Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 11 (226).
Филология. Искусствоведение. Вып. 53. С. 81-83.
Н. А. Коряковцева
ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
В данной статье рассматривается репрезентация авторской позиции в лирике. Приводится возможная классификация видов категории автора, в основе которой лежит отношение авторской позиции к теме повествования, особенности проявления авторского сознания в разных формах лирического произведения, а также степень близости категории автора к реальному автору-творцу.
Ключевые слова: автор, авторская позиция, категория автора, лирическое произведение, авторское сознание, языковая репрезентация, лирический герой, образ.
Лирика как род литературы противопоставлена эпосу и драме в проявлении авторского, субъективного, личностного начала. Наиболее известной и часто употребляемой языковой репрезентацией авторской позиции в лирике считается лирический герой, однако это не единственная форма выражения авторского сознания в лирическом произведении. Исследователи говорят о таких видах репрезентации авторской позиции в лирике, как автор-повествователь, собственно автор, ролевой герой (эти формы описывает Б. О. Корман), лирическое «Я», лирический субъект, образ-маска (С. Н. Бройтман), образ-переживание (Л. И. Тимофеев).
Разнообразие лирических форм порождает в современной научной парадигме большое количество терминов, представляющих возможные типы репрезентации авторской позиции, и затрудняет построение универсальной классификации категорий автора.
В данной работе предпринята попытка определить концептуальные отличия форм репрезентации авторской позиции в лирических произведениях разных авторов и на основании этого предложить классификацию таких форм. Данная классификация должна охватывает периоды поэзии, начиная с классической литературы (Пушкин, Лермонтов и под.) и заканчивая поэзией ХХ века (Есенин, Рубцов и под.).
Категория автора, присущая тому или иному лирическому произведению, напрямую зависит от формы этого лирического произведения. Так, в описательной лирике (по преимуществу, пейзажной), эпистолярной и повествовательной авторская позиция реализуется в языке категорией автора-повествователя. Эта категория субъ-ектно не выражена (назовем такие категории объектными) и в большей степени приближена к собственно автору. Так же, как в эпическом
произведении повествователь связан с собственно автором, в лирическом произведении автор-повествователь связан с поэтом. По словам С. Н. Бройтмана, «повествователь и автор соотносятся как часть и целое, как творение и творец, который всегда проявляется даже в самой малой частице его, но никогда не равен (не равновелик) ни этой частице, ни даже целому творению»1.
Рассмотрим подробнее эти формы языковой репрезентации авторской позиции - объектные категории собственно автора и автора-повествователя. Б. О. Корман определяет собственно автора как одного из «субъектов сознания, характерных для лирики <...> В стихотворении собственно автор для читателя на первом плане не он сам, а какое-то событие, обстоятельство, ситуация, явление, пейзаж. Собственно автор выступает как человек, который видит пейзаж, изображает обстоятельства, воспроизводит ситуацию и, главное, выражает отношение ко всему описанному. При непосредственном восприятии стихотворений преимущественное внимание читателя сосредоточено не на содержании внутреннего мира собственно автора, а на объектах и их прямых оценках»2. Таким образом, категория собственно автора является субъектной формой, предназначенной для языковой репрезентации концепции мира в лирике.
Специфика категории автора-повествова-теля проявляется в сравнении с категорией собственно автора. «Разграничение собственно автора и повествователя проводится, прежде всего, по предмету изображения и композиционноформальным признакам»3. Для собственно автора пространственные перспективы шире, для повествователя - уже. Таким образом, «предметом изображения» собственно автора является мир, а повествователя - человек.
Собственно автор реализует авторскую позицию от лица всех представителей страны («мы»), будучи ориентированным не на человека, а на мир, в котором существует человек. Он может обращаться к вопросам политики, власти, истории и современности («Золото и булат», «Клеветникам России» А. С. Пушкин), миру религиозных представлений («Ангел», «Мирская власть» А. С. Пушкин), миру нравственных идей («Герои», «Эхо», «Туча» А. С. Пушкин) и т. д.
Автор-повествователь, по Корману, обращается к реально существующим людям. Это обычно поэты, представители власти, женщины (А. С. Пушкин «К портрету Жуковского», «На Аракчеева») со своими индивидуальными, раскрывающимися в поступках характерами, потребностями и устремлениями. Нередко повествователь создаёт обобщенные образы, за которыми угадываются реальные люди (А. С. Пушкин «Прелестница», «Гречанка верная! Не плачь!»).
В описательной пейзажной лирике автор-повествователь имперсональный, часто повествующий от третьего лица. Автор-повествователь может быть не назван в описательной и повествовательной лирике, однако сложнее обстоит дело с ролевой (персонажной) лирикой. Эту разновидность лирики отличают такие типы языковой репрезентации авторской позиции, как экспрессивный образ (образ-переживание), лирический герой, лирическое Я, образ-маска (ролевой герой).
В лирическом произведении переживание и, следовательно, его образ могут быть не вербализованы прямо, а представлены опосредованно, как состояние некоего субъекта, реализующего образно выражаемые мысли и чувства.
«В основе лирического стихотворения,
- пишет Л. И. Тимофеев, - лежит образ-переживание»4. В зеркале переживаний поэта-лирика может отражаться окружающая его действительность. Это становится возможным через реализацию в языке вызываемых ею мыслей и чувств автора.
Свою природу лирика сохраняет во всех ее исторических и жанровых модификациях. Это дает основание характеризовать лирический образ (во всяком случае, одну из его разновидностей) как образ-переживание, или, другими словами, образ переживания. В данном случае уместно ввести другой термин - экспрессивный образ как образ, выражающий мысли и чувства поэта. Для такого образа характерна непосредственная репрезентация душевного состояния
автора, прямое описание переживаемых поэтом настроений, эмоций, раздумий. Примером может служить стихотворение Лермонтова «Отчего». Поэт называет чувство, связанное с мыслью
о судьбе любимой женщины: Мне грустно, потому что я тебя люблю, - в начале стихотворения; Мне грустно <... > потому что весело тебе,
- вариация выражения того же чувства в конце.
Мысли и чувства автора присутствуют и в эпических, и в драматических текстах. Однако в эпосе и драме они не эксплицируются в конкретных языковых единицах прямо, а даются через предметные образы и образы-характеры.
В персонажной лирике репрезентация авторской позиции происходит чаще всего при помощи лирического героя. Понятие о лирическом герое, не тождественном автору текста как таковому, впервые было сформулировано в статье «Блок» Ю. Н. Тынянова. Он обнаружил несовпадение биографии и личности реального Блока с образом человека, созданным в его стихотворениях. «Блок - самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации. Об этом лирическом герое говорят и сейчас»5. Ю. М. Тынянов указал на важную особенность, присущую лирике многих поэтов «серебряного века». Лирический герой появляется не только в поэзии Блока, в основе которой лежит миф о «пути», создававшийся самим поэтом на протяжении многих лет. Присутствие лирического героя - важнейшая особенность поэзии Андрея Белого (Б. Н. Бугаева), Федора Сологуба (Ф. К. Тетерникова), В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, С. А. Есенина и других поэтов начала XX века.
В дальнейшем это понятие, с опорой на Ю. Н. Тынянова, было обосновано Л. Я. Гинзбург: «Лирический герой - это не только субъект, но и объект произведения <.. .> это единство личности, не только стоящей за текстом, но и наделенной сюжетной характеристикой, которую все же не следует отождествлять с характером»6. Для того, чтобы говорить о лирическом герое как единой личности, представленной в творчестве, необходимо, по мнению Л. Я. Гинзбург, исследовать корпус стихотворений. Такой лирический герой (литературный образ), создаваемый поэтом на протяжении всего его творчества или только определенного цикла произведений, может эволюционировать с течением времени. Через образ лирического героя в произведении реализуется не только мир самого автора, но и черты человеческой эпохи в целом. Лирический
герой предстает как герой своего времени, как портрет поколения.
Однако в последние десятилетия лирическим героем принято называть лицо, от имени которого написано стихотворение, раскрывающее, как правило, его внутренний мир, позицию и представления о жизни. Лирический герой в таком понимании - это образ человека, созданный в лирическом произведении, независимо от того, можно ли уподобить его автору или нет. В этом случае лирический герой отождествляется с субъектом высказывания в тексте, то есть с лирическим субъектом.
Как правило, основной формальный показатель присутствия в стихотворении лирического героя - местоимение ‘я’, глагольные формы первого лица или другие, подчеркивающие то, что лирический субъект одновременно является объектом своих размышлений. Применительно к таким текстам принято говорить о лирическом «Я» поэта как форме языковой репрезентации авторской позиции. Так, например, из 50 стихотворений Лермонтова, написанных в 1832 году, в 36 можно выделить категорию лирического «Я».
Отметим, что далеко не всегда лирическое «Я» принадлежит автору произведения. Поэт имеет возможность «передоверить» свое «Я» другому субъекту, который станет носителем переживания. Как правило, это персонаж, характерный для данной эпохи или жанра: пастух в пасторальной поэзии, мертвец в эпитафии, странник или узник в романтической лирике. Сходство персонажа с поэтом (в характере, внешности) в таком случае становится неважным. Так, в стихотворении Лермонтова «Прощание» лирическое «Я» представлено в повествовании от лица молодой девушки, или в стихотворении Некрасова «Нравственный человек» - в лирическом герое, абсолютно противоположном по характеру самому автору. В таких случаях мы имеем дело сролевым героем или образом-маской.
В лирическом произведении субъектные категории реализуются одновременно с объектными категориями. Так, в стихотворении Блока «На поле Куликовом» спокойная и сдержанная речь автора-повествователя прерывается эмоциональной и напряженной речью лирического героя:
Река раскинулась, течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена, моя! До боли
Нам ясен долгий путь!...
Таким образом, принимая во внимание авторскую позицию по отношению к теме повествования, форму лирического произведения (повествовательное/описательное или сюжетное/ ролевое/персонажное), а также степень близости категории автора к реальному автору-творцу, мы можем классифицировать различные формы репрезентации авторской позиции в лирике так:
1. Субъектные категории (образы) (ролевая/сюжетная лирика):
• образ-переживание (экспрессивный образ)
• лирическое Я
• лирический герой
• образ-маска (ролевой герой)
2. Объектные категории (образы) (пейзажная / описательная лирика):
• собственно автор
• автор-повествователь
Данная классификация является результатом теоретического обоснования с точки зрения структуры авторского сознания такого многогранного понятия, как репрезентация авторской позиции в лирическом произведении. Безусловно, статья не дает ответа на все вопросы. В дальнейшем исследовании можно использовать и другие ракурсы рассмотрения проблемы, например, исследовать интонационный, фонетический (фоносемантический) уровни репрезентации авторской позиции. Вопрос о категории автора в тексте продолжает изучаться, а значит, и классификация, к которой мы пришли в итоге, может в дальнейшем расширяться и совершенствоваться.
Примечания
1 См.: Бройтман, С. Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение : основные понятия и термины : учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. М. : Высш. шк. ; Академия, 1999. С. 141-153.
2 См.: Власенко, Т. Л. Литература как форма авторского сознания : пособие для студентов фи-лол. фак. М. : Логос, 1995. С. 156-157.
3 См.: Корман, Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. М., 1971. С. 47.
4 См.: Тимофеев, Л. И.Основы теории литературы. М., 1959. С. 355.
5 См.: Тынянов, Ю. Блок // Тынянов, Ю. Н. Литературный факт. М. : Высш. шк., 1993. С. 224.
6 См.: Гинзбург, Л. Я. О литературном герое. Л. : Совет. писатель, 1974. С. 114.