Russian Language Studies
Русистика
2020 Vol. 18 No. 2 220-231
http://journals.rudn.ru/ russian-language-studies
ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ FIRST STEPS IN SCIENCE
DOI 10.22363/2618-8163-2020-18-2-220-231
Научная статья
Особенности дискурса материнства в современных русскоязычных средствах массовой информации
А.А. Кувычко
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6
Аннотация. Изучение современного медиадискурса, посвященного проблематике материнства, представляет значимость и является актуальным как в силу аксиологической природы феномена материнства, так и в силу социокультурных особенностей существующего медиапространства. Вопросы, связанные с материнством, являются непреходящими по своей важности. Разнообразная проблематика материнства (материальная и юридическая поддержка материнства, здоровье матери и современная медицина, психологические вопросы, связанные с материнством, женщина-мать в условиях современного социального устройства и многие другие), поднимаемая в современных СМИ, указывает, насколько актуальны для современного общества все проявления данного феномена. Цель настоящего исследования - через категорию интердискурсивности выявить и раскрыть особенности медиадискурса материнства общественно-политических СМИ, являющегося продуктом когнитивной деятельности современного российского социума. В качестве материала исследования были использованы медиатексты сетевых версий российских общественно-политических СМИ «Известия», «Российская газета», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Коммерсант», опубликованные с 2001 по 2019 год. Методология работы основана на контент-анализе сетевых изданий, классификации и систематизации материала исследования - медиатекстов, изучении текстового материала, описании медиадискурса материнства в виде когнитивной структуры (концептосферы). В исследовании впервые представлена интерпретация медиадискурса материнства через категорию интердискурсивности - взаимопроникновение (смешение) различных дискурсов. В результате сделаны выводы о наиболее репрезентируемых в медиадискурсе материнства концептах, что позволило представить исследуемый медиадискурс в виде когнитивной структуры - концептосферы. Медиадискурс материнства современных российских общественно-политических СМИ показан автором объединением институциональных медиадискурсов - политического, экономического, юридического, медицинского и религиозного, каждый из которых обнаруживает свои цели и языковые средства в подаче информации. Такой подход к описанию медиадискурса
© KyBMHKO A.A., 2020
(^S q I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecomn10ns.0rg/licenses/by/4.O/
подчеркивает междисциплинарный характер исследования и указывает на перспективы его результатов для различных областей научного знания, в первую очередь журналистики и когнитивной лингвистики.
Ключевые слова: медиадискурс материнства, интердискурсивность, общественно-политические СМИ, русский язык, медиатекст, концептосфера, лингвокультурологиче-ский анализ, концепт, лексические маркеры, когнитивный маркер
История статьи: поступила в редакцию: 18.10.2019; принята к печати: 25.01.2020.
Для цитирования: Кувычко А.А. Особенности дискурса материнства в современных русскоязычных средствах массовой информации // Русистика. 2020. Т. 18. № 2. С. 220-231. http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-2-220-231
Введение
Начало XXI века стало для российского общества временем глобальных социально-экономических и культурных изменений, повлекших за собой трансформации во многих сферах, важнейшей из которых представляется сфера его ценностных ориентаций. Аксиологическая природа материнства является доминирующей в определении данного феномена. Ценность материнства -общечеловеческая, надэтническая ценность, и в то же время она тесно связана с особенностями национального менталитета и системой ценностей нации.
Современные исследования в области социальной психологии, философии, социологии и культурологии, проводимые И.В. Гордиенко и М.Г. Да-витян, Н.В. Быстровой и Е.Е. Плотниковой, Н.О. Автаевой, Н.В. Печерской и другими (Гордиенко, Давитян, 2014; Быстрова, Плотникова, 2015; Автаева, 2012; Печерская, 2012), указывают на то, что в силу трансформаций, происходящих в глобальном мировом контексте, в российском общественном сознании также происходят ценностные трансформации в отношении к семье и материнству: вопросы многопоколенных и нуклеарных семей, количества детей и даже их наличия, а также связанные с неполными семьями и семьями альтернативных форм и т. д.
Значительный интерес современных ученых к социокультурному содержанию феномена материнства (Васягина, 2013; Пушкарева, 2014; Сасун-кевич, 2009; Шпаковская, 2014; Юсупова, 2000), наличие масштабных социологических исследований вопросов семьи и брака (Свитич, 2015; Варламова и др., 2006), исследования феномена материнства в русле теории деятельности (Матвеева, 2004) и современных цифровых медиатехнологий (Микляева, Румянцева, 2018; Ferozi, 2018; McDole, 2017; Vaillancourt, 2015), а кроме того, повышенное внимание к вопросу репрезентации концептов «мать» и «материнство» (Андреянова, 2011; Атрощенко, 2014; Ани, 2012; Б Андреянова, Багаутдинова, 2011; Вакорина, 2013; Дякиева, Омакаева, 2012; Карелова, 2008; Перевалова, 2016) указывают на значимость и актуальность исследуемой темы.
Таким образом, цель настоящего исследования - через категорию интер-дискурсивности выявить и раскрыть особенности медиадискурса материнства общественно-политических СМИ, являющегося продуктом когнитивной деятельности современного российского социума.
Материалы и методы
Выбор контента общественно-политических СМИ в качестве материала исследования дискурса материнства не случаен, так как, по нашему мнению, именно общественно-политические СМИ представляют собой тот тип медиапространства, который имеет своей целью, с одной стороны, «быть в мейнстриме» и отвечать на запросы и вызовы современного общества, то есть является зависимым от общественного сознания, но, с другой стороны, ставит перед собой цель влиять на это сознание, стремится формировать общественное мнение и ценностные ориентиры общества различными средствами, в первую очередь лингвистическими (Кувычко, 2019: 793). Кроме того, СМИ представляют собой один из значимых факторов, оказывающих влияние на формирование картины мира конкретного человека и нации в целом (Стрельчук, Лонская, 2018: 741).
Под общественно-политической прессой нами понимаются неспециализированные издания - тематически универсальная пресса с доминированием аналитической и информационной функций. В то же время в фокус рассмотрения попали и материалы массовых изданий, в которых наряду с широким спектром информационно-аналитических материалов представлены и материалы развлекательного характера.
Согласно определению, принятому Экспертной комиссией Роскомнадзо-ра, опубликованному на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, «издание, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического характера, это периодическое печатное издание или сетевое издание, преимущественное содержание которого составляет информация, освещающая актуальные социально-значимые вопросы и события общественной, политической, экономической, культурной жизни Российской Федерации, других стран, в том числе проблем внутренней, внешней или международной политики, путем публикации новостей, статей, мнений, интервью, критических, сатирических материалов, обзорной, аналитической, статистической и (или) иной информации по какой-либо из указанной тем...»1. При выборе материала исследования мы руководствовались данным определением, которое поставило в один ряд как печатные, так и сетевые издания, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического характера, закрепив за последними статус полноценных общественно-политических СМИ.
Материалом исследования послужили медиатексты сетевых версий современных общественно-политических СМИ «Известия», «Российская газета», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Коммерсант», опубликованные с 2001 по 2019 год. Всего было проанализировано более 2500 медиатекстов, найденных по запросу «материнство» на официальных сайтах выбранных интернет-изданий.
Методология исследования носит междисциплинарный характер, предполагающий изучение языковых явлений с позиции различных, коррелиру-
1 Экспертная комиссия Роскомнадзора определила формулировку понятия «издание, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического характера» / Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news17398 (дата обращения: 02.02.2020).
ющих между собой дисциплин - теории языка, теории текста, теории дискурса, лингвокультурологии и медиалингвистики. Основные методы исследования - метод лингвосоциокультурного моделирования (Богуславская, 2017) и лингвокультурологический анализ, основанный на приеме текстовой интерпретации. Помимо этого, в работе применялись методы сопоставления языковых и экстралингвистических фактов, а для первичной работы с материалом исследования были использованы методы сплошной и случайной выборки, контент-анализ, методы обобщения и классификации.
Результаты
Одной из ключевых характеристик медиадискурса материнства является интердискурсивность - смешение различных дискурсов.
Медиадискурс материнства современных российских общественно-политических СМИ может быть представлен объединением институциональных медиадискурсов - политического, экономического, юридического, медицинского и религиозного, каждый из которых обладает своими целями и средствами в подаче информации.
Данные, полученные в результате контент-анализа материала исследования, а также проведенный лингвокультурологический анализ позволили сформулировать выводы о наиболее репрезентируемых в медиадискурсе материнства концептах - когнитивных маркерах, которые реализуются в контексте обнаруженных видов медиадискурса материнства. Такой подход к описанию медиадискурса предоставил возможности системного описания исследуемого медиадискурса в виде когнитивной структуры - концептосферы.
Обсуждение
Рассматривая медиадискурс материнства как один из типов социальных практик, так как дискурсивная практика - это практика, которая опосредует социальную практику через тексты (Иссерс, 2011: 27), мы опираемся на идею о том, что лингвокультурологический дискурс-анализ может предоставить набор универсальных инструментов для описания и объяснении многих социальных феноменов.
О.С. Иссерс определяет дискурсивную практику следующим образом: «динамичная организация тех коммуникативных систем внутри социума, которая, с одной стороны, отражает характерные для данной социальной общности речевое поведение и мышление, а с другой - формирует новые формы коммуникации в данной социокультурной реальности» (Иссерс, 2011: 190), и выделяет следующие аспекты описания дискурсивных практик: 1) социальная сфера/институт; 2) коммуникативный канал/носитель сообщения; 3) установка/тональность (прагматические характеристики); 4) взаимодействие дискурсов (интердискурсивность); 5) взаимодействие семиотических систем (интеркодовость); 6) социолингвистические характеристики; 7) линг-вокогнитивные структуры (фреймы, сценарии, метафорические модели, базовые концепты); 8) коммуникативные стратегии и тактики; 9) жанровые особенности; 10) языковые маркеры.
Исследуя медиатексты с позиции изучения языка в единстве с культурой, мы полностью признаем утверждение Н.М. Шаклеина, что «несмотря на явно
прагматические подходы к анализу текста, практикуемые ныне в лингвокуль-турологии, вопрос о создании универсальной модели лингвокультурологиче-ского анализа текста по-прежнему остается актуальным» (Шаклеин, 2012: 147).
Учитывая специфику проводимого исследования, мы изучаем медиатек-сты с целью обнаружить реализуемые в них когнитивные единицы - концепты.
В русле лингвокультурологического подхода рассматривают концепт такие исследователи, как В.В. Колесов, С.Х. Ляпин, В.Н. Телия, И.А. Стернин, Ю.С. Степанов, В.И. Карасик, С.Г. Воркачев и др. В частности, Ю.С. Степанов так определяет концепт: «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека» (Степанов, 2004: 42). З.Д. Попова и И.А. Стернин рассматривают концепт как обозначение моделируемой лингвистическими средствами единицы национального когнитивного сознания, единицы моделирования и описания национальной концептосферы (Попова, Стернин, 2007: 36).
Медиадискурс материнства общественно-политических СМИ разнообразен как в подборе языковых средств и грамматических форм, так и в использовании лексики, а также структур построения текстов. Несомненно, что разнообразие лингвистического характера медиатекстов отразилось и на когнитивном уровне их устройства, так как они взаимосвязаны. Отмеченное разнообразие обусловлено медийностью и массовостью рассматриваемого медиадискурса, стремлением СМИ повлиять на широкую и крайне неоднородную читательскую аудиторию, и, кроме этого, указанное разнообразие обусловлено его интердискурсивностью.
Под интердискурсивностью медиадискурса материнства мы понимаем существующее наложение и пересечение (интеграцию) в информационном пространстве современных сетевых СМИ различных видов дискурса, объединенных проблематикой материнства. Мы рассматриваем такие ярко выраженные виды медиадискурса материнства, как политический, экономический, юридический, медицинский и религиозный.
Под тем или иным (политическим, экономическим и т.д.) медиадискур-сом материнства мы понимаем совокупность медиатекстов, а также фрагментов медиатекстов (учитывая мультиформатность массмедийного дискурса), созданных журналистами и посвященных проблематике материнства того или иного (политического, экономического и т.д.) характера.
В каждом из видов медиадискурса, на наш взгляд, преследуются определенные цели, идентичные или специфические. Например, в политическом медиа-дискурсе материнства можно выделить несколько целей: 1) информирование о государственных, правительственных инициативах; 2) формирование положительного образа правительственных структур, положительного образа власти; 3) формирование положительного отношения к освещаемым событиям (инициативам, социальным проектам); 4) формирование положительного образа социального устройства России. В экономическом медиадискурсе материнства сосуществуют две базовые цели: 1) освещение событий, касающихся экономической сферы материнства; 2) формирование определенного (ценностного) отношения к освещаемым событиям (инициативам, социальным проектам) и побуждение к характеристике и оценке этих событий социумом.
Изучение медиатекстов позволило обнаружить, что для каждого из выделенных нами видов медиадискурса материнства характерны определенные
лексические маркеры, которые в контексте указанных выше медиадискурсов становятся маркерами когнитивными, соотносящими их языковую репрезентацию с комплексом экстралингвистической информации. Результатом такого подхода к исследованию медиадискурса материнства явилось описание его когнитивной структуры - концептосферы.
Под концептосферой медиадискурса материнства (Кувычко, Чафонова, Богуславская, 2018) мы понимаем фрагмент национальной концептосферы, составленный из концептов как его единиц и отражающий определенную область функционирования языка, а именно - медиатексты СМИ о материнстве.
Концептосфера медиадискурса материнства имеет следующую структуру. Ядро концептосферы - ключевой концепт «материнство», состоящий из концептов «женщина», «мать» и «ребенок» и находящийся во взаимосвязи с концептами «родительство» и «семья» (Богуславская, Чафонова, 2019), а также в отношениях антиномии с концептом «отцовство». Понятийное поле кон-цептосферы медиадискурса материнства состоит из когнитивных областей или зон, соответствующих обнаруженным видам институционального медиадис-курса, а также зоны, обозначающей наличие в концептосфере других видов медиадискурса, выраженных не столь ярко (неинституциональный, бытовой медиадискурс, педагогический, научный и др.). На рисунке схематично представлена концептосфера медиадискурса материнства.
Рисунок. Концептосфера медиадискурса материнства [Figure. Media discourse of motherhood conceptosphere]
Каждая из выделенных областей включает в себя набор когнитивных маркеров, которые, можно сказать, формируют метаязык данных областей и, соответственно, видов медиадискурса. Введенное нами словосочетание «когнитивные маркеры» указывает на особую роль данных единиц в формировании концептосферы медиадискурса материнства - они выполняют функцию смысловых доминант, являясь ключевыми лексико-грамматическими конструкциями, репрезентующими концептосферу медиадискурса материнства и позволяющими обнаружить ее в обширном медийном информационном пространстве.
Так, можно утверждать, что в аспекте экономического медиадискурса концептосфера материнства обнаруживает свои собственные сформированные и ставшие устойчивыми понятия (когнитивные маркеры) - например, материнский капитал, пособие по материнству, пособия по беременности и родам, материнские льготы, пособия на детей, материнские выплаты, пособие по уходу за ребенком и др. В политическом медиадискурсе материнства когнитивными маркерами выступают устойчивые и постоянно повторяющиеся понятия охрана материнства, защита материнства, поддержка материнства, реализующиеся в контексте правительственных инициатив. Указанные маркеры характерны не только для политического медиадискурса, но соотнесены нами именно с ним ввиду отмеченной выше особенности их реализации. Религиозный медиадискурс материнства маркируется ценностными когнитивными структурами - материнский долг, миссия материнства и другими, в данном случае реализуется дискурс о высоком предназначении матери. Также необходимо отметить, что частотными тематиками религиозного медиа-дискурса выступают суррогатное материнство и аборт, однако мы условно относим указанные понятия к когнитивным маркерам медицинского медиа-дискурса, для которого характерно рассмотрение феномена материнства в биологическом аспекте. К когнитивным маркерам медицинского медиадискурса материнства мы отнесли и такие понятия, как беременность, роды, возраст матери. В области юридического медиадискурса нами выделены понятия права матери и законопроект о материнстве.
Особое внимание необходимо обратить на отсутствие четких границ областей концептосфер, они разделены условно, что показывает наличие пересечений в их содержании. Например, такие когнитивные маркеры, как поддержка материнства и материнский капитал, условно соотнесенные нами с областями политического и экономического медиадискурсов материнства, принадлежат не только указанным областям, но и другим. Однако такое соотнесение становится возможным по причине частотности их присутствия именно в обозначенных видах медиадискурса материнства.
Заключение
Описание и моделирование концептосферы медиадискурса материнства, представленной в виде взаимосвязанных в медиапространстве российских общественно-политических СМИ когнитивных маркеров (концептов), позволяют обнаружить системность исследуемого медиадискурса.
Концептосфера медиадискурса материнства может быть структурирована следующим образом: ядро концептосферы - ключевые концепты «женщина»,
«мать» и «ребенок», а понятийное поле концептосферы условно поделено на когнитивные области, соотносимые с обнаруженными видами институционального медиадискурса - политическим, экономическим, юридическим, медицинским и религиозным.
Результаты исследования показывают, что лингвокультурологическое изучение медиатекстов современных российских СМИ, освещающих проблематику ценностного характера, например проблематику материнства, позволяет сделать выводы об особенностях формировании русской языковой картины мира на различных уровнях - лингвистическом и когнитивном. Триединство языка, культуры и сознания - предмет рассмотрения лингвокультурологии и когнитивной лингвистики - остается актуальным, поскольку продолжается накопление теоретической и эмпирической базы научных исследований, посвященных различным аспектам богатой и разнообразной русской языковой картины мира, а также концептосферы русского языка. В продолжение настоящего исследования возможно дальнейшее системное изучение языкового материала на основе методов комплексного анализа и его многоаспектное описание.
Список литературы
Автаева Н.О. Семейная тематика в современных печатных СМИ // Вестник ННГУ. 2012. № 1-2. C. 293-295.
Андреянова М.А. Концепт «мать» (теге) и средства его реализации во французском и русском языках (на материале романов Э. Золя и Л.Н. Толстого) // Вестник ЧелГУ. 2011. № 28. С. 13-16.
Андреянова М.А., Багаутдинова Г.А. Реализация концепта «мать» (mother) в русском и английском языках (на материале романов М. Горького и Дж.Э. Стейнбека) // Вестник ЧелГУ. 2011. № 17. C. 17-22. Ани Р. Вербализация концепта «мать» в русской фразеологии (на фоне индонезийского языка) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2012. № 152. С. 101-105. Атрощенко Е. О. Функционирование концепта «Мать» в русской художественной прозе
XIX века /// Научный журнал КубГАУ. 2014. № 97. С. 1-12. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция: анализ
журналистских текстов: монография. М.: URSS, 2017. 280 с. Богуславская В.В., Чафонова А.Г. Концепт «семья»: актуализация в медиадискурсе российских, датских и финских СМИ // Дискурс. 2019. Т. 5. № 6. С. 155-165. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е. Материнство как социокультурный феномен // Теория
и практика общественного развития. 2015. № 22. C. 275-277. Вакорина И.В. К вопросу о реализации концепта "motherhood" («материнство») в афро-
американской паремиологии // Риторика. Лингвистика. 2013. Вып.10. С. 64-71. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. 2006. № 10. С. 61-73. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. 364 с. Гордиенко И.В., Давитян М.Г. Проблема отцовства и материнства как феномен роди-тельства в современной России: социально-педагогический аспект // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 3. C. 43-46. Дякиева Б.Б., Омакаева Э.У. Образ матери в калмыцком фольклоре: к проблеме универсального и специфического (на материале фольклорный текстов) // Вестник КИГИ РАН. 2012. № 2. С. 183-187.
Иссерс О. С. Дискурсивная практика как наблюдаемая реальность // Вестник ОмГУ. 2011. № 4. С. 227-232.
Карелова И.И. Концепт «Мать» в идиоконцептосфере Л.Е. Улицкой // Известия ВГПУ. 2008. № 10. С. 18-21.
Кувычко А.А. Лингвосоциокультурные аспекты дискурса материнства в заголовках российских общественно-политических СМИ // Русская грамматика: активные процессы в языке и речи: сборник научных трудов Международного научного симпозиума. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 791-796.
Кувычко А.А., Чафонова А.Г., Богуславская В.В. Концептосфера медиадискурса материнства в российских и датских печатных СМИ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2018. Т. 17. № 4. С. 135-145.
Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. Киев: ВГГУ, 2004. 326 с.
Микляева А.В., Румянцева П.В. «#Онажемать»: имплицитные социальные представления о материнстве в современном российском интернет-дискурсе // Женщина в российском обществе. 2018. № 1 (86). С. 67-77.
Перевалова С.Г. Вербализация концепта «Мать» через пословично-поговорный и фразеологический фонды русского языка (на фоне французского языка) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2016. № 2 (21). С. 135-139.
Печерская Н.В. Мифология родительства: анализ дискурсивного производства идеальной семьи // Журнал исследований социальной политики. 2012. № 3. С. 323-342.
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М: ACT: Восток - Запад, 2007. 314 с.
Пушкарeва Н.Л. Материнство как социобиологическое явление: психология, философия, история // Запад - Восток: научно-практический ежегодник. 2014. № 7. С. 103-118.
Сасункевич О. М. Медикализация дискурса о материнстве в белорусских медиа // Журнал исследований социальной политики. 2009. T. 7. C. 405-418.
Свитич Л. Г. Семья и будущее России. Социологическое исследование: контент-анализ конкурсных публикаций. М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. 154 с.
Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Академический проект, 2004. 992 с.
Стрельчук Е.Н., Лонская А.Ю. Формирование и трансформация концепта «Россия» в картине мира современных американских студентов // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 4. С. 741-754.
Шаклеин В.М. Лингвокультурология: традиции и инновации: монография. М.: Флинта, 2012. 301 с.
Шпаковская Л. Л. Дискурсивное производство социального неравенства материнства // Женщина в российском обществе. 2014. № 2 (71). С. 77-85.
Юсупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России («Ваш ребенок нужен только Вам») // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 98-107.
Ferozi C.A. Moderskabet til forhandling - fortffillinger om konstruktionen af moderskabsidealet pä de sociale medier. 2018. URL: https://soeg.kb.dk (дата обращения: 23.01.2020).
McDole A. "Mammy Representations in the 21st Century" // Theses - ALL. 2017. 194. URL: https://surface.syr.edu/thesis/194 (accessed: 23.01.2020).
VaillancourtM.A. Mediated Motherhood: Discourse and Maternal Identity in the Digital Age: Dissertation. 2015. URL: https://surface.syr.edu (accessed: 23.01.2020).
Сведения об авторе:
Кувычко Анна Александровна, соискатель кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина. Сфера научных интересов: русский язык, медиалингвистика, журналистика.
E-mail: [email protected]
DOI 10.22363/2618-8163-2020-18-2-220-231 Scientific article
Distinctive features of motherhood discourse in Russian media
Anna A. Kuvychko
Pushkin State Russian Language Institute
6 Acaddemika Volgina St, Moscow, 117485, Russian Federation
Abstract. This study of modern media devoted to the problems of motherhood discourse is significant and relevant due to both the axiological nature of motherhood phenomenon and socio-cultural features of the existing (present day) media space. Problems of motherhood are of enduring importance. The variety of issues concerning motherhood raised in modern media indicate the relevance and importance of all manifestations of this phenomenon for contemporary society. The purpose of the present study is to identify and reveal the features of media discourse of motherhood in socio-political media (which is a product of cognitive activity of modern Russian society) through the category of interdiscursivity. The material for this research was obtained from media texts of Internet versions of Russian socio-political media "Arguments and Facts", "Izvestia", "Rossiyskaya Gazeta", "Moskovsky Komsomolets", and "Kommersant", published from 2001 to 2019. The research methodology includes content analysis of online publications, classification and systematization of the research material: media texts, media text studies and description of media discourse on motherhood in the form of a cognitive structure (concept sphere). The present study is the first attempt to interpret "maternal" media discourse through the category of interdiscursiveness, a fusion of various discourses. The author presents media discourse on motherhood in contemporary Russian socio-political media as a combination of institutional media discourses (political, economic, legal, medical, and religious), each manifesting its own aims and using own linguistic means of presenting information. This approach to describing media discourse emphasizes the interdisciplinary nature of the study and indicates the relevance of its results for various fields of scientific knowledge, primarily journalism and cognitive linguistics.
Keywords: cognitive markers, concept, concept sphere, interdiscursivity, lexical markers, linguocultural analysis, media, media discourse of motherhood, the Russian language, sociopolitical media
Article history: received: 18.10.2019; accepted: 25.01.2020.
For citation: Kuvychko, A.A. (2020). Distinctive features of motherhood discourse in Russian media. Russian Language Studies, 18(2), 220-231. http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-2-220-231
References
Andreyanova, M.A. (2011). Realization of the Concept 'Mother' (Mere) in the French and Russian Languages (Based on the Novels by E. Zola and L. Tolstoy). Bulletin of Chelyabinsk State University, 28(243), 13-16. (In Russ.)
Andreyanova, M.A., & Bagautdinova, G.A. (2011). Realization of the Concept 'Mother' in the Russian and English Languages (Based on the Novels by M. Gorky and J.E. Steinbeck). Bulletin of Chelyabinsk State University, 17(232), 17-22. (In Russ.)
Ani R. (2012). Verbalization of the Concept 'Mother' in Russian Phraseology (As Compared to Indonesian Language). Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, (152), 101-105. (In Russ.)
Atroshchenko, E.O. (2014). Funkcionirovanie koncepta "Mat'" v russkoi hudozhestvennoi proze XIX veka Functioning of the Concept 'Mother' in the Russian Fiction of the 19th Century]. Nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Scientific Journal of KubSAU], (97), 1-12. (In Russ.)
Avtaeva, N.O. (2012). Family topics in modern print media. Bulletin of NNGU, (1-2), 293-295. (In Russ.)
Boguslavskaya, V.V. (2017). Modelirovanie teksta: Lingvosotsiokul'turnaya kontseptsiya: Analiz zhurnalistskikh tekstov [Text Modelling: A Linguistic-Sociocultural Concept: Analysis of Journalistic Texts]. Moscow: URSS Publ. (In Russ.)
Boguslavskaya, V.V., & Chafonova, A.G. (2019). Kontsept "sem'ya": aktualizatsiya v mediadiskurse rossiiskikh, datskikh i finskikh SMI [The concept of "family": Actualization in the media discourse of Russian, Danish and Finnish media]. Diskurs [Discourse], 5(6), 155-165. (In Russ.)
Bystrova, N.V., & Plotnikova, E.E. (2015). Materinstvo kak sociokul'turny fenomen [Motherhood as a sociocultural phenomenon]. Teoria i praktika obshhestvennogo razvitia [Theory and practice of social development], (22), 275-277. (In Russ.)
Dyakieva, B.B., & Omakaeva, E.U. (2012). The Image of Mother in Kalmyk Folklore: Towards the Problem of Universal and Specific (Based on the Material of Folklore Texts). Bulletin of the KIGIRAS, (2), 183-187. (In Russ.)
Ferozi, C.A. (2018). Moderskabet til forhandling - fortallinger om konstruktionen af moder-skabsidealetpa de sociale medier. Retrieved January 23 from https://soeg.kb.dk
Gordienko, I.V., & Davityan, M.G. (2014). Problema ottsovstva i materinstva kak fenomen roditel'stva v sovremennoi Rossii: sotsial'no-pedagogicheskii aspect [The problem of fatherhood and motherhood as a phenomenon of parenthood in modern Russia: socio-pedagogical aspect]. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii [Cultural life of the South of Russia], (3), 43-46. (In Russ.)
Issers, O.S. (2011). Discursive practice as an observable reality. Bulletin of Omsk State University, (4), 227-232. (In Russ.)
Karelova, I.I. (2008). The Concept "Mother" in L.E. Ulitskaya Conceptual Sphere. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, (10), 18-21. (In Russ.)
Kuvychko, A.A. (2019). Lingvosociokul'turnye aspekty diskursa materinstva v zagolovkah rossiiskikh obshhestvenno-politicheskih SMI [Linguistic, sociocultural aspects of the discourse of motherhood in the headlines of Russian socio-political media]. Russian Grammar: Active Processes in Language and Speech: A collection of scientific papers of the International Scientific Symposium (pp. 791-796). Yaroslavl: RIO YAGPU Publ. (In Russ.)
Kuvychko, A.A., Chafonova, A.G., & Boguslavskaya, V.V. (2018). The conceptual sphere of the media discourse of motherhood in Russian and Danish print media. Bulletin of the Volgograd State University. Series 2: Linguistics, 17(4), 135-145. (In Russ.)
Matveeva, E.V. (2004). Analiz materinstva s pozitsii teorii deyatel'nosti [The Analysis of Motherhood in the Light of Activities Theory]. Kiev: VGGU Publ. (In Russ.)
McDole, A. (2017). Mammy Representations in the 21st Century. Theses - ALL. Retrieved January 23 from https://surface.syr.edu/thesis/194
Miklyaeva, A.V., & Rumyantseva, P.V. (2018). #Sheisamother: Implicit Social Beliefs about Motherhood in the Modern Russian Internet Discourse. Woman in Russian Society, 1(86), 67-77. (In Russ.)
Pecherskaya, N.V. (2012). The mythology of parenthood: analysis of the discursive production of an ideal family. Journal of Social Policy Studies, (3), 323-342. (In Russ.)
Perevalova, S.G. (2016). Verbalization of the Concept 'Mother' through the Proverbal-Saying and Phraseological Funds of the Russian Language (As Compared to the French Language). Actual Issues of Modern Philology and Journalism, 2(21), 135-139. (In Russ.)
Popova, Z.D., & Sternin, I.A. (2007). Kognitivnaya lingvistika [Cognitive linguistics]. Moscow: ACT Publ.: Vostok - Zapad Publ. (In Russ.)
Pushkareva, N.L. (2014). Motherhood as a sociobiological phenomenon: psychology, philosophy, history. West - East: Scientific and Practical Yearbook, (7), 103-118. (In Russ.)
Sasunkevich, O.M. (2009). Medicalization of Discourse about Motherhood in Belarus Media. The Journal of Social Policy Studies, 7(3), 405-418. (In Russ.)
Shaklein, V.M. (2012). Lingvokul'turologiya: Traditsii i innovatsii [Linguoculturology: Traditions and innovations]. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)
Shpakovskaya, L.L. (2014). Diskursivnoe proizvodstvo sotsial'nogo neravenstva materinstva [Discourse Production of Social Disparity of Motherhood]. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve [Woman in Russian Society], 2(71), 77-85. (In Russ.)
Stepanov, Yu.S. (2004). Konstanty: Slovar' russkoi kultury. Opyt issledovaniya [Constants: a dictionary of Russian culture. Research experience]. Moscow: Akademichesky proekt Publ. (In Russ.)
Strelchuk, E.N., & Lonskaya, A.Y. (2018). Formation and Transformation of the Concept "Russia" in the Picture of the World of Modern American Students. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 7(4), 741-754. (In Russ.)
Svitich, L.G. (2015). Sem'ya i budushchee Rossii. Sotsiologicheskoe issledovanie: kontent-analiz konkursnykh publikatsii [Family and the Future of Russia. Sociological Research: Content Analysis of Contest Publications]. Moscow: MSU Publ. (In Russ.)
Vaillancourt, M.A. (2015). Mediated Motherhood: Discourse and Maternal Identity in the Digital Age (Dissertation). Retrieved January 23 from https://surface.syr.edu
Vakorina, I.V. (2013). K voprosu o realizatsii koncepta "Motherhood" ("Materinstvo") v afro-amerikanskoi paremiologii [On the issue of implementing the concept of "Motherhood" in African-American paremiology]. Ritorika. Lingvistika [Rhetoric. Linguistics], (10), 64-71. (In Russ.)
Varlamova, S.N., Noskova, A.V., & Sedova, N.N. (2006). Sem'ya i deti v zhiznennykh usta-novkakh rossiyan [Family and children in the attitudes of the Russians]. Sociologicheskie issledovania [Sociological studies], (10), 61-73. (In Russ.)
Vasyagina, N.N. (2013). Sub"ektnoe stanovlenie materi v sovremennom sotsiokul'turnompro-stranstve Rossii [Subjective Formation of Mother in the Russian Modern Socio-Cultural Field]. Ekaterinburg: USPU Publ. (In Russ.)
Yusupova, O.G. (2000). Sotsial'nyi smysl materinstva v sovremennoi Rossii ("Vash rebenok nuzhen tol'ko Vam") [The Social Meaning of Motherhood in Modern Russia ("No One Cares about Your Child Except You"). Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies], (11), 98-107. (In Russ.)
Bio note:
Anna A. Kuvychko, Candidate for a Degree of Department of Russian Literature and Intercultural Communication at Pushkin State Russian Language Institute. Research interests:
Russian language, media linguistics, journalism. E-mail: [email protected]