Научная статья на тему 'ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО: РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА'

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО: РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО: РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Tashkent Institute of Economics and Pedagogy Science, education, innovation: modern tasks and prospects

Ташкентский институт экономики и педагогики Наука, образование, инновации: современные задачи и перспективы

joshkennqisodzis^^

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО: РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Н. З. Мамедова

и.о. доцента кафедры «Языки и дошкольное образование» Ташкентского экономического и педагогического института, Узбекистон

Каков язык - таков и человек, таково и общество. Через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. Стиль жизни формируется стилем речи. Стиль речи создает общественный настрой. В начале XXI в. мы ясно ощущаем, что живем в новом стиле, и конечно, мы не можем не замечать, что на наших глазах скудеет прекрасный, удивительно богатый, яркий, образный русский язык.

Безграмотность, бедный словарь, отсутствие логики, грубость, ненормативная лексика, примитивная аргументация - вот черты современной русской речи. Язык - это форма существования сознания, и преобладание примитивного, агрессивного, грубого языка говорит о соответствующем состоянии сознания нации. "Обращаться с языком кое-как - значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно"[1]. Единственный способ справиться с этими проблемами состоит в изме-нении отношения к языку, в нахождении способа выработать в людях способность пользоваться всем богатством языка, тем самым подняв на другой уровень и их сознание. Все разговоры о нравственности, толерантности, воспитании остаются пустыми словами до тех пор, пока люди слышат и используют тот язык, который в наши дни стал основной формой общения. Когда говорят о нормативной речи, чаще имеют в виду ее письменную форму ("Тотальный диктант" - более 80 % сделали ошибки в слове интеллигент), но не менее важна устная. Так считал и А.П. Чехов: "В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать"[2]. А для всего русского мира должно быть престижно говорить по-русски правильно. Язык средств массовой информации вызывает особенно большие нарекания. СМИ не только допускают неформал пополнения лексики за счет заимствований. Однако сегодняшний наплыв американизмов, переполнивших экономи-ческую, коммерческую, финансовую, музыкальную лексику, язык рекламы и средств массовой информации, трудно сравнить с любым другим периодом развития русского языка. Не могут не вызывать неприятия упс, вау, хотя некоторые заимствованные слова стали частотными: кофе-брейк, саммит, бренд, отель, гастарбайтер, топ-менеджер, холдинг и т. д. При этом есть целый

328

Tashkent Institute of Economics and Pedagogy Science, education, innovation: modern tasks and prospects

Ташкентский институт экономики и педагогики Наука, образование, инновации: современные задачи и перспективы ^oshkentjqtisodiyot^a^edagogikajnstituti^^^^^^^

ряд заимствований, которые обозначают не новые для нас понятия, для которых уже существуют слова в русском лексиконе, например: бойфренд - приятель, дайджест - обзор, имидж - образ, пазл - головоломка, паркинг - стоянка, сервис - обслуживание, тинэйджер - подросток, эксклюзивный - исключительный, уикэнд -выходные, и пр. Некоторые из таких слов уже прочно вошли в русский язык, другие, возможно, в конечном счете, исчезнут или приобретут более узкие значения. Но чем хуже слова русские? Кроме проникновения вульгаризмов и неоправданного числа заимствований, удручает стиль ведения различных дискуссий, теледебатов и прочих такого рода передач: мало того, что участники считают возможным вести себя как торговки на рынке, еще и ведущие позволяют себе откровенное хамство. Но ведь наши дети, немалое время проводящие у телевизора, будут жить в стиле низкопробных сериалов и крайне агрессивной полемики и вырастут людьми без нравственного стержня, культуры, вкуса. Продукция в средствах массовой информации должна быть культурно значимой: нельзя пускать в эфир все подряд. В результате падения уровня культуры в средствах массовой информации мы отмечаем скудость словарного запаса современных молодых людей, в том числе и студентов.

Материал, использованный для проведения тестирования на знание лексического значения книжных слов, в аудитории университетских студентов-первокурсников вызвал серьезные затруднения: многие не знали таких слов, как дилемма, компетенция, альтруист, всенощная, монолит, идентичность, альянс, аутентичный, периферия. Наблюдаемые в последние годы языковые явления являются всего лишь индикатором, и очень точным, изменений в общественном сознании. Никакие меры, которые будут предложены применительно к собственно языку, не дадут результатов до тех пор, пока не изменится отношение к гуманитарной составляющей нашей жизни. Ни закон о языке, ни круглые столы, ни цензура, ни запреты на использование каких-то слов никаким образом не изменят ситуации до тех пор, пока не будут приняты новые ориентиры, пока люди не перестанут быть равнодушными к тому, что слышат. Нужно предоставлять в информационном пространстве место и время для трансляции позитивных ценностей, пропаганды высоких нравственных идеалов. В современных профессиональных сообществах нет понимания простой мысли: всякая интеллектуальная профессия связана с языком. Например, политика есть общение, искусство объеди-нять людей, а достижение этого возможно только с помощью слова. Поэтому слово - главное орудие политика. Где наш политик учится слову? И каким словом он руководит обществом? Успех в предпри-нимательстве связан с речью, ибо всякое дело

329

Tashkent Institute of Economics and Pedagogy Science, education, innovation: modern tasks and prospects

Ташкентский институт экономики и педагогики Наука, образование, инновации: современные задачи и перспективы ^oshkentjqtisodiyot^a^edagogikajnstituti^^^^^^

организуется через слово, но наш бизнес по преимуществу скопирован с западных образцов, поэтому самостоятельного успеха ждать неоткуда. То же самое можно сказать о речевом труде учителя, врача, юриста, военного - кто и когда обучал их владению словом? Лидерство в культурном и экономи-ческом соревновании получают те страны, в которых развит язык, точнее - технология и формы речевой коммуникации, и нормализована речевая этика общества. Необходимо вселять в сознание каждого человека, что через язык выражена вся сущность человека. Встречают по одежке, провожают по уму, выраженному через слово. Скажи мне слово - и я скажу, кто ты. Культура реализует себя через язык, а хорошая речь может основываться только на культуре [3].

Сохранение и укрепление позиций русского языка невозможно без кардинального изменения преподавания языка, в первую очередь в школе. В школе не может уменьшаться число часов на изучение

русского языка и литературы! Ни в коем случае нельзя упразднять сочинения, несмотря на разговоры, что, дескать, все списывают. Я радуюсь тому, что сочинение возвращается в школы. Хотя эссе и набор текстов для ЕГЭ по русскому языку действительно проверяют очень важные пласты языковых знаний, но все-таки обучение должно проходить не только ради подготовки к ЕГЭ. А ведь раньше ученики немало произведений учили наизусть, сегодня же просто не читают. Газета "Комсомольская правда" проводила опрос "Что читают жители столицы?", и выяснилось, что 40 % читают книги от случая к случаю, 37 % книг вообще не читают, 23 % читают постоянно, а домашние библиотеки имеют только 4 % опрошенных. Меня потрясли результаты опросов школьников в нескольких городах. Вопросы были элементарные: произведения каких писателей - Толстого, Чехова, Достоевского, Набокова -читал или не читал и что нравится или не нравится. Около 30 % ребят просто перечеркнули анкеты и написали: "ненавижу"! Это страшно. И само по себе, и потому что это результат школьной работы: значит, такие преподаватели. Мы должны готовить преподавателей, которые любят детей, стремятся к тому, чтобы передать все свои знания ребятам, заинтересовать их. Нужно, чтобы каждый ученик чувствовал себя совершенно спокойно и раскованно в школе, хотел учиться, умел выразить свои мысли, не боялся спросить, не боялся сказать, что думает. А такой настрой во многом формируется на уроках родной речи, как бы эти предметы ни назвались. Я анализировала учебники, по которым преподают русский язык в российских школах, и честно скажу - среди них не оказалось ни одного издания, которым можно было бы гордиться. Ребенку не определения надо зубрить, а понять всю систему русского языка,

330

Tashkent Institute of Economies and Pedagogy Science, education, innovation: modern tasks and prospects

Ташкентский институт экономики и педагогики Наука, образование, инновации: современные задачи и перспективы

почувствовать его красоту, богатство. По моему мнению, лучшим из всех оказался учебник, написанный еще в 1934 г. профессором Львом Владимировичем Щербой, который преподавал на филфаке ЛГУ Поэтому чтобы выстроить, оптимизировать обучение русскому и литературе, Петербургский университет заканчивает разработку серии учебников по всей школьной "линейке" - с первого класса до выпускного. Надеюсь, что наши издания будут рекомендованы, и осваивать красоту родной речи станет проще и удобнее. Нет сомнения в том, что народ внутренне осознает и ценит красоту и богатство родного языка и умеет им пользоваться. Популярность в русском устном народном творчестве анекдотов, построенных на игре языка, общеизвестна. Та скорость, с которой распространялся среди пользователей интернета так называемый "олбанский", тоже говорит об интересе к языку, присущем носителям русского языка. Конечно, это не тот эпистолярный жанр, который процветал в XIX в., но, тем не менее, люди опять стали общатьсяписьменно. В интернете люди общаются только в письменной форме, при этом очень активно. И, к сожалению, поражает чрезвычайно низкий уровень владения языком и чрезвычайно агерссивный, безапел-ляционный стиль письменного общения. Сейчас много говорят о значении физкультуры и спорта для здоровья нации и гораздо меньше - о литературе и искусстве, которые, в отличие от спорта, укрепляют не тело, а душу и сознание, т. е. именно то, что отличает человека от животных.

References / Литература

1. Толстой А.Н. Полн.собр.соч. В 15 т. Т.12. М., 1947 - 1951.

2. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Т.16. М., 1974 - 1988.

3. Аннушкин В.И. Выступление на Совете по государственной культурной политике-при Председателе Совета Федерации "Сохранение и развитие языковой культуры: нормативно-правовой аспект" (16 октября 2009 г).

4. www.rosettastone.com.

5. www.duolingo.com.

6. www.busuu.com.

331

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.