Научная статья на тему 'Являлся ли кодский князь Алач вассалом Ермака и Ивана Грозного? (показания источников и версии исследователей)'

Являлся ли кодский князь Алач вассалом Ермака и Ивана Грозного? (показания источников и версии исследователей) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
357
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО / "СИБИРСКОЕ ВЗЯТИЕ" / ЕРМАК / БОГДАН БРЯЗГА / БЕЛОГОРСКОЕ КНЯЖЕСТВО / РЕМЕЗОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ / КУНГУРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ / ИВАН IV / ФЕДОР ИВАНОВИЧ / ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА / СИНОДИК «ЕРМАКОВЫМ КАЗАКАМ» / KODA PRINCIPALITY / «THE SIBERIAN CAPTURE» / YERMAK / BOGDAN BRYAZGA / BELOGORSKY PRINCIPALITY / REMEZOV CHRONICLE / KUNGURSKY CHRONICLE / IVAN IV / FYODOR IVANOVICH / CHARTER / SYNODIC TO «ERMAK’S COSSACKS»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодкин Я.Г.

На основании Кунгурского летописца, фрагменты которого дошли до нас в составе ремезовской «Истории Сибирской», ученые единодушно считают, что возглавлявший казачий поход (скорее всего весной 1583 г.) в Нижнее Приобье есаул Богдан Брязга или (такое мнение предпочтительнее) «начальный атаман» Ермак подчинил Белогорское княжество; его правитель Самар тогда погиб, а власть над землями Нижнего Приобья была передана казаками князю Коды Алачу, отныне ставшему вассалом либо даже наместником Москвы. В других, в том числе более ранних и достоверных источниках, об этом не сказано, хотя упоминается, к примеру, о пленении во время того же похода назымского князя (иногда он называется казымским). Учитывая позднее происхождение Кунгурского летописца (сложившегося, причем в казачьей среде, в последних десятилетиях XVII в.), запечатлевшего фольклорные версии «Сибирского взятия», обилие в данном памятнике сомнительных известий, отсутствие сведений о практике «поставления» вольными казаками местных властителей, принимая во внимание свидетельства источников об отношениях кодских князей и российских администраторов Сибири в 1590-х гг., часто повторяемое исследователями летописное показание, думается, следует отвергнуть. Алач мог признать зависимость от российского правительства, оформленную жалованной грамотой царя Федора Ивановича, в середине предыдущего десятилетия подобно куноватско-ляпинскому князю Лугую и казымскому мурзе Цынгопу (Сенгепу). Однако считать Алача и его сына Игичея наместником Москвы в Нижнем Приобье не стоит, этим краем управляли воеводы и письменные головы Березовского уезда, частью которого с лета 1593 г. являлась Кода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Was Prince of Koda Alach the vassal of Ermak and Ivan the Terrible? (Information from the sources and versions of the researchers)

On the basis of Kungursky chronicle the fragments of which came to us as part of Remezov’s«The Siberian History», the scientists unanimously believe that the head of the Cossack campaign (most likely in the spring of 1583) in the Lower Ob region esaul Bogdan Bryazga or (this opinion is preferable) «head ataman» Ermak subdued the Belogorsky Principality; its governor Samar was killed and the power over the lands of the Lower Ob region was transferred by the Cossacks to Alach Prince of Koda, who since that time became the vassal or even the governor of Moscow. Others sources, including earlier and more reliable ones, do not report about it, although they mention, for example, about the capture of Nazym Prince (sometimes called Kazym Prince) during the same campaign.Taking into account the later origin of Kungursky chronicle (formed in the Cossack environment in the last decades of the XVII century) depicted the folklore versions of «The Siberian Capture» we think that the abundance doubtful news in this monument, the lack of information about the practice of appointment of the local rulers by free Cossacks, taking into account information of the source about the relationships between Koda princes and Russian administrators of Siberia in 1590-ies, this often repeated by researchers chronicle version should be rejected.Alach could acknowledge their dependence on the Russian government formed by Charter of Tsar Fyodor Ivanovich in the middle of the previous decade like Kunovat-Lyapin Prince Luguy and Kazym Murza Tsyngop (Sengep). However to consider Alach and his son Igichey governors of Moscow in the Lower Ob region is not to be, because this region was ruled by voivodes and head clerks Beryozovsky district, Koda was the part of this district since the summer of 1593.

Текст научной работы на тему «Являлся ли кодский князь Алач вассалом Ермака и Ивана Грозного? (показания источников и версии исследователей)»

УДК 93/99

Я.Г. Солодкин

Являлся ли кодский князь Алач вассалом Ермака и Ивана Грозного? (Показания источников и версии исследователей)

Аннотация. На основании Кунгурского летописца, фрагменты которого дошли до нас в составе ремезов-ской «Истории Сибирской», ученые единодушно считают, что возглавлявший казачий поход (скорее всего весной 1583 г.) в Нижнее Приобье есаул Богдан Брязга или (такое мнение предпочтительнее) «начальный атаман» Ермак подчинил Белогорское княжество; его правитель Самар тогда погиб, а власть над землями Нижнего Приобья была передана казаками князю Коды Алачу, отныне ставшему вассалом либо даже наместником Москвы. В других, в том числе более ранних и достоверных источниках, об этом не сказано, хотя упоминается, к примеру, о пленении во время того же похода назымского князя (иногда он называется казымским). Учитывая позднее происхождение Кунгурского летописца (сложившегося, причем в казачьей среде, в последних десятилетиях XVII в.), запечатлевшего фольклорные версии «Сибирского взятия», обилие в данном памятнике сомнительных известий, отсутствие сведений о практике «поставления» вольными казаками местных властителей, принимая во внимание свидетельства источников об отношениях кодских князей и российских администраторов Сибири в 1590-х гг., часто повторяемое исследователями летописное показание, думается, следует отвергнуть. Алач мог признать зависимость от российского правительства, оформленную жалованной грамотой царя Федора Ивановича, в середине предыдущего десятилетия подобно куноватско-ляпинскому князю Лугую и казымскому мурзе Цынгопу (Сенгепу). Однако считать Алача и его сына Игичея наместником Москвы в Нижнем Приобье не стоит, этим краем управляли воеводы и письменные головы Березовского уезда, частью которого с лета 1593 г. являлась Кода.

Ключевые слова: Кодское княжество, «Сибирское взятие», Ермак, Богдан Брязга, Белогорское княжество, Ремезовская летопись, Кунгурский летописец, Иван IV, Федор Иванович, жалованная грамота, синодик «ермаковым казакам».

Ya.G. Solodkin

Was Prince of Koda Alach the vassal of Ermak and Ivan the Terrible? (Information from the sources and versions of the researchers)

Abstract. On the basis of Kungursky chronicle the fragments of which came to us as part of Remezov's «The Siberian History», the scientists unanimously believe that the head of the Cossack campaign (most likely in the spring of 1583) in the Lower Ob region esaul Bogdan Bryazga or (this opinion is preferable) «head ataman» Ermak subdued the Belogorsky Principality; its governor Samar was killed and the power over the lands of the Lower Ob region was transferred by the Cossacks to Alach - Prince of Koda, who since that time became the vassal or even the governor of Moscow. Others sources, including earlier and more reliable ones, do not report about it, although they mention, for example, about the capture of Nazym Prince (sometimes called Kazym Prince) during the same campaign.

Taking into account the later origin of Kungursky chronicle (formed in the Cossack environment in the last decades of the XVII century) depicted the folklore versions of «The Siberian Capture» we think that the abundance doubtful news in this monument, the lack of information about the practice of appointment of the local rulers by free Cossacks, taking into account information of the source about the relationships between Koda princes and Russian administrators of Siberia in 1590-ies, this often repeated by researchers chronicle version should be rejected.

Alach could acknowledge their dependence on the Russian government formed by Charter of Tsar Fyodor Ivanovich in the middle of the previous decade like Kunovat-Lyapin Prince Luguy and Kazym Murza Tsyngop (Sengep). However to consider Alach and his son Igichey governors of Moscow in the Lower Ob region is not to be, because this region was ruled by voivodes and head clerks Beryozovsky district, Koda was the part of this district since the summer of 1593.

Key words: Koda Principality, «The Siberian Capture», Yermak, Bogdan Bryazga, Belogorsky Principality, Remezov chronicle, Kungursky chronicle, Ivan IV, Fyodor Ivanovich, Charter, synodic to «Ermak's Cossacks».

Среди многочисленных вопросов истории экспедиции Ермака, привлекающих внимание сибиреведов без малого три столетия, современных ученых все чаще стали занимать взаимоотношения казачьей «дружины» и коренного населения обширного края, вскоре сделавшегося «далечайшей вотчиной» московских государей. В частности, в историографии последних десятилетий получили отражение судьбы Кодского княжества в годы крушения «Кучумова царства».

Сведения об участи этого нижнеобского княжества в пору «Ермаковой одиссеи» имеются лишь в одном источнике - Ремезовской летописи (далее - РЛ), включая один из фрагментов Кунгурского летописца (далее - КЛ), содержащихся в самом популярном среди нескольких произведений «изографа» петровской эпохи.

Согласно КЛ, после того, как в ходе экспедиции в низовья Оби казаки под предводительством пятидесятника Богдана Брязги 20 мая 1582 г. «убили княжца Самару и с родом его», большинство остяков разбежалось «по своим жильям», а другие «принесоша ясак и шертоваша»; следом Брязга «поставиша князя болшего Алачея болшим, яко богата суща, и отпустиша со своими честно», а затем с «товарством» достиг Белогорья, где находилось «молбище ... богыне древней», откуда «в радости» вернулись в город Сибирь [1, 335-336, 426].

Об Алаче однажды упоминается и в РЛ. Оказывается, «низовой» панцирь Ермака, отданный вслед за гибелью «храброго смлада» атамана «в приклад Белогорскому шайтану», забрал кодский князь, и этот панцирь у Алачевых «доднесь не слышится» (т.е., получается, до времени создания «Истории Сибирской» С.У Ремезова - рубежа XVII-XVIII вв., хотя с ограниченной самостоятельностью Коды было покончено еще в 1643 г., и ее последнего князя Д. М. Алачева затем с семьей отправили на «Русь»). Кроме того, как читаем в РЛ, в 7091 (1582/83) г. «ехал Ермак вниз Иртыша реки, воевал Кодские городки. Князей Алачевых с богатством взял и все городки Кодские и Назымский городок со многим богатством князя их взят, и ясак с них собрали». В синодике «ермаковым казакам» (далее - С), приведенном Ремезовым,

этот поход «вниз Иртыша по Обе, по Тавде» отнесен уже к июню-июлю 1581 г., причем сказано о «повоевании» и Лабутинских городков [1, 339, 346, 353, 429-430, 437, 444]. (По свидетельству того же тобольского «спи-сателя», Лабутинский городок располагался на Тавде [1, 339, 430]). Соответствующие известия РЛ явно восходят к Есиповской летописи, однако в обеих ее редакциях, в том числе Распространенной, которую использовал автор открытой Г.Ф. Миллер «Истории», говорится лишь о пленении во время казачьей экспедиции по Иртышу и Оби князца Назыма [2, 60, 71, 184, 247, 309, 362-363, ср. 380]. (В Строгановской летописи при этом речь идет о Казыме, и это чтение, к которому склонялись Г.Ф. Миллер и Н.М. Карамзин, косвенно подтверждается рядом документов [1, 28-29, 74; 3, 199-202, 213-215]). Нетрудно заметить, что в ремезовском повествовании в отличие от КЛ (помимо расхождений в хронологии) говорится о захвате кодских городков и пленении Алачевых, как и безымянного на-зымского князя. Кроме того, в РЛ, включая С, умалчивается о том, сколько ермаковцев пало в походе в низовья Иртыша, хотя названо количество убитых «под Чувашею», у Абалака, с атаманом Иваном Кольцом и Ермаком. (По сохранившемуся в миллеровской копии перечню атаманов и казаков (далее - П), жизни которых унесла «зауральская эпопея», и С, внесенному в рукопись Чина православия, принадлежавшую тобольскому Успенскому (Софийскому) собору, из этого похода не суждено было вернуться атаману Никите Пану с 14 или 15 казаками [1, 78, 380]).

Исследователи, расходясь в определении того, кто предводительствовал экспедицией «православных воев» до Белогорья (Богдан Брязга, Никита Пан или Ермак), обычно повторяют летописное свидетельство о «по-ставлении» Алача и главой тех остяков, князем которых накануне являлся Самар [4, 242; 5, 233; 6, 3; 7, 13; 8, 13; 9, 34, 35; 10, 154; 11, 52; 12, 33; 13, 103, ср. 167; 14, 161]. При этом А.А. Дунин-Горкавич и М.Б. Шатилов, явно следуя РЛ, указывали на покорение в следующем, 1583 г., Ермаком кодских земель, не замечая, что данное свидетельство знаменитого тоболяка противоречит известию КЛ, а в представлении Н.А. Балюк Алач - сын

Игичея - сделался наместником (или главным наместником) Москвы в Приобье. (В действительности Игичей приходился сыном Алачу, отцом которого был Певгей [15, 175]). Как думалось Е.В. Вершинину, кодский князь подчинился русским еще при жизни Ермака [16, 106]. На взгляд Р.Г. Скрынникова, казаки образовали на северо-западе Сибири вассальное княжество, а Алач стал их союзником [17, 184, 186; 18, 62, 233]. А.Т. Шашков изложил знакомые нам строки КЛ следующим образом: после сражения с Самаром к победителям «явился со своими людьми для переговоров» Алач, и поскольку в планы казаков «не входила война с одним из самых могущественных в Нижнем Приобье хантыйских княжеств», ермаковцы «заключили с кодским властелином дружественный союз, передав» Алачу управление «всей округой» [19, 91; 20, 17]. Заметим, что, по словам анонимного создателя КЛ, Брязга был послан в низовья Иртыша, дабы волости «назымские (казымские) пленить и привести к вере, и собрать ясак вдоволь роз(с)кладом поголовно» [1, 333, 424], да и сам А.Т. Шашков определял этот поход (с точки зрения видного историка, Никиты Пана) как ясачный. Отчего же тогда ермаковцы с Белогорья, по пути куда ясак брали «з боем и без бою», повернули обратно, а не двинулись в богатую Коду?

КЛ часто признается вышедшим из казачьей среды, даже окружения Ермака [18, 65; 21, 90, 92, 281; 22, 77, 96, 98, 143; 23, 48; 24, 74, 75, 98; 25, 247, 269; 26, 5, 16-25, 43, 96, 182, и др.], а интересующий нас рассказ приписывается участнику экспедиции, завершившейся поблизости от владений Алача [13, 130, 166; 22, 97-98; 27, 415; 28, 15-16, и др.]. Однако еще Н.М. Карамзин отмечал «баснословность» этого произведения [5, примеч. 698], которое явно запечатлело фольклорные версии ряда событий «Сибирского взятия», тем более что сложилось (такая датировка наиболее вероятна) скорее всего в последних десятилетиях XVII в. Благодаря П, С и Погодинскому летописцу известно, что Богдан Брязга погиб за несколько месяцев до «хождения», во время которого ермаковцы достигли устья Иртыша [18, 70, 220, 226], т.е. сообщение КЛ, которое поддается проверке, оказывается неверным. Еще одно свидетельство того же источника -

в Аремзянской волости Брязга «велел верно целовати за государя царя, чтоб им («иноземцам». - Я.С.) служить и ясак платить по вся годы, а не изменить» [1, 333, 424] - явно навеяно реалиями последующих десятилетий, ведь поход за Урал был предпринят вольными казаками, пусть и снаряженными Строгановыми. Указание безвестного «слогателя» на «поставление» Алача правителем остяков, накануне подвластных Самару, противоречит даже соответствующей статье РЛ и включенному в ее состав С (к которому обращался и Г.Ф. Миллер), очевидно, из ризницы тобольского кафедрального собора [29, 212]. Примечательно также, что, по словам С.У Реме-зова, яскалбинскому и суклемскому князцам Ишбердею и Суклему Ермак, получив от них ясак, «наказал, да служат» [1, 337, 427-428].

С.В. Бахрушин называл Алача первым кодским князем, признанным Москвой [30, 115]. Е.В. Вершинин и А.Т. Шашков, ссылаясь на КЛ, считали, что отец Игичея попал в зависимость от русского царя в начале 1580-х гг. или 1583 г. [31, 143; 32, 10]. Но тогда в недавних владениях Кучума и его вассалов действовала казачья вольница, о практике назначения которой местных правителей сведений не сохранилось. Зато известно, что в 1586 и 1586/87 гг. жалованных грамот нового московского царя Федора удостоились ку-новатско-ляпинскй князь Лугуй, казымский мурза Цынгоп (Сенгеп), обские самоеды [30, 58, 113, 137-139, ср. 55; 31, 121; 33, 10]. Утверждение, будто Лугуй, Цынгоп и Иги-чей стали добровольно платить дань Москве в начале 1590-х гг. [30, 147], ошибочно. Е.В. Вершинин и А.Т. Шашков находили, что тогда же кодским остякам «ясак ... был заменен обязанностью нести военную службу». При этом видные сибиреведы сослались на челобитную «всех городков и волостей Кодцково уезду иноземцев» от 3 июня 1636 г. с жалобами на князя Д.М. Алачева. Но в указанном документе говорится лишь о том, что вначале «кодичи» платили в царскую казну по 2 соболя в год («лет с десять и болши»), а затем, со времени деда князя Дмитрия, т.е. Игичея, - по 30 белок ежегодно. В той же челобитной сказано, что остяки Коды стали вносить ясак в Тобольск и Березов, «как де государю Бог поручил Сибирское царство» [32, 10, 27],

следовательно, не ранее 1587 г. Возможно, в то время, когда были основаны Тюменский и Тобольский остроги (накануне же возник Обский или Мансуровский), Кода и заняла особое место в административной системе «русской» Сибири, а вовсе не при Иване IV. (Утверждение, будто весной 1583 г. завоевание мансийских и хантыйских княжеств, как и татарских улусов, проводилось «под непосредственным наблюдением московского правительства» [34, 129], - очевидный домысел, тем более что отряд воеводы князя С.Д. Болховского прибыл в Сибирь только в конце лета или ранней осенью 1584 г.).

Следует отклонить и тезис Н.А. Балюк о превращении Алача в наместника Москвы в Нижнем Приобье. Со времени строительства Березова летом 1593 г. полнота власти в самом обширном на первых порах уезде Западной Сибири принадлежала его воеводам и письменным головам [3, 150-153, 155-157; 4, 363-364, 377-378, 407], накануне же (вероятно, после основания Обского или Мансуровского городка поздней осенью 1585 г.) ясак там, надо думать, и с кодских остяков (вспомним про известие из челобитной 1636 г.),

собирали годовальщики, служившие, как зачастую считается, в Тобольске - остроге, затем городе. С тех же пор, когда уцелевшие ермаковцы и служилые люди под началом головы И.В. Глухова покинули Сибирь, Алач, хотя и ненадолго, вновь сделался безграничным правителем одного из крупнейших княжеств Югорской земли.

Таким образом, известие КЛ о «поставле-нии» пятидесятником Б. Брязгой явившегося в казачий стан со свитой Алача владетелем и земель, ранее принадлежавших Самару, не заслуживает доверия. Вероятно, Кодское княжество в то время, когда Ермак «сбил с куреня» хана Кучума, подобно многим другим, было лишь обложено ясаком. Спустя же несколько лет Алач мог (как и Лугуй с Цынгопом) получить жалованную грамоту нового московского государя, а вскоре за участие в подчинении российскому самодержцу Кондинского и Обдорского княжеств, в строительстве Сургута и, возможно, Березо-ва, подавление мятежей «иноземцев» Нижнего Приобья владения кодских правителей с санкции «святоцаря» Федора значительно увеличились.

Литература

1. Сибирские летописи: краткая сибирская летопись (Кунгурская) [Текст] / автор-сост. А.И. Цепков

- Рязань: Александрия, 2008. - 10 + XXXI + 645 с.

2. Полное собрание русских летописей. [Текст] / под ред. А.П. Окладникова, Б.А. Рыбакова. - Т. 36.

- М.: Наука, 1987. - 382 с.

3. Русская историческая библиотека. [Текст] / под. ред А.И. Тимофеева - Т. 2. - СПб.: Типография братьев Пантелеевых, 1875. - XII + XX с. + 1228 стлб. 4. Миллер, Г.Ф. История Сибири. [Текст] / Г.Ф. Миллер. - Т. 1. - М.: Восточная литература РАН, 1999. - 630 с.

5. Карамзин, Н.М. История Государства Российского. В 12 томах [Текст] / Н.М. Карамзин. - Кн. 3. -Т. 9. - М.: Книга, 1989. - 280 + 184 стлб.

6. Лопарев, Х. Самарово: село Тобольской губернии и округа. Хроника, воспоминания и материалы о его прошлом [Текст] / Х. Лопарев. - Тюмень: Софт Дизайн, 1997. - 264 с.

7. Лопарев, Хр. Покорение Югорской земли [Текст] / Хр. Лопарев // Подорожник: Краеведческий альманах. - Вып. 13. - 2012. - С. 12-15.

8. Дунин-Горкавич, А.А. Тобольский Север: Этнографический очерк местных инородцев [Текст] / А.А. Дунин-Горкавич. - М.: Либерея, 1996. - VIII + 140 + 51 с.

9. Шатилов, М.Б. Ваховские остяки (Этнографические очерки) [Текст] / М.Б. Шатилов. - Тюмень: изд-во Юрия Мандрики, 2000. - 286 с.

10. Копылов, Д.И. Ермак [Текст] / Д.И. Копылов. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1989. - 239 с.

11. Мартынова, Е.П. Очерки истории и культуры хантов [Текст] / Е.П. Мартынова. - М.: [б/и], 1998.

- 235 с.

12. Балюк, Н.А. Крепость святого сына [Текст] / Н.А. Балюк // Сибирский исторический журнал. -2004. - № 1. - С. 28-37.

13. Со времен князя Самара: в поисках исторических корней Ханты-Мансийска [Текст] / авторы Ба-люк Н.А., Еманов А.Г., Заболотный Е.Б., Матвеев А.В. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. - 182 с.

14. Перевалова, Е.В. «Белый царь» в угорско-самодийской традиции [Текст] / Е.В. Перевалова // Народонаселение Сибири: стратегии и практики межкультурной коммуникации (XVII-XX века). - Новосибирск: изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2008. - С. 155-185 с.

15. Шашков, А.Т. Югорские князья в XV-XVIII вв. [Текст] / А.Т. Шашков // Северный регион: Наука, Образование, Культура. - 2001. - № 1 (3). - С. 173-180.

16. История Ямала: в 2-х т. [Текст] / под общ. ред. В.В. Алексеева. - Т. 1: Ямал традиционный. - Кн. 2: Российская колонизация. - Екатеринбург: Баско, 2010. - 323 с.

17. Скрынников, Р. Сибирская одиссея [Текст] / Р. Скрынников // На суше и на море: повести, рассказы, очерки, статьи. - Вып. 20. - 1980. - С. 170-192.

18. Скрынников, Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака [Текст] / Р.Г. Скрынников. - Новосибирск: Сибирское отделение изд-ва «Наука», 1986. - 318 с.

19. Очерки истории Коды [Текст] / авторы Зыков А.П., Кокшаров С.Ф., Шашков А.Т. - Екатеринбург: Волот, 1995. - 189 с.

20. Шашков, А. Пути за «Камень» и сибирский поход Ермака [Текст] / А. Шашков // Югра. - 1997. - № 4. - С. 14-26.

21. История русской литературы. [Текст] / под ред. А.С. Орлова, В.П. Адриановой - Т. 2. - Ч. 2. - М.; Л.: изд-во АН СССР, 1948. - 440 с.

22. Дергачева-Скоп, Е. Из истории литературы Урала и Сибири XVII века [Текст] / Е. Дергаче-ва-Скоп. - Свердловск: Свердловское кн. изд-во, 1965. - 152 с.

23. Преображенский, А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII века [Текст] / А.А. Преображенский. - М.: Наука, 1972. - 392 с.

24. Очерки русской литературы Сибири: в 2-х т. [Текст] / под ред. Дергачева-Скоп Е.И., Ромоданов-ская Е.К. - Т. 1. - Новосибирск: Сибирское отделение изд-ва «Наука», 1982. - 606 с.

25. Летописи сибирские [Текст] / сост. и общ. ред. Е.И. Дергачевой-Скоп. - Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1991. - 272 с.

26. Блажес, В.В. Фольклор Урала: Народная история о Ермаке [Текст] / В.В. Блажес. - Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2002. - 185 с.

27. Лихачев, Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение [Текст] / Д.С. Лихачев. -М.; Л.: изд-во АН СССР, 1947. - 499 с.

28. Казаки Тюменского региона от Ермака до наших дней (краткий очерк) [Текст] / А.В. Матвеев, А.П. Ярков. - Тюмень: Экспресс, 2010. - 184 с.

29. Солодкин, Я.Г. «Ермаково взятие» Сибири: дискуссионные проблемы истории и источниковедения [Текст] / Я.Г. Солодкин. - Нижневартовск: изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. - 234 с.

30. Бахрушин, С.В. Научные труды. В 4 томах [Текст] / С.В. Бахрушин. - Т. 3. - Ч. 2. - М.: изд-во АН СССР, 1955. - 299 с.

31. Очерки истории Югры [Текст] / под ред. Н.Б. Петрикеев, Д.А. Редин. - Екатеринбург: Волот, 2000. - 407 с.

32. Вершинин, Е.В. Участие остяков Кодского княжества в военных походах конца XVI - первой трети XVII в. [Текст] / авторы Е.В. Вершинин, А.Т. Шашков // Западная Сибирь: прошлое, настоящее, будущее. - Сургут: Диорит, 2004. - С. 10-32.

33. Обдорский край и Мангазея в XVII веке: сб. док. [Текст] / авторы-сост. Вершинин Е.В., Визгалов Г.П. - Екатеринбург: Тезис, 2004. - 199 с.

34. Сергеев, В.И. К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака [Текст] / В.И. Сергеев // Вопросы истории. - 1959. - № 1. - С. 117-130.

References

1. Sibirskie letopisi: Kratkayasibirskaya letopis'(Kungurskaya) [The Siberian Chronicles: Concise Siberian Chronicle (Kungur)], Ryazan: «Aleksandriya» Publ., 2008, 10 + XXXI + 645 p.

2. Polnoe sobranie russkikh letopisei [Full collection of Russian Chronicles]. Moscow: «Nauka» Publ., vol. 36. 1987. 382 p.

3. Russkaya istoricheskaya biblioteka [Russian historical library]. Saint-Petersburg: Tipografiya brat'ev Panteleevykh Publ., 1875, vol. 2, XII + XX s, 1228 columns.

4. Miller, G.F. Istoriya Sibiri [History of Siberia]. Moscow: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN Publ., 1999. vol. 1630 p.

5. Karamzin, N.M. Istoriya Gosudarstva Rossiiskogo [History of Russia]. Moscow: «Kniga» Publ., b. 3. vol. 9. 1989. 280 + 184 columns.

6. Loparev, Kh. Samarovo: Selo Tobol'skoi gubernii i okruga: Khronika, vospominaniya i materialy o ego proshlom [Samarovo: Settlement of Tobolsk Guberniya and Okrug: Chronicle, memories and materials about its past]. Tyumen: Soft Dizain Publ., 1997. 264 p.

7. Loparev, Kh. Pokorenie Yugorskoi zemli [Conquest of Yugra]. Podorozhnik: Kraevedcheskii al'manakh [Ribwort: local history almanac]. Tyumen: Mandrika i K0 Publ., 2012. vol. 13. pp. 12-15.

8. Dunin-Gorkavich, A.A. Tobol'skii Sever: Etnograficheskii ocherk mestnykh inorodtsev [The Tobolsk North: the Ethnographic essay of the local foreigners], Moscow: Libereya Publ., 1996. VIII + 140 + 51 p.

9. Shatilov, M.B. Vakhovskie ostyaki (Etnograficheskie ocherki) [The Vakh Ostyaks (Ethnographic essays)], Tyumen: Izd-vo Yuriya Mandriki Publ., 2000. 286 p.

10. Kopylov, D.I. Ermak [Ermak]. Irkutsk: Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izd-vo Publ., 1989. 239 p.

11. Martynova, E.P. Ocherki istorii i kul'tury khantov [Essays on the history and culture of the Khanty]. Moscow: [w/p]. 1998. 235 p.

12. Balyuk, N.A. Krepost' svyatogo syna [The fortress of the Holy son]. Sibirskii istoricheskii zhurnal [Siberian historical journal], 2004, no. 1, pp. 28-37.

13. So vremen knyazya Samara: V poiskakh istoricheskikh kornei Khanty-Mansiiska [Since the time of Prince Samar: In search of historical roots of Khanty-Mansiysk]. Khanty-Mansiysk: Poligrafist Publ., 2007. 182 p.

14. Perevalova, E.V. «Belyi tsar'» v ugorsko-samodiiskoi traditsii [«White Tsar» in the Ugric-Samoyedic tradition]. Narodonaselenie Sibiri: strategii i praktiki mezhkul'turnoi kommunikatsii (XVII - XX veka) [Population of Siberia: strategies and practices of intercultural communication (XVII - XX centuries)]. Novosibirsk: Izd-vo Instituta arkheologii i etnografii SO RAN Publ., 2008. pp. 155-185.

15. Shashkov, A.T. Yugorskie knyaz'ya v XV-XVIIIvv. [Yugra Princes in XV - XVIII centuries]. Severnyi region: Nauka: Obrazovanie: Kul'tura [The Northern region: Science: Education: Culture], 2001, no. 1(3), pp. 173-180.

16. Istoriya Yamala [History of Yamal]. Yamal traditsionnyi. Kn. 2: Rossiiskaya kolonizatsiya [Traditional Yamal. B. 2: Russian colonization]. Ekaterinburg: Izd-vo «Basko» Publ., vol. 1. 2010. 323 p.

17. Skrynnikov, R. Sibirskaya odisseya [Siberian Odyssey]. Na sushe i na more: Povesti: Rasskazy: Ocherki: Stat'i [On land and at sea: Novels: Stories: Essays: Articles]. Moscow: «Mysl'» Publ., vol. 20. 1980. pp.170-192.

18. Skrynnikov, R.G. Sibirskaya ekspeditsiya Ermaka [Siberian expedition of Yermak]. Novosibirsk: Sibirskoe otdelenie izd-va «Nauka» Publ., 1986. 318 p.

19. Ocherki istorii Kody [Essays on the history of Koda]. Ekaterinburg: NPMP «Volot» Publ., 1995. 189 p.

20. Shashkov, A. Puti za «Kamen'» i sibirskii pokhod Ermaka [Ways beyond the «Stone» and Siberian campaign of Yermak]. Yugra [Yugra], 1997, no. 4, pp. 14-26.

21. Istoriya russkoi literatury [History of Russian literature]. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR Publ., vol. 2, p. 2. 1948. 440 p.

22. Dergacheva-Skop, E. Iz istorii literatury Urala i SibiriXVIIveka [From history of literature of the Urals and Siberia of the XVII century]. Sverdlovsk: Sverdlovskoe knizhnoe izd-vo Publ., 1965. 152 p.

23. Preobrazhenskiy, A.A. Ural i Zapadnaya Sibir' v kontse XVI - nachale XVIII veka [The Urals and Western Siberia in the end of XVI - beginning of XVIII century]. Moscow: «Nauka» Publ., 1972. 392 p.

24. Ocherki russkoi literatury Sibiri [Essays on Russian literature of Siberia]. Novosibirsk: Sibirskoe otdelenie izd-va «Nauka» Publ., 1982. vol. 1606 p.

25. Letopisi sibirskie [Siberian Chronicles]. Novosibirsk: Novosibirskoe knizhnoe izd-vo Publ., 1991. 272 p.

26. Blazhes, V.V. Fol'klor Urala: Narodnaya istoriya o Ermake [Folklore of the Urals: Folk history about Yermak]. Ekaterinburg: Izd-vo UrGU Publ., 2002. 185 p.

27. Likhachev, D.S. Russkie letopisi i ikh kul'turno-istoricheskoe znachenie [Russian Chronicles and their cultural and historical significance]. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR Publ., 1947. 499 p.

28. Kazaki Tyumenskogo regiona ot Ermaka do nashikh dnei (kratkii ocherk) [The Cossacks of Tyumen region from Yermak to the present day (a brief essay)]. Tyumen: «Ekspress» Publ., 2010. 184 p.

29. Solodkin, Ya.G. «Ermakovo vzyatie» Sibiri: diskussionnye problemy istorii i istochnikovedeniya [«Yermak Capture» of Siberia: discussion problems of history and source study]. Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. gos. un-ta Publ., 2015. 234 p.

30. Bakhrushin, S.V. Nauchnye trudy [Scientific works]. Moscow: Izd-vo AN SSSR Publ., vol. 3, p. 2. 1955. 299 p.

31. Ocherki istorii Yugry [Essays on the history ofYugra]. Ekaterinburg: NPMP «Volot» Publ., 2000. 407 p.

32. Vershinin, E.V. Uchastie ostyakov Kodskogo knyazhestva v voennykh pokhodakh kontsa XVI - pervoi treti XVII v. [Participation of the Ostyaks of Koda Principality in the military campaigns of the late XVI - first third of the XVII century]. Zapadnaya Sibir ': proshloe, nastoyashchee, budushchee [Western Siberia: past, present and future]. Surgut: Diorit Publ., 2004. pp. 10-32.

33. Obdorskii krai iMangazeya v XVIIveke [Obdorsk Krai and Mangazeya in XVII century]. Ekaterinburg: «Tezis» Publ., 2004. 199 p.

34. Sergeev, V.I. K voprosu o pokhode v Sibir' druzhiny Ermaka [To the question about the campaign of Yermak to Siberia]. Voprosy istorii [Issues of history], 1959, no. 1, pp. 117-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.