Язык и стиль публицистических произведений Гаспринского
Щукурджиева Зельфира Шевкетовна
преподаватель, кафедра крымскотатарской литературы и журналистики, Крымский инженерно-
педагогический университет
297501, Россия, республика Крым, пгт. Молодежное, ул. Карасу, 14
И ar_sh@rambler.ru
Статья из рубрики "Литературоведение"
Аннотация.
Предметом изучения послужил вопрос исследования публицистического наследия одного из известных реформаторов образования конца XIX - начала XX веков, педагога, просветителя, издателя, публициста Исмаила Гаспринского. Газету «Терджиман», которую он издавал в Крыму на протяжении многих лет, можно рассматривать как важнейший источник информации своей эпохи. В публицистических произведениях Гаспринского нашли отражение политические, экономические и социальные проблемы своей эпохи. В данном контексте интересным представляется его тексты с точки зрения использования автором языковых средств и стилистических приемов. При написании работы были использованы такие методы, как сравнительно-исторический, историко-функциональный, структурно-типологический, литературно-биографический, а также метод интертекстуального и сравнительного анализа текста. Новизна исследования состоит в том, что на основе анализа публицистического материала автора выявляются особенности языка и стиля его публицистических произведений. Вывод. Язык и стиль публицистических произведений Гаспринского, отличающийся широким использованием языковых и стилистических форм, лексических, морфологических, синтаксических, текстовых языковых средств, отвечает всем требованиям газетно-публицистичекого стиля и характеризует публицистику Гаспринского как актуальную, востребованную не только для его современников, но и последующих поколений читателей.
Ключевые слова: публицистика, лексика, язык, автор, лексемы, анализ, Гаспринский, экспрессивность, публицист, поэтика
DOI:
10.7256/2454-0749.2019.1.28695
Дата направления в редакцию:
29-01-2019
Дата рецензирования:
30-01-2019
Публицистический стиль как функциональный стиль речи (как в письменной, так и в устной форме) используется в средствах массовой информации с целью воздействия на людей и формирование общественного мнения. Для него характерна эмоциональность, оценочность, наличие общественно-политической лексики с выраженной экспрессивной окраской. В этом социальное назначение публицистики.
Поскольку лексика публицистического стиля имеет выраженный эмоциональный оттенок, некоторую пафосность, наряду с общепринятой литературной лексикой она подразумевает употребление разговорных, просторечных элементов, риторических восклицаний, вопросов, диалогов, коротких предложений, безглагольных форм и т.п. Все это используется автором текста с целью воздействия не только на разум, но и на чувства читателя. Иными словами, создавая картину события, журналист посредством текста передает свои знания и впечатления аудитории.
Газетно-публицистический стиль предполагает использование лексических, морфологических, синтаксических языковых средств. Рассмотрим публицистические произведения Гаспринского в соответствии с данными параметрами.
Говоря о лексических средствах, следует отметить, что Гаспринский в своей публицистике активно использовал общественно-политическую лексику, в том числе философские, культурологические, социологические и иные лексемы, обозначающие реалии и имеющие общественную значимость, а также слова собственно политического дискурса.
Анализ контента газеты «Терджиман», которая издавалась в Крыму в конце XIX - XX начале вв., дает основание утверждать, что Гаспринский, имеющий богатый словарный запас, умел всегда к месту и по назначению использовать многообразие лексических единиц как на русском, так и на крымскотатарском языке. Язык его публицистических произведений отличается доступностью, простотой изложения и одновременно использованием необходимой терминологии, характерной для той или иной отрасли. Так,
в статье «О кустарных промыслах» ^^ в которой автор размышляет о состоянии ремесленничества в Крыму, им используются следующие термины данной отрасли: алажда (грубая шерстяная мебельная материя), сокма (сукно), анилиновые краски и т. п. В статье «Две кометы» Ш использованы следующие лексемы: сила света, кометный шлейф, дистанция и т. п.
Следует отметить, что с целью достижения наибольшей экспрессии Гаспринский в своих текстах широко применял различные лексические приемы. Один из них - лексические повторы - намеренное повторение в каком-либо участке текста одного и того же слова или речевой конструкции. Данный стилистический прием, усиливающий выразительность речи, мастерски использовал Гаспринский. Так, в статье «Учитель» находим такое подтверждение данного тезиса: «Давно пора, давно следовало понять, что самый большой расход наш должен быть расход на обучение. Пора понять, что самые полезные люди - это учителя, пора понять, что стыдно и грешно давать учителю за неделю 5 копеек и тратить ежедневно 10-20 копеек на лишнюю чашку кофе или чая» [11].
Еще один лексический прием, который довольно часто применял Гаспринский -использование противопоставлений. Это стилистический прием, основанный на противопоставлении понятий, мыслей, образов и направленный на усиление
выразительности речи. Так, в статье «Восток и Запад», опубликованной в одном из мартовских номеров «Терджимана» за 1902 год, антонимичные понятия выведены в заголовок, что подразумевает построение всего текста на основе антитезной конструкции, то есть противопоставления в данной статье начинаются с заголовка. Слова с противоположным лексическим значением «Запад» и «Восток» составляют антонимическую пару. При детальном исследовании данного текста можно найти следующие противопоставления: «Восточные народы, положив начало человеческим знаниям и общежитию, значительно развили их и передали западным народам», «Запад поголовно учится, на Востоке грамотеи - редкость», «Запад стремится во всем вперед, Восток постоянно оглядывается назад» (в данном предложении использованы две антонимические пары), «Западный человек не оставляет без внимания даже детский лепет, а мнящий себя ученым восточный человек не хочет видеть или слышать бурные, могучие потоки жизни целых народов» ^^
В публицистике часто используется такой прием, как лексические повторы - намеренное повторение в определенном участке текста одного и того же слова, словосочетания, выражения. Благодаря этому усилению фиксируется внимание читателя на данном контексте, это придает определенную связность и упорядоченность его построения. В публицистических произведениях Гаспринского также имеются примеры использования автором данного приема. Лексические повторы применяются Гаспринским в статье «Служить лишь правде»: «Мы говорим: наш народ болен, это значит, что надо его скорее лечить и помочь ему. Мы говорим: наша страшная болезнь - невежество, это значит, что всем нам надо побольше и получше учиться. Мы говорим: между нами есть ябедники и мошенники, это значит, что надо постараться, чтобы их не было, не надо их терпеть, не надо давать ходу, принимая безучастно в свою среду»
Публицистике Гаспринского также характерно вкрапление разговорной речи. Автор не столь часто использует просторечную лексику, но обращение к ней свидетельствует о том, что Гаспринский владел обиходной речью и все-таки применял ее в своих публицистических произведениях. Так, в статье «Судьбы магометанства» Гаспринский использует следующие лексемы из категории просторечной лексики: «Короче, мы думаем, что человек, каких бы верований он ни был, образовавшись, просветится»,
«Между нами есть ябедники, мошенники» [9].
К лексическим средствам газетно-публицистического стиля относятся также пословицы, поговорки, фразеологизмы. Публицисты часто прибегают к их использование в своих текстах с целью повышения силы воздействия на читателя при помощи пословично-поговорочных выражений, фразеологизмов. Цитируя их, автор не только привлекает внимание читателя к излагаемому материалу, но и показывает свою эрудицию, кругозор. В публицистических произведениях Гаспринского нередко встречаются пословицы, поговорки, фразеологизмы. Как правило, автор, подводя итог изложенному в той или иной статье, заканчивает ее пословицей. В качестве такого примера можно привести фрагмент статьи Гаспринского «По поводу интеллигентных татар»: «Мусульманская интеллигенция настолько возросла по крайней мере количественно, что колит глаза единоверцев-невежд. Выходит поистине драматическое положение для интеллигентного
татарина: «Куда не кинь, все клин»
В контексте языково-стилистических характеристик публицистики Гаспринского необходимо отметить еще одну особенность. В текстах Гаспринского часто встречается использование таких лексем, как «Аллах», «Бог», «Божье», «Господь», лексических выражений типа «как утверждает Пророк», «О, Аллах!», «ради Бога», «Божье
наказание», «Бог дал», «предписанное Богом» и т. п.Частое апеллирование Гаспринского к подобной лексике, а также многократные интерпретации изречений из Корана следует рассматривать не как обращения религиозного фанатика, а как человека, выросшего и воспитанного в традиционной крымскотатарской семье, основанной на исламских ценностях. Следует отметить, что лексика, характерная для речи мусульманина, отличается изобилием подобных лексических форм и частым обращением к Пророку. И в данном контексте речь Гаспринского-публициста является ярким подтверждением данного тезиса.
Так, в статье «Труд и прогресс» находим следующие выражения: «Высокий Коран приказывает нам после необходимой молитвы трудиться и искать даров, созданных благодатью Аллаха для наших же потребностей», «Кто не трудится, тот не идет к
бедности, нужде, граничащей с преступлением, как указал Пророк наш» Для
придания большей выразительности тексту публицистами широко используются тропы и стилистические фигуры, усиливающие выразительность речи пишущего или говорящего. Одним из наиболее продуктивных методов украшения газетной речи является использование публицистами в текстах метафоры - слов в переносном значении на основе аналогии, сравнения, сходства. Публицистическая метафора основывается на ассоциативности, возникающей в результате субъективного впечатления, эмоционального восприятия, что способствует более яркому представлению описываемой автором реальности.
Приведем примеры использования Гаспринским тропов и стилистических фигур. В передовице «Духовенство», рассуждая о духовном управлении мусульман, задачах муфтията, а также роли прессы в освещении вопросов религиозной жизни, Гаспринский применяет такую метафору: «Духовное правление и муфтии могли бы решительно принять меры к содействию по поступательному движению населения в различных сферах жизни. Мы же из своего скромного уголка своим скромным перышком будем отмечать по возможности все явления, и радоваться всему доброму и хорошему»
Экспрессивность текста достигается различными языковыми средствами, в том числе синтаксическими: непосредственно построением, составлением предложений, использованием вопросительных, восклицательных предложений, применением вводных слов, обращений и т. п. Необходимо отметить, что Гаспринский успешно применял в своих публицистических произведениях синтаксические языковые средства. Особенно часто прибегал к использованию вопросительных предложений.
В статье «Слово к интеллигентным мусульманам» встречаем целый абзац, составленный из вопросительных предложений»: «Кто из нас написал хорошую интересную книжку и народ отказался читать? Кто из нас открыл школу, улучшенное ремесленное или техническое учреждение и народ прошел мимо? Кто из нас дал или показал народу усовершенствованный плуг, станок, веретено и он не обратил внимания? Кто из нас энергично взялся за устройство какого-либо общественного дела и народ не поддержал
его?» [7]. В данном случае автор использует этот прием для более сильного воздействия на адресата и привлекает внимание читателя именно вопросительными предложениями.
К изобразительным средствам речи также относятся текстовые, когда публицист прибегает к использованию абзацного членения текста: в отдельный (е) абзац (ы) может быть выделено одно или несколько предложений с целью акцентирования внимания читателя именно на нем (них). Как правило, это небольшие по форме и объему предложения, имеющие законченную мысль. Автор использует данный прием для того,
чтобы адресату было быстрее, удобнее найти и прочитать определенный контекст, несущий ключевую нагрузку в конкретном тексте.
Проецируя данный тезис к публицистике Гаспринского, находим такие примеры.
В заметке «Наши пожелания», опубликованной в последнем номере «Терджимана» за 1893 год, Гаспринский, подводя итоги уходящего года, выражает свои пожелания различным категориям граждан современного ему общества и для этого использует принцип абзацного членения текста, выделив в отдельный абзац несколько предложений, отражающих основное его содержание:
«Земледельцам мы желаем приобретения и применения лучших способов культуры, ибо благ, сколько умеешь просить.
Ремесленникам нашим мы также желаем расширит сбыт, а следовательно, и заработок.
употребления лучших, новейших орудий, земля такая мать, которая дает столько
усовершенствования производства, что
Торгующим желаем больших, но честных, счастливых оборотов и обмена с наибольшими базарами России и других стран.
Интеллигентной нашей молодежи мы желаем того же, чего она сама желает: роста, серьезности и плодотворного труда по пути обновления и прогресса»
Как правило, заголовки статей отражают информацию о содержании текста. Являясь в а ж не йшим э ле ме нто м ма те риа ла , з а голов ок ра с с чита н на прив ле ч е ние в нима ния аудитории к конкретному контенту и именно с него начинается знакомство читателя с текстом. Говоря о заголовках газетных текстов Гаспринского, следует отметить, что автор преимущественно применяет лаконичные формы, состоящие, как правило, из одного, двух или трех слов: «Равнодушие», «Мерзость», «Панисламизм», «Важный вопрос», «Прекрасный факт», «Обучение девочек», «Вечно неизменная истина», «Библиомания древних мусульман», «Мусульманское население России» и т.п. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что Гаспринский, умевший несколькими словами сформулировать в заголовке суть того, о чем желал донести до читателя в статье, стремился к кратким, но емким и экспрессивным формулировкам, что красноречиво свидетельствует о ма с те рс тв е а в тора .
Гаспринский нередко использует в заголовках своих текстов знаки препинания, особенно вопросительный знак, что свидетельствует о том, что автор стремится придать контенту еще большей экспрессии. Вот несколько примеров подобных заголовков: «Что нам нужно?», «Что делать?», «Чем объяснить?» и т.п. Выражая вопрос или сомнение, Гаспринский задает тон статьи уже в заголовке, таким образом подготавливая читателя к тому, что в продолжение текста либо в его заключении он сможет найти ответ на вопрос, который вынесен в заголовок. Так, в заметке «Что делать?» автор рассуждает о проблемах устройства быта и способах выживания в быстроменяющемся мире. Постановка вопроса в заголовке служит привлечению внимания читателя, который, дочитав материал до конца, находит на него следующий ответ: «Если вы спросите, что делать, ответ один: учиться, знать, развивать ум. Только тогда руки сделают свое дело как должно. Человек, сойдя с колыбели, должен поступить в школу, в дом учения, знания, опыта и разного труда. Только пройдя эту школу, он может вступить на поле жизни достаточно вооруженный. Что делать? Любя Бога и людей, творить добро (ради будущей жизни) и умело работать для обеспечения настоящей. Другого ответа я не
знаю»
Таким образом, язык и стиль публицистических произведений Гаспринского, отличающийся широким использованием языковых и стилистических форм, лексических, морфологических, синтаксических, текстовых языковых средств, отвечает всем требованиям газетно-публицистичекого стиля и характеризует публицистику Гаспринского как актуальную, востребованную не только для его современников, но и для последующих поколений читателей.
Библиография
1. Две кометы. / Терджиман. - 1886. - №3, 17 января
2. Духовенство. / Терджиман. - 1887. - №2, 25 января.
3. Запад и Восток. / Терджиман. - 1902 . - №12, 29 марта.
4. Наши пожелания. / Терджиман. - 1893. - №46, 31 декабря.
5. О кустарных производствах. / Терджиман. - 1890. - №35, 14 октября
6. По поводу интеллигентных татар. / Терджиман. - 1890. - №41, 20 ноября.
7. Слово к интеллигентным мусульманам. / Терджиман. - 1887. - №27, 14 сентября.
8. Служить лишь правде. / Терджиман. - 1883. - №10, 1 июля.
9. Судьбы магометанства. / Терджиман. - 1883. - №10, 1 июля.
10. Труд и прогресс. / Терджиман. - 1897. - №15, 28 августа.
11. Учитель. / Терджиман. -1883. - №14, 26 июля.
12. Что делать? / Терджиман. - 1903. - №21, 2 июня.