Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА "СПОРТ" В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ "СТОЛИЦА С")'

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА "СПОРТ" В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ "СТОЛИЦА С") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МАССМЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС / МЕДИАТЕКСТ / МАСС-МЕДИА / ЛЕКСЕМА / CONCEPT / SPORTS JOURNALISM / REGIONAL JOURNALISM MASS MEDIA DISCOURSE / MEDIA TEXT / MEDIA / LEXEME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фролова Наталья Михайловна

Исследование концептуального поля современных СМИ интересно и актуально с точки зрения определения механизмов их воздействия на языковое сознание носителей языка в контексте активной социальной политики государства. Автор выявляет особенности репрезентации концепта «спорт» в региональном массмедийном дискурсе (на примере Республики Мордовия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Фролова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REPRESENTATION OF THE CONCEPT SPORT IN MASS MEDIA DISCOURSEOF THE REPUBLIC OF MORDOVIA (AS EXEMPLIFIED BY THE “CAPITAL C” NEWSPAPER)

The study of the conceptual field of modern sports media is interesting and relevant in terms of identifying the mechanisms of their impact on the linguistic consciousness of native speakers in the context of active social policy of the state. Our objective is to identify the features of the representation of the concept SPORT in the regional mass media discourse (by the example of the Republic of Mordovia). In the article, the multidimensional structure of the concept SPORT is analyzed, and the mass media discourse of the Republic of Mordovia is studied. The procedure of the concept study includes dictionary materials analysis, etymological analysis, highlighting the basic semantic segments (sports activities, kinds of sports, sports awards, athletes, sports venues etc.), and the subsequent functional-semantic analysis of the mass media. All of these combine to derive the semantic structure of the concept SPORT, to disclose its semantic segments and evaluative semantics. The conceptual study of SPORT is important given the now and again arising problems in the sporting life of the region and the overt politicization of sport news in the “liberal” press.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА "СПОРТ" В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ "СТОЛИЦА С")»

Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 7 (441). Филологические науки. Вып. 121. С. 152—160.

УДК 8Г373 DOI 10.47475/1994-2796-2020-10720

ББК 81.1

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «СПОРТ» В МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «СТОЛИЦА С»)

Н. М. Фролова

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия

Исследование концептуального поля современных СМИ интересно и актуально с точки зрения определения механизмов их воздействия на языковое сознание носителей языка в контексте активной социальной политики государства. Автор выявляет особенности репрезентации концепта «спорт» в региональном массмедийном дискурсе (на примере Республики Мордовия).

Ключевые слова: концепт, спортивная журналистика, региональная журналистика, массмедий-ный дискурс, медиатекст, массмедиа, лексема.

Введение

Концептуальную плоскость языкового сознания составляет совокупность понятий, имеющих большое значение для носителей языка — с философской, психологической, ценностно-мировоззренческой, духовно-нравственной точек зрения — и определенным образом раскрывающих и обусловливающих их этнокультурную уникальность среди других народностей. В самом общем виде концепт представляет собой сгусток (пучок) смыслов, объединенных в одном слове (лексеме), но способных бесконечно обогащаться и дополняться при скрупулезном исследовании в рамках той или иной языковой культуры.

Любой концепт наделен мощной этнокультурной составляющей; именно поэтому изучение универсальных и повторяющихся в разных языковых системах концептов (душа, любовь, добро, зло и т. д.) позволяет выявлять то специфичное, что сформировалось в языковом сознании народа под воздействием целого спектра факторов (исторических, экономических, социально-бытовых и др.). Однако необходимо учитывать «движение» концептов в языковой культуре и языковом сознании носителей языка, которое проявляется в интенсивном развитии и популяризации одних и «затухании» других в различные исторические периоды.

В центре внимания нашей статьи — концептуальная плоскость бытия и языкового сознания современной России, такого ее субъекта, как Республика Мордовия. При рассмотрении жизни российского общества последних десятилетий становится очевидной сильнейшая активизация в коллективном сознании концепта спорт, что связано с чередой крупных спортивных событий, полнотой их осве-

щения в СМИ, с постоянным их обсуждением среди горожан, общим интересом последних к спортивной сфере, которая оказывается тесно сопряженной с другими — социально-экономической, эстетической, духовно-нравственной. Особенности репрезентации концепта спорт в республиканских СМИ составляют предмет данного исследования, объектом которого выступает названный концепт в русском языковом сознании.

Несмотря на большую популяризацию концепта спорт в мировосприятии и языковом сознании жителей региона, глубокий научный интерес к нему, к сожалению, отсутствует. Попытки научного рассмотрения концепта спорт в рамках массмедийного дискурса Республики Мордовия уже предпринимались нами ранее (в статье «Особенности и задачи реализации имиджевых технологий в языке региональных СМИ (на примере преобразования имиджа города Саранск в свете актуальных спортивных событий в СМИ Республики Мордовия)» [15]), в связи с чемпионатом мира по футболу — 2018, который спровоцировал бурный всплеск спортивных новостей в местных газетах и на интернет-сайтах, однако дальнейшее развитие спортивной проблематики в региональных изданиях под новым, интересным углом заставляет нас коснуться этой темы более подробно и глубоко, на концептуальном уровне.

Теоретическую значимость подобных научных изысканий мы усматриваем в системном исследовании механизмов влияния СМИ на массовое сознание носителей языка — в данном случае жителей определенного региона, который активно развивает основные тенденции социально-политической жизни современной России. В последние

десятилетия внимание к спорту здесь значительно возросло, поскольку достижения российских спортсменов на мировых первенствах самым прямым образом влияют на рост авторитета государства на международной арене. Спортивные рекорды, удачно проведенные спортивные состязания мирового масштаба (Зимние Олимпийские игры в Сочи — 2014, Чемпионат мира по хоккею — 2016, Чемпионат мира по футболу — 2018, Чемпионат мира по фигурному катанию — 2019 и др.), широкое строительство спортивных объектов, вложение ресурсов в воспитание новых поколений спортсменов свидетельствуют о преемственности спортивной славы СССР и становятся символом возрождения величия России, укрепления ее статуса как сильной страны, способной гордиться своими гражданами. Руководство Республики Мордовия своевременно почувствовало данные тенденции и незамедлительно учло их в социальной политике региона. Благодаря интенсивному развитию спортивного дела Республика Мордовия завоевала авторитет и славу, стала известной жителям других субъектов Российской Федерации. Последние десятилетия именно спорт считается визитной карточкой республики, которую недвусмысленно именуют «спортивной столицей Поволжья». Все это объясняет важность концепта спорт для языкового сознания жителей Республики Мордовия, существенным фактором формирования которого выступают региональные СМИ, освещающие спортивную тему в самых разных аспектах и оценочных маркерах — от подчеркнуто негативных до приподнято-торжественных, что задает определенную парадигму восприятия спорта на местном уровне.

Практическая значимость предпринимаемого исследования объясняется возможностью включения его материалов, результатов и выводов в содержание курсов и спецкурсов по региональной журналистике. Это весьма интересная и мало освещенная тема, в дальнейшей разработке которой могут принять участие студенты очных и заочных отделений специальности «Журналистика» МГУ им. Н. П. Огарева. Несомненно, что подобный опыт может быть успешно и продуктивно воспринят высшими учебными заведениями других регионов.

Материалы и методы исследования

Основная часть работы включает в себя теоретическое и эмпирическое исследования.

Ведущими методами теоретического исследования, нацеленного на формулирование рабочего определения понятия «концепт» и моделирова-

ние процедуры концептного (концептуального) анализа семантической области, стали: сопоставление теоретических подходов к научному толкованию терминов, изучение структуры концептов, проекция известных моделей на концепт СПОРТ, подробно рассматриваемый на материале массме-дийного дискурса. Наибольший интерес для нас представили научные разыскания таких авторов, как В. Н. Сурина [13], В. А. Пищальникова [10], Е. И. Шейгал [19], которые предлагают максимально широкое понимание смыслового конструкта «концепт», давно утратившего четкие очертания в философии, лингвокультурологии и лингвистике. В дальнейшем мы обращались к уточнениям его семантики в работах Л. В. Поповой [11], С. Г. Воркачева [3], Е. И. Кузнецовой [6], акцентировавших культурологическую составляющую концептов, которая раскрывает специфику подобных образований в ментальной и языковой среде на фоне других понятий. Концептуальные модели, предложенные И. П. Михальчуком [7] и Ю. В. Титовой [14], послужили основой аналитического описания структуры концепта спорт, процедуру которого вполне можно считать универсальной для рассмотрения самых разных концептов независимо от эмпирической основы (в нашем случае — дискурса СМИ).

Эмпирическое исследование концепта спорт в публикациях региональных СМИ (на примере статей интернет-газеты «Столица С») предусматривало активное применение таких методов, как компонентный и функционально-семантический анализ, сравнительно-сопоставительный и типологический методы. Составление «тела» статьи предполагало широкое использование описательного метода, интеграцию методов анализа и синтеза в целом.

Результаты

Термин «концепт» вошел в научный обиход достаточно давно, несколько столетий назад, будучи представленным в основном в зарубежной гумани-таристике. По наблюдениям Ю. С. Холода, в кембриджских и оксфордских словарях понятие «концепт» датируется XVI в. и трактуется преимущественно в двух значениях: 1) «план, намерение» [16. С. 174] и 2) «мысль, идея, представление», весьма близких и удачно объединяющихся в дефиниции «абстрактная концепция чего-либо». Собственно, именно на ней зиждутся и более поздние фундаментальные исследования феномена конца прошлого века, появление которых связано со становлением

и интенсивным развитием антропоцентрической парадигмы в науке о языке. Так, в труде «Когнитивная лингвистика: введение» [21] сохраняется трактовка концепта как «идеи», «понятия» и «представления». В других работах лингвиста В. Эванса (в монографии «Как означают слова: лексические концепты, когнитивные модели и конструкция смысла» [20], статье «Семантическая репрезентация в теории ЛККМ» [22] и др.) концепт репрезентирован более четко и понятно — как сгусток смыслов, фрагмент языковой информации, участвующий в рецепции и познании человеком мира. Р. Лангакер [23] предложил разграничить в концепте языковую сторону (форму) и то концептуальное знание, которое «спрятано» за наименованием концепта и имеет нередко символическую природу. К. Пруст в книге «Концептуальная структура в лексических единицах» [24] выделяет механизмы концептуализации смыслов, которые усматривает, с одной стороны, в специфике самих ментальных процессов, тяготеющих к упорядочиванию языковой информации, распределению ее по участкам (фреймам), с другой стороны, в дистрибуции лексических лакун, объясняющейся сложностью языкового знака и возможностью полисемии. Таким образом, причины образования концептов кроются и в особенностях языкового мышления, и в своеобразии самих языковых единиц, допускающих вариативные значения.

Широкое исследование концептов во второй половине ХХ столетия отмечается и в отечественной науке, которая по сравнению с зарубежной с самого начала концентрировала свое внимание на культурологической стороне данного явления. При этом явственно прослеживается постепенное сужение дефиниции «концепт» в российской гуманитари-стике, но в несколько ином ключе, нежели в трудах западных коллег: от «понятия» (В. Н. Сурина [13]) до «компонента национальной языковой картины мира» (С. Г. Воркачев [3], Л. В. Попова [11], В. П. Нерознак [8], Ю. С. Степанов [12], В. И. Ка-расик [5] и др.). В рамках лингвокультурологическо-го направления отечественной лингвистики концепты рассматриваются в качестве «лексем, значения которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют "наивную картину мира" носителей языка. Совокупность таких концептов образует концептосферу языка, в которой концентрируется культура нации... В число подобных концептов попадает любая лексическая единица, в значении которой просматривается способ (форма) семантического представления» [11. С. 311].

Таким образом, заметна конкретизация термина «концепт» — от обычного понятия до понятия национально значимого, культурно маркированного, философски глубокого и эмоционально-ценностно окрашенного для носителей языка. Понятия, составляющие национальное языковое сознание, разнятся, ранжируются по степени значимости для языковой общности и возможности раскрывать особенности национального мировидения и мировосприятия. Лишь самые важные из них и чутко отзывающиеся на отражение и сохранение национальной уникальности языкового сознания заслуживают право становиться концептами и образовывать концептуальную сферу языка. Безусловно, в разных языковых системах состав концептов во многом схож, особенно в своей центральной части — отличия же в их семантике и языковой репрезентации свидетельствуют о соответствующих различиях в мироосознании народов.

Исходя из вышесказанного, считаем целесообразным называть концептом такое понятие, которое маркировано специальной лексемой, имеет богатый спектр смыслов, сопряженных с основным (корневым) значением, является важной частью национальной картины мира и языкового сознания представителей той или иной народности.

В этой связи встает вопрос о методах исследования концептов, нацеленных на раскрытие их содержания, включающего, помимо базовых (сущностных), еще и дополнительные национально-культурные смыслы. Чем больше последних, тем более глубокой культурной символикой насыщено содержание концепта.

Постижение содержания концепта лежит через анализ его структуры, которая, в понимании В. А. Пищальниковой [10], Е. И. Шейгал [19], Лю Чаозце [17], И. А. Баумтрок [1] и других ученых, есть сумма некоторых смыслов, заключенных в значении и маркированных в нем словами, рядами слов и выражениями с различными семантическими связями. Таким образом, анализ содержания концепта ведется через изучение его смысловой структуры, отражением которой выступает его значение. Между тем ряд ученых (С. Г. Воркачев [3], Ю. С. Степанов [12], Ю. В. Титова [14] и др.) подчеркивают, что содержание концепта несоизмеримо шире значения лексемы, его называющей. По их мнению, здесь необходимо учитывать: а) этимологию слова; б) историю бытования и развития системы его значений, связи между ними, лингвистические и экстралингвистические факты, повлиявшие на их возникновение; в) образную составляющую («когнитивные метафоры,

поддерживающие концепт в сознании» [14. С. 16]); г) «значимостную составляющую (ассоциативные характеристики концепта, определяющие его место в системе языка)» [Там же]; д) оценочные компоненты и т. д. Следовательно, процедура исследования содержания концепта есть весьма сложный и разносторонний процесс погружения в его семантику, этимологию, историю языка и т. д. В контексте сказанного становится очевидным факт развития концептов, трансформации их содержания с течением времени, акцентирования одних смыслов и «затухания» других.

Рассмотрим процедуру анализа содержания концепта на примере концепта спорт.

В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой указываются следующие значения термина:

• «составная часть физической культуры — комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма (виды спорта), соревнования по таким упражнениям и комплексам, а также система организации и проведения этих соревнований (мероприятия)» [9. С. 813];

• «перен. азартное увлечение чем-нибудь, каким-нибудь занятием» (спортивные игры, спортивные занятия)» [Там же].

Сопоставим достаточно общее определение со специальным, представленным в «Большой олимпийской энциклопедии», где спорт трактуется как «организованная по определенным правилам деятельность людей (спортсменов), состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности, и межличностные отношения, возникающие в ее процессе» [2. С. 613].

Если обратиться к этимологии слова «спорт», то обнаруживается еще одна составляющая концепта — «развлечение» (от английского sport, ранее — sporten как вариант — disporten «развлекаться») [18. С. 344].

В результате можно выделить следующие смыслы в концепте спорт, зафиксированные в современном русском языке:

— деятельность спортсменов;

— комплексы физических упражнений (в том числе спортивные занятия);

— виды спорта;

— спортсмены;

— мероприятия (например, соревнования, дни здоровья и т. д.);

— развлечение (например, спортивные игры, спортивные занятия).

Данные смыслы образуют смысловые сегменты в значении концепта спорт и по-разному реализуются в процессе его репрезентации в массмедийном дискурсе, анализ которого позволяет уточнить содержание феномена в рамках данного типа институционального общения.

Исследование концепта спорт в массмедиа актуализирует одновременно несколько подходов к рассмотрению дискурса: а) тематический (поскольку затрагивается определенная тема — тема спорта); б) структурный (поскольку мы выделяем и подробно анализируем лишь один его смысловой фрейм); в) функциональный (поскольку сосредоточиваем внимание на массмедийном дискурсе в отдельном регионе, Республике Мордовия, до и после проведения наиболее крупного спортивного мероприятия — чемпионата мира по футболу в 2018 г.).

Анализ публикаций в интернет-версии еженедельника «Столица С» позволяет нам заключить следующее.

Тема спорта в массмедийных изданиях Республики Мордовия, в том числе в газете «Столица С», активно начала развиваться еще задолго до грандиозного события, главным образом в связи со строительством внушительных спортивных объектов в Саранске и других районах, а также с победами мордовских спортсменов на мировых первенствах («Все было под контролем!» (На Кубке мира в Китае мордовские ходоки завоевали шесть медалей) от 06.05.2014).

В процессе анализа концепта спорт в ряде таких публикаций мы выделили следующие его семантические сегменты:

• «спортивные состязания» (наименования различных первенств: Всемирная универсиада — 2015, Олимпиада — 2016 и др., а также их составляющих: дистанция, старт, первый круг, предпоследний круг, финиш и т. д.);

• «виды спорта» (наиболее часто встречающимся здесь была легкая атлетика в связи с чередой побед мордовских ходоков на мировых турнирах);

• «спортсмены» (прежде всего мордовские ходоки, мордовские спортсмены начиная с 1997 г.);

• «спортивные награды» («золото» — золотая медаль, «серебро» — серебряная медаль, «бронза» — бронзовая медаль, например: «В Тайцане островитянин не участвовал, поэтому основным конкурентом в борьбе за золото для Рыжова стал товарищ по команде Иван Носков. Бронзовая медаль досталась австралийцу Джареду Талленту» // «Все было под контролем» от 06.05.2014).

Данные смысловые сегменты концепта спорт, зафиксированные в современном русском языке, сопрягаются в его массмедийной репрезентации с оценочными, отсутствующими в словарных дефинициях. Первоначально оценочно-смысловые конструкты были преимущественно положительного модуса:

• «победа» («непобедимы», «непобедим», «победитель»), например: «Нам повезло с погодой: накануне старта было +30, а мы выступали при +15, — подчеркнул победитель соревнований Михаил Рыжов» («Все было под контролем!» (На Кубке мира в Китае мордовские ходоки завоевали шесть медалей)» от 06.05.2014);

• «гордость»: «Гордость Мордовии Виктор Чегин уедет из России?!» (от 21.07.2015);

• «успех»: «В заходе на 50 км мордовские спортсмены выступили наиболее успешно» («Все было под контролем!» (На Кубке мира в Китае мордовские ходоки завоевали шесть медалей)» от 06.05.2014);

• «достижение»: «Алексей Барцайкин показал пятый результат, также установив личное достижение (3.46,34)» («Все было под контролем!» (На Кубке мира в Китае мордовские ходоки завоевали шесть медалей)» от 06.05.2014).

Данные оценочные конструкты послужили основой для появления более сложных и эффективных в воздействии на массовое сознание, нацеленных на формирование нового представления о своей малой родине у жителей региона и всей России («спортивная столица Поволжья», «спортивная Мордовия», «самый спортивный город России», «главный старт», «праздник футбола» (о чемпионате мира по футболу)). Это стало важной частью патриотического воспитания населения, способствовало улучшению имиджа республики, содействовало росту национального самосознания, чувства гордости за родную землю.

Однако череда допинговых скандалов 2015— 2016 гг. нарушила однообразие в оценках спортивной проблематики — постепенно стали появляться негативные ноты, что отразилось в первую очередь на лексическом оформлении материалов, на их эмоциональном тоне в целом («Олимпийские чемпионы из Мордовии Каниськина и Кирдяпкин попали в опалу» от 15.01.2016; «Ходоки из Мордовии вернули олимпийские медали» от 01.06.2016; «Ходоки из Мордовии пропустят 0лимпиаду-2016» от 17.06.2016; «Родченков бежал как последний трус и сволочь» от 25.05.2016; «Вокруг скороходов Мордовии опять вспыхнул скандал» от 30.06.2017;

«Дело Чегина будет жить, но не в плане допинговых скандалов» от 03.09.2017; «Мордовские ходоки потеряли надежду?!» от 01.01.2018 и др.). В настоящее время негативная оценочность продолжает усиливаться («Мордовия стоит на пороге громкого допинг-скандала?» от 03.01.2019; «Честь-С» не имеем» от 30.06.2019).

Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г., включая строительство главного спортивного объекта — стадиона «Мордовия Арена» («Мордовия Арена оказалась круче домашнего стадиона Челси» от 02.06.2018; «Стадион Мордовия Арена будет сдан в эксплуатацию 1 марта!» от 01.03.2018 и др.), развитие хоккея — в связи со строительством ледовых дворцов в Саранске и других районах республики, а в этом году — универсального зала («Глава Мордовии Владимир Волков проинспектировал строительство универсального зала» от 17.08.2019) способствовали значительному расширению перечня тех видов спорта, которые в республиканских СМИ освещаются с завидной регулярностью. Здесь же необходимо отметить и борьбу, где в последнее время мордовские спортсмены достигли огромных успехов. В результате можно фиксировать определенные изменения в содержании концепта спорт по сравнению с более ранним периодом развития массмедийного дискурса в Республике Мордовия, о котором говорилось выше. Вместе с тем наблюдается открытая политизация последнего. Спортивная тематика нередко выступает лишь средством репрезентации оппозиционных (либеральных) настроений издания по отношению к официальной власти. Отсюда негативная оценочность ряда спортивных вопросов, никак не связанных со спортивными скандалами («Заочно арестован "субчик" "Мордовии Арена" и "Самары Арена" за неуплату долгов и зарплаты рабочим» от 06.03.2019; «Стадион ЧМ — 18 отключен за долги по электричеству» от 28.08.2018). Темы спорта стали муссироваться в связи с политическими проблемами и конфликтами в российском обществе, порой весьма остро возникающими сегодня. Патетика сменилась на иронию, что послужило причиной резкого переосмысления когда-то старательно формировавшихся стереотипов в народном сознании горожан («Праздник футбола давно закончился, а уголовное эхо будет звучать еще долго. Масштабное воровство на великих стройках с участием государства — это то, что отличает Россию от цивилизованного мира» // «Заочно арестован «субчик» «Мордовии Арена» и «Самары Арена» за неуплату долгов и зарплаты

рабочим» от 06.03.2019; «За высокопоставленными кураторами «Ростов Арены» пришли, на очереди другие хозяева ЧМ-18» от 04.04.2019). Постоянно акцентируется большой размер расходов на строительство спортивных объектов, прежде всего стадиона «Мордовия Арена» («Глава РМ Владимир Волков о расходах на ЧМ-2018: За 5 лет суммарный вклад Мордовии в подготовку и проведение чемпионата оценивается на уровне 31 млрд рублей» от 28.12.2018), что вызывает соответствующие реакции у читателей, называющих его в комментариях «лишним», «ненужным». В целом публикации (и особенно заголовки материалов) изобилуют эмотивами с негативной оценочной семантикой («Позор дня: аутсайдер ФНЛразмазал в гостях "Мордовию"» от 08.08.2019; «Матч "Тамбов" — "Арсенал" в Саранске стал худшим по посещаемости в четвертом туре РПЛ», от 07.08.2019).

Единственным семантическим сегментом концепта спорт, продолжающим оцениваться положительно журналистами издания, остается «спортсмены», что в еще большей степени подчеркивает политическую направленность критических замечаний «Столицы С» («Гвардейцу "Мордовии" Владимиру Рокунову — 50 лет!» от 08.08.2019; «Лучший игрок матча "Тамбов" — "Арсенал" Евгений Луценко: "Вчера вышел и минут 40 гулял по знакомым улицам Саранска. На улице люди хорошо встречали, жали руку, улыбались. Еще помнят"» от 07.08.2019; «Мордовские "классики" выиграли полный комплект медалей Гран-при в Германии» от 04.08.2019; «Артем Сурков пробился в финал турнира в Германии» от 04.08.2019; «В Саранске чествовали спортсменов и тренеров» от 03.08.2019).

Итак, анализ репрезентации концептов на конкретном языковом материале (концепта спорт в массмедийном дискурсе Республики Мордовия) позволяет не только проследить особенности актуализации их отдельных смысловых сегментов на протяжении последних десятилетий (например, сегмента «виды спорта», в котором легкая атлетика стала уступать футболу, хоккею и борьбе; сегмента «спортивные состязания», в котором обозначены чемпионат мира по футболу, 0лимпиада-2016, текущее первенство России по футболу в рамках премьер-лиги; сегмента «команды спортсменов», где «мордовским ходокам» пришли на смену борцы («мордовские классики»), футбольная «Мордовия», хоккейная «Мордовия»; сегмента «спортивные объекты» с бессменным лидером «Мордовия Арена» и стремительно достраиваю-

щимся Универсальным залом), но и выявить оценочные смыслы, не фиксируемые словарем, но возникающие в конкретных социально-экономических, политических и культурно-исторических условиях. Подчеркнуто позитивная риторика в спортивных заметках «Столицы С» сменилась на синкретичную, что привнесло ироничную интонацию в освещение спортивных новостей, отразилось на лексическом оформлении материалов, где все чаще стали появляться эмотивы с негативными оценочными смыслами. Последнее было обусловлено не только громкими спортивными скандалами в спортивной жизни региона, но и политической спекуляцией издания на спортивной теме в связи с оппозиционной точкой зрения редколлегии.

Таким образом, анализ концепта спорт в массмедийном дискурсе помогает выявить различные механизмы влияния на массовое сознание через его оценочную маркированность, которая может меняться на прямо противоположную в связи с различными факторами, не всегда касающимися темы спорта, что еще раз подчеркивает включенность данной сферы жизни общества и репрезентирующего ее на большую аудиторию массмедийного дискурса в широкое поле самых разных социальных вопросов и проблем своего времени.

Заключение

Концепты представляют собой ключевые понятия языкового сознания носителей языка. Содержание концептов отражает специфику их языковой картины мира, на формирование которой в течение продолжительного времени оказывали влияние самые разные факторы (культурные, исторические, социально-политические, экономические и т. д.), что обусловливает наличие этнокультурной составляющей в смысловой структуре каждого концепта и сложную процедуру исследования последней в целом. В рамках статьи на примере концепта спорт в массмедийном дискурсе Республики Мордовия, для которой спортивная тема на протяжении нескольких десятилетий является одной из самых популярных и дискутируемых, мы описали многомерную структуру концепта и предложили процедуру ее изучения с обращением к словарным материалам, этимологическому анализу с целью выделения его основных семантических сегментов («виды спорта», «спортивные состязания», «спортивные награды», «спортсмены», «спортивные объекты» и т. д.). Их последующий функционально-семантический анализ в публикациях СМИ дополнил смысловую структуру концепта

спорт оценочной семантикой, помог проследить динамику раскрытия смысловых сегментов концепта спорт с учетом острых проблем в спортивной жизни региона и открытой политизации издания. Изменение оценочной семантики концепта спорт (с подчеркнуто позитивной на негативную) повлияло на эмоциональную окраску материалов, которые в последние годы все чаще пропитаны иронией, насыщены эмотивами с отрицательными эмоционально-оценочными смыслами. Все это направлено на формирование особого восприятия спортивных новостей — в противоположном ключе, чем это было ранее, с критической точки зрения, что провоцирует закономерное недовольство властью в стране и республике. Безусловно, за этим просматривается определенная политическая позиция издания, открыто спекулирующего на спортивной теме. На наш взгляд, позитивное освещение спортивных новостей до допинговых скандалов

2015—2016 гг. имело более созидательные цели, способствовало патриотическому воспитанию молодежи, росту гордости за свою «малую родину» и отечество в целом. Наоборот, попытки в каждом спортивном событии, освещаемом в негативном ключе, увидеть и подчеркнуть для читателя далеко не очевидный промах власти ведут к поляризации общества, повышению градуса негативизма в нем с целью продвижения определенных (либеральных) идей, что, конечно же, является нечестным. Диахронический анализ особенностей репрезентации концепта спорт в массмедийном дискурсе Республики Мордовия не только конкретизировал его смысловую структуру, но и помог выявить механизмы влияния на массовое сознание читателей через спортивную проблематику, осуществляемого как властями, так и самим изданием с довольно четкой политической позицией в последнее время.

Список литературы

1. Баумтрок И. А. Метафорическая репрезентация экономических концептов в российских массмедиа (на примере концепта «Инфляция») // Один пояс — один путь: лингвистика взаимодействия: материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2017. С. 13—15.

2. Большая олимпийская энциклопедия. М., 2017.

3. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64—72.

4. Демьянков В. З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: сб. ст. в честь акад. Н. Ю. Шведовой. М., 2007.

5. Карасик В. И. Языковые концепты как измерения культуры // Изучение и преподавание русского языка. Волгоград, 2001.

6. Кузнецова Е. И. Экзистенциальная концептосфера в рассказах Л. Андреева 1900—1910 гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов-н/Д, 2009. 32 с.

7. Михальчук И. П. Концептуальные модели в семантической реконструкции (индоевропейское понятие «закон») // Вопросы языкознания. 1997. № 4. С. 29—32.

8. Нерознак В. П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: межвуз. сб. науч. тр. Омск, 1998.

9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 2018.

10. Пищальникова В. А. Значение и концепт // Русский язык в школе. 2007. № 4. С. 45—51.

11. Попова Л. В. Подходы к определению концепта // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2013. № 1. С. 309—316.

12. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

13. Сурина В. Н. Понятие концепта и концептосферы // Молодой ученый. 2010. № 5, т. 2. С. 43—46.

14. Титова Ю. В. Структура концепта и методы его описания // Вестник Ульяновского гос. техн. унта. 2010. № 4. С. 16—21.

15. Фролова Н. М. Технологии реализации имиджа в языке газеты. На примере города Саранск в свете актуальных спортивных событий // Центр и периферия. 2019. № 3. С. 79—83.

16. Холод Ю. С. Концепт и концептуализация в зарубежной лингвистической парадигме // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 6, ч. 1. С. 173—176.

17. Чаоцзе Лю. Концепт «судьба» в современном русском языке // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2017. № 8. С. 21—23.

18. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М., 2004.

19. Шейгал Е. И. Тезаурусные связи и структура концепта // Язык, коммуникация и социальная среда. М., 2002.

20. Evans V. How words mean: lexical concepts, cognitive models, and meaning construction. N. Y.: Oxford University Press, 2009.

21. Evans V., Green M. Cognitive linguistics: an introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006.

22. Evans V., Pourcel S. Semantic representation in LCCM theory // New Directions in Cognitive Linguistics. 2009. № 24. P. 27—56.

23. Langacker R. W. Cognitive grammar: a basic introduction. N. Y.: Oxford University Press, 2008.

24. Proost K. Conceptual structure in lexical items. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamin's Publishing Company, 2007.

Сведения об авторе

Фролова Наталья Михайловна — кандидат социологических наук, доцент кафедры журналистики филологического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия. nmfrol@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2020. No. 7 (441). Philology Sciences. Iss. 121. Pp. 152—160.

FEATURES OF REPRESENTATION OF THE CONCEPT SPORT IN MASS MEDIA DISCOURSE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA (AS EXEMPLIFIED BY THE "CAPITAL C" NEWSPAPER)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N. M. Frolova

Mordovia state University name of N. P. Ogarev, Saransk, Russia. nmfrol@mail.ru

The study of the conceptual field of modern sports media is interesting and relevant in terms of identifying the mechanisms of their impact on the linguistic consciousness of native speakers in the context of active social policy of the state. Our objective is to identify the features of the representation of the concept SPORT in the regional mass media discourse (by the example of the Republic of Mordovia). In the article, the multidimensional structure of the concept SPORT is analyzed, and the mass media discourse of the Republic of Mordovia is studied. The procedure of the concept study includes dictionary materials analysis, etymological analysis, highlighting the basic semantic segments (sports activities, kinds of sports, sports awards, athletes, sports venues etc.), and the subsequent functional-semantic analysis of the mass media. All of these combine to derive the semantic structure of the concept SPORT, to disclose its semantic segments and evaluative semantics. The conceptual study of SPORT is important given the now and again arising problems in the sporting life of the region and the overt politicization of sport news in the "liberal" press.

Keywords: concept, sports journalism, regional journalism mass media discourse, media text, media, lexeme.

References

1. Boutros I. A. (2017) Metaphorical representation of economic concepts in the Russian media (on the example of the concept «Inflation») [One belt, one road: linguistics of interaction: materials of the International scientific conference]. Ekaterinburg. Pp. 13—15 [in Russ.].

2. (2007) Bol'shaja olimpijskaja jenciklopedija [Great Olympic encyclopedia]. Moscow [in Russ.].

3. Vorkachev S. G. (2001) Filologicheskie nauki, no. 1, pp. 64—72 [in Russ.].

4. Demyankov V. Z. (2007) Termin «koncept» kak jelement terminologicheskoj kul'tury [The Term «concept» as an element of a terminology]. Moscow [in Russ.].

5. Karasik V. I. (2001) Jazykovye koncepty kak izmerenija kul'tury [Language concepts as cultural measurements]. Volgograd. Pp. 34—57 [in Russ.].

6. Kuznetsova E. I. (2009) Jekzistencial'naja konceptosfera v rasskazah L. Andreeva 1900—1910 gg. [Existential conceptosphere in the stories of L. Andreev 1900—1910]. Rostov-on-don. 32 p. [in Russ.].

7. Mikhalchuk I. P. (1997) Voprosy iazykoznaniya, no. 4, pp. 29—32 [in Russ.].

8. Neroznak V. P. (1998) Ot koncepta k slovu: k probleme filologicheskogo konceptualizma [From concept to word: to the problem of philological conceptualism]. [Questions of Philology and methods of teaching foreign languages]. Omsk. Pp. 81—88 [in Russ.].

9. Ozhegov S. I. (2016) Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: okolo 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij [Dictionary of Russian language: about 80 000 words and phraseological expressions]. Moscow [in Russ.].

10. Pishchalnikova V. A. (2007) Russkiy iazyk v shkole, no. 4, pp. 45—51 [in Russ.].

11. Popova L. V. (2013) Vestnik Cheliabinskogo gos. ped. un-ta, no. 1, pp. 309—316 [in Russ.].

12. Stepanov Y. S. (1997) Konstanty. Slovar' russkoj kul'tury. Opyt issledovanija [Constants. Dictionary of Russian culture. Research experience]. Moscow [in Russ.].

13. Surina, V. N. Ponjatie koncepta i konceptosfery [Concept of concept and conceptosphere] [Young scientist]. 2010, no. 5, vol. 2, pp. 43—46. [in Russ.].

14. Titova Yu. V. (2010) Vestnik Ul'yanovskogo gos. tekhn. un-ta, no. 4, pp. 16—21 [in Russ.].

15. Frolova N. M. (2019) Centr iperiferiia, no. 3, pp. 79—83 [in Russ.].

16. Holod Yu. S. (2018) Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki, no. 6, pt. 1, pp. 173—176 [in Russ.].

17. Chaise Liu. (2017) Vestnik Orenburgskogo gos. un-ta, no. 8, pp. 21—23 [in Russ.].

18. Shanski N. M., Bobrova T. A. (2004) Etimologicheskij slovar' russkogo jazyka [Etymological dictionary of the Russian language]. Moscow [in Russ.].

19. Sheigal E. I. (2002) Iazyk, kommunikatciia i sotcial'naia sreda, iss. 2, pp. 34—39 [in Russ.].

20. Evans V. (2009) How words mean: lexical concepts, cognitive models, and meaning construction. N. Y., Oxford University Press.

21. Evans V., Green M. (2006) Cognitive linguistics: an introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press.

22. Evans V., Pourcel S. (2009) New Directions in Cognitive Linguistics, no. 24, pp. 27—56.

23. Langacker R. W. (2008) Cognitive grammar: a basic introduction. N. Y., Oxford University Press.

24. Proost, K. (2007) Conceptual structure in lexical items. Amsterdam — Philadelphia, John Benjamin's Publishing Company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.