Научная статья на тему 'Язык Российской политики'

Язык Российской политики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
214
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Назарова А.И., Бергер М.А., Тетерина Е.В.

Современный российский политический язык отличается большой пестротой и отсутствием каких-либо общепринятых норм, ограничений. Сенсационность одно из основных качеств современного российского политического языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Язык Российской политики»

дача и всех губернаторов, и всех министров». Общаясь через социальную сеть с людьми, чиновник, по словам Медведева, зачатую напрямую может получить ответы на очень многие события общественной жизни, иногда грустные и нелицеприятные.

«Нужно просто иметь терпение и относиться к этому, как к одному из достижений прогресса», - сказал в заключение Дмитрий Медведев [2].

Необходимо также отметить такой новый для России проект, как электронное правительство.

В августе 2007 года российским правительством была утверждена концепция, согласно которой электронное правительство будет создаваться в два этапа. В 2008 году предстояло разработать и утвердить необходимые документы, а в 2009-2010 годах начать практическое внедрение электронного правительства.

В первую очередь, развернутая в центре обработки данных «Ростелеком» система призвана устранить несогласованность в работе государственных информационных сервисов. Такие ведомства, как Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, Росреестр, Рособрнадзор, а также МВД, отныне самостоятельно и напрямую собирают необходимую для оказания той или иной госуслуги информацию, освободив граждан от необходимости проводить время в очередях для получения каждой справки в каждом ведомстве [4].

Теперь, по данным Минсвязи, около 2 тыс. видов государственных услуг могут быть получены через Интернет. При этом доступ к 340 наиболее востребованным госуслугам уже обеспечивает нынешняя система электронного правительства.

Стоит отметить, что и Красноярский край не остался в стороне от нововведений. Губернатор Лев Кузнецов подписал указ о включении в структуру органов исполнительной власти региона Министерства информатизации и связи Красноярского края, созданного на базе управления информационных систем и технологий губернатора края. Кресло нового министра занял 50-летний Алексей Туров, ранее занимавший пост начальника управления информационных систем и технологий губернатора Красноярского края, а до этого являвшийся генеральным директором ЗАО «КрасИнформ» [3].

В числе приоритетных задач Алексей Туров обозначил развитие проекта электронного правительства, позволяющего перевести государственные услуги в электронную форму. Уже к концу года планируется перевести в электронный вид 58 услуг.

«На первоначальном этапе речь идет о наиболее простых услугах. Например, получение справочной информации или форм для заполнения документов. В дальнейшем через Интернет можно будет получить и саму услугу. Со временем число услуг, предоставляемых в электронном виде, планируется довести до 300», - подчеркнул Алексей Туров [4].

Параллельно с этой работой министерство займётся развитием инфраструктуры связи, повышением доступности инфокоммуникационных технологий для жителей всего края.

В настоящее время программа электронного правительства активно развивается по всей стране. В случае ее успешной конечной реализации в ее преимуществах сможет убедиться и население, и сама власть. Ведь с внедрением электронного правительства снижаются затраты времени на сбор документов, упрощаются административные процедуры, повышается уровень доступности и качество предоставляемых услуг. Кроме того, повышается прозрачность деятельности государства и активность вовлечения граждан в деятельность государства, а также существенно снижаются государственные расходы.

Библиографические ссылки

1. Галумов, Э. Основы PR. М. : Летопись XXI, 2004.

2. Медведев призвал чиновников общаться в социальных сетях // Новая политика. Интернет-журнал. 29.03.2011.

3. «Электронное правительство» как способ взаимодействия граждан и власти // Конкурент. 22.06.1012.

4. Тульский М. 81 миллион услуг // РБК Daily. 10.11.2011.

© Назарова А. И., 2013

УДК 324

А. И. Назарова, М. А. Бергер Научный руководитель - Е. В. Тетерина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЯЗЫК РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

Современный российский политический язык отличается большой пестротой и отсутствием каких-либо общепринятых норм, ограничений. Сенсационность - одно из основных качеств современного российского политического языка.

Александр Гельевич Дугин отмечает, что политический язык в России в настоящее время продолжает свое формирование и выделяет основные моменты, на которых должен строиться этот язык:

1. Сохранение преемственности в отношении прежних этапов национальной политической истории, «просвещенный консерватизм», лояльность традициям.

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

2. Национальная идеология, органическая демократия, государственничество, консолидация общества на культурной, национальной, духовной основе.

3. Централистское общество демократического типа, президентская республика, рынок под контролем государства, солидаризм, повышенное внимание к социальному фактору.

4. Геополитическая ориентация - евразийство, баланс между Европой и Азией.

5. Принципиально двухпартийная система, где и левые (социалисты) и правые (рыночники) в равной мере лояльны евразийской ориентации, Государству, Национальной Идее.

6. Ориентация на сохранение и укрепление статуса России как великой мировой державы.

7. Убежденность, что народы мира способны выбирать собственный путь развития и противостоять американской гегемонии (многополярный мир) [1].

Особое внимание хотелось бы уделить политическому лозунгу. Литературная энциклопедия определяет лозунг как краткую формулу, содержащую в себе одну-две фразы и выражающую содержание тех или иных задач и целей различных борющихся между собой классов в политике, экономике, философии, литературе и т. д. [2]. В лозунге отражается миросозерцание, политика класса. Словесная форма лозунга должна способствовать максимально быстрому его усвоению. Лозунг, форма которого требует специальной подготовки читателя, не достигает полностью своей цели.

Андрей Александрович Мирошниченко отмечает, что политику необходимо иметь два главных опознавательных символа - фамилию и лозунг. Лозунг особенно важен на стадии малой известности. Ведь известному политику можно обходиться одной фамилией - она сама по себе уже символ. А на начальной стадии именно лозунг играет роль суррогатной - политической фамилии. Но даже и известным политикам, вырастившим свое имя до уровня символа, лозунг нужен для того, чтобы репрезентировать в политической виртуальности свою программу, свой новый курс, задачи момента и т. п. [3].

Приступая к разработке лозунга, следует, однако, помнить, что лозунг - это ответ на некоторый гипотетический вопрос избирателя. Вопрос этот в самых общих чертах формулируется так: с чем выдвигается кандидат, как в нескольких понятных словах выражена его политическая цель? Наилучший ответ дает не программа, а именно лозунг. Для того чтобы придумать хороший лозунг, прежде всего, необходимо определить набор ценностей, которые соответствуют ожиданиям электората и устремленности кандидата. Это могут быть общественные, политические или морально-нравственные ценности, которые для целей конструирования лозунга выражаются в виде идеоло-гем. В данном контексте идеологемами называются лаконично выраженные общественно-значимые ценности, призванные способствовать политической консолидации избирателей или части избирателей для достижения выборных целей.

Форма лозунга должна экспрессией умножать энергетику лозунга. Необходимо использовать не

только средства выражения, но и средства выразительности [5].

Для лозунгов часто используются грамматические формы номинативного предложения («Закон и порядок!»), реже используются формы генетивного предложения («Хлеба и зрелищ!»), употребляются редко, но тоже дают образец формы лозунга грамматические конструкции с существительными в винительном падеже и приставками «за» или «против»: «За правду и порядок!», «За нашу Советскую Родину!»

Если употребляются формы простого личного предложения со сказуемым-глаголом в первом лице, то лучше обходиться без местоимения «я». Например, «Хочу быть полезным людям!» вместо «Я хочу быть полезным людям!».

Плюсом является использование фамилии возле лозунга или внутри него, например, «Александр Лебедь. Правда и порядок!». Если избиратель запоминает лозунг, то он запоминает и фамилию. Если кандидат обладает какой-то «говорящей» фамилией, то надо обязательно попытаться использовать ее, обыграть ее в лозунге («Думай головой - голосуй за Голованова!»).

С точки зрения ритмики и энергетики удачными являются рифмованные лозунги с фамилиями «Наш город - Ростов, наш мэр - Чернышев!»). Но такие лозунги очень часто провоцируют конкурентов на сочинение пародийных контрслоганов. Так что кандидату и его команде надо выбирать, с каким вариантом лозунга им удастся справиться, когда лозунг придется очно или заочно оправдывать.

Для придания экспрессивности лозунгу используется восклицательный знак («Достойное вознаграждение за честный труд!»). Также способом усиления экспрессии лозунга может быть использование рифмы и стихотворного размера («Вернем Уралу былую славу!», «Не надейтесь на чудо, голосуйте за Чуба!»).

Использование предлогов «за» или «против» тоже является средством усиления экспрессии. Конечно, могут использоваться и простые грамматические конструкции, не оснащенные какими-либо средствами экспрессии. Но в таких случаях мобилизующая энергия должна заключаться в содержании этих конструкции, если уж не заключается в форме.

При разработке лозунга стоит помнить, что хороший предвыборный лозунг становится не только визитной карточкой кандидата, но и организующим началом для всех мероприятий кампании, - лозунг предписывает, что и как нужно говорить или делать в той или иной аудитории. Кроме того, лозунг должен цементировать всю кампанию, связывать единым смыс-лообразом все виды предвыборной активности [4].

Язык, на котором политики общаются с избирателями, имеет свои особенности. Он является составной частью политической культуры общества, а также средством коммуникации между лидером и его избирателями. Язык, как и любое другое средство коммуникации, является мощнейшим орудием манипуляции сознанием избирателей.

Библиографические ссылки

1. Дугин А. Г. Философия Политики. М. : Аркогея, 2004. 614 с.

2. Литературная энциклопедия. В 11 т. М. : Изд-во Коммунистической академии; Сов. энцикл.; Худ. лит. / под ред. В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 19291939.

3. Мирошниченко А. А. Выборы: от замысла до победы. М. : Центр, 2003.

4. Поцелуев С. П. Политология : словарь. М. : РГУ, 2010.

5. Цуладзе А. М. Политические манипуляции, или Покорение толпы. М. : Книжный дом «Университет», 1999. 144 с.

© Назарова А. И., Бергер М. А., 2013

УДК 658.1

О. А. Насырова Научный руководитель - В. П. Бочкарев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МАНИПУЛЯЦИЯ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ - ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Манипуляция массовым сознанием - один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на культурно-психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном для правящей группы людей направлении.

В ХХ1 веке информационные технологии развиваются ускоренными темпами, вовлекая в свою орбиту все направления деятельности (политика, экономика, наука, образование, медицина, бизнес, СМИ, сфера коммуникаций, развлечений и т. д.). Мобильная связь, 1Р телефония, 8куре, 1Р телевидение, социальные сети существенно стали влиять на все стороны деятельности человека и изменили среду его общения и управления гражданами РФ.

В процессе совершенствования информационных технологий возник новый вид управления сознание масс: взаимодействия государства и его граждан -электронное правительство, как комплекс информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде. В соответствии со стратегией развития информационного общества в РФ к 2015 г. планируется перевести все государственные услуги в электронный вид [1]..

Развитие интернет технологий изменяет и роль печатных средств массовой информации, которые в настоящее время выпускают и электронные версии газет и журналов. Согласно исследованию компании «Т№ Россия» 60 % населения России заходят в Интернет хотя бы раз в месяц, а общее время, которое человек проводит в Интернете, значительно больше, чем то, что он тратит на чтение печатных СМИ [2].

В интернет пространстве появилось такое понятие, как «блог». Блог - интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Использование блогов является одной из тенденций влияния информационных технологий на сознание людей. А именно - в подобных блогах публикуется как правдивая инофрмация, так и осуществляются «блоговброс» - искусственное или ложное раздувание информационных поводов. С целью манипуляции общественным сознанием читателей и формирования у них искривленного мнения.

Информационные войны - один из современных инструментов борьбы за массовое сознание людей. Они осуществляются путем искажения фактов или преподнесение их в таком свете, чтобы это вызвало неадекватное реальному положению дел поведение противника или потребителя через навязывание восприятия фактов, событий выгодного воздействующей стороне.

Глобальная сеть Интернет, существенно влияет на формирование моральных норм, отличных от принятых в социуме. Она несет как практически неограниченные возможности развития, так и огромную деструктивную роль в управлении, манипуляции сознанием масс, в том числе в области искревления русского языка.

Примерно каждые два года в разных сообществах изменяется компьютерный сленг, т. е. меняются термины и даже значения некоторых слов. Влияние Интернета в этом смысле, ускорило появление новинок и расширило спектр. Например - «падонковский» язык - мальчег, пальчег и т. д. В обычный язык из Интернета внедряется много новых слов - айтишники (специалисты информационных технологий), юзать (использовать), машинка (компьютер), девайс (устройство), Клава (клавиатура), аська (ICQ для отправки коротких сообщений с компьютера на компьютер) и многие другие.

Несмотря на такой информационный штурм в отношении русского языка, в Интернете всегда можно проверить орфографию своего сообщения при помощи поисковиков или других специальных сервисов. Однако большинство молодых пользователей этим не пользуются, считая это напрасной тратой времени, рассуждая - «и так поймут», другие подчиняются принципу «толпы» никто так не делает, а мне это зачем делать - «я как все, выделяться не буду, иначе меня засмеют».

Однажды Уинстон Черчилль сказал, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром [3]. Сегодня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.