Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» В ДИСКУРСЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ'

ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» В ДИСКУРСЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / массмедийный дискурс / лексическая единица / контекст / языковая картина мира / concept / mass media discourse / lexical unit / context / linguistic picture of the world

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — О.А. Калугина

В данной статье рассмотрены языковые тенденции репрезентации концепта «Цифровая экономика» в русскоязычном массмедийном дискурсе. Исследование проводилось на основе контекстуального анализа с учетом особенностей когнитивного анализа дискурса. Массмедийный дискурс рассматривался в двух аспектах: как среда существования языковых единиц и как средство формирования языковой картины мира адресата. Автором были выявлены языковые тенденции, используемые в масcмедийном дискурсе при репрезентации концепта «Цифровая экономика». Тематическими доминантами исследуемого концепта являются лексические единицы программа цифровой экономики РФ, господдержка, цифровой рубль. Автором обозначены морфолого-синтаксические особенности образования данных единиц. Приведенные автором контексты демонстрируют положительную коннотацию исследуемого концепта в массмедийном дискурсе, направленную на формирование позитивного отношения общественности к процессам, связанным с цифровой экономикой Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC REPRESENTATION OF THE CONCEPT DIGITAL ECONOMY IN THE DISCOURSE OF RUSSIAN-LANGUAGE MEDIA

The article examines linguistic trends in the representation of a concept DIGITAL ECONOMY in Russian-language mass media discourse. The study is conducted on the basis of contextual analysis, taking into account the features of cognitive discourse analysis. Mass media discourse is considered in two aspects: as a medium for the existence of linguistic units and as a means of forming the addressee’s linguistic picture of the world. The author has identified linguistic trends used in mass media discourse when representing the concept DIGITAL ECONOMY. The thematic dominants of the concept under study are the lexical units: program of the digital economy of the Russian Federation, state support, digital ruble. The author outlines the morphological and syntactic features of the formation of these units. The contexts cited by the author demonstrate the positive connotation of the concept under study in mass media discourse, aimed at creating a positive public attitude towards the processes associated with the digital economy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» В ДИСКУРСЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ»

Библиографический список

1. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. Москва: Аспект Пресс, 2011.

2. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Москва: Рип-холдинг, 2003.

3. Дзялошинский И.А. Журналисты в «горячих точках»: Технология профессионального поведения. Москва: Институт гуманитарных коммуникаций, 2000.

4. Современная российская военная журналистика: опыт, проблемы, перспективы. Москва: Гендальф, 2002.

5. Военно-политический журнал Владимира Орлова. Available at: https://soldier-moskva.livejournal.com/478884.html

6. Новичихина М.Е., Самойленко Н.С. Новые медиа и новые функции медиатекста: к вопросу о трансформации современной журналистики. Верхневолжский филологический вестник. 2020; № 2 (21): 92-99.

References

1. Lazutina G.V. Professional'naya 'etika zhurnalista. Moskva: Aspekt Press, 2011.

2. Oleshko V.F. Zhurnalistika kaktvorchestvo. Moskva: Rip-holding, 2003.

3. Dzyaloshinskij I.A. Zhurnalisty v «goryachih tochkah»: Tehnologiya professional'nogo povedeniya. Moskva: Institut gumanitarnyh kommunikacij, 2000.

4. Sovremennaya rossijskaya voennaya zhurnalistika: opyt, problemy, perspektivy. Moskva: Gendal'f, 2002.

5. Voenno-politicheskijzhurnal Vladimira Orlova. Available at: https://soldier-moskva.livejournal.com/478884.html

6. Novichihina M.E., Samojlenko N.S. Novye media i novye funkcii mediateksta: k voprosu o transformacii sovremennoj zhurnalistiki. Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. 2020; № 2 (21): 92-99.

Статья поступила в редакцию 27.02.24

УДК 811.161.1

Kalugina O.A., Senior Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: kaluginaruc@mail.ru

LINGUISTIC REPRESENTATION OF THE CONCEPT DIGITAL ECONOMY IN THE DISCOURSE OF RUSSIAN-LANGUAGE MEDIA. The article examines linguistic trends in the representation of a concept DIGITAL ECONOMY in Russian-language mass media discourse. The study is conducted on the basis of contextual analysis, taking into account the features of cognitive discourse analysis. Mass media discourse is considered in two aspects: as a medium for the existence of linguistic units and as a means of forming the addressee's linguistic picture of the world. The author has identified linguistic trends used in mass media discourse when representing the concept DIGITAL ECONOMY The thematic dominants of the concept under study are the lexical units: program of the digital economy of the Russian Federation, state support, digital ruble. The author outlines the morphological and syntactic features of the formation of these units. The contexts cited by the author demonstrate the positive connotation of the concept under study in mass media discourse, aimed at creating a positive public attitude towards the processes associated with the digital economy of the Russian Federation.

Key words: concept, mass media discourse, lexical unit, context, linguistic picture of the world

О.А. Калугина, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: kaluginaruc@mail.ru

ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» В ДИСКУРСЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ

В данной статье рассмотрены языковые тенденции репрезентации концепта «Цифровая экономика» в русскоязычном массмедийном дискурсе. Исследование проводилось на основе контекстуального анализа с учетом особенностей когнитивного анализа дискурса. Массмедийный дискурс рассматривался в двух аспектах: как среда существования языковых единиц и как средство формирования языковой картины мира адресата. Автором были выявлены языковые тенденции, используемые в магемедийном дискурсе при репрезентации концепта «Цифровая экономика». Тематическими доминантами исследуемого концепта являются лексические единицы программа цифровой экономики РФ, господдержка, цифровой рубль. Автором обозначены морфоло-го-синтаксические особенности образования данных единиц. Приведенные автором контексты демонстрируют положительную коннотацию исследуемого концепта в массмедийном дискурсе, направленную на формирование позитивного отношения общественности к процессам, связанным с цифровой экономикой Российской Федерации.

Ключевые слова: концепт, массмедийный дискурс, лексическая единица, контекст, языковая картина мира

В настоящее время залог развития современного общества, а также экономики любого государства - это способность использовать инновационные технологии во всех сферах жизнедеятельности, включая банковскую сферу, розничную торговлю и даже сельское хозяйство. Цифровая экономика трансформирует вековые производственные отрасли, находит методы для решения глобальных проблем, создания новых рабочих мест и рынков, расширяет доступ к финансам и совершенствует открытость и эффективность экономических процессов. В связи со значимостью процессов, связанных с цифровой экономикой, концепт «Цифровая экономика» активно входит в вокабуляр простых обывателей, профессионалов и массмедийное пространство. Данный концепт все еще находится в стадии формирования и представляет для нас научный интерес. Актуальность данного исследования заключается в том, что в процессе исследования автором будет предпринята попытка репрезентации концепта «Цифровая экономика» в русскоязычном массмедийном дискурсе.

Объектом исследования является русскоязычный массмедийный дискурс. Предмет исследования - специфика языковой репрезентации концепта «цифровая экономика» в текстах российских СМИ.

Целью исследования мы ставим определение языковых тенденций репрезентации концепта «Цифровая экономика» в русскоязычных СМИ.

Для достижения цели исследования нами решаются следующие практические задачи:

- определить важность массмедийного дискурса в исследовании общественно значимых политических и экономических концептов;

- выявить языковые тенденции, используемые в русскоязычных текстах СМИ, для репрезентации концепта «Цифровая экономика».

В качестве материала исследования мы использовали новостные сообщения и медиаресурсы на русском языке из газеты «Комерсантъ» за период с 2018 по 2022 гг, применяя метод сплошной выборки. Общий объем сформированных

таким образом своего рода тематических корпусов текстов на русском языке составил 52 000 слов.

Теоретической базой исследования послужили труды ученых по определению медиадискурса и его составляющих (Добросклонская, 2016; Егорова, 2018; Зубарев, 2009; Команова, Богачев, 2017; Сычева, 2011; Терехова, Савинцева, Збань, 2018; Темникова, 2016) [1-7]; понятия концепта (Фролова, 2020) [8]; методов исследования концепта и дискурса (Рашидова, 2018; Шапочкин, 2013) [9; 10].

Практическая значимость работы заключается в том, что языковая репрезентация концепта «Цифровая экономика» в медиадискурсе русскоязычных СМИ позволит раскрыть данный концепт в языковой картине мира обывателей и профессионалов, на которых направлены медиатексты.

В рамках данного исследования под концептом мы понимаем понятие, маркированное специальной лексемой, обладающее богатым спектром смыслов, связанных с основным корневым значением, являющееся частью национальной картины мира и языкового сознания какой-либо народности [8, с. 154].

Основным методом исследования выступил контекстуальный анализ, позволяющий конкретизировать внутреннее содержание концепта. Учитывался тот факт, что «контекстуальный анализ выполняется в трех аспектах: лекси-ко-системном, базирующемся на общеизвестном учении о слове, выступающем единицей лексической системы; функциональном (слово, словосочетание рассматриваются в контексте); когнитивном, в основе которого заложены принципы когнитивной лингвистики» [9]. Кроме того, учитывался когнитивный анализ дискурса, включающий текстуальный и контекстуальный анализы [10, с. 102].

Для решения первой задачи (определения значимости массмедийного дискурса в исследовании общественно значимых политических и экономических концептов) представим ряд определений массмедийного дискурса, которые конкретизируют наше понимание данного понятия и поясняют целесообразность его использования в качестве объекта данного исследования.

Таблица 1

Тематические доминанты концепта «Цифровая экономика» в медиатекстах

Период публикации Тематическая доминанта Контекст

2017-2019 Программа «Цифровая экономика» / программа «Цифровая экономика РФ» - Выстраиваемая система управления программой «Цифровая экономика» будет сложной и многоуровневой [11]. - «Дорожная карта» реализации программы «Цифровая экономика РФ» предусматривает внедрение к 2024 году сети связи 5G во всех городах численностью населения более 1 млн человек [11]. - Запущена программа «Цифровая экономика», которая должна способствовать цифровизации, но этот путь будет долгим ... [11]. - В соответствии с федеральным проектом «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика РФ», к 2024 году опорные дата-центры будут созданы во всех федеральных округах [11]

2019-2020 Господдержка - Рынок быстро растет и без господдержки, но не успевает справиться с растущим спросом [11]. «Поэтому, конечно, господдержка должна быть предусмотрена в федеральном проекте «Цифровой регион», - заявил господин Турчак в разговоре с "Ъ". - Но нужно использовать и потенциал государственно-частного партнерства [11]. - Господдержка остается главным стимулирующим фактором на рынке лизинга [11]

2020-2022 Цифровой рубль - Доклад «Цифровойрубль» появился на сайте Банка России в середине октября. Практически сразу в СМИ стали появляться комментарии о том, что ЦБ придумал свою криптовалюту [11]. - Перечень предлагаемых новаций в финансовой сфере, ориентированных на новые инвестпроекты, несет и следы совсем свежих дискуссий, в том числе инициированного Банком России обсуждения моделей и способов реализации обращения «цифрового рубля» [11]

Так, Егорова В.В. рассматривает массмедийный дискурс как функционально-гибридный дискурс, связывающий воедино разнообразные каналы передачи информации; представляющий комплексность отношений того, кто направляет свое сообщение - подготовленный адресант, и того, на кого нацелено данное сообщение - массовый адресат; соединяющий различные виды дискурса; комбинирующий несколько специализированных медиажанров, а также различные типы текстов [2, с. 9].

Современные СМИ, выступающие как составная часть социокультурной среды, согласно Зубареву С.В., «являются не только лишь отражением», но и «материалом, с помощью которого идет формирование ценностной картины мира коллективной языковой личности этноса. Дискурс прессы выступает в виде лингвориторического конструкта, параметры которого структурно создают семиотическое пространство и демонстрируют аксиологию исследуемого концепта в его смысловом поле» [3, с. 5].

В широком смысле главной чертой медиадискурса является в большей степени формирование и трансформация точек зрения и мнений адресантов, исходя из существующей" действительности [4, с. 48].

Основными признаками дискурса в СМИ являются групповая соотнесенность (единство ценностей и взглядов адресанта с позицией своей группы); публичность (ориентир на массового читателя); диссенсная ориентированность (обеспечение ситуации несогласия или противоречия) [5, с. 206-208].

Составные компоненты языковой системы служат в качестве средства создания речевого образа в сознании человека в массмедийном тексте. Следует отметить, что одновременно задействованы единицы разных уровней языка, как фонетического, так и сверхфразового [6, с. 45].

Массмедийный дискурс воспроизводит, репрезентирует, транслирует социально значимые явления и включает формы, обнаруживающие особенности массмедийной картины мира и общественного сознания [7].

Классификация видов дискурса может осуществляться по следующим принципам: в соответствии с установками адресантов, возможностями целевой аудитории воспринимать информацию, многообразием методов передачи информации в медиатексте. Существует следующая классификация по типам изданий: дискурс «качественной прессы»; дискурс популярной прессы; дискурс специализированных изданий [7].

В рамках медиалингвистики определение массмедийного дискурса принимает во внимание структурный, функциональный и тематический подходы, так как лишь комплексный подход позволяет составить полное представление о специфике речедеятельности в массмедийной сфере. Медиадискурс представляет собой функционально обусловленный тип дискурса, объединяющий речевые практики и продукты речевой деятельности в сфере массовой коммуникации [1].

Следовательно, выступая в качестве репрезентанта и материала, формирующего языковую картину мира, медиадискурс транслирует различные новые реалии посредством языковых средств. Изучение концепта «Цифровая экономика» в массмедийном дискурсе позволит не только определить смысловое поле данного концепта, но и выявить языковые тенденции, используемые в русскоязычных текстах СМИ для репрезентации концепта «Цифровая экономика».

В нашем исследовании мы анализируем различные языковые единицы, объединенные концептом «Цифровая экономика» в массмедийном дискурсе: слова, словосочетания, устойчивые выражения, контексты.

Библиографический список

В анализируемых материалах были выявлены тематические доминанты в зависимости от периода публикации (табл. 1).

Тематическая доминанта концепта «Цифровая экономика» в период с 2017 по 2019 гг в анализируемых материалах представлена лексическими единицами программа «Цифровая экономика» / программа «Цифровая экономика РФ». Это связано с политическими и экономическими процессами, происходившими в стране, а именно - с подготовкой, формированием и утверждением национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на законодательном уровне. Для упрощения восприятия тематической доминанты национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» массовым читателем в СМИ лексическая единица «Национальная программа «Цифровая экономика»» изменяется: лексема «национальная» опускается, а устойчивое сочетание Российская Федерация заменяется аббревиатурой, эксплицирующей его значение, - РФ. Обращает внимание на себя факт, что в предложениях с данной доминантой превалирует форма глагола в будущем времени: «будет сложной и многоуровневой», «будет долгим», «будут созданы».

Для реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривается финансовая поддержка. Этим объясняется доминирование слова господдержка в СМИ в период 2019-2020 гг Лексическая единица господдержка образована посредством словослияния по модели «усеченная основа + основа»: гос - усеченная основа от слова государственный + поддержка.

Характерной лексической единицей, репрезентирующей концепт «Цифровая экономика» в СМИ за период 2020-2022 гг, стала лексическая единица цифровой рубль. Данная лексическая единица образована по структуре, которая наиболее типична для лексических единиц данного концепта (прилагательное + существительное). В экономических словарях не существует объяснения для данного словосочетания. Согласно приведенным контекстам, можно понимать, что под цифровым рублем понимается новое средство оплаты.

Тематические доминанты программа цифровой экономики РФ, господдержка, цифровой рубль представлены в медиатекстах с положительной коннотацией. Прослеживается стремление формирования положительного имиджа и восприятия концепта «Цифровая экономика» читателями.

Таким образом, изучение медиадискурса, объединенного концептом «Цифровая экономика», позволило выявить языковые тенденции, используемые в русскоязычных текстах СМИ:

- Тематическими доминантами концепта «Цифровая экономика» в меди-атекстах являются лексические единицы программа цифровой экономики РФ, господдержка, цифровой рубль.

- Тематические доминанты не зафиксированы в толковых экономических словарях, однако транслируют новые политические и экономические реалии.

- Положительная коннотация контекстов, репрезентирующих концепт «Цифровая экономика» и его тематические доминаты, формирует позитивное восприятие данного явления в сознании адресатов.

Представленный анализ концепта «Цифровая экономика» не может являться конечным. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в расширении исследовательских материалов, что позволит сформировать более полную концептосферу.

1. Добросклонская Т. Г Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики. Медиалингвистика. 2015; № 1 (6): 45-57.

2. Егорова В.В. Языковая репрезентация концепта «Образование» в англоязычной лингвокультуре (на материале английского массмедийного дискурса XXI в.). Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Краснодар, 2018.

3. Зубарев С.В. Дискурс современной прессы как смысловое поле формирования ценностных ориентиров коллективной языковой личности (микроконцептосфера «Богатство»). Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Нальчик, 2009.

4. Команова А.Ю., Богачев РЕ. Исследование понятия «дискурс» на примере англоязычных средств массовой информации. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; № 4-2 (58): 47-49.

5. Сычева Е.В. Понятие дискурса масс-медиа и методы его изучения. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011; № 3: 205-211.

6. Терехова Е.В., Савицкая С.И., Збань А.В. Специфика дискурсивного развертывания англоязычного массмедийного текста. Научный диалог. 2018; № 6: 43-56.

7. Темникова Л.Б. К вопросу о типологии медиадискурса. Научный журнал КуБГАУ. 2016; № 119: 1-13.

8. Фролова Н.М. Особенности репрезентации концепта СПОРТ в массмедийном дискурсе республики Мордовия (на примере газеты «Столица С». Вестник Челябинского государственного университета: филологические науки. 2020; Выпуск 121, № 7 (441): 152-160.

9. Рашидова В.Д. О методах исследования концепта. Филологический аспект. 2018; № 1 (33). Available at: https://scipress.ru/philology/articles/o-metodakh-issledovaniya-kontsepta.html

10. Шапочкин Д.В. Метод когнитивного анализа в лингвистике. Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2013; Выпуск 76, № 10 (301): 101-107.

11. Комерсантъ. Available at: https://www.kommersant.ru

References

1. Dobrosklonskaya T.G. Massmedijnyj diskurs v sisteme medialingvistiki. Medialingvistika. 2015; № 1 (6): 45-57.

2. Egorova V.V. Yazykovaya reprezentaciya koncepta «Obrazovanie» v angloyazychno] lingvokul'ture (na materiale angli]skogo massmedi]nogo diskursa XXI v.). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Krasnodar, 2018.

3. Zubarev S.V. Diskurs sovremenno]pressy kak smyslovoe pole formirovaniya cennostnyh orientirov kollektivno]yazykovo] lichnosti (mikrokonceptosfera «Bogatstvo»). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Nal'chik, 2009.

4. Komanova A.Yu., Bogachev R.E. Issledovanie ponyatiya «diskurs» na primere angloyazychnyh sredstv massovoj informacii. Mezhdunarodny] nauchno-issledovatel'ski] zhurnal. 2017; № 4-2 (58): 47-49.

5. Sycheva E.V. Ponyatie diskursa mass-media i metody ego izucheniya. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2011; № 3: 205-211.

6. Terehova E.V., Savickaya S.I., Zban' A.V. Specifika diskursivnogo razvertyvaniya angloyazychnogo massmedijnogo teksta. Nauchnyjdialog. 2018; № 6: 43-56.

7. Temnikova L.B. K voprosu o tipologii mediadiskursa. Nauchnyj zhurnal KuBGAU. 2016; № 119: 1-13.

8. Frolova N.M. Osobennosti reprezentacii koncepta SPORT v massmedijnom diskurse respubliki Mordoviya (na primere gazety «Stolica S». Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta: filologicheskie nauki. 2020; Vypusk 121, № 7 (441): 152-160.

9. Rashidova V.D. O metodah issledovaniya koncepta. Filologicheski]aspekt. 2018; № 1 (33). Available at: https://scipress.ru/philology/articles/o-metodakh-issledovaniya-kontsepta.html

10. Shapochkin D.V. Metod kognitivnogo analiza v lingvistike. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie. 2013; Vypusk 76, № 10 (301): 101-107.

11. Komersant'. Available at: https://www.kommersant.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.24

УДК 811.16. 811.558

Kamalidin K.E., postgraduate, Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia), E-mail: vatawi_97@mail.ru

LANGUAGE AND COMMUNICATION STYLE IN SOCIAL NETWORKS VKONTAKTE AND WECHAT. The article is dedicated to the peculiarities and evolution of language in the context of internet space. Initially, the concept of "language" as a communication system structured using signs, rules, and grammatical structures is thoroughly discussed. The author explores the phenomenon of "Internet language", highlighting its specifics triggered by the peculiarities of internet communication, such as the widespread use of slang, emojis, emoticons, and abbreviations. It is underscored that internet language reflects the dynamism and variability of modern communicative practices, as well as sociocultural tendencies. The next important point is the characteristics of the language of specific internet communities. Here, the author introduces the concept of "sociolect", a unique language formed within a certain online group. The influence of the internet and the specificity of language in the digitalization era is examined in detail on the example of social networks WeChat and VKontakte. Having highlighted the main functions and capabilities of these platforms, the author raises the question of the impact of social networks on the formation of social interaction, self-expression, and self-realization, and also notes potential usage risks such as dependence and data leakage risk. In the concluding section of the article, attention is focused on the fact that both applications provide communication opportunities on a range of languages, making them genuinely international and creating conditions for multilingual user interaction. Thus, the study represents a comprehensive analysis of the development and transformation of language in the digitalization conditions, using the example of the functioning of two popular social platforms. The work provides a linguistic analysis of the language and style of communication in the Russian social network VK (Vkontakte) and the Chinese social network WeChat (WeChat) with reference to slang and special vocabulary. The concepts of "language" and "Internet language" are revealed. Based on a thorough analysis of social media data materials, the linguistic characteristics of applications and their target audience are determined using methods of structural-functional comparison and description. The paper highlights several specific features of Russian and Chinese social networks, namely, the spread of multilingualism, the conversational format of communication, the expressiveness and simplification of speech on the Internet.

Key words: social networks, communication language, communication style, slang, meme, Vkontakte, WeChat

Э. Камалидин кызы, аспирант, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, E-mail: vatawi_97@mail.ru

ЯЗЫК И СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ «ВКОНТАКТЕ» И «WECHAT»

Статья посвящена особенностям и эволюции языка в контексте интернет-пространства. Подробно разбирается концепция «язык» как система коммуникации, структурированная с использованием знаков, правил и грамматических структур. Автор исследует феномен «интернет-язык», освещая его специфику, вызванную особенностями интернет-коммуникации, такими как широкое применение сленга, эмодзи, смайликов и аббревиатур. Подчеркивается, что интернет-язык отражает динамичность и изменчивость современных коммуникативных практик, а также социокультурные тенденции. Следующий важный момент - это особенности языка конкретных интернет-сообществ. Здесь автор вводит понятие социолекта как уникального языка, формирующегося в рамках определенной онлайн-группы. Влияние Интернета и специфики языка в эпоху цифровизации общества детально рассмотрено на примере социальных сетей «ВКонтакте» и «WeChat». Осветив основные функции и возможности данных платформ, автор поднимает вопрос о влиянии социальных сетей на формирование общественного взаимодействия, самовыражения и самореализации, а также отмечает потенциальные риски их использования, такие как зависимость и риск утечки данных. Акцентировано внимание на том, что оба приложения предоставляют возможности коммуникации на ряде языков, что делает их действительно международными и создает условия для многоязычного взаимодействия пользователей.

Исследование представляет собой комплексный анализ развития и трансформации языка и стиля в условиях цифровизации общества на примере функционирования двух популярных социальных сетей.

Ключевые слова: социальные сети, язык общения, стиль общения, сленг, мем, ВКонтакте, WeChat

Понятие «язык» в контексте научного исследования представляет собой сложную и многогранную сущность. В рамках научного подхода язык рассматривается как система коммуникации, применяемая социальной группой для передачи информации и выражения мыслей. Он структурирован с использованием знаков, соблюдения правил и грамматических структур, обеспечивающих обмен идеями и формирование смысловых представлений о мире [1]. В данном контек-

сте понятие «язык» охватывает как устные, так и письменные формы выражения, также характеризуется как средство общения, формирующее смысловые представления о мире.

Целью данной статьи является проведение лингвистического анализа специфического языка и стиля общения в российской социальной сети «ВКон-такте» и китайской социальной сети <^е^аЬ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.