УДК 81'27 81-139 ББК В-90
А. л. вусик
языковые конфликты как социолингвистическое явление
Ключевые слова: языковой конфликт, конфликтная ситуация, конфликтоноситель, кон-фликтоген, латентные конфликты, насильственные конфликты.
А. L. Vusik
language conflicts how sociolinguistic
phenomenon
Keywords: language conflict, the conflict situation, konfliktonositel, konfliktogen, latetnye conflicts, violent conflicts.
Понятием «конфликт» оперируют многие области знания, поскольку противоречия и столкновения возникают практически во всех сферах человеческой жизни.
Социолингвистика изучает языковые конфликты, причины их возникновения, пути их предотвращения и нейтрализации.
Актуальность статьи в том, что взаимосвязанность языкового общения с неязыковыми средствами и ситуацией настолько существенна, что языковой конфликт чаще всего выступает не столько в качестве собственно лингвистического факта, сколько факта общекоммуникативного.
Целесообразно определение общих оппозиций, возникающих в речевом общении, которые в дальнейшем способствуют объяснению природы коммуникативных конфликтов.
Языковые конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения людей между собой.
Под конфликтом (от лат. сспШСш «столкновение») мы понимаем ситуацию, в которой происходит столкновение двух сторон по поводу разногласия интересов, целей, взглядов, в результате которого одна из сторон сознательно и активно действует в ущерб другой, а вторая сторона, осознавая, что указанные действия направлены против его интересов, предпринимает ответные действия против первого участника.
У Гегеля разработана целостная концепция, в рамках которой конфликт понимается лишь как высшая стадия развития противоречия.
Степень интереса к исследованию языковых конфликтов менялась в разные периоды
времени - от признания важности и позитивной ценности конфликта до минимального внимания к нему.
На современном этапе появилась необходимость в исследовании лингвистической стороны конфликта, поскольку масштабы отдельных конфликтов и их последствия неуклонно возрастают по мере прогресса общества.
Развитие такой науки, как лингвистическая конфликтология, дает возможность не только правильно организовать эффективное речевое воздействие в период развития конфликта, но и продемонстрировать наилучший способ противостояния коммуниканта лингвистическому манипулированию оппонентов.
Однако нет конфликта, если действует только один участник.
Как отмечает Н. Г. Комлев, конфликт отсутствует в двух случаях:
- при идеально слаженной интеракции на основании полного взаимного соответствия стратегических и тактических интересов общающихся;
- при отсутствии всякого контакта между ними [7].
Бесконфликтное общение связано с «принципом гармонического соответствия» аксиологических, антропологических и прагматических аспектов общения. Именно противоречия между этими сферами и внутри них могут привести к конфликтам, поэтому важно их своевременно обнаружить и принять соответствующие меры.
Таким образом, конфликт - двустороннее поведение, базирующееся на коммуникативном контакте.
ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ j (25) 2014 гуманитарной науки и образования - V л
Опыт общения говорит о том, что нет ничего более обманчивого в общении, чем мнимая очевидность. Что часто человеку в общении приписывают такие намерения и качества, которыми он не обладает, ибо внешность бывает так же обманчива, как и слова.
В общении важно понимать не только чувства, но и мысли партнера, уметь проводить своего рода психоанализ возможных причин конфликта.
Безусловное условие культурного общения заключается в том, чтобы не унижать чужого и не ронять своего достоинства. Поэтому, на наш взгляд, первопричинами возникновения конфликтов в общении являются:
- фрустрация (подавление, ущемление) достоинства партнера по общению в самых различных формах;
- модификация (заниженная оценка, оскорбления, насилие).
Причины конфликтов могут быть связаны со случайным стечением обстоятельств и факторов общения, могут быть злонамеренными или нейтральными, могут носить сознательный или бессознательный характер.
Так, например, 5 июня 2012 г. Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект об основах государственной языковой политики, за который проголосовало 234 карточки нардепов, вызвав не только споры, но и драки в Верховной Раде, а также на площади перед Украинским домом в столице.
Конфликт - парный поведенческий акт, поэтому его необходимо рассматривать с позиций двух субъектов общения. Это специфическое взаимодействие партнеров, протекающее по одному из двух возможных вариантов развития дискурса:
1) конгруэнция - представляет собой нарастающее подтверждение взаимных ролевых ожиданий партнеров, быстрое формирование у них общей картины ситуаций и возникновение эмпатической связи друг с другом [11].
2) конфронтация - есть, напротив, одностороннее или обоюдное неподтверждение ролевых ожиданий, расхождение партнеров в понимании или оценке ситуации и возникновение известной антипатии друг к другу [5].
Как отмечает А. Б. Добрович, согласно конвенциональным нормам общения чувство антипатии должно скрываться и имеющиеся расхождения следует вербализовать в корректной форме [5, с. 77].
Результат общения обычно связывают с целью общения - с достижением/недостижением речевого намерения говорящего. По тому факту, достигнута ли коммуникативная цель, выделяются два типа общения:
- эффективное (общение со знаком «плюс»);
- неэффективное (общение со знаком «минус»).
И. А. Стернин под «эффективным общением» понимает «баланс отношений» - равновесие между участниками общения, когда достигается коммуникативная цель [9, с. 6].
Двумя наиболее важными аренами языковых конфликтов являются образование и массовая коммуникация.
По содержанию (классификация Л. Коузе-ра) конфликты могут быть:
- реалистические - вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ;
- нереалистические - имеют свое целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
По характеру участников конфликты делятся на четыре вида:
- внутриличностные;
- межличностные;
- между личностью и группой;
- межгрупповые.
Выделяют три основных типа личности:
- деструктивный (субъект, склонный к развертыванию и уселению конфликта, к подчинению другого человека, его интересов своим, к унижению другой стороны вплоть до полного его подавления и разрушения). В быту это эгоист, зачинщик споров и скандалов; в учреждении - кляузник, сплетник; в толпе - инициатор беспорядков и разрушительных действий.
- конформный (субъект пассивный, склонный уступать, подчиняться). Такая модель поведения опасна, потому что люди такого типа объективно способствуют и содействуют чужим агрессивным проявлениям; в других случаях она может сыграть и положительную роль: уступка, компромисс -лучший способ остановить конфликт;
- конструктивный (субъекты стремятся погасить конфликт, найдя решение, приемлемое для обеих сторон) [9, с. 122-124].
Опираясь на признаки, проявляющиеся в определенном стиле поведения и существенно влияющие на вербальное поведение человека, выделим три типа личностей на основе их коммуникативных установок:
- установка на конфликт, конфронтацию;
- установка на устранение, невмешательство;
- установка на сотрудничество, кооперацию.
Под языковым конфликтом нередко понимается политический конфликт под языковыми лозунгами.
В социолингвистике отношения между языком, национализмом и формированием национальных государств были выведены в фокус исследовательского внимания благодаря основополагающей работе Джошуа Фишмана еще в 70-е гг. ХХ в.
Для выяснения потенциала языковых конфликтов необходимо учитывать не только известные качественные и количественные параметры языковых ситуаций, но и то, что граждане думают о языках, на которых говорят в их стране, и в целом о языковой ситуации. Речь идет о так называемых языковых идеологиях.
Язык является символом и подвержен идеологизации. Он может преувеличивать или приуменьшать этнические, социальные, религиозные либо другие различия и служить, таким образом, катализатором в таких социальных процессах, как модернизация, мобилизация, коммуникация и национальное формирование.
Несмотря на существенную роль украинского языка в общественной жизни Украины, он не стал ключевым фактором в сплочении нации, из чего можно сделать вывод, что политические, экономические и социокультурные факторы играют более важную роль в данном процессе. Чтобы объединить население под одним языком, необходимо создать ряд социальных и экономических условий, способствующих этому, а добиться этого исключительно политическими манифестами невозможно.
Переход от тоталитарного режима к демократической системе чаще всего сопровождается обострением межэтнических отношений, а в некоторых странах приводит к возникновению конфликтов.
Языковой конфликт, по сути, представляет собой конфликт понимания, т. е. нарушения коммуникации. Он может реализоваться как конфликт интересов и ценностей языковых сообществ, находящихся в ситуации контакта, а также его можно рассматривать как конфликт идентичностей. Язык в этом случае выступает как символ принадлежности к «своим» или «чужим» [12].
В языковом поведении населения Украины существуют две тенденции: с одной стороны, система укоренившихся ценностей, в которой русский язык занимает более высокий социальный статус, с другой - новая идеология, согласно которой украинский язык является символом новой Украины, ее независимости и суверенитета.
Среди факторов, определяющих социальное поведение говорящих в выборе русского языка, основными являются следующие: пророссийская ориентация, двухкультурная ментальность определенной части населения страны, отсутствие явной необходимости изучать украинский язык и инертное пассивное поведение большинства людей, господство русского языка в сфере бизнеса и экономики.
Основанием для возникновения языкового конфликта является сам факт существования разных идиоэтнических языков и вытекающая из этого проблема понимания.
На постсоветском пространстве коммуникативные предпосылки языковых конфликтов на социолингвистическом уровне обусловлены особенностями многоязычных языковых ситуаций, в первую очередь асимметричным билингвизмом. Борьба за идентичность, в том числе языковую, сохраняет свое значение в процессе построения новых национальных государств.
За годы независимости украинский язык приобрел неоднозначный характер: с одной стороны, он стал символом объединения украинской нации, с другой - он обернулся причиной языковой конфронтации в стране.
Язык стал средством этнополитического давления на Украине. Использование языка в качестве орудия привлечения определенной части населения на свою сторону стало причиной недоверия властям и социальной напряженности в обществе.
Этноязыковой конфликт - всегда явление политическое. Инициаторы перемен
ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ ^ (25) 2014 гуманитарной науки и образования - V л
стремятся к изменениям ситуации только в культурно-языковой области.
Специфика современной языковой ситуации на Украине обусловлена двуязычием; социальной, этноязыковой, социокультурной и территориальной поляризацией страны; несоответствием между языковым и этническим составом населения и неравномерным функционированием русского и украинского языков в различных отраслях социальной сферы.
Любой этнический конфликт имеет поэтапное возрастание степени напряженности.
В период ценностно-символической стадии зарождения конфликтной ситуации выдвигаются требования повышения роли языка коренного населения региона.
Сегодня мало кто будет спорить, что тема русского языка на территории Украины продолжает быть, как и раньше, козырной картой в чьей-то политической игре, и продуманный, хоть и старый, инструмент полит-технологов опять используется как главное орудие в предвыборной гонке.
Созревание конфликтной ситуации может произойти, когда наблюдается стремление перераспределить властные полномочия в пользу одной этнической группы за счет других групп. Этничность находит свое выражение в форме этнонациональных интересов и становится для местной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизации существующего этнополити-ческого пространства в свою пользу, что в свою очередь влияет на языковую ситуацию.
Так, оппозиция 25 мая 2012 г. с самого утра блокировала президиум Верховной Рады. Днем ранее в украинском парламенте произошла массовая драка. Эти события были связаны с рассмотрением Радой законопроекта по языкам, который значительно расширяет права и статус русского языка.
Согласно данным современной этнической конфликтологии каждый этнонацио-нальный конфликт имеет по крайней мере четыре фазы (периода) в развитии:
- латентный период;
- проявление конфликта;
- активное течение конфликта;
- последствия конфликта.
Существует несколько типов классификаций этнических конфликтов. В отечественной литературе они подробно проанализированы В. А. Тишковым [10].
Так, по форме проявления он различает:
- латентные/ скрытые (могут существовать десятилетиями и более и перерастать в открытые лишь в определенных общественных условиях);
- актуализированные (открытые) конфликты [10].
В течение латентного периода (первой фазы) для предотвращения конфликта прежде всего следует:
- добиться практической реализации принципа гражданского равноправия, все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность для получения гражданства;
- в новых национально-государственных образованиях начинать деятельность с нулевого варианта гражданства;
- проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно подвергшихся ранее дискриминации;
- реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.
Межэтнические конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные).
В свою очередь насильственные конфликты (конфликты-бунты, конфликты-погромы) проявляются в форме:
- региональных войн с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений;
- кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами.
Формой невооруженных конфликтов являются:
- митинги;
- демонстранции;
- голодовки;
- акции гражданского неповиновения.
Культурно-языковые конфликты возникают
на основе требований оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или общественной жизни. Здесь также возможен компромисс за счет изменения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества или путем признания территориальной автономии этнических меньшинств.
Э. А. Паин и А. А. Попов предложили разделять этнические конфликты на три категории:
1) конфликты стереотипов;
2) конфликты идей;
3) конфликты действий [13].
Первый тип этой классификации подразумевает такой характер конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы». С этого начинался армяно-азербайджанский конфликт.
Характерной чертой второго типа этой классификации является выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средствах массовой информации, в литературе и других средствах коммуникации начинает обосновываться «историческое право» какого-либо этноса на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы.
Третий тип конфликта по этой классификации - конфликт действий означает проведение митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений с оппонентами и органами власти.
Данная типология, как и все другие, имеет достаточно условный характер, поскольку любой этнический конфликт одновременно соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его точной оценки следует не только устанавливать основные его причины, но и определять все многообразие составляющих его факторов.
Если взять за основание классификации территорию проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ, то можно выделить следующие типы этнонациональных конфликтов:
- межгосударственные, внешние конфликты;
- региональные конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства;
- конфликт между центром и регионом;
- местные конфликты - между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (например, в одном городе, области).
Начиная со становления Украины как самостоятельного государства не прекращаются политические дискуссии по поводу ста-
туса русского языка в этой стране. Вот уже много лет этот вопрос служит одним из эпицентров противостояния властных структур и общественного мнения. Часто проблема статуса русского языка служит лишь спекулятивным политическим целям во время предвыборных кампаний, по окончании которых она вновь перестает затрагиваться.
По сложившимся историческим обстоятельствам русский язык и русское население занимают особое место в социальной структуре украинского общества, и игнорирование данного факта способно только усугубить данную ситуацию.
Взаимно выработанные и признанные правила ведения конфликта позволяют избежать наиболее острых, прежде всего насильственных, проявлений конфликта, не лишая стороны возможности преследовать свои интересы и цели и в условиях определенной языковой ситуации бороться за реализацию своих интересов ненасильственными способами.
Нужно учитывать, что язык - главный фактор национальной самоидентификации, основной признак этнического отличия.
Некоторые политологи и социолингвисты считают, что придание русскому языку статуса государственного будет способствовать центробежным тенденциям на юго-востоке страны, провоцирующим раскол единого государства.
Однако нельзя забывать, что исторически все южные и восточные регионы Украины формировались в условиях безусловно преобладающего влияния русской культуры и языка, которые воспринимаются ими как родные.
Международная практика показывает, что проблемы в сфере языка часто приводят к обострению межнациональных отношений и могут способствовать центробежным тенденциям в государстве (как например, во Фландрии или Квебеке), в то время как наличие официального статуса у двух или большего числа языков является распространенной практикой в современном мире.
Нестабильная языковая ситуация, политическое манипулирование языком непосредственно влияют на языковое поведение людей.
Решение языкового вопроса может стать предпосылкой преодоления раскола, существующего в современном украинском обще-
60 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ ^ (25) 2014
гуманитарной науки и образования - V л
стве, а дерусификация, проводимая в стране, мыми, неизбежными. Они имеют случайный может привести к эскалации конфликта на статус. На наш взгляд, конфликты не только языковой почве. не могут быть названы моральным и культур-Если развертывание этнонационального ным элементом общения, они разрушают об-конфликта дошло до насильственной формы щение, поэтому конструктивных конфликтов проявления, то первым шагом на пути его уре- быть не может «по определению». гулирования является прекращение насилия и Основу любого языкового конфликта со-организация диалога между сторонами. ставляет ситуация, включающая противоре-Таким образом, решение конфликта мо- чивые позиции сторон, либо спорные цели жет быть полным или частичным: и средства их достижения в данных об- полное решение через преобразования стоятельствах или несовпадение интересов, объективной конфликтной ситуации; желаний. Однако для того чтобы языковой - частичное решение вследствие измене- конфликт начал развиваться, необходим ин-ния объективной конфликтной ситуации в цидент, когда одна из сторон начинает дей-связи с потерей заинтересованности в кон- ствовать, ущемляя интересы другой сторо-фликтных действиях. ны. Если противоположная сторона отвечает Таким образом, можно сделать вывод, что тем же, конфликт из потенциального перехо-конфликты в общении не являются необходи- дит в актуальный.
Библиографический список
1. Анцупов А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2002.
2. Блакар P. M. Язык как инструмент социальной власти / P. M. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.
3. Вайнрих Х. Лингвистика лжи / Х. Вайнрих // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.
4. Громова О. Н. Конфликтология / О. Н. Громова. - М. : Ассоциация авторов и издателей «Тандем» ; ЭКМОС, 2001.
5. Добрович А. Б. Ролевая модель межличностного общения / А. Б. Добрович // Принципиальные вопросы теории знания : Труды по искусственному интеллекту : УЗТГУ - Вып. 688. - Тарту, 1984.
6. Ильенко С. Г. К поискам ориентиров речевой конфликтологии / С. Г. Ильенко // Аспекты речевой конфликтологии : сб. ст. - СПб., 1996.
7. Комлев Н. Г. Лингвосемантические мотивы возникновения и разрешения межперсонального конфликта / Н. Г. Комлев // Тезисы VI Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М., 1978.
8. Светлов В. А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решения в конфликтных ситуациях : учеб. пособие / В. А. Светлов. - СПб. : Росток, 2003.
9. Стернин И. А. О понятии эффективного общения / И. А. Стернин // Преподавание культуры общения в средней школе. - Воронеж, 1995.
10. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России / В. А. Тишков. - М., 1997
11. Третьякова В. С. Речевой конфликт и гармонизация общения : дис. ... д-ра филол. наук / В. С. Третьякова. - Екатеринбург, 2003.
12. www.uames.org.ua/mdex.php?option=com...id...f
13. soc.rsuh.ru>section.html?id=7386
Поступила в редакцию 13.10.2013.
Сведения об авторе
вусик Анна леонидовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и славянской филологии Бердянского государственного университета (Украина). Область научных интересов - социолингвистика. Автор более 60 научных публикаций и учебно-методических пособий.
Тел.: +38 050 636 586
E-mail: filolog29@mail.ru