Научная статья на тему 'Языковые особенности интернет-дискурса религиозного стиля (на материале инстаграм аккаунтов)'

Языковые особенности интернет-дискурса религиозного стиля (на материале инстаграм аккаунтов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STYLE / RELIGIOUS FUNCTIONAL STYLE / LANGUAGE / DISCOURSE / INTERNET DISCOURSE / GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стаценко А.С., Холодионова С.И.

Nowadays religious style is an object of numerous linguistics researches. Especially active there is a discussion about the place of religious style in the system of functional styles of Russian language. Confirmation of its self-contained features appointed the presence of distinct criteria: sphere of usage, aim, language and genre special aspects. That means religious style should have special aspects. Analysis of religious style is often limited by researches of ritual genres as for internet communication becomes more popular and bears mass character. Micro texts that used in social web Instagram let express thoughts, main context in sufficient measures, initiate discussion. That is why study of language special aspects of religious style at Instagram accounts material let clear the question about Russian language style differentiation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF LANGUAGE IN INTERNET DISCOURSE OF RELIGIOUS STYLE (ON INSTAGRAM ACCOUNTS MATERIAL)

Nowadays religious style is an object of numerous linguistics researches. Especially active there is a discussion about the place of religious style in the system of functional styles of Russian language. Confirmation of its self-contained features appointed the presence of distinct criteria: sphere of usage, aim, language and genre special aspects. That means religious style should have special aspects. Analysis of religious style is often limited by researches of ritual genres as for internet communication becomes more popular and bears mass character. Micro texts that used in social web Instagram let express thoughts, main context in sufficient measures, initiate discussion. That is why study of language special aspects of religious style at Instagram accounts material let clear the question about Russian language style differentiation.

Текст научной работы на тему «Языковые особенности интернет-дискурса религиозного стиля (на материале инстаграм аккаунтов)»

DOI: 10.23683/2070-1403-2019-73-2-220-229

ФИЛОЛОГИЯ

(шифр научной специальности: 10.02.19)

УДК 81

А.С. Стаценко

Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Россия annaphil@mail.ru

С.И. Холодионова

Краснодарский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова г. Краснодар, Россия smyrtana@mail.ru

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА РЕЛИГИОЗНОГО СТИЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНСТАГРАМ АККАУНТОВ)

[Anna S. Statsenko, Svetlana I. Kholodionova Special aspects of language in internet discourse of religious style (on Instagram accounts material)]

Nowadays religious style is an object of numerous linguistics researches. Especially active there is a discussion about the place of religious style in the system of functional styles of Russian language. Confirmation of its self-contained features appointed the presence of distinct criteria: sphere of usage, aim, language and genre special aspects. That means religious style should have special aspects. Analysis of religious style is often limited by researches of ritual genres as for internet communication becomes more popular and bears mass character. Micro texts that used in social web In-stagram let express thoughts, main context in sufficient measures, initiate discussion. That is why study of language special aspects of religious style at Instagram accounts material let clear the question about Russian language style differentiation.

Key words: style, religious functional style, language, discourse, internet discourse, genre. Функциональная стилистика в современном русском литературном языке последние годы является полем активных лингвистических исследований, поскольку изменение внешних факторов повлекло за собой и изменение внутренних: открытое изучение религиозной сферы деятельности стало возмож-

ным лишь после снятия социального табу с этой темы. Уже в 2002 году заговорили о выделении нового функционального стиля в системе уже существующих стилей, а его терминологические и содержательные особенности породили целый ряд публикаций на эту тему. В настоящее время вопрос о наименовании (в научной литературе можно встретить несколько версий: религиозный, религиозно-проповеднический, церковно-проповеднический, церковно-религиозный стиль), языковой и жанровой специфики этого стиля дискутируется во многих работах [17].

Очевидным и не требующим доказательств остается одно: игнорировать новое языковое явление невозможно. Религиозный стиль обладает всем необходимым набором инструментов, чтобы его можно было считать не просто разновидностью (подстилем) публицистического или разговорного стиля, а самостоятельным, сформированным и законченным стилем. Так он обладает всеми необходимыми характеристиками: имеет собственную сферу употребления, цель, жанровую дифференциацию и особые языковые черты, это позволяет говорить о его независимом статусе в системе функциональных стилей.

Безусловно, границы функциональных стилей зачастую оказываются размытыми, можно выделить целый ряд пересечений и совпадений между различными функциональными стилями, наличие общих черт, поскольку сами стили не представляют собой замкнутую, закрытую систему. Взаимодействие функциональных стилей связано с двумя противоположными тенденциям: со слиянием и с разграничением [19, с. 156].

В современном мире уже невозможно представить процесс коммуникации без использования сети Интернет, ее феномен объясняют по-разному, также по-разному и определяют будущее этого явления: в качестве одного из каналов связи, в данном случае электронного, в качестве особого коммуникативного вида, который сможет конкурировать и заместить устную и письменную формы общения, в качестве нового, особого функционального стиля (интернет-стиль), который со временем займет свое место в системе стилей современного русского литературного языка [1, с. 30].

На наш взгляд, Интернет-общение включается в жанровую специфику любого функционального стиля. Под жанром мы понимаем устойчивый, тематический, композиционный и стилистический тип текста, набор конкретных форм реализации текста с учетом сферы, задач и целей [20, с. 104]. По-

нятие "жанр" включает в себя целый ряд характеристик: способ реализации, авторскую интенцию, форму текста, структуру, тематику, объем, количество затронутых проблем, выражение субъективности, образ адресанта и адресата, способом реализации [18, с. 5]. Последняя особенность напрямую касается способов передачи информации. С этой точки зрения можно выделить:

1. прямой способ - общение без использования дополнительных вспомогательных средств;

2. непрямой способ - общение с использованием дополнительных вспомогательных средств:

а) бумаги (письма, записки);

б) телефона (беседа, смс);

в) Интернета (чат, блог, форум) и т.д.

Интернет-дискурс имеет неповторимые характеристики, совмещающие в себе черты разных видов общения. Количество форм, или жанров, в которых на сегодняшний день существует такое общение, практически не ограничено и постоянно растет: чат, блог, интернет-дневник, сообщества, форумы, сайты, он-лайн консультации, электронная почта, скайп.

Каждый функциональный стиль имеет свои неповторимые языковые характеристики. В наше работе мы хотим обратиться к изучению языковых особенностей религиозного стиля на материале инстаграм аккаунтов, включающих текстовые и видеоматериалы. Инстаграм - один из главных инструментов формирования общественного мнения, площадка для открытого выражения мыслей, дискуссии [3, с. 177]. Языковые особенности - это те показатели, которые позволяют не только определить место функционального стиля в языковой системе, но решить, можно ли отнести конкретный текст к тому или иному стилю.

Изучение религиозного стиля в современной лингвистике часто связано с исследованием ритуализированных жанров: проповедь, молитва, литургия и так далее. Нас интересует не ограниченная ритуалами и формальными рамками речь, а речь непосредственная, с большой долей импровизации и личностных особенностей говорящего (пишущего), именно поэтому рассмотрение языковых особенностей на материале микротекстов религиозного содержания позволяет не только изучить религиозный стиль с разных сторон его практического применения, но и дополнить существующие исследования новыми языковыми характеристиками, что является актуальным.

Итак, к основным языковым особенностям религиозного стиля, реализующегося через инстаргам аккаунты, можно отнести следующие особенности в области фонетики, которые присущи устной разговорной речи:

1. меньшая четкость произношения звуков;

2. растягивание гласных, напевность, особенно в цитатах, что может быть связано с необходимостью пропеть те или иные фразы во время религиозных служб;

3. наличие большого количества пауз, пустых или заполняемых растягиванием гласных либо словами-паразитами: например, так сказать, да, ну, а.

В области лексики можно наблюдать следующие тенденции:

1. частое употребление антонимов: мозгами забыли, но душой помним добро - зло, плохое - хорошее, в том числе контекстуальные антонимы: печаль и надежда, добродетели - слабости [8, 10];

2. употребление синонимов: обязательность, незаменимость, существенность [14];

3. преобладание слов с абстрактным значением над конкретным: вера, грехи, верность;

4. лексическая разнородность, употребление общекнижной лексики, терминов, заимствований, слов высокой стилистической окраски, разговорных слов, просторечия, диалектизмов: венец природы, кров, отрадно, дурак, скулит, дико читать [4; 8; 14];

5. употребление собственных имен: Матфей, Иоанн, Лука, Марк, лексики родственных отношений: сестра, отец;

6. использование фразеологизмов: притча во языцех, лезть на рожон [8; 14];

7. развитая многозначность: предстать перед Великим Судом (умереть) [14];

8. употребление библеизмов: блудный сын, Голиаф [8];

9. придание словам из разных сфер языка оценочного значения: служить Богу ревностно [14];

10.использование книжных слов с торжественной, патетической, риторической окраской: благословение, всепрощение [8];

11.употребление слов из пассивного словарного запаса: сей, юдоль [8];

12.использование речевых стандартов - устойчивых в составе и воспроизводимых в готовом виде языковых средств, которые способствуют быстрой передачи информации: бороться с унынием [9];

13.употребление смысловых повторов на уровне слова, предложения: "Как бороться с унынием, если даже нет сил на молитву? Ну что значит, нет сил на молитву? [9].

В области словообразования можно выделить следующие особенности:

1. продуктивность русских приставок -о, - во, - при: воцерквленный, одержимость, причастие;

2. образование существительных с отвлеченным значением на - ость, -ство, -ыня, -ени: дерзость, пьянство, смирение [5; 7];

3. употребление существительных, обозначающих принадлежность лица к церковной иерархии: протоиерей, Патриарх, священник;

4. распространенность слов, образованных сложением основ и слов: вcе-могущий, великомученик, самоосуждение [15; 16].

В области морфологии можно выделить:

1. преобладание винительного и родительного падежа: ощутить присутствие Бога, содержание молитвы [6];

2. частое употребление глаголов в прошедшем времени, вероятно, из-за обращения к прошлому опыту, уже свершившимся фактам: пришли к батюшке, Похвалил кто? Побранил? [7; 13];

3. употребление сравнительных оборотов: мысль, как клинок оттачивается [8];

4. преобладание глагола над существительным, в качестве сказуемого чаще используется именно краткое прилагательное: люди изменчивы [5];

5. часто представлены формы деепричастия и причастия: Не видите ли, что пчела ужалив, умирает; люди, сохранившие любовь [12; 7];

6. часто употребляется формы повелительного наклонения глагола: Помогайте мужу быть главой семьи [14];

7. часто употребляется глагол в инфинитиве: умирать, учиться;

8. часто употребляются служебные части речи: частицы, междометия (именно, ведь, же, ну, о);

9. характерно употребление формы единственного числа существительного в значении множественного: верующий, христианин;

10.употребление неисчисляемых существительных в форме множественного числа: бури жизни, очевидности [2; 8];

11.приобретение значения совокупности форм множественного числа существительного: верующие, священники.

В области синтаксиса для религиозного стиля характерно:

1. употребление как развернутых синтаксических конструкций, так и конструкций разговорной речи, в том числе слов-предложений: Рождество. Всю короткую земную жизнь свою Христос шел от одной пещеры к другой, от пеленок Младенца к пеленам погребения, а вовсе не от почестей к почестям [8];

2. употребление эмоционально окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений: О чем молиться в Раю? Да ты зомбированный! Господь с вами, в том числе и риторических вопросов: Остались еще в России православные старцы? [2; 8];

3. употребление обращений: Дорогие братья и сестры, друзья мои, сестра во Христе [8; 14];

4. использование инверсии: "... не умрет он ранее, нежели увидит собственными глазами Христа Господня" [8]; "... а сил обратиться ко Христу за помощью нет, так как так как обид на Него большая" [14];

5. употребление однородных членов: Слова богородичных молитв вдруг наполнились смыслом, глубиной и радостью [14];

6. введение в авторский текст прямой речи, цитирования: "Я свет миру", "Ты не искал бы меня, если бы уже не нашел" [8];

7. употребление парцелляции: Грусть родилась от чувства потери. Такой потери, про которую ты забыл. [8];

8. частое употребление вводных слов и словосочетаний: Итак, ревность к добрым делам, ревность, зрячая и осмысленная, с рассуждением, нужна человеку, как воздух [8]; "Еще несколько лет, и, возможно, у них уже будут свои семьи.." [14];

9. употребление безличных предложений: Стоило только родиться ему на земле... [8]; Должно произносить молитву крайне неспешно [11];

10.употребление эпифоры: "Как бороться с унынием, если даже нет сил на молитву? Ну что значит, нет сил на молитву? [9].

Кроме уже упомянутых особенностей можно сказать о нескольких, относящихся к области экстралингвистических средств:

1. использование разнообразных смайликов, что позволяет в печатном тексте передавать не только особенности авторской интонации, но и демонстрировать отношение говорящего к тому, о чем он пишет;

2. частое использование заглавной буквы в двух основных случаях: если речь идет об упоминании Бога и ссылки на него: Он, Сам, Господь или при желании выделить важное в тексте: однажды повстречаться с Истиной, открывает бесконечное, уже наминающая будущий Гроб [8].

Таким образом, анализ языковых особенностей религиозного стиля в инстаграм аккаунтах позволяет говорить о наличии как сходных с другими функциональными стилями черт (особенно с публицистическим и разговорным), так и об особых, присущих только ему характеристиках, к которым в частности можно отнести обилие цитат из религиозных текстов, библеизмов, слов с высокой эмоциональной окраской. Сочетание же разноплановых языковых явлений может быт связано с целевой установкой текстов: желание говорящего сделать текст максимально убедительным и эффективным.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Антонов В.П. О стилевых чертах Интернет-стиля // Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов Международ. науч. конф. / Под общ. ред. Р.С. Сакиевой. Армавир, 2005.

2. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) // Православное обозрение / [Электронный ресурс] / @pravoslavnoe_obozrenie (дата обращения 27.02.2019).

3. Грахова И.А., Дрынь Я.А. Анализ социальной сети Instagram как инструмента формирования общественного сознания // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Красноярск, 2017. Т.3.

4. Иегумен Никон Воробьев // Болгар Православный / [Электронный ресурс] / @bolgar.pravoslavny (дата обращения 27.02.2019).

5. Иероним Эгинский // Православное обозрение / [Электронный ресурс] / @pravoslavnoe_obozrenie (дата обращения 27.02.2019).

6. Иоанн Кронштадтский // Православное обозрение / [Электронный ресурс] / @pravoslavnoe_obozrenie (дата обращения 27.02.2019).

7. Преподобный Гавриил (Ургебадзе) // Православное обозрение / [Электронный ресурс] / @pravoslavnoe_obozrenie (дата обращения 27.02.2019).

8. Протоиерей Андрей Ткачев // [Электронный ресурс] / @an-dreytkachev_official (дата обращения 27.02.2019).

9. Протиерей Валериан Кречетов // Православное обозрение / [Электронный ресурс] / @pravoslavnoe_obozгenie (дата обращения 27.02.2019).

10.Святейший Патриарх Кирилл // [Электронный ресурс] / @раШаг^ктП (дата обращения 27.02.2019).

11.Святитель Игнатий Брянчанинов // Православное обозрение / [Электронный ресурс] / @pravoslavnoe_obozrenie (дата обращения 27.02.2019).

12.Святитель Иоанн Златоуст // Православное обозрение / [Электронный ресурс] / @pravoslavnoe_obozrenie (дата обращения 27.02.2019).

13.Святитель Феофан // Православное обозрение / [Электронный ресурс] / @pravoslavnoe_obozrenie (дата обращения 27.02.2019).

14.Священник Павел Островский // [Электронный ресурс] / @pavelostrovs-И (дата обращения 27.02.2019).

15.Священник Тихон Шевкунов // Православное обозрение / [Электронный ресурс] / @pravoslavnoe_obozгenie (дата обращения 27.02.2019).

16.Серафим Саровский // Православное обозрение / [Электронный ресурс] / @pravoslavnoe_obozrenie (дата обращения 27.02.2019).

17.Стаценко А.С. Религиозный стиль как особый функциональный стиль современного русского языка // Актуальные вопросы филологических исследований: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 195-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского / Кубанский государственный технологический университет. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2016.

18.Стаценко А.С. Языковой жанр как сложноструктурированный тип текста // Научные труды КубГТУ. №. 3. Краснодар, 2016.

19.Стаценко А.С., Рыженко Ю.А. Функционирование экспрессивных синтаксических конструкций в текстах религиозного стиля // Гуманитарные и социальные науки. № 3. Ростов-на-Дону, 2018.

20.Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. М., 1997. № 5.

R E F E R E N C E S

1. Antonov V.P. On the style of Internet style // Communicative linguistics: yesterday, today, tomorrow: Sat. materials International. scientific conf. / Under total ed. R.S. Sakiev. Armavir, 2005.

2. Archimandrite John (Krestyankin) // Orthodox Review / [Electronic resource] / @pravoslavnoe_obozrenie (access date 02/27/2019).

3. Grakhova I.A., Drin Y.A. Analysis of the Instagram social network as a tool for shaping public consciousness // Actual problems of aviation and cosmonautics. Krasnodar, 2017. Vol. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Iegumen Nikon Vorobyov // Bolgar Orthodox / [Electronic resource] / @ bolgar.pravoslavny (access date 02/27/2019).

5. Jerome Eginsky // Orthodox Review / [Electronic resource] / @pravoslav-noe_obozrenie (access date 02/27/2019).

6. John of Kronstadt // Orthodox Review / [Electronic resource] / @pravoslav-noe_obozrenie (access date 02/27/2019).

7. Rev. Gabriel (Urgebadze) // Orthodox Review / [Electronic resource] / @pravoslavnoe_obozrenie (access date 02/27/2019).

8. Archpriest Andrei Tkachev // [Electronic resource] / @andreytkachev_offi-cial (date of access February 27, 2019).

9. Protopriest Valerian Krechetov // Orthodox Review / [Electronic resource] / @pravoslavnoe_obozrenie (access date 02/27/2019).

10.His Holiness Patriarch Kirill // [Electronic resource] / @patriarchkirill (appeal date 02/27/2019).

11. St. Ignatius Bryanchaninov // Orthodox Review / [Electronic resource] / @pravoslavnoe_obozrenie (access date 02/27/2019).

12.St. John Chrysostom // Orthodox Review / [Electronic resource] / @pravoslavnoe_obozrenie (access date 02/27/2019).

13.St. Theophan // Orthodox Review / [Electronic resource] / @pravoslavnoe_obozrenie (appeal date 02/27/2019).

14.Priest Pavel Ostrovsky // [Electronic resource] / @pavelostrovski (access date 27.02.2019).

15.Priest Tikhon Shevkunov // Orthodox Review / [Electronic resource] / @pravoslavnoe_obozrenie (access date 02/27/2019).

16.Seraphim of Sarov // Orthodox Review / [Electronic resource] / @pravoslav-noe_obozrenie (access date 02/27/2019).

17.Statsenko A.S. Religious style as a special functional style of the modern Russian language // Actual problems of philological research: Materials of the III International Scientific and Practical Conference dedicated to the 195th anniversary of the birth of F.M. Dostoevsky / Kuban State Technological University. Krasnodar: Publishing House - South, 2016.

18.Statsenko A.S. The language genre as a complex structured text type // Scientific works of KubGTU. No. 3. Krasnodar, 2016.

19.Statsenko A.S., Ryzhenko Yu.A. Functioning of expressive syntactic constructions in texts of religious style // The Humanities and social sciences. No 3. Rostov-on-Don, 2018.

20.FedosyukM.Yu. Unsolved questions of the theory of speech genres // Questions of linguistics. M., 1997. No 5.

_27 февраля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.