Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ НА БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ'

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ НА БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ / БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПЕЧАТНАЯ ПРЕССА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ганиева З. Ю.

Целью данной статьи являются выявление, описание и систематизация языковых особенностей рекламных текстов в башкирской печати. Для анализа взяты подборки газет «Башҡортостан», «Киске Өфө», «Торатау» за 2019-2021 гг. В этой статье мы попытались проанализировать особенности газетной рекламы как средства выражения национальных особенностей. Исследование доказало, что использование в текстах рекламы национально-маркированных лексических единиц создает положительный и благоприятный образ товара, тем самым побуждает потенциальных потребителей к покупке и показывает эффективность рекламного воздействия. В рекламе, как правило, используются ярко выраженные слова с национально-культурным значением, усиливающие воздействие на определенную аудиторию читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC FEATURES OF PRINTED ADVERTISING TEXTS IN BASHKIR LANGUAGE

Advertising reflects the world of modern society, and the language of advertising instantly reacts to any changes in life. This is inevitably reflected in advertising texts. Advertising cannot exist in isolation from society, without taking into account national characteristics and linguistic realities. Advertising printed texts in the Bashkir language are no exception. In these texts, the language material is used that reflects the features of the socio-political and cultural life of the Bashkir target audience. The purpose of this article is to identify, describe, and systematize the linguistic features of advertising texts in the Bashkir press. The author of the article is interested in advertising texts in the Bashkir language in the printed editions of the Republic of Bashkortostan and tried to analyze the features of newspaper advertising as a means of expressing national characteristics. For this purpose, the author examined the newspapers “Bashkortostan”, “Kiske Ufk”, “Toratau” published in 2019-2021. The above newspapers are of different levels, each characterized by the presence of a certain audience and fulfillment of an educational role among the Bashkir society. According to the subject matter, the texts in the Bashkir press can be divided into the following groups: informational, offering, encouraging, image. Having studied the linguistic features of advertising texts in the Bashkir language, the author concluded that advertising could be effective and successful when it reflects all the nuances of the language of the society for which the advertising texts are intended. Advertising can only be effective in context with the society. The study proved that the use of nationally-labeled lexical units in advertising texts creates a positive and favorable image of the product, thereby encouraging potential consumers to buy and showing the effectiveness of advertising. The linguistic features of advertising texts in the Bashkir language were considered. The influence of advertising affects not only the sphere of trade and services, but also the social and cultural life of society, the development and improvement of language norms. Advertising texts addressed to the mass consumer are focused on live spoken language and reflect the most relevant language processes. Various techniques and language means that are selected taking into account national characteristics affect the behavioral reactions and sequence of actions of the recipients of advertising messages.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ НА БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ»

УДК 811.11-112

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2021.4.52

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ НА БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ

© З. Ю. Ганиева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди,32.

Тел.: +7 (347) 272 63 70.

Email: ganievabox@yandex.ru

Целью данной статьи являются выявление, описание и систематизация языковых особенностей рекламных текстов в башкирской печати. Для анализа взяты подборки газет «Башкортостан», «Киске вфе», «Торатау» за 2019—2021 гг. В этой статье мы попытались проанализировать особенности газетной рекламы как средства выражсения национальных особенностей. Исследование доказало, что использование в текстах рекламы национально-маркированных лексических единиц создает положительный и благоприятный образ товара, тем самым побуждает потенциальных потребителей к покупке и показывает эффективность рекламного воздействия. В рекламе, как правило, используются ярко выраженные слова с национально-культурным значением, усиливающие воздействие на определенную аудиторию читателей.

Ключевые слова: реклама, рекламный печатная пресса.

В рекламе отражается мир современного общества, а язык рекламы мгновенно реагирует на любые изменения в жизни. Это неизбежно отображается в рекламных текстах. Реклама не может существовать в отрыве от общества, без учета национальных особенностей и языковых реалий. Рекламные печатные тексты на башкирском языке не являются исключением. В них используется тот языковой материал, который отображает особенности общественно-политической и культурной жизни башкирской целевой аудитории. «Именно в тексте отражается языковое сознание, национальный менталитет, национально-культурные ценности и стереотипы» [6, с. 4]. По этой причине оказывается актуальным изучение средств и способов, используемых для достижения основной цели рекламы на башкирском языке — побуждению к приобретению товаров и услуг. Создатели печатных рекламных текстов на башкирском языке — статей, репортажей, интервью, объявлений и т.д. — понимают внушительный потенциал влияния рекламы: тексты, основанные на национальной идентичности, активизируют воздействие рекламы на целевую аудиторию, усиливают систему национально-культурных ценностей, влияют на поведенческие реакции и последовательность действий получателей рекламных сообщений.

В нашей работе нас интересуют рекламные тексты на башкирском языке в печатных изданиях Республики Башкортостан. Для этого рассмотрим газеты «Башкортостан», «Киске вфе», «Торатау» за 2019—2021 гг. «Сегодня «Башкортостан» — республиканская общественно-политическая газета, выходящая на башкирском языке пять раз в неделю (кроме воскресенья и понедельника). Издается в столице Республики Башкортостан — Уфе в республиканском издательстве «Башкортостан». Ее чита-

текст, башкирский язык, языковые особенности,

ют жители всех городов и районов республики, выписывают в соседних областях. Тираж газеты из года в год держится стабильно» [7].

«Если Вы ищете свое место в жизни, нуждаетесь в духовной и моральной поддержке, если вам нужен настоящий друг, то еженедельная общественно-политическая и художественно-литературная газета «Киске вфе» протягивает вам руку и предлагает свою дружбу. «Киске вфе» - это отражение интеллектуальной и творческой жизни столицы и республики, «Киске вфе» - это «диалог» людей, обладающих высоким интеллектом, чутьем, добрым и открытым сердцем, «диалог» между представителями двух-трех поколений о жизни и бытии, о прошлом, настоящем и будущем. «Киске вфе» - это трибуна ваших откровений, размышлений, фантазий, чаяний, это ваше сердце, открытое своим родным и близким, друзьям» [8].

«Торатау» - общественно-политическая газета города Ишимбай и Ишимбайского района. Выходит с июля 2001 г. как самостоятельное издание. Газета публикуется на башкирском языке два раза в неделю — по вторникам и пятницам в формате А3, 104 номера в год» [9].

Вышеперечисленные газеты являются разноуровневыми, каждая характеризуется наличием определенной аудитории, выполнением просветительской и воспитательной роли среди башкирского общества. «Чтение прессы (особенно газет) предполагает определенный образовательный уровень аудитории. Из этого проистекают две важные особенности, которые следует учитывать при создании рекламы для прессы. Первая из них касается категории продуктов, которые можно успешно рекламировать через прессу, а именно — товаров и услуг, для представления которых потребителю необходимо привести фактическую информацию и

рациональные аргументы, нередко — в значительном объеме. Вторая: что текст следует рассчитывать на восприятие достаточно образованными, умеющими аналитически мыслить людьми» [5].

В дальнейшем рассмотрим языковые особенности рекламных текстов на башкирском языке. По тематике тексты в башкирской печати можно разделить на следующие группы:

- информационные;

- предлагающие;

- поощряющие;

- имиджевые.

Информационные печатные рекламные тексты сообщают о важных общественно-политических событиях, предстоящих концертных программах, гастрольных турах известных деятелей культуры, конкурсах и соревнованиях в различных сферах, о выходе книг и т.д. «Баллы йYкэ» бэйгеhен башлай-бы?! Урман генофондын Ъаклау максатында Рэсэй ауыл хужалыгы Y?згенец Башкортостан буйынса филиалы айырыуса киммзтле агастар?ы клонлаштырыу мензн швгвллзнз башлаясак... ТзY сиратта был йукз агасына кагыла, свнки ул Башкортостан всвн ?ур зhзмизткз эйз. Республи-кабы??ыц иц тзмле балы ла тап йукзнеке бит. Шуга курз «Башкортостан» гззите «Россельхоз-центр» мензн берлектз «Баллы йYкз» тип аталган конкурс иглан итз.

Районыгы??а, ауылыгы??агы ерлеккз бзйле тарихи йYкз агасын фотога твшврвп, бе?гз ебзре-ге?, уныц тарихын да ярырга онотмагы? ... Иц кы?ыклы ижади эштзр всвн бYлзктзр з?ерлзнгзн.

Конкурс ка эштзреге??е хат мензн бе??ец ре-дакцияга йзки bashkortostan.gazeta@mail.ru электрон почтамта «Баллы йукз» конкурсына тип билдзлзп ебзреге?...

OY?емерзк булайык, дуртар, hе??зн хаттар квтвп калабы?!

"Начинаем конкурс «Медовая липа»! В целях охраны лесного генофонда филиал Российского сельскохозяйственного центра по Республике Башкортостан проводит мероприятия по клонированию особо ценных пород деревьев ... В первую очередь это касается дерева липы, которая имеет огромное значение для Республики Башкортостан. Ведь именно липовый мед считается самым вкусным в нашей республике. В связи с этим газета «Башкортостан» совместно с «Россельхозцентр»ом объявляет конкурс под названием «Медовая липа».

Сфотографируйте липовое дерево, которое исторически связано с вашим районом, сельской местностью, не забудьте написать ее историю и отправьте нам ... Для наиболее интересных творческих работ подготовлены призы.

Отправляйте свои письма в нашу редакцию или на электронную почту bashkortostan. gazeta@mail.ru с указанием названия конкурса «Медовая липа»...

Поактивнее, друзья, ждем от вас писем!" (Башкортостан. 24 сентября. 2019. №110).

Хз?ер якташтарыбы? кала Нзм районы-бы??агы Нуцгы яцылыктар?ы h3p йома 14.30 h3M 18.00 сзгзттзр?з баш корт телендз «Хзбзр?зр. Башкортостан» сыгарылышында карай ала "Теперь наши земляки могут ознакомиться с последними новостями города и района каждую пятницу в 14.30 и 18.00 часов на башкирском языке в выпуске программы «Новости. Башкортостан»" (Торатау. 8 февраля. 2019. №11).

Предлагающие печатные рекламные тексты предназначены для продажи или покупки различных товаров или услуг. Они отвечают на интересующие потребителя вопросы: кто, что, где, когда продает товар или предлагает услугу. Они также призывают потенциального потребителя к определенному действию, например, сходить на концерт, принять участие в мероприятии, купить или прочитать книгу, отдохнуть в санаториях, проконсультироваться у специалистов, поступить в рекламируемое учебное заведение и т.д.

«Талка/»каял итергз килеге?!

Ошо кендзр?з Баймак районындагы Талка с щле янында урынлашкан шифаханала заман та-лаптарына яуап биргзн ер-яцы корпус сафка инде... Яцы асылган корпуста 36 урынлык 18 бYлмз ял итеYселзр?е бегендзн кабул итергз з?ер ... Бын-да йыл зйлзнзhенз ял итеY мемекинлеге булды-рылган: йылы hзм hbiybi к Ныу бар, бинага ззцгзр ягыулык, IP-телевидение, Wi-Fi тоташтырыл-ган ... Шифахана шифалы кымы?ы мензн дан тота. КYптзн тYгел Учалы районында «Талка/с» исеме а/тындаминераль Ныу етештерелз башлаган...

Районда туризмды YfтереYгз у? елешен ин-дергзн «Талка/» шифаханаНы ял итеYселзр?е кетеп кала

"Приезжайте отдыхать в «Талкас»!

На днях введен в эксплуатацию совершенно новый, отвечающий современным требованиям, корпус санатория на берегу озера Талкас в Баймак-ском районе... В недавно открывшемся корпусе 18 комнат на 36 мест готовы принять отдыхающих уже сегодня... Здесь созданы условия для круглогодичного отдыха: имеется горячее и холодное водоснабжение, подключены голубое топливо, IP-телевидение, Wi-Fi ... Санаторий славится лечебным кумысом. Недавно в Учалинском районе под брендом «Талкас» начали производить минеральную воду...

Внесший свой вклад в развитие туризма в районе санаторий «Талкас» ждет отдыхающих" (Башкортостан. 16 апреля. 2019. №43).

Ьарыктар Нзм тзкзлзр, бзрзстзр. Роман токомло. Хакы килешеY буйынса. Тел. 8-917-48-58190. "Овцы и бараны, ягнята Романовской породы. Цена по договору. Тел. 8-917-48-58-190" (Торатау. 9 августа. 2019. №64).

Поощряющие рекламные тексты побуждают читателя приобрести товар за выгодную цену, предлагают дополнительную выгоду — акции, подарки, бонусы. Но они имеют ограничения по времени, количеству товара.

Матбугат-2020

Ташламалы хаккая$ылып кал!

4 октябр$эн 14 октябргэ тиклем Рэсэй поч-такы аша вакытлы матбугаттка ташламалы хактар менэн я$ылыу иглан ителде. «Башкортостан» гэзитенэ был ун квнлвктэ 10 процентка арзан хакка я$ылырга була. Почта бYлексэлэрендэ hе$$е квтэлэр, ашыгыгы$, кэ$ерле дудпар!

Йылдагыса «Башкортостан» гэзите тогро ду(тарына «Башкортса дини календарь», Ишем-бай районыныц Макар урмансылыгы етештергэн «Боланут» сэйе hэм башка бYлэктэр э$ерлэне. hе$$эн квитанциялар $ыц кYсермэhен квтэбе$. Тел.: 8(347)272-62-61.

БЕРГЭ БУЛДЫК- БЕРГЭ КАЛАЙЫК!

"Пресса-2020

Подпишись за льготную цену!

С 4 октября по 14 октября объявляется подписка через Почту России за льготные цены на периодическую печать. Подписаться на газету «Башкортостан» в эти дни можно со скидкой 10 процентов. Вас ждут в почтовых отделениях, торопитесь, дорогие друзья!

Газета «Башкортостан» подготовила для своих верных друзей «Башкирский религиозный календарь», чай «Боланут», который производится Ма-каровским лесничеством Ишимбайского района, и другие ежегодные подарки. От вас ждем копии квитанций. Тел.: 8(347)272-62-61.

БЫЛИ И ОСТАНЕМСЯ ВМЕСТЕ!" (Торатау. 8 февраля. 2019. №11).

Имиджевые рекламные тексты создаются для формирования положительного образа рекламодателя. Создание благоприятной общественной оценки вызывает к нему доверие, в дальнейшем активизируя продвижение товаров и услуг. Тексты бывают большими по формату, показывая этим престиж, благонадежность, репутацию компании, производителя, бренда. «Тицдэр ара^шда тиц булырга ынтылып» "«Стремясь быть равными среди равных»" (Башкортостан. 23 апреля. 2019. №45). Интервью с исполняющим обязанности декана факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета, доктором филологических наук, профессором Г. Р. Аб-дуллиной «Кешелэр$ец рэхмэтен тойоп» "«Чувствуя благодарность людей»" (Киске вфе. 18 октября. 2019. №130). Репортаж о Республиканском проектно-исследовательском институте «Башкир-дортранспроект».

Рекламные тексты на башкирском языке также концентрируют в себе большое количество информации о культуре и истории носителей языка. Заголовки текстов демонстрируют обилие национально-

маркированных лексических единиц: Баш корт китапхана^шда - укыу$ар "В башкирской библиотеке — чтения" (Башкортостан. 23 апреля. 2019. №45). Торатау байрамга квтэ! "Торатау ждет на празднике!" (Торатау. 28 июня. 2019. №75). Бврйэндэр$ец матур йолаЪы "Красивая традиция бурзянцев" (Башкортостан. 1 марта. 2019. №24). Кургэ$мэлэ - Ямантау тарихы "На выставке — история Ямантау" (Башкортостан. 23 апреля. 2019. №45). Башкортса википедияны тв$вY$э кат-нашыгы$! "Участвуйте в создании башкирской ви-кипедии!" (Башкортостан. 23 апреля. 2019. №45).

В соответствии с основной задачей рекламных текстов существуют ключевые слова, которые служат для привлечения внимания читателя и воздействия на него с целью сформировать желание купить товар или воспользоваться услугой. К таким словам относятся единицы лексической системы, которые несут положительный и побудительный заряд: беренсе тапкыр (впервые), иц якшы (самый лучший), тэмле (вкусный), hв$вмтэле (результативный), ташламалар (скидки), хакы килешеY буйынса (цена по договоренности), hатыла (продается), тэкдим итэ (предлагает), кэцэш итэбе$ (советуем), шылтыратыгы$ (звоните), сакырабы$ (приглашаем) и т.д.

Имена существительные играют ключевую роль в создании рекламных текстов, выполняя следующие функции: 1) называют объект рекламы — товар или услугу, 2) номинируют ценности и блага, получаемые посредством их покупки. Квмвш йв$вк- кул курке, о(та - донъя тотка^г "Серебряное кольцо — украшение руки, мастер — мира" (Башкортостан. 29 марта. 2019. №36). Гузэллеге -з^ен еткеhе$, дауалары - hанап бвтквЪв$ "Красоту не описать, лечебные свойства не сосчитать" (Башкортостан. 5 апреля. 2019. №39). Курай -халкыбы$$ыц моц дэреслеге "Курай — музыкальный учебник нашего народа" (Башкортостан. 23 апреля. 2019. №45). 6(жэлдэге бал - гаилэлэге сэлэмэтлек "Мед на столе — здоровье в семье" (Башкортостан. 23 апреля. 2019. №45). Бер$эм карта - бвтэ транспортта "Единая карта — на всех видах транспорта" (Башкортостан. 13 февраля. 2019. №17).

Также в рекламных текстах преобладают имена известных людей, географические названия, которые имеют символическое значение для жителей республики. Лайнерга - Мостай Кэрим исеме "Лайнеру — имя Мустая Карима" (Башкортостан. 15 марта. 2019. №30). Кургэ$мэлэ - Ямантау та-рихы "На выставке — история Ямантау" (Башкортостан. 23 гинуар. 2019. №2). Сэхнэ йэме - Регина Твхвэтуллина "Украшение сцены — Регина Тухва-туллина" (Торатау. 22 октября. 2021. №85). МэскэY$э - мэшhyр бейеYсегэ арналган кургэ$мэ "В Москве — выставка, посвященная великому танцору" (Башкортостан. 12 ноября. 2019. №129). Сорготтан Казангаса бе$$екелэр Ытатмай! "Из

Сургута до Казани наши не сдаются!" (Башкортостан. 5 апреля. 2019. №39).

Все изменения современного мира отражаются на языке рекламы. В башкирских рекламных текстах часто встречаются иноязычные заимствования, в большинстве случаев из английского языка. Например: конгресс-холл, мониторинг, вакансия, супер-акция, амфитеатр, портал, флешмоб, лазер-шоу, ток-шоу, фейерверк, онлайн-фестиваль, хедлайнер, директ, тарификация, проект и т.д. Английский язык стал универсальным средством общения в современном мире, поэтому англоязычная лексика в рекламе товара или услуги воспринимается аудиторией адекватно и верно, что способствует продвижению товара или услуги. «BashDic» ни?зр тзкдим итз? "Что предлагает «BashDic»? (диктант на башкирском языке)" (Башкортостан. 3 марта. 2019. №25). Йзй?е «ЯкшыFest» мензн о?атабы? "Провожаем лето с «Я'кшь^еэЪ) (хороший фестиваль)" (Торатау. 28 августа. 2020. №69).

Следует отметить, что рекламные тексты отражают словарный состав современного башкирского языка. В ходе анализа рекламных текстов нам встретилось большое количество примеров кальки - словосочетаний: виртуаль кабинет (виртуальный кабинет), электрон почта (электронная почта), оператив кзцзшмз (оперативное совещание), кисзнец хедлайнер?ары (хедлайнеры вечера), он-лайн-дзрестзр (онлайн-уроки), экозкизттзр (эко-сказки), социаль селтзр?зр (социальные сети), ме-диафайлдар (медиафайлы). Следовательно, грамотно составленный национальный текст, используя самые актуальные языковые процессы, позволит привлечь внимание потребителя, манипулировать спросом и создать благоприятную среду для продвижения товаров и услуг в дальнейшем.

Имена прилагательные используются в рекламных текстах для указания свойств товара и услуг, обозначенных существительными. Анализ рекламных текстов в газетах показал, что самыми употребляемыми прилагательными являются описывающие качество и дающие оценку тому или иному товару, услуге: яцы мвмкинлектзр (новые возможности), йзшел Башкортостан (зеленая Башкирия), заманса проекттар (современные проекты), кы?ыклы сюжеттар (интересные сюжеты), традицион йунзлештзр (традиционные направления), куркзм йола (прекрасная традиция). «Баллы йYкз» байрамын башлайбы? "Начинаем праздник «Медовая липа»" (Башкортостан. 24 сентября. 2019. №110). Матур хоккей кзрзкмзй. Был плей-офф! "Не нужен красивый хоккей. Это плей-офф!" (Башкортостан. 2 апреля. 2019. №37). Матур сара куркзм йолага ЗYерелде "Красивое мероприятие превратилось в прекрасную традицию" (Башкортостан. 3 марта. 2019. №25).

Использование имен прилагательных в превосходной степени в рекламных текстах акцентирует внимание потребителей на лучшие качества

рекламируемого товара, которые выделяют его из ряда подобных. Тем самым привлекается внимание читателей. Иц тзмле балды сара кунагы билдзлзй "Самый вкусный мед определяет гость мероприятия" (Башкортостан. 6 сентября. 2019. №103). Иц кырыклы ижади эштзр всвн бYлзктзр квтз "За самые интересные творческие работы ждут подарки" (Башкортостан. 24 сентября. 2019. №110). Уларга идпзлекле бYлзктзр з?ерлзнгзн, з иц даланлы я?ылыусыны суперприз квтз "Для них приготовлены памятные призы, а самого активного подписчика ждет суперприз" (Торатау. 22 октября. 2021. №85).

Башкортостан является одним из ведущих сельскохозяйственных регионов России, и это оказывает влияние на использование в рекламных текстах профессиональных терминов из этой сферы деятельности. Прилагательные выступают важным элементом привлечения внимания к положительным качествам товара или услуги: кыйбатлы мал а?ыгы культураЫг (дорогие кормовые культуры), мул уцыш (богатый урожай), тзжрибзле механи-затор?ар (опытные механизаторы), уцышлы урып-йыйыу кампанияЪя (успешная уборочная кампания), ?ур йзрминкзлзр (крупные ярмарки). Байрамда ны клы з?ерлек мензн килгзн райондар, сау?а у?зген матур би?ЗYселзр, иц тзмле бал, иц шзп кортсолар династияЫг билдзлзнзсзк, ассортименттыц твр-лвлвгв буйынса ярыш Yтзсзк "Во время праздника пройдут соревнования среди районов с лучшей подготовкой, красиво украсивших торговый центр, по определению самого вкусного меда, самой лучшей династии пчеловодов, по разнообразию ассортимента" (Башкортостан. 6 сентября. 2019. №103).

Не менее интересный материал можно подобрать при помощи рекламных текстов с числительными. Они привлекают внимание потребителей:

- количеством, ценой товара и достоверностью информации: Дуртвйлвлз — дурт объект "В Дюр-тюлях - четыре объекта" (Башкортостан. 12 июля. 2019. №80). Утын (имзн, кайын), вс машина "Дрова (дуб, береза), три машины" (Торатау. 27 сентября. 2019. №77). Ауылыц биш миллион от^н зле! "Пусть твое село выиграет пять миллионов!" (То-ратау. 16 октября. 2020. №83). Ике ?ур бYлзк оторга мвмкин! "Можно выиграть два больших приза!" (Торатау. 4 декабря. 2020. №97);

- напоминанием о начале или окончании акции, мероприятия: Биш квнлвк укыу башлана "Начинается пятидневное обучение" (Башкортостан. 29 марта. 2019. №36). «Айыкауыл-2021» конкурсы башлана "Стартует конкурс «Трезвое село-2021»" (Торатау. 7 сентября. 2021. №72);

- превосходством рекламируемого товара или услуги: Йв? тврлв дауанан кзрзген hайлап ал "Из ста различных вариантов лечения выбери нужный" (Башкортостан. 15 марта. 2019. №30). Биш йыл квткзнде — дурт ай?а "Пять лет ожиданий — за четыре месяца" (Башкортостан. 19 марта. 2019. №31).

Важную роль в создании рекламных текстов играет глагол. Исследование показало, что наиболее часто употребляемые глаголы в рекламных текстах на башкирском языке следующие: hатыла (продается), квтэ (ждет), сакыра (зовет), кушы-лыгы$ (присоединяйтесь), катнашыгы$ (примите участие/ участвуйте), тэкдим итэ (предлагает), ситтэ калмагы$ (не упускайте), у$гарыла (проводится), hатып алам (покупаю).

В текстах рекламы используются глаголы в повелительном наклонении 2-го лица в форме единственного: «А$на hайын - бYлэк» акцияЫта кушыл! "Присоединяйся к акции «Приз каждую неделю»!" (Башкортостан. 13 ноября. 2019. №130). hаулыгыцды хэстэрлэ! "Береги здоровье!" (Башкортостан. 2 апреля. 2019. №37). Комарлы уйындан йырак тор "Держись подальше от азартных игр" (Башкортостан. 13 февраля. 2019. №17) и множественного числа, которые призваны убеждать читателя, призвать к действию: ТэYге этник байрамда катнашыгы$ "Участвуйте в первом этническом празднике" (Башкортостан. 6 сентября. 2019. №103). Бэйгенэн ситтэ калмагы$! "Не оставайтесь в стороне от конкурса!" (Башкортостан. 22 ноября. 2019. №134). Также часто употребляются глаголы изъявительного наклонения 1-го лица множественного числа в форме настоящего времени, информируя и убеждая читателей: Укытабы$ $а, эшкэ лэ вйрэтэбе$ "И обучаем, и учим работать" (Башкортостан. 27 сентября. 2019. №112). Бвйвк ЕцеY$ец юбилейын лайыклы билдэлэргэ тейешбе$ "Юбилей Великой Победы должны отметить достойно" (Башкортостан. 1 ноября. 2019. №126).

Для установления контакта с потребителем в рекламных текстах часто используются личные местоимения. hэр сак фэhемле фекер$эргэ, тэкдимдэргэ юлыгаЫщ. Шуга курэ hе$ - бе$гэ, бе$ hе$гэ кэрэк "У вас всегда находишь разумные идеи, предложения. Поэтому вы нужны нам, мы — вам" (Башкортостан. 27 марта. 2019. №35). Донъяны тYЦэрэк итеYселэр ке$! — "Правители мира вы!" (Торатау. 27 ноября. 2020. №95). Такие предложения способствуют появлению доверительного контакта между рекламодателем и потребителем.

Для рекламных текстов наиболее характерны следующие синтаксические особенности: информативность, лаконичность, экспрессивность, побудительность.

В экспрессивно-побудительном значении довольно часто используются эллиптические предложения, в которых пропускается сказуемое. Крос-ка - командац менэн! "На кросс — со своей командой!" (Торатау. 13 сентября. 2019. №73). Республика - Yfеш юлында "Республика — на пути развития" (Башкортостан. 11 октября. 2019. №118). Твп ка-налда - у$ебе$! "На главном канале — мы сами!" (Торатау. 9 июля. 2019. №55). бфвлэ - башкорт балы фестивале "В Уфе — фестиваль башкирского меда" (Башкортостан. 6 сентября. 2019. №103).

«Звезда» телеканалында - легендар комдивты дан-лаган фильм "На телеканале «Звезда» — фильм, прославляющий легендарного комдива" (Башкортостан. 12 июля. 2019. №80).

Однородные члены предложения используются для того, чтобы формировать определенное мнение о рекламируемом товаре или услуге и добавить образности. Бында юл хэрэкэте каги$элэрен YтэYсе, хэрэкэттэ катнашкан башка кешелэр всвн курктыс тыу$ырмаусы hэм аварияга юлыкмайынса йврвYсе шофер$ар тура^шда hY$ бара "Речь идет о водителях, не нарушающих правила дорожного движения, не представляющих опасность для других участников движения и не совершающих дорожно-транспортные происшествия" (Башкортостан. 5 апреля. 2019. №39). Рэхим итеге$, хврмэтле кино сэнгэтен, милли фильм-дар$ы яратыусылар! "Добро пожаловать, уважаемые любители кино и национальных фильмов!" (Башкортостан. 28 июня. 2019. №75). Однородные члены предложения использованы с целью обозначить значимость образа потребителя. Эмоциональная направленность на конкретных потребителей усиливает эффективность рекламного обращения.

Многие заголовки рекламных текстов состоят из восклицательных предложений, вызывая яркие положительные эмоции у читателей. «Башкортостан таланттары» hе$$е квтэ! "«Башкирские таланты» ждут вас!" (Башкортостан. 8 февраля. 2019. №18). Республикам, Ыцэ арнайым! "Республика, тебе посвящаю!" (Башкортостан. 11 октября. 2019. №118). Акбу$атыбы$ кайтты! "Наш Акбузат вернулся!" (Киске вфе. 16 ноября. 2019. №45).

Побудительный оттенок в рекламных текстах на башкирском языке также вносится словами «эй?э», «эй?эге?». Эй?э, китап укыйык! — "Давайте, читать книги!" (Киске вфе. 16 ноября. 2019. №45). Ец Иы^ган да, эй?э, ярышка! — "Засучи рукава и, айда, на соревнование!" (Торатау. 1 октября. 2019. №78). Глагол в форме изъявительного наклонения будущего времени может использоваться как сказуемое в побудительном предложении. Сир$е бергэлэп туктатайык! "Вместе остановим болезнь!" (Башкортостан. 22 ноября. 2019. №134).

Рекламные конструкции в виде вопроса заинтересовывают потребителя и привлекают его внимание. Кем иц ете$ пенсионер? "Кто самый быстрый пенсионер?" (Башкортостан. 23 гинуар. 2019. №18). Байрам осоронда ниндэй саралар у$гарыла? "Какие мероприятия проводятся в период праздника?" (Башкортостан. 11 октября. 2019. №118).

Изучив языковые особенности рекламных текстов на башкирском языке, мы пришли к выводу, что реклама может быть эффективной и успешной тогда, когда отражает все нюансы языка того общества, для которого предназначены рекламные тексты. Реклама может быть действенной только в контексте с обществом. «Рекламный текст является источником национально-культурной специфики.

При изучении культурно-специфических языковых фактов, находящих отражение в языке рекламных объявлений, необходимо учитывать кумулятивную функцию языка, т.е. его способность отражать, фиксировать и сохранять в своих единицах информацию о воспринятой человеком действительности, в т.ч. и культурно-специфической информации, характерной только для данного народа. Такие сведения формируются под воздействием географических, экономических, социальных, политических особенностей изучаемого региона, восходят к особенностям его фольклора, всех видов искусства, науки, быта и обычаев народа. При этом в рекламных текстах в той или иной степени освещаются все эти традиции, фольклор, обычаи, различные жанры искусства» [4]. Создавая рекламу, рекламные тексты, не стоит забывать национальное и языковое своеобразие целевой аудитории. Употребление в рекламных текстах на башкирском языке национально-маркированных лексических единиц создает положительный и благоприятный образ товара, побуждает потенциальных потребителей к действию. Совершенствование языка рекламных текстов способствует улучшению культуры устной и письменной речи, повышению эффективности и информативности массовой коммуникации.

Таким образом, в нашей работе нами рассмотрены языковые особенности рекламных текстов на

башкирском языке. Влияние рекламы сказывается не только на сфере торговли и услуг, но и на общественно-культурной жизни общества, развитии и усовершенствовании норм языка. Рекламные тексты, адресованные массовому потребителю, ориентированы на живую разговорную речь и отражают самые актуальные языковые процессы. Подобранные с учетом национальных особенностей различные приемы и языковые средства влияют на поведенческие реакции и последовательность действий получателей рекламных сообщений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Газета «Башкортостан». 2019-2021 гг.

2. Газета «Киске 0фе». 2019-2021 гг.

3. Газета «Торатау». 2019-2021 гг.

4. Курченкова Е. А. Культурно-языковые характеристики текстов газетных объявлений: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2000. 24 с.

5. Назайкин А. Н. Копирайтинг. Рекламный текст в различных носителях. URL: http://www.nazaykin.ru/_copy_vehicles.htm

6. Трошина Н. Н. Введение // Этнокультурная специфика речевой деятельности. М., 2000. С. 3-4.

7. «Башкортостан» гэзите тарихынан // Из истории газеты «Башкортостан» (bashgazet.ru). URL: https://bashgazet.ru/ pages/ob-izdanii

8. «Киске 0фе» протягивает вам руку. URL: https:// ufacity.info/press/news/156238.html

9. Басма тура^шда (gazeta-toratau.ru). URL: https://bashgazet. ru/pages/ob-izdanii

Поступила в редакцию 10.11.2021 г.

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2021.4.52

LINGUISTIC FEATURES OF PRINTED ADVERTISING TEXTS IN BASHKIR LANGUAGE

© Z. Yu. Ganieva

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 272 63 70.

Email: ganievabox@yandex.ru

Advertising reflects the world of modern society, and the language of advertising instantly reacts to any changes in life. This is inevitably reflected in advertising texts. Advertising cannot exist in isolation from society, without taking into account national characteristics and linguistic realities. Advertising printed texts in the Bashkir language are no exception. In these texts, the language material is used that reflects the features of the sociopolitical and cultural life of the Bashkir target audience. The purpose of this article is to identify, describe, and systematize the linguistic features of advertising texts in the Bashkir press. The author of the article is interested in advertising texts in the Bashkir language in the printed editions of the Republic of Bashkortostan and tried to analyze the features of newspaper advertising as a means of expressing national characteristics. For this purpose, the author examined the newspapers "Bashkortostan", "Kiske Ufk", "Toratau" published in 2019-2021. The above newspapers are of different levels, each characterized by the presence of a certain audience and fulfillment of an educational role among the Bashkir society. According to the subject matter, the texts in the Bashkir press can be divided into the following groups: informational, offering, encouraging, image. Having studied the linguistic features of advertising texts in the Bashkir language, the author concluded that advertising could be effective and successful when it reflects all the nuances of the language of the society for which the advertising texts are intended. Advertising can only be effective in context with the society. The study proved that the use of nationally-labeled lexical units in advertising texts creates a positive and favorable image of the product, thereby encouraging potential consumers to buy and showing the effectiveness of advertising. The linguistic features of advertising texts in the Bashkir language were considered. The influence of advertising affects not only the sphere of trade and services, but also the social and cultural life of society, the development and improvement of language norms. Advertising texts addressed to the mass consumer are focused on live spoken language and reflect the most relevant language processes. Various techniques and language means that are selected taking into account national characteristics affect the behavioral reactions and sequence of actions of the recipients of advertising messages.

Keywords: advertising, advertising text, Bashkir language, linguistic features, printing press.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Gazeta «Bashkortostan». 2019-2021 gg.

2. Gazeta «Kiske 0fe». 2019-2021 gg.

3. Gazeta «Toratau». 2019-2021 gg.

4. Kurchenkova E. A. Kul'turno-yazykovye kharakteristiki tekstov gazetnykh ob"yavlenii: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Volgograd, 2000.

5. Nazaikin A. N. Kopiraiting. Reklamnyi tekst v razlichnykh nositelyakh. URL: http://www.nazaykin.ru/_copy_vehicles.htm

6. Troshina N. N. Vvedenie. Etnokul'turnaya spetsifika rechevoi deyatel'nosti. Moscow, 2000. Pp. 3-4.

7. «Bashkortostan» gszite tarikhynan. Iz istorii gazety «Bashkortostan» (bashgazet.ru). URL: https://bashgazet.ru/pages/ob-izdanii

8. «Kiske 0fe» protyagivaet vam ruku. URL: https://ufacity.info/press/news/156238.html

9. Bagma turahynda (gazeta-toratau.ru). URL: https://bashgazet.ru/pages/ob-izdanii

Received 10.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.