Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ "SOFT SKILLS" В НЕМЕЦКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕКСТАХ ОБЪЯВЛЕНИЙ О ВАКАНСИЯХ'

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ "SOFT SKILLS" В НЕМЕЦКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕКСТАХ ОБЪЯВЛЕНИЙ О ВАКАНСИЯХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOFT SKILLS / HARD SKILLS / ТЕКСТЫ ОБЪЯВЛЕНИЙ О ВАКАНСИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЯЗЫКОВОЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ / КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кожанова Наталья Викторовна

В последние десятилетия все больше внимания специалистов привлекают так называемые soft skills, «мягкие» навыки, которые дополняют hard skills и без которых невозможна успешная профессиональная карьера человека. Особенно это становится заметно в наше время, когда происходит ускоренное развитие технологий и человеческие качества становятся все более ценными. В связи с этим возрастает ценность «мягких» навыков и появляются новые исследовательские работы, рассматривающие данные навыки в психологическом, методическом аспектах. Стоит отметить, что ввиду особенностей soft skills до сих пор нет их единого определения. Рабочим определением данного исследования является дефиниция, данная в Википедии. В статье делается попытка анализа soft skills с языковой точки зрения. Материалом исследования послужили soft skills, представленные в 100 текстах объявлений о вакансиях, размещенные на специализированном немецком сайте о поиске работы. Целью данного исследования является лексико-синтаксический анализ soft skills. В каждом тексте методом сплошной выборки были отобраны soft skills, которые были рассмотрены по различным критериям. «Мягкие» навыки были распределены по типам, принятым в немецких реалиях: методические, социальные и личные. Были определены навыки, наиболее часто встречающиеся в текстах, и обозначены основные тематические области их применения. С точки зрения композиционной структуры большинство soft skills преимущественно представлены перечислением, малая их часть располагается в распространенных предложениях. В заключительной части статьи формулируются результаты выполненной работы. Анализ «мягких» навыков в текстах объявлений о вакансиях показал, что наиболее перспективным является употребление существительных. Знание предпочитаемых навыков может помочь как в составлении «эффективных» текстов объявлений, так и в определении тех свойств характера, над которыми следует поработать для того, чтобы быть конкурентноспособным в профессиональной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE PECULIARITIES OF "SOFT SKILLS" IN GERMAN ELECTRONIC TEXTS OF VACANCY ADVERTISEMENTS

In recent decades the attention of specialists has been attracted more and more to the so-called "soft skills", which supply "hard skills" and make possible the successful professional career. It has become especially distinct at the present day when the accelerated development of technologies takes place and personal skills become more and more significant. In connection with these issues "soft skills" become exceedingly worthy and there appear new research projects, considering these skills in psychological and methodological aspects. It is worth mentioning that due to certain peculiarities of soft skills there is no universal definition of them. In our research the definition presented in Wikipedia is used. The author makes an attempt to analyze soft skills from the point of view of the language. The research material is presented by soft skills, found in 100 texts of vacancy advertisements published at the specialized German website for job applicants. The objective of the research was lexical-syntactic analysis of soft skills. The use of continuous sampling method allowed to extract from each text soft skills, which were considered based on different criteria. Soft skills were classified according to German realities into such types as methodological, social and personal. The most frequently soft skills used in texts were identified and the thematic areas of their use were defined. From the point of view of their compositional structure the majority of soft skills are mainly presented by enumeration, the smaller part of them finds their position in extended sentences. In conclusion the results of the conducted work are formulated. The analysis of soft skills in vacancy advertisement texts revealed that the only high potential way is the use of nouns. The knowledge of preferable skills may help in composition of "effective" advertisement texts as well as in identifying the features of character that need working out to become capable in professional sphere.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ "SOFT SKILLS" В НЕМЕЦКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕКСТАХ ОБЪЯВЛЕНИЙ О ВАКАНСИЯХ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 811.112.2

Н. В. Кожанова

Языковые особенности "soft skills" в немецких электронных текстах объявлений о вакансиях

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия

Аннотация. В последние десятилетия все больше внимания специалистов привлекают так называемые soft skills, «мягкие» навыки, которые дополняют hard skills и без которых невозможна успешная профессиональная карьера человека. Особенно это становится заметно в наше время, когда происходит ускоренное развитие технологий и человеческие качества становятся все более ценными. В связи с этим возрастает ценность «мягких» навыков и появляются новые исследовательские работы, рассматривающие данные навыки в психологическом, методическом аспектах. Стоит отметить, что ввиду особенностей soft skills до сих пор нет их единого определения. Рабочим определением данного исследования является дефиниция, данная в Википедии. В статье делается попытка анализа soft skills с языковой точки зрения. Материалом исследования послужили soft skills, представленные в 100 текстах объявлений о вакансиях, размещенные на специализированном немецком сайте о поиске работы. Целью данного исследования является лексико-синтаксический анализ soft skills. В каждом тексте методом сплошной выборки были отобраны soft skills, которые были рассмотрены по различным критериям. «Мягкие» навыки были распределены по типам, принятым в немецких реалиях: методические, социальные и личные. Были определены навыки, наиболее часто встречающиеся в текстах, и обозначены основные тематические области их применения. С точки зрения композиционной структуры большинство soft skills преимущественно представлены перечислением, малая их часть располагается в распространенных предложениях. В заключительной части статьи формулируются результаты выполненной работы. Анализ «мягких» навыков в текстах объявлений о вакансиях показал, что наиболее перспективным является употребление существительных. Знание предпочитаемых навыков может помочь как в составлении «эффективных» текстов объявлений, так и в определении тех свойств характера, над которыми следует поработать для того, чтобы быть конкурентноспособным в профессиональной среде.

КОжАНОВА Наталья Викторовна - к. филол. н., доцент кафедры иностранных языков Алтайского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]

KOzHANOVA Natalia Viktorovna - Candidate of Science (Philology), Associate Professor of Foreign languages Department, Altai State Pedagogical University Foreign languages Department.

Ключевые слова: soft skills, hard skills, тексты объявлений о вакансии, психологическое содержание, методическая составляющая, универсальные навыки, компетенции, языковой план исследования, перечисление, композиционная структура.

DOI 10.25587/p6523-9839-2389-x

N. V. Kozhanova

Language peculiarities of "soft skills" in German electronic texts of vacancy advertisements

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia

Abstract. In recent decades the attention of specialists has been attracted more and more to the so-called "soft skills", which supply "hard skills" and make possible the successful professional career. It has become especially distinct at the present day when the accelerated development of technologies takes place and personal skills become more and more significant. In connection with these issues "soft skills" become exceedingly worthy and there appear new research projects, considering these skills in psychological and methodological aspects. It is worth mentioning that due to certain peculiarities of soft skills there is no universal definition of them. In our research the definition presented in Wikipedia is used. The author makes an attempt to analyze soft skills from the point of view of the language. The research material is presented by soft skills, found in 100 texts of vacancy advertisements published at the specialized German website for job applicants. The objective of the research was lexical-syntactic analysis of soft skills. The use of continuous sampling method allowed to extract from each text soft skills, which were considered based on different criteria. Soft skills were classified according to German realities into such types as methodological, social and personal. The most frequently soft skills used in texts were identified and the thematic areas of their use were defined. From the point of view of their compositional structure the majority of soft skills are mainly presented by enumeration, the smaller part of them finds their position in extended sentences. In conclusion the results of the conducted work are formulated. The analysis of soft skills in vacancy advertisement texts revealed that the only high potential way is the use of nouns. The knowledge of preferable skills may help in composition of "effective" advertisement texts as well as in identifying the features of character that need working out to become capable in professional sphere.

Keywords: "soft skills", "hard skills", vacancy advertisement texts, psychological content, methodological constituent, universal skills, competences, language research plan, enumeration, compositional structure.

Введение

В последние годы уделяется все больше внимания так называемым soft skills («мягким» навыкам), которые становятся значительным фактором успеха в карьере. Они не только дополняют hard skills («твердые» навыки), в них заложен потенциал человека, ключевые навыки общения с другими людьми и отношения к себе. Soft skills охватывают различные способности, свойства и поведенческие особенности человека. В отличие от них hard skills базируются на четких, определенных способностях и квалификациях, таких как окончание обучения в том или ином учебном заведении и получение соответствующих профессиональных компетенций, получение профессиональной квалификации, дополнительного образования и различных сертификатов. Знание иностранных языков также относится к «твердым навыкам». Доказательствами обладания hard skills являются различные аттестаты, баллы и

отзывы вышестоящих инстанций. «Твердые» навыки довольно хорошо исследованы. В разное время свои исследования им посвятили В. Д. Шадриков, Ю. П. Поваренков, А. Н. Новиков, А. В. Карпов, Е. В. Кряжева, Ю. Портланд и многие другие.

Soft skills чаще всего остаются за пределами проблемного поля изучения. Однако в последнее время разные исследователи все больше проявляют интерес к данному понятию. Появляются работы, в которых «мягкие» навыки рассматриваются с точки зрения психологического содержания (Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова, Л. К. Сальная, Л. Липпман, Р. Риберг и др.), методической составляющей (А. И. Ивонина, О. Л. Чуланова, Д. Пецер, Г. Хиллмер и др.) [1].

Термины "hard skills" и "soft skills" возникли по аналогии с английскими терминами "hardware" - аппаратное, техническое обеспечение и "software" - программное обеспечение. Компьютер представляет собой материальный объект, который можно потрогать, но главное в нем - программное обеспечение, без которого невозможна работа аппаратуры. Та же тенденция прослеживается и в навыках. Современные реалии проявляются в том, что, даже получив необходимые профессиональные знания и умения, можно не быть востребованным на рынке труда, не обладая «мягкими» навыками. Успешного карьерного роста добиваются не всегда самые лучшие в своей области специалисты, а наоборот, люди, которые обладают «мягкими» навыками [2].

Стоит отметить, что и само понятие "soft skills" не имеет еще единого, универсального определения, трактуясь различными исследователями по своим критериям. Одни авторы (Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова, Л. Липпман и др.) рассматривают их достаточно широко - через совокупность, набор некоторых личных качеств, навыков, эмоционального интеллекта, атрибутов личности и т. д. Другие исследователи (М. Э Волкова, В. Шипилов и др.) анализируют «мягкие» навыки через социально-психологические характеристики, не только необходимые в жизненных ситуациях, но и важные для деятельности любого специалиста. Третья группа авторов (Т. А. Яркова, И. И. Черкасова и др.) характеризуют "soft skills" как универсальные навыки, которые важны и необходимы для успешного профессионального и жизненного самоопределения людей независимо от профессиональной сферы или профессии [1]. Все существующие определения данного понятия частично взаимосвязаны и взаимозависимы, а некоторые из них тесно переплетаются друг с другом.

В электронной энциклопедии «Википедия» «мягкие» навыки определяются как комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, т. е. не связанными с конкретной предметной областью [3].

С методической точки зрения в российских и зарубежных исследованиях активно обсуждаются возможности вырабатывания «мягких» навыков параллельно с процессом предметного обучения, создание условий динамического, мотивированного преобразования личности и имеющихся у нее личностных свойств и качеств в течение всей ее жизни [4].

Несмотря на наличие многочисленных исследований, посвященных «мягким» навыкам, практически нет работ, в которых данные навыки анализировались бы в языковом плане.

Целью данного исследования является лексико-синтаксический анализ soft skills, представленных в текстах вакансий о поиске работы. Эмпирическим материалом послужили 100 текстов вакансий, размещенных на специализированном немецком интернет-сайте www.stellenanzeigen.de [5]. Методом сплошной выборки в каждом тексте для анализа были отобраны «мягкие» навыки, которые описывали желаемые черты характера потенциальных претендентов на должность, и сгруппированы по степени частотности их употребления в текстах вакансий. Специальные, профессиональные навыки в исследование не включались, а также не рассматривались тексты вакансий на английском языке.

Результаты

Типология soft skills с точки зрения психолого-педагогического содержания и ее особенности в реалиях Германии

Сегодня все больше говорят про «мягкие» навыки, т. к. чем технологичнее общество, тем выше будет цениться человечность. Чем глубже различные технологии проникают в нашу жизнь и выполняют рутинную работу, тем более востребованными становятся люди с развитыми soft skills [6]. И чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем эти навыки играют все большую роль, а профессиональные навыки отходят на второй план. В профессиональной сфере успех человека на 85% зависит от «мягких» навыков и на 15% от жестких, поэтому часто на собеседовании задают вопросы, не имеющие практически ничего общего с профессиональными навыками, относящимся к определенной деятельности [2]. Soft skills не поддаются ранжированию, требования к ним отличаются как в разных сферах профессиональной деятельности, так и у работодателей. Тем не менее в большинстве текстов объявлений о вакансиях встречается определенный схожий набор свойств и качеств, которыми должен обладать потенциальный претендент на должность.

В современном мире в системе психолого-педагогических оценок личности, а также ее возможностей принято разделять soft skills на четыре группы:

- базовые коммуникативные навыки, способствующие развитию отношений с людьми, помогающие поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими;

- навыки self-менеджмента, которые помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы;

- навыки эффективного мышления, отвечающие за управление процесса в голове, помогающие сделать собственную жизнь и работу более системными;

- управленческие навыки, которые отвечают за планирование, мотивирование, управление собственными изменениями [7].

В реалиях рынка труда Германии soft skills принято подразделять на три типа:

1. методические навыки Methodische Kompetenzen). Эти навыки помогают решать общепрофессиональные задачи и проблемы, используя при этом необходимые методы и проявляя необходимые качества. В данном случае они являются существенным условием развития hard skills. Это такие навыки, как:

- Selbstdisziplin (самодисциплина);

- Deduktion (дедукция);

- Medienkompetenz (медиаграмотность);

- Organisationstalent (организаторский талант);

- Zuverlässigkeit (надежность) и др.;

2. социальные навыки (Soziale Kompetenzen). Эти способности помогают при взаимодействии с другими людьми. Они весьма значимы при межличностных контактах и определяют насколько позитивной, гармоничной и приятной будет совместная работа. Это такие навыки, как:

- Durchsetzungsvermögen (способность настоять на своем);

- Empathie (эмпатия);

- Kommunikationsfähigkeit (коммуникабельность);

- Konfliktfähigkeit (навык управления конфликтом);

- Teamfähigkeit (умение работать в команде) и др.;

3. Личные навыки (Personale Kompetenzen). К ним относятся навыки, которые имеют отношение к самому человеку и помогают ему понять себя, осознать свои цели и управлять собой. Это такие навыки, как:

- Belastbarkeit (выносливость);

- Eigeninitiative (личная инициатива);

- Ehrgeiz (амбиционность);

- Flexibilität (гибкость, способность быстро перестроиться);

- Leistungsbereitschaft (работоспособность)и др. [8].

Таким образом, особенностью немецкой типологии является отсутствие отдельной графы управленческих навыков и распределение их по оставшимся графам.

Характеристика soft skills с точки зрения принадлежности к определенным частям речи и их композиционных особенностей

В текстах объявлений о вакансиях значительное количество позиций отдано «твердым» навыкам. Это можно объяснить тем фактом, что прежде всего от кандидата требуются его профессиональные навыки. Заняв вакантное место, он должен быть в состоянии выполнять соответствующие задачи. Вследствие этого на передний план выходит не количество «мягких» навыков, а их качество. В текст объявления попадают самые значимые, необходимые для организации качества потенциального кандидата. Стоит отметить, что выбор точных soft skills особенно актуален в текстах резюме, которые составляют сами кандидаты. Здесь важно в нескольких словах сфокусировать внимание на своих сильных сторонах характера, оценить себя и выбрать те навыки, которые наиболее точно характеризуют претендента, привести доказательную базу [8].

В 86 рассмотренных текстах вакансий о приеме на работу soft skills представлены существительными и прилагательными (причастиями). При этом количество существительных преобладает над прилагательными: 71 текст содержит существительные против 15, содержащих только прилагательные и причастия. Например, предпочтительны Teamfähigkeit вместо teamfähig, Flexibilität вместо flexibel, Kommunikationsfähigkeit -kommunikativ, Kundenorientierung - kundenorientiert, Belastbarkeit - belastbar, Zuverlässigkeit - zuverlässig. Однако следует отметить, что в значительном количестве текстов прилагательные и причастия используются в виде определения и ставятся перед существительными, обозначающими качества и свойства характера, что преследует своей целью произвести на потенциальных кандидатов больший эффект. Например:

- zielorientierte, verantwortungsvolle und analytische Arbeitsweise;

- systematische und lösungsorientierte Denkweise;

- kundesorientiertes und sicheres Auftreten;

- selbständiger und zuverlässiger Arbeitsstil;

- hohe soziale Kompetenz;

- hohes, überdurchschnittliches Engagement [5].

Наиболее распространенным среди определений оказалось прилагательное ausgeprägt (ярко выраженный, четкий, характерный), употребленное в 11 текстах объявлений о вакансиях.

Следует отметить, что в 14 текстах вакансий обозначения «мягких» навыков отсутствовали полностью.

В композиционном плане в анализируемых текстах объявлений о поиске работы существительные и прилагательные представлены посредством перечислений, например:

- Selbständige und strukturierte Arbeitsweise mit Dienstleistungsorientierung, Kommunikationsstärke, lösungsorientiertes Denken und Teamfahigkeit;

- Ausgeprägte Kommunikationsfähigkeit, Präsentations- und Durchsetzungsstärke sowie sicheres Auftreten;

- Verantwortungsbewusstsein, Zuverlässigkeit und Qualitätsbewusstsein [5].

В других текстах обозначения soft skills являются частью распространенных предложений, например:

- Sie sind reflektiert, flexibel, teamfähig sowie aufgeschlossen und offen im Umgang mit anderen Kulturen und Menschen;

- Sie begeistern durch Ihre kommunikative und empathische Art sowie Ihr gewinnendes Auftreten;

- Sehr ausgeprägte Service- und Kundenorientierung sind in deiner Persönlichkeit fest verankert;

- Sie wollen unseren Teamalltag mit Ihrem aufgeschlossenen, flexiblen und interessierten Wesen bereichern [5].

Из вышеприведенного анализа следует, что в текстах объявлений soft skills преобладают в виде существительных и реализуются преимущественно посредством перечислений.

Характеристика soft skills с точки зрения частотности их употребления и распределения по тематическим областям

С точки зрения частотности употребления в анализируемом корпусе текстов объявлений о вакансиях наибольшее распространение получили следующие обозначения:

- Arbeitsweise (29 единиц). Данное обозначение лидирует и по количеству употребляемых с ним определений: zielorientierte, gründliche, strukturierte, verantwortungsvolle, analytische, selbständige, teamorientierte, zuverlässige, sorgfältige, serviceorientierte, detailorientierte, prozessorientierte, präzise Arbeitsweise;

- Teamfähigkeit и вариации его употребления Freude an Teamarbeit, Bereitschaft zur Teamarbeit, teamfähig, teamorientiert (27 единиц);

- Kommunikationsfähigkeit и многочисленные его вариации Kommunikationstalent, Kommunikationsvermögen, kommunikatives Wesen, Kommunikationskompetenz, Kommunikationsstärke, kommunikative Fähigkeiten, kommunikativ, kommunikationsstark (25 единиц).

Следующие обозначения представлены в диапазоне от 20 до 10 единиц:

- Flexibilität, flexibel (15 единиц);

- Engagement (12 единиц);

- Organisationsgeschick и его вариации organisatorisches Geschick, Organisationsfähigkeit, Organisationstalent (11 единиц).

Примеры обозначений, представленные 5-9 единицами:

- Einsatzbereitschaft (9 единиц);

- Eigeninitiative (9 единиц);

- Kundenorientierung, kundenorientiert (8 единиц);

- Denkweise, Denkvermögen (8 единиц);

- Freundlichkeit, Freude am Umgang mit Menschen (7 единиц);

- Zuverlässigkeit, Verlässigkeit (7 единиц);

- sicheres, selbstbewusstes und aufgeschlossenes Auftreten (6 единиц);

- Belastbarkeit (6 единиц);

- Verantwortungsbewusstsein (6 единиц);

- selbständiges und eigenständiges Arbeiten (6 единиц) [5].

Остальные обозначения «мягких» навыков представлены тремя и меньше единицами.

В 4 текстах объявлений о вакансиях soft skills не назывались прямо, однако смысл предложения указывал непосредственно на них:

- Sie kommunizieren gerne mit Menschen.

- Mit unterschiedlichen Menschen kommen Sie gut aus.

- Sie können sich und Ihre Arbeit gut organisieren und sehen sich als Teammitglied.

- Deine Liebe für Organisation trägst Du im Blut und freust Dich darauf, dieses Talent einzubringen [5].

В целом большинство из рассмотренных «мягких» навыков можно разделить на следующие тематические области:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «относящиеся к коммуникации» ("die Kommunikation betreffend");

- «относящиеся к коллективу» ("das Team betreffend");

- «относящиеся к мыслительной деятельности» ("das Denken betreffend");

- «относящиеся к языковым способностям (знание своего родного языка)» ("die sprachlichen Fähigkeiten (in der Muttersprache) betreffend");

- «относящиеся к принципу работы» ("die Arbeitsweise betreffend");

- «относящиеся к самой личности и к ее манерам поведения» ("die Persönlichkeit und das Auftreten der Person betreffend") [9].

Проанализировав обозначения soft skills по частотности употребления, можно сказать, что наиболее значимыми для человека являются тематические области, относящиеся к принципу работы, к коммуникации и к коллективу. Особенно заметной необходимость обладания такими навыками становится на этапе устройства на работу [10].

Заключение

Таким образом хотелось бы отметить не меньшую важность soft skills в сравнении с hard skills. Эти два понятия взаимосвязаны и оба необходимы для успешной работы в профессиональной деятельности. Несмотря на различные трактовки понятия "soft skills", в текстах объявлений о вакансиях прослеживается определенный набор «мягких» навыков. Проведенный анализ показал, что наиболее выигрышным является употребление существительных, обозначающих навыки, личные качества, свойства характера, чем употребление прилагательных или причастий. Наиболее значимыми в немецких текстах о найме на работу являются Arbeitsweise, Teamfähigkeit, Kommunikationsfähigkeit и Flexibilität и, соответственно, связанные с ними тематические области, относящиеся к принципу работы, к коммуникации и к коллективу. В конечном итоге от каждого человека зависит, в какой мере он обладает данными качествами и сколько усилий ему следует предпринять для их формирования и развития в том случае, если необходимых навыков недостаточно. Это поможет ему сделать успешную профессиональную карьеру и определить свою продуктивность в профессиональной конкурентоспособной среде.

Л и т е р а т у р а

1. Цымбалюк, А. Э. Психологическое содержание soft skills. / А. Э. Цымбалюк, В. О. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 6 (111). - С. 120-127.

2. Ивонина, А. И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников. / А. И. Ивонина, О. Л. Чуланова, Ю. М. Давлетшина // Интернет-журнал «Науковедение». - 2017.

- Том 9. - № 1. - URL : www: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf

3. Гибкие навыки. - URL : www: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гибкие_навьIки. - текст : электронный.

4. Цаликова, И. К. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus Web of Science). / И. К. Цаликова, С. В. Пахотина // Образование и наука. - 2019. - № 8 (21). - С. 187-207.

5. Jobbörse: die innovative Seite für deine Stellensuche. / - URL : https://www.stellenanzeigen.de/ jobboerse/ - текст : электронный.

6. Борзова, И. Н. Soft skills - навыки XXI века. Формирование и развитие в дошкольном возрасте.

- URL : https://www.litres.ru/irina-borzova/soft-skills-navyki-xxi-veka-formirovanie-i-razvitie-v-doshko/ -текст : электронный.

7. Бацунов, С. Н. Современные детерминанты развития soft skills. / С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018.

- № 4 (апрель). - С. 12-21. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm - текст : электронный.

8. Soft Skills: Liste Top 10 + 30 Beispiele und Training. - URL : https://karrierebibel.de/soft-skills/

- текст : электронный.

9. Soft Skills in Stellenanzeigen. - URL : https://www.charaktereigenschaften24.de/soft-skills-stellenanzeigen/ - текст : электронный.

10. Franke, M. Soft Skills: Definition, Beispiele, Training. - URL : https://arbeits-abc.de/was-sind-eigentlich-soft-skills/ - текст : электронный.

R e f e r e n c e s

1. Cymbalyuk, A. E. Psihologicheskoe soderzhanie soft skills. / A. E. Cymbalyuk, V. O. Vinogradova // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2019. - № 6 (111). - S. 120-127.

2. Ivonina, A. I. Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft-skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov. / A. I. Ivonina,

0. L. Chulanova, Yu. M. Davletshina // Internet-zhurnal «Naukovedenie». - 2017. - Tom 9. - № 1.

- URL : www: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf

3. Gibkie navyki. - URL : www: https://ru.wikipedia.org/wiki/Gibkie_navyki. - tekst : elektronnyj.

4. Calikova, I. K. Nauchnye issledovaniya po voprosam formirovaniya soft skills (obzor dannyh v mezhdunarodnyh bazah Scopus Web of Science). / I. K. Calikova, S. V. Pahotina // Obrazovanie i nauka. -2019. - № 8 (21). - S. 187-207.

5. Jobbörse: die innovative Seite für deine Stellensuche. / - URL : https://www.stellenanzeigen.de/ jobboerse/ - tekst : elektronnyj.

6. Borzova, I. N. Soft skills - navyki XXI veka. Formirovanie i razvitie v doshkol'nom vozraste.

- URL : https://www.litres.ru/irina-borzova/soft-skills-navyki-xxi-veka-formirovanie-i-razvitie-v-doshko/ -tekst : elektronnyj.

7. Bacunov, S. N. Sovremennye determinanty razvitiya soft skills. / S. N. Bacunov, I. I. Derecha,

1. M. Kungurova, E. V. Slizkova // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». - 2018. - № 4 (aprel'). - S. 12-21. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm - tekst : elektronnyj.

8. Soft Skills: Liste Top 10 + 30 Beispiele und Training. - URL : https://karrierebibel.de/soft-skills/

- tekst : elektronnyj.

9. Soft Skills in Stellenanzeigen. - URL : https://www.charaktereigenschaften24.de/soft-skills-stellenanzeigen/ - tekst : elektronnyj.

10. Franke, M. Soft Skills: Definition, Beispiele, Training. - URL : https://arbeits-abc.de/was-sind-eigentlich-soft-skills/ - tekst : elektronnyj.

^SHir^ir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.