Научная статья на тему 'ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ИМИДЖЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)'

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ИМИДЖЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
110
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
ИМИДЖ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР / РЕГИОН / ГЛАВА РЕГИОНА / ИМИДЖЕОБРАЗУЮЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / ПРОДВИЖЕНИЕ ИМИДЖА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОРДОВИЯ / В.Д. ВОЛКОВ / IMAGE / POLITICAL LEADER / REGION / HEAD OF THE REGION / IMAGE-FORMING COMPONENTS / PERSONIFICATION / IMAGE PROMOTION / INFORMATION SPACE / MORDOVIA / V. D. VOLKOV

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Напалкова И.Г., Шикунова Ю.И.

В данной работе актуализирована персонифицированная (личностная) составляющая в имидже региона, рассмотренная на примере имиджа Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова. В рамках прикладного исследования «Республика Мордовия в фокусе современной имиджелогии», разработана и составлена имидж-карта регионального лидера, рассмотрены основные линии его имиджевого позиционирования, а также векторы продвижения территории, транслируемые в речевых коммуникациях. Авторы приходят к выводу, что среди всех имиджеобразующих субъектов именно глава исполнительной власти региона, уделяет достаточное внимание формированию своего имиджа, с целью повышения доверия и узнаваемости у населения. Однако современные реалии и вызовы развития (прежде всего экономические проблемы, пандемия COVID-19) требуют от региональной власти усиления работы с общественным мнением, а также большей информационной открытости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZED COMPONENT IN THE IMAGE OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

In this work, the personified (personal) component in the image of the region, reviewed by the example of the image of the Head of the Republic of Mordovia V.D. Volkov, is updated. Within the framework of the applied research “The Republic of Mordovia is in the focus of modern imageology”, an image map of the regional leader was developed and compiled, the main lines of his image positioning, as well as the vectors of the territory promotion broadcast in speech communications, were considered. The authors come to the conclusion that among all image-forming entities, it is the head of the executive branch of the region that pays enough attention to the formation of its image in order to increase confidence and recognition among the population. However, modern realities and development challenges (primarily economic problems, the COVID-19 pandemic) require the regional authorities to strengthen work with public opinion, as well as greater information openness.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ИМИДЖЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)»

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ИМИДЖЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Напалкова И. Г.*

К.и.н., доцент

Шикунова Ю. И.*

Студент

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

В данной работе актуализирована персонифицированная (личностная) составляющая в имидже региона, рассмотренная на примере имиджа Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова. В рамках прикладного исследования «Республика Мордовия в фокусе современной имиджелогии», разработана и составлена имидж-карта регионального лидера, рассмотрены основные линии его имиджевого позиционирования, а также векторы продвижения территории, транслируемые в речевых коммуникациях. Авторы приходят к выводу, что среди всех имиджеобразующих субъектов именно глава исполнительной власти региона, уделяет достаточное внимание формированию своего имиджа, с целью повышения доверия и узнаваемости у населения. Однако современные реалии и вызовы развития (прежде всего экономические проблемы, пандемия COVID-19) требуют от региональной власти усиления работы с общественным мнением, а также большей информационной открытости.

Ключевые слова:

имидж, политический лидер, регион, глава региона, имиджеобразующие составляющие, персонификация, продвижение имиджа, информационное пространство, Мордовия, В.Д. Волков

УДК 32.019.51

Р01: 10.24411/2658-6932-2020-10000

Для цитирования: Напалкова И. Г., Шикунова Ю. И. Персонифицированная составляющая в имидже региона (на примере республики Мордовия) / И. Г. Напалкова, Ю. И. Шикунова // Контентус. -2020. - № 6. - С. 42 - 56.

Имидж современного региона, являясь важным ресурсом конкурентоспособности, определяет его репутационный потенциал и инвестици-

онную привлекательность. Эксперты выделяют несколько составляющих в территориальном имидже: концептуальную (имиджевая стратегия, миссия, план), деятельностную (проведение мероприятий, празднеств, специальных событий, информационный мониторинг, организация общественных слушаний, поддержка работы землячеств, участие в рейтингах и др.), персонифицированную (деятельность лидеров мнений), атрибутивную (разработка и продвижение имиджевых атрибутов, символов, брендов, выпуск сувенирной продукции презентующей регион и др.).

Формирование регионального имиджа персонифицировано, прежде всего, руководителем региона. Губернатор / глава, с одной стороны олицетворяет образ региона и определяет векторы имиджевого позиционирования территории. С другой стороны сам является объектом имиджмейкинга - от имиджа руководителя зависит его авторитетность и, как следствие, возможность получить федеральные преференции, привлечь инвестиции со стороны крупного бизнеса, способность влиять на общественное мнение и т. д.

Тематика роли имиджа глав регионов в политической системе России и стратегии их формирования актуализирована в исследованиях Г.А. Ахатовой, В.М. Боровика, А.С. Ваторопина, В.А. Попиль, Н.Н. Розанова, М.С. Семина, А.В. Чепкасова [1; 3; 5; 21; 24; 28] и др.

Республика Мордовия с позиции анализа политического лидерства рассматривалась в публикациях Л.А. Зайцевой, М.Н. Казаковой, И.Г. Напалковой, А.Ю. Шишкановой и др. [9; 10; 29]. Авторы приходят к выводам, что образ главы становится своеобразным брендом региона, активно влияющим на становление партнерской модели взаимодействия государства и общества, возрастает понимание значимости конструирования и сопровождения персонального имиджа со стороны представителей властных структур, но в то же время в большинстве случаев степень уникальности их формирования не велика.

Цель данной публикации - проанализировать личностную составляющую в имидже региона на примере Республики Мордовия.

В качестве основы исследовательской методологии выступили кейс -стади как поисково-исследовательская технология изучения отдельного случая. Единицей анализа стал имидж В. Д. Волкова. Тип кейс-стади -одиночный, поделенный на части. Конструктная валидность достигалась за счет использования разных источников информации, в том числе результатов экспертного опроса при составлении имиджевых характеристик, выявлении личностных качеств, типа лидерства. Дополнительным прикладным методом стал контент-анализ публикаций о Мордовии в федеральной и региональной (уровень ПФО) прессе. В число источников

анализа вошли: RT, «Российская газета», «Парламентская газета», «Независимая газета», «Новая газета», «Газета.ги», «Аргументы и факты», Медуза, RG.RU ПФО, «ФедералПресс» Новости ПФО, ПравДА ПФО [8, с. 70].

Основой рассмотрения персоно-имиджа в данной работе стала парадигма, предложенная А.А. Максимовым, дополненная М.Н. Казаковой и И.Г. Напалковой, включающая в себя следующие позиции: самоимидж, контекст политической ситуации, компоненты имиджа, продвижение имиджа, тип лидера, антиобраз, копромат и заповедь [10, с. 85].

Персонификация имиджа современной Мордовии связана с образом действующего Главы - Владимира Дмитриевича Волкова. Как показал опрос экспертов, проведенный в рамках прикладного исследовательского проекта «Республика Мордовия в фокусе современной ими-джелогии» (РФФИ, Правительство РМ, проект № 18-411-130012) [8, с. 73], 90 % проинтервьюированных специалистов считают, что имидж Главы в наибольшей степени оказывает влияние на имидж республики.

Самоимидж. В.Д. Волкова можно отнести к категории «старых управленцев-хозяйственников». Этапы его биографии во многом совпадают с биографией предыдущего Главы - Н.И. Меркушкина.

Владимир Дмитриевич родился 7 сентября 1954 года в селе Новое Аракчеево Краснослободского района Мордовской АССР. В 1976 г. окончил факультет промышленной электроники МГУ им. Н. П. Огарева по специальности «Инженер электронной техники». Имеет второе высшее образование по специальности «Инженер-строитель». Сразу после окончания вуза, В.Д. Волков начинает партийную карьеру: был первым секретарем Саранского горкома ВЛКСМ (1983 - 1986 гг.), заведующим промыш-ленно-транспортным отделом Саранского горкома КПСС (1956 - 1988 гг.), первым секретарем Пролетарского райкома КПСС г. Саранска (1988 -1990 гг.). С сентября 1995 г. председатель Правительства Республики Мордовия. С 10 мая 2012 г. назначен исполняющим обязанностей главы Республики Мордовия после отставки Н.И. Меркушкина в связи с назначением временно исполняющим обязанности губернатора Самарской области [2].

В это время республика готовилась к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства. В перспективе г. Саранск должен был стать городом -организатором Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Уровень жизни населения республики постепенно наращивал темпы, запросы общества по отношению к региональным властям значительно отличались от уровня 1990-х годов.

Став Главой Республики, продолжил региональный курс развития своего предшественника. Так, в своем первом интервью В.Д. Волков

подчеркивал, что «намерен продолжать способствовать развитию региона и не снижать заданную Н.И. Меркушкиным планку» [7]. Такая преемственность власти подчеркивалась и руководством федерального центра. Полномочный Представитель Президента М.В. Бабич отмечал: «Владимир Дмитриевич Волков - родной человек для Мордовии, здесь все эти годы жил и работал, строил и созидал» [6]. Жители республики восприняли Владимира Дмитриевича через призму категории «свой».

Смена главы региона в Мордовии 2012 г. оказалась похожа на тюменский вариант «С. Собянин - В. Якушев». Николай Иванович также ушел на «взлете популярности», а многие проекты, запланированные и анонсированные им, пришлось претворять в жизнь В.Д. Волкову.

В.Д. Волков принимает активное участие в общественной деятельности, участвуя в региональных и государственных форумах и выставках. Его работа на посту Главы Республики отмечена наградами за большой вклад в социально-экономическое развитие республики и многолетнюю добросовестную работу.

Контекст ситуации. Деятельность В.Д. Волкова на посту Главы Республики Мордовия напрямую определена актуальными проблемами в социально-политической и экономической жизни региона, а также знаковыми для региона мероприятиями и событиями. В соответствии с этим можем выделить несколько ситуационных этапов:

2012 г. - вступление в должность, проведение 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства. Данному событию предшествовала серьезная работа (в команде Н.И. Меркушкина) по улучшению инфраструктуры региона и подготовки мероприятий, транслируемых на российскую и международную общественность, так как в них принял участие Президент РФ В.В. Путин. Например, в мае 2012 года в Московской области и Москве прошли Дни Республики Мордовия, в рамках которых Д.В. Волковым и С.С. Собяниным было подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-творческом и культурном сотрудничестве между Правительством г. Москвы и Правительством Республики Мордовия. Наряду с информационно-познавательными и культурно-массовыми мероприятиями в Мордовии, проводились многочисленные выставки в регионах России, посвященные развитию сельского хозяйства и промышленных предприятий, с целью привлечения инвестиций.

Значительно обновился облик столицы Мордовии - г. Саранска: было построено новое здание Республиканской клинической больницы, Главпочтамта, продолжалось строительство университетского комплекса, грандиозных спортивных сооружений, музейного комплекса, этно-

графического подворья, гостиниц, торговых центров, площади Тысячелетия и др. объектов [18]. В целом на стройки Тысячелетия трансферты из федерального центра составили 18 млрд. руб. [15], что стало одним из масштабных проектов в истории республики.

2013 - 2017 гг. - подготовка к ЧМ по футболу 2018 г. После включения г. Саранска в список городов-организаторов ЧМ-2018, в республике началось форсированное приготовление инфраструктуры и спортивных объектов к предстоящему мероприятию. В 2014 году Республика Мордовия становится победителем премии журнала «SportFacilities. Сооружения и индустрия спорта» «Спортивные сооружения. Итоги 2014 года» в номинации «Самый спортивный регион» [19]. Мордовские чемпионы -ходоки уверенно побеждают на Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы, популяризируя республику. Одновременно в СМИ, начиная с 2013 года активно обсуждаются факты массового нарушения антидопинговых правил мордовскими спортсменами и, как следствие, расследование Русада в результате чего за употребление допинга были дисквалифицированы 13 ходоков Центра олимпийской подготовки Мордовии по спортивной ходьбе, пожизненно дисквалифицирован главный тренер Центра В.М. Чегин, а также Русада официально расторгло договор с Республикой Мордовия о совместном сотрудничестве в борьбе с нарушением антидопинговых правил [16, с. 53-54]. Отголоски скандалов до сих пор муссируются в информационном пространстве и серьезно влияют на противоречивость республиканского имиджа.

Помимо строительства стадиона и иных спортивных сооружений изменения коснулись инфраструктуры и гостиничного сектора. Чтобы разместить всех болельщиков, в городе построили несколько гостиниц, например, первый пятизвездочный отель Four Points by Sheraton. К проведению мундиаля в городе реконструировали взлетно-посадочную полосу и модернизировали аэропорт. Помимо этого, за годы подготовки к ЧМ была проведена колоссальная реставрационная работа существующей застройки центрального района г. Саранска. К чемпионату в Саранске создали новое дорожное сообщение. В первую очередь это касается объездных дорог, появилось много транспортных развязок, которые сильно разгрузили центр города. Вокруг стадиона вырос целый район -Юбилейный, в котором с нуля была создана вся необходимая инфраструктура [26].

2018 г. - проведение ЧМ по футболу FIFA, ставшее не только значимым событием в области спорта, но и в области политики и экономики, давшее мощный толчок к продвижению региона у внешних аудиторий. В это время тематика имиджа и его формирования появляется как само-

стоятельная проблема в выступлениях Главы Республики. В частности, в своем Послании Госсобранию РМ 2018 г. В.Д. Волков неоднократно подчеркивал, что имидж «отдельно взятой Мордовии» повлияет на международный имидж России, а также будет иметь пролонгированное действие, так как «будет работать на нее и после 2018 года», а для этого необходимо обеспечить «высокий уровень обслуживания участников и гостей чемпионата» [22]. По обобщенным данным Ростуризма, республику в дни Чемпионата посетили более 140 тыс. человек, в том числе более 106 тыс. иностранных туристов из Колумбии, Перу, США, Ирана, Японии, Мексики, Панамы, Аргентины, Германии, Китая, Бразилии, Туниса, Дании, Канады, Нигерии, Испании, Великобритании, Нидерландов, Индии, Австралии [25]. Приток туристов увеличился на 1678 % (в Москве на 19 %), а количество иностранных гостей возросло в 235 раз [4]. При этом само событие стало достаточно контрадикторным. С одной стороны в разы увеличилось число публикаций о Мордовии в федеральной прессе, так RT за 2014 г. опубликовала 5 сообщений о Мордовии, в 2015 г. - 11, в 2016 г. - 8, в 2017 г. - 17, в 2018 г. - 46. С другой стороны, часть публикаций носила негативный характер, аккумулировав запрос: «Почему именно Саранск стал городом-организатором!?» - небольшое количество населения относительно других городов, невысокий уровень качества жизни в регионе, другая спортивная специализация, проблемы с дальнейшим функционированием стадиона.

В конце 2018 - начале 2019 гг. Республика Мордовия столкнулась с серьезными экономическими проблемами, которые фактически являлись последствиям проведения ЧМ-2018. В конце 2018 г. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) резко понизило рейтинг Республики Мордовия, как региона с низким уровнем кредитоспособности. Оказавшись в категории «В», Мордовия стала субъектом с самым низким рейтингом среди регионов России. На 1 ноября 2018 года госдолг Мордовии, по данным Минфина, составил 55,9 млрд. руб. [13].

2019 г. - наследие ЧМ. По оценкам аналитиков, Республика Мордовия может столкнуть с дефолтом, как Новгородская область в 2015 году. Причиной тяжелого экономического положения является тот факт, что в период с 2010 по 2017 год долг Мордовии увеличился в четыре раза, этот рост обусловлен частично и чемпионатом мира, и майскими указами 2012 года. По оценке директора Центра экономических и политических реформ Н. Миронова, проблемы республики являются издержками ручного управления регионом, традицию которого заложил бывший губернатор Н.И. Меркушкин [13].

Содержание спортивных объектов также отразилось на экономическом состоянии региона. Стадион «Мордовия Арена» с 2018 по 2020 гг. полностью находился на попечении федерального бюджета. Однако с 2020 года из регионального бюджета необходимо оплачивать 5 % от общих затрат на содержание стадиона, а с 2024 г. - 100 % [14].

2020 г. - развитие региона в условиях пандемии COVID-19, когда оценка деятельности региональной власти, как со стороны федерального центра, так и местного населения зависит от эффективности предпринимаемых мер по борьбе с коронавирусом.

Глава республики главной целью своей деятельности обозначил принятие мер, по снижению заболеваемости в регионе. В рамках исполнения поручений Президента РФ В.В. Путина, предприняты меры по ограничению распространения короновируса в регионе. Ежедневно предоставляется информация о количестве заболевших, наличия мест в лечебных учреждениях и мер поддержки бизнесу и жителям республики.

Интернет-издание «Медуза» регулярно обобщает данные относительно своевременного реагирования региональных властей на распоряжения Президента РФ и запросы общества во время коронавируса [11], согласно которым в Тюменской области приостановлены плановые проверки и разрабатываются другие меры поддержки, пожилым и людям с хроническими заболеваниями, соблюдающим режим самоизоляции предусмотрена разовая выплата в две тысячи рублей. В Тверской области из регионального бюджета выделено 300 млн. руб. на выплаты ветеранам и 1,8 млрд. руб. на помощь бизнесу, предусмотрено льготное кредитование, льготы по муниципальной аренде, отсрочка по налогам, разовые выплаты ветеранам и субсидии молодым семьям с детьми на погашение ипотеки. По Республике Мордовия данные по средствам, выделенным из регионального бюджета на поддержку бизнеса и граждан, по мерам поддержки малого и среднего бизнеса, по льготам и др. мерам поддержки для граждан отсутствуют. Однако, на сайте Фонда поддержки предпринимательства РМ зафиксирован следующий Перечень [20]: продление сроков уплаты налогов, срока предоставления отчетности, до 1 июня 2020 действует запрет на проверки, взыскания и санкции со стороны ФНС и других органов КНД, мораторий на налоговые санкции, снижение тарифов по страховым взносам, предусмотрены беспроцентные кредиты на выплату зарплат, расширена программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса, отсрочка по взносам, кредитам и аренде и др. Однако, введенные меры, не смотря на их внушительные список, имеют весьма спорный эффект, многие предприятия находятся

на грани банкротства в условиях дальнейшего продления режима самоизоляции. Недостаточную эффективность мер поддержки россиян и бизнеса в целом, признали и российские власти. Так, пресс-секретарь Президента РФ Д.С. Песков отметил, что «при попытке воспользоваться льготами, люди сталкиваются с серьезными проблемами» [12].

Компоненты имиджа. В целом имидж В.Д. Волкова консервативен. Поведение спокойное, уравновешенное, в общении держится сдержанно. Предпочитает официальный стиль в одежде. Речь не эмоциональна, обычно тщательно подготовлена. Наблюдается существенная разница между рациональной и спонтанной коммуникацией (особенно это касается паралингвистических средств). Среди техник убеждающей коммуникации наиболее часто использовались: «переключение внимания», «растворение информации», «ссылка на авторитеты» и др.

Пропагандирует идею достижения согласия всех политических сил, обеспечения порядка и организации созидательной деятельности на благо региона и его жителей, что продолжает консолидирующую идею Н.И. Меркушкина, выраженную в лозунге «Согласие. Порядок. Созидание».

Продвижение и сопровождение имиджа входит в функционал Информационно-аналитического управления и Пресс-службы, относящихся к Администрации Главы РМ. Основные линии имиджевого продвижения касаются освещения деятельности В.Д. Волкова в электронных и печатных республиканских и федеральных СМИ, в т. ч. через подготовку материалов для опубликования.

Важной ключевой установкой для СМИ, которая характеризует В.Д. Волкова, стала «успешный хозяйственник, развивающий потенциал республики». Долгое время активно использовался стереотип «Меркушкин и Волков - одна команда», что изначально было целесообразным для продвижения имиджа В.Д Волкова, т. к. позволяло категоризировать его образ как для населения, так и для политической и бизнес элиты в позициях «свой», «преемственность», «стабильность», «не будет резких перемен», «отсутствие серьезных кадровых перестановок» и т. д.. Но со временем данная связка начала отрицательно влиять на оценку имиджа В.Д. Волкова, особенно после широкой информационной кампании, развернутой против Н.И. Меркушкина как Губернатора Самаркой области, а также после его отставки [10, с. 95].

Об уровне развития демократических процессов в обществе позволяет судить информационная открытость и активное использование интернет-технологий в работе губернаторов. Личный сайт у Главы РМ отсутствует. Основную роль в обеспечении информированности населе-

ния играет официальный сайт органов государственной власти РМ (http://www.e-mordovia.ru), где есть отдельная вкладка Глава (http://www.e-mordovia.ru/glava-rm/) содержащая новостную информацию, биографию, ссылки на Послания Главы РМ Государственному Собранию, подборку официальных выступлений, отчеты о работе с обращениями граждан, фотогалерею. Новостная обновляемость на странице ежедневная, в среднем выставляется 4-5 сообщений в день. В целом основной месседж можно охарактеризовать как «Дежурный по региону» -новостной контент касается актуальных вопросов развития Мордовии. При этом транслируется разноплановость деятельности Главы: рабочие встречи и совещания перемежаются со встречами с населением и поздравлениями с юбилеем рядовых граждан, что формирует образ открытого руководителя.

Обратная связь организована через Интернет-приемную (http://www.e-mordovia.ru/internet-priemnaya/feedback), где можно подать обращение, предложение, жалобу (на 30 мая 2020 г. всего было зафиксировано 12 619 обращений, в среднем 7-15 обращений в день). Также общение Главы с жителями Мордовии в соцсетях становится элементом автоматизированной системы управления негативными мнениями «Инцидент Менеджмент», которая предполагает отбор значимых сообщений из потока упоминаний в соцмедиа, их классификацию и распределение, после чего проводится оценка скорости реагирования на каждом этапе и удовлетворенности пользователей, оставивших запрос.

У Главы РМ зарегистрирован Twitter-аккаунт

(https://twitter.com/VolkovMordovia), но последние публикации датированы сентябрем 2017 г. В самой популярной социальной сети в России ВКонтакте самостоятельного аккаунта нет, однако есть Официальная страница Республики Мордовия (https://vk.com/officialmordovia), где, в том числе представлена информация о деятельности В.Д. Волкова. В Instagram верифицированная страница у Владимира Дмитриевича также отсутствует.

Таким образом, Глава РМ использует Интерент технологии на уровне, требуемом для отчетности перед федеральным центром. В отличие от С.С. Собянина, Р.А. Кадыров, С.И. Фургал, социальные сети как политический инструмент В.Д. Волков не использует, что отрицательно влияет на организацию связей с общественностью, понижает рейтинг информационной активности и открытости для населения, негативно влияет на популяризацию образа.

Подача материалов о работе Главы Мордовии в основном традиционно-новостная. Среди информационных поводов наиболее яркие были

связаны с фигурой Ж. Депардье: получение прописки в Мордовии и вручение паспорта мордвина, экскурсия, проведенная В.Д. Волковым по центру города и знакомство с новыми инфраструктурными объектами, открытие на базе кинотеатра «Россия» культурного центра Ж. Депардье и др. Эти новости активно транслировались федеральными и зарубежными информационными каналами, в целом способствуя узнаваемости В.Д. Волкова и Республики Мордовия. Но при этом вызывали недовольство региональной общественности в частности траты, связанные с чествованием французского актера, а также критику вызвало отсутствие положительного эффекта от деятельности Культурного центра Ж. Депардье, который не стал пользоваться большой популярностью и не приносит дохода.

Тип лидера. Создаваемый тип имиджа В.Д. Волкова на посту Главы Республики Мордовии стал «управленец-хозяйственник», который представляет собой одну из универсальных имиджевых моделей для региональных политиков. У населения данный типаж призван ассоциироваться, в первую очередь, с эффективностью социально-экономической политики в регионе и высоким уровнем благополучия его жителей. Вследствие снижения уровня и качества жизни в Мордовии, низких заработных плат, роста числа граждан, находящихся за чертой бедности требуется коррекция и расширение транслируемого образа. Население ждет управленца с типажом «Чудотворец», базой которого является посыл -решение самых сложных проблем, улучшение жизни людей за счет опыта, знаний, умений, навыков имеющихся у данного кандидата.

Стиль управления - преимущественно авторитарный, который характеризуется доминированием, централизацией власти.

Антиобраз. Основными элементами отстройки от имиджа В.Д. Волкова - «единоросс» («пропутинский руководитель»), «бывший коммунист». Принадлежность к партии Единая Россия, входит в высший совет ЕР, принимает участие в Государственном Совете РФ, вследствие этого есть и вытекающая «лояльность к федеральному центру», которая усиливается риторически. Так, например, в преддверии выборов в Государственную Думу 2016 г. в своем Послании Государственному Собранию РМ, В Д. Волков отметил, что нужно «укреплять имидж республики как консолидированного, предсказуемого региона» [23]. Специального профессионального нивелирования антиобразов не осуществляется

Компромат. За время исполнения обязанностей Главы Республики Мордовия, В. Д. Волков не был замечен в крупных скандалах. Однако, будучи Главой исполнительной власти республики, его имидж находится под воздействием имиджа региона - срабатывает т. н. эффект «взаимного

влияния». Снижение показателей уровня жизни, рост коррупционной составляющей, высокая долговая нагрузка, ситуация связанная с эпидемией COVID-19 (штрафы за нарушение режима самоизоляции, ограничение работы общественного транспорта, закрытие детских садов) - отрицательно влияют на имидж главы региона, понижая его репутационный капитал и доверие населения. В социальных сетях, в комментариях интернет-изданий региональных СМИ появляется все больше негативных отзывов о работе Главы Республики, создаются петиции, высказываются соображения о неэффективности его деятельности. В целом по России политологи фиксируют рост претензий населения к губернаторам, в том числе, связанном со снижением рейтинга власти, правящей партии, правительства [17].

Для нивелирования ситуации В.Д. Волкову, по мнению экспертов Фонда развития гражданского общества необходимо, прежде всего работать над улучшением социально -экономической обстановки в республике и улучшать информационный фон, иначе перспективы дальнейшей политической карьеры могут оказаться под вопросом [27].

Заповедь. Высказывания, характеризующие позиции В.Д. Волкова относительно его работы в регионе, наглядно отражены в ежегодных посланиях, выступлениях на форумах, различных встречах и интервью. Можно выделить два основных вектора: «Мы не привыкли раздавать пустые обещания!», «С такими людьми нас ждет успех».

Первая линия позиционирования связана с демонстрацией деловых качеств лидера региона, транслируется посыл: «Я - человек слова». Во-вторых, В.Д. Волковым часто акцентируется внимание на значимости жителей Мордовии и их вклада в развитие и процветание республики. С одной стороны - это создает эффект участия населения в управлении и в принятии решений, с другой - это возможность разделить ответственность за развитие республики.

Таким образом, имидж В.Д. Волкова является традиционным. Его трансляция сопровождается подразделениями Администрации Главы РМ. Значимыми проблемами в формировании имиджа лидера региона являются: посредственное информирование о деятельности, слабое использование СММ, отсутствие специальных имиджевых стратегий продвижения. Отдельной сложностью выступает изначальная встроенность в имидж действующего главы образа предшественника: «одна команда», «продолжатель инициатив» - соответственно все скандалы и негативные публикации, связанные с Н.И. Меркушкиным отражаются на отношении различных целевых групп, особенно внутреннего населения к персоне В. Д. Волкова.

Список использованных источников

1. Ахатова Г.А. Имиджевые роли губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Н. В. Комаровой / Г. А. Ахатова // Политическая лингвистика. 2018. № 5 (71). С. 55-58.

2. Биография. Волков Владимир Дмитриевич [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия. Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/glava-rm/biografiya (дата обращения 16.05.2020).

3. Боровик В.М. Имидж современного губернатора: В.В. Радаев и А.И. Бочаров / В.М. Боровик// Развитие современного региона: вопросы науки и практики: Сб. науч. ст. Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, 2017. С. 121-125.

4. В дни ЧМ-2018 турпоток в Саранске вырос на 1678 процентов [Электронный ресурс] // Российская газета. Режим доступа: https://rg.ru/2018/07/07/reg-pfo/v-dni-chm-2018-turpotok-v-saranske-vyros-na-1678-procentov.html (дата обращения: 16.05.2020).

5. Ваторопин А.С., Семина М.С. Имидж губернатора Свердловской области: стратегии формирования / А.С. Ваторопин, М.С. Семина // Социум и власть. 2015. № 1 (51). С. 37-40.

6. Владимир Волков 2 года возглавляет Мордовию [Электронный ресурс] // Едина Россия. Республика Мордовия. Режим доступа: https://mordov.er.ru/news/2014/5/l4/vladimir-volkov-2-goda-vozglavlyaet-mordoviyu (дата обращения 16.05.2020).

7. Госсобрание Мордовии единогласно поддержало преемника Николая Меркушкина [Электронный ресурс] // Коммерсант. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/1933863 (дата обращения 16.05.2020).

8. Зайцева Л.А. Напалкова И.Г. Исследование имиджа территории: практика прикладного анализа / Л.А. Зайцева, И.Г. Напалкова // Роль науки в формировании современной виртуальной реальности: Материалы междунар. науч.-практич. конф. Саратов: Академия Бизнеса, 2019. С. 68-75.

9. Зайцева Л.А., Ломакина А.С., Напалкова И.Г. Имидж глав регионов России: особенности продвижения / Л.А. Зайцева, А.С. Ломакина, И.Г. Напалкова // Контентус. 2019. № 6 (83). С. 99-116.

10. Казакова М.Н., Напалкова И.Г. Имидж главы региона как элемент имиджа территории (на примере Республики Мордовия) / М.Н. Казакова, И.Г. Напалкова // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2019. № 2 (5). С. 81-104.

11. Как российские регионы помогают (а чаще не помогают) малому бизнесу и жителям во время коронавируса [Электронный ресурс] // Медуза. Режим доступа: https://meduza.io/feature/2020/04/03/kak-rossiyskie-regiony-pomogayut-a-chasche-ne-pomogayut-malomu-biznesu-i-zhitelyam-vo-vremya-koronavirusa-tablitsa (дата обращения 16.05.2020).

12. Кремль признал реализацию мер поддержки россиян и бизнеса во время пандемии неэффективной [Электронный ресурс] // Открытые медиа. Режим доступа: https://openmedia.io/news/n1/kreml-priznal-realizaciyu-mer-podderzhki-rossiyan-i-biznesa-vo-vremya-pandemii-neeffektivnoj (дата обращения 16.05.2020).

13. На грани дефолта: почему Мордовия имеет худший кредитный рейтинг в России [Электронный ресурс] // РБК. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/19/12/2018/5c1916d99a794737a2d4e4a3 (дата обращения 16.05.2020).

14. На содержание «Мордовия Арены» потребуется 300 миллионов рублей в год [Электронный ресурс] // Спорт-экспресс. Режим доступа: https://www.sport-express.ru/football/rus_d1/news/na-soderzhanie-mordoviya-areny-potrebuetsya-300-millionov-rubley-v-god-1503274 (дата обращения 16.05.2020).

15. На стройки Тысячелетия единения Мордовия получила более 600 млн. рублей [Электронный ресурс] // Regnum. Режим доступа: https://regnum.ru/news/1563609.html (дата обращения 10.05.2020).

16. Напалкова И. Г., Курочкина К. В. Исторический и современный персоно-образ как элемент символического этнонационального капитала Республики Мордовия (20142019 гг.) / И. Г. Напалкова, К. В. Курочкина// Финно-угорский мир. 2020. Т. 12. № 1. С. 42-61. DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.01.042-061.

17. Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://matveychev-oleg.livejournal.com/8392050.html (дата обращения 16.05.2020).

18. О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства [Электронный ресурс] // Финно-угорский культурный центр РФ. Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/news/publications/29536 (дата обращения 16.05.2020).

19. Общественно-политические события [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ttps://subscribe.ru/archive/country.ru.mordovia/201412/21213549.html/#2 (дата обращения 16.05.2020).

20. Перечень мер поддержки МСП при коронавирусе [Электронный ресурс] // Фонд поддержки предпринимательства РМ. Режим доступа: https://mbrm.ru/support (дата обращения 19.05.2020).

21. Попиль В.А. Роль личного имиджа губернатора в брендинге субъекта федерации (на примере Дальневосточного федерального округа) / В.А. Попиль // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Т. 6. № 1A. С. 69-83.

22. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию РМ 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/glava-rm/poslanie-glavy-rm/13-aprelya-2018-goda (дата обращения 16.05.2020).

23. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию РМ 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/glava-rm/poslanie-glavy-rm/testovaya-statya-2 (дата обращения 16.05.2020).

24. Розанова Н.Н. Приоритетные ценностные характеристики персонального бренда губернатора (на примере Смоленской области) / Н.Н. Розанова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017. Т. 17. № 4. С. 542-554.

25. Ростуризм подвел туристические итоги Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. в России [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/news/15818 (дата обращения 16.05.2020).

26. Саранск стал городом-организатором ЧМ-2018 по футболу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://saransk2018.org/news/view/203 (дата обращения 16.05.2020).

27. Связанные одной целью [Электронный ресурс] // Версия. Режим доступа: https://versia.ru/perspektivy-politicheskoj-karery-gubernatora-mordovii-vladimira-volkova-ostayutsya-pod-bolshim-voprosom (дата обращения 19.05.2020)

28. Чепкасов А.В. Речевые средства формирования регионального имиджа Кузбасса в текстах публичных выступлений губернатора Кемеровской области / А.В. Чепкасов // Казанская наука. 2015. № 5. С. 94-98.

29. Шишканова А.Ю. Имидж-карта главы Республики Мордовия В.Д. Волкова / А.Ю. Шишканова // Контентус. 2018. № 2 (67). С. 18-30.

PERSONALIZED COMPONENT IN THE IMAGE OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

Napalkova I. G.**

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Shikunova J. I.**

Student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

In this work, the personified (personal) component in the image of the region, reviewed by the example of the image of the Head of the Republic of Mordovia V.D. Volkov, is updated. Within the framework of the applied research "The Republic of Mordovia is in the focus of modern im-ageology", an image map of the regional leader was developed and compiled, the main lines of his image positioning, as well as the vectors of the territory promotion broadcast in speech communications, were considered. The authors come to the conclusion that among all image-forming entities, it is the head of the executive branch of the region that pays enough attention to the formation of its image in order to increase confidence and recognition among the population. However, modern realities and development challenges (primarily economic problems, the COVID-19 pandemic) require the regional authorities to strengthen work with public opinion, as well as greater information openness.

Keywords:

image, political leader, region, head of the region, image-forming components, personification, image promotion, information space, Mordovia, V.D. Volkov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.