Diva (Serena Willams), der exzentrische Turiner Ballartist (Zlatan Ibrahimovic), aufbrausender Charakter (Mario Balotelli). Словосочетание ein Star mit Bescheidenheit eines Bettelbruders указывает на один из аспектов социально-коммуникативного поведения игрока и реализует положительную этическую оценку, дополняющую образ Зидана - гениального футболиста.

Формирующие имидж лексические единицы ein Siegertyp (Freddie Ljungberg), Kampferherz von Serena Williams, Kampfer (Bastian Schweinsteiger) актуализируют положительные оценки, отсылая читателя к определенным значимым не только в

спорте, но и в обществе моделям поведения. Более наглядному представлению оценок личностных качеств спортсмена способствуют неожиданные сравнения: Er (Wayne Roony) wirkt mit seiner bulldoggenhaften Erscheinung und dieser furchtlosen Entschlossenheit wie eine Wiedergeburt Winston Churchills in Fuftballergestalt (FAZ

30.09.04). Параллель между известным политическим деятелем Уинстоном Черчиллем и молодым английским футболистом Уэйном Руни придает характеристикам последнего большую социальную престижность, делает образ спортсмена более ярким и запоминаемым.

Для идентификации пока еще малоизвестного игрока, облегчения восприятия новой информации, лучшего ее усвоения используются уже сформированные в сознании читателя образы хорошо известных спортсменов: Maria Scha-rapowa, die in der Tenniswelt unter der Rubrik Neue Kurnikova lauft; der weifte Pele (Roony), Alpen-Ballack (Steffen Hofmann).

На усиление положительного характера имиджа спортсмена нацелено сопоставление его характеристик с параметрами известного игрока: Von Statur und Spielanlage ahnelt der schlaksige Jungstar seinem groften Namensvetter uberhaupt nicht. Doch wie Gerd Muller hat Thomas Muller die Ruhe vor dem Tor (FAZ 03.05.2010).Сравнивая Томаса Мюллера с его великим тезкой - Гердом Мюллером, автор не только указывает на отличия в телосложении и задатках двух игроков, но и обращает внимание читателя на умение обоих забивать голы. Каждое успешное выступление Томаса Мюллера в прессе комментируется при помощи глагола mullern: «Es mullert wieder».

Важная роль в формировании имиджа спортсменов отводится фотоснимку. Спортивная фотография представляет собой «чрезвычайно эффективную технологию, связанную с порождением «второй реальности». Фотожурналисты формируют и предлагают версии происходящего спортивного действия, создают портреты спортивных героев» [2, с. 247]. Транслируя доступные, чувственно конкретные зрительные образы, фотоснимок показывает красоту движений и эмоциональное состояние игроков.

Таким образом, в формировании медийного имиджа спортсменов задействованы оценочные единицы разного плана, в том числе метафорические номинации и сравнения. Эти языковые средства задают основные параметры, характеризующие идеализированную медиа-личность как с точки зрения ее технической подготовки, психофизических способностей, так и социальнокоммуникативного поведения. Стимуляции положительной реакции читателя на личность спортсмена способствуют вербальные средства обозначения и выражения эмоций, а также визуальный компонент текста.

Выполняя роль транслятора социально-значимой информации, имидж обеспечивает закрепление и корректировку параметров социальной адекватности, в том числе и гендерных стереотипов, приобщает читателя к системе поведенческих моделей, опосредованных мотивацией успеха.

215

Литература:

1. Богданова Д.Ш. Профессиональный спорт в современном обществе : дисс. ... канд. философ. наук. Санкт-Петербург, 2013. 189 с.

2. Войтик ЕЛ. Спортивная медиакоммуникация в России: эволюция и современное состояние : дисс. ... доктора филол. наук. Санкт-Петербург, 2014. 395 с.

3. Кирилина АД. Гендерные исследования в отечественной лингвистике: проблемы, связанные с бурным развитием. Гендер: Язык, культура, коммуникация // Доклады Второй Международной конференции. М., 2002. С. 5-13.

4. Желтухина МД. Тропологичеокая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М. : ИЯ РАН; Волгоград : Изд-во ВФ МУПК, 2003. 656 с.

5. Почепцов ГГ. Имиджелогия. М. : Рефл-бук, 2000. 546 с.

6. Словарь гендерных терминов. Региональная общественная организация Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. М. : Информация -XXI век, 2002. 256 с.

7. Флиер АД. Культурология для культурологов. М. : Академический проект, 2002. 496 с.

Literature:

1. Bogdanova D.Sh. Professional sport in modern society : dis. ... cand. philos. Sciences. St. Petersburg, 2013. 189 p.

2. Voitik E.A. Sports media communication in Russia: evolution and current state : dis. ... cand. philos. Sciences. St. Petersburg, 2014. 395 p.

3. Kirilina A.V. Gender researches in domestic linguistics: the problems connected with rapid development. The gender: Language, culture, communication // Reports of the Second International Conference. M., 2002. P. 5-13.

4. Zheltukhina M.R. Tropological suggestiveness of mass-media discourse: about a problem of speech influence of tropes in mass-media language. M. : LI RAS; Volgograd : VF MUPK, 2003. 656 p.

5. Pocheptsov G.G. Imageology. M. : Refl-buk, 2000. 546 p.

6. Dictionary of gender terms // East-West Regional public organization: Female Innovative Projects. M. : Information - the XXI century, 2002. 256 p.

7. Flier A.Ya. Culturology for culturologists. M. Academic project, 2002. 496 p.

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.