Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ формирования духовной личности'

ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ формирования духовной личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
384
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
язык / мышление / духовная личность / экология речи / литературный язык / language / thinking / spiritual personality / speech ecology / literary language

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — С М. Заяц, В В. Козырин

В статье прослеживается глубокая взаимосвязь языковой культуры общества и личности; показан процесс взаимодействия личности и языковой культуры; раскрывается значение языка, его коммуникативная функция, способствующая формированию духовной личности; выявлена необходимость экологической составляющей русского литературного языка в системе народного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE CULTURE AS A WAY OF SPIRITUAL PERSONALITY FORMING

The article traces the deep relationship of the linguistic culture of society and the individual; it shows the process of interaction between the personality and the linguistic culture; it reveals the meaning of the language, its communicative function, contributing to the formation of a spiritual personality; it shows the need for an environmental component of the Russian literary language in the system of public education.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ формирования духовной личности»

филологические науки

удк 82.1

С.М. Заяц1, В.В. Козырин2

1 Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Тирасполь;

2 Первомайская СОШ №1, пгт. Первомайск

языковая культура как способ формирования духовной личности

Аннотация. В статье прослеживается глубокая взаимосвязь языковой культуры общества и личности; показан процесс взаимодействия личности и языковой культуры; раскрывается значение языка, его коммуникативная функция, способствующая формированию духовной личности; выявлена необходимость экологической составляющей русского литературного языка в системе народного просвещения.

Ключевые слова: язык, мышление, духовная личность, экология речи, литературный язык.

S.M. Zayats1, V.V. Kozyrin2 1Transdniestrian State University of T.G. Shevchenko, Tiraspol;

2Pervomayskaya General Education School Nr. 1, Pervomaysk

language culture as a way of spiritual personality forming

Abstract. The article traces the deep relationship of the linguistic culture of society and the individual; it shows the process of interaction between the personality and the linguistic culture; it reveals the meaning of the language, its communicative function, contributing to the formation of a spiritual personality; it shows the need for an environmental component of the Russian literary language in the system of public education.

Key words: language, thinking, spiritual personality, speech ecology, literary language.

Известно, что язык тесно связан с мышлением, а значит, и с формированием человеческой личности. С древних времен человек осознавал себя частью единого культурного кода, естественно связанного с коммуникативной функцией языка. Вступая в полилог с Богом, природой, животным миром и себе подобным, человек формировал культуру общения, вырабатывал этические и эстетические правила, по которым следовало осуществлять свою деятельность. Эта деятельность тесно связана с народной культурой. Показательно утверждение Ф. Достоевского, что «язык - это народ», т. е. вся наша историческая память вбирается в сознание, в культурно-истори-

ческую традицию, в которой формируется человек как духовная личность. Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира. Эта мысль А. Камю абсолютно точно передает одну из важнейших функций языка. Совершенно естественно возникает потребность в изучении языка и языковой культуры, влияние которых на уровни сознания бесспорно.

В культурологической литературе значение языка чаще всего оценивается как:

- зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;

- кладовая, копилка культуры, так как все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные народом, хранятся в его языковой системе - фольклоре, книгах, в устной и письменной речи;

- носитель культуры, поскольку именно с помощью языка она передается из поколения в поколение. Дети в процессе познания, овладевая родным языком, вместе с ним осваивают обобщенный опыт предшествующих поколений;

- инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.

Кроме того, язык:

- облегчает адаптацию человека в условиях окружающей среды;

- помогает правильно оценить объекты, явления и их соотношение, способствует идентификации объектов окружающего мира, их классификации и упорядочению сведений о нем;

- способствует организации и координации человеческой деятельности.

Таким образом, роль языка является фундаментальной для человеческой деятельности. Язык и языковая культура, являясь частью культурно-исторической традиции, представляет собой уникальный феномен, регламентирующий и результирующий деятельность человека и общества.

Надо сказать, что следует различать языковую культуру общества и языковую культуру личности.

Языковая культура общества, как считает профессор В.И. Аннушкин, решает практические задачи: ее цель - благоустройство общественной, производственной и бытовой жизни человека. Культура предполагает сохранение всего ценного в нравственном, образовательном, эстетическом аспектах нашего бытия [1, с. 96].

Языковая культура личности - это обусловленный языковой культурой общества характер

поступательного языкового развития личности. При этом реализация свобод, прав и обязанностей личности находится в существенной зависимости от ее языковой активности, детерминирующей определенный уровень языковой культуры. Языковая культура личности проявляется в совокупности представлений, взглядов, чувств индивида, выражающего свое нравственное и идеологическое отношение к языку. По нашему определению, языковая культура личности - это качество использования средств и возможностей языка, обусловливающее эффективное функционирование человека в обществе, его духовное и культурологическое становление.

Что же необходимо, чтобы формирование духовной личности происходило последовательно, логично и без духовных искривлений, которые, к сожалению, являются сопутствующими в системе эволюционных и революционных отношений личности и общества?

В первую очередь, следует выстроить систему нравственных и идеологических координат. Языковая культура сама по себе ценностная, но аксиологическая шкала должна быть ясно прописана и встроена в систему народного образования, где и происходит формирование личности как носителя языковой культуры. Необходимо выработать систему мер по сохранению экологической чистоты литературного языка.

Совершенно естественно, что нас волнует сохранение русского литературного языка, его этимологической составляющей, культурной традиции общения. Безусловно, необходимо усилить изучение русского языка в его историческом развитии. Необходимо уже в начальной школе знакомить учащихся со старославянским и древнерусским языками. Еще профессор С. Аверинцев говорил о святости славянского языка, его удивительной точности, емкости, ясности выражения и практически полном отсутствии нецензурной лексики. Славянский язык был настроен на мелодику общения с Богом, и сквернобесная речь была неуместна, не вписывалась в систему нравственных координат языковой культуры древних славян. Особенно экологическая составляющая языка усилилась после принятия древними русичами крещения в 988 году. Фундаментом языковой культуры стала христианская система ценностей, т. е. речь стала идеологическим инструментом, формирующим сознание. Языковая культура стала играть важнейшую роль в формировании человека как духовной личности. Использование языка становилось социально ответственным. Общение человека с Богом, человека с человеком и природой несет в себе не только коммуникативную функцию, но и нравственную. Носитель языковой культуры совершал ежеминутно нравственный и идеологический выбор. И там, где выбор совершался не в пользу христианской традиции, ставшей основой народной нравственности, происходило искривление языковой культуры, духовная 6

ушибленность и ущербность поражала народную душу. Язык становился неполноценным, обеднялась его образная система и метафорическая составляющая. Именно в века духовного оскудения в русской речи появляются так называемые матерные слова. Нецензурная лексика проникает не просто в сознание, но поражает народную душу. Матом с Богом уже не поговоришь. Конечно, Церковь боролась за душу народа. И тогда искривленная речь уходила в смеховую культуру, в пословицы и поговорки. Некоторые исследователи подают это явление как обогащение русского языка новыми элементами. Но есть ли от этого польза языковой культуре, призванной формировать духовную личность? Ответ очевиден. Сознание, пораженное сквернословием, бедно по содержанию, отсутствует красота высказывания, теряется норма, вне которой невозможно логическое построение речи. Так называемая краткость нецензурной речи говорит не о таланте говорящего, а о его скудоумии, неумении высказать ясно и четко мысль. Собственно, и мысли у такового говоруна весьма хаотичны, не способны определить нравственную шкалу ценностей. Если такое явление происходит в индивидуальном порядке, то языковой культуре общества опасаться нечего, но, к сожалению, сегодня можем констатировать, что искажение речи приняло массовый характер. Говорить красиво стало не модно, мы все более и более уходим от классической традиции. В системе просвещения заводится разговор об отмене в школьной программе по литературе ее классиков, предлагают откровенных графоманов и современных новомодных писателей, говорящих не о созидании культуры, а о ее разрушении. В таких условиях сформировать духовную личность, способную к самоорганизации и узнаванию культурно-исторической традиции собственного народа, весьма сложно.

В сложившихся условиях необходимо следовать классической традиции, еще более внедрять в сознание русского школьника произведение А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, Ф. Достоевского и других классиков нашей литературы. Именно они сформировали наш литературный язык, подняли уровень нашего самосознания на небывалую высоту.

Вспомним, что если бы не было Пушкина, то не появился бы Тютчев и Фет, Блок и Есенин, которых можно считать продолжателями русской классической традиции. Это фундамент, на котором стоит языковая культура.

Даже в страшные революционные годы, когда казалось, что русская культура погибнет под обломками русской государственности, именно тогда язык и русская литература сумели сохранить народное самосознание, дать нравственные ориентиры, определить спасительные пути и фактически воссоздать русское государство.

Надо признать, что государство в лице руководителей понимало значение языковой культу-

ры. Показательно, что Сталин занимался вопросами языкознания. Он прекрасно осознавал роль языка в формировании личности.

И сегодня государственная политика должна целенаправленно выстроить нравственно-идеологический путь, способствующий формированию языковой культуры, потому что вне культуры - нет личности.

Таким образом, языковая культура играет важнейшую роль в духовном становлении личности, которая является фундаментом любого человеческого общества, любой культурно-исторической традиции. Без этого невозможно выработать наш русский идеал, совершить нравственный выбор.

Список литературы

1 Аннушкин В. И. Русская риторика. Исторический аспект. - Москва : Высш. шк, 2003. - С. 181.

2 Гальперин В. М, Игнатьев С. М, Моргунов В. И. Микроэкономика : в 3-т.: учебник /ред. В. М. Гальперин. -Москва : Омега-Л; Санкт-Петербург : Экономикус, 2010. -Т. 3 : Сборник задач : учебное пособие. - 2010. - С. 171.

3 Ширяев Е. Н. Что такое культура речи. - Москва : Наука, 1995.

References

1 Annushkin V. I. Russkaya ritorika. Istoricheskiy aspekt. M.: Vyssh. shk., 2003. - S. 181.

2 Gal'perin V. M. Mikroekonomika [Tekst]: v 3-kh tomakh: uchebnik / V. M. Gal'perin, S. M. Ignat'yev, V. I. Morgunov; red. V. M. Gal'perin. - Moskva: Omega-L; Sankt-Peterburg: Ekonomikus, 2010 - T. 3: Sbornik zadach: uchebnoye posobiye. -2010. - S. 171.

3 Shiryayev E. N. Chto takoye kul'tura rechi. M.: Nauka, 1995.

УДК 80(08)

Е.Р. Ратушная, А.В. Уткина

Курганский государственный университет,

Курган

модальные фразеологизмы субкатегории эмоционального отношения в творчестве ф.м. достоевского

Аннотация. В статье проанализирована семантика модальных фразеологизмов, выражающих значение эмоционального отношения, в романах Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», «<Идиот», «Преступление и наказание». Выделены семантические группы модальных фразеологизмов, охарактеризованы их семантико-стилистические особенности. Статья насыщена большим количеством иллюстративного материала.

Ключевые слова: модальный фразеологизм, модальность, семантика, фразеологическая единица, семантическая субкатегория.

E.R. Ratushnаyа, A.V. Шкта Kurgan state University, Kurgan

modal idioms of a subcategory of the emotional relations in the works of f. m. dostoevsky

Abstract. The article analyzes the semantics of modal phraseological units expressing the meaning of the emotional relationship in the novels of Dostoevsky "The Karamazovs' Brothers ", "Idiot", "Crime and punishment". The semantic groups of modal phraseological units are distinguished, their semantic and stylistic features are characterized. The article is full of a lot of illustrative material.

Key words: modal phraseology, modality, semantics, phraseological unit, semantic sub-category.

Модальные фразеологизмы являются одним из важнейших средств оформления категории модальности в русском языке.

Модальность - это функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого [6].

В.В. Виноградов в работе «О категории модальности и модальных словах в русском языке» определяет категорию модальности следующим образом: «Любое целостное выражение мысли, чувства, побуждения, отражая действительность в той или иной форме высказывания, облекается в одну из существующих в данной системе языка интонационных схем предложения и выражает одно из тех синтаксических значений, которые в своей совокупности образуют категорию модальности» [1]. Также он отмечает, что «в современном русском языке категория модальности передается разными средствами, при этом различия в способах выражения этой категории отчасти связаны с внутренними различиями в самих ее синтаксико-семантических функциях, в ее функционально-синтаксическом существе» [1].

Одним из ярких средств выражения категории модальности в русском языке служат модальные фразеологизмы, которые были глубоко проанализированы в монографии Ж.З. Мительской. По ее мнению модальные фразеологизмы - это один из многочисленных и активно пополняющихся классов во фразеологии. Модальные фразеологические единицы неизменяемы, обычно лишены морфологических признаков и не могут сочетаться с другими словами в контексте, выполняя в предложении функцию вводных слов (конструкций). Как и вводные слова, фразеологизмы являются средством выражения отношения говорящего к высказанной мысли, средством выражения его оценки действий, событий, состояний и т. д. [8].

Как показало проведенное нами исследование, модальные фразеологизмы в творчестве

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.