наслаждение. Хорошая книга способна поддержать, дать дельный совет, стать живым другом.
Естественно, каждый сам для себя должен решить чем будет для него полезна книга. Любой в ней найдет что-то для себя, что принесет в его жизнь много нового и полезного. Приведенные достоинства книги заставляют пересмотреть свои прежние взгляды на чтение.
Если все мы хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознать истину:
- чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя;
- книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности;
- важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддерживается мировым сообществом.
Любая хорошая книга - помощник человечества в становлении личностью. Она всегда обогащена советами, к которым каждый прислушается и использует для решения каких-либо проблем. Без сомнений, литература, даже спустя столетия, имеет огромную роль в жизни современного человека, но проблема популярности книги остаётся актуальной.
Список использованной литературы: 1. Лекционный курс «Государственная политика в области поддержки и развития культуры чтения», разработчик - Т.Г. Галактионова, профессор. НОЧУ ВПО «Национальный Институт "Высшая Школа Управления"»
© Лобастова И.С., 2019
УДК 81'272:81'246.3
О.С. Масликова
канд. филол. наук, доцент Крымский инженерно-педагогический университет,
г. Симферополь, РФ
ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ- ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
В статье рассматривается функционирование русского языка в Интернет-среде. Определяется степень глубины преобразований, происходящих в русском языке под влиянием Интернета; анализируется процесс, происходящий в русском языке, связанный с компьютеризацией и «интернетизацией» общества.
Ключевые слова:
русский язык, лингвистика, сеть Интернет, коммуникация, сленг, жаргон, эмотикон.
Современная лингвистика уделяет достаточно много внимания изучению языковых особенностей общения в сети Интернет. Формируется новый стиль в языке - стиль Интернет-общения - который не только выступает специфической уникальностью Интернет-сообщества, но и оказывает влияние на речевое поведение всего социума в целом. Для большого количества пользователей виртуальное общение становится частью образа жизни. Интернет активизирует внимание коммуникаторов к тем языковым средствам, которыми они пользуются. В эпоху Интернета языковая личность изобретает новые для себя способы и формы межличностной коммуникации. Данные изменения языковой личности совершаются вместе с формированием виртуальной картины мира, в том числе и языковой, демонстрирующей жизнь в пространстве Интернет с ее характерными особенностями. Интернет-язык выступает приемлемым вектором инновационной коммуникации. Он объединяет в себе особенности устной и письменной речи и
потому может ходить как один из стилей современного русского языка в виртуальном пространстве.
Применение русского языка в Интернет-пространстве на сегодняшний день показывает особенный интерес ученых. Так, Т. Г. Бочина и А. З. Маликов, рассматривая специфический язык различных форумов, чатов анализировали лексемы, которые «созданы под влиянием так называемого, олбанского языка" и непосредственно характеризуют итог не только грамматической, но и графической трансформации» [1, с. 30].
Современный социум зачастую именуют обществом «информационным» или «информационной цивилизацией». Это понимается, как процедура перехода от индустриального общества к обществу постиндустриальному, где первостепенными итогами производства выступают знания и информация, а быстрое наполнение социума техническими средствами массовой коммуникации является отличительной чертой.
Инновационные компьютерные технологические процессы дали возможность сформировать концепцию совершенно новейших оригинальных коммуникативных взаимосвязей, которые подвели к глобализации коммуникации, а также развитии особенной области сети Интернет, считающейся мировой компьютерной сетью, так и общественно- культурной сферой.
Согласно И. Н. Розиной под «Интернет-комуникацией понимается применение человечеством электронных сообщений для развития знаний и взаимопонимания в различных сферах, контекстах и культурах» [5, с.18].
Интернет- коммуникация носит определенные характерные особенности:
• возможность реализации общественной, внутриличностной, а также коллективной коммуникации;
• может являться произносимой (голосовая информация) и письменной;
• по методу контакта общение и взаимодействие предполагает тип опосредованной коммуникации;
• по каналу передачи и восприятия акцентируют важные сведения и условные (виртуальные) [3, с.50].
В отдельности нужно сосредоточить интерес на такие характерные черты, как коммуникативность,
интерактивность, информативность, целесообразность, оперативность, полиязычность. Общение с помощью «всемирной паутины» проявляет возникновение новейших языковых средств коммуникации, а также модификацию прежних, к примеру сленг, жаргон, разработанный напрямую самими пользователями [4].
Отметим, что пользователи не имеют возможности передачи логического ударения, интонации, паузы, темпа и ритма речи. Языковые особенности Интернет - коммуникации носят весомый объем сокращений и аббревиатур, отражают формирование нелитературной лексики, приближение графической формы слова к звуковой, нарушение орфографических, грамматических и синтаксических норм; применение эмотиконов (Эмотикон -англ. emoticon, emotion icon - иконка с эмоцией), эмотиконка, эмоциконка - пиктограмма, изображающая эмоцию; чаще всего составляется из типографских знаков, например, привычные в Интернет-общении смайлы) [3]; использование заглавных букв для написания слов (Caps Lock) и пр.
Максимальную заинтересованность активизируют такие характерные черты, как эмотиконы и сокращения. Общераспространенность смайлов реализовывается на основе языковых законов - закона экономии языковых средств, который О С. Ахманова объясняет законом "обратной пропорциональности количества усилия, необходимого для произнесения данной языковой единицы и ее частотности" - в том смысле, в каком мы его понимаем [5]. Формирование и развитие эмотиконов или смайлов, разрешает пользователю: подобрать нужный неформальный контакт с собеседником, передать эмоциональный настрой человека и придать сообщению дополнительные коннотации, сэкономить языковые средства, маркировать статусное отношения между собеседниками; Различают текстовые (создаются символами) и графические (картинки - эмоции).
Если рассматривать сокращения, то здесь различают: инициальные сокращения; сокращения образованные по фонетическому созвучию; сокращения на основе опущения гласных, сокращения с применением цифр; аббревиатуры на основе опущения одной из частей слова и аббревиатуры с использованием символов.
Язык виртуальной коммуникации не считается новым.
Он рождается от стиля SMS -уведомлений, который происходит от жаргонов, применяемого молодыми людьми.
Новейшим считается только метод коммуникации непосредственно сам по себе.
Стиль изложения находится в зависимости от возраста коммуниканта, его адресата; также считается, чем младше возрастная группа, тем наиболее их взаимодействие насыщено разными уменьшениями и сокращениями.
Речь виртуальной коммуникации крайне редко применяется коммуникантами старше 35 лет. Данный язык весьма стремительно формируется, так как в нем отсутствуют общепризнанные нормы и каждый пользователь может оказывать влияние на его формирование путем внедрения и применения разнообразных новейших словосочетаний и альтернатив уменьшений [6]. Во всемирной сети имеются переводчики с языка виртуальной коммуникации на разговорную речь и наоборот, что выступает достаточно целесообразным для иностранцев и для других групп людей, которые не привыкли к подобному общению.
Известность данного языка до такой степени огромна, что ему посвящаются книги, журналистские заметки, радиопередачи, в том числе и имеются писательские работы, написанные на нем.
Основными чертами нового стиля русского языка в Интернет-пространстве выступают:
• стремление к свертыванию речи;
• передача максимума данных при минимуме выразительных форм;
• замена вербальных фигур зрительными (применение смайлов и пр.);
• тенденция к вытеснению чувственно-оценочной лексики равно как результат единой компрессии
слов;
• увеличение значимости аббревиации и уменьшения текста.
Какими плюсами обладает новый стиль?
1. Объединение в Интернет-языке разговорной и письменной речи;
2. Обогащения письменного языка эмотиконами и прочими пиктограммами;
3. Возможность сформулировать идею в сжатой форме;
4. Всеобщий доброжелательный вид переписки даже между незнакомыми собеседниками.
К минусам можно отнести:
1. Эмотиконы и междометия со временем оттеснят вербальные методы формулировки чувств и выражения эмоций;
2. Совершается засорение языка жаргонными выражениями, сленгом и пр. [3].
Следовательно, напрашивается вывод, что рождение сетевого языка общения преследует такую цель, главной задачей которого есть придание тексту максимальной информативности, его максимальное сокращение и упрощение. В настоящие время Интернет-язык не оказывает большого влияния на знание участников коммуникации орфографических и синтаксических правил, однако воздействие все же присутствует. Базисом Интернет - коммуникации выступает разговорная речь, язык пиктограмм, аббревиатур и эмотиконов. В процессе виртуального общения больше всего лексическому сокращению подвергаются выражения, выступающие в речи в роли вводных слов со значением отражения порядка мыслей и их связи; замечания о способах оформления мыслей; источника сообщения; целевой направленности сообщения; сочетания слов в роли вводных предложений.
Из этого следует, что по степени воздействия на человеческую цивилизацию развитие электронных средств коммуникации сопоставимо с возникновением письменности и изобретением печатного станка. Оно привело к развитию компьютерно-опосредованной формы общения, кардинально изменившей характер дискурса. Вспомнив историю, мы наблюдаем, что любое новшество, упрощающая и ускоряющая коммуникации, стремительно расширяется и закрепляется повсеместно, например, радио и телевидение. Таким же образом происходит новая, «виртуальная» форма общения, недорогая, мобильная, надежная и доступная практически каждому. Кроме того, виртуальные личности становятся творцами новых вербальных и невербальных средств высказывания и общения, расширяют не только само виртуальное
пространство, но и язык, на котором этот социум общается.
Коммуникация людей в Интернет - среде совершается быстро и в максимально упрощенной форме, пользователи производят отбор языковых средств, наиболее удобных для данного вида общения, что отвечает важной потребности современного информационного общества. Безграмотность в современном информационном обществе все же должна признаваться пороком, а знание языка должно считаться престижным. Необходимо повышать культуру речи и овладевать нормами языка, понимать важность и актуальность приобщения к великому наследству России - родному русскому языку. Список использованной литературы:
1. Бочина Т. Г., Маликов А. З. Функционирование профессиональной лексики в дискурсе рыболовов-спортсменов. Филология и культура. Philology and Culture. 2014. No 4 (38). С. 29-32.
2. Горошко Е.И. К уточнению понятия «компьютерно-опосредованная коммуникация»: проблемы терминоведения // Образовательные технологии и общество. - 2009. - Т. 12. - №2. - С. 445 - 455.
3. Грекова Д.М. Языковые особенности общения в Интернет - среде // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(13). Электронный ресурс режим доступа: URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(13).pdf (дата обращения: 15.08.2019)
4. Гузаерова Р. Интернет-мем как знак современного медиапространства Филология и культура. Philology and Culture. 2017. No 2 (48). С. 50-54.
5. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. - М.: Логос, 2005. - 437 с.
6. Трофимова Г.Н. Русский язык и Интернет: проблемы обучения // Коллективная монография «Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного», М. Изд-во РУДН: 2002.-320с.
© Масликова О.С., 2019
УДК 1751
Л.А.Насырова
Студентка 2 курса УлГпУ г. Ульяновск, РФ E- mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОПИСАНИЮ ПРИРОДЫ
Аннотация
Среди задач современного детского сада одной из главных, имеющей, большое социальное значение, является повышение речевой культуры дошкольников.
В методике развития речи дошкольников в детском саду выполнено много исследований, посвященных связной монологической речи - развитию умений и навыков пересказывания, рассказывания (включая творческое рассказывание). Однако остается мало изученным вопрос о формировании у детей навыков и умений построения такого важного вида развернутого связного высказывания как описание.
Целью научно - исследовательской работы является теоретически обосновать и практически реализовать в образовательном процессе комплекс педагогических условий обеспечивающих обучение художественному описанию детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова:
Речевая культура дошкольника, связная монологическая речь, связное высказывание , художественное
описание, творческое рассказывание.