Научная статья на тему 'Явление неогреческого стиля в европейской архитектуре XVIII-XX веков'

Явление неогреческого стиля в европейской архитектуре XVIII-XX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
462
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ScienceRise
Область наук
Ключевые слова
ЭКЛЕКТИКА / ECLECTICISM / НЕОГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ / NEO-GREEK STYLE / СИМВОЛИЗМ СТИЛЯ / STYLISTIC SYMBOLISM / ИСТОРИЗМ / HISTORICISM / "АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ" / "ARCHAEOLOGICAL RENAISSANCE / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ARCHITECTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Давидич T.

В статье рассматривается история происхождения, развития и сфера применения неогреческого стиля, истоки которого восходят к 1760-м гг. в Англии. Он появился и приобрёл популярность на основе археологических находок, которые были предъявлены читателям Джеймсом Стюартом (1713-1788) и Николаома Риветтом (1720-1788) в книге «Афинские древности». Это стилевое течение чаще всего использовалось в архитектуре малых парковых зданий, музеев, частных резиденций коллекционеров, стадионов и теперь его реминисценции используются в архитектурных решениях культурных и развлекательных центров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of Neo-Greek style in European architecture of XVIII-XX centuries

The article deals with the history of the origin and the range of application of the Neo-Greek style, the origins of which were discovered in the in England of 1760-s. It had appeared and became popular on the basis of archaeological data, in which the readers were introduced by James Stewart (1713-1788) and Nicholas Rivett (1720-1788) in the book «The Athenian antiquities». Further this trend was most often used in the architecture of garden and park buildings, museums, private mansions, stadiums, and also its reminiscences it is possible to see in modern cultural and entertainment centers

Текст научной работы на тему «Явление неогреческого стиля в европейской архитектуре XVIII-XX веков»

УДК 72.1

Б01: 10.15587/2313-8416.2018.124598

ЯВЛЕНИЕ НЕОГРЕЧЕСКОГО СТИЛЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ХУШ-ХХ ВЕКОВ

©Т. Давидич

В статье рассматривается история происхождения, развития и сфера применения неогреческого стиля, истоки которого восходят к 1760-м гг. в Англии. Он появился и приобрёл популярность на основе археологических находок, которые были предъявлены читателям Джеймсом Стюартом (1713-1788) и Николаома Риветтом (1720-1788) в книге «Афинские древности». Это стилевое течение чаще всего использовалось в архитектуре малых парковых зданий, музеев, частных резиденций коллекционеров, стадионов и теперь его реминисценции используются в архитектурных решениях культурных и развлекательных центров

Ключевые слова: эклектика, неогреческий стиль, символизм стиля, историзм, «археологическое возрождение», архитектурное наследие

1. Введение

Актуальность темы исследования обусловлена задачами, которые возникли в наше время в области теории и практики архитектуры, архитектурного образования, а также реставрации и реконструкции исторической застройки крупных и средних городов. На протяжении советского и постсоветского периодов в профессиональной интерпретации особенностей стилистики архитектурного наследия конца XVIII - начала XX веков проявились довольно значительные противоречия. До сих пор в истории и теории архитектуры нет однозначного подхода к архитектуре периода эклектики, как нет и однозначных определений ее многочисленных стилевых течений. Большой и сложный конгломерат эклектических архитектурных течений еще недостаточно изучен. В современной архитектурной практике постоянно появляются задачи, связанные непосредственно с реставрацией и реконструкцией зданий, построенных в середине XIX - начале XX веков. Чтобы достичь успеха в этой области, необходимы глубокие профессиональные знания. Кроме того, до сих пор не были проанализированы причины и не рассмотрены процессы происхождения и развития эклектичных стилистических течений, а хронологические рамки их существования не были определены.

Так, например, такое архитектурное течение как «неогреческий стиль» архитекторы достаточно часто не отличают от общего стилевого направления «классицизм», что затрудняет идентификацию памятников архитектуры и нивелирует тот факт, что стиль зданий в этот период выбирался не случайно и имел семантическое значение. На примере негреческого стиля можно показать, что многие из эклекти-

ческих течений периода эклектики имели свою собственную историю возникновения и развития, испытывали вполне очевидное влияние модерна в начале XX века, а иногда и переживали свою эпоху, демонстрируя свои реминисценции в архитектуре постмодернизма.

2. Анализ литературных данных и постановка проблемы

Отдельных источников, в которых можно прочитать о неогреческом стиле, не существуют (за исключением достаточно лаконичных Интернет-ресурсов). Обычно в литературных источниках примеры этого стиля даются в контексте рассмотрения всего арсенала эклектичных течений конца XVШ-го -начала XX-го веков, а также в проектных решениях отдельных авторов.

В книге «История английской архитектуры» [1] авторы пишут, что понятие о «греческом стиле» было введено в Англии Джеймсом Стюартом и Николасом Риветтом в книге «Афинские древности», опубликованной в 1762 году. Влияние этой публикации на архитектуру проявилось только в начале XIX века.

В книге «Русская архитектура во второй половине XIX века» [2] автор рассматривает эклектику (или историзм) как особый художественный феномен, связанный только с этим временем, показывает тенденции развития эклектики XIX века в России, не выделяя неогреческого стиля из общего потока эклектичных течений, не показывая его отличительных черт.

В книге «Архитектор А. И. Штакеншнейдер» [3] рассматриваются работы этого архитектора и по-

казаны небольшие здания в неогреческом стиле, выполненные в пригородных царских резиденциях. В книге «А. Н. Бекетов, академик архитектуры. Исследования и материалы»[4] внимание уделяется собственным особнякам А. Н. Бекетова, построенным в неогреческом стиле в 1900-1912 годах.

В книге «Архитектор Вегман» [5] представлен стадион в Черкизове, который был построен в стиле ар-деко с нео-греческими реминисценциями (начало 1930-х годов).

В монографии «Харьков. От крепости до столицы. Заметки о старом городе» [6] авторы показали характер основной застройки Харькова середины XVIII - начала XX веков, но она проанализирована не по стилевому, а по типологическому принципу.

В книге «Эклектика в архитектуре» [7] авторами выделены все основные направления и течения эклектики XIX века в Российской империи и показаны периоды их распространения, что было сделано впервые.

В книге «Архитектура девятнадцатого века» [8] неогреческий стиль рассматривается наряду с другими течениями эклектики в XIX века. Приведены примеры самых известных зданий в этом стиле. Были отмечены несколько наиболее известных западноевропейских авторов, работавших в этом стиле.

В статье «Нео-греческий стиль в Москве» [9] автор пишет, что этот стиль выпал из поля зрения, и его исследование требует установления момента рождения и упадка. Европейский классицизм стремился создать идеальные по красоте здания, такие, как в Древней Греции, но он не смог этого достичь, т. к. канонизировал ордерне формы. Автор показал основные здания, построенные в этом стиле в Москве: банки, богатые особняки, музеи и указал их авторов.

Хронологический период существования этого стилевого течения пока остаётся невыявленным и характер его развития не показан. Поэтому актуальной задачей является идентификация неогреческого стиля как специфического явления в архитектуре эпохи эклектики, представляется необходимым выявить его художественные особенности и обнаружить его современные реминисценции.

3. Цель и задачи исследования

Целью исследования является локализация явления неогреческого стиля как особого течения, которое распространилось в эпоху романтизма и эклектики и определение его характерных черт.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- определить культурные причины и проследить историю формирования и развития неогреческого стиля;

- выявить архитектурный и типологический ареал его применения, определить его семантический и семиотический смысл, выявить наиболее типичные его реминисценции в современной архитектуре.

4. Происхождение неогреческого стиля и его отличия от классицизма

Стиль «классицизм», который основывался на древнеримских формах и был широко распространен

в Европе с 1760-х по 1830-е годы, в период его расцвета был не единственным. На основе полученных в середине XVШ века археологических данных архитекторы интересовались не только древнеримским, но и древнегреческим стилем, и различия между ними стали заметными. Неогреческий стиль был представлен в Англии «афинянином» Джеймсом Стюартом (1713-1788) и Николасом Риветтом (1720-1788). В 1731 году их книга «История Греции» была опубликована в Париже, а в конце века она была переведена на европейские языки. Кроме того, на основе полученных археологических данных появилось иллюстрированное издание «Афинские древности» тех же авторов, что обусловило появление понятия об особом характере и ценности греческой архитектуры среди европейских архитекторов. Влияние этой важной публикации на архитектурную практику проявилось только в начале XIX века, отчасти потому, что ни Стюарт, ни Риветт не были достаточно активными и достаточно амбициозными, чтобы иметь возможность изменить ход архитектурной истории [1].

Ментальной основной основой для создания неогреческого стиля было культурное течение романтизма, которое распространилось с середины XVШ-го века, в результате чего появилось новое ощущение истории. Немецкий философ, критик, писатель и лингвист Карл-Вильгельм-Фридрих фон Шлегель (1772-1829), который вместе со своим братом Августом-Вильгельмом возглавил кружок йен-ских романтиков и создал журнал «Атенеум», изучив работы И.-И. Винкельманн, стал считать древнегреческую культуру «золотым веком» господства объективно прекрасного и высказал идею создания на его основе синкретической европейской культуры, в которой наука, искусство, философия и религия были бы органично связаны. С помощью такой целостной культуры, по его мнению, удалось бы реализовать эстетическую трансформацию действительности и самого человека в духе античных идеалов гармонии и красоты.

Элементы неогреческого стиля в архитектуре начали появляться в Англии в 1750-1760-х годах, когда среди нового поколения английских архитекторов стали популярными путешествия в Грецию. В 1750-1790-х годах появился стиль «братьев Адам», который представлял собой смесь палладианства с элементами греческого, этрусского, помпейского, римского стилей в сочетании с рококо (рис. 1). Привлекательные музейные артефакты Древней Греции и Древнего Рима оказали влияние на появление «археологического возрождения», которое было связано с цитированием в архитектуре и дизайне фрагментов реально существовавших памятников архитектуры Древней Греции и Древнего Рима (рис. 1).

В Англии также большую роль в появлении греческих, египетских и ориентальных мотивов в архитектуре сыграли сборники Томаса Хоупа (17691831). Он также получил заказы от художников и скульпторов - любителей древнего искусства. Т. Хо-уп попытался распространять знания об искусстве и исторической архитектуре, публикуя книги о своих научных исследованиях, а также создавал эскизы предметы мебели, интерьеров и костюмов в различ-

ных исторических стилях. Т. Хоуп также «стал одним из основателей неоклассического стиля периода регентства, основной идеей которого были поиски новых интерпретаций древних форм» [10]. Это повлияло на проектирование богатых домов Лондона периода регентства.

Рис. 1. Интерьер «Сайон-хауса» под Лондоном.

Арх. Р. Адам, 1762-1769 гг.

«Греческий стиль» был создан в 1760-х годах одновременно с готическими и восточными реминисценциями, но было еще больше серьезных попыток расширить диапазон используемых архитектурных мотивов. Фактически, греческий стиль был вскоре принят на европейском континенте, многие воспринимали его как обладающий еще более древней семантикой, чем римская, хотя некоторые по-прежнему утверждали, что это всего лишь плохая имитация римских произведений. Это течение развивалось параллельно с другими «историческими» стилями (неоготическим, восточными, необарокко, неоренессансом). «Взгляд на историю как на единый поступательный процесс, где ни один из этапов не может быть произвольно изъят или, напротив, особо выделен, где прошлое неотъемлемо от настоящего и будущего и тем самым всегда находится в развитии, коренным образом изменил отношение к историческому наследию, породив стремление создать иллюзию эффекта присутствия в разные эпохи всемирной истории, творя своего рода театрализованную архитектурную среду, до мельчайших деталей воссоздающую определенную эпоху» [3].

Характерной особенностью неогреческого стиля является его тесная связь с функцией зданий: он главным образом применялся для музейных и банковских зданий, католических храмов, зданий парламентов, частных особняков архитекторов или коллекционеров произведений искусства. В нем, как и в любом другом эклектичном течении, проявилось типично романтическое видение особой роли искусства, которая является не только эстетической, но и познавательной, что особенно заметно в применении конкретных цитат древних артефактов, которые как

бы возрождаются к жизни волей уже современных мастеров.

С 1803 г., когда в Лондоне на основе культурного течения «филэллинизма» было образовано «Афинское общество» и началось «греческое возрождение». Большинство «неогреческих» зданий появились в Европе после падения империи Наполеона (около 1816 года). Пионерами этого неостиля в Европе являются Анри Лабруст (1801-1875) во Франции, Лео фон Кленце (1784-1864) и К.-Ф. Schinkel (17811841) в Германии, а также Скот Александр Томпсон (1817-1875).

С самого начала своего существования неогреческий стиль имел очень ограниченную область применения. Работая в Баварии при короле Людвиге I, архитектор Лео фон Кленце (1784-1864) использовал греко-дорический стиль для проектируемых им зданий тюрем и Дворцов Юстиции, греко-коринфский - для дворцов. Он построил зал «Вальхалла» близ Регенс-бурга - памятник славы выдающимся представителям немецкой нации (1830-1842 гг., конкурс 1814 г.), Глиптотеку в греко-ионическом, римском и итальянском стилях (1815 г.), храм-моноптер в греко-ионическом стиле в Английском саду Мюнхена, а также Пропилеи и Пантеон на лугу Терезии в Мюнхене в греко-дорическом стиле (рис. 2, 3).

Рис. 2. Пропилеи и глиптотека в Мюнхене. Арх. Лео фон Кленце. 1830 - 1842, восстановлены в 1960 гг.

Рис. 3. Пантеон на лугу Терезии в Мюнхене. Арх. Лео фон Кленце, 1833-1853 гг.

С 1820-х в неогреческой стилистике в европейских странах наиболее часто строились здания музеев, которым таким образом придавался образ «храмов искусства». Примерами могут служить: Старый музей в Берлине (арх. К.-Ф. Шинкель, 1823 г.), Британский музей в Лондоне (нач. в 1824 г.), здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге (рис. 4), а также множество жилищ-музеев аристократов.

Рис. 4. Здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге (литография по рисунку И. Шарлеманя) и Портик Атлантов этого здания. Арх. Лео фон Кленце, 1830 - 1950 гг.

Также в неогреческом стиле в 1853 г. было построено здание Национальной галереи Шотландии (The National Gallery of Scotland), спроектированное Вильямом Плейфером (рис. 5).

освобождения Греции от турецкого ига (1829), в котором участвовала российская армия.

Стиль «Нео-Грек» стал еще более популярным в России с конца 1860-х годов в архитектуре московских особняков дворянства и купечества, построенных после реформы 1860 года Александра II (рис. 8).

Рис. 6. Костел Сан Венсан де Поль в Париже. Арх. Ж.-Б. Лепер, 1821 - 1844 гг.

Рис. 7. Королевская Высшая Школа в Эдинбурге. Арх. т. Гамильтон, 1844 г.

Рис. 8. Особняк князя Шаховского в Москве. Арх. А.С. Каминский, 1884 г.

Арх. В. Плейфер, 1853 г.

Во Франции в неогреческом стиле была построена церковь Мадлен в Париже (арх. Пьер Винь-он, 1807-1845 гг.). Также в Париже в неогреческом стиле, совмещённом с романским, был построен костёл Сен Венсан де Поль в 1824-1844 гг. (рис. 6).

Достаточно часто в неогреческом стиле строились здания образовательных учреждений Пример: в Эдинбурге в 1844 г. была построена Т. Гамильтоном Королевская Высшая Школа (рис. 7).

В Финляндии неогреческий стиль был выбран для здания университета в Хельсинки (архитектор Я.-К.-Л. Энгель, 1828-1832 гг.). В Российской империи неогреческий стиль появился в 1840-х годах - после

В качестве образцов для частных особняков чаще всего брались обильно декорированные архитектурные формы периодов Поздней Классики и Эллинизма: они использовались в декоративных наличника окон, дверных порталах, применялись также декоративные рустовки стен, рельефные скульптурные фризы, цветовая отделка, элементы скульптуры. Такие формы были характерны для произведений А. С. Каминского, М. Ф. Бугровского, Р. И. Клейна, А. О. Гунста, А. Эрихсона.

В неогреческом стиле применялись стилизации как архаичных (т. н. «пестумский ордер»), так и позднеклассических форм греческой архитектуры. Поэтому «романтический образ древнегреческой архитектуры оказывается качественно отличным от ар-

хитектурных примеров классицизма» [2] и обладает гораздо более широкими выразительными возможностями.

Использование неогреческого стиля в музейных зданиях демонстрирует, что архитектура стала пониматься как средство передачи знаний будущим поколениям - неогреческий стиль был символом этого. Этот неостиль также широко использовался в ландшафтной архитектуре (рис. 9) [3].

Рис. 9. Дворцовый павильон «Бельведер» в парке Царского Села близ Санкт-Петербурга.

Арх. А. И. Штакеншнейдер, 1850-е гг.

Ныне существующим примером богато украшенного частного особняка в неогреческом стиле с элементами необарокко в интерьере является бывший особняк купца и коллекционера греческого происхождения Н. Д. Алфераки в Таганроге, построенный по проекту А. И. Штакеншнейдера в 1848 г. (рис. 10).

Рис. 10. Дворец Алфераки в Таганроге.

Арх. А.И. Штакеншнейдер, 1848 г.

Общий вид, интерьер зала

В Киеве в 1878 году архитектор В. Николаев построил в неогреческом стиле особняк коллекционера живописи Федора Терещенко (ныне - Киевский музей русского искусства на ул. Терещенковской № 9). Также в Киеве было построено здание Музея древностей и искусства (архитекторы Г. П. Бойцов,

В. В. Городецкий, В. Николаев, 1897-1902, рис. 11, 12). В этом стиле был построен Музей изящных искусств Александра III в Москве (архитектор Р. И. Клейн, 1912, рис. 13).

Рис. 11. Бывший особняк Ф. Терещенко в Киеве. Арх. В. Николаев, 1878 г. Фрагмент фасада

Рис. 12. Здание Музея древностей и искусств в Киеве. Арх. Г.П. Бойцов, В.В. Городецкий, В. Николаев, 1897-1902 гг.

Рис. 13. Музей изящных искусств Александра III (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) в Москве.

Арх. Р.И. Клейн, 1898-1912 гг.

Применение неогреческой стилистики было достаточно характерным и для частных особняков Харькова. Примерами могут служить два особняка архитектора А. Н. Бекетова на ул. Садово-Куликовской (ныне Жён Мироносиц, рис. 14) [4].

СССР в направлении «Красной Дорики», а затем - в одном из направлений советского ар-деко (рис. 16, 17) [5, 7].

Рис. 14. Бывшие особняки архитектора А. Н. Бекетова в Харькове на ул. Жен Мироносиц №№ 9, 37, 1902-1913 гг.

С середины 1900-х гг. в российской империи неогреческий стиль стал уже приобретать характерные черты модерна. Примером этого явления может служить особняк Н. И. Миндовского в Москве, построенный по проекту архитектора Н. Г. Лазарева. Фасады зданий часто украшались скульптурой и рельефами, соответствующими выбранному стилю (рис. 15).

Рис. 15. Особняк Н. И. Миндовского в Москве на углу улиц Пречистенки и Староконюшенной (ныне -дом посольства Австрии). Арх. Н. Г. Лазарев, 1906 г.

Таким образом, неогреческий стиль, как и некоторые другие неотистили середины XIX - начала XX веков, прошел путь от «археологического» варианта до модернизированной стилизации. Даже после революции 1917 года он не исчез, а продолжился в

Рис. 16. Стадион «Металлист» в г. Харькове. Арх. З. В. Пермиловский, 1925-1928 гг.

Рис. 17. Стадион ЦК Электриков в Черкизово (Москва). Реализация 1935 г. (был разрушен в 1990-х гг.)

В самой Греции в XIX в. сторонником возрождения национальной традиции в архитектуре был Па-нагиотис Калкос (1810-1878). По его проектам было построено множество общественных зданий в Афинах (среди них: здание Национального археологического музея, здание Парламента, здание афинского муниципалитета, здание Музея Акрополя и др. (рис. 18).

Рис. 18. Здание Государственного музея археологии в Афинах. Арх. П. Калкос, 1870-е гг.

Полностью очевидные реминисценции неогреческого стиля можно обнаружить также и в современной архитектуре. Интересные включения элементов, восходящих по своим формам к неогреческому стилю, можно увидеть в экспрессивных постмодернистских постройках конца XX в. (рис. 20), где упрощённые, но узнаваемые элементы стиля превращены в знаковые формы.

Совершенно очевидные, но уже художественно переработанные в современном духе реминисценции неогреческого стиля можно найти и в современной архитектуре. Интересными внедрениями этой обновленной тенденции являются архитектурно-экспрессивные постмодернистские постройки, такие как здание Новой государственной художественной галереи в Штутгарте (рис. 19) и развлекательный комплекс «Итака» на берегу Черного моря в Одессе (рис. 20).

Рис. 19. Вход в ротонду Новой галереи в Штутгарте

Рис. 20. Развлекательный комплекс «Итака» в Одессе

5. Результаты исследования

С середины XVIII века под влиянием культурного течения романтизма архитектура начала строить альтернативу жестким канонам классицизма. В отличие от предыдущих рациональных методов формирования появилась идея подвижности художественных форм, на практике было показано, что можно свободно оперировать элементами ранее существовавших исторических стилей, рассматривать их как своего рода «архив» для передачи в архитектуре извлечёнными из него средствами различных культурных и смысловых значений. Неогреческий стиль как одно

из многих течений эпохи эклектики прошёл путь развития с середины XVIII до начала XX веков, начиная с чисто «археологического» копирования классических образцов до самых современных постмодернистских стилизаций. В СССР он также перешёл в новый период, который начался после революции 1917 года и был переработан в течение «Красной до-рики», которое распространилось в 1920-е годы параллельно с господствующим стилем «конструктивизм». Далее характерные для него черты проявились в одном из направлений советского Ар-Деко. В течение всех периодов своего существования неогреческий стиль имел ясно выраженные семантические свойства, ментально отсылая зрителя в область психологических и культурных ценностей древнегреческой культуры. Неогреческий стиль отличается от жёстких схем классицизма тем, что он обладает большей гибкостью, способностью синтетически сочетаться с другими типами искусства и вступать в отношения с другими ордерными стилями (например, необарокко, неоренессанс. эклектический модерн). Кроме того, обнаружилась его способность к современным формальным стилизациям. В современной архитектуре элементы неогреческого стиля приобрели знаковый характер.

Характерной чертой архитектуры, основанной на заимствовании исторических стилей, является то, что романтизм эстетизировал стили более ранних эпох, начиная заимствовать их элементы чисто «археологически». Далее эклектика превращает стиль в язык, выражающий в архитектуре типичное ментальное содержание уже иной эпохи и имеющий характерное культурное значение. В эпоху постмодернизма стиль превращается в лаконичный знак, который работает на ассоциативном уровне восприятия.

6. Выводы

1. Неогреческий стиль появился в связи с началом археологических исследований в Греции в середине XVIII века. Впервые на него обратили внимание европейские архитекторы Бритни Дж. Стюарт и Х. Риветт, осуществив публикации иллюстрированных книг. Но только в начале XIX века на фоне распространения общего культурного течения романтизма этот стиль стал приобретать популярность как символ «золотого века» европейской культуры, после того как И.-И. Винкельман ввел понятие «стиль» в историю искусства. С тех пор неогреческий стиль прошел долгую историю развития. Многие авторы до сих пор относят неогречекий стиль к общему направлению классицизма, но в них различия настолько заметны, что представляется вполне возможным выделить неогреческий стиль в самостоятельное течение с собственным ареалом использования.

2. Использование негреческого стиля в архитектуре никогда не было случайным. Он, как и другие стилистические течения эклектики, был объектом сознательного выбора и выполнял свою функцию в архитектуре XIX века, сохранив её до наших дней. В основном этот стиль использовался для зданий художественных музеев, учебных заведений, особняков архитекторов и коллекционеров произведений искусства, что указывает на его смысловое значение и зна-

ковость. Иногда он смешивался с более декоративными стилями - ренессансом и барокко, в чём тоже состоит его отличие от классицизма. В эпоху модерна неоготический стиль переживал период стилизации и далее не исчез, а трансформировался в новых исторических условиях. В 1920-х годах в СССР он преобразовался в стилистическое авангардное течение «Красная дорика», которое часто использовалось при проектировании стадионов и выставочных центров. Дальнейшие реминисценции неогреческого

стиля наблюдались в 1930-х годах, в основном в спортивных сооружениях. В современный период стилизованные в духе постмодернизма элементы неогреческого стиля можно найти в комплексах музеев и развлекательных центров. При проведении реставрационных работ архитектурного наследия и его реконструкций, а также в процессе проектирования новых объектов необходимо учитывать характерные формальные особенности этого стилевого течения.

Литература

1. Кидсон П., Томпсон П. История английской архитектуры. М.: Центрполиграф, 2003. 382 c.

2. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX в. М.: Наука, 1979. 320 c.

3. Петрова Т. А. Архитектор А. И. Штакеншнейдер. СПб: Государственный Эрмитаж, 2012. 573 с.

4. А. Н. Бекетов, академик архитектуры. Исследования и материалы / под ред. А. П. Буряка. Харьков: Раритеты Украины, 2012. 42 с.

5. Уткин И. В., Чепкунова И. В. Архитектор Вегман. М.: Tatlin Publishers. 312 с.

6. Лейбфрейд А. Ю., Полякова Ю. Ю. Харьков. От крепости до столицы. Заметки о старом городе. Харьков: Фолио, 2004. 330 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Давидич Т. Ф., Качемцева Л. В. Эклектика в архитектуре. Харьков: Гуманитарный центр, 2016. 268 с.

8. Mignot C. Architecture of the 19-th century. Tashen verlag GmbH, 1983. 322 p.

9. Седов Вл. В. Стиль неогрек в Москве. URL: https://archi.ru/lib/publication.html?id=1850569719&fl=5&sl=1

10. Стили мебели. Английское регентство. Томас Хоуп. URL: http://www.topmebelmag.ru/articles/26566

Рекомендовано до публгкацИ д-р архтектури, професор Буряк О. П.

Дата надходженнярукопису 04.02.2018

Давидич Татьяна Феликсовна, кандидат архитектуры, доцент, кафедра основ архитектуры, Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, ул. Сумская, 40, г. Харьков, Украина, 61002

E-mail: t.f.davidich@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.