УДК 338.483
М. Н. Казакова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
г. Саранск, Россия, e-mail: [email protected] И. Г. Напалкова Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
г. Саранск, Россия, e-mail: [email protected]
ИМИДЖ ГЛАВЫ РЕГИОНА КАК ЭЛЕМЕНТ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)*
В современных условиях для достижения стратегической конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности территории необходимо формирование ее положительного образа, который, в свою очередь, зависит от имиджа главы региона. В данной публикации представлена имидж-карта Н. И. Меркушкина, бывшего Главы Республики Мордовия, которая включает: самоимидж, контекст политической ситуации, компоненты имиджа, специфику его продвижения, миф, антиобраз. В статье также отражены основные направления формирования образа Мордовии через призму имиджа главы региона, являющегося прямым бенефициаром; отмечается, что имидж территории преимущественно носит событийный характер. Акцентируется противоречивость имиджеобразующих факторов: с одной стороны, внешняя привлекательность, наличие знаковых событий, создающих благоприятный фон, с другой - низкий уровень жизни, высокий уровень безработицы, отток трудоспособного населения и т. д. На основе проведенного анализа определены проблемные зоны имиджевой стратегии Республики Мордовия, сделан вывод о том, что следует уделять должное внимание формированию и продвижению позитивного имиджа регионального руководителя, опираясь на современные технологии и достижения имиджмейкинга.
Ключевые слова: информационное общество, имидж, имидж региона, политический лидер, тип лидера, Республика Мордовия, Н. И. Меркушкин, В. Д. Волков
Благодарность: Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства РМ, проект «Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)» (№ 18-411-130012 р_а).
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства РМ, проект «Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)» (№ 18-411-130012 р_а).
M. N. Kazakova
Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia,
e-mail: [email protected] I. G. Napalkova
Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia,
e-mail: [email protected]
THE IMAGE OF THE HEAD REGION AS AN ELEMENT
OF THE IMAGE OF THE TERRITORY (ON THE EXAMPLE OF REPUBLIC OF MORDOVIA)*
In modern conditions, an important condition for achieving strategic competitiveness and investment attractiveness of the territory is the formation of its positive image, which, in turn, directly depends on the image of the region's leader. The image of a political leader is considered according to a scheme that includes: self-image, the context of the political situation, image components, the specifics of image promotion, as well as characteristics that are no less significant in the image of a politician: myth, anti-image, compromising evidence. The article reflects the main directions of formation of the image of the Republic of Mordovia; It is noted that the image of the territory is primarily event-driven. Attention is paid to the inconsistency of the factors shaping the image of the republic: on the one hand, external attractiveness, presence of significant events creating a favorable background, on the other - low standard of living, high unemployment, outflow of the working-age population, etc. of the image strategy of the Republic of Mordovia, it was concluded that due attention should be paid to the formation and promotion of a positive image of the regional leader, relying on modern technology Theology and achievements of image-making.
Key words: information society, image, image of a region, political leader, type of leader, Republic of Mordovia, N. I. Merkushkin, V. D. Volkov
Acknowledgements: The research is executed with assistance of the Russian Federal Property Fund and the Government of Republic of Mordovia, the project «Modern Region in Focus of the political imagology (on the example of the Republic of Mordovia)» project (No. 18-411-130012 r_a).
Введение
Новая информационная парадигма, подразумевающая информацию и информационные ресурсы как базовую основу бытия, актуализировала использование инструментов мягкой силы для повышения эффективности развития территорий (стран, регионов, городов). Одним из таких инструментов
* The research is executed with assistance of the Russian Federal Property Fund and the Government of Republic of Mordovia, the project "Modern Region in Focus of the political imagology (on the example of the Republic of Mordovia)" project (No. 18-411-130012 r_a).
82
является имидж, формирование и конструктивное продвижение которого повышает конкурентоспособность в среде подобных, аккумулируя различные целевые категории (федеральные политические и властные структуры, представителей крупных бизнес-структур, экспертное сообщество, высококвалифицированных трудовых мигрантов, туристов, жителей территории).
Современные исследователи (Г. С. Алимова, И. А. Василенко, Э. А. Галумов, Н. Н. Емельянова, А. Н. Люлько, Б. Н. Чернышев и др.) выделяют разный набор имиджеобразующих элементов: природно-географические характеристики; тенденции и направленность развития политической сферы; уровень и характер реализуемой информационной политики; уровень развития региональной экономики и его инвестиционный потенциал; межрегиональные и международные отношения; состояние социально-демографической сферы; самобытность историко-культурных традиций; этнонациональное и этноконфессиональное своеобразие региона и др. Неотъемлемой частью имиджа территории является имидж ее первого лица. Образ государства напрямую ассоциируется с образом президента, образ региона - с его главой. Эффективный имидж регионального лидера в свою очередь благоприятствует социально-экономическим позициям региона, повышает степень доверия у федерального центра, активизирует процесс укрепления региональной идентичности, а это - один из эффективных механизмов мобилизации населения.
Основной целью данной работы является изучение имиджа лидера региона как эмоционально воспринимаемого образа, наделенного определенными ценностями, целенаправленно формируемого и продвигаемого средствами социально-политических технологий. Объектом исследования выступает территориальный имидж; предметом - имидж регионального лидера как имиджеобразующий элемент территории. Изучение предмета анализа проведено на примере Республики Мордовия, с одной стороны, как типичного субъекта Российской Федерации по показателям социально-экономического развития, с другой - региона, обладающего национальным своеобразием.
Обзор литературы
В современной теории и практике имидж является одной из категорий маркетинга, фактором, обеспечивающим конкурентоспособность объекта. По принадлежности имидж подразделяется на: имидж личности (лидера, руководителя), организации (корпоративный имидж), профессии, территории и т.д. Главной функцией имиджа является позиционирование объекта, формирование положительного отношения к кому- или чему-либо. Это относится и к имиджу территории.
Актуализация проблемы брэндинга территорий на основе маркетинга произошла в начале 2000-х гг. Основоположниками теории брендинга территорий являются А. Котлер, Д. Хайдер, И. Рейн [14]. В отечественных исследованиях вопросы изучения имиджа территорий рассматриваются в
трудах И. С. Важениной, С. Г. Важенина [8], Т. В. Ибрагимхалиловой [12], Л. А. Мартынчука [20], Д. Чижова [33] и др.
В условиях роста конкуренции регионов за финансовые, кадровые и иные ресурсы возрастает интерес к вопросам развития маркетинга территории как фактора улучшения имиджа. Роль маркетинга в развитии региона анализируют С. Н. Андреев [4], С. К. Базарова, Б. К. Осенова [6]; оценка привлекательности региона с точки зрения маркетинга содержится в работах В. И. Беляева [5], Н. С. Давыдова, М. П. Зайцева [11], Е. И. Чарушиной [31], Т. Н. Шубиной [34] и др. Л. А. Мартынчук обращает внимание на взаимосвязь имиджа территории и уровня социально-экономического развития региона [20].
Имиджевые технологии и стратегии формирования имиджа являются предметом анализа в работах Н. М. Акулич, С. В. Масеева [2], М. А. Куроедовой, М. В. Назаровой [15], Д. В. Мельниченко [21], А. И. Левина,
A. С. Чернова [16] и др.
Анализ литературы позволяет утверждать, что рассматриваемая проблематика изучена достаточно подробно, однако вопросы формирования имиджа регионов как фактора повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности по-прежнему являются актуальными.
Методы
В соответствии с особенностями темы, объекта и предмета исследования в работе применяется совокупность методов, позволяющих реализовать сформулированную цель, обеспечить достоверность полученных результатов. В качестве основы выступил системный подход, позволяющий провести комплексный анализ имиджа как системы элементов, раскрывая их взаимосвязи и взаимозависимость, а также разработать имидж-карты политиков. Структурный, институциональный и функциональный подходы применялись при изучении технологий формирования имиджа. Так как построение имиджа ориентируется на систему ценностей целевой аудитории и может быть выражен символически, использовались аксиологическая и герменевтическая парадигмы.
В качестве прикладных методов использовался бинарный анализ, выступивший основой для репрезентации имиджей двух лидеров региона. Кейс-стади как поисково-исследовательская технология изучения отдельных случаев, применялся при составлении имидж-карт Н. И. Меркушкина и
B. Д. Волкова. Биографический метод позволил оценить бэкграунд политиков.
При представлении имиджевых характеристик, выявлении личностных качеств, типа лидерства использовались результаты экспертного опроса и фокус-групповых исследований.
Экспертами выступили компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете исследования, а также соответствующие реестру таких качеств как: креативность, эвристичность, интуиция, предикаторность, независимость, всесторонность. Всего опрошено 32 человека, из них: 7 чел. - представители научного сообщества (политологи, социологи, философы, юристы) из вузов и
научных организаций Мордовии; 5 чел. - представители органов государственной власти и управления; 5 чел. - представители СМИ; 5 чел. -представители общественных организаций; 5 чел. - представители бизнеса, в т.ч. туристического; 5 чел. - музейные специалисты. Опрос проводился в соответствии со специально разработанным бланком «Республика Мордовия: проблемы и перспективы формирования имиджа региона».
Фокус-групповые исследования территориально охватывали Республику Мордовия. Специфика формирования групп: гомогенные (по месту проживания). Количественные характеристики: 1 фокус-группа - приезжие РФ (представители Татарстана, Чувашии, Пензенской, Нижегородской областей, Республики Коми, Башкортостана, Пермского края) - 12 чел.; 2 фокус-группа -приезжие из-за рубежа (представители Ганы, Мадагаскара, Гвинеи, Замибии, Туркменистана) - 12 чел., 3 фокус-группа - жители Мордовии - 12 чел. В качестве стимульного материала выступила презентация, содержащая различные символы государственной и гражданской сфер, в том числе персоно-образы.
Результаты и обсуждение
Республика Мордовия в плане анализа политического лидерства устойчиво ассоциируется с образом Николая Ивановича Меркушкина, 17 лет руководившего регионом.
За основу рассмотрения персоно-имиджа в данной работе взята схема, предложенная А. А. Максимовым [19, с. 56], включающая в себя следующие позиции: самоимидж, контекст политической ситуации, компоненты имиджа, продвижение имиджа, тип лидера, заповедь. Кроме этого, добавлены характеристики: миф, антиобраз, копромат, которые являются не менее значимыми в образе политика.
Имидж-карта Н. И. Меркушкина - Главы Республики Мордовия с 1995 -2012 гг.
Самоимидж. Николай Иванович родился 5 февраля 1951 г. в селе Новые Верхиссы Инсарского района (Республика Мордовия) В 1973 г. окончил Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва по специальности «Инженер электронной техники» [24].
Первый секретарь Теньгушевского райкома КПСС (1986). Второй секретарь Мордовского обкома КПРФ (1990). Депутат Государственного Собрания Республики Мордовия (1994). Глава Республики Мордовия (19952012). Губернатор Самарской области (2012-2015). Представлял Российскую Федерацию в Совете Европы, являлся руководителем комитета по экономическим вопросам Парламентской ассамблеи ОБСЕ, членом Государственного Совета Российской Федерации, руководителем комиссии по развитию АПК и социальному переустройству села, членом Президиума Совета по физкультуре и спорту при Президенте Российской Федерации. В настоящее время является специальным представителем Президента РФ по
взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов (с 2017 г.).
В биографических справках, публикациях отмечается: «родился в многодетной семье в селе», «большого достатка не было», «с малого возраста брался за любую работу» (водовоз, косарь, механизатор) - факты, категоризирующиеся как «близость к народу» и делающие имидж привлекательным для рядовых граждан.
Не менее значимый биографический момент - постепенный карьерный рост: «лидер в школе, в вузе», «член комитета, секретарь комсомола университета», работал в обкоме ВЛКСМ, первым секретарем Теньгушевского райкома партии и т. д.; что создает образ опытного профессионала, умеющего управлять, принимать решения, обладающего организаторскими качествами.
Партийная принадлежность: КПСС (1973-1991), Единая Россия (с 2003 г. - по настоящее время). Выход из коммунистической партии Н. И. Меркушкина не сопровождался громкими скандалами или категоричными заявлениями, несмотря на то, что на тот момент времени «декоммунизация» была характерным трендом, заложенным Б. Н. Ельциным своим выходом из рядов КПСС на XXVIII съезде, подхваченным на местах и создающим ореол «борца за демократию». Вступление в ряды «Единой России» стало логичным и прогнозируемым, в связи с взятым в основу отношений «Центр - регион» принципом «конструктивного диалога и сотрудничества с федеральной вертикалью власти».
Женат, имеет двух сыновей. Демонстрирует значимость семейных ценностей и традиций. В скандалах семейного характера не замечен, что россиянами, особенно жителями периферии, всегда высоко ценилось.
Увлекается спортом (волейбол, футбол, теннис, бильярд, шахматы). Спортивные пристрастия являются весомыми составляющими образа современного политика в части рекрутирования электората, так как позволяют создать стереотип целеустремленного, волевого, решительного, уверенного в себе человека. Это и определенная дань «политической моде», заложенной и развиваемой первыми лицами государства (Б. Н. Ельцин ввел в моду среди российских политиков «игру с ракеткой» - большой теннис, В. В. Путин -самбо, дзюдо, горные лыжи и в целом здорового образа жизни и спортивности как элемента образа успешного управленца). Помимо этого, спортивные проекты стали одной из основ событийного маркетинга Мордовии, что также требовало от ее руководителя личного примера и участия.
За большой вклад в развитие региона и многолетний добросовестный труд награжден орденами Трудового Красного Знамени (1986), «За заслуги перед Отечеством» IV (2000) и III (2009) степеней, Александра Невского (2017), кавалер ордена Славы Республики Мордовия I степени (2012) и др., имеет благодарности Президента РФ
Контекст политической ситуации. Имидж Н. И. Меркушкина на посту Главы Республики Мордовия во многом определялся спецификой и актуальными проблемами в социально-политической жизни региона 1990-х гг.
Социально-экономическая ситуация в республике на рубеже XX-XXI вв. являлась отражением основных тенденций, характерных в целом для большинства регионов России: экономическая стагнация, высокая безработица, задержка с выплатой заработных плат, пенсий, пособий, высокий уровень криминализации, использование деструктивных практик решения проблем и др. Ситуация усугублялась реформаторской «шокотерапией», продвигающей приватизацию, конкуренцию, неограниченную свободу торговли и движения капиталов и др. Региональная власть была неспособна навести порядок, Мордовия была на грани банкротства, а федеральная власть рассматривала вариант с введением внешнего управления.
В 1990 г. с поста Председателя Верховного Совета МАССР уходит Анатолий Иванович Березин, руководивший республикой с 1971 г. Никто из его «наследников» всерьез и предметно экономикой не занимался, потому остановить стремительную инфляцию и обвальный рост цен, вызывающих падение уровня жизни населения, оказалось невозможно.
Вместе с тем, с начала 1990-х гг. в Республике Мордовия наблюдался подъём политического, а также связанного с ним национального движения, отсчет которого начинают с 7 апреля 1989 г. - первого запротоколированного заседания Мордовского общественного центра «Вельмема» [1]. В число задач данного движения входила более полная реализация суверенных прав народа Мордовской АССР, обеспечение равноправия его представительства в органах власти Союза СССР и Российской Федерации, стремление к расширению прав республики с тем, чтобы преодолеть существующее различие в условиях социального развития Мордовской автономной республики [22]. Со временем центр был разделен на более радикальное и более умеренное крыло. Умеренными была создана организация «Вайгель», члены которой делали основной упор не на политическую, а на культурно-просветительскую деятельность. Более радикальная часть создала Общественное движение «Масторава», участники которого на первый план выдвигали политические, по своей сути, акции: подготовку митингов, демонстраций и др.
Ситуация в политической сфере 1991-1993 гг. в Мордовии характеризовалась активным противостоянием исполнительной (Президент РМ В. Д. Гуслянников и его команда) и законодательной (Верховный Совет МАССР и его председатель Н. В. Бирюков) властей; в экономической -активным спадом развития и, как следствие, дефицитом регионального бюджета, который попытались компенсировать дополнительными налогами и сборами с предприятий.
Подобная неконструктивная практика стала стимулом для поиска нового лидера, способного вывести республику из системного кризиса, имеющего опыт работы в органах государственной власти и управления, но
националистически и конфликтно-политически не ангажированного. Таковым стал Н. И. Меркушкин, занимающий в то время должность председателя республиканского фонда Госкомимущества [13, а 107]. Так как имидж политического лидера должен отражать текущую политическую ситуацию и соответствовать ожиданиям соратников, окружения, населения, то основной ориентир был взят на конструирование образа эффективного регионального лидера, способного изменить положение Мордовии и перевести ее из состояния депрессивной (прежде всего по социально-экономическим показателям) территории в разряд развивающихся.
Для решения актуальных экономических проблем региона был создан Мордовский республиканский экономический союз, одним из семи сопредседателей которого стал Н. И. Меркушкин (1993). Союзу приходилось решать проблемы, часть которых была в функционале республиканского правительства (к примеру, вопросы снижения энерготарифов в 1994 г.) [32]. Не случайно вокруг Союза объединились представители практически всех промышленных отраслей, а также сельские товаропроизводители и фермеры.
Существенные изменения в политической жизни Мордовии середины 1990-х гг. были связаны с созданием и началом деятельности Государственного собрания (конец 1994 - начало 1995 г.) и, как следствие, - сменой политической элиты в регионе. В январе 1994 года Н. И. Меркушкин был назначен на должность председателя Госсобрания РМ, а в сентябре 1995 г. выбран на должность Главы Республики.
Основным ориентиром новой элиты становится отказ от конфронтации с Москвой и налаживание контактов, выгодных связей, тесного сотрудничества в диалоговом режиме с федеральным центром. В результате в республику стало поступать дополнительное финансирование из федерального бюджета, крайне необходимое для стабилизации и постепенного повышения уровня жизни населения, что положительно отразилось как на имидже Главы РМ, так и в целом региона. Также понималась необходимость завоевания авторитета и повышения рейтинга среди соседних регионов, что отразилось во включении в различные структуры Поволжья. Так, в 1998 г. Н. И. Меркушкин стал президентом межрегиональной ассоциации «Большая Волга», созданной с целью координации взаимных усилий по социально-экономическому развитию субъектов Поволжского региона РФ.
Избранному Главе РМ и его команде для укрепления имиджа понадобилось более десяти лет, чтобы экономика республики восстановилась после 1990-х, а политическое поле практически очистилось от криминальных элементов. Параллельно шел процесс укрепления связей с Москвой. После длительной политической изоляции в регион стали приезжать первые лица страны (В. С. Черномырдин, Ю. М. Лужков и др.). Взятая за основу позиция «лояльности федеральным властям» вкупе с административной моделью руководства регионом стали политической визитной карточкой республики. Это имеет положительную отдачу в виде федеральных преференций,
возможности лоббировать интересы региона, быстрого решения актуальных проблем, но несет и отрицательный заряд в виде устойчивых стереотипов, в частности: «Мордовия - один из самых лояльных федеральному центру регионов», «Мордовия - вотчина Москвы», «в Мордовии есть один ресурс решения проблем - административный», отмеченные многими участниками (не жителями республики) фокус-группового исследования «Имидж Республики Мордовия: символы, образы, стереотипы», проведенного в рамках проекта «Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)».
Несмотря на широкий спектр оценок деятельности Н. И. Меркушкина на посту Главы РМ - от крайне позитивных до негативных - остается фактом, что Мордовии удалось преодолеть депрессивность в развитии и стать инвестиционно привлекательным регионом.
К середине 2000-х гг. в Республике Мордовия сложилась экономическая специализация индустриально-аграрного типа с базовыми секторами экономики, задающими эту специализацию: агропромышленный комплекс, электротехника (включая светотехнику), транспортное машиностроение (вагоностроение), индустрия строительных материалов [25].
Первый вице-премьер Д. А. Медведев в выступлении на заседании Правительства РФ 28 апреля 2006 г. отметил, что у региона накоплен богатый опыт работы в муниципалитетах, который может стать примером для других субъектов Федерации [28]. Мордовия стала первым регионом, где сельские муниципалитеты стали отвечать за реализацию продукции с личных подворий граждан. Именно данный опыт лег в основу приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Руководством страны не раз подчеркивалось, что в республике существует эффективная система управления и эффективная управленческая команда. В команду главы входили: В. Волков, Н. Крутов, В. Конаков, В. Гришин, С. Вдовин и др.
В 2002 г. Русский биографический институт (в числе экспертов которого выступили представители Русской православной церкви, Российского фонда культуры, Российской экономической академии им. Плеханова) в числе семи лучших губернаторов России назвал Н. И. Меркушкина «Человеком года». В ноябре 2006 г. Мордовия была названа лидером по политической стабильности среди субъектов Федерации, а ее глава был удостоен специальной награды экспертного агентства «Эксперт РА».
Компоненты имиджа: консервативный стиль мышления, внешне подтянут, одевается сдержанно, классические костюмы, опытный руководитель, манеры уравновешенные и обдуманные, поведение спокойное, уверенное.
Особое внимание уделялось правильной речевой коммуникации. Многие специалисты отмечали прогресс в выступлениях, особенно при спонтанной коммуникации. На крупных мероприятиях выступал преимущественно
самостоятельно, но на основе подготовленного спичрайтерами текста. Стиль публичных выступлений - бюрократический.
Присутствовало понимание значимости PR-составляющей, реализуемой через участие в различных мероприятиях: конгрессов, форумов, конференций, встреч с общественностью, с представителями СМИ, бизнеса, интеллигенции и проч. Стиль общения с населением простой.
Среди техник убеждающей коммуникации наиболее часто использовались: «растворение информации», «переключение внимания», «ссылка на авторитеты» и др.
Среди атрибутивных составляющих имиджа Н. И. Меркушкина на посту Главы РМ стоит отметить лозунг «Согласие. Порядок. Созидание» (представленный в 1997 г.), который стал на долгие годы и своеобразным политическим символом республики. Он достаточно емко отразил идею развития: достичь согласия всех политических сил, обеспечить порядок и организовать созидательную деятельность на благо региона и его жителей.
Имидж неразрывно связан с мифом. Как отмечает В. А. Луков, имидж есть «производное от мифа, пропущенное через сознание и чувства человека»
[17].
В качестве мифологических единиц (публицистические или художественные стереотипы по У. Липману) имиджа Н. И. Меркушкина можно выделить:
- миф о необходимости сильной власти, «сильной руки», способной навести порядок;
- миф о герое-избавителе (спасителе), хорошо сочетающийся с древней этнической легендой о Тюште гласящей: «когда среди народа Великого Тюшти начались распри, он удалился от них со своими верными воинами, но оставил свою трубу - тораму, которую было суждено найти только избранному» [30].
От данных единиц отстраивается и мифологическая составляющая для территории - миф о «светлом будущем», «ожидании земного рая», «здесь будет город-сад!», актуализирующая традиционную терпеливость российского народа: «терпеть ради светлого завтра», «терпеть ради будущего детей и внуков».
Продвижение имиджа в основном было традиционным, институционально осуществлялось через Пресс-службу, к функционалу которой относятся [26]:
- обеспечение связи Главы Республики Мордовия со СМИ;
- организация информационного обеспечения официальных визитов, рабочих поездок, встреч, а также других мероприятий с участием Главы Республики Мордовия;
- предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Главы, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах и других мероприятиях с его участием и др.
Медиасопровождение реализовывалось посредством обеспечения освещения деятельности во всех республиканских СМИ, которые в большинстве своем активно отрабатывали коммуникативный прием «нужной интерпретации» (любая информация негативно или нейтрально наполненная преподносится с позиции положительных нюансов). При этом, многочисленные эксперты неоднократно подчеркивали отсутствие в республике независимых масс-медиа.
Степень публикационной активности, прежде всего центральных СМИ, традиционно зависит от наличия значимых информационных поводов. Так, Н. И. Меркушкин впервые вошел в Топ-40 глав регионов РФ (совместный проект по исследованию упоминаемости в СМИ глав российских регионов, реализуемый ИА REGNUM и компанией «Медиалогия») по количеству сообщений в центральных СМИ в 2011 году, заняв 30 место (произошло перемещение по сравнению с предыдущим годом на +18 позиций) [29]. Большую роль сыграла подготовка празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского Государства.
Основой медиа-имиджа (отражение образа в информационном пространстве) Н. И. Меркушкина, как показал контент-анализ региональных СМИ, стали целеустремленность, активность, решительность, оперативность, въедливость, открытость для сотрудничества, восприимчивость к новому, умение работать с федеральным центром.
В 2012 г. Республика Мордовия впервые вошла в ведущую десятку коммуникационного рейтинга российских регионов в зарубежных СМИ, традиционно составляемом Аналитическим агентством «Смыслография», заняв 9 место (+ 20 позиций по отношению к предыдущему году) [3]. Однако, это было связано с негативным инфоповодом - скандальной акцией панк-группы Pussy Riot, имевшим международный резонанс и последовавшим за судебным процессом отбыванием наказания Надеждой Толоконниковой в женской исправительной колонии № 14 в Мордовии.
Тип лидера. Первоначально конструируемым типом имиджа Н. И. Меркушкина на посту Главы РМ стал лидер-пожарный - политик, управленец способный действовать оперативно в сложных условиях и конструктивно реагировать на проблемы и вызовы текущего момента времени. Данный типаж был предопределен сложившейся на тот момент времени социально-политической и экономической ситуацией в регионе, а также подкреплялся элементами самоимиджа и личностными качествами.
В дальнейшем, когда положение республики стабилизировалось, имидж главы был перепозиционирован в «хозяйственника», который выступает одной из универсальных имиджевых моделей для региональных политиков. У населения он ассоциируется, прежде всего, с экономическим благополучием и, как следствие, высоким уровнем жизни, что весьма привлекательно для обывателя. Большинство экспертов отмечают, что Николай Меркушкин показывал себя как открытый для людей политик, несколько популистского (в
хорошем смысле) типа. Он проводил много встреч, активно ездил по республике, мог незапланированно пообщаться с простыми людьми, что делало его имидж ярким и эмоционально положительно воспринимаемым.
При этом стиль управления - авторитарный (директивный), характеризующийся доминированием, единоначалием, централизацией власти. В начале карьеры он был оправдан ситуацией глубокого кризиса, в котором находилась республика и неспособностью действующей власти решать проблемы. Однако, в дальнейшем его трансформации не произошло. Из «авторитарного эксплуататорского» он сменился лишь на «авторитарный благожелательный», что позже запустило тенденции одностороннего движения потоков информации, отсутствие реальной обратной связи, безынициативность и др. Ш. З. Бикмаев, работавший некоторое время советником Н. Меркушкина назвал его стиль управления «феодальным».
Антиобраз всегда отстраивается от положительного образа, являясь его «обратной стороной», так как качества, ценные для одних, наполнены отрицательным смыслом для других людей. Так, например, в схеме типажей «Образ - антиобраз» разработанной В. Малкиным и В. Сучковым, образу «успешный предприниматель» соответствует антиобраз «богатей, пройдоха» [18]. Основными элементами отстройки от имиджа Н. И. Меркушкина выступали «единоросс» («пропутинский руководитель»), «бывший коммунист» («предатель»), сильный администратор, профессионал («умник, делец, аферист»). Ни один из них целенаправленно не компенсировался, а «принадлежность к партии Единая Россия» и вытекающая «лояльность к федеральному центру» вполне сознательно усиливались. Это и ряд других имиджевых решений во многом были связаны с отсутствием всеобщего голосования по определению глав субъектов РФ с 1995 по 2011 гг.
Заповедь (изречения, отражающие приоритеты деятельности, ценности и идеалы). Высказывания, характеризующие позиции Н. И. Меркушкина относительно региона, наглядно отражены в одном из последних Посланий Главы [27]:
- «... от инновационного потенциала до спортивных достижений, Мордовия добилась значительных, а часто - лидерских результатов. И нередко это лидерство - абсолютное. Хочу особо подчеркнуть - это крайне важно, потому что при оценке региона, как это принято в современном мире, на первый план выходит критерий развития, независимо от размеров региона»;
- «огромное значение для нас имеет то, что матрица развития республики в последние 10-15 лет полностью совмещается с политикой, проводимой в стране во имя исторического прорыва России. Это нам кратно увеличивает вероятность получения мощной федеральной поддержки на стратегических направлениях».
Во многом благодаря Н И. Меркушкину образ Мордовии формировался по нескольким направлениям, прежде всего: «эффективный аграрно-индустриальный регион»; «спортивный регион»; «финно-угорский центр
России» (несмотря на то, что в республике по данным переписи 2010 г. проживает около 45 % от общей численности мордвы).
Национальный компонент дополнялся ориентацией на межнациональное сотрудничество и гармонию во взаимоотношениях всех проживающих в Мордовии этносов, что выгодно отличало территорию на фоне таких конфликтных национальных республик, как: Дагестан, Ингушетия и, особенно, Чечня, и признавалось федеральным центром в качестве основы организации конструктивного межнационального диалога для иных субъектов Российской Федерации.
Также позиционировалась лояльность федеральному центру, что неоднократно подчеркивалось в официальных выступлениях: «Стабильность, созидательный настрой, сплоченность и гражданская активность жителей Мордовии получают высокую оценку в стране. И особое внимание, постоянная поддержка со стороны руководства страны имеют огромное значение для развития нашей социальной сферы. Высокая планка этой поддержки была установлена с приходом к руководству страной Владимира Владимировича Путина, с деятельностью и политической судьбой которого неразрывно связана судьба Мордовии, наши замыслы и планы» - подчеркнул Н. Меркушкин [27]. Выражением такой лояльности стала поддержка направлений развития, инициированных федеральной властью. Например, был объявлен курс на модернизацию и формирование инновационного кластера - в республике начинают продвигать проект «Технопарк-Мордовия», ориентированный на электронное приборостроение, нанотехнологии, информационные технологии и др. Подобная инициативность и вписываемость во всероссийский мейнстрим -успешный имиджевый ход, подкрепляемый результатами деятельности. Так, по результатам Национального рейтинга технопарков России, проводимого Ассоциацией кластеров и технопарков, в 2016 г., Технопарк-Мордовия по интегральному показателю занимал 7 место в 1 группе (высокий уровень эффективности функционирования) наряду с Научным парком МГУ (Москва), Научно-технологическим парком Новосибирского академгородка (Новосибирск), технопарком «Строгино» (Москва) и др., а в 2018 г. - 2-е место в этой же группе [23].
Имидж территории носил в большинстве своем событийный характер (позиционировались отдельные региональные проекты разноуровневого масштаба).
По аналогии с мероприятивной составляющей, характеризующей благоприятный имидж страны [10], можно выделить республиканские направления, самыми яркими из которых (с позиции презентации региона как на внутреннюю, так и на внешнюю аудитории) являются:
- Экономические проекты: создание Технопарка в сфере высоких технологий (2008 г.), АО «Оптиковолоконные Системы» (первого в России завода по производству оптического волокна) (2008) и др.;
- Культурные, научные, образовательные проекты: XII Российско-Финляндский культурный форум (2011) и др.;
- Спортивные проекты: Спортивная школа Олимпийского резерва по лёгкой атлетике, проведение III Международный форум «Россия - спортивная держава» (2011), Кубка мира по спортивной ходьбе (2012) и др. Спортсмены-ходоки - олимпийские победители и призеры (О. Каниськина, Д. Нижегородов, В. Борчин, С. Кирдяпкин и др.) стали персоно-символами республики, известными как в России, так и зарубежом, а сам вид спорта - своеобразным спортивным брендом региона.
- Религиозные проекты: строительство и освящение Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова, ставшего одним из самых больших храмов России и самым высоким в Поволжье.
- Проект «Празднества»: «1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства» (2012), в рамках которого был реализован целый ряд проектов по улучшению инфраструктуры республики.
При оценке имиджевых усилий важно учитывать контекст восприятия имиджа политического лидера населением.
По данным фокус-группового исследования (группа - жители республики), первые т. н. свободные вербальные ассоциации у опрашиваемых с фамилией «Н. И. Меркушкин» были следующими:
- связанные с личными качествами, стилем руководства: «властность», «административный ресурс», «жесткость/твердая рука», «политический старожил», «хваткость», «авторитетность» и др.;
- связанные с республикой: «финно-угры», «стройки», «спорт/спортивные рекорды», «хорошие дороги», «Путин», «деревня/сельское хозяйство», «высокие достижения» и др.
В зафиксированных терминах четко акцентированы как основные имиджевые характеристики, так и сферы территориального позиционирования - спорт, финно-угорский мир, инфраструктура, сельское хозяйство, вектор лояльности федеральному центру. Высокая повторяемость слов, схожесть ассоциативных рядов свидетельствует об устойчивости сложившегося образа Н. И. Меркушкина в сознании жителей республики.
В высказываниях были отражены и отрицательные характеристики, ассоциируемые с персоной Главы в числе которых: «клановость», «родственные связи», «коррупция», «феодал/феодализм». При этом, часть положительных ассоциаций вступают в противоречие с отрицательными, например, «порядок» и «коррупция», что свидетельствует о противоречивости имиджа (заданный положительный образ конкурирует с отрицательными оценками).
Пост Главы Республики Мордовия Н. И. Меркушкин покинул 10 мая 2012 г. в связи с его отставкой и назначением временно исполняющим обязанности губернатора Самарской области. Республика на тот момент времени готовилась к празднованию «Тысячелетия единения.», Саранск был
включен в число городов для возможного проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года наряду с Москвой, Санкт-Петербугом, Нижним Новгородом, Екатеринбургом, Сочи и др. Столица Мордовии - г. Саранск по итогам 2011 г. стал победителем конкурса «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России», в 2012 г. занял второе место в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса в России», активно позиционировалось развитие высоких технологий на базе «Технопарка-Мордовия».
Временным исполняющим обязанности Главы Республики Мордовия был назначен В. Д. Волков. Как отмечал Полномочный Представитель Президента в ПФО М. В. Бабич, «Владимир Дмитриевич Волков - родной человек для Мордовии, здесь он родился и вырос, здесь все эти годы жил и работал, строил и созидал». При выборе кандидатуры на пост Главы республики Президент РФ, по словам М. В. Бабича, исходил, прежде всего, из оценки успехов и свершений, достигнутых регионом под руководством Н. И. Меркушкина, к которым непосредственно причастен «работавший с ним все эти годы плечом к плечу В. Д. Волков» [9]. Жители республики восприняли Владимира Дмитриевича через призму категории «свой», т. к. он является земляком и долгое время находится в политике в команде Н. И. Меркушкина.
Смена глав региона в Мордовии 2012 г. оказалась похожа на тюменский вариант «С. Собянин - В. Якушев». Николай Иванович также ушел на «взлете популярности», а многие проекты, запланированные и анонсированные им, пришлось претворять в жизнь В. Д. Волкову.
Однако есть и разница: категория «собянинский», часто используемая вначале федеральными СМИ в отношении В. Якушева, достаточно быстро стала несостоятельной, а стереотип «Меркушкин и Волков - одна команда» по-прежнему активно используется в медиа-пространстве. Вначале это было целесообразным для продвижения имиджа В. Волкова, т. к. позволяло категоризировать его как народом, так и властной элитой в позициях «свой», «преемственность», «стабильный курс», «не будет кардинальных изменений». Но со временем данная связка начала отрицательно влиять на оценку имиджа В. Волкова, особенно после широкой информационной кампании, развернутой против Н. Меркушкина как Губернатора Самаркой области.
Имидж республики в настоящее время контрадикторен. С одной стороны, он наполнен множеством знаковых событий и положительных факторов, создающих благоприятный фон. Так, эксперты в рамках опроса «Республика Мордовия: проблемы и перспективы формирования имиджа региона», выделили следующие позиции: «эстафета олимпийского огня «Сочи 2014» в Саранске»; «Саранск - город организатор Чемпионата Мира по футболу 2018 г.»; «чемпионат России по фигурному катанию на коньках 2019 г.»; «развитие ипотечного жилищного кредитования в рамках Республиканской целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.»; «социальные выплаты гражданам из республиканского бюджета на возмещение части процентной ставки по ипотечным кредитам (займам), полученным на приобретение или
строительство жилья в российских кредитных организациях»; «Саранск -неоднократный победитель в конкурсе Росстроя «Самый благоустроенный город России» (по городам I категории)» и др. С другой стороны, участники опроса, отметили значительный ряд событий и особенностей развития последних лет, оказывающих отрицательное влияние на имидж республики. Это, прежде всего: «высокий уровень безработицы»; «низкий уровень заработной платы по сравнению с другими российскими регионами и регионами ПФО»; «низкий уровень прожиточного минимума»; «традиционно низкие позиции в интегральном Рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ (67 в 2017 г.)»; «допинговые скандалы в легкой атлетике в целом и в спортивной ходьбе в частности»; «ряд фильмов о коррупции, республиканской элите, республиканских СМИ»; «понижение кредитного рейтинга Республики Мордовия и ее облигаций Аналитическим кредитным рейтинговым агентством»; «увеличение внешних долгов региона» и др.
Причем ряд отмеченных положительных событий давали негативный дискурс в СМИ, в частности, «Саранск - город организатор ЧМ-2018», вызвало большое количество эмоциональных публикаций (от удивления до непонимания, неприятия и негатива), пытающихся найти ответ на вопрос: «Почему выбрали Саранск, если есть в России много городов и побольше, и пофутбольнее?».
Среди отрицательных событий, конечно, выделяются позиции по социально-экономическим показателям. Отдельно следует отметить допинговые скандалы в спортивной ходьбе, являющейся долгое время символом региона, а развитие физкультуры и спорта высоких достижений -одним из ведущих инструментов имиджевой политики. С 2005 по 2014 гг. за употребление допинга были дисквалифицированы 13 ходоков, проходивших подготовку в центре олимпийской подготовки Мордовии по спортивной ходьбе, в том числе олимпийские чемпионы В. Борчин и Е. Лашманова, бронзовый призер Олимпийских игр А. Воеводин, серебряный призер чемпионата мира В. Канайкин [7]. Как результат - дисквалификация на 4 года руководителя Центра В. Колесникова, пожизненная дисквалификация заслуженного тренера России, почётного гражданина Республики Мордовия В. Чёгина и реорганизация Центра в школу Олимпийского резерва. Эти события стали своеобразным ремизом по имиджу региона.
Противоречивость имиджу республики добавляют и результаты активных вложений в инфраструктуру и внешний облик, в результате чего происходит разрыв между первичным и вторичным имиджем. Первичный уходит в отрыв, а он ориентирован на внешние аудитории. Как результат: при внешнем лоске -низкий уровень жизни (например, при средней заработной плате по стране 43 381 руб. в 2018 г., средняя зарплата по Мордовии составляла 25 586 руб.) приводит к дипрессионности, недовольству граждан, оттоку молодых специалистов. Необходим баланс интересов и планомерная работа как над
инвестиционной привлекательностью, так и над социально-экономическими показателями, определяющими уровень жизни населения.
Заключение
Имидж глав регионов в настоящее время напрямую отражается на имидже территории, который стал средством государственной политики. Для Мордовии властный аспект связан, прежде всего, с деятельностью Н. И. Меркушкина, которым были заложены несколько направлений позиционирования республики, прежде всего, спорт, национальная финно-угорская составляющая, инновационное развитие.
Текущий имидж Мордовии достаточно противоречив. С одной стороны, успешный регион, «провинция, куда пришел ЧМ-2018», с другой -государственный долг, введение внешнего управления, низкие рейтинги по основным показателям социально-экономического развития, допинговые скандалы.
Проблемными зонами имиджевой стратегии Мордовии в настоящее время, по мнению участников экспертного опроса, являются: «отсутствие центра планирующего, координирующего и контролирующего деятельность по формированию территориального бренда», «слабая проработанность информационных кампаний; не развитая информационно-технологическая составляющая» (прежде всего отсутствие качественной рекламы и PR), «отсутствие закамуфлированной идеализации имиджа», в результате первичный и вторичный имидж региона различаются, что приводит к когнитивному диссонансу как у резидентов, так и заинтересованных нерезидентов. В целом, в имидже региона отсутствует редукция, т. е. сведение к единому знаменателю множества противоречивых элементов.
Таким образом, не вызывает сомнения факт, что в любом регионе главной PR-персоной является первое лицо субъекта РФ. Роль лидера очень значима, и его фамилия, имидж, как его результат - репутация, оказываются решающими как при лоббировании экономических и политических вопросов, проектов, идей, так и при оценке деятельности населением. Потому следует уделять должное внимание формированию и продвижению позитивного имиджа регионального руководителя, опираясь на современные технологии и достижения имиджмейкинга.
Библиографический список
1. Абрамов А. В. Перестройка в Мордовии // Фундаментальные исследования. 2005. № 4. С. 32-33. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5934 (дата обращения 15.04.2019).
2. Акулич Н. М., Масеев С. В. Формирование политического имиджа современного лидера: теоретико-методологический аспект // Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы (посвящается 70-летию колледжа Западного филиала РАНХиГС).
Материалы I Международной научно-практической конференции. Калининград, 2016. 247 с.
3. Аналитическое агентство «Смыслография» представило коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных СМИ в 2012 году // Гуманитарные технологии: аналитический портал. URL: https://gtmarket.ru/news/2013/07/09/6100 (дата обращения 20.05.2019).
4. Андреев С. Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Изд-во «Финпресс», 2002. 320 с.
5. Беляев В. И., Дмух И. С., Золотова М. Н., Золотова О. Н. Маркетинг территорий: уникальные характеристики мест и их использование в стратегическом управлении административно-территориальными образованиями // Известия АлтГУ. 2014. № 2 (82). С. 285-290.
6. Базарова C. K., Осенова Б. K. Маркетинг мест как фактор улучшения имиджа территории и инструмент регионального развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6. С. 5-11.
7. Богданова А. «Делу ходоков» дали ход // Газета.т. URL: https://www.gazeta.ru/sport/2014/11/18/a_6305769.shtml (дата обращения 01.04.2019).
8. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов территории // Экономика региона. 2010. №3. С. 95-103.
9. Владимир Волков 2 года возглавляет Мордовию // Региональное отделение партии «Единая Россия». URL: http://mordov.er.ru/news/2014/5/14/vladimir-volkov-2-goda-vozglavlyaet mordoviyu (дата обращения 01.04.2019).
10. Гамалеева М. Формирование образа России как аспект публичной внешней политики // Психология и бизнес. URL: https://psycho.ru/library/2130. (дата обращения 20.05.2019).
11. Давыдова Н. С., Зайцев М. П. Маркетинг территории в системе повышения инвестиционной привлекательности региона // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2012. № 2. С. 15-18.
12. Ибрагимхалилова Т. В. Маркетинг территорий: теоретические аспекты формирования благоприятного имиджа территорий // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 45-53.
13. Кониченко Ж. Д. Общественно-политическая жизнь Мордовии в первой половине 1990-х гг.: дис... канд. ист. наук. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2004. 202 с.
14. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Издательство Стокгольмская школа экономики, 2005. 382 с.
15. Куроедова М. А., Назарова М. В. К вопросу о технологиях формирования политического имиджа средствами PR // Слово: фольклорно-диалектический альманах. 2014. № 11. С. 117-123.
16. Левин А. И., Чернов А. С. Механизмы формирования имиджа политического лидера // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2018. № 1-2 (13). С. 48-50.
17. Макаревич Э. Ф., Карпухин О. И., Луков В. А. Социальный контроль масс. М. : Дрофа, 2007. 590 с. URL: http://e-libra.su/read/189399-social-nyy-kontrol-mass.html (дата обращения 20.05.2019).
18. Малкин В. Политические технологии. М.: Русская панорама, 2006. 680 с. URL: https://studfiles.net/preview/5622547 (дата обращения 20.05.2019).
19. Максимов А. А. Имидж политика. М.: Аспект Прогресс. 1999. 273 с.
20. Мартынчук Л. А. Имидж территории (региона) в контексте качества и уровня жизни населения // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 1. С. 189-196.
21. Мельниченко Д. В. Стратегии формирования имиджа политического лидера // Бюллетень науки и практики. 2016. № 5 (6). С. 248-250.
22. Мордовский общественный центр «Вельмема». Программа // Документы и материалы мордовского национального движения в ХХ веке. URL: http://www.suri.ee/doc/ru/mord/velmema.html (дата обращения 15.04.2019).
23. Названы самые эффективные технопарки России // Ассоциация кластеров и технопарков России. URL: http://akitrf.ru/news/nazvany-samye-effektivnye-tekhnoparki-rossii (дата обращения 25.05.2019).
24. Николай Иванович Меркушкин: биографическая справка // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20101002/281518397.html (дата обращения 20.05.2019).
25. Николай Иванович Меркушкин. URL: http://search.compromat.ra/?q=%EC%E5%F0% (дата обращения: 08.03.2019).
26. Положение о пресс-службе Главы Республики Мордовия // Волга News. URL: http://volganews.info/ oblast10/terrafr/ip-kwgnwr3.htm (дата обращения 08.03.2019).
27. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия // Гарант. URL: https://base.garant.ru/8979000. (дата обращения 20.05.2019).
28. Правительство России высоко оценило экономическое развитие Мордовии // РИА Новости. URL: https://oldimg1 .ria.ru/politics/20060428/47009630.html (дата обращения 20.05.2019).
29. Совместный проект ИА REGNUM и компании «Медиалогия»: главы регионов в СМИ в июле 2011 года // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/1439635.html (дата обращения 21.05.2019).
30. Торама // Энциклопедия музыкальных инструментов. URL: https://eomi.ru/woodwind/torama (дата обращения 20.05.2019).
31. Чарушина Е. И. Оценка привлекательности территории // Вестник ЖГОИ. 2014. № 3 (34). С. 99-109.
32. Чернавин С. 20 лет назад в Мордовии началась «Эпоха Меркушкина» // Агитпроп от ЕрРа. URL: https://mordov.er.ru/news/2015/2/5/chernavin-20-let-nazad-v-mordovii-nachalas-epoha-merkushkina (дата обращения 20.05.2019).
33. Чижов Д. Имидж российских регионов: стратегия и методы продвижения // Publicity. 2006. № 1 (1). С. 15-18.
34. Шубина Т. H. Формирование имиджа региона как инструмента территориального маркетинга при повышении его инвестиционной привлекательности (на примере Ульяновской области) // Hациональные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 8. С. 47-51.
References
1. Abramov A. V. Perestrojka v Mordovii (Restructuring in Mordovia) // Fundamental'nye issledovaniya (Basic Research). 2005. № 4. S. 32-33. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5934 (data obrashcheniya 15.04.2019).
2. Akulich N. M., Maseev S. V. Formirovanie politicheskogo imidzha sovremennogo lidera: teoretiko-metodologicheskij aspekt (Formation of the political image of the modern leader: theoretical and methodological aspect) // Social'no-ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii: realii sovremennosti, tendencii, perspektivy (posvyashchaetsya 70-letiyu kolledzha Zapadnogo filiala RANHiGS). Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kaliningrad, 2016. 247 s.
3. Analiticheskoe agentstvo «^mys^rei^» predstavilo kommunikacionnyj rejting regionov Rossii v zarubezhnyh SMI v 2012 godu (The analytical agency Smyslografia presented a communication rating of Russian regions in foreign media in 2012) // Gumanitarnye tekhnologii: analiticheskij portal (Humanitarian technologies: analytical portal). URL: https://gtmarket.ru/news/2013/07/09/6100 (data obrashcheniya 20.05.2019).
4. Andreev S. N. Marketing nekommercheskih sub"ektov (Marketing nonprofit entities). M. : Izd-уо «Fi^ress», 2002. 320 s.
5. Belyaev V. I., Dmuh I. S., Zolotova M. N., Zolotova O. N. Marketing territorij: unikal'nye harakteristiki mest i ih ispol'zovanie v strategicheskom upravlenii administrativno-territorial'nymi obrazovaniyami (Territory marketing: unique characteristics of places and their use in the strategic management of administrative and territorial entities) // Izvestiya AltGU (News AltSU). 2014. № 2 (82). S. 285-290.
6. Bazapova C. K., Ocenova B. K. Marketing mest kak faktor uluchsheniya imidzha teppitopii i inctpument pegional'nogo pazvitiya (Marketing sites as a factor in improving the image of the company and the tool of the developmental development) // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i
sovershenstvovaniya (Innovative economy: prospects for development and improvement). 2016. № 6. S. 5-11.
7. Bogdanova A. «Delu hodokov» dali hod («The case of the walkers» was set in motion) // Gazeta.ru. URL: https://www.gazeta.ru/sport/2014/11/18/a_6305769.shtml (data obrashcheniya 01.04.2019).
8. Vazhenina I. S., Vazhenin S. G. Imidzh i reputaciya kak strategicheskie sostavlyayushchie nematerial'nyh aktivov territorii (Image and reputation as strategic components of intangible assets of the territory) // Ekonomika regiona (Regional economy). 2010. № 3. S. 95-103.
9. Vladimir Volkov 2 goda vozglavlyaet Mordoviyu (Vladimir Volkov heads Mordovia for 2 years) // Regional'noe otdelenie partii «Edinaya Rossiya». URL: http://mordov.er.ru/news/2014/5/14/vladimir-volkov-2-goda-vozglavlyaet mordoviyu (data obrashcheniya 01.04.2019).
10. Gamaleeva M. Formirovanie obraza Rossii kak aspekt publichnoj vneshnej politiki (Formation of the image of Russia as an aspect of public foreign policy) // Psihologiya i biznes (Psychology and Business). URL: https://psycho.ru/library/2130 (data obrashcheniya 20.05.2019).
11. Davydova N. S., Zajcev M. P. Marketing territorii v sisteme povysheniya investicionnoj privlekatel'nosti regiona (Territory marketing in the system of increasing the region's investment attractiveness) // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Ekonomika i pravo» (Bulletin of Udmurt University. Series "Economics and Law"). 2012. № 2. S. 15-18.
12. Ibragimhalilova T. V. Marketing territorij: teoreticheskie aspekty formirovaniya blagopriyatnogo imidzha territorij (Territory Marketing: Theoretical Aspects of Forming a Favorable Image of Territories) // Ekonomika i sovremennyj menedzhment: teoriya, metodologiya, praktika. Penza: MCNS «Nauka i Prosveshchenie», 2018. S. 45-53.
13. Konichenko ZH. D. Obshchestvenno-politicheskaya zhizn' Mordovii v pervoj polovine 1990-h gg. (Social and political life of Mordovia in the first half of the 1990s.): dis... kand. ist. nauk. Saransk: Izd-vo Mord. un-ta, 2004. 202 s.
14. Kotler F., Asplund K., Rejn I. Marketing mest. Privlechenie investicij, predpriyatij, zhitelej i turistov v goroda, kommuny, regiony i strany Evropy (Marketing places. Attracting investments, businesses, residents and tourists to cities, communes, regions and countries of Europe). SPb.: Izdatel'stvo Stokgol'mskaya shkola ekonomiki, 2005. 382 s.
15. Kuroedova M. A., Nazarova M. V. K voprosu o tekhnologiyah formirovaniya politicheskogo imidzha sredstvami PR (On the issue of technology formation of political image by means of PR) // Slovo: fol'klorno-dialekticheskij al'manah (Word: folklore dialectic almanac). 2014. № 11. S. 117-123.
16. Levin A. I., CHernov A. S. Mekhanizmy formirovaniya imidzha politicheskogo lidera (Mechanisms of formation of the image of a political leader) //
Duhovnaya situaciya vremeni. Rossiya XXI vek (Spiritual situation of the time. Russia XXI century). 2018. № 1-2 (13). S. 48-50.
17. Makarevich E. F., Karpuhin O. I., Lukov V. A. Social'nyj kontrol' mass (Social control of the masses). M.: Drofa, 2007. 590 s. URL: http://e-libra.su/read/189399-social-nyy-kontrol-mass.html (data obrashcheniya 20.05.2019).
18. Malkin V. Politicheskie tekhnologii (Political technology). M.: Russkaya panorama, 2006. 680 s. URL: https://studfiles.net/preview/5622547 (data obrashcheniya 20.05.2019).
19. Maksimov A. A. Imidzh politika (Image policy). M.: Aspekt Progress. 1999. 273 s.
20. Martynchuk L. A. Imidzh territorii (regiona) v kontekste kachestva i urovnya zhizni naseleniya (Image of the territory (region) in the context of the quality and standard of living of the population) // Sovremennye tendencii v ekonomike i upravlenii: novyj vzglyad (Modern trends in economics and management: a new look). 2010. № 1. S. 189-196.
21. Mel'nichenko D. V. Strategii formirovaniya imidzha politicheskogo lidera (Strategies of forming the image of a political leader) // Byulleten' nauki i praktiki (Bulletin of science and practice). 2016. № 5 (6). S. 248-250.
22. Mordovskij obshchestvennyj centr «Vel'mema». Programma (Mordovian community center "Velmema." Program) // Dokumenty i materialy mordovskogo nacional'nogo dvizheniya v XXI veke. URL: http://www.suri.ee/doc/ru/mord/velmema.html (data obrashcheniya 15.04.2019).
23. Nazvany samye effektivnye tekhnoparki Rossii // Associaciya klasterov i tekhnoparkov Rossii (Named the most effective technology parks in Russia). URL: http://akitrf.ru/news/nazvany-samye-effektivnye-tekhnoparki-rossii (data obrashcheniya 25.05.2019).
24. Nikolaj Ivanovich Merkushkin: biograficheskaya spravka (Nikolay Ivanovich Merkushkin: biographical information) // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/20101002/281518397.html (data obrashcheniya 20.05.2019).
25. Nikolaj Ivanovich Merkushkin (Nikolay Ivanovich Merkushkin). URL: http://search.compromat.ru/?q=%EC%E5%F0% (data obrashcheniya: 08.03.2019).
26. Polozhenie o press-sluzhbe Glavy Respubliki Mordoviya (Regulations on the press service of the Head of the Republic of Mordovia) // Volga News. URL: http://volganews.info/ oblast10/terrafr/ip-kwgnwr3.htm (data obrashcheniya 08.03.2019).
27. Poslanie Glavy Respubliki Mordoviya Gosudarstvennomu Sobraniyu Respubliki Mordoviya (Message of the Head of the Republic of Mordovia to the State Assembly of the Republic of Mordovia) // Garant. URL: https://base.garant.ru/8979000 (data obrashcheniya 20.05.2019).
28. Pravitel'stvo Rossii vysoko ocenilo ekonomicheskoe razvitie Mordovii // RIA Novosti (The Russian government highly appreciated the economic development of Mordovia). URL: https://oldimg1.ria.ru/politics/20060428/47009630.html (data obrashcheniya 20.05.2019).
29. Sovmestnyj proekt IA REGNUM i kompanii «Medialogiya»: glavy regionov v SMI v iyule 2011 goda (Joint project of IA REGNUM and Medialogia company: heads of regions in the media in July 2011) // IA REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/1439635.html (data obrashcheniya 21.05.2019).
30. Torama (Torama) // Enciklopediya muzykal'nyh instrumentov. URL: https://eomi.ru/woodwind/torama (data obrashcheniya 20.05.2019).
31. CHarushina Е. I. Ocenka privlekatel'nosti territorii (Assessment of the attractiveness of the territory) // Vestnik NGIEI. 2014. № 3 (34). S. 99-109.
32. CHernavin S. 20 let nazad v Mordovii nachalas' «Epoha Merkushkina» (20 years ago in the Mordovia began the "Epoch of Merkushkin") // Agitprop ot ErRa. URL: https: //mordov.er. ru/news/2015/2/5/chernavin-20-let-nazad-v-mordovii-nachalas-epoha-merkushkina (data obrashcheniya 20.05.2019).
33. CHizhov D. Imidzh rossijskih regionov: strategiya i metody prodvizheniya (Image of Russian regions: strategy and promotion methods) // Publicity. 2006. № 1 (1). S. 15-18.
34. SHubina T. N. Formirovanie imidzha regiona kak instrumenta territorial'nogo marketinga pri povyshenii ego investicionnoj privlekatel'nosti (na primere Ul'yanovskoj oblasti) (Formation of the image of the region as a tool of territorial marketing while increasing its investment attractiveness (for example, the Ulyanovsk region) // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' (National Interests: Priorities and Security). 2011. № 8. S. 47-51.
Сведения об авторах
Казакова Марина Николаевна - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Занимается изучением проблем регионального развития, национальной безопасности Российской Федерации. Автор более 70 научных и учебно-методических работ. Тел.: 89061628424; E-mail: [email protected]
Напалкова Ирина Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Занимается изучением политических механизмов управления национальными территориями, центрально-периферийным взаимодействием в имперской России, пространственным развитием, имиджа государства, имиджевых технологий. Автор более 180 научных и учебно-методических работ. ORCID 0000-0003-3896-1600 Тел.: 8(8342)24-81-76 E-mail: [email protected]
About the authors
Kazakova Marina Nikolaevna - Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General History, Political Science and Regional Studies, National Research Ogarev Mordovia State University. Engaged in studying the problems of regional development, national security of the Russian Federation. Author of more than 70 scientific and educational works. E-mail: [email protected]
Napalkova Irina Gennsdyevna - candidate of historical sciences, associate professor of Ogarev Mordovia State University. Research interests: political mechanisms for the management of national territories, central-peripheral interaction in imperial Russia, spatial development, state image, image technologies. The author has more than 180 scientific and educational works. ORCID 0000-0003-3896-1600. E-mail: [email protected]