точного материального стимулирования рисков. Предстоит разработать методики и нормативную базу включения нематериальных активов в акционерную собственность бизнес-структур.
На конференции поднимались самые разные проблемы теоретического и научно-практического плана. Так, канд. психол. наук Д.Р. Айрапетян (Ереванский госуниверситет) охарактеризовал на материалах эмпирического исследования эвристические ошибки принятия решений, исходя из данной Д. Канеманом классификации. Д-р психол. наук Г. Л. Бардиер (Невский институт языка и культуры) описала модульный принцип преподавания экономической психологии в высшей школе. Канд. техн. наук, доц. В.В. Евенко (Брянский государственный технический университет) затронул вопросы об институциональных и экономико-психологических параметрах оценки стоимости патентов, а также об оценке и управлении интеллектуальным капиталом. Канд. экон. наук Институидова (СПбГУЭФ) охарактеризовала экономико-психологические аспекты процесса реформирования жилищно-коммунальной сферы региона. А.Ю. Ломако (Белорусский государственный экономический университет) проанализировала соотношение экономико-психологических предпосылок и социально-правовых аспектов инновационной экономки.
В целом конференция продемонстрировала не только наличие высококачественных разработок в области экономической психологии, но и необходимость межпредметного диалога в ее рамках и настоятельную потребность в ее институционализации путем введения соответствующей специализации, образовательных стандартов и научно-исследовательских процедур, а также внедрения результатов исследований экономических психологов в широкую социальную практику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Старков Б.А. Становление высшего экономического образования в России: уроки ЛФЭИ-СПбГУЭФ // Известия СПбУЭФ. 2010. № 4 (64). С. 7-22.
2. Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития / под ред. А.Е. Карлика, Э.Х. Локшиной. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. Ч. 1. 120 с.; Ч. 2. 294 с.
А.Е. Карлик, доктор экономических наук, профессор, И.Е. Задорожнюк, доктор философских наук, профессор, В.В. Спасенников, доктор психологических наук, профессор, Э.Х. Локшина, кандидат экономических наук, доцент
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ
В работе Международной научно-практической конференции «Языковая личность в контексте времени», состоявшейся 26 ноября 2010 г. в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, приняли участие более 50 ученых-лингвистов из более чем 20 вузов России и стран дальнего зарубежья, а также молодые специалисты, аспиранты и студенты гуманитарного факультета СПбГУЭФ, являвшегося организатором конференции. С докладами на конференции выступили представители таких высших учебных заведений, как: Среднешведский университет (MidSweden University), Стокгольмский университет, СПбГУЭФ, СПбГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная медицинская академия постдипломного образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Белгородский государственный университет, Северный (Арктический) федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Государственный университет — Высшая школа экономики (Н. Новгород), Воронежский государственный университет, Иркутский государственный лингвистический университет, Северодвинский филиал Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, и других вузов России.
Конференция была посвящена двум знаменательным датам: 80-летнему юбилею СПбГУЭФ и юбилею замечательного российского лингвиста — доктора филологических наук, профессора Новеллы Александровны Кобриной, внесшей немалую лепту в становление и развитие гуманитарного факультета СПбГУЭФ. Как отметил в своем приветственном слове, открывая конференцию, проректор по научной работе СПбГУЭФ, д-р экон. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ А.Е. Карлик, многолетнее плодотворное сотрудничество профессора Н.А. Кобриной с гуманитарным факультетом СПбГУЭФ во многом предопределило формирование нового интересного научно-исследовательского коллектива в этом молодом динамично развивающемся структурном подразделении крупнейшего многопрофильного экономического вуза страны.
Декан гуманитарного факультета СПбГУЭФ, д-р филол. наук, проф. И.Б. Руберт в своем поздравительном адресе отметила заслуги Новеллы Александровны как перед отечественной лингвистической наукой, так и перед коллективом гуманитарного факультета СПбГУЭФ, многие преподаватели которого являются учениками Н.А. Кобриной. И.Б. Руберт также подчеркнула, что гуманитарный факультет сегодня занимает ведущие позиции в подготовке высококвалифицированных специалистов международного класса во многом благодаря привлечению к учебному процессу выдающихся ученых, таких как Новелла Александровна Кобрина. Значимость вклада Н.А. Кобриной в становление когнитивно-функционального направления в отечественной лингвистике и в формирование научной школы когнитивно-функциональной грамматики подчеркивалась многими участниками конференции, черпавшими из ее работ не только плодотворные идеи, но и вдохновение, и проводившими свои научные изыскания в русле разработанной Новеллой Александровной концепции. Ее ученики и последователи активно и плодотворно работают в ведущих вузах Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Белгорода, Воронежа, Иркутска, Нижнего Новгорода, Тамбова, Красноярска, Мурманска, Пскова, Великого Новгорода, Северодвинска, а также за пределами России.
Пленарное заседание открыл доклад одного из выдающихся учеников Н.А. Кобриной — д-ра филол. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ, проректора по научной работе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Президента Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, главного редактора журнала «Вопросы когнитивной лингвистики» Н. Н. Болдырева. Автор обратился к рассмотрению современных тенденций концептуального анализа в отечественной лингвистике. Проф. Н.Н. Болдырев убедительно доказал, что перспективы дальнейшего развития концептуального анализа должны быть связаны с поиском новых приемов и частных методов анализа, направленных на более глубокое проникновение в суть изучаемых явлений, а не с расширением тематических областей исследования. Н.Н. Болдырев также обратил внимание на необходимость дифференциации используемых приемов относительно простых и сложных форматов знания. Более подробному анализу в связи с этим были подвергнуты модусные категории, отнесенные автором к числу категориально -матричных форматов. В качестве материала для анализа были использованы оценочные категории и категорию отрицания.
Пленарное заседание продолжил доклад еще одной ученицы Н.А. Кобриной — д-ра филол. наук, доц. Т. А. Клепиковой (СПбГУЭФ), которая представила лингво-когнитивную категорию эпистемической бдительности (epistemic vigilance) с позиций интеракционального подхода к анализу фактов языка на материале русского и английского языков. Т. А. Клепикова показала взаимосвязь между становлением языковой личности и формированием метакогниции («теории сознания») как способности представлять содержание сознания другого субъекта, мыслить себя и других как отдельных когнитивных субъектов. Формирование языковой личности в процессе регулярных социальных интеракций и непосредственно успешность коммуникации в значительной степени зависят от когнитивного механизма контроля эпистемической валидности поступающей информации. Действие данного механизма отражается и в языке — как в грамматике, так и в лексико-фразеологической системе языка.
Анализируя проблему взаимообусловленности становления языковой личности и сознания, д-р филол. наук, проф. Е.Г. Хомякова (СПбГУ) основное внимание уделила идее В. фон Гумбольдта о языковом круге. Знаменитая концепция Гумбольдта как метафора барьера, ограничивающего познание человека, получила трактовку как метафора инструмента становления и дальнейшего совершенствования сознания, эгорефлексии, формирования языковой личности, познающей и оценивающей мир и культуру, частью которой она себя сознает.
Д-р филол. наук, проф. А.Д. Кривоносов (СПбГУЭФ) подробно проанализировал соотношение понятий «языковая личность» и «коммуникативная личность». Более подробно А.Д. Кривоносов остановился на текстах публичных коммуникаций, для которых проблема языковой/коммуникативной личности оказывается связанной с понятием авторства, и представил иллюстративный материал, раскрывающий особенности языковой личности в текстах публичных коммуникаций.
Пленарное заседание завершил доклад преподавателя из Швеции И. Фриск (Среднешведский университет), представившей результаты лингвопрагматического исследования корпусной базы данных, составленной на материале виртуального общения студентов, изучающих грамматику английского языка в дистанционном режиме.
Тематика секционных докладов отличалась разнообразием проблем и подходов, связанных с анализом языковой личности. Они были представлены на следующих секциях: секция I «Языковая личность как субъект когнитивно-коммуникативной деятельности в контексте культуры и технологических инноваций»; секция II «Актуальные проблемы грамматики: когнитивный и функциональный аспекты»; секция III «Актуальные проблемы лексической семантики и фоносемантики»; секция IV «Репрезентация языковой личности в тексте и дискурсе».
На секции «Языковая личность как субъект когнитивно-коммуникативной деятельности в контексте культуры и технологических инноваций» интересную дискуссию вызвал доклад д-ра филол. наук, проф. Л.И. Гришаевой (Воронежский государственный университет), в котором была предложена трактовка языковой личности в качестве когнитивно-дискурсивного инварианта, основанная на идее функционирования языка как средства познания и коммуникации, как одного из культурных кодов.
Большой интерес вызвал также представленный на секции доклад д-ра филол. наук О.В. Магировской (Сибирский федеральный университет, г. Красноярск), которая, исходя из трехуровневой структуры языковой личности, обосновала возможность разработки классифицирующей основы проявления человеческого фактора в языке.
В докладе о множественном субъекте эмоционального состояния д-р филол. наук, проф. О.Е. Филимонова (РГПУ им. А.И. Герцена) обратилась к особому случаю проявления рационализированных коллективных чувств, реализуемых в рамках фрейма ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ЮБИЛЕЕМ с точки зрения выявления общих чувств большой группы людей, поздравляющих с юбилеем выдающегося российского лингвиста проф. Н.А. Кобрину.
Д-р филол. наук Н.Н. Казыдуб (Иркутский государственный лингвистический университет) основное внимание обратила на особую значимость, которую приобретает умение языковой личности вести конструктивный диалог с представителями других культур.
Канд. филол. наук, проф. И.Г. Серова (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина) отметила важность социальных фактов и социальной когниции для формирования языковой личности, обратившись к анализу перформативных оснований выделения гендерных категорий.
Д-р филол. наук, проф. А.Л. Шарандин (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина), опираясь на структуру языковой личности, разработанную Ю.Н. Карауловым, и теорию прототипа Э. Рош, обосновал существование взаимосвязи между понятиями прототипа и языковой личности.
Некоторые стороны репрезентации языковой личности в тексте и дискурсе нашли свое отражение в докладе д-ра филол. наук, проф. В.В. Кабакчи (СПбГУЭФ), проанализировавшего возможность использования английского языка в качестве вторичного средства культурного самовыражения. Другие проявления языковой личности, а также проблемы формирования вторичной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам, проблемы отражения языковой личности в дискурсивной деятельности были проанализированы в докладах: канд. филол. наук, доц. А.В. Голоднова (Выборгский филиал Российского государственного педагогического университета), рассмотревшего коммуникативную стратегию как единицу анализа дискурса; канд. филол. наук, доц. Н.И. Налетовой (СПбГУЭФ), говорившей о Человеке лгущем как о языковой личности; канд. филол. наук, доц. Т.Н. Ивановой (Санкт-Петербургская государственная медицинская академия постдипломного образования), описывавшей языковую личность в пространстве конфликтного дискурса; канд. пед. наук И.В. Нужа (Государственный университет — Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский филиал), в фокусе внимания которой было формирование языковой личности в процессе обучения языку как специальности; Т.Р. Кузьминой (СПбГУЭФ), обратившей внимание на межкультурную коммуникацию как фактор формирования вторичной языковой личности; канд. филол. наук, доц. Е.А. Бахмутовой (г. Архангельск), рассмотревшей такие грани языковой личности, как перспективизация и эмпатия; канд. филол. наук Е.М. Чухарева-Худилайнен (Региональный центр информатизации Главного управления Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по Архангельской области), представившего в своем докладе данные по результатам анализа спонтанной речи, подтверждающие теорию проф. А. А. Худякова, также ученика Н. А. Кобриной, о динамике семиозиса; канд. пед. наук, доц. Н.А. Барановой (Северодвинский филиал Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова); канд. филол. наук, доц. Ж.В. Никоновой (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова); канд. филол. наук, доц. В.В. Сдобникова (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, член Союза переводчиков России); Е.В. Зайцевой (Воронежский государственный университет) и др.
В ряде сообщений была продолжена тема модусных категорий, затронутая в пленарном докладе Н.Н. Болдырева и неоднократно поднимавшаяся Н.А. Кобриной. А.К. Фефилова и Т. А. Клепикова (СПбГУЭФ) предложили расширить представление о модусных категориях за счет включения в их состав категории логофо-ричности, канд. филол. наук, доц. О.А. Кобрина (РГПУ им. А.И. Герцена) проанализировала средства выражения когнитивно-коммуникативной категории модуса.
Некоторые из обсуждаемых проблем были освещены на материале истории английского языка. В частности, д-р филол. наук, проф. И.Б. Руберт (СПбГУЭФ) проследила особенности развития категории связности на примере древнеанглийских текстов. На материале ранненовоанглийских текстов д-р филол. наук, проф. Т.П. Третьяковой (СПбГУ) была проанализирована семантика формул речевого этикета, а канд. филол. наук, доц. Е. А. Нильсен (СПбГУЭФ) продемонстрировала возможности метафорического моделирования на примере исследования структуры концепта ВРЕМЯ в древнеанглийском языке.
Особый интерес вызвала секция, посвященная когнитивным и функциональным аспектам грамматики, исследованию которых Н. А. Кобрина посвятила основную часть своей научной деятельности. В сообщениях, прозвучавших на заседаниях секции, получили развитие многие идеи Н.А. Кобриной. В докладе д-ра филол. наук, доц. Н. А. Бесединой (Белгородский государственный университет) были сформулированы основные принципы строения морфологических категорий с позиций когнитивного подхода. Д-р филол. наук, проф. Л. А. Фурс (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина) обосновала применение принципа информационного мониторинга в синтаксисе. В докладе канд. филол. наук Е.С. Кокановой (Северный (Арктический) федераль-
ный университет) детальному анализу были подвергнуты также вариативность способов образования степеней сравнения английских бисиллабических прилагательных. Роль перекатегоризации в формировании среднезало-гового значения английского глагола была освещена в докладе М.А. Мартынова (СПбГУЭФ); аналитические и синтетические комплексы в германских языках рассмотрены канд. филол. наук Н.К. Генидзе (СПбГУЭФ); сравнительно-типологический аспект категории вида в русском и английском языках проанализирован Е.Б. Авраменко (Северодвинский филиал Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова).
Заседание секции III было посвящено обсуждению актуальных проблем лексической семантики. Д-р филол. наук, проф. Л.В. Бабина (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина) детально осветила действие процесса концептуальной деривации, обеспечивающего когнитивные основы словообразования. Д-р фи-лол. наук, проф. В.Б. Гольдберг (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина) акцентировала внимание на когнитивном аспекте образного сравнения, находящегося на пересечении координат, отражающих направление познания и способ познания. В докладе д-ра филол. наук, проф. Л.А. Манерко (МГУ им. М.В. Ломоносова) подробному сопоставительному анализу была подвергнута вариативность в понимании термина «когнитивная карта» в когнитивных науках и терминоведении. В докладе канд. филол. наук, доц. Р. А. Ивановой (Государственный университет — Высшая школа экономики, г. Н. Новгород) были представлены интересные материалы и выводы, касающиеся особенностей лексики специальных языков.
Прошедшая конференция убедительно подтвердила огромный интерес к заявленной проблематике. Несмотря на то, что в той или иной ипостаси языковая личность присутствовала в лингвистических штудиях во все времена, появившееся в обиходе научного лингвистического анализа понятие «языковая личность» и его терминологизация относятся к недавнему времени. Антропологическая парадигма современной лингвистики выносит понятие языковой личности в фокус исследований языка и речи. При этом такого рода фокусировка ни в коей мере не свидетельствует о сужении сферы исследований. Наоборот, мир человека, раскрывающийся через язык, через призму языковой личности оказывается во много раз более многогранным и воистину неисчерпаемым, как неисчерпаемо познание человека. И сегодня лингвисты пытаются ответить на множество вопросов, так или иначе связанных с данной аксиомой.
Огромный вклад в разработку этих проблем внесла профессор Н.А. Кобрина. Ее единомышленники, принявшие участие в Международной научно-практической конференции «Языковая личность в контексте времени», во многом развивают идеи Новеллы Александровны Кобриной в рамках актуальной проблематики современной лингвистики, исследующей закономерности взаимодействия когниции и коммуникации, специфику формирования, становления и функционирования языковой личности.
А.Е. Карлик, доктор экономических наук, профессор, И.Б. Руберт, доктор филологических наук, профессор, Т.А. Клепикова, доктор филологических наук, доцент, Е.А. Нильсен, кандидат филологических наук, доцент