Научная статья на тему 'ЯТРОСОФИСТ ЗЕНОН И МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ АЛЕКСАНДРИИ IV В.'

ЯТРОСОФИСТ ЗЕНОН И МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ АЛЕКСАНДРИИ IV В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
HYPOTHEKAI
Область наук
Ключевые слова
ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ / РАННЯЯ ВИЗАНТИЯ / АЛЕКСАНДРИЯ / ЕВНАПИЯ САРДСКИЙ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ / ЗЕНОН КИПРСКИЙ / ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ведешкин Михаил Александрович

В настоящей статье обсуждаются некоторые аспекты куррикулума позднеантичных медицинских училищ, статус медицинских школ и образовательное пространство позднеантичной Александрии в IV в. н. э. В центре исследования - биография ятрософиста Зенона Кипрского - эрудита, ритора и одного из самых известных преподавателей медицины IV в. н. э., биографию которого софист Евнапий Сардский включил в свои «Жизни философов и софистов». Автор выступает против утвердившейся в историографии гипотезы В. К. Райт и М. Чивилетти, согласно которой Зенон умер до 336 г., и выдвигает новые аргументы в пользу того, что он был тождественен архиатру Зенону Александрийскому, с которым в 359-361 г. переписывались ритор Либаний и император Флавий Клавдий Юлиан (Отступник). Исследование хронологии жизней учеников Зенона Кипрского (Орибасия Пергамского, Ионика Сардского и Магна Нисибисского) однозначно свидетельствует в пользу того, что ятрософист не мог скончаться до 336 г. Кроме того, можно считать доказанным и то, что школа Зенона Кипрского базировалась в Александрии. Последовательное занятие медицинской кафедры столице Египта двумя знаменитыми ятрософистами по имени Зенон не невозможно, но все же весьма маловероятно. Таким образом, корреспондентом ритора Либания и императора Юлиана Отступника с высокой долей вероятности был тот же Зенон, о котором рассказывал Евнапий Сардский. Иными словами, Зенон Кипрский дожил как минимум до конца 361 г. н. э. В целом, результаты исследования позволяют скорректировать устоявшиеся представления о времени жизни ятрософиста и дают новые доводы в пользу концепции Р. Пенеллы и Дж. Джиангранде, полагавших что Зенон Кипрский и Зенон Александрийский - один и тот же человеком. Кроме того, в статье приводится авторский перевод ранее не издававшегося на русском языке письма Либания к Зенону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЯТРОСОФИСТ ЗЕНОН И МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ АЛЕКСАНДРИИ IV В.»

ЯТРОСОФИСТ ЗЕНОН и МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ АЛЕКСАНДРИИ IV ВЕКА*

М.А. ВЕДЕШКИН

В настоящей статье обсуждаются некоторые аспекты кур-рнкулума позднеантичных медицинских училищ, статус медицинских школ и образовательное пространство позднеантич-ной Александрии в IV в. н.э. В центре исследования — биография ятрософиста Зенона Кипрского — эрудита, ритора и одного из самых известных преподавателей медицины IV в. н. э., биографию которого софист Евнапий Сардский включил в свои «Жизни философов и софистов». Автор выступает против утвердившейся в историографии гипотезы В. К. Райт и М. Чивилетти, согласно которой Зенон умер до 336 г., и выдвигает новые аргументы в пользу того, что он был тождественен ар-хиатру Зенону Александрийскому, с которым в 359-361 г. переписывались ритор Либаний и император Флавий Клавдий Юлиан (Отступник). Исследование хронологии жизней учеников Зенона Кипрского (Орибасия Пергамского, Ионика Сард-ского и Магна Нисибисского) однозначно свидетельствует в пользу того, что ятрософист не мог скончаться до 336 г. Кроме того, можно считать доказанным и то, что школа Зенона Кипрского базировалась в Александрии. Последовательное занятие медицинской кафедры столице Египта двумя знаменитыми ят-рософистами по имени Зенон не невозможно, но все же весьма маловероятно. Таким образом, корреспондентом ритора Либа-ния и императора Юлиана Отступника с высокой долей вероятности был тот же Зенон, о котором рассказывал Евнапий

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 18—78—10001—П. — https://rscf.ru/project/18-78-10001/ (март, 2022).

HYPOTHEKAI

2022. Вып. 6. С. 105-128

УДК 37.01

HYPOTHEKAI

2022. Issue 6. P. 105-128

DOI: 10.32880/2587-7127-2022-6-6-105-128

Сардский. Иными словами, Зенон Кипрский дожил как минимум до конца 361 г. н.э. В целом, результаты исследования позволяют скорректировать устоявшиеся представления о времени жизни ятрософиста и дают новые доводы в пользу концепции Р. Пенеллы и Дж. Джиангранде, полагавших что Зенон Кипрский и Зенон Александрийский — один и тот же человеком. Кроме того, в статье приводится авторский перевод ранее не издававшегося на русском языке письма Либания к Зенону.

Гален считал, что врачу следует изучать не только анатомию и медицинскую теорию, но также геометрию, логику, астрономию и ораторское искусство1. К IV в. галенизм стал господствующим направлением медицинской мысли2, учение знаменитого архиатра превратилось в непреложный закон для всякого практикующего врача. Именно представления Галена об идеальном враче заложили базу для формирования куррикулума позднеантичных медицинских школ. Отныне от готовившихся к врачебной карьере юношей требовалось не только изучить практическую и теоретическую медицину, но и получить широкие познания о самых разных науках. Список дисциплин, которые в середине IV столетия должен был усвоить будущий врач, оставил Григорий Назианзин. Рассказывая о своем брате — архиатре Кесарии, епископ сообщал, что помимо собственно врачебной науки его герой изучал геометрию, астрономию и математику (Greg. Naz. VII.7)3. Столь широкий круг предметов требовал преподавателя нового типа, способного не только наставлять своих воспитанников в премудростях гиппо-кратова учения, но и читать курс точных и гуманитарных наук, прежде всего риторики. Начиная со второй половины IV в. этих

1 См., напр.: Gal. Opt. med.; Meth. med. 1.1.

2 По меньшей мере до V столетия существовала и школа методистов, впрочем, ее влияние, судя по всему, было совсем не велико. См. Eijk (2005). P. 299-327.

3 Ср. Greg. Naz. Epit. 12; 13; 21. О позднеантичном медицинском куррикулуме, см. подробнее Westerink (1964). P. 169-177; Iskandar (1976). P. 235-258; Duffy (1984). P. 21; Roueché (1999). P. 153-169; Andorlini (2007). P. 401-414; Marasco (2010). P. 205-219; Pormann (2010). P. 419-441.

универсальных интеллектуалов стали именовать ятрософистами (1ахрооофтх'лс;)1, то есть врачами-софистами.

Известия об их общественной и преподавательской деятельности не раз попадали на страницы сочинений позднеантичных авторов. В частности, коллективный портрет пяти представителей этой профессии был выведен на страницах труда Евнапия «Vita Sophistarum» (далее VS) — сборника биографий представителей восточноримской интеллектуальной элиты III-IV столетий. Среди упомянутых в нем ятрософистов первое место Евнапий отводил Зенону Кирпскому — основателю медицинской школы и одному из самых прославленных врачей своего века. По данным сардского ритора Зенон был в равной степени известен как целитель и как ритор, и преподавал оба искусства: «Некоторые из его знаменитых учеников избрали для себя одно из этих занятий, разделив, таким образом, между собой то, чему они научились; другие же выбрали оба; как бы то ни было, все они превосходно владели тем, что унаследовали от учителя, — и наукой врачевания, и искусством слова»2 (Eunap. VS. 497; пер. Е.В. Дарк, М.Л. Хорькова). Остальные врачи, о которых Евнапий рассказывал в своем труде, а именно Магн Нисибисский, Орибасий Пергамский, Ионик Сардский и Теон Галатский3, были учениками Зенона.

Свидетельства об архиатре Зеноне, преподававшем медицину в Александрии, также сохранились в посланиях ритора Либания и императора Юлиана. В письме Либания, написанном ок. 359-360 г., сообщалось об обрушившихся на врача бедствиях:

1 Впервые этот термин встречается у писавшего во второй половине IV в. Епифания Кипрского (Epiph. Adv. haer. 44(64).67; 46(66).10; 47(67); De mens. 265). О феномене ятрософизма, см. подробнее: Temkin (1962). P. 99-102; Cracco Ruggini (2003). P. 189-216; Bowersock (2010). P. 83-91; Janiszewski, Stebnicka, Szabat (2014). P. 404-406.

2 ...ацфю 5é ó Z^vrov е^стк^хо Aiyeiv те каг rcoieív íaxpiK^v. xñv 5é óvo^aoxrov оцЛ^хюу aúxoü diaXaxóvTsg, oí ^év xo exepov, oí 5é йцфохера, кахеХе(ф0^оау ¿Kpáxow 5é бцю^ каг ка0' o хц ¿K^povó^oev еруои xe каг Xóyou.

3 Сам Евнапий не называет Теона учеником Зенона, но это логично вытекает из композиции текста VS. См. Penella (1990). P. 115; Watts (2005). P. 342, n. 25.

Хотя мы никогда не встречались, ты прекрасно делаешь, что считаешь меня другом и пишешь мне, ведь меня некогда спасли твоим ученики, потому я уже давно люблю тебя. Твои бедствия удручают меня. Как ты смог их перенести!? Часто я молил Судьбу, чтобы она поспешила вернуть все в привычное русло. И, похоже, она прислушалась и переменилась, ведь ходят слухи, что вся эта интрига приближается к развязке. Так что утешь себя надеждой и прими то, что есть. Тот, кто передал мне твои письма, признал, что задержался, и жаловался на [неблагоприятные] ветра. Посему и ты сам вини ветра, а не команду.

(Lib. Ep. F1711, пер. М.А. Ведешкина)2.

Характер обрушившихся иа Зенона «несчастий» проясняет письмо Юлиана, датируемое ноябрем или декабрем 361 г.3:

И многое другое свидетельствует, что ты достиг высших степеней врачебного искусства и что добропорядочность и умеренность твоей жизни находятся в полном согласии с твоим искусством, а теперь к этому прибавилось высшее свидетельство: в свое отсутствие ты склонил на свою сторону город александрийцев; такое жало ты, как пчела, оставил после себя. И это естественно. Ведь прекрасно, как я думаю, сказано у Гомера: «Опытный врач драгоценнее многих других людей». Ты же не просто врач, но и учитель стремящихся овладеть этим искусством, так что для врачей ты почти то же, что врачи для всех остальных людей. И эта самая причина кладет конец, и притом блистательный, твоему изгнанию. Ведь если ты был удален из Александрии из-за Георгия, то был уда-

1 Нумерация писем Либания дается по изд. Ферстера (Б), Нормана (К) и Брэдбери (В).

2 КаХю^ логеЪ; ф(А.оу те це уоцС^юу каг елготеА1юу, е1 каг ц^лю стотец^ацеу, елег каг аихо^ лаХаг те ое фй® 5га тюу оюу цаО^тюу оеоюоцеуо^ каг т^ стицфора МауелХщ^у, ою^ юу о1а лелоуба^, щу те Тихл^ гкетеиоа лоХХакг^ оле(оао0а( оог каг катаот^оаг лаХгу ец та е1ю0ота. ^ 5е, ю^ еогке, леШета! те каг бгаХХаттетаг- тогоито^ ^кег Хоуо^ лерг т^ сткеиюрСа^ ю^ аот(ка 5е%етаг Могу. т^ те ош еА.л(5г коифС^ои каг лроо5ё%ои то еруоу.

3 По мнению Биде и Фурмана письмо было написано до того, как Юлиан узнал о том, что александрийцы линчевали архиепископа Георгия, т.е. до конца 361 г. См. В1ёе7, СишоШ (1922). Р. 63; Фурман (1970). С. 241, сн. 1.

лен не по праву, и поэтому твое возвращение было бы в высшей степени справедливо. Итак, приходи обратно с честью и прежним почетом; у нас же пусть будет двойная радость — что александрийцам возвращен Зенон, а тебе — Александрия.

(Jul. Ep. В58/Ш7/Ф271; пер. Д.Е. Фурмана)2

Сопоставление данных этих писем позволяют в общих чертах восстановить ход событий. Судя по всему, Зенон был одним из многих александрийских интеллектуалов-язычников, осужденных в ходе инспирированного архиепископом Георгием Скифополь-ского процесса 359-360 гг.3. Скорее всего, к Либанию ятрософист обратился, находясь под следствием или пребывая в ссылке. Его расчет был прост. Антиохийский ритор имел широкие связи среди представителей центральной и местной администрации. В частности, его добрым другом был один из организаторов судилища — комит Востока Модест. Вероятно, Зенон надеялся, что Либаний сможет как-то повлиять на следствие и облегчить его участь4. Впрочем, судя по тому, что к концу 361 г. врач все еще пребывал в ссылке, вмешательство ритора (если он действительно решился ходатайствовал за своего корреспондента) не смогло смягчить

1 Нумерация писем императора приведена по изд. Биде и Кюмона (В); Райт (W) и Фурмана (Ф).

2 ПоАХа ^ev каг аХка ooi цархирег каг х^ 1ахргк^ xe%v^ ец та лрюха av^Keiv, каг елгегкеСа^ каг pfcrn оюфростт^ стицфюую^ лро^ x^v xe%vqv £%егу, vuv 5е лроо^ХОе то кефаХагоу х^ ^apxupia^- x^v x&v AXe^avSperov rcoXiv алюу елгохрёфег^ ец oeaoxov хогоихоу aoxfl i^xpo^ yap av^p rcoAMiv avra^toq aXlrov. 5e оик iaxpo^ оотАя^, аХка каг бгбасткаХо^ хоц РоиХоцеуог^ х^ xe%v^, юохе a%&5ov о лро^ хои^ лоАХои^ eioiv ог iaxpoi, хоихо екеСуог^ сти. Аиег 5е оог x^v фиу^у каг ^ лрофаог^ аих^ каг цаХа Хацлрю^- ei yap 5га Геюругоу цехшх^ х^ AXe^avSpeia^, ой 5гка(ю^ цехшх^, каг бгкагохаха av отою кахеХОог^. КахгОг xoivuv етхгцо^ каг хо npoxepov £%rov а^Сюца, каг когу^ лро^ ацфохерюу %арщ аухгке(о0ю, АХе^аубреиог ^ev Z^vrova, оог 5е алобоиог x^v AXe^avSpeiav.

3 См. подробнее: Haehling (1978). S. 74-101; Коптелов (2003). C. 135137; Sandwell (2005). P. 114-116; Heyden (2010). P. 310-312; Ведешкин (2018). C. 196-198.

4 Известно, что Либанию уже приходилось ходатайствовать перед Модестом за своих друзей. См. Lib. Ep. F37/N49. О связях ритора с чиновником, см. Petit (1994). P. 165-172; Bradbury (2003). P. 255-257.

приговора. Добиться пересмотра своего дела Зенону удалось лишь после того, как власть над империей перешла в руки Юлиана Отступника. Новый август не остался безучастным к бедствиям врача — Зенон был помилован и получил возможность вернуться в Александрию.

По меньшей мере с XVIII в. считалось, что Зенон Кипрский из сообщения Евнапия и Зенон Александрийский из писем Либания и Юлиана — один и тот же человек1. В 1922 г. В. К. Райт выдвинула несколько возражений против этой уже устоявшейся гипотезы. Во-первых, она отметила, что Евнапий не упоминал о том, что «его» Зенон преподавал в Александрии. Далее, по мнению Райт, обращаясь к учителю своего ближайшего друга Орибасия, император Юлиан не мог не похвалить его красноречие, и в то же время в императорском письме отсутствуют какие-либо упоминаний о риторическом даре адресата2. Главный аргумент исследовательница базировался на хронологических расчетах. Из евнапиевой обмолвки о том, что Зенон «дожил до времен софиста Юлиана, а его ученики были современниками Проересия» (VS. 497)3, можно сделать вывод, что Зенон Кипрский скончался раньше Юлиана Каппадо-кийского, умершего до 336 гг.4. Из этого Райт заключала, что архи-атр, с которым в 359-361 гг. переписывались Либаний и император Юлиан, не мог быть упомянутым в VS ятрософистом.

В последующие десятилетия версия Райт была принята большинством исследователей. В частности, она легла в основу статьи о Зеноне в авторитетнейшей «Prosopography of the Later Roman Empire» (далее PLRE)5, до сих пор остающейся стандартным справочным изданием для исследователей позднеантичной эпохи.

1 См., напр.: Swinton et al. 1748. P. 274; Boissonade, Wyttenbach (1822). P. 410; Bidez, Cumont (1922). P. 62-63.

2 Wright (1922). P. 336-337; Wright (1922). P. 365; Wright (1923). P. lxiii-lxiv.

3 ...é^éPaXe toîç /povoiç 'IcmXiavrô тф оофюхА koù цех' éKeïvov, ката toùç Проагреоюи /pôvouç, oi 5ia5o%oi Zrçvrovoç

4 Райт ошибочно датировала его смерть 340 г. О времени смерти софиста Юлиана, см. Penella (1990). P. 91; Janiszewski, Stebnicka, Szabat E. (2014). P. 187; Ведешкин (2021). C. 303.

5 Jones, Martindale, Morris (1971). P. 992 (Zenon 2; Zenon 4).

Впрочем, некоторые историки продолжали отстаивать версию об идентичности двух Зенонов1. Так, Дж. Джиангранде считал, что путаница с хронологией была следствием ошибки переписчика и предложил свою корректуру текста У8. По его мнению, вместо «ЕЛЕРа^Е» следует читать «шереРоЛе»: «ШЕрёРа^Е хоц 1оц^гауф хю оофюх^» ([Зенон] пережил времена софиста Юлиана). Кроме того, он отмечал, что непосредственно перед посвященный Зенону параграфом идет описание биографии ритора Нимфидиана, который дожил по меньшей мере до второй половины 370-х гг. Следовательно, начинающийся с фразы «'1ахро1 5е каха хойхоис; ^кца^оу хойс; хроуоц^» раздел о ятрософисте также должен охватывать период середины ГУ .2. В конце XX столетия концепция Райт была подвергнута критике Р. Пенеллой, отметившим, что Евнапий начинал свою заметку о времени жизни Зенона с противопоставления «но» (аМ,'), из чего историк делал вывод, что обсуждаемая фраза может читаться: «но (Зенон) жил и во времена софиста Юлиана»3. Опираясь на это прочтение Пенелла утверждал, что врач был младшим современником Юлиана Каппадокийского, а значит вполне мог дожить до 361 г.4. Несмотря на то, что некоторые авторы посчитали эти объяснения убедительными5, большинство современных исследователей отвергает филологические построения Джиангранде и Пенеллы, как малоправдоподобные и продолжает следовать гипотезе Райт6. В частности, М. Чивилетти

1 Фурман (1970). С. 241, сн. 1; Kudlien (1972). S. 147; Nutton (1972). P. 172; 176, n. 56; Piganiol (1973). P. 430. Справедливости ради, следует отметить, что за исключением В. Наттона никто из перечисленных выше авторов никак не комментировал свою позицию по этому вопросу. Скорее всего, они просто не обратили внимания на проблему.

2 Giangrande (1956). P. 146.

3 ...àXk' eraßale xoïç /povoiç 'IouXiavrâ хф аофютп...

4 Penella (1990). P. 110-111

5 Sardiello (1998). P. 222, n. 160; Cruscuola (1999). P. 53, n. 11; Nutton (2009).

6 Напр., Cribiore (2007). P. 79, n. 219; Becker (2013). S. 520-521. Следует отменить, что многие из них просто дублируют данные PLRE. См. напр. Baldwin (1975). P. 87; Caltabiano (1991). P. 55; Janiszewski, Stebnicka, Szabat (2014). P. 415 (26. Zenon).

утверждал, что из синтаксиса евнапиева текста следует, что автор представлял жизни софистов Юлиана и Проересия как две точки отчета, позволяющие воссоздать хронологию описываемых автором событий, а значит Зенон жил во время первого, а его ученики — второго1. Иными словами, проблема идентичности двух ят-рософистов продолжает вызывать споры. При этом участники полемики обошли вниманием некоторые факты, которые, думается, могут пролить свет на этот сложный вопрос.

Первым делом, обратимся к замечаниям Райт об отсутствии упоминаний о риторическом таланте Зенона в письме императора Юлиана, а также молчании Евнапия о местонахождении школы кирпского ятрософиста. В целом, они являются типичными примерами т. н. argumentum ad ignorantiam. Так, Евнапий писал о том, что Орибасий был очень красноречив (Eunap. VS. 498). При этом в единственном сохранившемся послании императора Юлиана к ар-хиатру о его риторическом даре ничего не сообщается (Jul. Ep. B14/W4/08). Следуя логике Райт, можно предположить, что в данном случае речь также идет о двух разных Орибасиях. Далее, в рассказе о философе Ямвлихе Халкидском Евнапий не упоминал о местоположении его школы (Eunap. VS. 457-461). В то же время, согласно данным пс. Юлиана, Либания и Иоанна Малалы на разных этапах своей карьеры философ преподавал в Апамее Сирийской (Jul. Ep. B184/W78; B183/W77; Lib. Or. XVIII.187; LII.21; Ep. F1389) и возможно в антиохийском предместье Дафна (Malal. XII. 312.47)2. Из этого, впрочем, совершенно не следует, что в начале IV в. одновременно жили два знаменитых неоплатоника по имени Ямвлих.

Более того, существует ряд косвенных аргументов о том, что школа Зенона Кипрского была расположена именно в Александрии. В частности, об этом свидетельствуют данные из биографий его учеников: Магна Нисибисского и Орибасия Пергамского. Из сообщения Евнапия известно, что первый из них занимал пост штатного преподавателя медицины в столице Египта (Eunap. VS. 498). О том, что Магн преподавал в Александрии, также рассказывали Либаний (Lib. Ep. F1208/ B140; F843/N147) и Филосторгий

1 СМ1еШ (2007). Р. 643-644

2 Обсуждение старого спора о возможной деятельности школы Ямв-лиха в Дафне выходит за пределы проблематики нашей статьи.

(Philost. VIII.10)1. В IV в. Александрия оставалась крупнейшим центром медицинской науки. По данным анонимного географического трактата середины века город славился искуснейшими лекарями и буквально «возвращал людям здоровье» (Exp. 37)2. На исходе того же столетия Аммиан Марцеллин заявлял, что «врачу вместо любого доказательства своей опытности достаточно в виде рекомендации о своем искусстве заявить, что он изучал медицину в Александрии» (Amm. XXII.16.18, пер. Ю.А. Кулаковского и А.И. Сонни)3. Как известно муниципальные риторы и врачи избирались местной курией4. Учитывая высочайший престиж местной медицинской школы совершенно непонятны причины, по которым члены городского «сената» Александрии могли выбрать на должность муниципального преподавателя врачебного искусства уроженца Месопотамии, то есть человека «со стороны», чужака. Иное дело, если Магн был воспитанником любимого жителями столицы Египта ятрософиста5, учился в их городе, а следовательно, имел возможность установить связи с местной элитой.

Некоторые косвенные данные указывают на то, что Орибасий Пергамский также изучал медицину в Александрии. В своей «Collectiones medicae» он сообщал, что мидии, которых городские рыбаки ловят в районе порта, лучше, чем те, что добываются на острове Фарос и у Диолка (Orib. Coll. Med. II.58.129-130)6. Пред-

1 Намек на то, что Магн работал в столице Египта содержится и в посвященной знаменитому врачу эпиграмме александрийцы Паллада (AP. XI.281), творчество которого в основном было посвящено его согражданам и родному городу.

2 Itaque et Aesculapius dare ei voluit medicinae peritiam <et> ut habeat: in toto mundo medicos optimos praestare dignatus est, et quam plurime initium salutis omnibus hominibus illa ciuitas constat.

3 ...pro omni tamen experimento sufficiat medico ad commendandam artis auctoritatem, si Alexandriae se dixerit eruditum. О статусе Александрийской медицины в IV в. см. Nutton (1972). P. 165-176.

4 См., напр.: Lib. Or. I.35; CTh. XIII.3.5.

5 Об отношении александрийцев к Зенону, см. Jul. Ep. B58/ W17/

Ф27.

6 ...ю^ леХюрСбе^ каг хпца(, логкгМа каг охлцахгоцф- ai цеу yap ev тф ev AXe^avSpeia Хгцеуг аргохаг, ai 5e лерг xov AIoXkov каг Фароу каг уёфирау елгц^кег^ каг хра%егаг. Ср. Orib. Med. Coll. II.58.54-55.

ставляется очевидным, что такие нюансы могли быть известны лишь человеку, который некоторое время жил в столице Египта. Из вступления в «Collectiones medicae» следует, что это сочинение было составлено, в то время, когда автор служил при галльском дворе Юлиана, то есть в 355-361 гг. (Orib. Coll. Med. I.Pr. = Phot. Bibl. 217). Как уже было сказано выше, к свите цезаря он присоединился, будучи еще совсем молодым человеком. До своего поступления на службу императору, он очевидно какое-то время практиковал медицину у себя на родине. Судя по всему, именно там состоялось его знакомство с будущим Отступником1 — во время своей третьей ссылки в Малую Азию (349-354 гг.) Юлиан некоторое время изучал философию в пергамской школе неоплатоника Эдесия (Eunap. VS. 474). В 355 г. Орибасий, судя по всему, находился при дворе императора Констанция II в Северной Италии2. Иными словами, до своего отъезда в Галлию у него было не так много возможностей посетить Египет. Представляется логичным, что обширные знания об александрийской кулинарии Орибасий получил в годы своего ученичества3. Таким образом, у нас есть весомые основания считать, что в Александрии учились по меньшей мере двое из четырех известных «диадохов» Зенона.

Против гипотезы Райт свидетельствуют и данные о хронологии жизней учеников Зенона. Так, несмотря на то что источники не сохранили точную дату рождения Орибасия, известно, что он прославился и стал придворным архиатром цезаря Юлиана в 355 г.4, еще будучи очень молодым человеком (ек ^stpaKÎou 5è оихю Еляфау^ y£vôp,£voç, 'Iou^tavoç p,èv aùxov siç xöv Kaicapa npoïàv Gwnpnacev érn xfi xé^v^ — Eunap. VS. 498). При этом на момент написания VS, врач он был еще жив и находился в добром здравии

1 Kokoszko, Jagusiak (2014). S. 10-11; Grant (2018). P. 2; Slaveva-Griffin (2018). P. 971.

2 Cm. Jul. Ep. adAth. 277b-c.

3 Считается, что в своих рассказах о морских животных Орибасий опирался на труд Ксенократа Афродисийского. См. Abdo (2019). P. 89; Chrone-Vakalopoulos, Vakalopoulos (2008). P. 125, n. 6. Из этого, впрочем, не следует, что он не мог дополнять его информацию, сведениями, полученными из личного опыта.

4 См. Jul. Ep. ad Ath. Loc. cit.

(ibid. 499). Время написания VS традиционно определялось рубежом IV-V вв. Однако, как было недавно показано автором этих строк, в труде Евнапия нашла отражение информация о перенесение мощей свв. Кира и Иоанна в египетский Менуфис. Это событие произошло во время архиепископства Кирилла Александрийского1, интронизация которого состоялась 18 октября 412 г. (Soc. VII.7). Эту дату можно считать terminus post quem для определения времени публикации VS2. Иными словами, Орибасий дожил до второго десятилетия V в. Следовательно, он едва ли мог появиться на свет раньше 325 г.3.

Его ровесниками, судя по всему, были Ионик Сардский и Магн Нисибисский. Первый из них умер за несколько лет до того, как Ев-напий закончил свое сочинение (ibid. 499) — вероятно в первое десятилетие V в. Что касается Магна, то определение точной даты его смерти не представляется возможным. Последнее точно датируемое упоминание о нем относится к 388 г. — в тот год ему писал Либа-ний с просьбой посодействовать поездке александрийских атлетов на антиохийские Олимпии (Lib. Ep. F843/ N147)4. Впрочем, скорее всего Магн был приблизительно того же возраста, что и Орибасий — Евнапий описывал их как однокашников (Eunap. VS. 498). Таким образом, трое из четырех известных нам «диадохов» Зенона появились на свет не ранее 325 г. Таким образом, принятие гипотезы Райт о том, что Зенон Кипрский умер до 336 г., приводит к парадоксальному заключению — Орибасий, Ионик, и Магн покинули

1 О времени утверждения культа Кира и Иоанна в Менуфисе, см. подробнее Ведешкин (2021). C. 319-321, сн. 32 с библиографией.

2 Ведешкин (2021). C. 326-341.

3 См. Bussemaker, Daremberg (1876). P. II; Baldwin (1975). P. 87-88; Lim (1995). P. 58; Goulet, Boudon-Millot (2005). P. 800; Pormann (2018). P. 1106. Иногда встречается датировка «ок. 320 г.» или «начало 320-х годов». См. Grant (1994). P. 1-2; Touwaide (2006).

4 В корпусе сочинений Паллада сохранилась эпитафия на смерть врача Магна (AP. XI.281), которого подавляющее большинство исследователей идентифицируют с Магном Нисибисским. Впрочем, определение периода творчества самого Паллада также вызывает ожесточенные научные спора. Некоторые исследователи датируют его с 20-х гг. IV в. до 20-х гг. V в. Обзор полемики, см. в Benelli (2016). P. 978-1007.

отчий дом и начали учиться медицине, не достигнув даже отроческого возраста, что конечно же, совершенно невероятно.

На первый взгляд может показаться, что эти рассуждения противоречат рассказу Евнапия о том, что расцвет «диадохов» Зенона пришелся на время жизни наследника софиста Юлиана Каппадо-кийского — Проересия Армянина (ibid. 497)1. По данным VS в 362 г. Проересию исполнилось 87 лет (ibid. 485). Соответственно, он появился на свет в 275 г. — то есть приблизительно за полвека до рождения Орибасия, Ионика и Магна. Это несоответствие, впрочем, обманчиво. Сам Евнапий проходил курс риторики у Проересия с 362 по 366 г.2. Представляется логичным предположить, что именно период своего ученичества Евнапий считал временем акме наставника. Несмотря на то, что Орибасий и Магн были существенно младше Проересия расцвет их профессиональной деятельности пришелся примерно на те же годы. С 355 и по 363 г. Орибасий был придворным архиатром, то есть занимал самый высокий пост, который мог получить практикующий врач3. Исходя из данных переписки Либания, еще до 364 г. Магн возглавил медицинскую школу Александрии, что является неоспоримым свидетельством профессионального успеха ятрософиста (Lib. Ep. F1208/ B140).

В целом, сообщение Евнапия о том, что ученики Зенона были современниками Проересия, а сам Зенон жил во времена софиста Юлиан Каппадокийский, естественно вытекает из общей структуры составленного им сборника. VS — глубоко личное произведение. Евнапий не стремился написать биографии всех сколько-нибудь заметных философов, софистов и врачей своего века4. Основной темой его труда была его собственная «интеллектуальная

1 Как уже было сказано выше, именно это заставило Чивилетти примкнуть к числу сторонников гипотезы Райт (Civiletti (2007). P. 644.

2 Гипотеза Р. Гуле, считавшего, что Евнапий родился поступил в школу Проересия в 364 г. (Goulet (1980). P. 60-72; ср. Blockley (1981) IX; 1), распространения не получила. См. Banchich (1987). P. 164-167; Penella (1990). P. 2-3.

3 См. Ведешкин (2018). С. 304-305.

4 тг

К примеру, он ни словом не упоминал ни о знаменитом константинопольском перипатетике Фемистии, ни о Гипатии Александрийской и афинских неоплатониках.

генеалогии». Евнапий преподавал риторику и изучал философию и медицину. Отсюда разделения текста VS на три части, посвященные философской, риторической и медицинской школам, к которым причислял себя автор1. Свое повествование он строил по поколениям их учеников. После рассказа об основателе школы (его школьных «дедах» и, в случае с «философским» разделом его труда, «прадедах» и «прапрадедах»), он переходил к биографиям их преемников наставников самого Евнапия (т.е. его школьных «отцов» и «дядьев») и их учеников (которые, соответственно, приходились автору «братьями» по школе)2. Философию Евнапий изучал под руководством Хризанфия Сардского (Eunap. VS. 458; 461; 500-504), чьим наставником был неоплатоник Эдесий Пергамский (ibid. 474-475; 481-482); риторику — у Проересия (ibid. 485-493), унаследовавшего школу Юлиана Каппадокийского (ibid. 483-485)); а медицину у Орибасия3 (ibid. 499) — ученика Зенона Кипрского. Иными словами, Эдесий, софист Юлиан и ятрософист Зенон были школьными «дедами» Евнапия, а — Хризанфий, Проересий и Орибасий его «отцами». Таким образом, для Евнапия Эдесий, Юлиан и Зенон были представителями одного «школьного поколения». Отсюда и его настойчивые попытки сблизить время их жизни и творческой деятельности (ibid. 482; 497)4. При этом, для него было совершенно не важно, что софист Юлиан скончался до 336 г., а Эдесий дожил по меньшей мере до начала 350-х. Такие «мелочи», как точные даты рождений и смертей его героев или же их разница в возрасте Евнапия совершенно не интересовали — с точки зрения сардского ритора «подробно же исчисленные времена, как незваные свидетели, являющиеся произвольно, никакой в этом деле (т.е. в написании исторических трудов — М.В.) пользы

1 Buck (1992). P. 149-150; Cox Miller (2000). P. 235-241; Watts (2005). P. 342.

2 О квази-семейных отношениях в позднеантичных школах, см. Petit (1957). P. 35-36; Kaster (1988). P. 67-69; Cribiore (2007). P. 140-141; Watts (2012). P. 472; Ведешкин (2020). C. 296.

3 Орибасий посвятил Евнапию книгу о медицинском искусстве (Phot. Cod. 218).

4 См. Penella (1990). P. 79; Buck (1992). P. 154; Watts E. (2005). P. 341-342.

не приносят» (Eunap. Hist. fr. 1, пер. С. Дестунис)1. Иначе говоря, есть все основания полагать, что в случае с «проблемой Зенона», мы вновь имеем дело с туманностью текста Евнапия и его волюнтаристскому подходу к хронологии.

Подведем итоги. Исследование хронологии жизней учеников Зенона однозначно свидетельствует о том, что ятрософист никак не мог скончаться до 336 г. Кроме того, можно считать доказанным и то, что его школа располагалась в Александрии. Последовательное занятие медицинской кафедры в столице Египта двумя знаменитыми ятрософистами по имени Зенон не невозможно, но все же весьма маловероятно. Таким образом, корреспондентом Либания и императора Юлиана с высокой долей вероятности был тот же Зенон, о котором рассказывал Евнапий. Следовательно, Зенон дожил как минимум до конца 361 г. Впрочем, вскоре после его возвращения из ссылки он, судя по всему, прекратил преподавательскую деятельность. Как уже отмечалось выше, в 364 г. главой медицинского училища Александрии уже был его ученик Магн Нисибисский. Причины, по которым Зенон оставил кафедру, неизвестны. Можно предположить, что он решил уйти на покой или же умер.

Материал поступил в редакцию 19.02.2022

Материал поступил в редакцию после рецензирования 1.03.2022

1 ...ог 5е акрфе^ Хоуюцог хюу /роуюу, юолер акХ^хог цархире^, аихоцахю^ етеютоуге^, е^ хошха юфеХоиогу оибеу. В результате своего пренебрежения хронологией Евнапий подчас совершал довольно нелепые ошибки. К примеру, он путал военные кампании персидского шахиншаха Шапура I (240 / 243-272 / 273 гг.) и походы его правнука Шапура II (309379 гг.) (Еипар. VS. 465).

БИБЛИОГРАФИЯ

Abdo, A. (2019) Alexandria in antiquity: a topographical reconstruction. Barcelona: Universitat Autonoma de Barcelona.

Andorlini, I. (2007) "Teaching medicine in Late Antiquity: method, texts and contexts", ed. by P. Lendinara, L. Lazzali, M.A. D'Aronco. Form and Content of Instruction in Anglo-Saxon England in the Light of Contemporary Manuscript Evidence: Papers Presented at the International Conference, Udine, 6-8 April 2006. Turnhout: Brepols Publishers, 401-414.

Baldwin, B. (1975) "The Career of Oribasius", Acta Classica 18, 85-97.

Banchich, T. (1987) "On Goulet's Chronology of Eunapius' Life and Works", The Journal of Hellenic Studies 107, 164-167.

Becker, M. (2013) Eunapios aus Sardes: Biographien uber Philosophen und Sophisten. Einleitung, Ubersetzung, Kommentar. Stuttgart: Franz Steiner Verlag.

Benelli, L. (2016) "The Age of Palladas", Mnemosyne 69, 978-1007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bidez, J.; Cumont, F. (1922) Imp. Caesaris Flavii Claudii Iuliani epistulae, leges, poematia, fragmenta varia. Paris; London: Les Belles lettres; Oxford University Press.

Blockley, R.C. (1981) The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire: Eunapius, Olympiodorus, Priscus and Malchus. Trow-bridge: Francis Cairns, Vol. 1.

Boissonade, J.F.; Wyttenbach, D.A. (1822) Eunapii Sardiani Vitas Sophistarum et fragmenta Historiarum. Amsterdam: Petrum den Hengst et filium.

Bowersock, G. (2010) "Iatrosophists", ed. L. G. Milic, N. Hecquet-Noti.

Historiae Augustae: colloquium Genevense in honorem F. Paschoud septuagenarii. Les Traditions Historiographiques De L'Antiquité Tardive: Idéologie, Propagande, Fiction, Réalité. Bari: Edipuglia, 83-91.

Bradbury, S. (2003) Selected Letters of Libanius: From the Age of Constantius and Julian. Glasgow: Liverpool University Press.

Buck, D.F. (1992) "Eunapius' lives of the Sophists", Byzantion. 62, 141-57.

Bussemaker, U.C.; Daremberg, C. (1876). Oeuvres d'Oribase: texte Grec, en grande partie inédit, collationnée sur les manuscrits. Paris: L'Imprimerie nationale.

Caltabiano, M. (1991) L'epistolario di Giuliano imperatore: saggio storico, traduzione, note e testo in appendice. Koinönia, 14. Napoli: M. D'Auria editore.

Chrone-Vakalopoulos, M.; Vakalopoulos, A. (2008) "Fishes and other aquatic species in the Byzantine literature. Classification, terminology and scientific names", Byzantina Symmeikta 18, 123-157.

Civiletti, M. (2007) Eunapio. Vite di filosofi e sofisti. Testo greco a fronte. Milan, Italy: Bompiani.

Cox Miller, P. (2000) "Strategies of Representation in Collective Biography: Constructing the Subject as Holy", ed. T. Hägg, P. Rousseau, C. Hogel. Greek Biography and Panegyric in Late Antiquity. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 209-254.

Cracco Ruggini, L. (2003) "Iatrosofistica pagana, «filosofia» cristiana e medicina (IV-VI secolo)", ed. F. Chausson; E. Wolff. Consuetudinis amor. Fragments d'histoire culturelle (Ile-VIe siècle). Mélanges en l'honneur de Jean-Pierre Callu. Roma: "L'Erma" di Bretschneider, 189216.

Cribiore, R. (2007) The School of Libanius in Late Antique Antioch. Princeton: Princeton University Press.

Cruscuola, U. (1999) "Giuliano imperatore e la tradizione medica", ed. A. Garzya, J. Jouanna. I testi medici greci: tradizione e ecdotica: atti del III convegno internazionale, Napoli, 15-18 ottobre 1997. Napoli: D'Auria, 51-66.

Duffy, J. (1984) "Byzantine Medicine in the Sixth and Seventh Centuries: Aspects of Teaching and Practice", Dumbarton Oaks Papers 38, 21-27.

Eijk, P.J. van der. (2005) Medicine and Philosophy in Classical Antiquity: Doctors and Philosophers on Nature, Soul, Health and Disease. Cambridge, UK; New York: Cambridge University Press.

Giangrande, G. (1956) "Vermutungen und Bemerkungen zum Text der Vitae Sophistarum des Eunapius", Rheinisches Museum für Philologie 99, 133153.

Goulet, R. (1980) "Sur la chronologie de la vie et des oeuvres d'Eunape de Sarde", The Journal of Hellenic Studies 100, 60-72.

Goulet, R.; Boudon-Millot V. (2005) "Oribase de Pergame", ed. R. Goulet.

Dictionnaire des philosophes antiques. Paris: Cnrs Éditions, 800-804.

Grant, M.D. (2018) Dieting for an Emperor: A Translation of Books 1 and 4 of Oribasius' Medical Compilations with an Introduction and Commentary. Leiden; New York; Köln: Brill.

Haehling, R. von. (1978) "Ammianus Marcellinus und der Prozess von Skythopolis", Jahrbuch für Antike und Christentum 21, 74-101.

Heyden, K. (2010) "Beth Shean/Scythopolis in Late Antiquity: Cult and Culture, Continuity and Change", ed. by R. G. Kratz, H. Spieckermann. One God - One Cult - One Nation: Archaeological and Biblical Perspectives. Berlin; New York: De Gruyter, 301-337.

Iskandar, A.Z. (1976) "An Attempted Reconstruction of the Late Alexandrian Medical Curriculum", Medical History 20, 235-258.

Janiszewski, P.; Stebnicka, K.; Szabat, E. (2014) Prosopography of Greek Rhetors and Sophists of the Roman Empire. New York, NY: Oxford University Press.

Jones, A.H.M.; Martindale, J.R.; Morris, J. (1971) The Prosopography of the Later Roman Empire. Volume I. A.D. 260-395. Cambridge: Cambridge University Press.

Kaster, R.A. (1988) Guardians of Language: The Grammarian and Society in Late Antiquity. Berkeley: University of California Press.

Kokoszko, M.; Jagusiak, K. (2014) "Zycie i kariera Orybazjusza w swietle relacji zródlowych", Przeglqd Nauk Historycznych 10/1, 5-21.

Kudlien, F. (1972) "Zenon 15," Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft: neue Bearbeitung begonnen von Georg Wissowa. Band X A (Zenobia-Zythos). München: Alfred Druckenmüller Verlag, 147.

Lim, R. (1995) Public Disputation, Power, and Social Order in Late Antiquity. Berkeley: University of California Press.

Marasco, G. (2010) "The Curriculum of Studies in the Roman Empire and the Cultural Role of Physicians", ed. by M. Horstmanshoff. Hippocrates and Medical Education. Selected Papers Presented at the XIIth International Hippocrates Colloquium, Universiteit Leiden, 24-26 August 2005. Leiden: Brill, 205-219.

Nutton, V. (1972) "Ammianus and Alexandria", Clio Medica. Acta Academiae Internationalis Historiae Medicinae 7, 165-176.

Nutton, V. (2009) "Zeno 17", Brill's New Pauly. Brill.

Penella, R.J. (1990) Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century AD. Studies in Eunapius of Sardis. Leeds, Great Britain: Francis Cairns.

Petit, P. (1957) Les étudiants de Libanius. Paris: Nouvelles éditions latines.

Petit, P. (1994) Les fonctionnaires dans l'œuvre de Libanius: analyse prosopographique. Paris: Université de Franche-Comté.

Piganiol, A. (1973) L'empire chrétien, 325-395. Paris: Presses Universitaires de France.

Pormann, P.E. (2010) "Medical Education in Late Antiquity from Alexandria to Montpellier", ed. by M. Horstmanshoff. Hippocrates and Medical Education. Selected Papers Presented at the Xllth International Hippocrates Colloquium, Universiteit Leiden, 24-26 August 2005. Leiden: Brill, 419-441.

Pormann, P.P. (2018) "Oribasius", The Oxford Dictionary of Late Antiquity / O. Nicholson. Oxford, United Kingdom: Oxford University Press, 1106.

Roueche, M. (1999) "Did Medical Students Study Philosophy in Alexandria?", Bulletin of the Institute of Classical Studies 43, 153-169.

Sandwell, I. (2005) "Outlawing 'Magic' or Outlawing 'Religion'? Libanius and the Theodosian Code as Evidence for Legislation against 'Pagan' Practices", ed. by W. V. Harris. The Spread of Christianity in the First Four Centuries. Leiden; Boston: Brill, 87-123.

Sardiello, R. (1998) "Medici e medicina in Giuliano", Rudiae 10, 187-223.

Slaveva-Griffin, S. (2018) "Byzantine Medical Encyclopedias and Education", ed. by P. T. Keyser, J. Scarborough. Oxford Handbook of Science and Medicine in the Classical World. Oxford University Press, 964-986.

Swinton, J.; Campbell, J.; Shelvocke, G.; Bower, A.; Psalmanazar, G.; Sale, G. (1748) An Universal history, from the earliest account of time. Compiled from original authors; and illustrated with maps, cuts, notes. London: T. Osborne etc.

Temkin, O. (1962) "Byzantine Medicine: Tradition and Empiricism", Dumbarton Oaks Papers 16, 95-115.

Touwaide, A. (2006) "Oribasius", Brill's New Pauly. Brill.

Watts, E. (2005) "Orality and Communal Identity in Eunapius' Lives of the Sophists and Philosophers", Byzantion 75, 334-361.

Watts, E.J. (2012) "Education: Speaking, Thinking, and Socializing", The Oxford Handbook of Late Antiquity. Oxford University Press, 467-486.

Westerink, L.G. (1964) "Philosophy and Medicine in Late Antiquity", Janus 51, 169-177.

Wright, W.C. (1922) "Review of Iuliani Imperatoris. Epistulae, leges, poematia, fragmenta varia, collegerunt", Classical Philology. 17, 362-367.

Wright, W.C. (1923) The Works of the Emperor Julian. Vol. III. Letters, Epigrams, Against the Galileans, Fragments. London: Loeb Classical Library.

Wright, W.C.F. (1922) Philostratus and Eunapius: The Lives of the Sophists. London; New York: Heinemann; Putnam.

Ведешкин, M.A. (2021) «Когда Евнапий писал свои школьные биографии? К вопросу о датировке "Vitae Sophistarum"», EXOAH (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция XV, 326-341.

Ведешкин, M.A. (2020) «Ритор Исокасий: портрет позднеантичного учителя и политика», Диалог со временем 73, 293-306.

Ведешкин, M.A. (2018) «Социально-правовой статус врача в поздней Римской империи», История медицины 5, 301-307.

Ведешкин, M.A. (2021) «Юлиан Каппадокийский и афинские школы конца III — начала IV веков», под. ред. В.К. Пичугина. Образовательные пространства и антропопрактики города. М.: Аквилон, 278306.

Ведешкин, M.A. (2018) Языческая оппозиция христианизации Римской империи IV—VI вв. Спб.: Алетейя.

Коптелов, Б.В. (2003) Отношения римских императоров с христианской церковью в 330-х - начале 360-х годов. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова.

Фурман, Д.Е. (1970) «Император Юлиан. Письма», Вестник древней истории 112. 233-259.

Mikhail A. VEDESHKIN

IATROSOPHIST ZENO AND MEDICAL SCHOOLS OF ALEXANDRIA IN THE FOURTH CENTURY

This article discusses some aspects of the curriculum of medical schools in Late Antiquity, the status of medical schools and the educational space of Late Antique Alexandria in the fourth century AD. The study focusses on the biography of Iatrosophist Zeno of Cyprus, an erudite, rhetor and one of the most famous teachers of medicine in the fourth century, whose biography the sophist Eunapius of Sardis included in his Lives of Philosophers and Sophists. The author opposes the hypothesis established in historiography by W. K. Wright and M. Civiletti, according to which Zeno died before 336, and puts forward new arguments in favor of the fact that he was identical with the archiater Zeno of Alexandria, with whom in 359-361 the rhetor Libanius and the Emperor Flavius Claudius Julian (the Apostate) corresponded. The chronology of the lives of Zeno's disciples (Oribasius from Pergamum, Ionicus of Sardis, and Magnus of Nisibis) testifies in favor of the fact that the

iatrosophist could not have died before 336. In addition, it can be considered proven that Zeno's of Cyprus school of was based in Alexandria. A successive occupation of the medical chair in the capital of Egypt by two famous iatrosophists named Zeno is not impossible, but highly improbable. Thus, with a high degree of probability, the correspondent of the rhetor Libanius and the Emperor Julian the Apostate was the same Zeno mentioned by Eunapius of Sardis. In other words, Zeno of Cyprus lived at least until the end of 361 AD. In general, the research results allow us to correct the generally accepted dates of the iatrosophist's life and provide new arguments in favor of R. Penella and J. Giangrande's assumption that Zeno of Cyprus and Zeno of Alexandria was one and the same person. In addition, the article provides the author's translation of a letter from Libanius to Zeno that has not been published in Russian yet.

REFERENCES

Abdo, A. (2019) Alexandria in antiquity: a topographical reconstruction. Barcelona: Universitat Autonoma de Barcelona.

Andorlini, I. (2007) "Teaching medicine in Late Antiquity: method, texts and contexts", ed. by P. Lendinara, L. Lazzali, M.A. D'Aronco. Form and Content of Instruction in Anglo-Saxon England in the Light of Contemporary Manuscript Evidence: Papers Presented at the International Conference, Udine, 6-8 April 2006. Turnhout: Brepols Publishers, 401-414.

Baldwin, B. (1975) "The Career of Oribasius", Acta Classica 18, 85-97.

Banchich, T. (1987) "On Goulet's Chronology of Eunapius' Life and Works," The Journal of Hellenic Studies 107, 164-167.

Becker, M. (2013) Eunapios aus Sardes: Biographien uber Philosophen und Sophisten. Einleitung, Ubersetzung, Kommentar. Stuttgart: Franz Steiner Verlag.

Benelli, L. (2016) "The Age of Palladas", Mnemosyne 69, 978-1007.

Bidez, J.; Cumont, F. (1922) Imp. Caesaris Flavii Claudii Iuliani epistulae, leges, poematia, fragmenta varia. Paris; London: Les Belles lettres; Oxford University Press.

Blockley, R.C. (1981) The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire: Eunapius, Olympiodorus, Priscus and Malchus. Trow-bridge: Francis Cairns, Vol. 1.

Boissonade, J.F.; Wyttenbach, D.A. (1822) Eunapii Sardiani Vitas Sophistarum et fragmenta Historiarum. Amsterdam : Petrum den Hengst et filium.

Bowersock, G. (2010) "Iatrosophists", ed. L. G. Milic, N. Hecquet-Noti.

Historiae Augustae: colloquium Genevense in honorem F. Paschoud septuagenarii. Les Traditions Historiographiques De L'Antiquité Tardive: Idéologie, Propagande, Fiction, Réalité. Bari: Edipuglia, 83-91.

Bradbury, S. (2003) Selected Letters of Libanius: From the Age of Constantius and Julian. Glasgow: Liverpool University Press.

Buck, D.F. (1992) "Eunapius' lives of the Sophists", Byzantion. 62, 141-57.

Bussemaker, U.C.; Daremberg, C. (1876). Oeuvres d'Oribase: texte Grec, en grande partie inédit, collationnée sur les manuscrits. Paris: L'Imprimerie nationale.

Caltabiano, M. (1991) L'epistolario di Giuliano imperatore: saggio storico, traduzione, note e testo in appendice. Koinonia, 14. Napoli: M. D'Auria editore.

Chrone-Vakalopoulos, M.; Vakalopoulos, A. (2008) "Fishes and other aquatic species in the Byzantine literature. Classification, terminology and scientific names", Byzantina Symmeikta 18, 123-157.

Civiletti, M. (2007) Eunapio. Vite di filosofi e sofisti. Testo greco a fronte. Milan, Italy: Bompiani.

Cox Miller, P. (2000) "Strategies of Representation in Collective Biography: Constructing the Subject as Holy", ed. T. Hâgg, P. Rousseau, C. H0gel. Greek Biography and Panegyric in Late Antiquity. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 209-254.

Cracco Ruggini, L. (2003) "Iatrosofistica pagana, «filosofia» cristiana e medicina (IV-VI secolo)", ed. F. Chausson; E. Wolff. Consuetudinis amor. Fragments d'histoire culturelle (Ile-VIe siècle). Mélanges en l'honneur de Jean-Pierre Callu. Roma: "L'Erma" di Bretschneider, 189216.

Cribiore, R. (2007) The School of Libanius in Late Antique Antioch. Princeton: Princeton University Press.

Cruscuola, U. (1999) "Giuliano imperatore e la tradizione medica", ed. A. Garzya, J. Jouanna. I testi medici greci: tradizione e ecdotica: atti del III convegno internazionale, Napoli, 15-18 ottobre 1997. Napoli: D'Auria, 51-66.

Duffy, J. (1984) "Byzantine Medicine in the Sixth and Seventh Centuries: Aspects of Teaching and Practice", Dumbarton Oaks Papers 38, 21-27.

Eijk, P.J. van der. (2005) Medicine and Philosophy in Classical Antiquity: Doctors and Philosophers on Nature, Soul, Health and Disease. Cambridge, UK; New York: Cambridge University Press.

Furman, D.E. (1970) "Imperator Julian. Pis'ma", Vestnik drevnej istorii 112. 233-259.

Giangrande, G. (1956) "Vermutungen und Bemerkungen zum Text der Vitae Sophistarum des Eunapius", Rheinisches Museum für Philologie 99, 133153.

Goulet, R. (1980) "Sur la chronologie de la vie et des oeuvres d'Eunape de Sarde", The Journal of Hellenic Studies 100, 60-72.

Goulet, R.; Boudon-Millot V. (2005) "Oribase de Pergame", ed. R. Goulet.

Dictionnaire des philosophes antiques. Paris: Cnrs Éditions, 800-804.

Grant, M.D. (2018) Dieting for an Emperor: A Translation of Books 1 and 4 of Oribasius' Medical Compilations with an Introduction and Commentary. Leiden; New York; Köln: Brill.

Haehling, R. von. (1978) "Ammianus Marcellinus und der Prozess von Skythopolis", Jahrbuch für Antike und Christentum 21, 74-101.

Heyden, K. (2010) "Beth Shean/Scythopolis in Late Antiquity: Cult and Culture, Continuity and Change," ed. by R. G. Kratz, H. Spieckermann. One God — One Cult — One Nation: Archaeological and Biblical Perspectives. Berlin; New York: De Gruyter, 301-337.

Iskandar, A.Z. (1976) "An Attempted Reconstruction of the Late Alexandrian Medical Curriculum", Medical History 20, 235-258.

Janiszewski, P.; Stebnicka, K.; Szabat, E. (2014) Prosopography of Greek Rhetors and Sophists of the Roman Empire. New York, NY: Oxford University Press.

Jones, A.H.M.; Martindale, J.R.; Morris, J. (1971) The Prosopography of the Later Roman Empire. Volume I. A.D. 260-395. Cambridge: Cambridge University Press.

Kaster, R.A. (1988) Guardians of Language: The Grammarian and Society in Late Antiquity. Berkeley: University of California Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kokoszko, M.; Jagusiak, K. (2014) "Zycie i kariera Orybazjusza w swietle relacji zródlowych", Przeglqd Nauk Historycznych 10/1, 5-21.

Koptelov, B.V. (2003) Otnoshenija rimskih imperatorov s hristianskoj cerkov'ju v 330-h - nachale 360-h godov. M.

Kudlien, F. (1972) "Zenon 15", Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft: neue Bearbeitung begonnen von Georg Wissowa.

Band X A (Zenobia-Zythos). München: Alfred Druckenmüller Verlag, 147.

Lim, R. (1995) Public Disputation, Power, and Social Order in Late Antiquity. Berkeley: University of California Press.

Marasco, G. (2010) "The Curriculum of Studies in the Roman Empire and the Cultural Role of Physicians", ed. by M. Horstmanshoff. Hippocrates and Medical Education. Selected Papers Presented at the XlIth International Hippocrates Colloquium, Universiteit Leiden, 24-26 August 2005. Leiden: Brill, 205-219.

Nutton, V. (1972) "Ammianus and Alexandria", Clio Medica. Acta Academiae Internationalis Historiae Medicinae 7, 165-176.

Nutton, V. (2009) "Zeno 17", Brill's New Pauly. Brill.

Penella, R.J. (1990) Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century AD. Studies in Eunapius of Sardis. Leeds, Great Britain: Francis Cairns.

Petit, P. (1957) Les étudiants de Libanius. Paris: Nouvelles éditions latines.

Petit, P. (1994) Les fonctionnaires dans l'œuvre de Libanius: analyse prosopographique. Paris: Université de Franche-Comté.

Piganiol, A. (1973) L'empire chrétien, 325-395. Paris: Presses Universitaires de France.

Pormann, P.E. (2010) "Medical Education in Late Antiquity from Alexandria to Montpellier", ed. by M. Horstmanshoff. Hippocrates and Medical Education. Selected Papers Presented at the XIIth International Hippocrates Colloquium, Universiteit Leiden, 24-26 August 2005. Leiden: Brill, 419-441.

Pormann, P.P. (2018) "Oribasius," The Oxford Dictionary of Late Antiquity / O. Nicholson. Oxford, United Kingdom: Oxford University Press, 1106.

Roueché, M. (1999) "Did Medical Students Study Philosophy in Alexandria?", Bulletin of the Institute of Classical Studies 43, 153-169.

Sandwell, I. (2005) "Outlawing 'Magic' or Outlawing 'Religion'? Libanius and the Theodosian Code as Evidence for Legislation against 'Pagan' Practices", ed. by W. V. Harris. The Spread of Christianity in the First Four Centuries. Leiden; Boston: Brill, 87-123.

Sardiello, R. (1998) "Medici e medicina in Giuliano", Rudiae 10, 187-223.

Slaveva-Griffin, S. (2018) "Byzantine Medical Encyclopedias and Education", ed. by P. T. Keyser, J. Scarborough. Oxford Handbook of Science and Medicine in the Classical World. Oxford University Press, 964-986.

Swinton, J.; Campbell, J.; Shelvocke, G.; Bower, A.; Psalmanazar, G.; Sale, G. (1748) An Universal history, from the earliest account of time. Compiled from original authors; and illustrated with maps, cuts, notes. London: T. Osborne etc.

Temkin, O. (1962) "Byzantine Medicine: Tradition and Empiricism", Dumbarton Oaks Papers 16, 95-115.

Touwaide, A. (2006) "Oribasius", Brill's New Pauly. Brill.

Vedeshkin, M.A. (2018) «Social'no-pravovoj status vracha v pozdnej Rimskoj imperii», Istorija mediciny 5, 301-307.

Vedeshkin, M.A. (2018) Jazycheskaja oppozicija hristianizacii Rimskoj imperii IV-VIvv. Spb.: Aletejja.

Vedeshkin, M.A. (2020) «Ritor Isokasij: portret pozdneantichnogo uchitelja i politika», Dialog so vremenem 73, 293-306.

Vedeshkin, M.A. (2021) «Julian Kappadokijskij i afinskie shkoly konca III -nachala IV vekov», pod. red. V.K. Pichugina. Obrazovatel'nye prostranstva i antropopraktiki goroda. M.: Akvilon, 278-306.

Vedeshkin, M.A. (2021) «Kogda Evnapij pisal svoi shkol'nye biografii? K voprosu o datirovke "Vitae Sophistarum"», EXOAH (Schole). Filosofskoe antikovedenie i klassicheskaja tradicija XV, 326-341.

Watts, E. (2005) "Orality and Communal Identity in Eunapius' Lives of the Sophists and Philosophers", Byzantion 75, 334-361.

Watts, E.J. (2012) "Education: Speaking, Thinking, and Socializing", The Oxford Handbook of Late Antiquity. Oxford University Press, 467-486.

Westerink, L.G. (1964) "Philosophy and Medicine in Late Antiquity", Janus 51, 169-177.

Wright, W.C. (1922) "Review of Iuliani Imperatoris. Epistulae, leges, poematia, fragmenta varia, collegerunt", Classical Philology. 17, 362-367.

Wright, W.C. (1923) The Works of the Emperor Julian. Vol. III. Letters, Epigrams, Against the Galileans, Fragments. London: Loeb Classical Library.

Wright, W.C.F. (1922) Philostratus and Eunapius: The Lives of the Sophists. London; New York: Heinemann; Putnam.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.