Научная статья на тему 'ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО МИРОПОНИМАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИТАЛИИ'

ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО МИРОПОНИМАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИТАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ФЕСТИВАЛЬ / ПАЛАЦЦО / ПАЛИО / ИТАЛИЯ / ВЕНЕЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Азарова Т.В.

Праздничная традиция отражается в устройстве жизненного пространства народа, в том числе в архитектуре. Величественные палаццо в Италии являются отражением праздничного миропонимания. Жизнь воспринимается итальянцами как праздник; архитектура, в свою очередь, служит декорацией, оформляет основные этапы проведения праздника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LANGUAGE OF ARCHITECTURE AS A REFLECTION OF THE FESTIVE WORLDVIEW AS IN THE CASE OF ITALY

This article describes how the festive tradition is reflected in the arrangement of the living space of a nation. Majestic palazzi in Italy are a reflection of the festive worldview. Life is perceived by Italians as a holiday. Architecture, in turn, serves as a decoration of life and festivals.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО МИРОПОНИМАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИТАЛИИ»

УДК 7.034.5

doi:10.52210/2224669X_2021_4_24

ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО МИРОПОНИМАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИТАЛИИ

Т.В. Азарова

Аннотация. Праздничная традиция отражается в устройстве жизненного пространства народа, в том числе в архитектуре. Величественные палаццо в Италии являются отражением праздничного миропонимания. Жизнь воспринимается итальянцами как праздник; архитектура, в свою очередь, служит декорацией, оформляет основные этапы проведения праздника.

Ключевые слова: праздник, фестиваль, палаццо, Палио, Италия, Венеция.

THE LANGUAGE OF ARCHITECTURE AS A REFLECTION OF THE FESTIVE WORLDVIEW AS IN THE CASE OF ITALY

T.V. Azarova

Abstract. This article describes how the festive tradition is reflected in the arrangement of the living space of a nation. Majestic palazzi in Italy are a reflection of the festive worldview. Life is perceived by Italians as a holiday. Architecture, in turn, serves as a decoration of life and festivals.

Keywords: holiday, festival, palazzo, Palio, Italy, Venice.

Архитектурная традиция Италии, складываясь на протяжении многих веков и впитывая особенности, приходящие извне (с пониманием красоты народов, покоренных римлянами) прошла путь от тяжеловесных массивных структур до изящных строений. Устремления и основы жизненной философии итальянцы выражали в своей деятельности. В частности, в облике городов Италии присутствует праздничное мироощущение: жизнь для итальянцев

- это праздник.

Примерами, как связаны праздники и архитектура, могут служить такие здания как Pantheon (XXI-XXV вв. до н.э.). История храма templio - tempo - место, в котором время и история соединяются, рождая «здесь и сейчас». Величественность как дар высшим силам, от которых, по верованиям древних римлян, жителей империи, зависит будущее. Описание пантеона как типичного здания эпохи, показательного в отношении архитектоники, деталей оформления, цветов и пространства, создает впечатление заслуженной праздничности, стремление закольцевать время в определенном пространстве, поместить себя внутрь. Это выражается в круговой структуре здания: если время - необъятная материя, то человек в ней

- пылинка.

Рим богат дворцами - посвящениями правителям, патрициям. Богатые семейства стремились наладить связь с античными богами, задобрить их, кроме того, придать значительности своему роду, способствовать формированию облика города. Среди главных архитектурных памятников, иллюстрирующих связь строительной традиции с праздничным мироощущением, можно выделить Palazzo Venezia (1455, был построен по замыслу венецианского кардинала, после стал резиденцией Папы Паоло II).

Итальянцы обладают умением создавать даже незначительные объекты с намерением порадоваться самим и подарить положительные эмоции окружающим. Один из показательных

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

примеров - галерея Uffizzi во Флоренции: изначально здание строилось для возможности расположиться здесь купцам, прибывающим по экономическим делам ко двору Медичи, но со временем оно превратилось в одну из самых знаменитых галерей мира. Флоренция -город процветания (fiore - цветок), но экономического, по большому счету, практического благосостояния. Легкомысленность и праздничность каждого момента для расчетливых флорентийцев неприемлема. Поэтому даже самые нарядные здания весьма напоминают банки. Примером тому могут послужить Palazzo Rucellai (1451, семейный фамильный дом), Palazzo Castellani (офис института и музея истории) и Palazzo dei Vescovi (1320, дом отдыха для епископата), которые были задуманы для разных целей, но очень похожи в структурном исполнении. Главный праздник Флоренции - 24 июня - день ее святого покровителя Иоанна Крестителя, «символ моральной честности и политического исправления» [8].

Еще один пример сдержанного итальянского стиля, элегантного и вместе с тем позволяющего почувствовать приближение особого торжества, лишенного балаганности и разудаль-ства - это театр La scala. Опера - это не карнавальное веселье и гулянье, это переживание особого опыта: сюда приходят люди, чтобы своим участием соединиться с особого рода событием, которое станет праздником только при включенности каждого в процесс.

Города своим обликом воплощают средоточие праздничного мышления, главный местный праздник можно предугадать по тому, как оформлен архитектурный фон города. Сиена оформляется как место проведения главных спортивных скачек страны: «Много было архитекторов эпохи готики из Сиены. Характерный памятник сиенского переходного стиля - Лоджия Мерканцияработы Сано ди Маттео» [7], а в Венеции карнавальную атмосферу создают колоритные дворцы.

Архитектура в понимании итальянцев - это искусство, которое позволяет сформулировать личное высказывание, является способом связи с небом. Человек-художник таким образом выражает свои духовные переживания, которые отражаются в соответствующих строительных формах. Помимо индивидуального творчества, городская среда помогает выразить общенародное настроение: в случае с готикой - замкнутость и строгость, стремление к совершенствованию. Праздники этой эпохи сугубо религиозные, католические; их участники - посвященные, избранные, для которых открыто глубокое понимание праздника.

Праздничный календарь Италии своими основными вехами повлиял на жизнеустройство всего города и общины, живущей в нем: деятельность города формировалась событиями [1, с. 73]. Коммуны в Италии и сейчас играют весьма значительную роль, а в средневековом замкнутом обществе они регламентировали жизнеустройство всего социума.

С расцветом городов и трансформацией крестьянского сельскохозяйственного уклада архитектура стала особым типом деятельности, который позволяет человеку трудиться на земле. Архитектура воспринимается как стиль жизни, способ формирования реальности вокруг себя, человек же осознаётся при этом как созидатель, преобразователь мира, возделыватель земли [2, с. 69].

Эпоха Возрождения открыла простор мысли и свободы выражения: человек, осмысливая себя, пытался воспроизвести античные образцы, как будто задаваясь вопросами: что есть смысл человеческого существования? для чего человек пришел в мир? Этот период подарил миру самые необычные и значимые строения, утверждая тем самым ценность жизни, устремления в вечность.

Стиль Барокко выразил кризис существования, переосмысление значимости деятельности человека, его жизни и попыток изменить мир вокруг себя. Вполне закономерно мысли и мечты о могуществе стали рушиться и претерпевать значительные изменения. Иногда за красочным богатым фасадом скрывается нечто совсем иное: так маскарад отражался в облике зданий, дворцов.

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Венеция воспринимается как нескончаемый праздник, а убранство города - как сценография, как декорации к этому пиршеству всего населения. Документы хроники города возводят зарождение Карнавала в Венеции к 1094 г. В этот же период строятся такие здания как Campanile di San Marco, потому что значение карнавала изначально было более строгим, восходило к католической традиции и обозначало разрешение веселья, но с памятью о близком периоде поста и воздержания. Наиболее пышные и торжественные здания возводились в Венеции после 1450-х гг. Это Palazzo Papadopoli (1570, резиденция семьи Coccina), Palazzo Foscari (1429, служил для размещения важных гостей) и многие другие.

С 1970-х гг. в Риме проводится фестиваль архитектуры. Развитие строительства достигло вершин, итальянские архитекторы и дизайнеры создали площадку для поиска новых решений и источников вдохновения. Помимо всеитальяского торжества строительства, существует множество локальных праздников. Кстати, архитектор - вторая по популярности профессия в Италии, после адвоката.

Библиографический список

1. Cardini F. Giorni del Sacro. Novara, 2016.

2. Le Goff J. Gius, 2014.

3. Lomazzo G.P. Trattato dell'arte, della pittura scoltura, et architettura. A instantia di Pietro Tini, 1585. URL: https://books.google.ru/books?id=mT_KUsDCOdYC&dq=architettura+e+la+festa+legamenti& hl=ru&source=gbs_navlinks_s (дата обращения: 23.09.2021).

4. Medioevo. Cattedrali. Cavalieri. Citta. A cura di Eco U. Vilano, 2011.

5. Novara F. Dal calendario secondo. Roma. Alba, 2018.

6. Piovene G. Viaggio in Italia. Bompiani, 2017.

7. URL: https://www.ilpalio.org/gabrielli_arte.htm (дата обращения: 23.09.2021).

8. URL: https://www.visitflorence.com/it/eventi-a-firenze/24-giugno-san-giovanni.html (дата обращения: 23.09.2021).

9. URL: https://www.archeoroma.it/siti/pantheon/ (дата обращения: 23.09.2021).

10. URL: https://books.google.ru/books?id=uwSTAgAAQBAJ&dq=architettura+festival+di+festa&hl=ru &source=gbs_navlinks_s (дата обращения: 23.09.2021).

Т.В. Азарова

преподаватель итальянского языка

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

E-mail: azarovatv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.