Научная статья на тему 'Языковые конфликты как социолингвистическое явление'

Языковые конфликты как социолингвистическое явление Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1007
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЙ КОНФЛИКТ / LANGUAGE CONFLICT / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / CONFLICT SITUATION / КОНФЛИКТОНОСИТЕЛЬ / КОНФЛИКТОГЕН / ЛАТЕНТНЫЕ КОНФЛИКТЫ / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / VIOLENT CONFLICTS / ACTOR OF CONFLICT / CONFLICT-GEN / HIDDEN CONFLICTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вусик Анна Леонидовна

Статья посвящена анализу языковых конфликтов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Вусик Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE CONFLICTS HOW SOCIOLINGUISTIC PHENOMENON

This article analyzes the linguistic conflicts

Текст научной работы на тему «Языковые конфликты как социолингвистическое явление»

УДК 81'27 81-139 ББК В-90

А. л. вусик

языковые конфликты как социолингвистическое явление

Ключевые слова: языковой конфликт, конфликтная ситуация, конфликтоноситель, кон-фликтоген, латентные конфликты, насильственные конфликты.

А. L. Vusik

language conflicts how sociolinguistic

phenomenon

Keywords: language conflict, the conflict situation, konfliktonositel, konfliktogen, latetnye conflicts, violent conflicts.

Понятием «конфликт» оперируют многие области знания, поскольку противоречия и столкновения возникают практически во всех сферах человеческой жизни.

Социолингвистика изучает языковые конфликты, причины их возникновения, пути их предотвращения и нейтрализации.

Актуальность статьи в том, что взаимосвязанность языкового общения с неязыковыми средствами и ситуацией настолько существенна, что языковой конфликт чаще всего выступает не столько в качестве собственно лингвистического факта, сколько факта общекоммуникативного.

Целесообразно определение общих оппозиций, возникающих в речевом общении, которые в дальнейшем способствуют объяснению природы коммуникативных конфликтов.

Языковые конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения людей между собой.

Под конфликтом (от лат. сспШСш «столкновение») мы понимаем ситуацию, в которой происходит столкновение двух сторон по поводу разногласия интересов, целей, взглядов, в результате которого одна из сторон сознательно и активно действует в ущерб другой, а вторая сторона, осознавая, что указанные действия направлены против его интересов, предпринимает ответные действия против первого участника.

У Гегеля разработана целостная концепция, в рамках которой конфликт понимается лишь как высшая стадия развития противоречия.

Степень интереса к исследованию языковых конфликтов менялась в разные периоды

времени - от признания важности и позитивной ценности конфликта до минимального внимания к нему.

На современном этапе появилась необходимость в исследовании лингвистической стороны конфликта, поскольку масштабы отдельных конфликтов и их последствия неуклонно возрастают по мере прогресса общества.

Развитие такой науки, как лингвистическая конфликтология, дает возможность не только правильно организовать эффективное речевое воздействие в период развития конфликта, но и продемонстрировать наилучший способ противостояния коммуниканта лингвистическому манипулированию оппонентов.

Однако нет конфликта, если действует только один участник.

Как отмечает Н. Г. Комлев, конфликт отсутствует в двух случаях:

- при идеально слаженной интеракции на основании полного взаимного соответствия стратегических и тактических интересов общающихся;

- при отсутствии всякого контакта между ними [7].

Бесконфликтное общение связано с «принципом гармонического соответствия» аксиологических, антропологических и прагматических аспектов общения. Именно противоречия между этими сферами и внутри них могут привести к конфликтам, поэтому важно их своевременно обнаружить и принять соответствующие меры.

Таким образом, конфликт - двустороннее поведение, базирующееся на коммуникативном контакте.

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ j (25) 2014 гуманитарной науки и образования - V л

Опыт общения говорит о том, что нет ничего более обманчивого в общении, чем мнимая очевидность. Что часто человеку в общении приписывают такие намерения и качества, которыми он не обладает, ибо внешность бывает так же обманчива, как и слова.

В общении важно понимать не только чувства, но и мысли партнера, уметь проводить своего рода психоанализ возможных причин конфликта.

Безусловное условие культурного общения заключается в том, чтобы не унижать чужого и не ронять своего достоинства. Поэтому, на наш взгляд, первопричинами возникновения конфликтов в общении являются:

- фрустрация (подавление, ущемление) достоинства партнера по общению в самых различных формах;

- модификация (заниженная оценка, оскорбления, насилие).

Причины конфликтов могут быть связаны со случайным стечением обстоятельств и факторов общения, могут быть злонамеренными или нейтральными, могут носить сознательный или бессознательный характер.

Так, например, 5 июня 2012 г. Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект об основах государственной языковой политики, за который проголосовало 234 карточки нардепов, вызвав не только споры, но и драки в Верховной Раде, а также на площади перед Украинским домом в столице.

Конфликт - парный поведенческий акт, поэтому его необходимо рассматривать с позиций двух субъектов общения. Это специфическое взаимодействие партнеров, протекающее по одному из двух возможных вариантов развития дискурса:

1) конгруэнция - представляет собой нарастающее подтверждение взаимных ролевых ожиданий партнеров, быстрое формирование у них общей картины ситуаций и возникновение эмпатической связи друг с другом [11].

2) конфронтация - есть, напротив, одностороннее или обоюдное неподтверждение ролевых ожиданий, расхождение партнеров в понимании или оценке ситуации и возникновение известной антипатии друг к другу [5].

Как отмечает А. Б. Добрович, согласно конвенциональным нормам общения чувство антипатии должно скрываться и имеющиеся расхождения следует вербализовать в корректной форме [5, с. 77].

Результат общения обычно связывают с целью общения - с достижением/недостижением речевого намерения говорящего. По тому факту, достигнута ли коммуникативная цель, выделяются два типа общения:

- эффективное (общение со знаком «плюс»);

- неэффективное (общение со знаком «минус»).

И. А. Стернин под «эффективным общением» понимает «баланс отношений» - равновесие между участниками общения, когда достигается коммуникативная цель [9, с. 6].

Двумя наиболее важными аренами языковых конфликтов являются образование и массовая коммуникация.

По содержанию (классификация Л. Коузе-ра) конфликты могут быть:

- реалистические - вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ;

- нереалистические - имеют свое целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

По характеру участников конфликты делятся на четыре вида:

- внутриличностные;

- межличностные;

- между личностью и группой;

- межгрупповые.

Выделяют три основных типа личности:

- деструктивный (субъект, склонный к развертыванию и уселению конфликта, к подчинению другого человека, его интересов своим, к унижению другой стороны вплоть до полного его подавления и разрушения). В быту это эгоист, зачинщик споров и скандалов; в учреждении - кляузник, сплетник; в толпе - инициатор беспорядков и разрушительных действий.

- конформный (субъект пассивный, склонный уступать, подчиняться). Такая модель поведения опасна, потому что люди такого типа объективно способствуют и содействуют чужим агрессивным проявлениям; в других случаях она может сыграть и положительную роль: уступка, компромисс -лучший способ остановить конфликт;

- конструктивный (субъекты стремятся погасить конфликт, найдя решение, приемлемое для обеих сторон) [9, с. 122-124].

Опираясь на признаки, проявляющиеся в определенном стиле поведения и существенно влияющие на вербальное поведение человека, выделим три типа личностей на основе их коммуникативных установок:

- установка на конфликт, конфронтацию;

- установка на устранение, невмешательство;

- установка на сотрудничество, кооперацию.

Под языковым конфликтом нередко понимается политический конфликт под языковыми лозунгами.

В социолингвистике отношения между языком, национализмом и формированием национальных государств были выведены в фокус исследовательского внимания благодаря основополагающей работе Джошуа Фишмана еще в 70-е гг. ХХ в.

Для выяснения потенциала языковых конфликтов необходимо учитывать не только известные качественные и количественные параметры языковых ситуаций, но и то, что граждане думают о языках, на которых говорят в их стране, и в целом о языковой ситуации. Речь идет о так называемых языковых идеологиях.

Язык является символом и подвержен идеологизации. Он может преувеличивать или приуменьшать этнические, социальные, религиозные либо другие различия и служить, таким образом, катализатором в таких социальных процессах, как модернизация, мобилизация, коммуникация и национальное формирование.

Несмотря на существенную роль украинского языка в общественной жизни Украины, он не стал ключевым фактором в сплочении нации, из чего можно сделать вывод, что политические, экономические и социокультурные факторы играют более важную роль в данном процессе. Чтобы объединить население под одним языком, необходимо создать ряд социальных и экономических условий, способствующих этому, а добиться этого исключительно политическими манифестами невозможно.

Переход от тоталитарного режима к демократической системе чаще всего сопровождается обострением межэтнических отношений, а в некоторых странах приводит к возникновению конфликтов.

Языковой конфликт, по сути, представляет собой конфликт понимания, т. е. нарушения коммуникации. Он может реализоваться как конфликт интересов и ценностей языковых сообществ, находящихся в ситуации контакта, а также его можно рассматривать как конфликт идентичностей. Язык в этом случае выступает как символ принадлежности к «своим» или «чужим» [12].

В языковом поведении населения Украины существуют две тенденции: с одной стороны, система укоренившихся ценностей, в которой русский язык занимает более высокий социальный статус, с другой - новая идеология, согласно которой украинский язык является символом новой Украины, ее независимости и суверенитета.

Среди факторов, определяющих социальное поведение говорящих в выборе русского языка, основными являются следующие: пророссийская ориентация, двухкультурная ментальность определенной части населения страны, отсутствие явной необходимости изучать украинский язык и инертное пассивное поведение большинства людей, господство русского языка в сфере бизнеса и экономики.

Основанием для возникновения языкового конфликта является сам факт существования разных идиоэтнических языков и вытекающая из этого проблема понимания.

На постсоветском пространстве коммуникативные предпосылки языковых конфликтов на социолингвистическом уровне обусловлены особенностями многоязычных языковых ситуаций, в первую очередь асимметричным билингвизмом. Борьба за идентичность, в том числе языковую, сохраняет свое значение в процессе построения новых национальных государств.

За годы независимости украинский язык приобрел неоднозначный характер: с одной стороны, он стал символом объединения украинской нации, с другой - он обернулся причиной языковой конфронтации в стране.

Язык стал средством этнополитического давления на Украине. Использование языка в качестве орудия привлечения определенной части населения на свою сторону стало причиной недоверия властям и социальной напряженности в обществе.

Этноязыковой конфликт - всегда явление политическое. Инициаторы перемен

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ ^ (25) 2014 гуманитарной науки и образования - V л

стремятся к изменениям ситуации только в культурно-языковой области.

Специфика современной языковой ситуации на Украине обусловлена двуязычием; социальной, этноязыковой, социокультурной и территориальной поляризацией страны; несоответствием между языковым и этническим составом населения и неравномерным функционированием русского и украинского языков в различных отраслях социальной сферы.

Любой этнический конфликт имеет поэтапное возрастание степени напряженности.

В период ценностно-символической стадии зарождения конфликтной ситуации выдвигаются требования повышения роли языка коренного населения региона.

Сегодня мало кто будет спорить, что тема русского языка на территории Украины продолжает быть, как и раньше, козырной картой в чьей-то политической игре, и продуманный, хоть и старый, инструмент полит-технологов опять используется как главное орудие в предвыборной гонке.

Созревание конфликтной ситуации может произойти, когда наблюдается стремление перераспределить властные полномочия в пользу одной этнической группы за счет других групп. Этничность находит свое выражение в форме этнонациональных интересов и становится для местной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизации существующего этнополити-ческого пространства в свою пользу, что в свою очередь влияет на языковую ситуацию.

Так, оппозиция 25 мая 2012 г. с самого утра блокировала президиум Верховной Рады. Днем ранее в украинском парламенте произошла массовая драка. Эти события были связаны с рассмотрением Радой законопроекта по языкам, который значительно расширяет права и статус русского языка.

Согласно данным современной этнической конфликтологии каждый этнонацио-нальный конфликт имеет по крайней мере четыре фазы (периода) в развитии:

- латентный период;

- проявление конфликта;

- активное течение конфликта;

- последствия конфликта.

Существует несколько типов классификаций этнических конфликтов. В отечественной литературе они подробно проанализированы В. А. Тишковым [10].

Так, по форме проявления он различает:

- латентные/ скрытые (могут существовать десятилетиями и более и перерастать в открытые лишь в определенных общественных условиях);

- актуализированные (открытые) конфликты [10].

В течение латентного периода (первой фазы) для предотвращения конфликта прежде всего следует:

- добиться практической реализации принципа гражданского равноправия, все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность для получения гражданства;

- в новых национально-государственных образованиях начинать деятельность с нулевого варианта гражданства;

- проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно подвергшихся ранее дискриминации;

- реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.

Межэтнические конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные).

В свою очередь насильственные конфликты (конфликты-бунты, конфликты-погромы) проявляются в форме:

- региональных войн с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений;

- кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами.

Формой невооруженных конфликтов являются:

- митинги;

- демонстранции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- голодовки;

- акции гражданского неповиновения.

Культурно-языковые конфликты возникают

на основе требований оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или общественной жизни. Здесь также возможен компромисс за счет изменения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества или путем признания территориальной автономии этнических меньшинств.

Э. А. Паин и А. А. Попов предложили разделять этнические конфликты на три категории:

1) конфликты стереотипов;

2) конфликты идей;

3) конфликты действий [13].

Первый тип этой классификации подразумевает такой характер конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы». С этого начинался армяно-азербайджанский конфликт.

Характерной чертой второго типа этой классификации является выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средствах массовой информации, в литературе и других средствах коммуникации начинает обосновываться «историческое право» какого-либо этноса на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы.

Третий тип конфликта по этой классификации - конфликт действий означает проведение митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений с оппонентами и органами власти.

Данная типология, как и все другие, имеет достаточно условный характер, поскольку любой этнический конфликт одновременно соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его точной оценки следует не только устанавливать основные его причины, но и определять все многообразие составляющих его факторов.

Если взять за основание классификации территорию проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ, то можно выделить следующие типы этнонациональных конфликтов:

- межгосударственные, внешние конфликты;

- региональные конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства;

- конфликт между центром и регионом;

- местные конфликты - между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (например, в одном городе, области).

Начиная со становления Украины как самостоятельного государства не прекращаются политические дискуссии по поводу ста-

туса русского языка в этой стране. Вот уже много лет этот вопрос служит одним из эпицентров противостояния властных структур и общественного мнения. Часто проблема статуса русского языка служит лишь спекулятивным политическим целям во время предвыборных кампаний, по окончании которых она вновь перестает затрагиваться.

По сложившимся историческим обстоятельствам русский язык и русское население занимают особое место в социальной структуре украинского общества, и игнорирование данного факта способно только усугубить данную ситуацию.

Взаимно выработанные и признанные правила ведения конфликта позволяют избежать наиболее острых, прежде всего насильственных, проявлений конфликта, не лишая стороны возможности преследовать свои интересы и цели и в условиях определенной языковой ситуации бороться за реализацию своих интересов ненасильственными способами.

Нужно учитывать, что язык - главный фактор национальной самоидентификации, основной признак этнического отличия.

Некоторые политологи и социолингвисты считают, что придание русскому языку статуса государственного будет способствовать центробежным тенденциям на юго-востоке страны, провоцирующим раскол единого государства.

Однако нельзя забывать, что исторически все южные и восточные регионы Украины формировались в условиях безусловно преобладающего влияния русской культуры и языка, которые воспринимаются ими как родные.

Международная практика показывает, что проблемы в сфере языка часто приводят к обострению межнациональных отношений и могут способствовать центробежным тенденциям в государстве (как например, во Фландрии или Квебеке), в то время как наличие официального статуса у двух или большего числа языков является распространенной практикой в современном мире.

Нестабильная языковая ситуация, политическое манипулирование языком непосредственно влияют на языковое поведение людей.

Решение языкового вопроса может стать предпосылкой преодоления раскола, существующего в современном украинском обще-

60 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ ^ (25) 2014

гуманитарной науки и образования - V л

стве, а дерусификация, проводимая в стране, мыми, неизбежными. Они имеют случайный может привести к эскалации конфликта на статус. На наш взгляд, конфликты не только языковой почве. не могут быть названы моральным и культур-Если развертывание этнонационального ным элементом общения, они разрушают об-конфликта дошло до насильственной формы щение, поэтому конструктивных конфликтов проявления, то первым шагом на пути его уре- быть не может «по определению». гулирования является прекращение насилия и Основу любого языкового конфликта со-организация диалога между сторонами. ставляет ситуация, включающая противоре-Таким образом, решение конфликта мо- чивые позиции сторон, либо спорные цели жет быть полным или частичным: и средства их достижения в данных об- полное решение через преобразования стоятельствах или несовпадение интересов, объективной конфликтной ситуации; желаний. Однако для того чтобы языковой - частичное решение вследствие измене- конфликт начал развиваться, необходим ин-ния объективной конфликтной ситуации в цидент, когда одна из сторон начинает дей-связи с потерей заинтересованности в кон- ствовать, ущемляя интересы другой сторо-фликтных действиях. ны. Если противоположная сторона отвечает Таким образом, можно сделать вывод, что тем же, конфликт из потенциального перехо-конфликты в общении не являются необходи- дит в актуальный.

Библиографический список

1. Анцупов А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2002.

2. Блакар P. M. Язык как инструмент социальной власти / P. M. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.

3. Вайнрих Х. Лингвистика лжи / Х. Вайнрих // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.

4. Громова О. Н. Конфликтология / О. Н. Громова. - М. : Ассоциация авторов и издателей «Тандем» ; ЭКМОС, 2001.

5. Добрович А. Б. Ролевая модель межличностного общения / А. Б. Добрович // Принципиальные вопросы теории знания : Труды по искусственному интеллекту : УЗТГУ - Вып. 688. - Тарту, 1984.

6. Ильенко С. Г. К поискам ориентиров речевой конфликтологии / С. Г. Ильенко // Аспекты речевой конфликтологии : сб. ст. - СПб., 1996.

7. Комлев Н. Г. Лингвосемантические мотивы возникновения и разрешения межперсонального конфликта / Н. Г. Комлев // Тезисы VI Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М., 1978.

8. Светлов В. А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решения в конфликтных ситуациях : учеб. пособие / В. А. Светлов. - СПб. : Росток, 2003.

9. Стернин И. А. О понятии эффективного общения / И. А. Стернин // Преподавание культуры общения в средней школе. - Воронеж, 1995.

10. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России / В. А. Тишков. - М., 1997

11. Третьякова В. С. Речевой конфликт и гармонизация общения : дис. ... д-ра филол. наук / В. С. Третьякова. - Екатеринбург, 2003.

12. www.uames.org.ua/mdex.php?option=com...id...f

13. soc.rsuh.ru>section.html?id=7386

Поступила в редакцию 13.10.2013.

Сведения об авторе

вусик Анна леонидовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и славянской филологии Бердянского государственного университета (Украина). Область научных интересов - социолингвистика. Автор более 60 научных публикаций и учебно-методических пособий.

Тел.: +38 050 636 586

E-mail: filolog29@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.