Научная статья на тему 'Язык и мир: проблемы взаимодействия'

Язык и мир: проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
899
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА / ЯЗЫК / ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОНИМАНИЕ / REALITY / LANGUAGE / SOCIETY / PERSONALITY / A LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD / EDUCATION / UNDERSTANDING / РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нестерцова Светлана Григорьевна

Рассматривается роль языка в деятельности человека. Особое внимание уделяется формированию и особенностям языковой картины мира в условиях мира глобальной коммуникации. Показана диалектическая связь языка и мира, запечатленного в языке. Отмечена необходимость подготовки специалиста, понимающего язык как важнейший инструмент конструирования им мира человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language and world: problems of interaction

The article examines the specific role of language by the organizing of human activity. The article draws attention to the formation and specifics of a language picture of the world. It is noted in the article the importance of developing human resources understanding the language as a tool for designing consciousness.

Текст научной работы на тему «Язык и мир: проблемы взаимодействия»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). Философия. Социология. Культурология. Вып. 37. С. 70-74.

УДК 391

ББК63.5

С. Г. Нестерцова ЯЗЫК И МИР: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Рассматривается роль языка в деятельности человека. Особое внимание уделяется формированию и особенностям языковой картины мира в условиях мира глобальной коммуникации. Показана диалектическая связь языка и мира, запечатленного в языке. Отмечена необходимость подготовки специалиста, понимающего язык как важнейший инструмент конструирования им мира человека.

Ключевые слова: реальность, язык, общество, человек, языковая картина мира, образование, понимание.

В условиях современного мира - мира глобальной коммуникации - язык призван зафиксировать особенности жизнедеятельности человека в современном обществе, демонстрируя новые виды деятельности, явления и события, динамично сменяющие друг друга и не только оформляющиеся в языке, но и через него проявляющиеся. Хорошо известно, что в языке закрепляются и предстают не просто результаты деятельности человека, но и отражается его видение мира [3; 13], который все более и более конструируется им. Поэтому, обращаясь к анализу языка, мы рассматриваем его как особую форму проявления сознания, фиксирующую и проявляющую мировоззрение человека.

Язык возникает, являясь сложной семиотической системой, формируется и развивается в процессе онтогенеза и филогенеза человека. Следовательно, он связан непосредственно с пребыванием человека в сложной и динамичной социальной реальности, взаимодействие с которой довольно многопланово, прежде всего, для человека. Ведь изменения в жизнедеятельности человека и общества неизбежно приводят к изменениям в языке [1; 5; 8] — он (язык) отражает их. Так, выход человека в космос и освоение Луны ввели в повседневный лексикон слова «космонавт», «космический корабль», «луноход» и т. п. Переход к рыночной экономике в СССР и затем России привели к появлению таких слов, как «ваучер», «приватизация», «фермерское хозяйство», «биржа», «акции» и др. В процессе реализации социально-демогра-фической программы сформировался термин «материнский капитал». Развитие информационных и коммуникационных технологий закрепили в языке глобальное информационное медиа-пространство, «отправив» человеку мес-

седж о его существовании и так далее. Подобных примеров можно найти огромное количество, что не является нашей задачей в рамках статьи. Мы лишь хотим подчеркнуть, что влияние общества на язык очевидно.

При этом следует отметить, что существует и обратное влияние - новые обозначения, вводимые в языке, способны сами порождать как новые предметы, так и новые явления. Например, престижная/непрестижная модель мобильного телефона делает успешным или безуспешным ее обладателя в глазах его окружения и своих собственных, введение всевозможных рейтинговых критериев и показателей предоставляет возможность занимать те или иные статусы (число лауреатов той или иной премии определяет уровень развития страны) и приобретать символический капитал [1; 10; 16].

Так, язык как атрибут деятельности человека (она творится, передается и осмысливается в его (языковых) формах) выступает в качестве способа ее существования и важнейшего условия ее дальнейшего развития. Вместе с тем язык есть продукт деятельности - он развивается в процессе деятельности, осуществляемой в конкретном социокультурном пространстве, приобретая способность выполнять функцию репрезентации этого пространства, выступая средством предъявления его основных установок. Следовательно, общество и человек существуют и развиваются в определенной «языковой оболочке».

Постепенно язык, создавая свои языковые конструкции (знак, слово, образ), кодирует и подменяет реальность. Эти конструкции играют важную роль в создании стереотипов (например, «свой», «модный тренд», «игрок» и т. п.) в сознании людей и ведут к стандартизации и унификации поведения человека в обще-

стве («так же, как все»). Объясняется это тем, что сознание через знаковые, словесные и образные штампы создает определенную картину мира в том или ином аспекте (позитивный смайлик, «светлое будущее» и так далее) и предлагает вариант поведения в нем.

Человек, благодаря языку, принимает описание реальности как ее саму: переживает и проживает в мире грез, любит и страдает вместе с «героями» времени и т. п. [10]. Все это ведет к формированию так называемой «языковой картины мира», в рамках которой человек вынужден организовывать свое существование, ибо мир зафиксирован в языке. Именно с помощью языка формируются и существуют представления и знания человека о мире. Отражая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует в языке результаты его осмысления. Поэтому неслучайно проявление особого внимания к языку со стороны правителей тоталитарных государств (В. И. Ленин вел борьбу за «чистоту» языка, статья И. В. Сталина о языке, борьба Л. И. Брежнева с «заражением» языка иностранной лексикой, лидер КНДР сегодня видит в Интернете угрозу безопасности государства и так далее).

Безусловно, язык, являясь средой обитания человека, не существует вне него как объективная данность, он находится в нем самом - в его сознании. Язык меняет свои очертания с каждым движением мысли [9] и, развиваясь, самостоятелен [11; 14] - реальный мир существует лишь постольку, поскольку он отражен в языке. «Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим языком. Мы выделяем в мире явлений те или иные категории и типы совсем не потому, что они самоочевидны, напротив, мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит в основном — языковой системой, хранящейся в нашем сознании. Мы расчленяем мир, организуем его в понятия и распределяем значения так, а не иначе, в основном потому, что мы участники соглашения, предписывающего подобную систематизацию. Это соглашение имеет силу для определенного языкового коллектива и закреплено в системе моделей нашего языка» [14]. Описание мира в мифах задавало образцы поведения человека в подобных ситуациях. Языковые образы реальности (особенно в виде ярких картин) ведут к формированию и установлению основной «повестки дня» общества. Вывод о лингвистической относительно-

сти получил развитие в работах Д. Олфррда, Дж. Кэррола, Д. Хаймса и др. [18]. Хотя следует отметить, что в ряде работ он подвергается серьезной критике [4; 12; 15].

Вслед за Г. Гадамером, К. Леви-Стросом и У. Эко [2; 6; 19] мы считаем, что язык, в котором мы живем, определяет нас. «Как мы воспринимаем природные данности нашего существования и нашего мира, — все это образует действительный герменевтический универсум, в котором мы не заперты, как в непреложных границах, но которому мы открыты» [2. С. 42]. «Слово и изображение - это не просто последующая иллюстрация; они позволяют тому, что представляют, быть полностью тем, что оно есть» [2. С. 190].

Более того, язык не просто сформированный и закрепленный образ реальности в сознании человека, он ее конструктор, потому что предлагает картину реальности через языковую картину мира. Ведь «человек, живущий в мире, не просто снабжен языком как некоей оснасткой - но на языке основано и в нем выражается то, что для человека вообще есть мир» [2. С. 512-514]. «Язык действительно раскрывает наше отношение к миру в его целостности» [2. С. 519]. «В языке становится видимой та действительность, которая возвышается над сознанием каждого отдельного человека». Однако мир не является предметом языка. «Скорее то, что является предметом познания и высказывания, всегда уже окружено мировым горизонтом языка. Языковой характер человеческого опыта мира не включает в себя опредмечивания мира» [2. С. 520].

Фактически языковая картина мира зависит не только и не столько от научных знаний о мире, сколько и еще от обыденных представлений о нем и личного опыта человека, она непосредственно связана с ними. Явления и предметы мира предстают в сознании человека в виде внутреннего образа и предъявляются с помощью языка. Как отмечал А. Н. Леонтьев, существует особое измерение, представляющее человеку окружающую его действительность, которое определяется как «смысловое поле» или система значений [7]. Следовательно, картина мира - это система образов, порожденных и сконструированных сознанием. М. Хайдеггер указывал, что при слове «картина» мы думаем, прежде всего, об отображении чего-либо: «картина мира, сущностно понятая, означает не картину, изображающую мир, а мир, понятый как картина» [17]. «Вовсе не то,

что благодаря изображению представленный объект обретает новый, собственный способ проявления, скорее, наоборот: поскольку такой человек должен показывать и представлять себя, поскольку он должен репрезентироваться, изображение приобретает свою собственную действительность. Несмотря на это, здесь таится поворотный пункт: он сам, демонстрируя себя, должен соответствовать направленному на него ожиданию изображения, и только потому, что он таким образом обретает бытие в демонстрации себя, он, собственно говоря, и представляется в изображении. Следовательно, первым здесь наверняка оказывается самопредставление, вторым — представление в изображении, обретаемое этим самопредставлением. Репрезентация изображения - это особый случай репрезентации как общественного события. Но тогда и второе обладает обратным воздействием на первое. Тот, чье бытие в такой существенной степени включает в себя само-ттоказ, уже не принадлежит себе <...> он не может воспротивиться представлению себя в изображении, а поскольку эти представления определяют образ, создаваемый его изображениями, он в конце концов оказывается должен показывать себя таким, как это предписывает его изображение <...> здесь первообраз становится образом только с помощью изображения, но тем не менее при этом изображение не представляет собой ничего, кроме явления первообраза» [2. С. 189].

Тем не менее, между картиной мира как отражением реального мира и картиной мира в языке как фиксацией этого отражения существуют сложные взаимоотношения. Картина мира может быть передана в различных не только пространственных (север - юг, далеко - близко), временных (ночь - день, весна — осень) и количественных (один — несколько) характеристиках. Она может содержать в себе этические (любовь, предательство), эстетические (красота, безобразное) и многие другие характеристики, выбор которых диктуется различными факторами. Поэтому мы полагаем, что в числе важнейших факторов, влияющих на языковую картину мира, прежде всего, следует назвать ценностные установки и ориентации самого ее автора.

Также языковая картина реальности во многом, по нашему мнению, предшествует индивидуальной картине мира и формирует ее, потому что человек способен воспринимать и понимать мир и самого себя с помощью языка,

в котором закрепляется социальный опыт как в целом общечеловеческий, так и свой личный. Именно последний и определяет специфические особенности языка, в которых в сознании его носителя возникает определенная картина мира, позволяющая увидеть мир и найти свое место в нем.

В языковой картине заключаются как объективные знания о мире, так и субъективные представления и переживания о нем, что неизбежно ведет к искажению знаний. В результате картина мира постоянно меняется, дописывается и переписывается. Это наиболее отчетливо представляется в политической риторике (борьба за мир и установление демократии через принуждение к миру), представлениях о прошлом и настоящем (разоблачения и расследования), индустрии шоу-бизнеса (поиски королей и кумиров) и т. п. Языковая картина мира несет в себе и хранит следы этих искажений и уточнений (вера в магические обряды, в доброго царя и так далее), и видение мира отчасти оказывается «в плену» у языка. По сути, форма начинает устанавливать свое господство над содержанием. Мир, благодаря языку, начинает конструироваться формами языка, в сознании человека оформляется определенный тип его отношений к миру и самому себе, где правят бал симулякры (образы), фиксируя и задавая нормы поведения и определяя отношение к ним. Назревает необходимость в формировании личности, умеющей рационально и критически мыслить, принимать ответственные решения. В этой ситуации начинает особый статус приобретать языковое образование, потому что общество нуждается не только в специалисте, владеющем тем или иным иностранным языком, но и в специалисте, умеющем понимать мир и свое место в нем не только на уровне языковых конструкций. Современное языковое образование должно учить мыслить о мире и осмысливать его в различных и неязыковых формах.

Список литературы

1. Бодрияйяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2006. -399 с.

2. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. -М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

3. Гумбольт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольт. - М.: Прогресс, 2000. - 400 с.

4. Колшанский, Г. В. Контекстная семантика / Г. В. Колшанский. - М.: Наука, 1980.

154 с.

5. Кукушкин, Е. И. Познание, язык, культура / Е. И. Кукушкин. - М„ 1984. - 278 с.

6. Леви-Стросс, К. Структура и форма. Размышления об одной работе Владимира Проппа / К. Леви-Стросс // Семиотика. Антология. - М.; Екатеринбург: Академ, проект: Деловая кн., 2001.-С. 453-471.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1977.-380 с.

8. Маркарян, Э. С. Науки о культуре и императивы эпохи. К обоснованию ключевой роли знаний о способе социокультурного типа самоорганизации в условиях современного планетарного кризиса / Э. С. Маркарян. - М.: Прогресс, 2000. - 248 с.

9. Маслова, В. Лингвокультурология / В. Маслова. - М.: Аспект-пресс, 2001. - 444 с.

Ю.Прилукова, Е. Г. Власть образов: знако-во-символическое бытие власти / Е. Г. Прилу-кова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2011. - 204 с.

П.Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи / Э. Сепир. - М.: Универс, 1993.-228 с.

12.Серебренников, Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Б. А. Серебренников. - М.: Наука, 1988. - 242 с.

13.Тарасов, Е. Ф. Язык и сознание: парадоксальная рациональность / Е. Ф. Тарасов. - М.: Ин-т языкознания, 1993. - 174 с.

14.Уорф, Б. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б. Уорф // Новое в зарубежной лингвистике. — 1960. — Вып. 1. - С. 174.

15.Фрумкина, Р. М. Психолингвистика: что мы делаем, когда говорим и думаем. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 184 с.

16.Фуко, М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности: Работы разных лет / М. Фуко. - М.: Касталь, 1996. - 449 с.

17.Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер. — М.: Республика, 1993.-447 с.

18.Хаймс, Д. Опыт создания модели процесса коммуникации для ситуаций межкультурного процесса / Д. Хаймс. - М.: Проект. - 224 с.

19.Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. - СПб.: Петрополис, 1998.-432 с.

Сведения об авторе

Нестерцова Светлана Григорьевна - кандидат педагогических наук, зав. кафедрой международной коммуникации Южно-Уральского государственного университета (Челябинск). sgn.29@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 19 (374). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 37. Pp. 70-74.

LANGUAGE AND WORLD: PROBLEMS OF INTERACTION

S. G. Nestertsova

South Ural state University (Chelyabinsk), sgn.29@mail.ru

The article examines the specific role of language by the organizing of human activity. The article draws attention to the formation and specifics of a language picture of the world. It is noted in the article the importance of developing human resources understanding the language as a tool for designing consciousness.

Keywords: reality, language, society, personality, a language picture of the world, education, understanding.

References

1. Bodrijajj ar Zh. Simvolicheskij obmen i smert' [Symbolic exchange and death]. Moscow, Dobrosvet Publ, 2006. 399 p. (In Russ.).

2. Gadamer H.-G. Istina i metod: Osnovy filosofskoj germenevtiki [Truth and method: Fundamentals of philosophical hermeneutics]. Moscow, Progress Publ., 1988. 704 p. (In Russ.).

3. Gumbol't V. fon. Izbrannye trudy po jazykoznaniju [Selected works on linguistics]. Moscow, Progress Publ., 2000. 400 p. (In Russ.).

4. Kolshanskij G.V. Kontekstnaja semantika [Contextual semantics]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 154 p. (In Russ.).

5. Kukushkin E.I. Pozncmie, jazyk, kul'tura [Cognition, language, culture]. Moscow, 1984. 278 p. (In Russ.);

6. Markarjan Je.S. Nauki о kul'ture i imperativy jepohi. К obosnovcmiju kljuchevoj roll znanij о sposobe sociokul 'turnogo tipa samoorganizacii v uslovijah sovremennogo planetarnogo krizisa [Science on the culture and imperatives of the era. To the substantiation of the key role of knowledge about how socio-cultural type of self-organization in the conditions of contemporary planetary crisis], Moscow, Progress Publ., 2000. 248 p. (In Russ.).

7. Maslova V. Lingvokulturologija [Cultural linguistics]. Moscow, Aspekt-press Publ., 2001.444 p. (In Russ.).

8. Prilukova E. G. Vlast' obrazov: znakovo-simvolicheskoe bytie vlasti [The power of images: the symbolic Genesis of power], Cheljabinsk, JuUrGU Publ., 2011. 204 p. (In Russ.).

9. Levi-Stross K. Struktura i forma. Razmyshlenija ob odnoj rabote Vladimira Proppa [The structure and form. Reflections about a single work of Vladimir Propp]. Semiotika. Antologija [Semiotics. Anthology]. Moscow; Ekaterinburg, Akademicheskij proektPubl.: DelovajaknigaPubl., 2001. Pp. 453-471 (In Russ.)

10.Leont'evA.N.Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Pedagogika Publ., 1977. 380 p. (In Russ.).

ll.Sepir Je. Izbrannye trudy po jazykoznaniju i kul'turologi [Selected works on linguistics and cultural studies]. Moscow, Univers, 1993. 228 p. (In Russ.).

12.Serebrennikov B.A. Rol'chelovecheskogo faktora v jazyke. Jazyk i myshlenie [The role of human factor in language. Language and thought]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 242 p. (In Russ.).

13.Tarasov E. F. Jazyk i soznanie: paradoksal'naja racional'nost' [Language and consciousness: paradoxical rationality]. Moscow, Institut jazykoznanija Publ., 1993. 174 p. (In Russ.).

14.Uorf B. Otnoshenie norm povedenija i myshlenija к jazyku [The ratio of norms of behaviour and thinking to language]. Novoe v zarubezhnoj lingvistike [New in foreign linguistics], 1960, vol. 1, p. 174 (In Russ.).

15.Frumkina R.M. Psiholingvistika: chto my delaem, kogda govorim i dumaem [Психолингвистика: что мы делаем, когда говорим и думаем]. Moscow, GU VShJe Publ., 2004. 184 p. (In Russ.).

16.Fuko M. Volja к istine: Po tu storonu znanija, vlasti i seksual'nosti: Raboty raznyh let [The will to truth: beyond knowledge, authority and sexuality: works of different years]. Moscow, Kastal' Publ., 1996. 449 p. (In Russ.).

17.Hajdegger M. Vremja i bytie: Stat'i i vystuplenija [Time and being: Articles and speeches]. Moscow, Respublika Publ., 1993. 447 p. (In Russ.).

18.Hajms D. Opyt sozdanija modeliprocessa kommunikacii dlja situacij mezhkul'twmogoprocessa [Experience creating process models of communication for situations of intercultural process]. Moscow, Proekt Publ. 224 p. (In Russ.).

19.Jeko U. Otsutstvujushhaja struktura. Vvedenie v semiologiju [Lack of structure. Introduction to semiology]. Sankt-Petersburg, Petropolis Publ., 1998. 432 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.