Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Ж.-П. САРТРА «ТОШНОТА»)'

ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Ж.-П. САРТРА «ТОШНОТА») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / КАТЕГОРИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / Ж.-П. САРТР «ТОШНОТА» / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новикова Елена Николаевна, Горелик Маргарита Алексеевна

Экзистенциализм представляет собой сложное специфическое философское мировоззрение, в центр внимания которого помещен человек и его индивидуальные ценностно значимые вопросы (вина и тревога, страх, одиночество, решение и выбор, ответственность и свобода). Экзистенциализм особенно преуспел в соединении своих идей с художественными формами слова, его основные категории способны находить своё воплощение в образах художественного текста, бесспорным примером которого является роман Ж.-П. Сартра «Тошнота». В качестве исследовательской задачи была определена попытка раскрыть особенности вербальной актуализации в романе категорий экзистенциальной философии. Авторы приходят к выводу, что их реализация в тексте литературного произведения происходит за счет стилистического употребления нейтральной лексики, относящейся к активному пласту словарного состава языка, активного включения в художественную ткань романа тропов: метафор, сравнений, эпитетов, большинство которых - авторские, а также благодаря использованию достаточного широкого спектра языковых средств синтаксического уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC WAYS TO REALIZE THE MAIN CONCEPTS OF EXISTENTIAL PHILOSOPHY IN A LITERARY TEXT (ON THE EXAMPLE OF J.-P. SARTRE’S NOVEL «NAUSEA»)

Existentialism is a complex philosophical worldview which is focused on a person and his individual value-significant issues (guilt and anxiety, fear, loneliness, decision and choice, responsibility and freedom). It is especially successful in fusing its ideas with the artistic forms of the word, its main concepts are realized in the images of the literary text, an indisputable example of which is the novel by J.-P. Sartre’s Nausea. In this article as a research task an attempt is made to reveal the peculiarities of verbal actualization of the main existential concepts in the literary text. The authors come to the conclusion that their implementation in the text of a literary work occurs due to the stylistic use of neutral vocabulary of the language, the active inclusion of tropes in the artistic fabric of the novel such as metaphors, comparisons, epithets, most of which are author’s ones, and also due to the use of a sufficiently wide range of linguistic means of the syntactic level.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Ж.-П. САРТРА «ТОШНОТА»)»

Языковые способы реализации основных категорий экзистенциальной философии в художественном тексте (на примере романа Ж.-П. Сартра «Тошнота»)

Новикова Елена Николаевна,

старший преподаватель, Тихоокеанский государственный университет

E-mail: nelena76@gmail.com Горелик Маргарита Алексеевна,

старший преподаватель, Тихоокеанский государственный

университет

E-mail: ritagorelik@mail.ru

Экзистенциализм представляет собой сложное специфическое философское мировоззрение, в центр внимания которого помещен человек и его индивидуальные ценностно значимые вопросы (вина и тревога, страх, одиночество, решение и выбор, ответственность и свобода). Экзистенциализм особенно преуспел в соединении своих идей с художественными формами слова, его основные категории способны находить своё воплощение в образах художественного текста, бесспорным примером которого является роман Ж.-П. Сартра «Тошнота». В качестве исследовательской задачи была определена попытка раскрыть особенности вербальной актуализации в романе категорий экзистенциальной философии. Авторы приходят к выводу, что их реализация в тексте литературного произведения происходит за счет стилистического употребления нейтральной лексики, относящейся к активному пласту словарного состава языка, активного включения в художественную ткань романа тропов: метафор, сравнений, эпитетов, большинство которых - авторские, а также благодаря использованию достаточного широкого спектра языковых средств синтаксического уровня.

Ключевые слова: экзистенциализм, категории экзистенциализма, художественный текст, Ж.-П. Сартр «Тошнота», языковые средства.

Экзистенциализм - философское учение, в программе которого отражено стремление заменить классическую «философию сущностей» (essentia) философией человеческого существования (existentia) - одно из наиболее влиятельных направление в западной философии ХХ-го века.

Экзистенциализм восходит к мистической философии С. Кьеркегора, который собственно и ввел понятие экзистенции, как подлинного существования человека, а также к феноменологии Э. Гуссерля, как учению о феноменах сознания и его интенциональном характере. Однако, экзистенциализм - это не просто своеобразная философия, не умещающаяся в рамки традиционных представлений. Специфичность его обусловлена тем, что экзистенциальные понятия несут в себе такое содержание, которое легко экстраполируется в образы художественных текстов - романов, драматургических произведений, новелл, мемуаров. Такого рода «выразительные» тексты побуждают к трактовке смыслов требуют экспликации, определенного «декодирования». В них не просто заложено некое содержание, в них передается некое состояние сознания, умонастроение.

Кроме того, идеи, которые развивались философами-экзистенциалистами, как-то: неповторимость человеческой личности, её способность чувствовать, переживать; проблема одиночества, заброшенности человека; бессмысленности жизни; необходимость внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего внутреннего «Я» и своего места в жизни - созвучны литературе. Симона де Бовуар писала так: «сущность описывается философией, но роман дает возможность выразить глубокое формирование экзистенции во всей полноте конкретной, вневременной истины» [3, с. 28].

Свою огромную публичную популярность, став своего рода явлением времени, экзистенциализм приобрел благодаря легкой руке Жана-Поля Сартра. Французский «литературный экзистенциализм» особенно подтверждал, что экзистенциализм есть не столько система понятий, сколько концепция человека, выражение определенного настроения, переживание бытия в мире, выбор соответствующего поведения.

Вне зависимости от жанровой принадлежности, в произведениях Ж.-П. Сартра находят свое воплощение его философские и мировоззренческие взгляды. Однако, именно его первое художественное произведение - роман «Тошнота» - является своего рода символом экзистенциалистской литературы и отражением сути этой философской

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

концепции. Основные категории экзистенциальной философии: страх, отчаяние, одиночество, вина, раскаяние, отвращение, случайность и абсурдность существования, поиск абсолютно свободным человеком своего предназначения в мире переданы особенным художественным миром Сартра и актуализируются широким спектром языковых средств как лексического, так и синтаксического уровней.

Смысл основных философских категорий отражен в тексте благодаря применению тропов, они позволяют писателю воплотить свой художественный замысел, не прибегая к длинным, безликим рассуждениям и играют текстообразую-щую роль в построении всего философского повествования. В произведении встречается целых их арсенал от метафоры (само название романа -«Тошнота» - красноречивая авторская метафора) до сравнения, эпитета. Все они прочно и искусно вплетены в канву произведения и выступают средством реализации авторской интенциональности.

Примечательным для романа является, однако то, что Ж.-П. Сартр широко использует самые обычные, общеупотребительные слова. Отличительным является то, что он их помещает в необычные контексты. Слова, таким образом, предстают во всем богатстве оттенков и красок, становятся орудием образного мышления. Автор не останавливается ни перед чем в своем стремлении показать весь ужас и всю абсурдность существования.

«Et ils sauront que leurs vêtements sont devenus des choses vivantes. Et un autre trouvera qu'il y a quelque chose qui le gratte dans la bouche. Et il s'approchera d'une glace, ouvrira la bouche: et sa langue sera devenue un énorme mille-pattes tout vif, qui tricotera des pattes et lui raclera le palais.»

««Qu'est-ce que tu as là, c'est un bouton? » et elle verra la chair se bouffir, un peu, se crevasser, s'entrouvrir et, au fond de la crevasse, un troisième oeil, un oeil rieur apparaîtra.»

«Du sperme coulera lentement, doucement, de ces blessures, du sperme mêlé de sang, vitreux et tiède avec de petites bulles.»

Слова «vêtements», «bouche», «langue», «oeil», «bouton», «sperme» относятся к общеупотребительной лексике, они нейтральны, но будучи употребленными в контексте подобного натуралистического и даже откровенно физиологического описания, они вызывают чувство крайней брезгливости и отчаяния.

Ж.-П. Сартр, используя стилистически немаркированную лексику создает реальность как конгломерат назойливых, угнетающих своей пугающей очевидностью предметов.

«Les bretelles se voient à peine sur la chemise bleue, ma pipe ou ma fourchette, le loquet de la porte, 5 ce verre de bière.»

о «Les belles rides; il les a toutes: les barres trans-£3 versales du front, les pattes d'oie, les plis amers de S chaque cote de la bouche, sans compter les cordes Si jaunes qui pendent sous son menton.»

«Ils vivent au milieu des legs, des cadeaux et chacun de leurs meubles est un souvenir. Pendulettes, médailles, portraits, coquillages, presse-papiers, paravents, chales. Ils ont des armoires pleines de bouteilles, detoffes, de vieux vêtements, de journaux; ils ont tout gardé.» Автор словно «препарирует» действительность.

Ключевыми для философии Сартра являются такие понятия как «existence», «peur», «dégoût», «angoisse», «ennui», «Absurdité», «absolu», «Néant», «Nausée», «être», «Chose», выраженные абстрактными существительными. Они многократно встречаются на страницах литературного произведения, с ними связана всё художественное полотно романа, его особенная тональность. Тягостное чувство уныния, ощущение подавленности, которое неизменно переживает главный персонаж романа с появлением Тошноты, паника и ужас от понимания безнадежности и немотивированности существования.

Идея экзистенциальной философии об абсурдности существования, а если быть более точным об осознании этой самой абсурдности очень точно передается Сартром различными синтаксическими средствами. Будь то нестандартная связь слов (эллипс), необычное взаиморасположение частей синтаксических конструкций (параллелизм (прямой/обращенный, полный/неполный), инверсии) или же синтаксические средства, обеспечивающие необычную интонационную разметку текста (синтаксический повтор, градация, асиндетон и полисиндетон) [2, с. 452].

Одним из показателей навязчивого состояния героя является в романе повтор, он выполняет экспрессивно-эмотивную функцию, которая отражает его напряженное эмоциональное состояние, ощущение страха и даже паники, охватывающее главного героя. Но речь не идет о страхе физическом. Важно экзистенциальное понимание страха как некого метафизического состояния просветления, озарения, понимание того, что есть «подлинное существование», которого он раньше не замечал в суматохе дней.

«La chose, qui attendait, s'est alertée, elle a fondu sur moi, elle se coule en moi, j'en suis plein. - Ce n'est rien: la Chose, c'est moi.»

«C>est moi, c>est moi qui me tire du néant auquel j>aspire: la haine, le dégout d>exister, ce sont autant de manières de me faire exister, de m'enfoncer dans l'existence.»

«L>absurdité, ce n>était pas une idée dans ma tête, ni un souffle de voix, mais ce long serpent mort à mes pieds, ce serpent de bois. Serpent ou griffe ou racine ou serre de vautour, peu importe.»

«Ca aussi ça donne la Nausée. Ou plutot c'est la Nausée. La Nausée n'est pas en moi: je la ressens là-bas sur le mur, sur les bretelles, partout autour de moi.»

Гнетущее беспокойство героя подчеркивается комплексным характером повтора, который представляет собой не только анафору, эпифору, но и контактный повтор - анадиплосис.

Протагонист романа улавливает отсутствие смысла, т.е. абсурдность существования. Отсутствие смысла влечет за собой неоправданность, все начинает ему казаться чрезмерным, преувеличенным, «излишним».

«De trop, le marronnier, là en face de moi un peu sur la gauche. De trop, la Velleda... Et moi - veule, alangui, obscene, digérant, ballottant de mornes

pensées - moi aussi j'étais de trop. <..................>

Mais ma mort même eut été de trop. De trop, mon cadavre, mon sang sur ces cailloux, entre ces plantes, au fond de ce jardin souriant. Et la chair rongée eut été de trop dans la terre qui l'eût reçue et mes os, enfin, nettoyé, ecnorce, propres et nets comme des dents eussent encore été de trop: j'étais de trop pour l'éternité.»

Повтор также обеспечивает архитектонику всего текста романа, выполняет текстообразующую функцию и участвует в смысловом построении текста. Такие единицы языкового уровня как «exister», «existence», «la Nausée», «de trop» являются ключевыми в романе, они выступают связующим звеном в цепи повествования, повторяются на протяжении всего произведения, формируют тем самым эмоционально-смысловую доминанту текста, раскрывают экзистенциальные смыслы.

Для усиления описания психологического состояния ужаса главного героя используется градация. Она передает его переживания, создает эффект неизбежности и неотвратимости происходящего. В приведенных ниже примерах градация реализуется перечислением однородных сказуемых.

«Je m'apprêtais à les voir sortir du néant, murir progressivement, s'épanouir: j'allais enfin surprendre des existences en train de naître.»

«Je me laissai aller sur le banc, étourdi, assommé par cette profusion d>êtres sans origine: partout des éciosions, des épanouissements, mes oreilles bourdonnaient d>existence, ma chair elle-meme palpitait et s'entrouvrait, s'abandonnait au bourgeonnement universel, c'était répugnant.»

Синтаксический параллелизм также является средством эмоционального усиления. В качестве особенности используемых параллельных конструкций можно отметить тот факт, что в их основе лежит параллелизм психологический.

«Et les bretelles d'Adolphe, l'autre soir, au Rendez-vous des Cheminots. Et le galet, ce fameux galet,

l'origine de toute cette histoire: il n'était pas.......je ne

me rappelais pas bien ce qu'il refusait d'être <. .>. Et la main d'Autodictate; je l'avais prise et serée, un jour, à la bibliothèque et puis j'avais eu l'impression

que ça n'était pas tout à fait une main.<.........> Et

la transparence louche du verre de bière, au café Ma-bly........»

«Alors la Nausée m>a saisi, je me suis laissé tomber sur la banquette, je ne savais même plus ou j>étais; je voyais tourner lentement les couleurs autour de moi, j'avais envie de vomir. Et voilà: depuis, la Nausée ne m'a pas quitté, elle me tient.»

«Les bretelles se voient à peine sur la chemise bleue, elles sont tout effacées, enfouies dans le bleu,

mais c'est de la fausse humilité: en fait, elles ne se laissent pas oublier, elles m'agacent par leur entetement de moutons, comme si, parties pour devenir violettes, elles s'etaient arretées en route sans abandonner leurs prétentions. On a envie de leur dire: « Allez-y, devenez violettes et qu'on n'en»

Параллельные конструкции, выделенные курсивом, имеют идентичную структуру и призваны служить для описания психологического состояния главного героя, доведенного до отчаяния; они создают эффект нарастающего напряжения, когда он вдруг начинает осознавать причины приступов своей экзистенциальной Тошноты.

Установкой автора на психологизм повествования, с помощью которого он передает состояние неопределенности, непонятного беспокойства протагониста определяется использование эллипса. Он призван выражать эмоции, подчеркивать смысловые нюансы повествования. Кроме того, неполная структура конструкции делает ее открытой для домысливания.

« Je sais tout cela, mais je sais qu>il y a autre chose.[Je sais qu'il n'y a] Presque rien.»

«Mais je ne peux plus expliquer ce que je vois. [Je ne peux plus l'expliquer] A personne.»

«Mais c>etait tout de même un absolu.[C'était] Une chose.»

В качестве отличительной черты романа отметим конвергенцию различных синтаксических приемов в рамках одного предложения, фразы, целого абзаца. Характерным является сочетание асиндетона и дистантного повтора, асиндетона и градации, параллельных конструкций и лексического повтора, например,

«C>etait impensable: pour imaginer le néant, il fallait qu'on se trouve déjà là, en plein monde et les yeux grands ouverts et vivant; le néant ça n'était qu'une idée dans ma tête, une idée existante flottant dans cette immensite: ce néant n'était pas venu avant l'existence, c'etait une existence comme une autre et apparue après beaucoup d'autres.»

«Mais je ne peux pas, je suffoque: l>existence me pénètre de partout, par les yeux, par le nez, par la bouche.»

«Est-ce que je vais...caresser dans l'épanouissement des draps blancs la chair blanche épanouie qui retombe douce, toucher les moiteurs fleuries des aisselles, les elixirs et les liqueurs et les florescences de la chair, entrer dans l'existence de l'autre, dans les muqueuses rouges à la lourde, douce, douce odeur d'existence, me sentir exister entre les douces levres mouillées, les levres rouges de sang pâle, les levres palpitantes qui baillent toutes mouillées d'existence, toutes mouillées d'un pus clair, entre les levres mouillées sucrées qui larmoient comme des yeux?»

Экзистенциальные понятия, таким образом, несут в себе содержание, которое легко экстраполируется в художественные тексты, обуславливая тем самым специфичность экзистенциализма. Художественное произведение - это не просто иллюстрация идей этого философского мировоззрения, оно есть их выражение. Роман Ж.-П. Сар-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

тра «Тошнота», будучи первым художественным произведением автора, является своеобразным «манифестом» его экзистенциальной философии. В стремлении передать страх, отчаяние, одиночество, отвращение, переживаемые героем романа, осознание им бессмысленности своего существования во враждебном мире вещей, автор использует широкий спектр выразительных средств лексического и синтаксического уровней: повтор, градация, синтаксический параллелизм, эллиптические конструкции, нейтральная общеупотребительная лексика. С их помощью автор выделяет смысловые доминанты текста, они также являют собой показатели эмоционального и интеллектуального напряжения.

Литература

1. Андреев, Л.Г. Жан-Поль Сартр: свободное сознание и ХХ век /Л.Г. Андреев; - М.: Гелеос, 2004. - 415 с.

2. Введение в литературоведение: учебник для студ. учреждений высш.проф. образования / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -720 с. -(Сер. Бакалавриат).

3. Колесников, А.С. Философия и литература: современный дискурс.// История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора А.С. Колесникова. - СПб.: Санкт-

Н.Д. Тамарченко (отв. ред.) и др.]. Кемеровский гос. ун-т. Кемерово, 1982. С. 3-19.

LINGUISTIC WAYS TO REALIZE THE MAIN CONCEPTS OF EXISTENTIAL PHILOSOPHY IN A LITERARY TEXT (ON THE EXAMPLE OF J.-P. SARTRE'S NOVEL «NAUSEA»)

Novikova E.N., Gorelik M.A.

Pacific State University

Existentialism is a complex philosophical worldview which is focused on a person and his individual value-significant issues (guilt and anxiety, fear, loneliness, decision and choice, responsibility and freedom). It is especially successful in fusing its ideas with the artistic forms of the word, its main concepts are realized in the images of the literary text, an indisputable example of which is the novel by J.-P. Sartre's Nausea. In this article as a research task an attempt is made to reveal the peculiarities of verbal actualization of the main existential concepts in the literary text. The authors come to the conclusion that their implementation in the text of a literary work occurs due to the stylistic use of neutral vocabulary of the language, the active inclusion of tropes in the artistic fabric of the novel such as metaphors, comparisons, epithets, most of which are author's ones, and also due to the use of a sufficiently wide range of linguistic means of the syntactic level.

Keywords: existentialism, concepts of existentialism, literary text, J.-P.Sartre «Nausea», linguistic means.

References

1. Andreev, L.G. Jean-Paul Sartre: Free Consciousness and the 20th Century /L.G. Andreev; - M.: Geleos, 2004. - 415p.

2. Introduction to literary criticism: a textbook for students. institutions of higher prof. education / L.V. Chernets, V.E. Khalizev, A. Ya. Esalnek and others; ed. L.V. Chernets. - 5th ed., Sr. - M .: Publishing Center "Academy", 2012. -720 p. - (Sir. Baccalaureate).

Kolesnikov, A.S. Philosophy and Literature: Modern Discourse.// History of Philosophy, Culture and Worldview. To the 60th anniversary of Professor A.S. Kolesnikova. - St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society. - 2000. - pp.8-36 Novikova E.N. Existentialism as a philosophy and as a literary text / Novikova E.N. // Scientific notes of Pacific State University, 2022. T. 13. No. 1. pp. 18-22.

Tyupa, V.I. Aesthetic phenomenon - work - text // Typological analysis of a literary work: Sat. scientific tr. / [Redcol.: N.D. Tamarchenko (responsible editor) and others]. Kemerovo state university Kemerovo, 1982, pp. 3-19.

о с

u

CO

Петербургское философское общество. - з. 2000. -С.8-36

4. Новикова, Е.Н. Экзистенциализм как философия и как художественный текст /Новикова 4. Е.Н. //Ученые заметки ТОГУ, 2022. Т. 13. № 1.

С.18-22.

5

5. Тюпа, В.И. Эстетический феномен - произведение - текст //Типологический анализ литературного произведения: Сб. науч. тр. / [Редкол.:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.