Научная статья на тему 'Языковое сознание казахстанцев в призме ассоциативных исследований: постановка проблемы'

Языковое сознание казахстанцев в призме ассоциативных исследований: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / BASIC VALUES / ТИТУЛЬНЫЙ ЭТНОС / АССОЦИАТИВНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ / ASSOCIATIVE EXPERIMENTS / КАЗАХСКИЙ АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / KAZAKH ASSOCIATIVE DICTIONARY / LANGUAGE CONSCIOUS / TITLE ETHNOS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Артыкбаева Ф. И.

Статья представляет собой заявку на оригинальное исследование в контексте казахстанской этнопсихолингвистики, посвященное внутриэтническому сопоставлению языкового сознания титульного этноса Казахстана, при котором этнос сравнивается с самим собой в диахроническом аспекте, т.е. анализу различного рода изменений, преобразований и трансформации языкового сознания и менталитета титульного этноса и русской диаспоры Казахстана в разные (в частности, в советский и современный) периоды своего существования и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KAZAKH LANGUAGE CONSCIOUS REGARDING ASSOCIATIVE RESEARCH: SOLVING A PROBLEM

The article is a unique research in the context of Kazakh ethnopsycholinguistics devoted to intraethnic language conscious comparison of title Kazakh ethnicity when ethnos is compared with itself in diachronic aspect, i.e. varied changes analysis, language conscious transformations, title ethnos mentality and Russian Diaspora in different periods of its existence and development, particularly in the Soviet epoch and in contemporary period.

Текст научной работы на тему «Языковое сознание казахстанцев в призме ассоциативных исследований: постановка проблемы»

Ф.и. Артыкбаева

УДк 81'23.

языковое сознание казахстанцев в призме ассоциативных исследований: постановка проблемы

Статья представляет собой заявку на оригинальное исследование в контексте казахстанской этнопсихолингвистики, посвященное внутриэтническому сопоставлению языкового сознания титульного этноса Казахстана, при котором этнос сравнивается с самим собой в диахроническом аспекте, т.е. анализу различного рода изменений, преобразований и трансформации языкового сознания и менталитета титульного этноса и русской диаспоры Казахстана в разные (в частности, в советский и современный) периоды своего существования и развития.

Ключевые слова, языковое сознание, базовые ценности, титульный этнос, ассоциативные эксперименты, казахский ассоциативный словарь.

F.I. Artykbayevа

THE KAZAKH LANGUAGE conscious REGARDING AssoCIATIVE REsEARCH:

solving a problem

The article is a unique research in the context of Kazakh ethnopsycholinguistics devoted to intraethnic language conscious comparison of title Kazakh ethnicity when ethnos is compared with itself in diachronic aspect, i.e. varied changes analysis, language conscious transformations, title ethnos mentality and Russian Diaspora in different periods of its existence and development, particularly in the Soviet epoch and in contemporary period.

Key words: language conscious, basic values, title ethnos, associative experiments, Kazakh associative dictionary.

П сихолингвистические исследования с использованием ассоциативных методик в Казахстане стали набирать обороты в начале XXI века: в русле широко обсуждаемых проблем межкультурного общения, этнической идентификации, особенностей менталитета и национального характера и др. актуализовавшихся вопросов социокультурного и лингвопсихологического направления стали появляться новые эмпирические работы, полевые массовые экспериментальные исследования (чаще всего со студенческой аудиторией) и новые гипотезы; теоретические рассуждения облекались в новые термины (овнешнение образов сознания, стратификация языкового сознания, ядро языкового сознания, базовые ценности этноса и проч.), а экспериментальные работы проводились и обсуждались в рамках научных проектов, в диссертациях, в словарях (например, ^азакша ассоциациялы; сездш / казахский ассоциативный словарь.).

Динамика эволюционного развития культуры и цивилизации в диалектическом единстве стирания этнических граней по пути цивилизации и прогресса, с одной стороны, и повсеместного возрождения национальных традиций, с другой стороны, делает чрезвычайно актуальным, во-первых, поиск социальной и этнической идентичности титульного этноса Казахстана в пореформенный и постсоциалистический период и, во-вторых, формирование и формулирования национальной идеи развития и процветания Казахстана, что обусловливает актуальность нашего исследования.

Объектной областью наших этнопси-холингвистических и социокультурных исследований является языковое сознание ка-захстанцев (в частности, титульного этноса и русской диаспоры Казахстана) в диахроническом аспекте - в советский период и в настоящее время, а в качестве предмета исследования нами рассматриваются особенности трансформации базовых ценностей в языковом сознании казахстанцев двух поколений [см.: Артыкбаева 2015: 31-32].

Языковое сознание определяется как механизм адаптации этноса к окружающему миру, как образ мира, детерминируемый пространственными, причинными, эмоциональными и прочими связями, свойственными языку и культуре данного народа, как существенная часть общественного сознания. отсюда следует, что языковое сознание как часть общественного тесно взаимосвязано с национальным сознанием, т.е. этнически маркированно [см. Тарасов 1996].

В языковом сознании обнаруживаются категории, которые универсальны в плане их обязательной представленности и вместе с тем этноспецифичны по своему содержанию. Своеобразная конфигурация данных категорий определяет тип культуры, специфику национальных картин мира и находит выражение в языке.

К подобным категориям относится понятие базовых ценностей, которые «окрашивают» мир в идеализированные тона и придают определенную модальность восприятию мира человеком.

В конце прошлого ХХ столетия лингвисты выдвинули тезис о том, что ценности имеют свойство объективироваться в языке. Интерес лингвистов к изучению ценностей в языке привел к становлению нового направления в лингвокультурологии - аксиологической лингвистики (В.И.Карасик, ГГ.Слышкин и др.), идеи которой разрабатываются в работах Н.Д.Арутюновой, Е.М.Вольф, В.Н.Телия, Ю.Д.Апресяна и активно развиваются в настоящее время в рамках московской психолингвистической школы Е.Ф.Тарасова, в работах которого обосновывается острая необходимость исследования общечеловеческих и этнокультурных ценностей, дается системное описание и развернутая программа анализа содержания базовых ценностей [Тарасов 2012, Синячкин 2010, Степин, Толстых 2007 и др.], а также проблем, связанных с этим аспектом взаимодействия языка и сознания как главных форм и способов отражения действительности.

Материалом предпринятого нами исследования послужило содержание двух сло-

лингвистические исследования

варей ассоциативных норм казахского языка и их Приложения - материалы свободных ассоциативных экспериментов с русскими информантами, составленные в советский период - Казахско-русский ассоциативный словарь (КРАС-1978 [Дмитрюк 1998]) и в настоящее время - ^азакша ассоциациялык сездш / Казахский ассоциативный словарь (КАС-2014[Дмитрюк, Молдалиева, Молда-нова и др. 2014]). Ассоциативные реакции двух поколений казахстанцев, представленные в виде ассоциативно-вербальной сети (ABC) в прямых словарях (от стимула к реакции) послужат основой для выделения на их базе обратных словарей (от реакции к стимулу) для определения центральных зна-чимостей - базовых ценностей, составляющих ядро языкового сознания титульного этноса и русской диаспоры Казахстана в динамике эволюционного развития культуры и цивилизации. Выстроив ядро языкового сознания, можно выявить иерархию базовых ценностей этноса и их трансформацию, определить направление и градус смещения основных стратегий ассоциативного поведения респондентов-участников эксперимента и перемену ментального климата и аксиологических рефлексий в языковом сознании титульного этноса Казахстана в советский и постсоциалистический / современный период.

Для этого необходимым представляется сопоставить иерархию ценностных приоритетов - базовых ценностей казахстанцев - в спектре центральных и периферийных слоев языкового сознания двух сопоставляемых поколений; определить степень смещения стратегий ассоциирования и качественные характеристики трансформации ценностных приоритетов в языковом сознании титульного этноса Казахстана в сопоставляемые периоды. Поскольку в содержании КАС-2014 учтен гендерный фактор в направлениях вербального ассоциирования, представляется целесообразным рассмотреть маркированность маскулинного и феминного ассоциативного поведения информантов, выявляя их возможную специфику и общность.

Поскольку в казахстанской лингвистике ассоциативные эксперименты проводились не только в настоящее время, но и в советский период, есть уникальная возможность, воспользовавшись материалами 40-летней давности, сопоставить выявленные в казахском языковом сознании базовые ценностные приоритеты того времени и их трансформацию в постсоциалистический период с аналогичными параметрами в русском корпусе ассоциативных реакций того периода, зафиксированных в приложении к диссертации [Дмитрюк 1986] и отметить неизбежную трансформацию и в языковом сознании представителей русской диаспоры. Что касается разницы в списках стимулов проводимых в разное время свободных ассоциативных экспериментов, то, по мнению Н.В.Уфимцевой, этот фактор особого значения для выявления ядра языкового сознания не имеет: «...Сравнив русскую часть <... «Славянского ассоциативного словаря»> с результатами, полученными по материалам «Русского ассоциативного словаря», мы можем убедиться, что только 7 из 30 слов не входят в «большое ядро» языкового сознания русских. Тем самым еще раз подтверждается факт, отмеченный нами при анализе материалов «Русского ассоциативного словаря»: любой, достаточно большой список слов-стимулов приводит к одному и тому же для каждой данной культуры ядру языкового сознания, т.е. к центральным для данного образа мира понятиям в их соотношении друг с другом, т.е. в их системности. Можно предположить, что системность и состав ядра языкового сознания как раз и отражают системность и наполнение существующих в коллективном бессознательном этнических констант» [Уфимцева 2000, с. 217-219].

Еще более значимым представляется возможность определить устойчивые центральные концепты, неизменные базовые ценности в языковом сознании казахстан-цев, на которых формируется, держится и консолидируется казахстанский социум и формируется национальная идея единения народа (не народов! что отражено в назва-

26 Вестник МиЛ

нии особой государственной структуры -Ассамблеи народа Казахстана) как основа устойчивого развития Казахстана.

В связи с этим многостороннее и раз-ноаспектное (с помощью и посредством разных методов и приемов) исследование базовых ценностей в духовной и материальной сфере, концептов национальной культуры и построение на их основе специфической казахской ценностной концептосферы является своевременнаым и перспективным направлением в современной гуманитарной науке в целом и аксиологического направления в казахстанской этнопсихолингвистике, в частности.

Национально-специфическая кон-цептосфера духовных, ментальных и материальных ценностей составляет стержень любой этнокультуры, на котором держится и функционирует казахская идентичность как основной стратегический ресурс, консолидирующий все многонациональное казахстанское общество под знамя национальной идеи мирного содружества и единства всех народов Казахстана. В этом кон-

тексте философская основа реконструкции архетипов казахской концептосферы закладывает прочный фундамент для широкого круга этноментальных, лингвистических, морально-этических исследований казахстанской науки.

Если попытаться сформулировать рабочую гипотезу нашего исследования, то она заключается в предположении того, что за последние 3-4 десятилетия в иерархии базовых ценностей казахстанцев произошли существенные изменения в идеологической, политико-экономической, конфессиональной и других сферах, но при этом неизменными должны остаться морально-этические, семейно-родовые, нравственные ценности. Поиск этнической и социальной идентичности казахстанцев через определение их современных базовых ценностей, овнешненных ассоциативными реакциями, которые представляют неосознаваемые слои сознания, способен выявить стратегии формирования консолидирующей национальной идеи единения народа как основы устойчивого развития Казахстана.

Литература

Артыкбаева Ф.И. Трансформация ценностей в языковом сознании: советский и современный статус. /ММНК «Межкультурное общение: контакты и конфликты». - М.: ИЯ РАН, МИЛ, 2015. - С. 31-32.

Дмитрюк Н.В. Казахско-русский ассоциативный словарь. Шымкент-М., 1998. - 246 с.

Дмитрюк Н.В., Молдалиева Д.А., Молданова Ж.И. и др. ^азакша ассоциациялык сездш. Казахский ассоциативный словарь. - Алматы-Москва: Медиа-ЛогоС, 2014. - 330 с.

Дмитрюк Н.В. Национально-культурная специфика вербальных ассоциаций: Авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1986. - 24 с.

Синячкин В.П. Психолингвистический и лингвокультурологи-ческий анали3 общечеловеческих ценностей в русском языковом сознании. Монография. - М.: РУДН, 2010.

Степин В.С., Толстых В.И. Поиск новых ценностей и стратегия развития. // Россия в глобализирующемся мире: мировоззрен-ческие и социокультурные аспекты. - М.: Наука, 2007.

ТарасовЕ.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания. // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: ИЯ РАН, 1996. - С. 7-23.

Тарасов Е.Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей / Вопросы психолингвистики № 1 (15), Москва, 2012. - С.8-18.

Уфимцева Н.В. Языковое сознание и образ мира славян // Языковое сознание и образ мира. - М.: ИЯ РАН, 2000. - С. 21-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.