Научная статья на тему 'Языковая «Реальность» в речи и тексте'

Языковая «Реальность» в речи и тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1425
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / РЕЧЬ / ТЕКСТ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / ЯЗЫКОЗНАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / СОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ПОНИМАНИЕ / LANGUAGE / SPEECH / TEXT / VERBALIZATION / LINGUISTICS / PHILOSOPHY / CONSCIOUSNESS / THINKING / UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вайтуков Александр Константинович

Делается попытка представить основные пункты перехода от языковой системы до вербального акта общения и указать те необходимые условия, которые опосредуют выход языка в речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic “reality” in speech and in text

This article attempts to present the main points of the transition from a language system to a verbal act of communication and to show the necessary conditions that mediate language into speech output.

Текст научной работы на тему «Языковая «Реальность» в речи и тексте»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_9_

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2013. Вып. 4

УДК 81:16 (045) А.К. Вайтуков

ЯЗЫКОВАЯ «РЕАЛЬНОСТЬ» В РЕЧИ И ТЕКСТЕ

Делается попытка представить основные пункты перехода от языковой системы до вербального акта общения и указать те необходимые условия, которые опосредуют выход языка в речь.

Ключевые понятия: язык, речь, текст, вербализация, языкознание, философия, сознание, мышление, понимание.

Существует достаточно распространенное заблуждение (мнение), которое определяет язык как средство общения. К примеру: «Язык. 1. Одна из самобытных семиологических систем, являющаяся основным и важнейшим средством общения членов данного человеческого коллектива, для которых эта система оказывается также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций и т.п.» или: «Язык. 1. Система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей» [1; 2].

На самом же деле от языковой системы до вербального акта общения лежит долгий путь. Мы бы хотели представить здесь основные пункты этого перехода и указать те необходимые условия, которые опосредуют выход языка в речь. Но сначала следует точно определить понятие языка. Мы попытаемся здесь это сделать.

Существует значительное число дефиниций языка от философских до специальных. Одно только их приведение, не говоря уже об их сравнительном анализе заняло бы значительный объем нашего исследования. Поэтому мы считаем возможным сразу представить тот вариант дефиниции языка, который удовлетворит выполнение поставленной нами цели.

Безусловно, язык является системой (единством, целым, но состоящим из отдельных частей или элементов, связанных между собой), которая в своем естественном виде (естественный язык) возникла, сформировалась, развивалась и развивается в процессе и результате исторической деятельности больших групп людей (роды, племена, народности, этносы, народы, нации - для естественных языков или профессиональные сообщества - для языков искусственных).

Если посмотреть на язык как на уже готовую систему, то его элементом (самой простой частью), конечно, является лексическая единица - слово. Что проявляется и в процессе усвоения языка ребенком. Когда произнесение ребенком первого слова является для окружающих его взрослых существенным и весьма ожидаемым фактом в оценке развития данного ребенка. Но произнесение отдельного слова не дает нам факта вербального общения данного ребенка с нами - речи. Поэтому язык как некоторая совокупность лексических единиц требует от ребенка и усвоения правил их употребления.

Таким образом, в самом лаконичном определении языка необходимо указать следующие его признаки: Язык есть исторически сложившаяся в процессе и результате коллективной деятельности больших групп людей система лексических единиц (слов) и правил их употребления.

Мы также понимаем, что язык, если он живой, то есть употребляемый в повседневной и профессиональной жизни людей, находится в постоянном процессе развития, совершенствования или изменения. То есть живой язык находится в непрерывном процессе духовного творчества [3]. Или, по Ф. де Соссюру, язык следует видеть в синхроническом (статическом) и диахроническом (эволюционном) ракурсах, что позволяет отделить исследования языка в его стабильной основе от исследований данного же языка в его конкретных, прикладных, жанровых или ситуационных проявлениях.

Следовательно, лексический состав национального языка отражает всю историческую деятельность данного народа. Лексика (словарный запас) же отдельного человека отражает индивидуальный процесс его социализации и развития как личности. И соответственно, правильность или эффективность использования языка субъектом (конкретным человеком), то есть усвоение его (языка) правил также определяется особенностями той культурно-языковой среды в которой развивается, живет, работает, общается данный субъект.

Таким образом, по словарному составу языка, точнее по его объему и семантическим особенностям, можно и должно определять уровень развития как всего языка в целом, так и уровень развития личности, применяющей данный язык в своей деятельности. Поэтому возможно различать при-

2013. Вып. 4

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

митивные, развитые и высокоразвитые языки. И соответственно, примитивный, нормативный и высокий уровень владения языком.

Итак, язык является существенным и необходимым условием развития личности, так как дает возможность субъекту приобщиться к вековому опыту всего человеческого сообщества. Вне этого сообщества говорящих носителей языка и без бесценного исторического опыта, накопленного и сохраняемого людьми посредством языка, ребенок никогда не сможет выйти на уровень собственного полноценного существования, а тем более стать полезным членом общества.

Владение языком является объективированным критерием оценки развития ребенка. Объем и особенности состава его лексики, уровень грамотного или правильного употребления языка - все это достаточно осязаемые, точные, достоверные и объективные показатели его личности и вектора его личностного роста.

Язык, являясь важнейшим отличительным признаком человеческого способа существования, был и будет оставаться необходимейшим условием формирования и развития личности ребенка (или вообще каждого человека). «Человек думает, чувствует и живет только в языке, он должен сначала сформироваться посредством языка, для того чтобы научиться понимать действующее...» [4. С. 378].

Но еще раз оговоримся, что здесь язык мы понимаем как историческую данность, уже существующее конкретное условие социализации и персонализации субъекта, как стабильную систему фонематических (устных) и (или) графологических (письменных) знаков (слов) и правил (традиций) их употребления. В этом понимании-дефиниции язык (как условие) не является живым процессуальным актом вербального общения. Поэтому мы хотим здесь прояснить общее понимание процесса актуализации языка в живую речь. Расставить акценты.

В некотором роде «язык» является лишь понятием, достаточно абстрактным или беспредметным. «Язык» невозможно наблюдать целиком как вещь. Он не созерцается и не фиксируется во всей своей реальности, даже когда мы берем в руки хороший учебник какого-либо языка и возможно полный словарь этого же языка.

Получается, что в практическом смысле человек никогда не сможет зафиксировать «язык» как некоторый цельный объект. «Язык» по существу является научной абстракцией, под которой великое множество исследователей мыслило такое же большое множество мнений. И лишь приблизительно понимали или принимали общий смысл данного понятия.

«В архаические эпохи внутреннее единство слова и предмета было до такой степени самоочевидно, что истинное имя воспринималось как некая часть его носителя или даже как его представитель, то есть как он сам. Характерно в этом смысле, что греческое обозначение того, что мы называем словом, «онома», означает вместе с тем «имя», и прежде всего имя собственное. Слово, таким образом, рассматривалось с точки зрения имени. Но имя есть то, что оно есть, только потому, что некто зовется этим именем и отзывается на это имя. Оно принадлежит своему носителю. Правильность имени подтверждается тем, что некто на него отзывается. Имя поэтому кажется принадлежащим самому бытию.

Однако греческая философия начинается как раз с открытия, что слово это только имя, то есть что оно не представляет собой истинное бытие» [5. С. 471]. Следовательно, в объективной действительности мы не имеем «дела» с «языком» как целым.

С чем же тогда мы имеем дело в действительности, если все-таки иметь дискурсом нашего рассуждения «язык»? Общее мнение по этому поводу очевидно - речевой акт в устной или письменной формах. Именно процесс проговаривания-выслушивания (или написания-прочитывания) создает ту объективную реальность, которую можно соотнести с понятием речи. Речь проявляется посредством определенных звуков в произношении или знаков на письме (необходимо еще учесть «язык жестов» для глухонемых), имеющих особое (смысловое) значение для участников речевого акта.

В варианте внутренней речи, огласовка или прописывание не происходит, но мысль все равно выражается в осознаваемом «потоке слов». Вербализация мысли и затем ее членораздельная огласов-ка-проговаривание или дискретное прописывание вот «механизм» воплощения мыслительного образа в доступную восприятию и познанию реальность «языка».

Таким образом, язык как «тело» существует в бытии как совокупность речевых актов фиксируемых в сознании всех участников этих речевых актов, для которых актуально их (данных актов) смысловое значение. В сущности же язык в этом понимании выступает как определенного рода закономерности словообразования, их воспроизведения и трансляции.

Языковая «реальность» в речи и тексте

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

11

2013. Вып. 4

Конечно, сам по себе язык есть код, который образовался исторически, и был понятен лишь тем, кто был «с детства» посвящен в него или добровольно «согласился» его принять. Конвенциональная теория языка является наиболее очевидной в понимании происхождения второй сигнальной системы. И ее ограниченность определяется лишь силой фонематической и графологической традиции и организаторскими затратами на создание и распространение новой (для примера - общечеловеческой) языковой конвенции. Пример эсперанто является тому ярким подтверждением.

Но общее понимание языка как «добровольного соглашения» не отменяет объективную историческую данность и бесценное культурное значение всех языков мира, отменить которые уже не представляется ни возможной, ни необходимой потребностью. И если таковое все же произойдет, то это будет страшной катастрофой, свидетельствующей о гибели значительной части человечества. Хотя «мечта» о едином для всего человечества языке, по нашему мнению, имеет право на существование, но пусть эта «мечта» осуществится эволюционным, а не катастрофическим (или «революционным» в дурном смысле) путем.

Но вернемся к понятию речи. Итак, мы установили, что «тело» языка не является единым, а проявляется во множестве фрагментарных речевых актов. И если носителем языка является по совокупности все говорящие на данном языке (род, племя, этнос, народ, нация для естественного языка, или профессиональное сообщество для искусственного языка), то речь является самостоятельной способностью отдельного человека. То есть речь индивидуальна и является характеристикой личности. Речь отдельного человека может быть и безграмотной, нарушающей правила языка. Но этот факт не влияет пагубно на язык в целом.

Но сам речевой акт не сводится только к проявлению языка, он гораздо сложнее, так как включает в себя по необходимости следующее: во-первых, мыслящего субъекта, автора речи, с его особой манерой и интонацией говорить (или прописывать); во-вторых, адресата, то есть того, к кому обращена речь (варианты - «я говорю самому себе» (внутренняя речь), «я говорю другому человеку» (беседа), «я говорю другим людям» (воззвание), «я говорю с любимой собакой» (команда) или «я говорю Богу» (молитва) и т. д. и т. п.); в-третьих, конкретный язык - код, которым владеет автор речи; в-четвертых, некоторый предмет речи, о чем или о ком идет речь; и наконец, в-пятых, сам процесс речевого акта, который при своем внешнем или объективном проявлении требует включения физических и сенситивных способностей субъекта - артикуляционного аппарата при устной речи, или рук при письме, зрения и слуха (слух может быть исключен при разговоре глухонемых).

Речевой акт всегда конкретен, то есть, привязан к конкретному субъекту или субъектам, а также к конкретному пространственному местоположению и временному интервалу. Поэтому в речевом акте потоки информации воспринимаются на нескольких уровнях. То есть, помимо восприятия и анализа собственно вербального уровня, в речевом акте необходимо учитывать эмоциональный тон, понимать саму ситуацию в которой состоялся речевой акт, правильно оценивать статусы и мотивацию участников речевого акта. Таким образом, речевой акт синтетичен по своей структуре и полифункционален по своему назначению.

Вот основные и дополнительные функции речевого акта: коммуникативная (осуществление связи, общения участников речевого акта); информационная; когнитивная (познавательная); воспитательная или педагогическая; экспрессивная; репрезентативная; апеллятивная; экспликативная; апперцептивная; эстетическая.

Итак, речь как акт (действие) порождает специфическую реальность - речевую деятельность, без которой невозможно успешное развитие ребенка и вступление его в полноценную взрослую, самостоятельную жизнь. Речевая деятельность является не условием (как язык), а непосредственным средством-способом освоения человеком той части бытия (жизни), которая стала для него сферой его притязаний. Поэтому обучение ребенка приемам и правилам речевой деятельности в ее основных формах (устной и письменной) является и общественной и личной для ребенка потребностью и необходимостью.

Но раз речь есть деятельность, то есть осознаваемый, целенаправленный, мотивированный процесс, осуществляемый субъектом в непосредственной или опосредованной форме, а всякая деятельность является производительной, то возникает справедливый вопрос: что с помощью языка производится субъектом или субъектами в процессе речевого акта? Ответ на этот вопрос даст нам наконец ту очевидность, которая прояснить нам понимание всего процесса языкового общения.

2013. Вып. 4

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

«...Я хочу подчеркнуть, что языковое общение не требует освоения конвенциональных шаблонов, хотя мы и используем их в общении достаточно часто. Поэтому, несмотря на то, что при помощи принципа конвенциональности мы можем описать одно из общих свойств языкового общения, этот принцип не дает объяснения, что же такое само языковое общение» [6. С. 232].

И в собственной рефлексии и в науке мы находим только один приемлемый для решения задач нашего исследования и исчерпывающий наше любопытство ответ: субъект(ы) в процессе речи с помощью языка производит текст. Соответственно, в случае устной речи производится-выговаривается устный текст, а в случае письменной речи производится-прописывается письменный текст.

«Текст (письменный и устный) как первичная данность . всего гуманитарно-филологического мышления (в том числе даже богословского и философского мышления в его истоках). Текст является той непосредственной действительностью (действительностью мыслей и переживаний), из которой только и могут исходить эти дисциплины и это мышление. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления» [7. С. 297].

Итак, единицей измерения полноценного речевого акта, как производительного и имеющего социально-значимую ценность, является устный или письменный текст. Существует и смешанный текст, к примеру речь учителя на уроке, когда одновременно с проговариванием учителем используется доска, где он прописывает то, что ему необходимо. И в данном речевом акте (урок) смешанный текст будет восприниматься как единое целое.

Таким образом, образуется триада: язык - речевой акт или речевая деятельность - текст. Язык является условием и средством создания текста, речь - производительным процессом, создающим текст, который непосредственно и является вербальным средством общения, средством передачи, сохранения и воспроизводства смыслов. Речевые возможности языка, следовательно, проявляются в текстах, которые создаются при помощи данного языка. Текст есть объективированный в вербальной форме процесс и результат мыслительной деятельности субъекта.

И здесь мы наблюдаем диалектическое единство, когда происходит живое взаимодействие мышления субъекта и языка. Текст создается субъектом при помощи языка. В этом творческом акте происходит чудесное воплощение мысли в слове - образуется текст, который, будучи произнесенным или написанным, становится объективным носителем субъективного - смысла. И теперь этот текст может быть сохранен, то есть таким образом текст становится фактом культурно-исторического процесса развития или существования человеческого сообщества. И уже сам текст начинает влиять на того или тех, кто становится его слушателем или читателем. Обогащая их процесс мышления, влияя на жизненные приоритеты, устремления и деятельность.

Особенно значимым, в данном отношении, явилось создание письменности, а затем книгопечатания, которое сделало доступным для все большего числа людей значительное количество качественных текстов. Так произошло ускорение культурно-исторического процесса развития человечества. Сами печатные тексты, таким образом, стали материальными носителями, а наиболее выдающиеся из них и яркими образцами речевой деятельности, и как следствие, хранителями языка. Но записанный или зафиксированный текст сохраняет не только образцы речевой деятельности и структуры языковой системы, но и индивидуальность его автора (авторов) и особенность той ситуации, в которой этот текст был создан.

«За каждым текстом стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно каждый текст (как высказывание) является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан). Это то в нем, что имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории. По отношению к этому моменту все повторимое и воспроизводимое оказывается материалом и средством. Это в какой-то мере выходит за пределы лингвистики и филологии. Этот второй момент (полюс) присущ самому тексту, но раскрывается только в ситуации и в цепи текстов (в речевом общении данной области). Этот полюс связан не с элементами (повторимыми) системы языка (знаков), но с другими текстами (неповторимыми) особыми диалогическими (и диалектическими при отвлечении от автора) отношениями» (Там же).

Нам представляется, что эта пространная цитата вполне точно иллюстрирует наше общее понимание языка и речи, где текст есть то реальное, посредством которого происходит воплощение мысли и осуществляется акт общения. Это общее понимание будет нашим методологическим подспорьем в дальнейшем исследовании.

Языковая «реальность» в речи и тексте 13

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2013. Вып. 4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд., стер. М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004.

2. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. М., 1986.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Ч. 3, п. 2. Формирование понятия «язык» в истории европейской мысли. М., 1988.

4. Гумбольдт В., фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода // Звегинцев В.А. Хрестоматия по истории языкознания XIX - ХХ вв. в очерках и извлечениях. М., 1956.

5. Гумбольдт В., фон. Характер языка и характер народа // Язык и философия культуры. М., 1985.

6. Дэвидсон Д. Общение и конвенциональность // Философия. Логика. Язык. М., 1987.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. М., 1986.

Поступила в редакцию 13.11.13

A.K. Vaytukov

Linguistic "reality" in speech and in text

This article attempts to present the main points of the transition from a language system to a verbal act of communication and to show the necessary conditions that mediate language into speech output.

Keywords: language, speech, text, verbalization, linguistics, a philosophy, consciousness, thinking, understanding.

Вайтуков Александр Константинович, старший преподаватель

Vaytukov A.K., senior lecturer

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6

E-mail: Vaait@rambler.ru E-mail: Vaait@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.