Научная статья на тему 'Явление паронимии в русском языке'

Явление паронимии в русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7385
1149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Явление паронимии в русском языке»

Явление паронимии в русском языке

Автор:

Сидорова Лия, 9-й класс ЧОУ СОШ «Личность», г. Новороссийск Краснодарского края

Научный руководитель:

Буданова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы

Работа стала лауреатом XVI Всероссийских чтений юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского в секции «Лингвистика. Язык в современном мире»

Введение

Тема работы - употребление паронимов в речи. Мы обратились к данной теме, так как посчитали нужным изучение таких единиц, как паронимы. В школьной программе в разделе «Лексика», изучаются такие явления, как омонимия, антонимия, синонимия, но изучение паронимов не входит в программу, и мы выбрали эту тему для более глубокого изучения паронимов, так как они, на наш взгляд, имеют большое значение в подготовке к экзамену в режиме ЕГЭ. Тема эта, безусловно, связана и с культурой речи каждого человека.

Цель работы - исследовать употребление паронимов в речи сверстников, понимание значения паронимических слов.

Предметом исследования стали 70 языковых и контекстуальных паронимов.

Объект исследования - явление паронимии в современном русском языке. В ходе работы цель исследования определила постановку следующих задач: 1) изучить некоторые исследования, посвященные проблеме паронимии (такие как исследования в области семантики, представленные в трудах С.Д. Кацнельсо-на, М.В. Никитина, Ф.А. Литвина и др.; лексикологические исследования И.В. Арнольда, О.С. Ахмановой, В.В. Виноградова и др.); 2)определить место паронимов по отношению к смежным явлениям: омонимам, синонимам и полисемии; 3) определить закономерность функционирования паронимов на материале, предложенном учащимся школы.

Актуальность заключается в том, что в лингвистической литературе по-разному интерпретируются лексико-семантические контакты в группах созвучных слов. И будучи одной из важных проблем современного языкознания, паронимия рассматривалась с различных точек зрения представителями философии, психологии, лингвистики Определение сути явления паронимии, установление факторов, побуждающих к использованию

Сидорова Лия

в речевом сознании формально сходных, но семантически разнородных единиц, представляет значительный научный и практический интерес.

Глава 1. Явления паронимии в русском языке

1.1 Из истории паронимов

Освоение и использование богатств русского языка тесно связано с тщательным изучением свойств слова и его значения. Настоящая работа посвящена проблеме лексической паронимии. В наше время большое внимание уделяется развитию речи, поэтому разработка вопросов паронимии начинает занимать свое определенное место наряду с изучением антонимов, омонимов и синонимов. Вопросами паронимов активно занимались лингвисты в середине ХХ в. Проблемы паронимии представлены в трудах академика В.В. Виноградова, в лексикологических исследованиях О.С. Ахмановой, Д.Н. Розенталя в области стилистики и др. В последнее время русские лингвисты стали уделять паронимам большое внимание. И тем не менее явление паронимии пока еще недостаточно освещено в научной литературе, не выработано единого взгляда на сущность паронимов, отсутствует методика работы над паронимами. Да и термин «паронимия» понимается по-разному, нередко авторы определяют словесные пары следующим образом: 1) «слова, различные по значению, но близкие по произношению»; 2) «особый словообразовательный тип, зона действия которого и отношение к другим словообразовательным типам, в отличие, например, от синонимов, более ограничены»; 3) «одно-коренные слова одной части речи с созвучными аффиксами, дифференцирующиеся в своем значении при совпадении ударения на одном и том же по количеству слоге.

Особую группу паронимов составляют такие, которые отличаются функционально-стилевой закрепленностью или стилистической окраской; ср.: работать (общеупотребительная форма) - сработать (простая и специальная форма); жить (общеупотребительная форма) - проживать (официальная форма).

Исследуя проблему паронимии, находим бесчисленное количество высказываний и описаний того, какие слова являются паронимами, хотя разработать четкое определение этого явления, к сожалению, не просто, так что лингвисты по-разному определяют его. В отечественном языкознании паронимиче-ское смешение рассматривалось как определенное нарушение языковой нормы. Об изучении отрицательных фактов языка неоднократно писали В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, Г.С. Винокур. В современной лингвистике, как отмечает О.В. Вишнякова, нет «доказательного мнения о сущности паронимов, по-разному

Академик Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969)

Академик Лев Владимирович Щерба (1880-1944)

Дитмар Эльяшевич Розен-таль (1900-1994)

интерпретируются лексико-семантические контакты в группах созвучных слов». Д.Э. Розенталь рассматривает паронимы как «слова, близкие по звучанию, но различные по семантике, в первую очередь разграничиваются по присущему им значению. Л.А. Жданова говорила, что существует несколько трактовок термина «паронимия». Паронимы в «узком» смысле -близкие по звучанию родственные слова. Иногда в паронимию включают и явление, традиционно называемое «парономазия» -стилистический прием, при котором намеренно сближаются подобные по звучанию слова как родственные, так и неродственные. Паронимы в этом случае рассматриваются как выразительное средство поэтического языка. Взгляд Д.Э. Розенталя на явление паронимии нам кажется наиболее приемлемым.

Паронимов в русском языке достаточно много, но специальные словари паронимов стали появляться относительно недавно. Первый «Словарь паронимов русского языка» (автор Н.П. Колесников) был издан в 1971 году. В нем представлены и однокоренные, и разнокоренные «подобозвучные» слова -всего свыше 3000 лексических единиц.

«Словарь паронимов русского языка» О.В. Вишняковой появился в 1974 году. «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой. В 1994 году вышел «Словарь паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова, М.С. Панюшевой. В нем более 200 паронимических рядов, сопоставляется сочетаемость паронимов, даются ошибочные словоупотребления.

1.2 Паронимы. Кто они?

Паронимия (от греч. «возле», «при» + «имя») - частичное звуковое сходство слов при их семантическом различии (полном или частичном). Также термином «паронимия» принято называть такое явление в речи, когда два слова, в какой-то мере сходно звучащие, но имеющие разное значение, ошибочно употребляются одно вместо другого. Например, употребление слова «адресат» вместо «адресанта»; «боцман» вместо «лоцман»; «кремий» вместо «кремний» является паронимией, а слова, составляющие такие пары, называются паронимами.

Паронимы (от греч. «para» - «возле» и «onyma» - «имя») -слова, близкие (но не тождественные) по произношению, написанию, лексико-грамматической принадлежности, родству корней, имеющие тонкие смысловые различия. Например: архаический - архаичный, длинный - длительный, болотный -болотистый и др. При широком понимании паронимии к паронимам относят вообще все сходные по звучанию слова (и однокорневые, и разнокорневые). Например: лоцман - боцман, кларнет - корнет и т.п.

В практической речи часто происходит смешение паронимов. Следует иметь в виду, что паронимы не могут заменять

Словарь паронимов русского языка

Wi

СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Сидорова Лия

друг друга в одном и том же контексте (за редким исключением, см. частичные паронимы), так как это приводит к искажению смысла высказывания. Члены паронимических пар в большинстве случаев различаются лексической сочетаемостью. Например: каменная стена - каменистая почва, поступать в университет - проступать на бумаге, писать диктант - осуждать диктат, явно предпочитать - явственно слышать, подпись на документе - роспись по дереву, желтеть от времени - желтить ткань и т.д.

Иногда паронимы могут сочетаться с одним и тем же словом, но полученные словосочетания имеют разное значение. Например: демократическое правительство (основанное на принципах демократии) - демократичное правительство (простое, лояльно относящееся к народу).

Сходство в произношении и написании паронимов часто является причиной их смешения в речи. Трудности их разграничения не всегда легко преодолеваются. Смешение паронимов является грубым нарушением норм словоупотребления. Например: эффективное платье - эффектное лекарство (верно: эффектное платье - эффективное лекарство). Именно в контексте проясняется лексическая сочетаемость. Нарушая языковую норму используется искаженный вариант нужного паронима: «улыбающий», «смеющий» вместо «улыбающийся», «смеющийся». Часто неверно употребляют в речи однокорен-ные паронимы: одеть-надеть; оплатить-заплатить-уплатить, несмотря на то, что в курсе русского языка ведется работа с этими словами, ошибка, на мой взгляд, объясняется тем, что многие носители языка не задумываются о точности употребления данных паронимов, пренебрегая языковыми нормами. Такое смешение паронимов мы можем наблюдать в работах учащихся нашей школы. Результаты исследования будут представлены ниже. Умение различать паронимы, безусловно, необходимо и важно. КИМ (контрольно-измерительные материалы), предлагаемые учащимся 11-х классах, сдающим экзамены по русскому языку в режиме ЕГЭ, предполагают задания на знание паронимов, умение использовать их в речи. В своей работе мы хотим представить такие задания.

Вариант № 1

В каком предложении вместо слова «ВЕЧНЫЙ» нужно употребить «ВЕКОВОЙ»?

1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.

2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и березовыми лесочками.

3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

1Ш ч «

4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

КИМ (2005-2006 г.)

Вариант № 3

В каком предложении вместо слова «БОЛОТНЫЙ» нужно употребить «БОЛОТИСТЫЙ»?

1) Кое-где в низинах БОЛОТНЫЙ запах был очень силен.

2) Горы сменялись трясинами, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ березки.

3) В оврагах и сырых, БОЛОТНЫХ местах острая осока ранит ноги.

4) Капитан Зернов бодро вышагивал в новой военной форме БОЛОТНОГО цвета.

КИМ (2006-2007 г.)

Вариант № 4

В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?

1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.

2) Сено в стогу - СЫТЫЙ корм скоту.

3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.

4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо. КИМ (2005-2006 г.)

Вариант № 5

В каком предложении вместо слова «БУДНИЧНЫЙ» нужно употребить «БУДНИЙ»?

1) Однажды утром в БУДНИЧНЫЙ день я с дедом разгребал во дворе снег.

2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Значительное место художник отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.

4) «Вот мы и дома», - уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.

КИМ (2007-2008 г.)

Мы видим, с какой последовательностью предлагаются эти задания, следовательно, работа по данной теме перспективна и обязательна. Более того, она связана с культурой речи каждого человека.

1.3 Паронимические ряды

Два и более паронима образуют в языке паронимический ряд (паронимическую парадигму). По количеству членов паронимические ряды делятся на бинарные (например: всякий - всяческий, главный - заглавный и т.д.) и полинарные (например:

Сидорова Лия

единственным - единыи - единичным, дипломат - дипломант дипломник и т.д.).

Классификация паронимов

По структуре

префиксальные

суффиксальные

финальные (приставочные)

Префиксальные (приставочные) паронимы - паронимы, имеющие разные приставки. Например: вбежать - взбежать, обсудить - осудить, одеть - надеть и т.д.

Суффиксальные паронимы - паронимы, имеющие разные суффиксы. Например: грозный - грозовоИ, белеть - белить, лирическиИ - лиричный и т.д.

Финальные паронимы - паронимы, имеющие разные флексии (окончания, финали). Например: жар - жара, гарант -гарантия и т.д.

По значению

полные неполные частичные

Полные (абсолютные) паронимы - паронимы с ударением на одном и том же слоге, выражающие разные смысловые понятия. Например: осуждение - обсуждение, восход - всход и т.д.

Неполные паронимы - паронимы, в которых наблюдается неполное разделение объема значений, что вызывает их сближение.

Например: аристократический - аристократичный, комический - комичный и т.д.

Частичные (приблизительные) паронимы - паронимы, различающиеся местом ударения, характеризующиеся общностью смысловых понятий и возможным совпадением сочетаемости.

Например: водный напор - водяной напор, героический подвиг - геройский подвиг и т.д.

Глава 2. Использование паронимов в речи учащихся школы «Личность»

В ходе работы было предложено учащимся 6-11-х классов практическое задание по употреблению паронимических пар в речи, объяснению значения паронимов. Работа показала, что учащиеся затрудняются объяснить значение лексических

единиц, хотя в ряде работ отмечается достаточно правильное употребление их в словосочетаниях. Затем был предложен и апробирован еще вариант задания, связанного с употреблением паронимов. Практические задания учащимся предложены с учетом возрастных особенностей и уровня знаний.

Задания для 7-го класса:

Ввести предложенные паронимы в словосочетание, чтобы значение данного слова стало ясным:

1) Дружеский - дружественный

2) Соседский - соседний

3) Хозяйский - хозяйственный

4) Грецкий - греческий

5) Практичный - практический

6) Адресат - адресант

7) Дипломат - дипломант

8) Великий - величественный

Задания для 9-х, 11-х классов:

1. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

1. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные - командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо - личность) этого человека. 3. На мебель были ... (одеты - надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет ... (главную - заглавную) роль в спектакле «Анна Каренина». 5. Напрягая последние (силы - усилия), мы достигли вершины горы. 6. На выставке представлен большой выбор красивой и ... (практичной - практической) обуви. 7. Группа школьников ... (пришла - зашла) в музей на лекции. 8. Мы все ... завтра (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. 9. В порту судно ... (стало - встало) на якорь. 10. Перед подвигом защитников отечества мы ... (преклоняем -склоняем) голову. 11. Он внимательно слушал лекцию, делая ... (пометы - заметки) в блокноте. 12. Мы так давно не виделись, что вначале я его не ... (узнал - признал).

2. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный -дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный -эффективный, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать -скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.

3. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.

Сидорова Лия

4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. 7. Первое время научная работа поддавалась нелегко. 8. Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесенного в связи с этим ущерба урожайность в этом году значительно уменьшилась. 9. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 10. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 11. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 12. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска. 13. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись. 14. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 15. Стены имеют неприглядный вид, они не покрашены, вместо вешалок набиты гвозди. 16. Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего. 17. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.

Ответы учащихся были проанализированы. Результаты представлены в следующих таблицах:

6-й класс ЧОУ СОШ «Личность»

Общее число ответов Количество верных ответов %

256 153 60

Анализ результатов тестирования учащихся 9-го класса ЧОУ СОШ «Личность»

Фамилия Всего заданий Всего пар Количество верных ответов %

1. М. М. 3 55 45 82

2. М. М. 3 37 25 67

3. П. Д. 3 55 40 73

4. М. С. 3 37 22 59

5. Б. М. 3 55 39 71

6. К. Т. 3 47 27 79

7. П. А. 3 57 37 65

8. Ф. В. 3 33 26 79

9. С. Л. 3 39 30 77

10. В. А. 3 39 30 77

11. З. К. 3 37 26 70

12. Б. К. 3 37 25 67

13. М. Д. 3 35 27 77

14. П. Е. 3 43 31 72

15. М. Д. 3 39 17 43

16. Г. Р. 3 51 36 70

17. Б. Р. 3 57 36 63

18. Г. Ю. 3 39 23 59

№ задания Общее число ответов Количество верных ответов %

1 216 174 80

2 260 107 76

3 306 181 59

Общая работа 782 552 70

Анализ результатов тестирования учащихся 11-го класса ЧОУ СОШ < Личность»

Фамилия Всего заданий Всего пар Количество верных ответов %

1. Р. 3 54 48 84

2. К. 3 57 48 84

3. К. 3 57 50 88

4. Н. 3 57 46 80

5. К. 3 57 46 80

6. К. 3 57 48 84

7. Д. 3 57 48 84

8. К. 3 57 32 56

9. М. 3 57 51 89

20. Б. 3 57 50 88

11. С. 3 57 49 86

№ задания Общее число ответов Количество верных ответов %

1 137 115 84

2 308 273 89

3 187 131 70

Общая работа 632 519 82

Данный вид работы показал, что ученики справились с большинством заданий, но все же в ряде случаев испытывали затруднения в ответе. Поэтому работа по изучению паронимов является необходимой и перспективной, так как связана с умением различать паронимы, чтобы правильно использовать их как в повседневной речи, так и при выполнении одного из заданий в режиме ЕГЭ.

Заключение

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Явление паронимии пока еще недостаточно изучено в лингвистике, не выработано единого взгляда на сущность паронимов;

2. Отсутствует методика работы над паронимами;

3. Необходимо знание паронимов, так как контрольно-измерительные материалы, предлагаемые учащимся 11х классов, сдающим экзамены по русскому языку в режиме ЕГЭ, пред-

Сидорова Лия

полагают задания на знание паронимов, умение использовать их в речи;

4. Ряд учащихся школы «Личность» затрудняется объяснить значение паронимов, верно употребить их в речи;

5. Требуется изучение паронимов в старших классах школ;

Данная работа адресована учителям и учащимся школы, апробирована на уроках русского языка. ИН

Список литературы:

1.

3.

4.

5.

Вишнякова О.В. Паронимы в русском языке: учеб. пособие для филол. фак. пед. ин-тов. - М., 1974.

Ахматова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. -М., 1957.

Вишнякова О.В. Паронимия и парономазия. - М., 1966. Колесников Н.П. Словарь паронимов. - М., 1971. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. -М., 1974.

Приложение

Словарь паронимов

Абонент/абонемент

• Абонент - документ, удостоверяющий предварительно оплачиваемое право пользования чем-либо в течение определенного времени.

• Абонент - лицо (или организация), имеющее абонемент. Академический/академичный

• Академический - относящийся к академии.

• Академичный - относящийся к академизму; отвлеченный, нежизненный.

Безыскусный/безыскусственный

Безыскусный - незатейливый. Безыскусственный - естественный, простой. Бородатый/бородастый Бородатый - имеющий бороду.

Бородастый - имеющий большую, косматую бороду. Вдох/вздох

Вдох - каждый отдельный впуск воздуха в легкие при дыхании.

Вздох - усиленное вдыхание и выдыхание воздуха. Временник/временщик

Временник - хроника, летопись.

Временщик - временный захватчик власти, территории. Генеральный/генеральский

Генеральный - главный, основной.

Генеральский - принадлежащий генералу. Господский/господний

Господский - относящийся к господину, господам. Господний - принадлежащий богу. Диктат/диктант

Диктат - диктаторские требования, предписания. Диктант - произведение текста вслух для записи. Дипломат/дипломант

Дипломат - должностное лицо, уполномоченное правительством одного государства для сношений и переговоров с другими государствами.

Дипломант - лицо, выполняющее дипломную работу или

награжденное дипломом.

Единый/единственный

Единый - целостный, общий для всех.

Единственный - только один, всего лишь один.

Жабий /жабный

Жабий - принадлежащий свойственно жабе. Жабный - относящийся к заболеванию. Жалостно/жалостливо

Жалостно - возбуждая сожаление, сострадание. Жалостливо - отзывчиво, сострадательно. Злой/злостный

Злой - исполненный чувства недоброжелательности, вражды.

Злостный - злонамеренный, вредный, сознательно имеющий дурную цель. Иголочный / игольчатый Иголочный - относящийся к иголке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игольчатый - обладающий иголкой (или иглами) похожий на нее.

Испытательный/испытательский

Испытательный - относящийся к испытанию. Испытательский - относящийся к испытателю. Квадрат/квадрант

Квадрат - равносторонний прямоугольник. Квадрант - сектор, четверть круга; угломерный прибор. Лакированный/лакировочный Лакированный - покрытый лаком.

Лакировочный - относящийся к лакировке; предназначенный для лакирования (цех, машина). Лиходейный/лиходейский Лиходейный - злодейский, причиняющий зло. Лиходейский - свойственный лиходею. Мертветь / мертвить Мертветь - становиться безжизненным. Мертвить - делать безжизненным.

Сидорова Лия

Одинокий/одиночный

Одинокий - находящийся отдельно, осуществляемый и совершаемый в отсутствии других. Одиночный - обособленный, одинарный. Солярный/соляровый

Солярный - связанный с солнцем, с его энергией. Соляровый - связанный с продуктом перегонки нефти.

Комментарий специалиста:

Вилл Нина Ивановна, учитель лицея № 1553 «Лицей на Донской»

С точки зрения соответствия формальным требованиям работа практически не вызывает нареканий. Содержание работы соответствует теме, в ней верно выделены и сформулированы цель, задачи, предмет и объект исследования, присутствует теоретическая и практическая часть, не забыта и библиография. К работе прилагается краткий словарик паронимов. Работа отличается четкой и ясной структурой, свидетельствующей о хорошем понимании темы.

Содержательно работа состоит из теоретической части, в которой подробно рассказывается о явлении паронимии, и практической части, в которой автор приводит упражнения на различение паронимических пар и приводит статистические данные, демонстрирующие успешность овладения учениками этой темой.

Однако собственно исследовательский компонент в работе слабо представлен. Работа представляет собой лингводидактический проект, который, несомненно, представляет определенную практическую ценность. Автор предлагает самостоятельно разработанные задания и упражнения, позволяющие на практике овладеть этой темой. Особую значимость работа приобретает в связи с тем, что паронимия как явление совершенно недостаточно освещена в школьном курсе русского языка. Работа над темой может быть продолжена как в сторону проектной работы - создание дополнительных заданий на отработку различения паронимов, презентаций для уроков русского языка, викторин, лингвистических практикумов, - так и в сторону исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.