Научная статья на тему 'Явления изоморфизма в парадигматических и синтагматических отношениях на разных лингвистических уровнях'

Явления изоморфизма в парадигматических и синтагматических отношениях на разных лингвистических уровнях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1450
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Блохина Нина Георгиевна

The article contains a detailed analysis of the issue

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF ISOMORPHISM IN PARADIGMATIC AND SYNTAGMATIC RELATIONS AT DIFFERENT LINGUISTIC LEVELS

The article contains a detailed analysis of the issue

Текст научной работы на тему «Явления изоморфизма в парадигматических и синтагматических отношениях на разных лингвистических уровнях»

10. Черемисина Н.В. II Проблемы лексикологии. 12. Горбачевым К.С. Нормы современного рус-

Мн., 1973. С. 193. ского литературного языка. М., 1989. С. 65.

11. Новиков Л.А. Избранные труды. М., 2001. Т. 2.

С. 34.

ЯВЛЕНИЯ ИЗОМОРФИЗМА В ПАРАДИГМАТИЧЕСКИХ И СИНТАГМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ НА РАЗНЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УРОВНЯХ

Н.Г. Блохина

Blokhina N.G. The phenomenon of isomorphism in paradigmatic and syntagmatic relations at different linguistic levels. The article contains a detailed analysis of the issue.

Все, в чем выражено данное состояние языка, надо уметь свести к теории синтагм и теории ассоциаций.

Ф. де Соссюр

За последние годы ушедшего столетия получило распространение требование исследовать различные лингвистические единицы в аспекте как парадигматических, так и синтагматических отношений. Под углом зрения парадигматических и синтагматических отношений стали изучаться фонемы, морфемы, лексемы, коммуникатемы различных видов (простых и сложных).

Правда, следует заметить, что парадигматические и синтагматические отношения в синтаксисе изучены слишком мало, так как возникают трудности и неясности, которые касаются прежде всего: выбора основания для объединения предложений в парадигматические серии и парадигматические ряды, определения вариантов одного и того же предложения, в синтагматическом плане совершенно неясной является сочетаемость предложений, особенно тех, которые синтаксически между собой не связаны. Тем не менее, следует заметить, что несмотря на то, что парадигматические и синтагматические отношения в синтаксисе мало изучены, понятие «парадигматические и синтагматические» отношения на любом уровне представляют одно из фундаментальных понятий современной лингвистической науки, так как дают возможность более полно и в то же время компактно описать единицы любого уровня.

Наметились робкие шаги изучения парадигматических и синтагматических отношений на уровне синтаксиса простого предложения, но допускаются довольно широкие толкования имеющихся возможностей противопоставления, причем единого взгляда по этому вопросу у лингвистов нет. Наиболее полно вопрос о парадигматических и синтагматических отношениях на уровне простого предложения разработан Н.Ю. Шведовой [7], предложившей семичленную систему противопоставления основных синтаксических единиц, каковыми являются предложения по формам времени, наклонения их главных членов.

«Полная парадигма простого предложения семичленна, она представлена тремя формами синтаксического индикатива -формами настоящего, прошедшего и будущего времен, четырьмя формами ирреального наклонения: сослагательного, долженст-вовательного, желательного и побудительного» [2]. В качестве иллюстрации полной парадигмы приводится такая последовательность форм предложения: 1. Сын учится.

2. Сын учился. 3. Сын будет учиться. 4. Сын учился бы. 5. Сын учись! 6. Учился бы сын! 7. Пусть сын учится [2].

Предложенная точка зрения Н.Ю. Шведовой разделяется многими лингвистами, но имеются и другие концепции.

Интересен подход к парадигматическим и синтагматическим отношениям Т.П. Лом-тева. Он предлагает, помимо категории времени и наклонений, в системе форм предложения рассматривать такие категории, как

модальность, цель высказывания, конвертируемость и другие [3].

Е.А. Седельников в своей работе [4] выделяет следующие грамматические категории простого предложения: категорию предикативности, цели высказывания, модальности, времени, вида, числа, одушевленности - неодушевленности, определенности - неопределенности, активности - пассивности, утвердительности - отрицательности.

О.И. Москальская [5, 6] парадигматические отношения простого предложения строит тремя ярусами: 1) противопоставления предложений по цели высказывания; 2) по утвердительности - отрицательности; 3) по модальности.

Так рассматривается этот вопрос на уровне простого предложения. На уровне же сложного предложения этот вопрос не рассматривался никем.

Основываясь на разработке данного вопроса в простом предложении, мы представляем парадигматические и синтагматические отношения в простом и сложном - сложноподчиненном - предложениях одновременно, выделяя изоморфные явления этих единиц.

Тема «Парадигматические и синтагматические отношения в синтаксисе простого и сложного предложений» чрезвычайно большая, она может служить самостоятельной темой исследования. Избранная нами тема ограничивает объект исследования, главная наша цель - показать изоморфные явления в парадигматике и синтагматике простого и сложного предложений.

Данная тема исследования предполагает фундаментально представить парадигматические и синтагматические отношения на лингвистических уровнях.

Предложение, как всякая лингвистическая единица, есть двусторонний объект. Одной его стороной является средство, или материальное, другой - выражаемое, или идеальное. В предложении выражающей стороной является словесная организация, выражаемой - высказывание. Между единицами выражающей стороны и единицами выражаемой нет взаимно однозначного соответствия. Так, например, одна и та же мысль может быть выражена по-разному: 1. Сестра любит брата. 2. Брат любим сестрой. (Мысль одна, а грамматические модели выражения этой мысли разные). И, наоборот, разные

мысли могут быть выражены одной грамматической моделью: 1. Сестра любит брата.

2. Мать любит дочь.

Структурные схемы, или структурные модели - это те типичные образцы, по которым строятся в речи синтаксические единицы. В структурные схемы простого предложения входят те строевые элементы, которые отражают логическую структуру мысли, определяющие синтаксические позиции членов модели предложения, а также количество и характер их.

Синтаксис не может изучать все конкретные предложения, которые могут быть созданы в речи по имеющимся в языке образцам. Поэтому так важно выявление структурных моделей (схем, образцов) предложения, отражающих структуру мысли. Структура предложения выделяется в его модели. В качестве членов модели предложения или его структурных единиц выступают компоненты предложения, выделенные по их реляционным свойствам, то есть по таким свойствам, которые определяются структурой предложения. Такими единицами являются словесные формы в их валентных свойствах: последние представляют собой постоянные элементы предложения.

Словесные формы в их индивидуальных свойствах, то есть отдельные слова в той или иной грамматической форме, являются переменными элементами предложения.

Модель предложения есть организация постоянных его элементов; предложение же есть единство постоянных и переменных элементов. В членах модели предложения выражаемое и выражающее находятся во взаимооднозначном соответствии; в них совпадают границы тех тождеств, которые выделяются в выражающей стороне, и тех тождеств, которые выделяются в выражаемой стороне.

Структурные единицы предложения являются одновременно членами синтагматических и парадигматических отношений. Одна и та же структурная единица предложения является членом синтагматических отношений, то есть членом данной модели предложения, и членом парадигматических отношений, то есть членом отношений между разными моделями. Какие отношения в синтаксисе называются парадигматическими и какие - синтагматическими? - Парадигматику в самой общей форме можно рассмат-

ривать как совокупность системных парадигматических отношений, как структурную общность оппозиций на том или ином уровне (в той или иной области) языка, связанных и противопоставленных друг другу единицах методами субституций, пермутаций и исключений.

Парадигматика языковой единицы - это, как известно, ряд ее вариантов, чередующихся друг с другом в разных позициях. Так, парадигма слова - это совокупность словоформ, выбираемых в зависимости от выполняемой синтаксической функции. Парадигма предложения - это совокупность его вариантов высказываний, различающихся по отношению к коммуникативной ситуации.

Парадигматические ряды единиц - это постоянные классы, состоящие из упорядоченных системных коррекций и представляющие собой в синхронном плане закрытую систему инвариантов.

Синтагматика в противоположность парадигматике рассматривает единицы языка в их одновременной реализации в линейной цепи в потоке речи.

Основным синтагматическим понятием на уровне морфологии является валентность лексем. Синтагматические отношения единиц - это их связи с окружающими единицами линейной последовательности, где проявляются как системный инвариант в чистом виде, так и возможные варианты, отклоняющиеся от системного, парадигматического. Специфика единиц разных уровней определяет специфику парадигматических и синтагматических связей разных единиц.

Парадигма фонологическая представлена системой фонологических оппозиций, противопоставленностью фонем с их фонологическим содержанием, специфическим для данного языка.

Синтагматика фонологическая - это речевая реализация унилатеральных единиц фонем, взаимовлияние, комбинаторные возможности и позиционные характеристики. Парадигматический анализ в фонологии -это определение фонологического содержания фонем на основе оппозиций. Синтагматический анализ - изучение условий актуализации фонологических оппозиций в речи (их реализации и нейтрализации в речи).

Парадигматика в морфологии, подобно фонологической, представлена системой оп-

позиций, морфологических, основное отличие которых от оппозиций фонологических состоит в том, что они строятся на противопоставленности билатеральных единиц, а поэтому могут быть смешанными в случае асимметрии плана содержания и плана выражения (глаза - очи, лук - растение, лук -стрела и так далее).

Синтагматика морфологическая - это актуализация морфологических оппозиций к линейной цепи. Парадигматический анализ на уровне морфологии есть определение содержания противопоставленных инвариантов, складывающихся из дифференциальных признаков, по которым данная морфологическая единица противопоставлена другим в парадигматической схеме.

В качестве парадигматики частей речи лежит сам факт их выявления, их морфемный состав, их грамматические категории, их внутреннее членение, границы между ними.

Вариантами одной морфемы являются такие единицы, когда: а) они имеют общее значение; б) находятся в дополнительной дистрибуции (то есть появляются во взаимоисключающих друг друга компонентах); в) встречаются в параллельных конструкциях.

Понимание тождества морфемы таково: в плане содержания допустимо варьирование при наличии в нем соответствующего инварианта и стабильности выражения, а в плане выражения - наличие в нем инварианта и стабильности содержания.

Синтагматический анализ морфологических единиц - это анализ условий актуализации морфологических оппозиций. В задачи синтагматического анализа на уровне морфологии входит и анализ синтагматических функций единиц окружения данной формы, которые могут либо содействовать реализации парадигматического значения изучаемой единицы, либо создавать условия нейтрализации соответствующей оппозиции.

Парадигматика синтаксическая, как и парадигматика низших уровней лингвистической структуры, представлена противопоставленностью единиц, но единиц синтаксических, то есть моделей предложений и словосочетаний, иллюстрирующих синтаксические связи. Парадигматика в синтаксисе -это коммуникативные типы предложений и их структурные модели, а также модели словосочетаний. Предложения противостоят

словосочетаниям по признаку синтаксической связи: в основе предложения обнаруживаются предикативные связи (главные члены предикативной единицы связываются; по классу связи - подчинение, по типу связи -солидарность - двусторонняя связь, по виду связи чаще всего - согласование; за пределами предикативной единицы эти связи неповторимы); к основе словосочетания устанавливаются односторонние связи.

Установление этих моделей и связей -цель парадигматического анализа на уровне синтаксиса.

Признание парадигматических отношений в синтаксисе простого и сложного предложений исходит из предпосылок, что между двумя разными предложениями могут существовать закономерные отношения. С помощью парадигматических отношений изучаются единицы по их значимости, семантике, содержанию. Парадигматические отношения лежат в основе так называемого трансформационного анализа, или метода преобразования.

При определении парадигматических отношений необходимо:

а) выявить основания тождества, чтобы была возможность закономерно сблизить разные предложения:

б) необходимо выявить основания их различия, чтобы была возможность определить значение и соотношение противочленов того или иного парадигматического отношения.

Целью синтагматического анализа на уровне синтаксиса следует считать рассмотрение безграничного многообразия актуальных синтаксических единиц, характера их соотношения с парадигматическими моделями, исследование средств других уровней лингвистической структуры, способных создать варианты отклоняющихся от парадигматических моделей.

В синтагматике на уровне синтаксиса определяются связи и зависимости между дискретными единицами предложения, то есть с помощью синтагматических отношений изучаются единицы по их реляционным свойствам. Синтагматические отношения лежат в основе так называемого дистрибутивного анализа, то есть объективного анализа единиц по их валентным свойствам, по окружению.

Синтагматические отношения между структурными единицами предложения ха-

рактеризуются следующими признаками: а) связи словесных форм имеют в модели предложения цепной характер. Это значит, что каждая данная словесная форма соотносится в синтагматическом ряду только с другой словесной формой. В модели предложения не может быть словесных форм, которые соотносились бы с предложением в целом, а не с другими словесными формами; б) цепные связи словесных форм в модели предложения имеют мотивированный характер. Связи слов по характеру мотивированности распадаются на два класса. К первому классу относится такая связь членов модели предложения, источником которой являются требования предикативности. Такова связь словесных форм в позициях подлежащего и сказуемого. Ко второму классу относится такая связь членов модели предложения, источником которой являются требования, свойственные словесным формам. Такая связь глагольной формы с формами, занимающими присубстантивную позицию, адъективной формы с формами, занимающими приадъек-тивные позиции, и так далее.

Термин «позиция» словесных форм в модели предложения выражает реляционный характер членов модели предложения.

Основания тождества и различия между предложениями, находящимися в парадигматических отношениях, делятся на два класса в зависимости от того, в чем заключается указанное тождество или различие: а) в тождестве или различии постоянных или временных элементов или б) в тождестве или различии валентных свойств словесных форм. На основе тождества или различия постоянных или переменных элементов выделяются парадигматические серии или парадигматические ряды со взаимообразуемыми противочленами.

Ряд предложений, тождественных по постоянным элементам и различных по переменным элементам, образуют парадигматическую серию. Несколько предложений, различных по постоянным элементам и тождественных по переменным элементам, образуют парадигматический ряд, в котором противопоставляются серии предложений с различными постоянными элементами. Различие постоянных элементов, принадлежащих разным сериям, могут не связываться с различием в смысле: такие предложения обра-

зуют противопоставленный ряд (Работал у дороги, около дороги). Различие постоянных элементов предложений, принадлежащих разным сериям, могут связываться с различием в разном смысле; такие предложения образуют противопоставленный парадигматический ряд (Он поранил руку о стекло; и Он поранил руку стеклом).

Между предложениями, образующими парадигматический ряд на основе тождества переменных элементов, существуют отношения преобразования. Состав словесных форм одной парадигматической серии можно рассматривать как преобразование словесных форм другой парадигматической серии.

На основании тождества или различия валентных свойств различных форм выделяются ряды в порядке необратимой последовательности. Эти парадигматические ряды имеют эшелонированное расположение: каждый данный парадигматический ряд имеет предшествующие и последующие ряды. Это значит, что эшелонированная структура парадигматических отношений имеет начальные и конечные ряды. В каждом данном парадигматическом ряду, основанном на валентных свойствах форм, содержится тождество в основании различий его противочле-нов: причем то, что составляет момент различия в данном парадигматическом ряду, становится основанием тождества в последующем парадигматическом ряду, а то, что является основанием тождества в данном парадигматическом ряду, делается моментом различия в предшествующем парадигматическом ряду.

В зависимости от вышеизложенного синтаксис как науку можно разделить на две части: в первой части изучаются единицы в их синтагматических отношениях, где самыми важными понятиями являются понятия модели предложения, члена модели предложения и понятие позиции словесной формы предложения; во второй части изучаются их синтаксические единицы в их парадигматических отношениях. В этой части синтаксиса важнейшее значение имеют следующие понятия: понятие о парадигматической серии, понятие парадигматического ряда, понятие преобразования эшелонированного расположения парадигматических рядов. Одним из основных методов изучения синтаксических явлений в парадигматическом плане, как бы-

ло сказано ранее, является трансформационный анализ, или метод преобразования. Парадигматические отношения на уровне синтаксиса покоятся исключительно на области означаемых, создавая своего рода синонимические ряды.

Например: 1. Наступает то время, когда начинает смеркаться. 2. Наступают сумерки.

3. Смеркается.

Эти три предложения образуют парадигматический ряд, так как их отличие включено в неидентичности постоянных членов модели предложения. Каждое из этих предложений может стать началом парадигматической серии. Например: 1. Наступает рассвет. Приближается зима. Звонит телефон и так далее. 2. Светает. Знобит. Морозит и так далее. Ассоциации по этому признаку можно было бы продолжить: нельзя наперед точно сказать, какое количество данных синтаксических единиц в каком порядке может быть образовано.

Синтагматические отношения языковых единиц в синтаксисе всегда налицо, они покоятся на отношениях двух или более элементов. Наличных и актуализированных в действительности. Самым распространенным типом синтагмы является фраза, которая является отрезком в речевой цели. Совокупность линейных, комбинаторных свойств языковых элементов - синтагматика - в целом относится к явлениям языковой системы, но обнаружить эти особенности языка, как и другие его свойства, можно только анализируя образцы синтагм в речи.

Изучение морфологии па синтаксической основе и синтаксиса с учетом морфологических свойств и есть подтверждение той мысли, что обычное деление грамматики на морфологию и синтаксис носит условный характер, между ними нет никаких заранее начерченных границ. Только разграничение парадигматических и синтагматических отношений представляет основу для классификации, подсказываемой самими фактами языка.

Как видим, парадигматика и синтагматика предложений строится на том же оппозиционном принципе, что и отношения между морфологическими единицами языка.

Для более наглядной иллюстрации парадигматических и синтагматических отношений предлагаем несколько схем.

В первой схеме даем изображение парадигматических и синтагматических отношений в морфологии на примере грамматического класса имени существительного (см. схему № 1).

На схеме № 1 представлена парадигматика и синтагматика имени существительного по некоторым основным его грамматическим признакам.

Автор данного исследования не претендует на исчерпывающий анализ имени существительного по всем признакам на парадигматической и синтагматической осях. Основная цель - показать принцип построения парадигматической и синтагматической осей, в данном случае построение дается на морфологическом уровне, чтобы затем можно

было бы представить эти же оси на синтаксическом уровне и чтобы нагляднее можно было бы сравнить между собой.

Как видно на схеме № 1, на парадигматической оси каждое слово характеризуется набором грамматических категорий, определяющих смысл, семантику его, а на синтагматической оси слова характеризуются валентностью, то есть сочетаемостью слов с другими словами. Каждый грамматический класс слов имеет свой набор дифференциальных признаков на парадигматической и синтагматической осях, тем самым отличаясь друг от друга. Существуют и внутренние дифференциальные признаки, по которым эти классы делятся на подтипы и подклассы и так далее.

СХЕМА №1

Парадигматическая ось

Р’л, ЧИСЛО

Матери, стопа

Г‘-ГГ'»Г

- г* ■; ГукяТо, СТОЛ Матерью, столом О МЕТРОМ, О ст с л е

Мн. число

Мятери сто-

ли

Матерей,

столов

Матерям.

стол ?м

Матерей,

столы

Матерями.

стопами

Существит. ,•

Род: | 1-я гр. категория

мТжТс |

Число: | 2-я гр.категория

Единствен. _|

Мкожест- ! вен.

3-я гр. категория

Синтагматическая ось

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Относясь к тому или иному грамматическому классу, слова также отличаются друг от друга и семантической возможностью сочетаемости слов в предложении, то есть окружением, дистрибуцией.

Схема № 2 представляет собой иллюстрацию действия парадигматической и синтагматической осей на уровне морфологии в грамматическом классе слов имени существительного по двум грамматическим категориям - представлены парадигма падежа и парадигма одушевленности - неодушевленности, а также предполагаемые, возможные связи, которые могут осуществляться по названым грамматическим категориям имен существительных. Как бы не был велик перечень грамматических категорий, характерный для данного класса слов, он непременно

конечен, тогда как реализация их на синтагматической оси - бесконечна.

Самыми богатыми наборами грамматических категорий являются два грамматических класса слов - глагол и имя существительное - все остальные грамматические классы группируются вокруг глаголов и имен существительных (вокруг первого класса слов группируются наречия, глагольные формы - причастие и деепричастие; вокруг второго класса - имена прилагательное, числительное, местоимение).

Синтаксическая парадигма в трансформационной грамматике понимается как ряд структурно различающихся, но семантически соотносительных конструкций - предложений, словосочетаний.

СХЕМА №2

’*] Рп.г

! Стоп : . м 1

Стола

Стопу I чи«Ж;

; Стол 1

і Столом і _

! О столе ! Падежи^

Парадигматическая ось Существительное (конкретное)

Стопы I Отслоб

Стопы 1 Стлгтами і □ ^ xV ^

Г- 1 Vv

vj CIUJ іах

і Отец і Отца Склонение:

! Отцу і J&k ',

і Отцом *5 N.

06 опір і Раіносклоняемм*05

і ^Vy..... Несклоняемые Jr,

WIцоь_

; Отцам I Отцов

і

Отцами і Об отцах

Одушевлекн Ьі« Неодушевленна

Отец, кэрп, жук. Отца, карпа, жука Отцу, крапу, жуку

Отца, карпа, жука__________

Отцом,карпом, жуком

Об отце, о карпе, о жуке Отцы, карпы, жуки _ Отцов, карпов, жуков Отцам, карпам, жукам

Отцов, карпов, жуков_______

Отцами, карпа ми, жуками Об отцах, о карпах, о жуках_______

Дом, стол, мост _

Дома, стола, моста _ Дому, стопу, мосту Дом, стол, мост

Домом, столом, мостом О доме, о столе, о мосте

^ома, столы, мосты__________

ЬДомов, столов, мостов _

^омам, стопам, мостам_______

'Дома, столы, мосты ‘Домами, столами, мостами__________________________

чО домах, о столах, о мостах

Синтагматическая ось

При рассмотрении вопроса о парадигме следует иметь в виду наличие двух парадигматических отношений на уровне предложения. Это, во-первых, парадигматические отношения между предложениями на уровне отдельных членов предложения и, во-вторых, отношения на уровне целого предложения, в основе которых лежат преобразования всего предложения.

Представим схематически (см. схему № 3), парадигматические и синтагматические отношения в синтаксисе:

Следует заметить, что: 1. Стрелки указывают зависимость между компонентами (<- - односторонняя зависимость, <-*■ - двусторонняя зависимость, сочинительная связь без стрелок, то есть компоненты друг от друга не зависят); 2. Лексемы в формулах обозначим первоначальными буквами их названий. Тогда получим:

1. С] н * (МЕСТ4 Гл. С] О), где О показывает на нулевой глагол-сказуемое (схема № 3).

2. С] "Ь *—*■ (Пр. -* С5 *—* О)

3. С] + Пр. - кр. ф. -* С5

4. С] + <-*• Гл. -* С4

Одна и та же грамматическая форма выражения различных сущностей создает синтагматические серии, синонимию грамматических постоянных компонент модели, а не смысловую.

Парадигматическая ось связана с планом содержания (логическая семантика), а синтагматическая ось связана с планом выражения (формальным планом выражения). На синтагматической оси определенная - любая -синтаксическая модель выступает как постоянная, а количественная реализация в речи не имеет предела относительного предела (то есть эта модель может бесконечно варьировать, заполняться конкретным материалом (переменными единицами).

ряды.____________

1 Книгя которую

•* Г>Л1

. Спязь:

Парадигматическая ось (на уровне синтаксиса)

9 Кнмгя прочитян-изг, учеником

Класс: Сочинрнир

Подчинение

Типы: _ ,

Сопидяр-

ность

Детерминация

Констелляция

| (План содержа-

______

Книга прочитана учеником.

4. Ученик прочитал книгу.

[ Виды: і Согласова

ние

Управление

Примыкание

: Серия №1

С*] —> (Мд ♦—- Гл.< > С,) _

’ Книга, которую прочитал ученик

Задача, которую решил учитель.

; Дом, который построил

! ПЛОТНИК.

Серия №2

(П Р^.ГЛрб)__________

Книга, прочитанная учеником. Задача, решенная | учителем. Дом, построенный плотником

Серия №3

С1 «-> Пр.к.ф. > С&________

Книга прочитана учеником. Задача решена учителем Дом построен плотником.

Серия №4 Сі Гл. —* С4

ч

I Ученик прочуггап книгу. | Учитель решил задачу Плотник построил дом.

С и нта гм ати чес кая ос на уровне синтаксиса)

(План выражения)________________

Парадигматическая ось конечна, так как любая коммуникативная единица имеет семантический предел, например, мысль может быть выражена словом - предложением, предикативной синтагмой (простым предложением), сложным предложением, сверхфразо-вым единством.

Амплитуда синонимического ряда каждой синтаксической единицы парадигматической оси - постоянных величин - невелика (относительно невелика), а синонимический ряд - синонимическая серия - переменных величин на синтагматической оси бесконечен.

Синтаксические единицы, находящиеся в синонимическом ряду на парадигматической оси, являются инвариантами единиц на синтагматической оси и, наоборот, синтагматические единицы, находящиеся в синонимическом ряду на синонимической оси, будут инвариантами на парадигматической.

Каждая единица парадигматической оси в свою очередь может иметь (имеет) внутренние инварианты между парадигматическими рядами, а каждая единица синтагматической оси тоже порождает инварианты внутри действующей системы (на основе разной валентности лексем, являющихся компонентами единиц синтагматических серий - моделей предложений).

Синтаксическую статистическую схему можно развернуть в динамическую, отражающую парадигматику и синтагматику данного уровня (см. схему № 4).

Системный подход в изучении языка в настоящее время приобретает все большее значение и популярность.

В морфологии уже давно существовала исчерпывающая система парадигм каждой изменяемой части речи. Понятие парадигмы на уровне синтаксиса начало складываться

СХЕМА Лй4

Парадигматическая ось С* /-1 (М^ Гл.*? Сч)

ю прочи-гдача, коуч итеяь. и построил

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НИГ^ГКСфЗ

¿и

ре/ ос

ик/.

Р-1 —* С5) га, прочитанная иком. Задача, ре-нная учителем. Дом. остроенный плотником Пр.к.фГ^ С~ь Книга прочитана учеником. Задача решена учителем. Дом построен плотником.

с*

'А У^*ейик читает книгу.

итель решает задачу. Плотник строит дом.

Синтагматическая ось

почти одновременно в советском и зарубежном языкознании. Но не все лингвистические школы оперируют понятием синтаксической парадигматики. Так, к отождествлению синтагматики и синтаксиса, парадигматики и морфологии склоняются, по существу, женевцы и Л. Таньер. Пражцы считают, что основной задачей синтаксиса является определение синтагматических отношений морфологических средств их выражения в морфологии.

Синтаксическая парадигматика и синтагматика нашла отражение в трудах многих авторов. Бесспорно, что в вопросе о синтаксической парадигматике и синтагматике существует еще целый ряд проблем, разреше-

ние которых стоит в будущем. Эту цель преследует автор данного исследования.

1. Шведова Н.Ю. Парадигматика простого предложения в современном русском языке. М., 1966.

2. Шведова Н.Ю. II Историко-филологическое исследование. М., 1967. С. 577.

3. Ломтев Т.П. II Филологические науки. 1961. №3.

4. Седельников Е.А. II Филологические науки. 1961. №3.

5. Москальская О.И. И Вопросы языкознания. 1973. №3.

6. Москальская О.И. // Иностранный язык в школе. 1971. № 6.

СПЕЦИФИКА ОБРАЗНОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ Н.В. Ушкова

Ushkova N.V. The specificity of imagery in analytical constructions. The article contains a detailed analysis of the issue. It also contains a substantial rationale for this with examples from modem German.

Образные аналитические конструкции представляют собою в рамках настоящей концепции особый случай репрезентации концепта: наряду с общеизвестными признаками аналитической конструкции, носящими универсальный характер и в общем виде интерпретируемыми как «разведение лексических и грамматических свойств» (соответственно, между именем пропозитивной семантики и глаголом), рассматриваемые словосочетания обладают способностью вызывать образные ассоциации.

Говоря об образности, об образных ассоциациях, образном компоненте, образном шлейфе, образных наслоениях (перечисленные выражения составляют далеко не полный ряд метафорических обозначений рассматриваемого феномена), неизбежно обращение к понятию образа.

Размышления философов, психологов и лингвистов о роли образа в языке и мышлении содержат ряд важных положений, могущих служить основанием для разработки

проблем, соприкасающихся с этой плоскостью исследований. Под образом понимается категория сознания, результат чувственного восприятия действительности, фундаментальная форма организации психики; образ реалий внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств человека, определяется в качестве основного источника его знаний о мире [см.: 1-3].

Обращение к психологии образа способствует осмыслению и описанию данного явления с позиций лингвистики. Осознание различия между образом как феноменом психики и образом как феноменом языка при одновременном признании их тесной взаимосвязи обусловливает противопоставление чувственно-предметного образа языковому образу. Из данного положения вытекает вопрос о взаимоотношении образа и языкового значения: во-первых, предполагается, что предметность психического образа является своего рода толчком к формированию семантической структуры языкового знака, во-вто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.