Научная статья на тему 'Языковая репрезентация пространственно-временного континуума художественного текста'

Языковая репрезентация пространственно-временного континуума художественного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
474
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ / КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клунная Валерия Олеговна

В статье анализируется языковая репрезентация пространственно-временного континуума на материале романа Дэвида Митчелла «Облачный атлас». Основой исследования является денотативный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковая репрезентация пространственно-временного континуума художественного текста»

ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО КОНТИНУУМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Клунная В.О.

Клунная Валерия Олеговна - бакалавр гуманитарных наук, магистрант, кафедра иностранной филологии и переводческого дела, Карагандинский государственный университет им. академика Е.А. Букетова, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируется языковая репрезентация пространственно-временного континуума на материале романа Дэвида Митчелла «Облачный атлас». Основой исследования является денотативный подход.

Ключевые слова: языковая репрезентация, категория времени, категория пространства, пространственно-временной континуум, художественный текст.

Любой текст, в том числе и художественный, являясь, с одной стороны, самодостаточным объектом, объектом материальной культуры, с другой стороны, связан нерасторжимыми узами с личностью его создателя, со временем и местом написания, с конкретной ситуацией, вызвавшей то или иное литературно -художественное произведение. Очень образно эту нерасторжимую связь охарактеризовал А. Тарковский в следующем высказывании: «Знает это художник или не знает, хочет он этого или нет, но если он художник подлинный, время -«обобщенное время», эпоха наложит свою печать на его книги, не отпустит его гулять по свету в одиночку, как и он не отпустит эпоху, накрепко припечатает в своих тетрадях» [1, с. 87]. Эта особенность литературно -художественных произведений диктует необходимость при их филологическом анализе учитывать и экстралингвистические параметры текста. Одним из важнейших параметров этого рода является обусловленность содержания текста самой действительностью и отраженность в тексте действительности, времени его написания, национально -культурных представлений, особенностей психологии личности автора произведения, связь его произведения с различными религиозными и философскими представлениями, принадлежность тому или иному литературному направлению, школе в искусстве и др. Именно этот параметр обусловливает такие существенные свойства текста, как его денотативность, референтность, ситуативность. Д.С. Лихачев в книге «Литература - реальность - литература» следующим образом формулирует двойную обусловленность текста реальностью: «В любом литературном явлении, так или иначе многообразно отражена и преображена реальность: от реальности быта до реальности исторического развития (прошлого и современности), от реальности жизни автора до реальности самой литературы в ее традициях и противопоставлениях: она представляет собой не только развитие общих эстетических и идейных принципов, но движение конкретных тем, мотивов, образов, приемов» [2, с. 135].

За последние годы в современной лингвистике возрос интерес к проблемам изучения языковой категоризации и понятийных категорий, а также к исследованию языковой репрезентации пространственно-временных отношений в денотативном содержании художественного текста. Денотативный (денотативно-сигнификативный или денотативно-референциальный) подход к изучению текста в настоящее время активно разрабатывается и исследуется отечественными и зарубежными учеными (Т.А. ван Дейк, В. Кинг, А.И. Новиков, В.Я. Шабес, Л.Г. Бабенко), что обусловлено самой природой художественного текста, многоаспектностью его рассмотрения с учетом последних достижений в осмыслении текстового семантического пространства. Текст - продукт речемыслительной деятельности, следовательно, он

направлен на познание мира, имеет гносеологическую природу и определенную информационно-смысловую структуру [3, с. 12]. В отличие от концептуального подхода, основой денотативного аспекта его изучения является выявление отображенного в художественном тексте объективного мира: Отдельным вопросом выделяется категоризация и дискретизация мира, данные явления рассматриваются с точки зрения одного законченного текста, где исследуются закономерности отображения реальной действительности.

В тексте как результате авторского познания осуществляется категоризация мира, т. е. выражаются знания творческого субъекта о его основных составляющих, проводится их обобщение и интерпретация, выявленные элементы изображаемой действительности закрепляются в текстовых категориях денотативной структуры, времени и пространства. Следует подчеркнуть сложность рассмотрения понятия денотативности: данный термин используется в двух смыслах: как источник текста и как его содержательная характеристика. А.И. Новиков отмечает, что вычленяя реалии из континуума окружающей действительности, субъект воспринимает некоторую подлинную ситуацию - денотативный источник текста.

Изучение денотативного пространства и времени связано с одной из фундаментальных проблем современного языкознания - проблемой отображения в тексте мира, так как денотат (в одном из своих значений) - это множество объектов действительности, знания о которых выражаются различными языковыми и речевыми средствами, в том числе и самим текстом. Л.Г. Бабенко определяет денотативное пространство как индивидуально-авторское знание о мире, представленное в интерпретированном отображении глобальной ситуации, состоящей из макроситуаций и микро-ситуаций, связанных определенными отношениями и в совокупности раскрывающих главную тему произведения [4, с. 247].

Непосредственный лингвистический анализ текста, основанный на денотативном аспекте его изучения, связан с подробным рассмотрением особенностей функционирования пространственно-временного континуума, который представляет собой четырехмерное измерение, состоящее из трех пространственных и одного временного. Главным в исследовании являются пространственно-временные отношения, характерные для каждой отдельной картины мира. Известный отечественный лингвист И.Р. Гальперин подчеркивал, что категория континуума непосредственно связана с отображением в тексте нерасчлененного потока движения во времени и пространстве, которое заключается в определенной последовательности фактов, событий, развертывающихся во времени и пространстве, при этом процесс подобного развертывания протекает неодинаково в различных текстах. Именно категория континуума представляет собой особое осмысление времени и пространства объективной действительности [5, с. 144].

Выявлением языковых средств выражения пространственных отношений занимались В.Г. Гак, И.М. Кобозева, И.Р. Гальперин. Они подчеркивали, что репрезентация этих отношений зависит от характера изображаемого пространства и признаков самих объектов, заполняющих его.

Анализ художественного времени, воплощенного в романе Д. Митчелла «Облачный атлас», дает основания для вывода о линейной схеме времени, используемой автором в данном произведении и о связи этой схемы с однонаправленным поступательным движением событий. При этом особенно важным является неповторимость, уникальность описываемых событий. Подобное представление о времени индивидуализировано, конкретно и однонаправлено.

Многие пространственные и временные показатели детерминированы точкой зрения автора. В нарратологическом смысле «точка зрения» - это образуемый внешними и внутренними факторами узел условий, влияющих на восприятие и передачу происшествий. Объектом точки зрения являются описываемые происшествия. По мнению Вольфа Шмидта, точка зрения должна применяться к

89

лежащим в ее основе «происшествиям», а не к завершенной «истории». Повествуемая история создается лишь отбором отдельных элементов из их безграничного множества, этот отбор руководствуется определенной точкой зрения. Данный принцип является основой фактуального повествования. Роман жанра «faction» (неологизм fact + fiction) основан именно на представленном принципе, применение определенной точки зрения к безграничному множеству фактов.

Точка зрения может быть выражена в разных планах: пространственном, идеологическом, временном, языковом, перцептивном и т.д. В пространственном плане точка зрения характеризуется прикреплением повествования к пространственной позиции персонажа, что проявляется в дейктических наречиях места, таких как «here», «there»: «Sometimes I would fall asleep there», а также позиции самого повествователя.

Данное соотнесение свойственно персональной точке зрения, проявляемой с позиции вымышленного персонажа. Нарраториальная точка зрения в исследуемом произведении связана с вездесущностью нарратора, что дает ему возможность управлять всем множеством происходящих событий. У Дэвида Митчелла и персонаж, и автор представлен одним и тем же лицом, что способствует наложению персональной и временной точек зрения. Во временном плане персональная точка зрения приурочена к моменту действия или переживания главного героя. Нарраториальная точка зрения во временном плане связана с позицией акта повествования, для обозначения повествуемого времени используются не только дейктические, но и анафорические наречия времени, «this day», «two days ago», «next day after that», «a few days later», отсылающие к зафиксированному моменту времени в тексте. Сопоставляя представленные факты, можно сделать вывод, что жанровые особенности анализируемого произведения дают возможность объединить персональную и нарраториальную точку зрения в одну, характерную именно для романа жанра «facion» «Облачный атлас».

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что языковые репрезентации пространственно-временных отношений представлены не только видовременными формами глаголов, моделями предложений с пространственной и темпоральной семантикой, а также точкой зрения как персональной, так и нарраториальной. Несмотря на тот факт, что категория пространственно-временного континуума и средства ее репрезентации изучены достаточно подробно, современная художественная литература, а в частности романы жанра «faction», дают возможность для их исследования в новом ракурсе современного лингвистического знания.

Список литературы

1. Тарковский А. Белый день. М., 1997. С. 87.

2. Лихачев Д.С. Литература — реальность — литература. М.: АСТ, 2017. C. 135.

3. Новиков Л.А., Ярославцева Е.И. Семантические расстояния в языке и тексте. М., 1990. C. 12.

4. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для вузов. М., 2004. C. 247.

5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Комкнига, 2006. C. 144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.