[культура речи] Т. В. Романова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДОГО РОССИЯНИНА
TATIANA V. ROMANOVA LANGUAGE AWARENESS OF A YOUNG RUSSIAN
Татьяна Владимировна Романова
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии и общего языкознания Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова ► [email protected]
Статья посвящена проблемам языкового сознания молодежи. Рассматривается изменение содержания некоторых традиционных национальных концептов (счастье, совесть), констатируются аксиологические и идеологические смыслы, актуальные для сознания современной молодежи, и их языковая экспликация.
Ключевые слова: языковое сознание, национальная картина мира, аксиологема, идеологема.
The article concerns the problems of linguistic mentality of the young. The focus is made on the change of the contents of certain traditional national concepts ("happiness", "conscience"); axiological and ideological concepts, actual for the mentality of contemporary young people, are discussed and their linguistic explication is stated.
Keywords: linguistic mentality, national picture of the world, axiologeme, ideologeme.
Проблема поколенческих и возрастных особенностей языка современной молодежи связана с изучением языкового сознания человека. Языковая личность, увиденная сквозь призму концептуальных представлений, обнаруживает связь сознания личности с культурой данного социума, с национальной концептосферой, построенной на христианских, православных и общечеловеческих ценностях. Национальная картина мира динамична, в настоящее время она серьезно трансформируется. Рассмотрим изменение содержания некоторых традиционных концептов, которое можно констатировать, наблюдая речь молодежи.
Так, в работе А. Д. Шмелева «Русская языковая модель мира» [2: 170] выявлены два употребления слова счастье: счастье 1 «удача» и счастье 2 «когда человеку так хорошо, что у него не остается неудовлетворенных желаний».
Представление о счастье в сознании современной молодежи соотносится с этой классификацией, но важно то, что счастье в значении
1 практически не встречается. Нами был исследован форум под названием «£огит4а11», на котором была заявлена тема «Что такое счастье?» Посетители форума — молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет. В дискуссии принимали участие как девушки, так и юноши.
С понятием «счастье» чаще всего ассоциируется понятие любовь, любимый человек, быть любимой:
«Когда после тяжелого трудового дня встречаешь друзей, мило с ними беседуешь, лето, ночь, тепло, дорогие люди... не напрягаешься ни по какому поводу... потом идешь домой... обнимешь своего любимого и спокойно уснешь... эх...» или
«Я хотела написать, что счастье — это проснуться среди ночи и слушать стук сердца любимого. И дышать с ним в унисон.», «Счастье для меня это любить и быть любимой»).
Очень важно то, что понятие «любовь» по большей части соотносится с понятием «счастье» в представлении девушек.
Понятие «счастье» очень часто сопоставляется с абстрактными понятиями, почти никогда — с бытовыми, обычно это уход во что-то невозможное, воображаемое. Очень часто счастье отождествляется с возвратом в детство:
«Когда понимаешь, что мир вокруг живет... В этот момент хочется прыгать и кричать от радости. В такие моменты хочется вспомнить детство и искупаться в фонтане... Ты идешь и улыбаешься прохожим... Вот это СЧАСТЬЕ!!! Или когда дурачишься как ребенок...»
Счастье 2 тоже встречается в языке молодежи, хотя заметно реже. Приведем примеры:
«Вот сегодня я далеко не счастлива... у меня в метро сумку гады порезали ® ... ну, слава богу, со стороны журналов, так что ничего не вытащили ©, а вот сумку так жалко» или
«Вот в начале июня, часа в 3-4 утра, когда уже светло, но солнце еще не встало, люблю сидеть на подоконнике, курить, выпивать чего-нибудь слабоалкогольного, и обязательно, чтобы чего-нибудь тихое блюзовое играло, — вот в такие минуты я ощущаю себя в нирване. И еще обя-
зательно — чтобы это был будний день, но мне никуда не надо было бы идти. Если возможно ощутить счастье в настоящем, то вот это состояние — одна из немногих возможностей».
Видимо, изложенное представление о счастье практически ничем не отличается от понимания счастья людьми других возрастных категорий, но есть одна особенность, которая отличает счастье в понимании молодежи от счастья в понимании «взрослых». В представлении молодежи счастье — это еще и независимость.
«Ни от кого не зависеть — это счастье! Но есть ли люди, которые ни от кого не зависят?.. Но все же зависимость может быть обременительной, а может быть, я бы так сказала, естественной. Так вот, счастье — это когда не зависишь обременительно НИ ОТ КОГО!.. Не совсем складно получилось, но надеюсь, меня поняли».
Счастье — это независимость, которой добиваешься, за которую борешься, и, в связи с этим новым осмыслением понятия «счастье», смысл, который вкладывается в счастье 1, отходит на второй план и почти не встречается в речи молодежи.
Для определения вербального наполнения концепта «счастье» нами был проведен социологический опрос среди студентов 18-23 лет. Количество опрошенных — 40 человек мужского и женского пола. Им было предложено два задания.
1. Назвать четыре ассоциации, на слово «счастье».
2. Назвать любое распространенное выражение (пословицу, строчку из песни и т. д.), которое приходит в голову при восприятии слова «счастье».
Наиболее частотные варианты ответов связаны с областью финансов, благосостоянием:
• неожиданное богатство;
• покупка чего-либо;
• снижение цен в магазинах (на модную одежду, технику и т. д.);
• расплатиться с долгами.
Второе место по частотности занимают ответы, связанные с приятным времяпрепровождением:
• поездка на отдых;
• выспаться;
• отпуск / каникулы.
Менее частотны такие ответы, как:
• выйти замуж;
• чтобы было тепло / лето наступило;
• абсолютное здоровье.
Можно сделать вывод, что в сознании молодежи представление о счастье связано с материальными ценностями.
При обработке данных представилось целесообразным разделить ответы по гендерному фактору.
Женский пол
Самая объемная группа представлена существительными абстрактными и конкретными, причем первые превалируют: радость, мир, тишина, мечта, любовь, отдых, свобода, понимание (взаимопонимание), полет, спокойствие; море, дети (ребенок), солнце, весна, небо, семья, река, секс. Следующая группа ассоциаций представ -лена такими прилагательными, как безоблачное, призрачное, хрупкое. Глаголы: выспаться, поесть. У некоторых студенток в качестве ассоциаций выступают следующие словосочетания: закончить иняз, все дома, быть любимой, солнечный день, налаженный быт, цыганское счастье, летний день, босиком по траве.
Проанализировав данные группы ассоциаций, можно сделать вывод, что концепт «счастье» для женского пола представлен в двух областях: духовной (понимание, любовь, тишина и др.) и конкретно-чувственной, связанной с приятными ощущениями, чувством комфорта, удовлетворения (секс, поесть и т. д.).
В качестве распространенных выражений, пословиц, строчек из песен были приведены следующие:
• счастье есть, его не может не быть;
• счастье — это когда тебя понимают;
• мы желаем счастья вам!
• счастливые часов не наблюдают;
• не было бы счастья, да несчастье помогло;
• женское счастье — был бы милый рядом;
• человек создан для счастья, как птица для полета;
• счастье каждый понимает по-своему;
• счастье такая странная штука: то дальнозорка, то близорука...
Мужской пол
Анализируя ответы студентов, следует отметить, что большинство ассоциаций представлено существительными: солнце, семья, радость, независимость, свобода, музыка, буфет, облако, гречка. Наречия: высоко, далеко. Встретилось лишь одно прилагательное: голубой. Предикативная единица: все есть.
На второе задание были получены следующие ответы:
• счастливого пути!
• мы желаем счастья вам!
• не в деньгах счастье;
• счастье есть, оно не может не есть;
• счастье — это когда тебя понимают.
У мужчин и женщин нет сильного различия в определении счастья: тем и другим не чужды ценности как духовные (семья, любовь, дети), так и материальные (машина, квартира), хотя у мужчин наблюдается большая склонность к материальному.
Больше всего респондентов-женщин связывает счастье с любовью, на втором месте — дети и семья, далее по убывающей идут здоровье и работа. Немалую роль для женщин играет и внешний вид как составляющая их понимания счастья (красиво одеться, хорошо выглядеть, забота о себе). Среди материальных благ отмечались следующие: свое жилье, деньги, машина. При этом большая часть женщин делает акцент на хорошей работе, а не на деньгах как таковых (Счастье — это когда утром хочется идти на работу).
Квартира, престижная работа занимают важное место при определении счастья у мужчин. Многие уже осознают свою будущую, а в некоторых случаях уже и настоящую роль главы семьи, который полностью должен обеспечить родных, поэтому чаще забота о детях и их здоровье перекладывается на женщин. Интересен тот факт, что только мужчины упоминают такие составляющие счастья, как улыбка, блеск в глазах, устремленность, легкость, радость, хорошее настроение, свобода, возможность выбора.
Для выяснения отношения современной молодежи к понятию совесть был проведен опрос 50 юношей и девушек в возрасте от 19 до 30 лет, посещающих нижегородский сайт знакомств. Респонденты отвечали на вопрос: «Что для тебя совесть?» При этом некоторые респонденты соотносили понятие совести с божественным началом, использовали сравнения и метафоры:
• Наверное, совесть — это тот самый белый и с крылышками, что парит над правым плечом. Он краснеет и стыдится, если мы делаем что-то вопреки морали и нравственности, и старательно нас увещевает, пытаясь заглушить голос того, что слева.
• То чувство, которое терзает после проезда на трамвае без билета и не даёт нормально спать еще пару дней совесть молчит, а это значит........что это правда :)))
• Совесть — это лакмусовая бумажка. которая срабатывает, если ложь попадает на нее. говорят. что совесть — это бог.
• Совесть — это голос Бога в душе человека.
• Для меня совесть — это мой внутренний следователь, адвокат и.... обвинитель, а еще суд, вот.
Анализируя полученные ответы, можно сделать вывод, что концепт «совесть» для опрошенной молодежи связан с такими понятиями, как самоконтроль, бог, судья, мораль, нравственность, нормы, подавляющее оружие, чувство и даже просто абстрактное понятие.
Отметим наиболее значимые для сознания современной молодежи аксиологические и идеологические смыслы. На пути от семантики слова к познанию реалии неизбежно не только внимание к объективным аспектам реального мира, но и внимание к оценкам этих реалий, представленным в стандартных единицах языка: словах, фразеологизмах, афористике (как народной, так и пришедшей в язык — в силу ее коммуникативной значимости — из индивидуальных текстов).
Среди слов, используемых молодежью в бытовых ситуациях, безоговорочно лидируют жаргонизмы-синонимы к слову деньги: бабки, бабосы, лавэ, лавандосы, лавруха, ботва, воздух, хрусты, шелуха. Сюда же относятся слова, обо-
значающие достижения научно-технического прогресса, прочно вошедшие в нашу жизнь: комп — компьютер, винда — Windows, Клава — клавиатура, DVDшник — DVD-плейер, мобила, мобильник, трубка — сотовый телефон, симка — сим-карта и т. д. Существенная доля жаргонной лексики относится к обозначению привычных повседневных действий: хавать, табачить, бухать, грести, а также частей человеческого тела (часто с элементами иронии и самоиронии): чайник, башня, тыква — голова, копыта — ноги, бивни — зубы, хлеборезка — рот.
Наиболее многочисленную категорию составляют выражения, относящиеся к сфере молодежного общения, способам проведения досуга, межличностным отношениям. Значительная доля здесь приходится на следующие выражения: тусоваться, колбаситься, оттянуться, оторваться по полной, зажигать, зависнуть и т. д. Несмотря на кажущуюся схожесть, содержание данной категории имеет определенные различия по социальному и гендерному признакам. Так, у представителей мужского пола преобладают более грубые выражения: бухаловка, случка, синя-чить. В лексике девушек присутствует несколько романтический настрой: гляделки — свидание, фестивалить на пати (от англ. party — вечеринка), сейшн.
Что касается категории учебной и других видов деятельности, то здесь в первую очередь следует отметить большое разнообразие слов, обозначающих само учебное заведение, начиная от нейтральных универ, шарага, рогачка, Политех, Строяк и заканчивая саркастично-язвительными тюрьма, заповедник, зоопарк, забор, зона, клетка. Показателен также и тот факт, что для обозначения реалий этой сферы часто употребляются такие слова, как париться, ломаться, загоняться, а также по барабану, забить на что-либо.
Достаточно обширную категорию составляет эмоционально-экспрессивная жаргонная лексика. Здесь выделяются ряды синонимов для выражения как положительных, так и отрицательных эмоций. Популярными являются такие слова, как круто, клево, ништяк, супер, по кайфу, в лом, отстой, облом, шняга, в падлу.
Очевидно наличие взаимосвязи между употреблением студентами жаргона и их ценностной ориентацией, а также уровнем общекультурного развития личности. Наиболее значимыми ценностями в сознании молодежи являются межличностные отношения, досуг, карьера (деньги, научно-технический прогресс). Отношение к спорту, политике, культуре практически не выражено в студенческом жаргоне, что говорит о меньшей значимости данных сфер жизни для молодежи.
Каждому человеку свойственна индивидуальная иерархия личностных ценностей. Ценности выступают в роли регуляторов поведения человека. Формируясь только в социальной среде (и благодаря ей), ценности служат социальной адаптации личности. Для того чтобы выявить наиболее значимые смыслы, следует обратиться к таким понятиям, как «аксиологе-ма» и «идеологема». Идеологема — семантико-тематические обозначения духовных ценностей в картине мира языковой личности. Любое слово, обозначающее значимые для личности (по тем или иным причинам) явления или понятия, может стать идеологемой. Аксиологема — субъективная категория эмоционально-интеллектуальной оценки. Эти оценки характеризуют личность, ее понимание ценности.
При исследовании значимых смыслов для современных молодых людей им был предложен ряд понятий. Опрашиваемым нужно было оценить важность, приоритетность для них тех или иных понятий и по десятибалльной шкале определить частоту своего обращения к ним. Были получены следующие результаты: наиболее значимыми идеологемами стали: «свобода», «счастье», «любовь», «уют», «душа», «воля», «совесть», «честь». Равнодушно воспринимаются молодыми людьми такие понятия, как «удел», «рок», «закон», «бродяга», что, видимо, связано с представлением в сознании молодежи о том, что а) человек способен сам строить свою судьбу и б) предпочтительно строить свою судьбу в минимальной зависимости от государственной системы.
Понятие «русский» имеет немалую степень актуализации в сознании молодежи, что в опре-
деленной степени доказывает важность национальной идентификации для молодых людей.
Такие понятия, как «стыд», «фатум», «удел», «авось», «лень», оцениваются однозначно отрицательно, что вновь подтверждает мысль о способности человека самому быть творцом своей жизни. Данные опроса представлены в таблице.
Современный человек живет в постиндустриальном информационном обществе, жестко управляемом СМИ. В этой связи возникают и актуализируются многие новые аксиологические и идеологические смыслы. Молодежь выступает в качестве прослойки общества, наиболее подверженной этим переменам и веяниям. Особой значимостью в жизни, по мнению респондентов, обладают следующие сферы:
• образование;
• карьера;
• материальный успех / независимость;
• досуг;
• общение.
Современная молодежь стремится к осознанию себя как особой части общества, подчеркнуто ассоциирует себя с молодежной субкультурой. Все это находит отражение в существовании молодежно-ориентированных СМИ (телеканалы Муз-ТВ, MTV, VH1, журналы «Ровесник», «Молоток», газета «Реакция» др., ряд развлекательных передач на телевидении, целевой аудиторией которых является в основном молодежь — реалити-шоу, молодежные телесериалы и т. п., радиостанции Maximum, Europa-Plus и т. п.). Эти СМИ являются основными «законодателями» моды, вкусов и представлений современной молодежи, навязывая определенные модели поведения и видения мира.
Транслируемый современными молодежными СМИ продукт делает возможным вывод о подмене многих традиционных ценностей новыми, переосмысленными. Так, нетрудно заметить, что в современном понимании концепта «счастье» появился и усиливается семантический компонент материальный успех. В этой связи особый смысл приобретает понятие карьеры (вместо работы: не ходить на работу, выполнять работу, а делать карьеру, успешная карьера, карьерный
Таблица. Данные опроса
Аксиологема -3 -2 -1 0 1 2 3 Идеологема (частота в употреблении и мысленном обращении)
щедрость + + + + + + + 5 1 7 2 5
храбрость + + + + + + 7 2 3 4 4
честь + + + + + + + 9 6 4 6 6
удел + + + + + + 3 7 2 4 2
тоска + + + + + + + 7 9 4 8 3
фатум + + + + + + 9 6 5 3 3
свобода + + + + + + + 10 10 10 9 10
сердце + + + + + + + 8 6 7 8 9
совесть + + + + + + + 10 10 6 9 5
стыд + + + + + + + 9 8 5 6 6
судьба + + + + + + + 8 7 8 7 6
уют + + + + + + + 10 6 8 7 10
тело + + + + + + + 7 7 9 6 9
счастье + + + + + + + 10 10 10 10 9
рок + + + + + + + 1 5 4 3 1
русскии + + + + + + + 10 4 6 8 10
правда + + + + + + + 8 9 8 7 9
пост + + + + + + + 3 1 3 1 9
покои + + + + + + + 9 5 9 5 8
позор + + + + + + + 7 4 2 4 1
плоть + + + + + + + 6 3 5 6 5
прилично + + + + + + + 10 7 6 2 7
мясо + + + + + + + 5 8 3 2 5
любовь + + + + + + + 10 9 10 10 8
лень + + + + + + + 3 7 5 6 3
закон + + + + + + + 10 8 5 5 9
душа + + + + + + + 10 9 10 8 10
дух + + + + + + + 6 6 8 7 9
долг + + + + + + + 5 7 4 2 8
дурак + + + + + + + 4 5 7 4 7
воля + + + + + + + 8 7 6 10 9
авось + + + + + + + 7 4 2 5 7
бродяга + + + + + + + 7 4 4 3 7
вдруг + + + + + + + 8 8 7 10 9
благо + + + + + + + 9 8 7 7 9
рост). Слово карьера и производные от него все чаще употребляются в положительном контексте, негативные же коннотации (например, карьерист) практически неупотребимы. Образование понимается как необходимая ступень к будущей карьере и материальной независимости. Материальный успех, по мнению респондентов, мыслится не как самоцель, а как средство обретения независимости, свободы выбора и действий.
Готовность жертвовать многим ради карьеры ведет к появлению таких понятий, как «офисная культура», «корпоративная культура», «корпоративная вечеринка», «корпоративное общение». Понятие «друг» чаще всего подменяется понятием «коллега».
Значимое место в жизни современного молодого человека занимает сфера общения. Молодежь стремится проводить свободное вре-
мя вне дома, в общении с друзьями. Основой для такого общения является, как правило, общность интересов и близость взглядов.
Фактор материального благополучия является основным компонентом таких смысловых образований, как золотая молодежь, «продвинутая» молодежь и понятия мажорность. Понятия золотая и «продвинутая» молодежь подразумевают наличие у молодого человека богатых родителей и широких материальных возможностей.
В языке современной молодежи находит отражение деление на типы: гопник, лох, курица, Клава, мажор(ка) и т. п. В основе такой классификации лежат разные основания. «Мажорность» — желание и материальная возможность следовать последним тенденциям молодежной моды в сфере музыки, одежды, стиля, развлечений и т. д. Понятия курица и Клава применимы к девушкам, крайне озабоченным внешним видом при отсутствии внутреннего содержания. Жизненная философия «вещизма», исповедуемая курицами, находит отражение в концепции куризма. Под гопником, как правило, подразумевается человек низкой культуры, не отличающийся интеллектуальными способностями.
Важной характеристикой другого человека в представлении современной молодежи являются его музыкальные предпочтения, нередко формирующие его внешний облик (стиль одежды) и круг общения. Отождествление молодым человеком себя с одной из существующих музыкальных субкультур является еще одним основанием для разделения современной молодежи на группировки (рок, поп, рэп, ритм-энд-блюз и т. п.). Особой значимостью в современной молодежной культуре обладает концепт попсы / попсовости, заимствованный из мира музыки. «Попсовый» — значит популярный, конформистский. Понятие «попса» переносится на самые разнообразные явления жизни (попсово одеваться, попсовый фильм /режиссер, опопсеть, попсовый вуз и т. п.). Совокупность попсовой продукции (музыка, кино, одежда, развлечения и т. п.), широко тиражируемой СМИ, некачественной, но охотно потребляемой современным обществом и молодежью в частности, находит
отражение в выражении «пипл хавает» (от англ. people — люди).
МОДА стала неотъемлемой частью жизни современного человека. Если среди представителей старшего поколения мода не всегда является основополагающей частью картины мира, то в сознании молодежи она закреплена как важный смысловой компонент в осознании себя и окружающей действительности. Проблема моды связана с проблемой самоидентификации, отождествлением себя с какой-либо социальной группой, с проблемами конформизма. Традиционные ценности подменяются суррогатными (модными), тиражируемыми СМИ.
В языке это находит отражение в широком распространении таких языковых единиц, как писк моды, следить за модой, идти в ногу с модой, быть не в моде. Появилось много заимствований из английского языка: гламурный, стилист, стильный, фэшн.
Понятие моды из области «внешний вид» и переносится в другие сферы. Аксиологема «мода» в современном понимании оказывается очень широкой и охватывает самые разные явления действительности. Мода распространяется на сферу технического прогресса (мобильные телефоны, ноутбуки, автомашины), искусства (кино, музыку, литературу), на еду и кухню (экзотические кухни). В речи современной молодежи (а также молодежных СМИ) часто встречаются такие выражения, как модная диета, модный ресторан, модный клуб и т. д.
В картине мира современной российской молодежи в последнее время особое значение приобрела аксиологема «гламур». Гламур (от англ. glamorous — обаятельный, эффектный, сверкающий) — это признаки «звездности», внешний лоск, который могут позволить себе все. Гламурный, «гламурненько» как атрибуты успешного человека, обладателя более чем приличного достатка, модный, но не обязательно со вкусом одетый человек, то есть «платье делает человека». Гламурному человеку нельзя иметь серьезных поблеем, он должен быть в курсе всех модных событий, всегда выглядеть на «штуку баксов». Гламурным считается событие, на котором при-
сутствует много звезд телеэкрана, моделей (обоего пола). На такого рода мероприятии должно тратиться много денег.
Вероятно, в наш век сложно найти представителя молодежи, у которого слово ИНТЕРНЕТ не вызывало бы цепочек лингвоментальных ассоциаций. Это одна из самых актуальных и находящихся в постоянном технологическом развитии сфер жизни не только молодежи, но и идущих в ногу со временем пользователей старшего поколения.
Смысл концепта: задуманный как всемирный текст — виртуальная библиотека со страницами, ссылками, сайтами, по которым можно лазить как по книжным полкам, куда можно ходить (как в помещение), теперь все более популярен как место обитания (зависать в сети — проводить там много времени), общения (чаты, формы, блоги). Блог, веблог — периодически обновляемая лента сообщений на разные темы, каждое из которых может быть прокомментировано читателями; коллективная доска обсуждений. Сетевой дневник, ЖЖ (часто обновляемый сайт, в котором публикуются комментарии автора на различные темы) — «живой журнал» любовных встреч, организаций клубов по интересам (фан-клубов
музыкантов, актеров, спортсменов) — превратился в альтернативную реальность. Виртуальная реальность привлекает возможностями общения и творческой реализации.
Способом общения в сфере виртуальной реальности служит компьютерный сленг — сленг, созданный и применяемый пользователями персональных компьютеров. Данные сленговые выражения используются в непосредственном межличностном общении, электронных переписках и блогах (Интернет-дневниках).
Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы.
1. Картина мира, отражающая систему смыслов и ценностей национально-культурного сообщества, в настоящее время серьезно трансформируется. 2. Механизм трансформации языковой картины мира — это «игра со словом и в слово, метафоризация словесных значений с целью создания экспрессивных, эмоционально окрашенных средств выражения [1: 76-79].
ЛИТЕРАТУРА
1. Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.
2. Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира. М., 2002.
[приглашаем принять участие]
XII ЮБИЛЕЙНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ АХАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
«ЯЗЫК И МЕНТАЛЬНОСТЬ»
(г. Алматы, 14-16 мая 2009 года)
Конференция посвящена 75-летию Казахского национальноого университета им. аль-Фараби. Организаторы: Казахская ассоциация преподавателей русского языка и литературы (КазПРЯЛ). Конференция пройдет под эгидой Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
Для обсуждения предлагаются следующие направления.
1. Ментальность и взаимодействие языков.
2. Ментальность и культура речи.
3. Ментальность и языковое сознание.
4. Ментальность и дискурс.
Рабочие языки конференции: русский, казахский, английский.
Ответственный секретарь: Медетбекова Перизат Туктибаевна [email protected], [email protected]. Телефон: (3272) 472797 (доб.: 1329)