Научная статья на тему 'Положительное и отрицательное влияние конформизма в общественной жизни'

Положительное и отрицательное влияние конформизма в общественной жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7155
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / КОНФОРМИЗМ / ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / МОРАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчаренко Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается социально-психологический феномен конформизма. Присутствуют примеры позитивных или негативных последствий конформного поведения в ходе процесса взаимодействия личности и общества. Исследовано понятие деиндивидуализации личности как основного негативного последствия конформного поведения. В итоге объясняется значение конформизма в жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POZITIVE AND NEGATIVE INFLUENCE OF CONFORMISM IN PUBLIC LIFE

The article discusses conformism as a social and psychological phenomenon. There are some examples, testifying positive or negative consequences of conformal behavior during process of interaction between a personality and a society. The concept of a deindividualization of the personality as the main negative consequence of conformal behavior is considered. As a result value of conformism in life of people becomes clear.

Текст научной работы на тему «Положительное и отрицательное влияние конформизма в общественной жизни»

Д.С. Овчаренко

Dmitry Ovcharenko

УДК 316.6

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ КОНФОРМИЗМА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Аннотация: В статье рассматривается социально-психологический феномен конформизма. Присутствуют примеры позитивных или негативных последствий конформного поведения в ходе процесса взаимодействия личности и общества. Исследовано понятие деиндивидуализации личности как основного негативного последствия конформного поведения. В итоге объясняется значение конформизма в жизни людей. Ключевые слова: личность, конформизм, деиндивидуализация, социальное влияние, социальные нормы, моральная зрелость.

POZITIVE AND NEGATIVE INFLUENCE OF CONFORMISM IN PUBLIC LIFE

Annotation. The article discusses conformism as a social and psychological phenomenon. There are some examples, testifying positive or negative consequences of conformal behavior during process of interaction between a personality and a society. The concept of a deindividualization of the personality as the main negative consequence of conformal behavior is considered. As a result value of conformism in life ofpeople becomes clear.

Keywords: personality, conformism, deindividualization, social influence, social norms, moral maturity.

Известно, что люди достаточно часто склонны отказываться от своих привычек, взглядов и убеждений под влиянием общества, теряя собственную индивидуальность. Те же, кто пренебрегает общественными нормами, превращаются в «белых ворон». В наше время феномен конформизма проявляется во многих сферах жизнедеятельности людей. Причем люди, декларирующие собственную независимость от общественного мнения, как правило, лукавят. Существуют диаметрально противоположные оценки конформизма как социально-психологического феномена с точки зрения приносимых им пользы или вреда в процессе взаимодействия людей в обществе: считается, что это либо абсолютное благо, либо абсолютное зло, т.е. наблюдается четкая полярность во мнениях.

Отрицательные проявления конформизма характерны не только для взрослых. Дети подвержены ему не в меньшей степени: стараясь подражать сверстникам, многие начинают курить, употреблять спиртные напитки в раннем возрасте. Одновременно с этим существуют примеры положительного конформизма: желание следовать религиозным заповедям, нормам морали, государственным законам. Все перечисленные примеры имеют непосредственное отношение к конформизму, который в той или иной мере выполняет функции социального контроля. Современная жизнь неизменно доказывает, что невозможно полностью не зависеть от общества. Было проведено значительное количество опытов, которые доказали, что люди (за редким исключением) склонны подавлять собственное мнение под влиянием большинства. Однако те, кто идет по жизни исключительно своей дорогой, в итоге становятся первопроходцами в разных областях. Это происходит потому, что такие люди не опасаются выглядеть смешно или нелепо, презрение и непонимание большинства не становится для них преградой. Что же все-таки для человека лучше - походить на других как можно более или выбрать свой путь? Ответ на вопрос очень индивидуален. Каждый должен решить сам, прислушиваясь к внутреннему голосу. Как и дать точный, исчерпывающий ответ на вопрос: чт.е. конформизм - безусловное благо или же безусловное зло?

То обстоятельство, что конформное поведение не есть наивысшая форма социального поведения, подтверждается в результате социально-психологического эксперимента американского исследователя Л. Колберга. Экспериментатор предварительно выделил и сформулировал шесть ступеней моральной зрелости человека:

© Овчаренко Д.С., 2014

- первая ступень - поведение индивида определяется повиновением и желанием уйти от страданий;

- вторая ступень - индивид ориентирован на то, чтобы удовлетворить собственные физические потребности;

- третья ступень - поведение индивида зависит от выполняемой им в межличностных отношениях роли и связано со стремлением снискать одобрение тех лиц, с которыми он этими отношениями связан;

- четвертая ступень - индивид желает укрепить власть группы, утвердить групповые правила;

пятая ступень - человек стремится усилить значимость социальных норм, права и обязанности личности в обществе;

- шестая ступень (самая высокая ступень моральной зрелости) - индивид руководствуется универсальными принципами совести и идеалами, принятыми в обществе [3].

После определения критериев типизации указанных уровней моральной зрелости исследователь с помощью специальной методики выделил две противоположные группы подростков с самым высоким и с наиболее низким уровнем моральной зрелости. Далее каждого подростка (из обеих групп) попросили включить электрический ток, будто бы подключенный к одному из подростков. Атмосфера, в которой проходил эксперимент, ясно указывала на то, что удар током должен стать болезненным для «подключенного» к этому проводу подростка. (На самом деле ток не включался, и испытуемый действовал заодно с экспериментатором, имитируя острую боль.) Из группы морально зрелых подростков примерно две трети (76 %) отказались выполнить то, что требовал от них экспериментатор, - причинить боль своему товарищу. Таким образом они проявили морально ориентированное, а не конформное поведение. Из числа морально незрелых подростков отказались выполнить поручение 13 % [1]. Эксперимент показал: чем выше моральная зрелость человека, тем ниже уровень его конформности; высокая склонность к конформному поведению в большей степени соответствует индивидам с относительно невысоким уровнем моральной зрелости. С повышением уровня моральности индивида снижается тенденция конформного поведения.

Французский социальный психолог Густав Ле Бон ввел в употребление понятие группового ума. Он предположил, что при определенных обстоятельствах люди теряют свою индивидуальность и смешиваются с толпой. Процесс деиндивидуализации связан с утратой запретов и склонностью людей к нетипичному и порой противонормативному поведению. В историческом плане люди очень медленно высвобождались от деиндивидуализированного существования, так как были погружены в широкие родственные, племенные и родовые отношения.

Эрих Фромм изучал зарождение индивидуальности в истории человечества и то чувство свободы и исключительности, которое этому развитию сопутствует. Согласно теории Э. Фромма процесс индивидуализации сопровождается ощущением изоляции, зачастую побуждающим людей присоединяться к различным группам. Э. Фромм выделил следующие способы социализации, несущие в себе отрицательное влияние: мазохизм, садизм, деструкция, конформизм. Мазохизм - тяга к подчинению, отказ личности от своего «Я», бегство от одиночества и бремени свободы. Социализация в форме садизма осуществляется путем постановки других людей в положение зависимости с целью обретения неограниченной власти над ними. Суть деструкции как способа социализации состоит в избавлении личности от ощущения собственного бессилия путем разрушения окружающего мира, что, в свою очередь, расценивается как последняя, отчаянная попытка не позволить миру разрушить человека. Конформизм - беспринципное приспособленчество к социальному давлению любого рода, которое ведет к отказу от собственного «Я», к превращению в псевдоличность с некритическим отношением к окружающей действительности, к поведенческим и пропагандистским

стереотипам, потере индивидуальности, полной управляемости, искаженному видению мира, сугубо потребительской ориентации [1].

Л. Фестингер, А. Пепитоун и Т. Ньюком высказали предположение, что фокусировка человека на группе, связанная с тяготением к ней, приводит к снижению внимания, уделяемого конкретным людям. Это деиндивидуализирует членов группы, которые при этом отходят на второй план и в определенном смысле находят моральное укрытие в данной группе. По этой причине деиндивидуали-зация снижает для конкретного человека запреты в отношении противонормативных действий. Соответственно, тяготение к группе увеличивает деиндивидуализацию. Она же, в свою очередь, стимулирует то поведение, которое обычно сдерживается запретами.

Зиллер высказал следующую точку зрения: люди способны научиться связывать индивидуализацию с вознаграждающими ситуациями, а деиндивидуализацию - с потенциально наказующими. Человек приучается ожидать награды за хорошее выполнение определенных поручений и хочет нести индивидуальную ответственность за них. Однако каждый раз, когда он оказывается в ожидании наказания, у него возникнет тенденция скрыться или уйти от ответственности, будучи на втором плане в группе.

Ф. Зимбардо выдвинул гипотезу, что многочисленные и разнообразные факторы в состоянии вызвать деиндивидуализацию кроме фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. К таким факторам относятся анонимность в любой форме, размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна ситуации, ее неопределенность, измененная временная перспектива степени вовлечения в групповую деятельность и т. д. Все вышеперечисленные факторы ведут к утрате индивидуумом чувства идентичности или самосознания. Это приводит к снижению его восприимчивости к внешним стимулам и влечет утрату когнитивного контроля над своими мотивациями-эмоциями. В результате проявляется поведение, которое обычно подконтрольно внутренним силам, как положительным (любовь), так и отрицательным (агрессия). Деин-дивидуализированный человек гораздо менее податлив к положительным или отрицательным санкциям со стороны агентов, не принадлежащих к его группе членства. В итоге его поведение менее подчинено внешним правилам и нормам. Собственно деиндивидуализацию можно рассматривать как искаженную форму социализации, негативное следствие данного процесса.

Не вызывает сомнений то, что умение личности отстаивать свою правоту и конструктивная форма инакомыслия суть достойные качества. И в то же время дать сугубо однозначную оценку не представляется возможным. Психологи выделяют и позитивные и негативные стороны данного феномена. Слишком выраженный конформизм негативно влияет на личность, превращая ее в марионетку в чьих-либо руках. С другой стороны, он способствует сотрудничеству между людьми, снижает возможность возникновения социальных конфликтов, повышает чуткость и восприимчивость людей как членов общества по отношению друг к другу. Наглядно продемонстрировать положительные и отрицательные проявления конформного поведения помогут реальные примеры из жизни. В научном труде по социальной психологии профессор Дэвид Дж. Майерс описал несколько таких примеров, ярко отображающих позитивные и негативные аспекты конформного поведения. Например, в августе 1962 г. после самоубийства Мэрилин Монро (6 августа 1962 г.) количество суицидов в США на 200 случаев превысило среднемесячную величину. Хотя некоторые исследователи подвергают сомнению способность самоубийц оказывать влияние на других людей личным примером, и тем не менее в одной из психиатрических клиник Лондона за этот год произошло 14 самоубийств, а в одной из школ в течение восемнадцати дней два подростка покончили с собой, семеро решились на попытку суицида и 23 признались, что помышляют об этом. Есть и более пугающие примеры конформного поведения. Стоит только вспомнить немецкий карательный батальон, который в Варшавском гетто уничтожил 40 тыс. стариков, женщин и детей. А ведь его участники не были ни членами СС, ни фанатичными

последователями нацизма. Всего лишь простые рабочие и служащие, не способные сопротивляться приказу убивать [2].

Также есть и примеры иного рода, когда конформность приносила людям пользу в совместном достижении благих целей. Так, в 1986 г. миллионы граждан Филиппин пошли на протест против правления президента-диктатора Фердинанда Маркоса. Как итог, презрение и ненависть людей к репрессивному правительству сыграли ключевую роль в государственном перевороте и в конце концов Маркос был низложен. Само собой разумеется, конформизм был только частью механизма восстания, но именно он побудил людей, которые придерживались нейтралитета, присоединиться к делу, забыв о риске суровой расправы [2].

Благодаря конформному поведению осуществляется процесс передачи из поколения в поколение социально-культурного опыта человечества: моральные устои, культурные ценности и социальные установки. Значит, можно уверенно заявить, что конформность в состоянии как навредить, так и принести пользу отдельно взятой личности и обществу как таковому. Будь это не так, данный вопрос не изучался бы социальной психологией. Конформность в позитивном проявлении способствует объединению людей, помогая им мирно сосуществовать в рамках общепринятых норм морали и законов.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 794 с. - (Мастера психологии).

3. Тернер. Дж. Социальное влияние / Дж. Тернер. - СПб.: Питер, 2003. - 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.