Научная статья на тему 'ЯВЛЕНИЕ КОНФОРМИЗМА В СОЦИАЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ'

ЯВЛЕНИЕ КОНФОРМИЗМА В СОЦИАЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный эксперимент / поведение / конформизм / авторитет / власть / social experiment / behavior / conformism / authority / power

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А.Д. Голодова

В работе рассмотрено явление конформизма на примере трех книг: Филипп Зимбардо «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев», Тод Штрассер «Волна» и Стэнли Милгрэм «Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль». Были кратко описаны проведенные эксперименты. По итогам анализа был сделан вывод о том, какую роль в конформизме играет властная фигура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF CONFORMITY IN SOCIAL EXPERIMENTS

The paper considers the phenomenon of conformism using the example of three books: Philippe Zimbardo "The Lucifer Effect. Why Good People Turn into Villains", Tod Strasser "The Wave" and Stanley Milgram "Submission to Authority. A scientific view of power and morality." The experiments carried out were briefly described. Based on the results of the analysis, it was concluded what role the power figure plays in conformity.

Текст научной работы на тему «ЯВЛЕНИЕ КОНФОРМИЗМА В СОЦИАЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ»

ЯВЛЕНИЕ КОНФОРМИЗМА В СОЦИАЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ А.Д. Голодова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-4-69-71

Аннотация. В работе рассмотрено явление конформизма на примере трех книг: Филипп Зимбардо «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев», Тод Штрассер «Волна» и Стэнли Милгрэм «Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль». Были кратко описаны проведенные эксперименты. По итогам анализа был сделан вывод о том, какую роль в конформизме играет властная фигура.

Ключевые слова: социальный эксперимент, поведение, конформизм, авторитет, власть.

Каждый человек в своей жизни так или иначе сталкивался со «стадным чувством», шел на преступление из-за уговоров подельников, шутил над изгоем в школе или начинал курить с друзьями без своего на то желания. Но почему это происходит и так часто? Существует такое явление как конформизм, это социальный и психологический феномен, характеризующийся тенденцией человека подчиняться нормам, правилам и ожиданиям социальной группы, к которой он принадлежит. В контексте конформизма, индивид стремится привести свое поведение, мнения и ценности в соответствие с мнением большинства, даже если они могут отличаться от его собственных убеждений. В работе мы рассмотрим три книги об экспериментах над людьми, где ситуация, созданная искусственно заставляла участников подчиняться самым страшным и нелепым приказам со стороны лидера группы. Мы попытаемся найти ответы на вопросы: как проходили эксперименты Зимбардо, Джонсона и Милгрэма? Как наличие властной фигуры влияло на ход экспериментов?

Книга Филиппа Зимбардо «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев» рассказывает о тюремном эксперименте, который проводил социальный психолог Филипп Зимбардо в Стэнфордском университете в 1971 году. Экспериментаторы разделили с помощью жребия 20 молодых людей на заключенных и надзирателей. Эксперимент должен был продлиться 2 недели, но по итогу со-

ставил лишь 6 дней. Чем дольше длился эксперимент, тем изощреннее были методы «надзирателей» п наказанию «заключенных», использовались физические наказания (хотя Зимбардо их запретил) и психологическое насилие. Самым ярким эпизодом для меня оказалась ситуация с самим Филиппом Зимбардо, который после прочтения письма одного из заключенных (где он сообщал своей девушке о намерении написать статью об эксперименте) сам поддался панике и перевел участников в другое место для безопасности эксперимента, а потом осознал, что никакого нападения не последовало и время было потрачено впустую из-за паранойи самого Зимбардо. «Он обнаружил, что мои исследования поддерживает Управление морских исследований Министерства обороны. В результате у него возникла теория заговора. Он считает, что мы пытаемся выяснить, каким образом найти предлог для того, чтобы сажать в тюрьму студентов, выступающих против войны во Вьетнаме! Очевидно, он только начинающий революционер, потому что не слишком умно обсуждать столь подрывные планы в письме, которое мы наверняка прочтем».

В книге Тода Штрассера «Волна» учитель истории Бен Росс (в оригинальной истории Рон Джонсон) пытался объяснить своим ученикам каким образом здравомыслящие жители Германии могли поддерживать геноцид во время второй мировой войны. Для начала Бен ввел правила

для ответа на уроке, потом придумал приветствие и символ движения - волну, лозунг звучал как «сила в дисциплине, сила в единстве, сила в действии». Мать одной из учениц усомнилась в эффективности таких методов и сказала дочери, что ученики должны изучать историю, а не становиться частью коллектива, ее воспитывали как личность. «Просто имей в виду, дорогая, -то, что нравится всем, не всегда хорошо». Со временем волна захватывает всю школу, ученики пропускают свои занятия, чтобы присутствовать на уроках истории Бена Росса. Ситуация дошла до того, что один из учащихся был избит за свое нежелание вступить в волну. Интересно то, как учитель сам стал частью своего эксперимента, ему нравилось, что ученики стали отвечать на уроках, слушали его внимательно и подчинялись всем его требованиям. Эксперимент закончился всего через несколько дней, но к тому моменту у волны уже были сотни участников. Один из учеников из-за разногласий на счет полезности «волны», почти ударил собственную девушку ««Волна» была просто отмазкой, чтобы поколотить того парня. Ты разве не понимаешь? В целом от «Волны» все равно больше пользы. Почему ты не видишь этого, Лори? Это совершенно новая система. И мы можем сделать так, чтобы она работала.

— Не со мной. И не можете.

Дэвид понимал, что, если он ее не остановит, она так и уйдет. Это же несправедливо, чтобы из-за одного человека рушилось что-то, важное для всех! Он должен ее убедить! Он должен! И он схватил ее за руку».

Эксперименты Стэнли Милгрэма, которые проводились с 1961 по 1962 год легли в основу книги под названием «Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль». В эксперименте Милгрэма было задействовано одновременно всего три человека, двое из которых (ученик и экспериментатор) были «подставными». В первую комнату садился «учитель» - к пульту управления током и экспериментатор - стоял неподалеку от учителя, в другую комнату помещался «ученик», к которому якобы присоединяли провода с то-

ком. Учитель задавал пары слов, а ученик должен был их запомнить и воспроизвести, за неправильные ответы ученика били током, с каждым неверным ответом сила тока повышалась, при нежелании учителя продолжать экспериментатор говорил -эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Удивительно то, что несмотря на полное право остановиться и выйти из эксперимента (участников предупредили - что бы ни случилось им заплатят в любом случае) 26 из 40 «учителей» подчинялись указаниям экспериментатора наказывая ученика до конца. «Наблюдатели просто отказывались верить своим глазам, видя, как снова и снова испытуемые наносят все более и более сильные удары током. Даже люди, знающие все детали ситуации, постоянно недооценивали степень подчинения, которую выкажут участники эксперимента». Интересно то, что многие участники после окончания эксперимента оценивали уровень напряженности и нервозности как умеренный или даже крайний - это говорит о внутреннем конфликте (подчинение внешнее сочеталось со внутренним конфликтом). Сами участники (как показано в документальном фильме) ожидали, что из сотни человек только 1 -2 смогут довести наказание до максимального напряжения тока, однако 50% испытуемых повиновались указаниям экспериментатора.

Эксперименты показали, каким бы человеком ты ни был - молодой, взрослый, высокообразованный или малообразованный - всегда есть вероятность того, что поведение сильно изменится (иногда в худшую сторону) в зависимости от той среды, в которой человек находится.

Охранники в «Стэндфордской тюрьме» были выбраны абсолютно случайно, но всего за 6 дней они смогли превратить заведение в реальную тюрьму, где процветает насилие без причины и словесные издевательства. Заключенные же полностью свыклись с правилами, называли себя только номерами, даже когда можно было использовать имена (например, в приход священника), устраивали настоящие тюремные бунты!

Вместо уроков истории Бен Росс придумывал новые способы улучшения «волны», его ученики сами додумывали там, где были пробелы - один из учеников вызвался быть телохранителем учителя, ведь он их лидер. Более агрессивные участники избили молодого человека, который не хотел вступать в волну.

Более половины всех «учителей» в эксперименте Милгрэма наказывали ученика, даже когда он просил остановиться и жаловался на больное сердце.

Конформизм - страшное, иногда опасное явление, то, насколько люди готовы следовать за властной фигурой действительно впечатляет. В большинстве случаев человек не считает нужным остановиться даже когда причиняет сильную боль, если

делать, ни смотря на несогласие и опасность. На самом деле такое беспрекословное подчинение закладывается с самых малых лет, когда ребенку заявляют - если мама сказала сделать, то нужно сделать через «не хочу».

Таким образом, в каждом из экспериментов властная фигура играла важную роль - на нее участниками эксперимента возлагалась ответственность за происходящее. Так участники снимали с себя обязанность контролировать собственное поведение и просто плыли «по течению», они «отвечали» своими действиями на действия подчиненных (более слабых) участников, которые, по их мнению, заслуживали наказания за невыполнение правил.

приказывает высшая фигура значит надо

Библиографический список

1. Зимбардо, Ф. Эффект Люцифера: почему хорошие люди превращаются в злодеев / Зимбардо Ф.; пер. с англ.: [А. Стативка]. - Москва: АНФ, 2013. - 738 с.

2. Штрассер Т. Волна / Штрассер Т.; пер. с англ. Евгении Лавут. - 2-е изд. - Москва: Самокат, 2015. - 184 с.

3. Милгрэм С. Подчинение авторитету: научный взгляд на власть и мораль / Милгр-эм С.; пер. с англ. [Г. Ястребов]. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2016. - 281 с.

THE PHENOMENON OF CONFORMITY IN SOCIAL EXPERIMENTS

A.D. Golodova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The paper considers the phenomenon of conformism using the example of three books: Philippe Zimbardo "The Lucifer Effect. Why Good People Turn into Villains", Tod Strasser "The Wave" and Stanley Milgram "Submission to Authority. A scientific view of power and morality." The experiments carried out were briefly described. Based on the results of the analysis, it was concluded what role the power figure plays in conformity. Keywords: social experiment, behavior, conformism, authority, power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.