Научная статья на тему 'Языковая экспликация концептов "искусственный интеллект" и "мораль" в современных российских СМИ (функционально-семантический аспект)'

Языковая экспликация концептов "искусственный интеллект" и "мораль" в современных российских СМИ (функционально-семантический аспект) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
338
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ARTIFICIAL INTELLIGENCE / MORAL / CONCEPT / SEMANTICS / FUNCTION / MODERN RUSSIAN MASS MEDIA / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МОРАЛЬ / КОНЦЕПТ / СЕМАНТИКА / ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ СМИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аруноаст Парит

Данная статья посвящена вопросу семантики и функционирования концептов «искусственный интеллект» и «мораль» в дискурсе современных российских СМИ. Особое внимание уделяется изучению контекстуального значения указанных лексем. Представлен анализ семантики и функционирования из «Национального корпуса русского языка» и «Google News». Поднимается вопрос о представлении анализа особенностей языковой экспликации концептов «искусственный интеллект» и «мораль» в функционально-семантическом аспекте. Доказано, что концепты «искусственный интеллект» и «мораль» связаны между собой и считаются актуальным вопросом в понимании индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE EXPLICATION OF THE CONCEPTS OF “ARTIFICIAL INTELLIGENCE” AND “MORALITY” IN THE MODERN RUSSIAN MEDIA (FUNCTIONAL AND SEMANTIC ASPECT)

The article focuses on the semantic and functional topic of concepts “artificial Intelligence” and “moral” on modern Russian mass media discourse. Special emphasis has been placed on the study of contextual meaning of these lexemes. Semantic and functional analysis from “National corpus of Russian language” and “Google News” is represented. The representation topic of language explication special feature of concepts “artificial Intelligence” and “moral” in functional-semantic aspect is raised. It has been proven that concepts “artificial Intelligence” and “moral” related to each other and are considered as the up-to-date topic in understanding of people.

Текст научной работы на тему «Языковая экспликация концептов "искусственный интеллект" и "мораль" в современных российских СМИ (функционально-семантический аспект)»

Аруноаст Парит, аспирант каф. русского языка как иностранного и методики его преподавания, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, E-mail: hutlism@gmail.com

ЯЗЫКОВАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ КОНЦЕПТОВ «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» И «МОРАЛЬ» В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ (ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Данная статья посвящена вопросу семантики и функционирования концептов «искусственный интеллект» и «мораль» в дискурсе современных российских СМИ. Особое внимание уделяется изучению контекстуального значения указанных лексем. Представлен анализ семантики и функционирования из «Национального корпуса русского языка» и «Google News». Поднимается вопрос о представлении анализа особенностей языковой экспликации концептов «искусственный интеллект» и «мораль» в функционально-семантическом аспекте. Доказано, что концепты «искусственный интеллект» и «мораль» связаны между собой и считаются актуальным вопросом в понимании индивида.

Ключевые слова: искусственный интеллект, мораль, концепт, семантика, функционирования, современные российские СМИ.

Известно, что в современной научной парадигме лингвистическая наука пришла к осознанию того, что язык может изучаться не только с точки зрения языковой системы, но и антропоцентризма. В науке о языке представлены три основные научные парадигмы: генетическая (сравнительно-историческая), таксономическая (системно-структурная) и антропоцентрическая (коммуникативная, функциональная) [1 - 14]. В рамках антропоцентрической парадигмы, «возвратившей человеку статус «меры всех вещей» и вернувшей его в центр мироздания» [3, с. 3], рассматривается концепт как объект исследований, предлагаемых многими лингвистами (Ю.Д. Апресян, А.П. Бабушкин, С.П Ворка-чев, А.А. Залевская, Е.И. Зиновьева, В.И. Карасик, В.В. Красных, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.).

Под концептом понимается «основная единица ментальности, заключающая в себе яркое образное представление и пучок ассоциаций и коннотаций, репрезентируемая вербальными языковыми единицами разных уровней (словом, словосочетанием, всей словообразовательной парадигмой и т. д.)» [4, с. 82]. Изучение части содержания концептов представляется возможным путём исследования функционально-семантической репрезентации, которые позволяют выяснить семантику и функционирование исследуемой лексемы. Функционально-семантический подход представляет собой подход к изучению языковых явлений в конкретной ситуации. По М.П. Петросьян, при функциональном подходе возможно исследовать «объект с точки зрения не его внутреннего строения, а функционирования, его связей с окружающей средой» [12, с. 98]. В российском языкознании функционально-семантическим подходом занимались такие лингвисты, как В.П Адмони, А.В. Бондарко, И.П. Иванова, Е.В. Пулыга, М.М. Пухман, ПА. Золотова [15 - 17].

В настоящей статье представлен функционально-семантический подход к изучению концептов «искусственный интеллект» и «мораль» в конкретной ситуации, а именно в современных российских СМИ.

Цель данного исследования заключается в обосновании функционально-семантического подхода к изучению взаимоотношения между понятиями «искусственный интеллект» и «мораль» в современных российских СМИ и далее выявлению национально-культурной особенности выявленных отношений.

Объектом данной статьи является концепт «искусственный интеллект» в дискурсивном сочетании с вербальным маркером «мораль».

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что оно включается в круг проблем современной антропоцентрической парадигмы изучения языка, в частотности лексики, описывающей представление о технологии создания интеллектуальных компьютерных программ, интеллектуальных машин (концепт «искусственный интеллект») и о правилах поведения в обществе (концепт «мораль») в современных российских СМИ, где регулярно обсуждаются взаимосвязи между указанными понятиями; в сложность исследуемых лексических единиц для восприятия и усвоения иностранными учащимися в силу особенности не только семантики и её функционировании, но и национально-культурных специ-фик употребления в русской языковой картине мира.

Новизна данной работы состоит в исследовании семантики и функционирования языковых единиц «искусственный интеллект» и «мораль», их отношений в современных российских СМИ в функционально-семантическом аспекте, а также выявлении национально-культурной специфики указанных концептов.

В современной антропоцентрической парадигме российского языкознания представлены многие исследовательские работы, посвящены изучению функционально-семантического подхода к описанию того или иного концепта, чем занимались такие лингвисты, как Е.Ю. Макеева, изучающая функционально-семантическое поле как средство репрезентации концепта «желание» в английском языке [7]; А.В. Черняева, исследующая Функционально-семантический анализ подкласса глаголов, репрезентирующих концепт «изменение» в английском языке [15]; М.В. Ивченко, изучающая функционально-семантические и лингвокульту-рологические особенности вербализованного концепта «волшебство» в сказочном и рекламном дискурсах языке [5].

Известно, что мораль является основной составляющей личности индивида. Исследованием концепта «мораль» в рамках лингвистики и лингвокуль-турологии занимались такие лингвисты, как И.Р Мокаева, изучающая вопрос о

этических концептах в языковой картине мира, где представлены исследуемые вербализации моральных категорий добро и зло, честь, стыд, грех и благодеяние и другие [8]; М.В. Осыка, занимающаяся вопросом о вербализации концепта «мораль» в русской и французской топонимической фразеологии [11, с. 93-95]; Б.П Шахманова, рассматривающая вопрос о морально-этическом концепте «совесть» в кумыкской и русской языковых картинах мира: на материале фразеологических и паремиологических единиц [17]; Е.А. Балашенко, изучающая концепт «мораль» и его выражение в языковой картине мира (теоретический аспект) [2].

Следует отметить, что в российском языкознании ограничено исследование, посвященное вопросу технологии создания интеллектуальных компьютерных программ, интеллектуальных машин или концепту «искусственный интеллект». В современном этапе развития искусственный интеллект стал объектом исследования с точки зрения когнитивной лингвистики. Например, в работе Е.М. Чухарева «когнитивная лингвистика и искусственный интеллект: результаты и тенденции взаимодействия» [16, с. 93 - 105], где рассматриваются проблемы взаимодействия языкознания и теории искусственного интеллекта в контексте антропоцентрической парадигмы. В нашей статье говорится о проблеме, связанной с отношениями между словосочетанием «искусственный интеллект» и вербальными маркерами моральных категорий, включая добро, зло, счастье, долг, справедливость, ответственность, в российских СМИ [1]. В отличие от указанной работы данная статья посвящена более детальному изучению взаимодействия концептов «искусственный интеллект» и «мораль» в функционально-семантическом аспекте.

В настоящей статье внимание сосредоточено, в первую очередь, на исследовании особенностей языковой экспликации концептов «искусственный интеллект» и «мораль». Поэтому мы рассматриваем сочетание «искусственный интеллект» и взаимоотношение «искусственный интеллект-мораль», представленные в современных российских СМИ. Представлен анализ функционирования лексем, семантически связанных с исследуемыми концептами «искусственный интеллект» и «мораль», проведенный в электронном ресурсе, а именно в национальном корпусе русского языка в подкорпусе публицистических текстов (http://www.ruscorpora.ru), начиная с 2011 года и в «Google News» (https://news. google.ru/), начиная с 2016 года.

Основными исследовательскими методами являются описательный метод, метод дистрибутивного анализа и метод частичной выборки материала. При появлении особенности семантики и функционирования языковых единиц «искусственный интеллект» и «мораль» привлекается метод функционально-семантического анализа. Выбор данных методов обусловлен тем, что содержание концептов «искусственный интеллект» и «мораль» и языковые явления в функционально-семантическом аспекте в сознании носителя русского языка могут быть выявлены указанными методами.

Исследования сочетания «искусственный интеллект» в современных российских СМИ.

Несомненно, что сочетание «искусственный интеллект» является основной составляющей лексемы «интеллект», трактующейся Толковым словарем русского языка как «ум, мыслительная способность, умственное начало у человека» [10, с. 249]. Если интеллект воспринимается, в первую очередь, как умственная способность того или иного индивида, то искусственный интеллект как моделирование человеческой способности к творческой деятельности, к сознанию технологии компьютерных программ, интеллектуальных машин. Искусственный интеллект, по научно-техническому энциклопедическому словарю, определяется как «предмет науки, посвященной разработке компьютеров и компьютерных программ, которые моделируют работу человеческого мозга» [9]. Благодаря человеческому интеллекту искусственный интеллект существует и развивается до настоящего времени.

В современном обществе обсуждаются вопросы об искусственном интеллекте, влияющем, по мнению многих людей, на образ жизни индивида. Данная часть исследования посвящена изучению сочетания «искусственный интеллект», представленного в современных российских СМИ, а именно в Национальном корпусе русского языка; и выявлению особенности семантики и функционирования указанного понятия.

Искусственный интеллект стал актуальной темой, представленной в дискуссии об отношении с обществом в многих определённых дискурсивных сферах индивида. Например, в сфере профессиональной деятельности ставят вопрос о необходимости искусственного интеллекта, хотя у нас уже есть количество каких-либо программистов: 1) Зачем искусственный интеллект, если можно нанять сто индусов-программистов? (Комсомольская правда; 27.02.2014). Среди некоторых авторов представлен вопрос о взаимоотношении между искусственным интеллектом и искусством, творческой деятельностью: 2) И может ли создавать арт-объекты искусственный интеллект? (РБК Дейли; 16.11.2012).

Нельзя не согласиться с тем, что искусственный интеллект показывают людям в многих фильмах, что помогает зрителям воображать и признавать способности интеллектуальных машин на будущее: 3). В его дебюте «Трон: Наследие» фигурировал искусственный интеллект, но там прежде всего звучала идея о том, что люди прекрасны со всеми их несовершенствами (РБК Дейли; 05.04.2013). Более того, обнаружен вопрос о перспективах развития искусственного интеллекта в будущем: 4). А что произойдет с нашими извилинами лет через пятьдесят при воздействии на них гораздо более серьезных возбудителей, таких, как видеоигры, многоканальное телевидение, Интернет и, в конце концов, искусственный интеллект? (Комсомольская правда; 22.11.2011).

Текст современных российских СМИ показывается тем, что искусственный интеллект (интеллект машин) может сравниваться с человеческим интеллектом, так как существуют сходство и различие между указанными понятиями. Их сходство заключается в возможности или невозможности что-то сделать: 5). Вот почему искусственный интеллект, подобный человеческому, невозможен. (Комсомольская правда; 11.04.2013). А отличие между искусственным и человеческим интеллектом обусловлено тем, что способность искусственного интеллекта развивается быстрее всех людей: 6). А интеллект машин вырастет в миллиарды раз по сравнению с совокупным интеллектом всех людей. (Комсомольская правда; 16.02.2012).

Более того, рассматривая контекстуальное сочетание «искусственный интеллект» в СМИ, обнаружена его амбивалентная оценка: положительная и отрицательная. Положительная коннотация искусственного интеллекта заключается в основном в полученной человеком пользе. Кэлли Бриджер считает, что человек сможет приобрести пользу из искусственного интеллекта в соответствии с развивающейся технологией в ближайшем времени, что позволяет человеку проживать комфортнее: 7). Кэлли Бриджер уверена, что в ближайшем будущем все приборы, находящиеся в доме, будут иметь свой искусственный интеллект и сообщать своему хозяину о различных вещах, которые нужно сделать по дому (Известия; 26.01.2012).

Благодаря искусственному интеллекту человек сможет понимать языки животных при помощи анализа их звуков и далее перевода на каком-либо человеческом языке: 8) Затем будет разработан искусственный интеллект, который сможет анализировать звуки грызунов и переводить их на английский язык. (Комсомольская правда; 09.06.2013). Искусственный интеллект представляет собой одну из основных составляющих технологии (наряду с видеокамерами и радарными датчиками), позволяющей индивиду достичь места назначения вместо технологии GPS: 9) Любопытно, что с успехом проехав от одного административного центра до другого, машина не использовала GPS, полагаясь только на видеокамеры, радарные датчики и искусственный интеллект. (РБК Дейли; 16.08.2011). Некоторым авторам представляется, что благодаря искусственному интеллекту человечество сможет проживать в новом мире, а именно в кибернетической цивилизации: 10) Вот если искусственный интеллект запрограммировать на это же, человечество имеет шанс превратиться в кибернетическую цивилизацию и продолжить свои скромные деяния на планете в новой сущности. (Комсомольская правда; 19.03.2012).

Искусственный интеллект считается одним из основных вопросов трансгуманизма с точки зрения автора текста, позволяющим человеку достичь бессмертия: 11) Косински имеет дело с такими темами, как искусственный интеллект, идентичность сознания, копии человека (основные вопросы трансгуманизма, философии, считающей необходимым дальнейшую эволюцию человека, загрузку человеческого сознания на более совершенный носитель и как следствие - достижение бессмертия) (РБК Дейли; 2013). Возможно, что в будущем человеческий интеллект и искусственный интеллект будут тесно и дружно связаны друг с другом: 12) Поэтому в середине XXI века человеческий интеллект и интеллект машины будут очень тесно спаяны (Комсомольская правда; 12.03.2012).

Кроме положительной оценки, в современных российских СМИ показывается ещё отрицательная оценка у искусственного интеллекта. Следует заметить, что многие полагают, что искусственный интеллект может принести человеку какую-либо угрозу. Например, некоторый автор считает, что искусственный интеллект враждебен человеку: 13) Там созданный человеком искусственный интеллект был враждебен человеку (и это нормально, такова роль машинного разума в большинстве фильмов, где он фигурирует, такова культурная традиция) (РБК Дейли; 05.04.2013). С точки зрения экспертов, искусственный интеллект сможет угрожать существованию человечества из-за его быстрого развития: 14) Эксперты доказывают: искусственный интеллект развивается такими быстрыми темпами, что скоро к концу нынешнего века уж точно начнёт угрожать существованию человечества. (Комсомольская правда; 22.01.2013).

Искусственный интеллект сравнивают с ящиком Пандоры. Многим учёным представляется, что искусственный интеллект опасен так, как и ящик Пандоры, что позволяет говорить об отрицательной оценке понятия искусственного интеллекта: 15) В чём учёные не сомневаются, так это в том, что искусственный интеллект не менее опасен, чем ящик Пандоры (Комсомольская правда; 22.01.2013).

Исследования взаимоотношения «искусственный интеллект - мораль» в современных российских СМИ

В настоящем времени в современных СМИ постоянно появляется дискуссия о проблеме того, как искусственный интеллект влияет на человеческое обществе; и о взаимоотношении между искусственным интеллектом и моралью. Мораль воспринимается как «совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность» [13, т. 2, c. 298]. Она играет ключевую роль в регулировании жизни общества. Далее рассматриваем взаимоотношение «искусственный интеллект - мораль», представленное в современных российских СМИ, а именно в «Национальном корпусе русского языка» и «Google News».

Следует отметить, что искусственный интеллект и мораль становятся актуальной обсуждаемой темой в современном человеческом обществе: 16) Между тем, в эпоху искусственного интеллекта и ситуаций, когда алгоритм принимает решения, этические проблемы технологий становятся всё более актуальными. (newsnetwork.tv; 31.10.2018). По мнению экспертов, искусственный интеллект несомненно влияет на мораль человека, то есть он заменит человека в моральном плане: 17) Что ждёт нас через 13 лет? Ответ экспертов краток — роботы или программные продукты, способные заменить человека во многих сферах деятельности. Так или иначе, на профессиональном поприще машины заменят человека в физическом плане, а искусственный интеллект — в моральном (news.rambler.ru; 31.10.2017).

Современные российские СМИ показывают, что в развитии темы взаимодействия искусственного интеллекта и морали возникают положительная и отрицательная коннотации. Положительная оценочность их взаимодействия представлена в медицинской сфере, так как искусственный интеллект позволяет облегчить моральный выбор, принимать какое-либо решение у врача: 18) Китайские учёные разработали ИИ, который позволяет облегчить моральный выбор: дожидаться ли возвращения коматозного больного в сознание или следует отключить аппарат жизнеобеспечения. (nia-rf.ru; 19.08.2018). Возможно, что в процессе профессиональной деятельности благодаря искусственному интеллекту какой-либо руководитель сможет принимать решение без моральных переживаний: 19). Опасения вызывает даже частичное делегирование принятия решения об ответном ударе искусственному интеллекту, так как компьютер сделает это на основании анализа данных автоматически и быстро без всяких колебаний или моральных переживаний, что может быть свойственно человеку (inosmi.ru; 07.02.2018).

Любопытно, что в современных российских СМИ отражается также отрицательная оценосность взаимодействий искусственного интеллекта и морали. Некоторый автор полагает, что из-за отсутствии морали, искусственный интеллект, несомненно, опасен для человечества: 20) Искусственный интеллект устроен по другим, математическим принципам, в нём нет морали, в нём цифры. И есть опасность, что понятный и удобный для нас мир начнёт трансформироваться во что-то нечеловеческое (vc.ru; 26.10.2018). Тем самым, искусственный интеллект может разрушать мораль индивида в обществе, что даёт подтверждение об отрицательной оценке искусственного интеллекта: 21) А использование искусственного интеллекта и полностью автономных роботов позволит вообще устранить мораль с поля боя (versia.ru; 10.06.18). Искусственный интеллект рассматривается в политическом дискурсе из какой-либо страны (включительно США) как плохие инструменты, разрешающие моральные ограничения: 22) Китаю и России: Так как Китай и Россия своими разработками военного искусственного интеллекта без оглядки на моральные ограничения, по мнению автора, это не оставляет шанса США и вынуждает Штаты самим активно работать в этом направлении, чтобы не проиграть новую гонку вооружений (inosmi.ru; 30.12.2017);

Рассматривая взаимоотношение «искусственный интеллект - мораль», обнаружено мнение пресс-службы правительства того, что нужно определить правила поведения искусственного интеллекта так, чтобы соответствовать человеческому этическому принципу в обществе: 23) Для практического использования искусственного интеллекта необходимо создать правовые рамки и разработать соответствующие этические и технологические стандарты, подчеркнул премьер-министр, слова которого приводит пресс-служба правительства (ee.sputniknews.ru; 16.10.2018).

Американский престижный университет также проводил исследования, чтобы определить этические нормы поведения искусственного интеллекта, особенно в авариях: 24) Массачусетский технологический институт в течение двух лет проводил исследование, целью которого была попытка определить правила поведения искусственного интеллекта при совершении ДТП. А именно определение этических норм поведения искусственного интеллекта в авариях, где неизбежны человеческие жертвы (echo.msk.ru; 31.10.2018). Обращаясь к вопросу морали, по мнению другого автора текста, необходимы разработанные технологии, контролируемые индивидом: 25) Поэтому чтобы не приходилось упрекать искусственный интеллект в игнорировании морально-этических

устоев, нужно разрабатывать технологии, максимально контролируемые человеком (forbs.ru; 21.05.2018).

В современных российских СМИ говорится о том, что многие учёные пытались представлять способ, чтобы обучить искусственный интеллект морали: 26) Американские учёные придумали способ, благодаря которому станет возможным обучить искусственный интеллект этике и морали. (vistanews. ru; 14.02.2016). Чтобы избегать дальнейшую проблему, некоторый автор текста рекомендовал научить мораль искусственный интеллект: 27). Большой шаг к искусственному интеллекту должны сделать мы, а не только он к нам. Это не то, чего нужно бояться. Это то, с чем нужно дружить. У искусственного интеллекта нет морали - ну так научите (adindex.ru; 22.06.2018). С точки зрения президента компании Cognitive Technologies Ольги Усковой, интеллектуальная машина обладает национальным характером в зависимости от того, какая страна обучала его морали: 28) Сейчас искусственный интеллект носит национальный характер - он наследует мораль разработчиков и устройство стран, где его обучали. (Vedomosti.ru, 30.10.2018).

Анализируя функционально-семантический аспект изучения концептов «искусственный интеллект» и «мораль» в современных российских СМИ, можно сделать следующие выводы, что в противопоставлении с человеческим интеллектом искусственный интеллект воспринимается как моделирование человеческой способности к творческой деятельности, к технологии сознания компьютерных

Биографический список

программ, интеллектуальных машин. Искусственный интеллект влияет на только на какого-либо человека или определённую группу людей, но и на общество в целом. Возникают вопросы о взаимоотношении искусственного интеллекта и других вещей в многих дискурсивных сферах, включительно профессиональной деятельности, творческой деятельности или развлекательной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что в настоящем времени в современных российских СМИ как важная тема в дискуссии у многих учёных рассматривается не только искусственный интеллект, но и его связи с человеческим моральным принципом.

При исследовании семантики и функционирования «искусственный интеллект» и «мораль» обнаруживается тот факт, что данные взаимоотношения стали актуальной обсуждаемой темой общества. В современных российских СМИ отражается проблема взаимоотношения человеческой морали и созданного им искусственного интеллекта, обладающего амбивалентной оценкой, то есть положительной (позволять человеку облегчить моральный выбор, принимать решения) и отрицательной оценочностью (угрожать или быть опасным для человека). В результате ограничения морального принципа у интеллектуальных машин необходимо их обучать морали или определить правила поведения в обществе.

Функционально-семантический аспект изучения концептов «искусственный интеллект» и «мораль» даёт возможность выявить часть содержания концепта «искусственный интеллект» на будущее.

1. Аруноаст П. Функционально-семантический аспект употребления словосочетания искусственный интеллект и моральных категорий в дискурсе СМИ. Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» 2018. Available at: http://discours.philol.msu.ru/event

2. Балашенко Е.А. Концепт «мораль» и его выражение в языковой картине мира (теоретический аспект). VII Международная студенческая научная конференция. Available at: https://scienceforum.ru /2015/article/2015015852

3. Воркачев С.Г Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языке. Филологическая наука. 2001; 1: 64 - 72.

4. Зиновьева Е.И. Лингвокультурология: от теории к практике: учебник. Санкт-Петербург, 2016.

5. Ивченко М.В. Функционально-семантические и лингвокультурологические особенности вербализованного концепта «волшебство» в сказочном и рекламном дискурсах языка. Диссертация .... кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону, 2010.

6. Крылова М.Н. Функционально-семантический анализ как основа системного исследования языковых единиц. Функционально-семантическая категория сравнения. Гуманитарные научные исследования. 2013; 9. Available at: http://human.snauka.ru/2013/09/3736

7. Макеева Е.Ю. Функционально-семантическое поле как средство репрезентации концепта «желание» в английском языке. Диссертация.. кандидата филологических наук. Самара, 2006.

8. Мокаева И.Р Этические концепты в языковой картине мира (На материале русского и карачаево-балкарского языков). Диссертация ... кандидата филологических наук. Нальчик, 2004.

9. Научно-технический энциклопедический словарь. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/1844

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Издание 4-е, доп. Под ред. И.С. Ожегова и С.И. Шведовой. Москва, 1997.

11. Осыка М.В. О вербализации концепта «мораль» в русской и французской топонимической фразеологии. ВестникВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009; 2: 93 - 95.

12. Петросьян М.Г Функционально-семантический подход к изучению категории экзистенциальности. Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Часть 3: Филология. Ростов-на-Дону, 1999: 8111.

13. Словарь русского языка в четырех томах. Том 2. Москва, 1983.

14. Сусов И.П. Языковое общение и лингвистика. Прагматические и семантические аспекты синтаксиса. Калинин, 1985: 3 - 12.

15. Черняева А.В. Функционально-семантический анализ подкласса глаголов, репрезентирующих концепт ИЗМЕНЕНИЕ в английском языке. Диссертация .... кандидата филологических наук. Санкт-Петербург, 2008.

16. Чухарев Е.М. Когнитивная лингвистика и искусственный интеллект: результаты и тенденции взаимодействия. Под ред. Е.М. Чухарева и А.А. Худякова. Вопрос когнитивной лингвистики. 2004; 2/3: 93 - 105.

17. Шахманова Б.Г. Морально-этический концепт «совесть» в кумыкской и русской языковых картинах мира: на материале фразеологических и паремиологических единиц. Диссертация .. кандидата филологических наук. Махачкала, 2008.

References

1. Arunoast P. Funkcional'no-semanticheskij aspekt upotrebleniya slovosochetaniya iskusstvennyj intellekt i moral'nyh kategorij v diskurse SMI. Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma «LOMOnOSOV-2018» 2018. Available at: http://discours.philol.msu.ru/event

2. Balashenko E.A. Koncept «moral'» i ego vyrazhenie v yazykovoj kartine mira (teoreticheskij aspekt). VII Mezhdunarodnaya studencheskaya nauchnaya konferenciya. Available at: https://scienceforum.ru /2015/article/2015015852

3. Vorkachev S.G. Lingvokul'turologiya, yazykovaya lichnost', koncept: stanovlenie antropocentricheskoj paradigmy v yazyke. Filologicheskaya nauka. 2001; 1: 64 - 72.

4. Zinov'eva E.I. Lingvokul'turologiya: ot teoriikprakiike: uchebnik. Sankt-Peterburg, 2016.

5. Ivchenko M.V. Funkcional'no-semanticheskie i lingvokul'turologicheskie osobennosti verbalizovannogo koncepta "volshebstvo" v skazochnom i reklamnom diskursah yazyka. Dissertaciya .... kandidata filologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2010.

6. Krylova M.N. Funkcional'no-semanticheskij analiz kak osnova sistemnogo issledovaniya yazykovyh edinic. Funkcional'no-semanticheskaya kategoriya sravneniya. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2013; 9. Available at: http://human.snauka.ru/2013/09/3736

7. Makeeva E.Yu. Funkcional'no-semanticheskoe pole kaksredstvoreprezentaciikoncepta "zhelanie" v anglijskomyazyke. Dissertaciya.. kandidata filologicheskih nauk. Samara, 2006.

8. Mokaeva I.R. 'Eticheskie koncepty vyazykovoj kartine mira (Na materiale russkogo ikarachaevo-balkarskogo yazykov). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Nal'chik, 2004.

9. Nauchno-tehnicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/1844

10. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Izdanie 4-e, dop. Pod red. I.S. Ozhegova i S.I. Shvedovoj. Moskva, 1997.

11. Osyka M.V. O verbalizacii koncepta «moral'» v russkoj i francuzskoj toponimicheskoj frazeologii. Vestnik VGU. Seriya: lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2009; 2: 93 - 95.

12. Petros'yan M.G. Funkcional'no-semanticheskij podhod k izucheniyu kategorii 'ekzistencial'nosti. Sborniknauchnyhrabotaspirantovimolodyhprepodavatelej. Chast'3: Filologiya. Rostov-na-Donu, 1999: 8111.

13. Slovar' russkogo yazyka v chetyreh tomah. Tom 2. Moskva, 1983.

14. Susov I.P. Yazykovoe obschenie i lingvistika. Pragmaticheskieisemanticheskie aspekty sintaksisa. Kalinin, 1985: 3 - 12.

15. Chernyaeva A.V. Funkcional'no-semanticheskij analiz podklassa glagolov, reprezentiruyuschih koncept IZMENENIE v anglijskom yazyke. Dissertaciya .... kandidata filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2008.

16. Chuharev E.M. Kognitivnaya lingvistika i iskusstvennyj intellekt: rezul'taty i tendencii vzaimodejstviya. Pod red. E.M. Chuhareva i A.A. Hudyakova. Vopros kognitivnoj lingvistiki. 2004; 2/3: 93 - 105.

17. Shahmanova B.G. Moral'no-'eticheskij koncept "sovest" v kumykskoj i russkoj yazykovyh kartinah mira: na materiale frazeologicheskih i paremiologicheskih edinic. Dissertaciya .. kandidata filologicheskih nauk. Mahachkala, 2008.

Статья поступила в редакцию 10.01.19

УДК 81'23

Vasilyeva A.P., postgraduate, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: alinavasilyeva88@gmail.com

ANALYSIS OF THE CORE STRUCTURE OF LINGUAGE CONSCIOUSNESS OF YAKUT. The article considers a problem of studying the language consciousness of Yakut on the material of the Yakut associative thesaurus, created on the basis of mass associative experiments in 2005-2010. The article presents the stage of research of the core of language consciousness. The author presents an attempt to study the words in the core of the language consciousness of the Yakut language speakers, division into five layers in the structural organization of the core by the number of incoming connections from 300, 200, 150 to 100 in each layer. The length of the units of the core lexicon and the belonging of the units of the core to the lexical-grammatical category are described. The analysis of the most significant units of the core language consciousness of the Yakut people is given.

Key words: language consciousness, core of language consciousness, associative dictionary, associative-verbal network, image of the world, units of language consciousness.

А.П. Васильева, соискатель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К Аммосова, г. Якутск, E-mail: alinavasilyeva88@gmail.com

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЯДРА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ НОСИТЕЛЕЙ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается проблема изучения языкового сознания носителей якутского языка на материале Якутского ассоциативного словаря, созданного на основе массовых ассоциативных экспериментов 2005 - 2010 гг. В рамках статьи представлен этап исследования ядра языкового сознания. Автор представляет попытку изучения слов в ядре языкового сознания носителей якутского языка, вычленение пяти слоёв в структурной организации ядра по количеству входящих связей от 300, 200, 150 до 100 в каждом слое. На основании анализа описывается протяжённость единиц ядра лексикона и принадлежности единиц ядра к лексико-грамматическому разряду. Приводится анализ наиболее значимых единиц ядра языкового сознания якутов.

Ключевые слова: языковое сознание, ядро языкового сознания, ассоциативный словарь, ассоциативно-вербальная сеть, образ мира, единицы языкового сознания.

Исследование понятия «языковое сознание» (ЯС) и его теоретических основ в отечественной психолингвистике активно ведётся с 90-х гг XX века ведущими учёными: А.Н. Леонтьевым, Е.Ф. Тарасовым, Н.В. Уфимцевой, А.А. Залев-ской, Ю.Н. Карауловым, И.А. Стерниным, В.П. Зинченко и др. Языковое сознание находит своё выражение при помощи языка и других языковых средств. Данное явление рассматривается как «информационный словарь человека», предполагающий выявление семантических компонентов, их психологические характеристики при помощи единиц языка, эти компоненты хранятся в языковой памяти народа, их взаимосвязь образует семантику слова [1, с. 85].

Система мировидения основана на построении особой картины мира, что происходит за счёт деятельности «совокупности мыслительных процессов», представляющих понятие ментальности [2, с. 41]. За этими процессами вытекает следующее понятие - лексикон, рассматриваемый Ч. Осгудом как «один из важнейших механизмов когнитивной переработки информации», хранящий в себе «очень большой набор связей между знаками (перцептами) и кодами семантических признаков» [3, с. 241]. Это своего рода «словарь в голове» индивида, по мнению Н.О. Золотовой, который функционирует в соответствии с закономерностями психического развития носителя языка и культуры [4, с. 3].

Исследовать эти культурные и социальные системы в разных культурах, тем самым выявить специфику языкового сознания носителя той или иной культуры возможно путём «овнешнения образов сознания» [5, с. 104], т.е. посредством проведения ассоциативного эксперимента, который заключается в выявлении слов-стимулов и регистрации первых ответов-реакций испытуемых, и который позволяет «выявить как системность содержания образа сознания, стоящего за словом в той и или иной культуре, так и системность языкового сознания носителей той или иной культуры как целого и показывают уникальность и неповторимость образа мира каждой культуры» [6, с. 21].

Данное исследование предполагает попытку изучения слов в ядре языкового сознания носителей якутского языка. А.П. Боргоякова в своём исследовании выдвигает предположение о том, что «изучение ядра языкового сознания даёт возможность составить представление о системности языкового сознания носителей культуры и, тем самым, об этнической картине мира, о мировоззрении этноса, предложить один из возможных вариантов интерпретации этнической культуры, выявить её национальную специфику» [7, с. 31]. Анализ слов в ядре якутского языкового сознания позволит выстроить структуру ядра и выявить особенности национально-культурной специфики образа мира современных якутов.

Материалы анализа получены из данных Якутского ассоциативного словаря под редакцией Л.С. Заморщиковой и А.А Романенко, созданного на основе массовых ассоциативных экспериментов [8], которые, по мнению Н.О. Золото-вой, позволяют «понять то, как и какие формы та или иная культура накладывает на восприятие окружающей действительности» [9, с. 69]. Эксперимент был проведён по методике свободного ассоциативного эксперимента среди студентов, обучавшихся по различным специальностям в Якутском государственном университете в г. Якутске (ныне Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова), включая филиалы университета в г Нерюнгри и Мирный, а также в Институте физической культуры и спорта в Чурапчинском районе с 2005 - 2010 гг

В результате эксперимента был создан Якутский ассоциативный словарь, включающий 140 стимулов и ответы от 1220 респондентов. Список стимулов

был составлен на основе списка, использованного для составления Славянского ассоциативного словаря на материале русского, белорусского, болгарского, украинского языков. Автор словаря Л.С. Заморщикова отмечает, что «словник данного словаря включает 112 стимулов, которые были отобраны из ядра русского языкового сознания... Кроме того, список был расширен словами «северной» тематики, релевантными для культуры северных народов, например, снег, олень, лошадь, корова, молоко, тундра, море, алаас, ворон, ысыах (национальный праздник); названия этносов, проживающих в республике; слова, относящиеся к традиционным верованиям и др.» [10].

Структура анализа ядра языкового сознания в нашем исследовании основывается на методике, предложенной О.Н. Золотовой, которая в своём исследовании ядра лексикона носителей английского языка предполагает вычленение пяти слоёв в структурной организации ядра по количеству входящих связей от 300, 200, 150 до 100 в каждом слое. «Выделение ядра в структуре языкового сознания и оперирование его единицами даёт большие возможности для исследования этнокультурной специфики языкового сознания, как в межкультурном так и в интракультурном аспектах» [11, с. 24].

В результате анализа материалов обратного ассоциативного словаря якутского языка нами выделено 263 слова с наибольшим количеством связей, которые представляют центральную часть ассоциативной сети (табл. 1).

Таблица 1

Центр и периферийные зоны Диапазон реакций Количество слов

1 слой от 3415 до 300 97

2 слой от 299 до 250 20

3 слой от 249 до 200 35

4 слой от 199 до 150 37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 слой от 149 до 100 74

Общее число слов 263

Далее рассмотрена протяжённость единиц ядра лексикона в ассоциативно-вербальной сети (табл. 2). От общего количества анализируемого списка по своему составу 55,9% слова являются двусложными (147 слов), 22,4% составляют односложные слова (59 слов), 18,6% занимают трехсложные слова (49 слов) и наименьшее количество приходится на четырехсложные слова - 2,7% (7 слов), также имеется одно пятисложное слово - 0,4%. При этом показатели слогов в каждом слое при удалении от центра ядра к его периферии значительно не меняют свои процентные характеристики. Во втором слое четырехсложные слова отсутствуют, в то время как в пятом слое количество четырехсложных слов превышает односложные.

Разбор по частям речи показал, что в ядре преобладают существительные - 72,6%, причём во всех пяти слоях, наибольший процент мы наблюдаем в пером слое. 16% составляют прилагательные, и 7,2% - глаголы. Процентное соотношение количества других частей речи составляет 4,2%, в основном это наречия, местоимения и частицы. Анализ принадлежности единиц ядра к лекси-ко-грамматическому разряду (части речи) в рамках отдельного слоя ядра представлена в следующей таблице 3:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.