Научная статья на тему 'Языковое выражение толерантности и политкорректности: киноиндустрия'

Языковое выражение толерантности и политкорректности: киноиндустрия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковое выражение толерантности и политкорректности: киноиндустрия»

Чалая М.А.1, Филиппова Ю.В.2 ©

1 Ассистент преподавателя кафедры иностранных языков;

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков.

Санкт-Петербургский государственный электротехнический Университет "ЛЭТИ"

ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ:

КИНОИНДУСТРИЯ

В разных языках всегда легко появлялись выражения, призванные унизить и выделить какую-то отдельную группу населения. Читателю может быть знакомо что-то из следующего: "redneck", "blue collar", "nigger", "slanty-eyed", "kaffir", "cooli", "мажор", "четырёхглазый", "хрустик", "овуляшка", "ватник", "фитоняшка". Некоторые из этих слов подчёркивают жизненные предпочтения или этничность обозначаемого человека, однако на основании каждого слова можно выстроить стереотип или целый образ. Такой стереотип, если он транслируется медиа, возможно формирует мнение людей об окружающих. Почему так важно выбрать слово, чтобы быть способным проявить уважение и толерантность к другому человеку? Главным образом поскольку "молодой" - это возраст, "семья с высоким достатком" - это финансовое положение, а вот "мажор"/"золотая молодежь" - это целый образ, включающий жизненные ценности и поведение. То есть, заклеймив кого-то "мажором", потому что он молод, хорошо одет и приехал на недешёвой иномарке, мы можем не интересоваться какие у него ценности (стереотип любезно преподносит эти знания), зато начнем немедленно испытывать неприязнь, так как у термина негативная коннотация. Прекрасной иллюстрацией трансляции образа может послужить фильм "Золотая молодежь" (2003) с лозунгом "Секс. Скандалы. Знаменитости. Это вечные ценности". Более известен фильм "Жестокие игры" (1999), в котором показано, как богатые молодые люди развлекаются всё тем же беспорядочным сексом, манипуляциями, доведением до самоубийства. Такой сильный однонаправленный поток информации может привести к устойчивой ассоциации - молодой из богатой семьи, значит, "золотая молодежь", значит безнравственный и распущенный. Это подогревает межклассовую вражду. Межклассовая толерантность - это, пожалуй, наиболее заброшенная область социологических исследований и программ. В США, например, очень много внимания уделяют расовой и национальной, а также сексуально-ориентационной толерантности. Для многих жителей США услышать слово "nigger" - такое же потрясение, как получить пощечину. Конечно, в кинематографе для создания дополнительной эмоциональной напряжённости это допустимо в определённых контекстах, но обычно используется очень дозированно. В этом плане очень интересный киноэксперимент провёл Квентин Тарантино. Он снял фильм "Джанго Освобождённый" (2012) о периоде перед отменой рабства. Он не только живописал все ужасы и жестокости, сопряженные с рабством, но и использовал слово "ниггер" 110 раз, иногда по несколько раз в минуту. Мне довелось побыть на одном из сеансов среди американской публики, и было заметно, как они вздрагивают при каждом его употреблении. Более того, вздрагивала и я, потому что знала, что это недопустимо, при этом у меня совершенно не возникало никаких мыслей о противопоставлении черных и белых или периоде рабства, само слово вызывало содрогание, потому что его звучание табуировано. Тарантино неоднократно критиковали за "чрезмерное использование слова на букву Н". (6) Вот интересный вопрос: какой вклад в толерантное отношение к афро-американцам Тарантино внёс такой выходкой? С моей точки зрения, он "привязал обратно" запрещенный набор фонем к истинной жестокости и пренебрежением чужими жизнями, которое привело к табуированию такой лексики. Однако, просто удивительно, как много внимания уделяется расовой толерантности при том, что понятие "раса" не имеет биологического смысла. (3) Еще в 1950 году UNESCO опубликовало заявление о том, что все люди принадлежат к одному биологическому виду, а

© Чалая М.А., Филиппова Ю.В., 2016 г.

понятие "раса" - не более, чем миф. К настоящему моменту собрано огромное количество свидетельств подтверждающих эти данные. В двадцать первом веке большинство западных ученых уже не сомневается в том, что рас не существует. Но мы же такие разные! Цвет кожи, форма глаз, рост - всё варьируется и заметно. Оказывается, что каждый расовый признак определяется несколькими генами, ареал которых не совпадает, то есть можно говорить скорее о наличие географически обусловленных полиморфных генетических особенностях, нежели о "расах". (3) Забавная получается ситуация: рас не существует, а расизм -существует. Может быть, если бы не было слова "раса", не было бы и "расизма"? Кстати, понятие нация и национальность тоже не имеют биологического основания. Социокультурное, историческое, политическое - да, но не биологическое. Собственно, у наций вообще нет никакого универсального дифференцирующего признака. Поэтому, возможно, если бы люди начали себя воспринимать в первую очередь, как членов одного биологического вида, а не "французов", "англичан", "русских", то и о национализме говорить стало бы сложнее. То же применительно к религии и политике. К сожалению, в современном обществе всё перевернуто с ног на голову, люди сначала идентифицируют себя как "христиан" или "мусульман", "американцев" или "украинцев", "демократов" или "коммунистов", и только потом уже - как людей.

Есть масса фильмов, которые показывают перевоспитание типичного зашоренного "иста". Одним из наиболее широко известных является фильм "Американская история X" (1998) с Эдвардом Нортоном в главной роли. По сюжету молодой крайне агрессивный и убеждённый скинхед попадает в тюрьму, где подвергается насилию со стороны других заключенных (кстати, таких же белых скинхедов). Главный герой оказывается в изоляции от "таких же как он", и его единственным другом становится чернокожий заключенный. После выхода из тюрьмы он уже полностью убежден, что хорошие и плохие люди могут иметь любой цвет кожи. Он с сожалением рассматривает в зеркале свастику, вытатуированную у него на груди. Действительно, очень часто люди негативно относятся к представителям других популяций и конфессий просто из-за того, что недостаток знания компенсируется услужливо предоставленным словом-ярлыком и идущим с ним бок о боком образом-стереотипом. Национальная, расовая, религиозная нетолерантность возникает благодаря отсутствию личного опыта и трансляции негативного образа. Однако ведь не обязательно люди стигматизируют то, с чем знакомы исключительно по произведениям художественной литературы и кино.

Межклассовая нетолерантность подкрепляется очевидными и воспринимаемыми различиями, которые можно наблюдать ежедневно. Бедняк - плохо одет, а у богача дорогая машина. К этим очевидным признакам с лёгкой руки фольклора прикреплены довески-стереотипы. Бессердечных богачей можно наблюдать практически в любом детском мультфильме (вспомним хотя бы Кощея Бессмертного). Хотя, детям также транслируют и образ благородного бедняка, но чаще всего как переходную стадию к заслуженному богатству ("Золушка"). Есть, конечно, и исключения, в которых мы видим сюжетных близнецов "Американской истории Х", например "Принц и нищий".

Рассмотрим полвека жизни одного прозвища, выражающего презрение одного класса к другому. Redneck - это термин, преимущественно используемый для бедного белого (caucasian) человека на Юге США. (2) У термина есть и синонимы, такие как: cracker, hillbilly, white trash. (3) К 1970 году этот термин уже прочно укрепился, как оскорбление, подразумевающее неотесанность, нетерпеливость и нетерпимость. (8) Дословно "red neck" переводится, как красная шея, потому что большинство из тех, кому предстояло стать обозначаемыми этим словом, много работали на солнце, и их шеи обгорали. Хотя еще ранее это слово периодически применяли к членам союза шахтёров (которые не работали на солнце, но носили красные платки в знак солидарности). Слово с лёгкостью путешествовало по миру, и в Африке послужило для уничижительного обозначения английских колонистов в видоизменённой форме, переводе на африкаанс, - "rooinek". На протяжении истории красношеими называли очень многих - и последователей определённой конфессии, и

профессии. Однако, наиболее известен именно тот стереотипный образ, для обозначения которого используют синонимы hillbilly и cracker. В кинематографе образ красношеего эксплуатировался несчётное количество раз. Далеко не всегда слово "redneck" было произнесено, но "семейные черты" всегда узнаются безошибочно. Так, например, можно даже выделить целый поджанр "redneck horror movie". Типичный сюжет будет выглядеть так: компания городских людей (которым должен сочувствовать зритель) отправляется в путешествие, сбивается с дороги или просто встречает "в глубинке" семью или компанию реднеков, которые оказываются маньяками-убийцами и, например, устраивают охоту за героями, как за животными. Примерами таких фильмов могут послужить "Техасская резня бензопилой" (1974), "У холмов есть глаза" (1977). Стоит заметить, что эти фильмы, выпущенные как раз когда образ реднека прочно закрепился, были пересняты позже - в 2003 и 2006, и сам образ особых изменений не претерпел. Более того, и в наше время фильмы в жанре "redneck horror movie" появляются нередко. Например, "Выродки" (2011), "Albino farm" (2009) (приводится оригинальное название, т.к. фильм не получил широкой огласки в русском прокате, однако он примечателен тем, что в его описании прямо используется слово "redneck": "College students exploring the Ozark Mountains for a school assignment, stumble upon a group of scary, redneck cave-dwellers"), "Западня" (2008). Однако, чем ближе к современности (вне жанра redneck horror movie), тем очевиднее происходит дестигматизация термина. Так, например, в 1993 году ситком "The Beverly Hillbillies" показывает положительный образ бедной семьи реднеков, перебирающейся в Калифорнию после обнаружения нефтяного месторождения на своём участке. Хотя они и не знакомы с телевизором или телефоном, они не отличаются никакими ярко-выраженными негативными чертами, и представлены скорее забавно и трогательно. Пожалуй, на данный момент апогеем дестигматизации термина можно назвать сериал "Ходячие мертвецы", впервые вышедший в 2010 году и с успехом продолжающимся до сих пор. Действие сериала происходит в мире после зомби-апокалипсиса. Богатых и бедных больше нет, все одинаково грязные, усталые и убегают от зомби. Однако даже в такой демократичной (или анархичной?) обстановке один из главных героев - вопиюще типичный реднек. Он из глубинки, его речь проста, он эмоционально замкнут, его хобби - охота, он даже в самом начале Апокалипсиса, когда не у всех ухоженных женщин успел поблекнуть маникюр, плохо пострижен и одет в какое-то тряпьё. Манеры у этого реднека, Дэррила Диксона, отсутствуют как класс. Чтобы зритель ни секунду не сомневался в том, что это - реднек, он даже какое-то время носит красный платок. По мере развития сериала мы можем "развернуть" и "отторгнуть" стереотип реднека, ведь Дэррил Диксон 1) агрессивен, но не жесток; 2) не обладает красивой речью, но разумен; 3) не эмоционален, но способен к сочувствию.

Причем по ходу развития сюжета Дэррил Диксон никоим образом не перевоспитывается, и не перестаёт быть "реднеком" - когда у группы выживших появляется возможность помыться или постричься, он относится к ней с демонстративной прохладой. Если есть возможность выпить - он выпьет. Он - типичный реднек, просто благородный, отважный и добрый. Несмотря на то, что он не является "самым главным героем" или центральным персонажем, несмотря на то, что у него не так много экранного времени, и, наконец, несмотря на то, что он самый типичный реднек, согласно опросу IMDB он в три раза обходит по популярности самого главного героя. (8) Люди любят Дэррила Диксона -типичного реднека. "Ходячие мертвецы" лучше всяких запретов и табу показали, что даже человек обладающий почти всеми внешними признаками какого-то негативного стереотипа вовсе не обязательно должен быть плохим или порочным. Это - отличная позитивная практика для развеивания стереотипов и укрепления толерантности.

Деятельность кинематографистов и «создаваемая ими виртуальная реальность» может наносить существенный ущерб развитию толерантности. Поэтому задача деятелей искусства - соизмерять свою деятельность с традициями межнационального мегаполиса, каким, например, является Санкт-Петербург.

Литература

1. Витгенштейн Л. Философские работы. М, 1994, с.75-319

2. Зубов А. А. Миф о нереальности внутривидового разнообразия человечества // Наука о человеке и общество: итоги, проблемы, перспективы. — М., 2003. — С. 11-22.

3. Шнирельман В. А. Порог толерантности, т.1. 2011 Глава 5. с. 92-104

4. Harold Wentworth, and Stuart Berg Flexner,Dictionary of American Slang (1975), с. 424.

5. Jim Goad, The Redneck Manifesto: How Hillbillies, Hicks, and White Trash Became America's Scapegoats (1998), с. 17-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.