Научная статья на тему 'Языковая личность С. Есенина сквозь призму концептуального пространства русской деревни'

Языковая личность С. Есенина сквозь призму концептуального пространства русской деревни Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
709
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТОСФЕРА / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ КАРТИНА МИРА / ЛИРИКА С. ЕСЕНИНА / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНЦЕПТ "ДЕРЕВНЯ"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дронсейка Р.П.

Статья посвящена исследованию концептуально-языковых элементов образа русской деревни с позиции отражения в них языковой картины мира автора. В работе анализируются средства языка поэта, позволяющие охарактеризовать индивидуально-авторскую картину мира С. Есенина. Предметом исследования является специфика формирования концептуально-языкового пространства русской деревни в аспекте преломления в нем личности писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LINGUISTIC PERSONALITY OF SERGEY YESENIN TROUGH THE PRISM OF CONCEPTUAL SPACE OF THE RUSSIAN VILLAGE

The article is devoted to the research on conceptual and linguistic elements of the image of the Russian village from the perspective of reflection of the author's picture of the world in them. The article analyzes the poet's linguistic means allowing us to characterize the individual and author's picture of the world of S. Yesenin. The subject of research is the specific features of formation of conceptual and linguistic space of the Russian village in aspect of refraction of the writer's identity in it.

Текст научной работы на тему «Языковая личность С. Есенина сквозь призму концептуального пространства русской деревни»

5. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. М., 2002. 130 с.

6. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М.: ИНФА, 2006. 97 с.

7. Самохина Т. С. Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств. М.: Р. Валент, 2005. 216 с.

8. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2005. 494 с.

9. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 1999. 432 с.

10. Василик М. А. Основы теории коммуникаций / под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2003. 615 с.

© Болатбаева А. Т., 2016

УДК 811.161

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ С. ЕСЕНИНА СКВОЗЬ ПРИЗМУ

КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

Статья посвящена исследованию концептуально-языковых элементов образа русской деревни с позиции отражения в них языковой картины мира автора. В работе анализируются средства языка поэта, позволяющие охарактеризовать индивидуально-авторскую картину мира С. Есенина. Предметом исследования является специфика формирования концептуально-языкового пространства русской деревни в аспекте преломления в нем личности писателя.

Ключевые слова: концептосфера, индивидуально-авторская картина мира, лирика С. Есенина, языковая личность, концепт «деревня».

P. n. flpoHceuKa R. P. Dronseika

THE LINGUISTIC PERSONALITY OF SERGEY YESENIN TROUGH THE PRISM OF CONCEPTUAL SPACE OF THE RUSSIAN VILLAGE

The article is devoted to the research on conceptual and linguistic elements of the image of the Russian village from the perspective of reflection of the author's picture of the world in them. The article analyzes the poet's linguistic means allowing us to characterize the individual and author's picture of the world of S. Yesenin. The subject of research is the specific features of formation of conceptual and linguistic space of the Russian village in aspect of refraction of the writer's identity in it.

Keywords: sphere of concepts, individual and author's picture of the world, lyrics of S.Yesenin, linguistic personality, concept "village".

Исследование концептуально-языкового пространства русской деревни в лирике С. Есенина основано на изучении когнитивно-языковой специфики выражения авторской картины мира посредством создания в стихотворениях ключевых образов-концептов, составляющих целостную картину русской деревни, а также на характеристике данных концептов в аспекте репрезентации ими языковой личности поэта.

Актуальность данного исследования обусловлена переходом лингвистики к изучению отражения в языке сознания и мышления человека, особенностей его мировидения. Проблему представляет исследование вопроса о специфике репрезентации индивидуально-авторского мировосприятия посредством языковой концептуализации окружающей действительности.

Все выявленные концепты, формирующие образ русской деревни, исследуются сквозь призму языковой личности поэта. Данная работа является попыткой исследовать концептуально-языковые особенности лирики С. Есенина, воплощающие его идеи, чувства, настроения. Хотя творчество С. Есенина изучено достаточно хорошо, но до сих пор среди есениноведов ведутся споры по тем или иным особенностям его творчества. Работы, посвященные творчеству С. Есенина, касаются в основном тематики его про-

изведений, их нравственного и философского содержания. В данной работе лингвистический анализ творчества поэта направлен на выявление специфики концептуально-языковой репрезентации образа русской деревни с учетом ее составляющих - системы когнитивных компонентов.

Цель работы - рассмотреть концептуально-языковые элементы образа русской деревни с позиции отражения в них языковой картины мира автора.

В исследовании системы концептов в лирике С. Есенина ключевым является понятие языковой картины мира, исторически сложившейся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженной в языке совокупности представлений о мире, определенного способа концептуализации действительности.

Языковая картина мира отображает обиходно-эмпирический, культурный или исторический опыт некоторого языкового коллектива. Она представляет собой центральное понятие концепции человека, выражает специфику его существования.

Языковая картина мира является базовым понятием при рассмотрении концептуальных средств в художественных текстах, в частности, в творчестве С. Есенина.

Содержание концепта исследуется в рамках когнитивной лингвистики, выделяющей в сфере своих интересов

такие понятия, как «образ мира», «языковое сознание», «языковая личность» и др.

Таким образом, концепт - это единица коллективного знания / сознания, имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой. Единственным условием терминологизации лексемы «концепт» является потребность в этнокультурной авторизации семантических единиц, соотнесении их с языковой личностью, являющейся носителем национального менталитета.

Языковая личность, в свою очередь, представляет собой совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:

а) степенью структурно-языковой сложности,

б) глубиной и точностью отражения действительности,

в) определенной целевой направленностью.

При создании речевых произведений языковая личность широко использует образные средства языка. Образность по своей природе неоднородна, поскольку в ней объединены свойства языковой картины мира и языковой личности.

Исследуемые в данной работе средства создания образности рассматриваются нами в качестве элементов, формирующих когнитивное пространство русской деревни в творчестве С. Есенина. Их подбор детерминирован типом языковой личности, репрезентирующей таким образом индивидуально-авторскую коммуникативную стратегию.

Таким образом, средства языковой образности, выступая в качестве компонентов общего когнитивного фонда автора, конденсируют как индивидуальные, так и социальные специфические черты речевого поведения личности.

В речевом поведении личности реализуется прежде всего ее языковое сознание. В языковом сознании проявляются те коммуникативные установки индивидуума, которые определяются ситуацией общения, его языковым и культурным статусом, социальной принадлежностью, полом, возрастом, психическим типом, мировоззрением, особенностями биографии и другими константными и переменными параметрами личности [1].

Рассмотрение модели языковой личности С. Есенина в аспекте участия в ее построении концептуально-языковых средств целесообразно начать с репрезентации трехуровневой структуры языковой личности, предложенной Ю. Н. Ка-рауловым, каждый из уровней которой представляет определенный этап в подготовке реализации замысла автора.

Нулевой уровень - структурно-семантический, отражающий личностное преломление «владения обыденным языком» [2, с. 37], предполагает знание и использование поэтом средств национального русского языка со стандартным набором «вербально-семантических ассоциаций» [2, с. 39]. В частности, в рамках данного уровня рассматривается наличие в тезаурусе поэта специфических фонетических, лексических, грамматических языковых средств, а также их функционирование в пределах более крупных языковых единиц. Именно тезаурус, по мнению исследователей, является одним из способов представления языкового сознания личности.

Так, в частности, вербально-семантический уровень личности С. Есенина включает в себя все средства фоники, лексики и грамматики, весь арсенал средств, которые он использует для создания лирических произведений. Дан-

ный уровень включает концепты в их языковом проявлении, которые присутствуют в сознании автора.

Следующий уровень (первый) - лингво-когнитивный, компоненты которого рассматриваются в аспекте формирования базовой, инвариантной части национальной картины мира. Исследуемые нами языковые единицы представляют собой средства создания когнитивных моделей, отражающих «стереотипные жизненные ситуации разного рода», возникновение которых обусловлено субъективным опытом поэта.

Возможность переработки сознанием компонентов ситуации в когнитивное представление о них детерминирована оценочно-образным потенциалом используемых языковых средств.

Так, лингво-когнитивный уровень личности поэта представлен системой концептов и языковыми средствами, при помощи которых эти концепты создаются автором.

Концепт «природа» в лирике С. Есенина реализуется с помощью отглагольных существительных; качественных прилагательных с цветовой характеристикой, которые являются основой создания эпитетов. Природа для него - живое существо, с которым он разговаривает (поэтому в его стихотворениях частотны обращения к деревьям, животным, лугам, земле и т. д.), поддерживает духовную связь (что находит отражение в частом использовании олицетворений, многие из которых взяты поэтом из народной поэзии). Для создания данного концепта характерно использование специфичных метафор. Их особенность в том, что поэт уподобляет природу природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных средств. Также частотно использование средств фоники (ассонанса и аллитерации) при создании картин природы.

Мир животных и растений у С. Есенина, как правило, антропоморфен, в этом мире можно «как жену чужую, целовать березку», чувствовать родственную близость к лошади, собаке или корове. В анималистических мотивах, которые занимают в поэзии С. Есенина значительное место, также проявляется тотемизм. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с ними сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения.

Концепт «дом» в лирических произведениях поэта реализуется в нескольких аспектах: с помощью ключевых лексем, позволяющих описать внутреннее убранство дома (крыша, окно, горница, печь, домашняя утварь и т. д.) и внешнее пространство рядом с домом (сад, огород, двор, ворота, калитка).

Характерной особенностью создания данного концепта является использование диалектных слов для описания различных предметов домашней утвари, предметов повседневного обихода и строений. Наиболее многочисленны группы собственно-лексических диалектизмов, придающих особую выразительность и неповторимость поэтическим произведениям.

Обязательным составляющим концепта «дом» в лирике С. Есенина является образ матери, которая является хозяйкой домашнего очага, заботится о членах своей семьи, о домашних животных, устраивает быт всего дома. Поэт использует различные средства выразительности на

52

Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)

всех уровнях языка, чтобы создать целостный образ самого дорогого и любимого для него человека.

Характерно при реализации данного концепта использование фонетических средств (аллитерации шипящих звуков и глухих согласных) и обращения к матери с помощью эпитетов и сравнений. Специфические эпитеты помогают поэту при создании образа постаревшей матери: «старая», «престарелая», «терпеливая», «родная», «милая», «нежная», «одряхлевшая» и др. Кроме того, широко используются словообразовательные средства, в частности уменьшительно-ласкательные суффиксы (старушка), а также личные местоимения в рамках обращений: «о моя терпеливая мать», «моя одряхлевшая мать», «ты жива еще, моя старушка». Образ матери в лирике поэта - это обобщенный образ русской женщины.

Концепт «дом» вписывается в концептосферу «деревня». Деревня по отношению к дому представляет внешнее пространство: все, что находится за пределами дома и прилегающего к нему двора (улица, дорога, церковь, кузница, мельница, кладбище и др.). Концепт «деревня» в лирических произведениях поэта представлен в двух вариантах: родная деревня поэта и обобщенный образ деревни, которая символизирует для него Родину, Русь (деревенская Русь).

Во многих стихотворениях поэта дается описание его родного села: реальные элементы пейзажа, но без называния имен собственных. Обычно родную деревню он называет «краем». В рамках данного концепта прорисованы картины крестьянского быта и образы односельчан поэта (показательно частотное употребление собственно-лексических диалектизмов).

Деревня для С. Есенина - своеобразный микрокосм, который ассоциируется со всей Россией. Данный концепт реализуется посредством пейзажных картин, типичных для любого уголка России, создания образа народа (деда, простой русской женщины и т. п.), крестьянского труда и праздников.

Здесь необходимо указать на тесную взаимосвязь данного уровня языковой личности в аспекте представления доминантных национально-культурных проекций со вторым (Ю. Н. Караулов), мотивационным уровнем, включающим выявление и характеристику мотивов и целей, движущих развитием, поведением личности, управляющих ее текстоп-роизводством, и, следовательно, определяющим «иерархию смыслов и ценностей в ее языковой модели мира» [2, с. 37].

«... Каждая конкретная языковая личность начинается с когнитивного и затем прагматического уровней, поскольку именно там она неповторима в своем проявлении.» [3, с. 13].

Мотивационный уровень языковой личности С. Есенина включает в себя чувства, мысли, которыми руководствовался поэт при создании описанных выше образов-концептов.

Так, при описании природы автор стремится передать гармонию, духовную чистоту деревенской жизни. Животные, являясь обязательной частью бытового пространства человека, предстают в поэзии С. Есенина как средство осмысления духовной жизни человека. Рисуя образы животных, он пытается передать те качества, которые он хотел бы видеть в людях (верность, преданность, бескорыстие и т. п.).

Единство есенинского мира заключается в одушевленности всего сущего: у него природа очеловечивается, а человек «оприроднивается».

В соответствии с народным мифопоэтическим мышлением С. Есенин устанавливает родство, единство живой и неживой природы, материального и духовного.

Создавая образ дома, поэт рисует не городские многоэтажные строения, а всегда маленький уютный сельский домик, в котором каждого человека ждет его мать. Данный концепт помогает поэту передать атмосферу деревенской жизни со всеми ее составляющими. Именно деревня, а не город, олицетворяет для него родину. Он называл себя «поэтом бревенчатой избы».

Специфика концептов определяет и специфику языковых средств. Отсюда специфичность есенинской метафоры (анималистической и антропоморфной при описании природы, бытовой - при описании быта), олицетворений, сравнений. Для всего есенинского творчества и его образного мира в частности характерно восприятие деревни не только как микрокосма, но и как своеобразного символа всей России. Деревня для поэта есть родина. Именно в деревне, по мнению автора, человек способен обрести подлинный смысл своего существования. Но в то же время он понимает, что время деревни уходит. Именно эти мысли определили подбор системы концептов в его творчестве. Каждый образ, создаваемый поэтом, способствует репрезентации его мироощущения посредством семантики используемых им языковых средств. В этом направлении особую смысловую нагрузку получают изобразительно-выразительные средства.

Таким образом, языковая личность Сергея Есенина неоднородна. Если, с одной стороны, система концептов, относящихся к деревенскому пространству, рассматривается им в ракурсе человеческих взаимоотношений, то, с другой стороны, душа поэта «болит» за судьбу своей родины, России, деревни. Именно эти два аспекта его творчества превалируют при описании деревни в совокупности формирующих ее концептуальных образований.

Все описанные выше языковые средства, а также средства образности, формирующие концептуальную основу исследуемых художественных текстов, аккумулируют мироощущение поэта. Однако определение данных языковых единиц как репрезентантов коммуникативных стратегий автора возможно при рассмотрении их на уровне анализа мотивов и целей, движущих речевым поведением личности, управляющих ее текстопроизводством. Данная связь лингво-когнитивного и мотивационного уровней языковой личности, апеллируя к общенациональному когнитивно-культурному фонду русского народа, выстраивает «иерархию смыслов и ценностей» в языковой модели мира Сергея Есенина.

1. Никитина С. Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 34-40.

2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 5-е изд. М.: КомКнига, 2006. 261 с.

3. Ейгер Г. В., Раппорт И. А. Язык и личность: учеб. пособие. Киев, 1991. 263 с.

© Дронсейка Р. П., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.