Г.Ю. Прокопенков
ОБРАЗ «ЮЖАНИНА» В СОВРЕМЕННОМ АМЕРИКАНСКОМ ЮМОРИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Статья посвящена анализу образа «южанина», представленного в американском юмористическом дискурсе на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Междисциплинарный подход позволяет исследовать конструкцию национальной и региональной идентичности через образ «Другого» с учетом внешней и внутренней политики США.
Ключевые слова: идентичность, Юг, США, юмор, южанин, дискурс.
В контексте современного глобализованного и мульти-культурного мира с его стремлением преодолеть постмодернистскую парадигму исследование идентичности хоть и в иных условиях, но сохраняет свою значимость в силу постоянной активизации культурной памяти нации с целью определения собственного места в исторической системе координат. Постмодернизм постулирует положение о том, что раз прошлое невозможно уничтожить, а идентичность всегда исторична, «его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»1. В этом смысле изучение «юмористического» измерения идентичности репрезентативно, поскольку оно выявляет существенные, а не акцидентные (случайные) свойства высмеиваемого объекта2, а в качестве формы восприятия инаковости и вовсе стремится к принятию и пониманию «Другого».
Существующие теории юмора3 направлены на исследование его генезиса и определение функционального диапазона. При этом, как представляется, юмор необходимо рассматривать прежде всего в качестве дискурсивной практики, в которой социальная норма или интертекстуальная составляющая нарушается4. Таким образом, юмор требует наличие пресуппозиции, т. е. тех условий и контекстов, которые «должны иметься для того, чтобы предложение было понято в его "преднамеренном" значении»5. Говоря о современном
© Прокопенков Г.Ю., 2015
американском юморе, посвященном Югу США, пресуппозицией выступают представления о регионе, формирующие образ и культуру его жителей.
В качестве основных источников выступают современные американские мультипликационные юмористические сериалы: «Симпсоны»6, «Король горы»7, «Южный парк»8, «Гриффины»9. Выбор в первую очередь обусловлен продолжительностью и систематичностью общения сериалов со зрителем10. Интенсивность данного общения и следы его влияния потенциально более значительны, если вести речь о сериалах, идущих в прайм-тайм и приобретших статус культовых.
Кроме того, в современном мире информацию и материал для самоидентификации люди получают, главным образом, через средства массовой коммуникации, особенно телевидение11, аудитория которого огромна12. Также предполагается, что влияние телетекстов естественнее и глубже, чем влияние других типов телепрограмм, так как представленные на экране значения художественного текста не навязываются, а постигаются во время игры-потребления13.
Дискурс-аналитический метод, в силу гибкости привлекаемого инструментария, позволяет для каждого нового исследования создавать необходимую для раскрытия темы на данных источниках конфигурацию подходов. Так как телеполотно - это своего рода Текст (сложноустроенная семиотическая система), для работы с его контентом я привлекаю стратегии и терминологию из области текстового анализа. Учитывая тот факт, что телевидение комбинирует ряд искусств и эксплуатирует множество форматов, что делает его язык-дискурс особенно трудным для анализа по всем параметрам, необходимо в конкретном исследовании ограничить себя методологически - в соответствии с особенностями рассматриваемых источников. В данном случае речь идет о художественном мультипликационном фильме в формате сериала, т. е. долго длящегося нарратива. В художественном произведении, существующем как замкнутая, самодостаточная система знаков, ключевыми элементами структуры являются мир произведения, его тематика и проблематика, культурные, исторические и другие ассоциации, сюжетные линии и персонажи. Именно эти элементы будут в центре моего анализа содержания сериалов, для чего я использую сочетание семиотического и нарративного подходов. Анализ формы источников будет возможен благодаря предварительному введению в парадигму дискурса мультипликационных сериалов на американском телевидении, что включает знание жанров и разновидностей сериалов, а также порядка их производства14.
Прежде чем перейти к рецепции южан их антагонистами, необходимо сделать уточнение. Дело в том, что Юг США не является гомогенным регионом. По этой причине образ южанина - явление многослойное, включающее в себя представления о конкретном штате, религиозной принадлежности, стиле жизни и т. д. Так, например, наиболее бедная прослойка южных фермеров получила прозвище «реднеки» (Redneck, «красношеии»), а те из них, которые населяют район гор Аппалачи, в свою очередь, зовутся «хил-лбилли» (Hillbilly, «Билли с холмов»). В Луизиане и Техасе южан, потомков французских переселенцев, называют каджунами, кейд-жунами (cajuns)15. В этом смысле интересно выявление именно тех представлений, которые определяют «южность», т. е. конституирующий признак региональной идентичности.
Говоря о конструировании американского дискурса идентичности посредством южного «Другого», возможно выделить три долгосрочных тренда восприятия Юга в Соединенных Штатах.
Во-первых, к наиболее устойчивым трендам в юмористическом дискурсе следует отнести бинарную оппозицию «Север - Юг» и соответствующее дихотомичное видение общеамериканских и глобальных процессов. Юг как внутренний «Другой» позволяет ответить на вызовы времени. Во внутренней политике дискурс южной идентичности актуализирует проблемы расизма и толерантности, попрание принципов демократии, дифференциации и неоднородности американского общества и регионизации страны.
Так, в результате президентских выборов в США в 2000 и 2004 гг. в качестве шутки была составлена карта вымышленного государства Соединенных Штатов Канады и Земли Иисуса. В соответствии с распределением голосов, отданных за представителей демократов и республиканцев, объединение США и Канады образовало два региона без разрывов: демократические штаты Северо-Востока и Тихоокеанского побережья (в содружестве с Канадой) и консервативные южные штаты16. Ориентация на Библейский пояс (как еще называют американский Юг за его патриархальные ценности) стала одной из причин неудачного политического курса республиканской администрации Дж. Буша-мл.
Во внешней политике Юг оказывает влияние на курс США в отношении региональных конфликтов и связанных с ними проблем соотношения национально-гражданской принадлежности и самоопределения регионов. Это приобретает особое значение не только для Соединенных Штатов с учетом вызовов со стороны испаноязычной части населения, но и для всего мира в условиях
многочисленных территориальных споров между региональными общностями и титульными нациями.
Гражданская война как «место памяти»17 также играет важную роль в подтверждении мессианской цели внешней политики США. Уходящая корнями в колониальный период истории Америки, идея мессианизма неразрывно связана с религиозной сферой и актуализируется в условиях борьбы Соединенных Штатов с терроризмом на фоне конфронтации цивилизации Запада и исламского мира и акцентирования религиозных различий. Так, мультипликационный герой, вынужденный переехать на Юг по программе защиты свидетелей, восклицает: «Неважно, откуда вы родом, до тех пор, пока мы все одной религии!»18 В современном мире для США приоритетным конституирующим оказывается не внутренний «Другой» в лице Юга, а внешний «Чужой» в лице исламских фундаменталистов.
Во-вторых, к одной из основополагающих относится идея отсталости (backwardness) Юга. Довоенный период истории США (первая половина XIX в.) ознаменовался конфронтацией Севера и Юга, в итоге приведшей к Гражданской войне. Идеологическая борьба по вопросу о рабстве способствовала формированию двух идентификационных моделей: Север культивировал идею экономической и культурной отсталости Дикси, а Юг закреплял за собой исключительную роль в сохранении наследия отцов-основателей. Поражение Конфедерации привело к кризису южной я-концепции. В условиях послевоенного периода Реконструкции идентичность Юга была трансформирована: ретроспективно и под влиянием возросшего национализма произошла романтизация эпохи, предшествовавшей Гражданской войне, как золотого века южных идеалов.
Север совместил миф о золотом веке с идеей отсталости Юга. Сумма этих двух идентификационных мифологем существенно превзошла эффект каждой в отдельности. Север сформировал представление о южном традиционализме в его классическом понимании. Золотым веком остался довоенный Юг, а вместе с ним консервировалась и региональная отсталость. Прогресс не тронул Юг со времен Гражданской войны. Южане по-прежнему живут на плантациях, которые ныне не обрабатываются в силу отсутствия рабской силы. Собирательство и охота скорее являются досугом и веселым времяпрепровождением, нежели необходимостью. До сих пор используется гужевой транспорт. В равной степени традиционализм отразился и в идеологической сфере19.
В-третьих, проигрыш в Гражданской войне, являясь точкой бифуркации, оказал влияние на историческую память южан и
формирование их послевоенной региональной идентичности. Эта идея получила название «Проигранное Дело» («Lost Cause»)20. Появившаяся после войны и обозначающая идеалы Старого Юга, которые исчезли после поражения конфедератов, идея о «Проигранном Деле» вновь стала актуальна в США, что выразилось в неослабевающем общественном внимании к довоенной истории Юга: общественные дискуссии о Старом Юге, создание обществ памяти Конфедерации, публичные церемонии, посвященные погибшим солдатам армии южан, а также повышенный интерес к изучению источников, так или иначе связанных с историей довоенного Юга.
Одним из наиболее популярных юмористических сюжетов является историческая реконструкция событий Гражданской войны в ходе празднования Дня поминовения. Американцы делятся на южан и северян для воссоздания знаковых сражений войны. Однако изображающие конфедератов (многие из них представлены как до сих пор живые ветераны Гражданской войны) предпринимают попытку пересмотра результатов войны, которые, по их мнению, являются несправедливыми21.
Причиной стремления южан исправить историю во многом является низкий уровень образования или вовсе отсутствие такового. Церковь заменяет учебные заведения, которые при условии их наличия в южной глубинке не просвещают, а пропагандируют идеалы довоенного периода: расизм, ксенофобию, патриархальные ценности. Усвоение подобной этики возможно благодаря отсутствию технологий и СМИ22.
Говоря о значении религии в духовной сфере южан, необходимо сделать уточнение. Фундаментализм, возникший как ответ на серию модернистских публикаций в США в начале ХХ в., буквально означает «обожание священных книг» и характеризуется тенденцией истолковывать Библию23. Исходя из этого фундаментализм отличается неприятием всех форм образования, подрывающих веру в библейский текст. Однако в представлении северян южный фундаментализм с учетом современных реалий все более приобретает форму интегризма, т. е. такого устройства общности, в котором решающее влияние оказывает религиозность24. Она пронизывает все сферы жизни общества. В шуточной форме представлены выдуманные законы Юга, добрая половина которых регламентирует и уточняет порядок поведения в церкви или прописывает напрямую связанные с религией обязанности и права25. В отличие от бытового расизма и нетерпимости к любой форме инаковости, имеющих природные корни, интегризм представляет собой теоретическое учение, требующее мощного идеологического обоснования,
которым Юг не располагает. Север попросту экстраполирует идею интегризма на южное общество для обоснования генезиса расизма и других проявлений нетерпимости.
Выделив устойчивые тренды в формировании образа «южанина» в юмористическом дискурсе, следует определить тенденции последних лет.
Прежде всего это языковые различия. Юг США, будучи неоднородным регионом, изобилует различными диалектами. На прак-сеологическом уровне восприятия происходит противополагание себя южному «Другому». Комедийный мультсериал «Король горы» повествует о жизни типичной южной семьи из Техаса. В данном сериале высмеиваются такие особенности южного английского, на котором общаются персонажи, как нечленораздельность, фонетическая девиация, использование архаизмов и обсценной лексики, нарушение грамматических правил26. Эмфазирование подобных черт значимо, поскольку язык является не только важнейшим средством идентификации с определенной нацией, но и маркером культуры, ее адаптивности и интегративности.
Также особый интерес представляет визуализация дискурса южной идентичности. В основу представлений о телесности южанина закладывается принцип калокагатии, определяющий соответствие между внутренним и внешним человека: доброе всегда прекрасно, злое обязательно некрасиво и даже уродливо. Соответственно своим характеристикам выглядит глупый, ленивый, страдающий от алкоголизма южанин. Палящее солнце плантаций Юга пигментировало кожу и высветлило волосы южан. Однообразный рацион, состоящий из кукурузы, кукурузы и кукурузы, спровоцировал гингивит (воспаление десен), искривление зубов и физическую слабость. Одежда южанина также соответствует его образу жизни. Засаленный комбинезон поверх голого тела, патриотичная бейсболка с флагом Конфедерации, обувь часто и вовсе отсутствует. Говоря о гендерном измерении южной я-концпепции, стоит заметить, что южанки часто мужеподобны, а иногда и вовсе андрогинны. Здесь же выступает связанная с телесностью тема сексуальности. Внешне непривлекательные южанки раскрепощены, обладают повышенным сексуальным желанием, в раннем возрасте лишаются невинности. Мужчинам-южанам приписывается склонность к инцесту и зоофилии27. Таким образом в юмористическом дискурсе демифологизируются представления о южных кавалерах и дамах (образы, знакомые по одноименной экранизации романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»).
Говоря о самоидентификационных моделях, выстраиваемых самими южанами, следует выделить две основные тенденции. Первая связана с использованием аналогичных неюжных дискурсивных стратегий и мифологем для конструирования собственной идентичности. При этом высмеивание происходит посредством перечисленных мифов, структурная составляющая которых не затра-гивается28. Вторая тенденция, будучи устойчивым трендом южной я-концепции, определяет исключительность Юга29. Таким образом, юмор не является способом критической саморефлексии, поскольку регламентирует особенность, а значит, и мифологизирует образ южанина.
Форма восприятия действительности посредством юмора представляет попытку принятия и понимания «Другого»30. Однако прорыв на эпистемологический уровень, необходимый для деконструкции мифов и стереотипов восприятия, не происходит, поскольку современные СМИ позволяют смеяться именно по той причине, что «до и после смеха мы непременно плачем»31. Средства массовой информации определяют вполне конкретные границы и способы существования юмористического. Кроме того, в ответ на вызовы времени актуализируются долгосрочные тренды восприятия южанина как «Другого». В этом смысле особое значение приобретает навязывание южной модели вовне с учетом доминанты Соединенных Штатов в секторе мировой массовой культуры. Интерес представляют не столько способы декодирования мифов, стереотипов и образов Юга, сколько их значение в конструировании собственной я-концепции и представлении о США в целом.
Примечание
1 Эко У. Заметки на полях «Имени розы». М., 2012. С. 133.
2 Rescher M, Parks Z. Possible Individuals, Trans-World Identity, and Quantified Modal Logic // Nous. 1973. Vol. 7. № 4. P. 256.
3 Обычно выделяют три теории юмора: 1) теория превосходства, которая представляет юмор как антисоциальное явление; 2) теория несоответствия, в которой юмор выступает как проявление иррационального в человеке; 3) теория освобождения, которая рассматривает юмор как своего рода предохранительный клапан, снижающий социальную и психологическую напряженность. См.: Morreall J. Comic Relief: A Comprehensive Philosophy of Humour. Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2009. P. 32-34.
4 Eco U. The Comic and the Rule // Faith in Fakes. L., 1986. P. 276-278.
5 Keenan E.L. Two Kinds of Presupposition in Natural Language // Studies in Linguistic Semantics / Ed. by C.J. Fillmore, D.T. Langendoen. N. Y., 1971. P. 132.
6 The Simpsons. The Complete Series / I. Maxtone-Graham, C. Clements etc. Original network: FOX. Original run: December 17, 1989 - Present.
7 King of the Hill. The Complete Series / M. Judge, G. Daniels etc. Original network: FOX. Original run: January 12, 1997 - May 6, 2010.
8 South Park. The Complete Series / T. Parker etc. Original network: Comedy Central. Original run: August 13, 1997 - Present.
9 Family Guy. The Complete Series / D. Povenmire, S. Callaghan etc. Original network: FOX. Original run: January 31, 1999 - Present.
10 Михалкович В. История и принцип серийности // Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспективы. М., 1976. C. 37-54.
11 Сухарев Ю.А. Глобализация и культура. М., 1999. С. 44-45.
12 Allen R.C. Why study television at all?, Making television "strange" // Channels of Discourse, Reassambled. 2nd ed. L., 1992. P. 1-4; Холландер П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. СПб., 2000. С. 460-461, 520.
13 Hills M. Fan cultures. L.; N. Y., 2002. P. 112-113.
14 Критический дискурс-анализ // Филлипс Л.Дж., йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004. C. 99-152.
15 Ferrence M. You Are and You Ain't: Story and Literature as Redneck Resistance // Journal of Appalachian Studies. 2012. Vol. 18. Spring-Fall. P. 113-130.
16 Hitt J. Neo-Secessionism // The New York Times. 2004. Dec. 12.
17 Место памяти - крайняя форма, в которой существует коммеморативное сознание в истории, игнорирующей его, но нуждающейся в нем. См.: Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50.
18 Family Guy. To Love And Die in Dixie. Season 3, Episode 12 [Электронный ресурс] // FOX-fun.Ru. URL: http://familyguy.fox-fan.ru/series.php?id=312&voice=8 (дата обращения: 12.09.2014).
19 Ibid.
20 The Myth of the Lost Cause and Civil War History / Ed. by G. Gallagher, A. Nolan. Bloomington, 2004.
21 South Park. The Red Badge of Gayness. Season 3, Episode 14 [Электронный ресурс] // Comedy Central. South Park Studios. URL: http://southpark.cc.com/ full-episodes/s03e14-the-red-badge-of-gayness (дата обращения: 12.09.2014).
22 The Simpsons. Dude, Where's My Ranch? Season 14, Episode 18 [Электронный ресурс] // SEASONVAR.RU. URL: http://seasonvar.ru/serial-1095-Simpsoni-14-sea-son.html (дата обращения: 12.09.2014).
23 The Fundamentals. A Testimony to the Truth, 1910-1912. Vol. I-IV / Ed. by R.A. Torrey. Grand Rapids, MI, 2000.
24 GellnerE. Postmodernism, Reason and Religion. N. Y., 1992. P. 2.
25 Dumb South Carolina Laws [Электронный ресурс]. URL: http://www.ahajokes. com/laws040.html (дата обращения: 12.09.2014).
26 King of the Hill. The Complete Series / M. Judge, G. Daniels etc. Original network: FOX. Original run: January 12, 1997 - May 6, 2010.
27 Family Guy. To Love And Die in Dixie.
28 Engvall B. Just a Guy: Notes from a Blue Collar Life. N. Y., 2007. 256 p.
29 Foxworthy J. Redneck Dictionary. Vol. I-III. N. Y., 2008.
30 Todorov T. The Conquest of America: The Question of the Other. N. Y., 1984. P. 185-186.
31 Eco U. Op. cit. P. 275.