Научная статья на тему '“остров Юг”. Проблема национальной идентичности южан США в первой половине XIX в'

“остров Юг”. Проблема национальной идентичности южан США в первой половине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
406
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / REGIONAL IDENTITY / АМЕРИКАНСКИЙ ЮГ / AMERICAN SOUTH / ДИХОТОМИЯ / DICHOTOMY / ПЛАНТАЦИОННАЯ СИСТЕМА / PLANTATION SYSTEM / РАБСТВО / SLAVERY / МЕНТАЛИТЕТ / MENTALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акманаев Ильнур Ильхамович

В статье анализируются некоторые грани национальной идентичности, свойственные населению южных американских штатов в ХIХ в., и экономические, социальные, культурные и ментальные факторы, обусловившие специфику региональной идентичности Юга по сравнению с северо-американским вариантом идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE ISLAND OF SOUTH”. THE PROBLEM OF NATIONAL IDENTITY OF THE SOUTHERNERS USA IN THE FIRST HALF OF XIX CENTURY

The article analyzes some of the faces of national identity, inherent to the population of the southern US states in the nineteenth century. The author examines the economic, social, cultural and mental factors that led to the specifics of the regional identity of the South compared to the North American version of identity.

Текст научной работы на тему «“остров Юг”. Проблема национальной идентичности южан США в первой половине XIX в»

УДК 94(74/79)

Акманаев Ильнур Ильхамович

студент исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия.

e-mail: [email protected]

"ОСТРОВ ЮГ". ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЮЖАН США В ПЕРВОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX в.

Ilnur I. Akmanaev

Department of World History, student

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

"THE ISLAND OF SOUTH". THE PROBLEM OF NATIONAL IDENTITY OF THE SOUTHERNERS USA

IN THE FIRST HALF OF XIX CENTURY

Аннотация. В статье анализируются некоторые грани национальной идентичности, свойственные населению южных американских штатов в XIX в., и экономические, социальные, культурные и ментальные факторы, обусловившие специфику региональной идентичности Юга по сравнению с северо-американским вариантом идентичности.

Ключевые слова: национальная идентичность, региональная идентичность, Американский Юг, дихотомия, плантационная система, рабство, менталитет.

Abstract. The article analyzes some of the faces of national identity, inherent to the population of the southern US states in the nineteenth century. The author examines the economic, social, cultural and mental factors that led to the specifics of the regional identity of the South compared to the North American version of identity.

Key-words: national identity, regional identity, American South, dichotomy, plantation system, slavery, mentality.

В истории США ни в одной другой части страны не было столь сильно развито чувство обособленности и исключительности как в южных штатах. В литературе существуют различные аргументации в пользу данного тезиса. В этом многоголосье одни подчеркивают исключительность Юга, полагая, что до Гражданской войны он был другой цивилизацией по сравнению с Севером. "Тогда в Америке существовали две страны" - Север и Юг считал У. Фолкнер [11]. У. Кэш охарактеризовал южан так: "не совсем нация внутри нации, но ближе к этому" [3, р. 23]. И даже метафорика, звучащая в названиях региона, встречающихся в исторической и научно-популярной литературе ("Земля Дикси", Старый Юг, остров Юг, Тайна Юга, Мистика Юга), свидетельствует как минимум о том, что в умах и сердцах жителей южных штатов жила некая идея-мечта о независимом и вечном Юге.

В научной литературе нет, да и не может быть однозначного определения идентичности, которое могло бы всесторонне раскрыть содержание данного феномена. Так, по мнению П. Бергера. и Т. Лукмана идентичность является ключевым элементом субъективной реальности, находящимся в диалектическом взаимодействии с обществом [1, с. 279280]. С точки же зрения В. Д. Трофимова-Трофимова, следует разграничивать искусственные и естественные идентичности. Если первые самовоспроизводятся в рамках той или иной общности, то последние требуют организации воспроизводства. По его мнению, к естественным идентичностям относятся расовая, видовая, этническая идентичность. К искусственным же - региональная, конфессиональная, гражданская, классовая. Вероятно, если попытаться подобрать некий аналог в русском языке наиболее близким по смыслу является термин "тождественность" [12].

Что касается национальной идентичности, Ю. Ли определяет ее как феномен, заключающийся в ощущении и распознавании понятий "мы" и "они". Это форма самосознания, которая базируется на чувстве и осознании принадлежности к тому или иному государству или нации [9, с. 19]. Объективной компонентой национальной идентичности (совокупность социальных норм) выступает как национальный характер (точнее, социальная струя в национальном характере, имеющая определяющее значение для характера), а субъективной составляющей -национальный менталитет, включающий мировоззрение и мироощущение [10].

Следует отметить, что в истории обнаруживается тенденция, когда народ в рамках национального государства, стремится к формированию собственной национальной идеи, смысл которой заключается в определении национально-государственной идентичности либо в череде других народов, либо внутри этого самого государства. В последнем случае имеет место не только принадлежность к той или иной нации, государству или этносу, а чувство принадлежности к отдельно взятой территории либо месту. Это и есть либо региональное, либо локальное самосознание.

Результаты исследований показывают, что человек, прежде всего, позиционирует себя как часть конкретного региона, и только после этого как часть государства [2]. Интересно то, что региональное и национально-государственное могут конкурировать между собой. Такое явление характерно, прежде всего, для такого времени, когда национально-государственная идентичность претерпевает кризис. В этот период система ценностей и норм поведения жителей региона начинает играть определяющую роль, становится неким компенсатором идентичности национально-государственной. Формирование регионального национального самосознания Американского Юга в первой половине XIX в. является одним из примеров проявления такого явления.

© Акманаев И.И., 2015

Размышления о дихотомии США начались практически сразу после обретения независимости. Уже в 1785 г. Т. Джефферсон выделил две универсальные модели характеров людей внутри одного государства - северян и южан. В характере и менталитете северян он отмечал такие качества как "хладнокровие, практичность, рассудительность, трудолюбие", характеризуя северян как "ревностных по отношению к своим правам и свободам, и просто других". Южане ярко контрастируют по отношению к своим северным согражданам. Они вспыльчивы, сластолюбивы, ведут праздный и ленивый образ жизни. Более чувствительны по отношению к своим правам и свободам, чем северяне [4, р.36].

Конечно, такие различия не могли не быть в Союзе, который является результатом политического компромисса 13 бывших колоний. Но особенно остро эти различия дали о себе знать в 19 в., когда происходило формирование американской нации. Процесс этот был очень сложным и многоплановым, консолидация шла медленно через преодоление различных региональных препятствий, в первую очередь различий двух миров - Севера и Юга. Различия эти, прежде всего, касались социальной структуры и экономических отношений. Существование и взаимодействие двух разных общин, имевших разные социальные и юридические статусы, культура хлопка, плантационное хозяйство с широким применением рабского труда - это те отличительные элементы, которые накладывали свой отпечаток на образ жизни и мировоззрение южан, и в совокупности делая Юг явлением весьма своеобразным.

Плантационное производство было наследием колониальных времен, но власть "Короля Хлопка" - явление качественно иного порядка, характерное уже для времени после Войны за независимость. Хлопковая революция была вызвана к жизни рядом взаимосвязанных событий. Во-первых, одной из причин, стал экономический кризис рубежа веков, вызванный с уменьшением производства основной экспортной культуры этого региона - табака, вследствие неизбежного истощения почвы при длительном выращивании этой культуры. Частые неурожаи ставили под сомнение дальнейшее развитие экономики южных штатов. Наличие такого рода угрозы было вызовом для южан-плантаторов, толкавшим их на поиски новых путей для выхода из кризиса. Во-вторых, механизация текстильной промышленности в Англии требовала притока сырья для машин - хлопка, причем в огромных количествах. Почва южных штатов идеально подходила для выращивания этой культуры, при этом хлопок не так деструктивно воздействовал на нее как табак. "Это была девственная красная земля — кроваво-алая после дождя, кирпично-пыльная в засуху, — лучшая в мире для выращивания хлопка" - писала Маргарет Митчелл [7, с. 12] о плодородной земле Джорджии.

Плантационная система, созданная в колониальный период для выращивания экспортного табака, теперь вначале XIX перестраивалась для производства хлопка в Виргинии, Кентукки, обеих Каролинах, затем перекинулась на новые земли, где почва и климат благоприятствовали для выращивания этой культуры - Джорджию, Алабаму и Миссисипи [6, с. 131]. Связав, таким образом, общностью не только экономических интересов, но и более тесными узами культурного, политического и идеологического характера. О реальной власти "Короля-Хлопка" можно судить по тому, как к 1860 г. американский Юг вышел в мировые лидеры по производству и продаже хлопка, производя в год 2/3 из всего мирового коммерческого хлопка и 4/5 того хлопка, который перерабатывался английской текстильной промышленностью [5, р. 4].

Другой важный элемент в системе Юга, особый институт, оказавший определяющее влияние на самосознание южан, - американское рабовладение, которое, как известно, не было неким подобием античного рабства. Оно формировалось в недрах капитализма и отразило особенность его становления в аграрной экономике Юга: американские плантаторы по причине крайне узости рынка наемного труда вынуждены были прибегнуть к труду рабов. Но использование рабского труда не прошло бесследно для плантаторской буржуазии, превратившейся в особый класс, в котором странно и в то же время закономерно переплелись черты типичных капиталистов и рабовладельцев.

Существование плантационной системы и института рабовладения способствовало становлению неписаного закона. В то время, когда в северных штатах развивалась правовая система времени модерна со всеми со всеми ее принадлежностями, жизнь южан все больше регулировалась неписаным законом. Крупные плантаторы вели дела без формальностей, на слово, по джентльменским соглашениям и ручательствам чести.

Поскольку экономическое могущество Юга зиждилось на сельском хозяйстве и зависело от его уровня, в то время как Север был торгово-промышленным, здесь медленно развивалось городское строительство. Известно, что города сыграли определяющую роль в формировании нового буржуазного общества. Города на Севере предстают перед нами не только как центры торговли и промышленности, но и как особый мир, характеризующийся высокой степенью динамики и постоянными переменами, диктуемыми самим ходом развития. Город воспитывал в своих обитателях предприимчивость, склонность к риску, расчетливость, которые вырабатывали специфические ментальные установки для более гибкого и открытого восприятия мира.

На Юге же, доминирование аграрной культуры над городской накладывало свои отпечатки на мировоззрение обитателей этого края. Здесь продолжали существовать те ценности, которые на Севере не получили распространения, либо девальвировались во время перемен индустриализации XIX в. Тихая размеренная сельская жизнь сковывала инициативу южан, воспитывала в них консерватизм и подозрительное отношение к нововведениям. Это было место, где господствовали патриархальные ценности, как в семье, так и в обществе в целом. Южные политики от своих северных коллег отличались кастовостью, аристократизмом и щепетильностью по отношению к вопросам Юга. Характерно было и отношение южан к Союзу, которое можно определить как особое, или, правильнее, элитарное. Например, Джордж Пикетт рассматривал Союз штатов как своеобразный клуб джентльменов, в котором существуют определенные правила, регламентирующие отношения между ее членами [13, р.42]. То, что правила "клуба" могут меняться, поскольку общество не стоит на месте и его развитие периодически вносит необходимые коррективы, никак не сходилось с пониманием ни Пикетта, ни других апологетов Юга. Для южан лучшим правительством было такое правительство, которое меньше всего правит и бает большую свободу самим гражданам. Не случайно то, что впоследствии их идеал воплотился в форме конфедеративного устройства.

Менталитет южан имел не только внутреннее наполнение, проявляющееся в отрицательном отношении к процессам на Севере, но и внешнюю облицовку. Вместе с тем, внешняя сторона менталитета имела немалое значение, поскольку выступала в роли объединительного фактора в условиях существования особой идентичности в рамках практически многонационального и структурно-сложного государства. Хотя Ретт Батлер и характеризует южанина как "породы чисто орнаментальной", тем не менее, этот самый "орнамент" является именно тем, что подчеркнуто выставлялось напоказ и противопоставлялось янки.

Важной в идеологии Юга была концепция джентльмена, черты которой проявлялись, прежде всего, в манере поведения, приверженности неписаному моральному кодексу, господством патриархальных ценностей в семье и в обществе в целом. И, конечно же, центральное положение в этой концепции занимал культ чести. В общении с людьми себе равными и низшими, в совершении торговых сделок и ведении переговоров джентльмену-южанину следовало руководствоваться именно принципами чести, а не буквой закона. Изжившая себя к тому времени в Европе и вообще в буржуазном обществе дуэльная практика была не только распространена на Юге, но и была формализована в виде церемонии или ритуала, а сами дуэли в обиходе именовали не иначе, как "делами чести". Такие специфические особенности развития американского Юга не могли не привести к его своеобразию.

Конечно, было бы упрощением понимать весь американский Юг как сугубо аристократическое явление. Между тем Юг, как по своей социальной структуре, так и экономическому положению отнюдь не однородное сообщество. Носителем аристократических ценностей и образа жизни была весьма узкая социальная прослойка, насчитывающая около 2 тыс. семей, в имуществе которых числилось от 50 рабов у каждого [4, p. 4]. Но, как правило, активное меньшинство является деятельным, творческим и, как следствие, правящим. Это удавалось им потому что, что экономическое могущество позволяло и побуждало заниматься их политикой. В их руках была сосредоточена власть как на уровне своих родных штатов, так и часть федеральной власти, поскольку Демократическая партия выражала и отстаивала интересы рабовладельческого Юга. Да и приоритетными видами деятельности на Юге всегда считались политика и война, а предпринимательство и физический труд были, по мнению южан, уделом презренных янки. Достаточно отметить, что из 15 президентов 9 были южанами, а южное лобби доминировало в Конгрессе на протяжении 50 лет из 72 [14, с.65]. Именно элита Юга формировала общественное мнение и идеологию, лоббировала законы и постановления в Конгрессе, которые заключали идею самостоятельности их региона.

Свои узкогрупповые интересы плантаторы отождествляли с благополучием всех социальных групп многослойного общества Юга. Поэтому самосознание этой группы стало восприниматься как самосознание всего Юга.

Таким образом, плантационная система, сосуществование двух общин (белого населения и чернокожих рабов) и особый менталитет придавали американскому Югу социально-экономическое и культурное своеобразие. Заложенные еще в колониальные времена ростки своеобразия этого региона и его населения получили качественно новое развитие в XIX в. в связи с противостоянием южных штатов с северными в XIX в., олицетворяющих разрушительные для устоев Юга процессы (индустриализация, урбанизация, демократизация). Осознание своей "особости" и отличного от Севера пути развития стало основой для создания отдельного государства вначале 1860-х гг., которое просуществовало всего четыре года и погибло в горниле Гражданской войны вместе со своим укладом жизни.

Список литературы

1.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

2.А. С. Герасимов. Подходы к исследованию региональной идентичности в отечественной науке. URL: http://www.pskgu.ru/proiects/pgu/storage/we6137/wepgu03/wepgu 03 08.pdf. [Электронный ресурс]. (дата обращения 28. 05. 2015)

3.Cash W. The Mind of the South. New York. 1941.

4.Cooper W. Jr., Terrill T. E., The American South: A History. Lanham. 2013.

5.Levine В. The Fall of the House of Dixie. New York. 2013.

б.Зинн Г. Народная история США—М.: Весь Мир, 2006.

7.Митчелл M. Унесенные ветром. МОСКВА. "ЭКСМО". 2013.

8.Митчелл M. Унесенные ветром. МОСКВА. "ЭКСМО". 2013.

9.Петров В. В. Общенациональные и региональные бренды как инструмент политики формирования позитивного имиджа современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва. 2014.

10.Смирнов П. Национальная идентичность: основные функции и факторы формирования. URL: http://www.rosbalt.ru/smimov/ [Электронный ресурс]. (дата обращения 28. 05. 2015).

11.Старцев А. Трилогия Уильяма Фолкнера. Часть I. URL: http://www.williamfaulkner.ru/content/view/7/486/. [Электронный ресурс]. (дата обращения 28. 05. 2015).

12.Трофимов-Трофимов В.Д. Естественные и искусственные идентичности, или почему национализм, расизм и либерализм идут рука об руку URL: www.ttrofimov.ru/2012/01/estestvennye-i-iskustvennye-identichnosti-ili-pochemy-nacionalizm-rasizm-iliberalizm-idut-ruka-ob-ruku/[Электронн^IЙ ресурс]. (дата обращения 28.05.2015).

13.Shaara М. The Killer Angels. New York. 1974.

14.Хайдекинг Ю. Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.