ЯЗЫКОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
© Вдовина A.B.*
Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
В статье рассматриваются ключевые моменты языкового становления культуры, а также то значение, которое имеет язык во всех сферах человеческой культуры. Статья содержит анализ некоторых концепций изучения данных понятий.
Проблема взаимодействия языка и культуры в современных исследованиях имеет фундаментальное значение. Язык эксплицитно и имплицитно связан со всеми сферами культуры, оказываясь таким же многогранным в своих проявлениях, как и сама культура.
По справедливому замечанию Ю. Лотмана, люди живут в мире культуры, неотделимы от нее, как неотделимы от социальной и экологической среды, человек живет в культуре так же, как он живет в биосфере [2, с. 35].
Выявление роли языка в постижении окружающего мира, природы и воплощение этих знаний, технологий творческих порывов в предметах культуры сохраняет и усиливает свою значимость.
Осознание все усиливающегося влияния культуры на общественную жизнь побуждает исследователей широкого научного спектра к более внимательному рассмотрению или пересмотру вопросов определения, содержания и способов объективации всех сфер использования языка и культуры [5, с. 22].
Цель данной работы: показать, что создание языка обусловлено внутренней потребностью человека, заложено в самой его природе, оно необходимо для развития духовных сил и формирования мировоззренческой культуры.
В нашем исследовании теоретической основой служат работы по философии, культурологии, языкознанию отечественных и зарубежных ученых, таких как К.О. Апель, Н. Бердяев, Л. Витгенштейн, В. Гумбольдт, Ж. Деррида, А.К. Зайцев, И.П. Ильин, П.А. Флоренский, М. Хайдеггер и др.
Актуальность исследования заключается в том духовном значении, которое имеет язык во всех сферах человеческой культуры. Выявление роли языка в постижении окружающего мира, природы и воплощение этих знаний, технологий творческих порывов в предметах культуры сохраняет и усиливает свою значимость.
Актуальность темы языка и становления культуры обусловлена как развитием познания, изменениями в идеях, подходах исследовательских программах гуманитарного знания, так и в самой быстро меняющейся жизни социума.
* Аспирант кафедры Философии и социологии.
Осознание все усиливающегося влияния культуры на общественную жизнь побуждает исследователей широкого научного спектра к более внимательному рассмотрению или пересмотру вопросов, связанных с культурой, а именно вопросов определения языка на современном этапе жизни.
По мнению Э. Сепира, «культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает, язык же есть то, как думает» «Отношения между культурой и языком, - пишет Н.И. Толстой, - могут рассматриваться как отношения целого и его части. Язык может быть воспринят как компонент культуры или орудие культуры (что не одно и то же), в особенности когда речь идет о литературном языке или языке фольклора. Однако язык в то же время и автономен по отношению к культуре в целом, и его можно рассматривать отдельно от культуры (что и делается постоянно) или в сравнении с культурой как с равнозначным и равноправным феноменом.
Как известно, язык является одним из показателей культурного развития общества. Язык - сокровищница божественного единства и орудие приумножения духовных ценностей.
Что касается культуры, то на протяжении всей истории развития культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие «жень») и Индии (понятие «дхарма»), означало прежде всего целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и воспитание и обучение самого человека [5, с. 45]
В древней Греции видели в «пайдейе», т.е. «воспитанности», которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от «некультурных» варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впитав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Европе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейшего качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком отдавался в удел бога [5, с. 47].
Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию культуры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.
Для зарождавшейся буржуазной мысли характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содержание культурно-истори-
ческого процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей «естественной» природы. Однако уже в то время зародилось философское направление «критики культуры». Последователи этого направления (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму человеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чистоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития, испорченности и развращенности «культурных» наций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретического осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической философии стали искать выход в осознании культуры как сферы «духа». Кант рассматривал культуру прежде всего с позиций морального сознания (его знаменитый категорический императив). Шиллер как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского сознания человека. С этой точки зрения, культура предстает как область духовной свободы человека. Таким образом, представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества [16, с. 143].
Многочисленные философские школы XX века очень интенсивно занимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно говоря, именно в это время возникла философия культуры как самостоятельная философская дисциплина. Последователи неокантианства (Риккерт и М. Вебер) рассматривали культуру прежде всего как специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О. Шпенглера. Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, цивилизация рассматривается как противоположность культуре. Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.
С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория «локальных» цивилизаций английского историка А. Тойнби [8, с. 121].
Диалектико-материалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детерминирующей
характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собственно сам процесс формирования человека протекает как культурно-исторический процесс. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, присущими данной культуре. Можно сказать, что культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим [7, с. 37].
Однако только в Новое время становится возможным исследование языка как феномена человеческой культуры. Впервые это удалось Вильгельму фон Гумбольдту, создателю деятельностно - энергетической концепции языка. Понимая язык как орган, образующий мысль, Гумбольдт подчеркивает зависимость языка от мышления и обусловленность его каждым конкретным языком, заключающим в себе свою национальную самобытную классификационную систему, которая определяет мировоззрение носителей данного языка и формирует их картину мира. Говоря о том, что, овладевая языками, человек расширяет «диапазон человеческого существования», Гумбольдт имел в виду именно постижение помощи языка - через «языковое мировидение» - картины мира другого народа.
Таким образом, посредством языка и культуры можно «обозреть самые высшие и глубокие сферы и всё многообразие мира».
Необходимость изучения темы исследования обусловлена потребностью реконструкции постановки проблем языка и культуры с позиций современного понимания.
Язык как социальный феномен не поддается жесткому определению, при этом он активно структурирует среду своего существования и изменяется сам, отражает реальность и создает её в разнообразии форм предметных представлений самоорганизации эволюционирующего языка, без средств которого не существует ни одно познавательное действие, невыразим ни один метод исследования.
Обладая относительно автономной и самодостаточной самоорганизующейся системой, он живет своей собственной жизнью, имеет собственный путь эволюции. Его «живое настоящее» детерминируется тенями прошлого и набросками будущего.
Язык, существуя по типу органической системы, производя и воспроизводя образы в человеческой деятельности, даёт возможность содержательного «исчисления» качественных различий на уровне индивидуального творчества и на уровне коллективных конвенций.
Вместе с тем, язык не является простым развитием инстинкта, его нельзя объяснить чисто физиологически. Не будучи актом непосредственного сознания и даже актом внезапной спонтанности и свободы, язык все
же может принадлежать лишь существу наделенному сознанием и свободой, исходя, таким образом, из непостижимых для него самого глубин его индивидуальности и из деятельности заложенных в них сил.
Список литературы:
1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. - М., 1975.
2. Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине мира // Язык о языке. - М., 2000.
3. Березин Ф.М. Лингвистическая концепция В. Гумбольдта // История лингвистических учений. - М., 1975.
4. Бэкон Ф. Соч.: в 2-х т. - М.: Мысль, 1971-1972
5. Вежбицкая А. Язык, культура, познание. - М.: Рус. словари, 1997.
6. Вежбицкая А. Сравнение - градация - метафора // Теория метафоры: сборник / Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. - М.: Прогресс, 1990.
7. Витгенштейн Л. О достоверности: пер. Ю.А. Асеева, М.С. Козловой // Вопросы философии. - 1991. - № 2.
8. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. - М.: Изд-во иностр. литер.
9. Витгенштейн Л. Философские исследования // Языки как образ мира. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003.
10. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I / Пер. с нем. - М.: Издательство «Гнозис».
11. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984.
12. Гумбольдт В. Языки философия культуры. - М.: Прогресс, 1985.
13. Деррида Ж. Письмо и различие / Пер. с фр. Д. Кралечкина. - М.: Академический проект, 2007.
14. Кацнельсон С.Д. Содержательно-типологическая концепция В. Гумбольдта // Понимание историзма и развития в языкознании 1-ой половины XIX века. - Л., 1984.
НЕДОСТАТКИ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ СТАТУСА КНИГИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И ИХ ПРИЧИНЫ
© Климова Т.Е.*
Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск
Бумажная книга на протяжении 2000 лет выступала не только как коммуникационная технология, она определила мировоззрения целого
* Аспирант.